Глава II. Одежда и украшения в Ветхом Завете

[28]

Иногда члены церкви устраняют цветную косметику и драгоценности просто «ибо так говорит церковь», не понимая принципов, которые Бог установил, чтобы обеспечивать правильные отношения с Ним. Такие члены склонны спрашивать: «Что плохого в моих серьгах или ожерелье? Они незаметные и недорогие! А что плохого в том, что я прихожу в церковь в короткой юбке? Она лишь на десять сантиметров выше колен! Я еще молода и так одеваются все!»

Мое сердце обеспокоено многими такими вопросами, ибо они открывают отрицательное отношение к Богу. Кажется проблема вот в чем: «Какое количество украшений я могу носить, и каким открытым может быть мое тело, чтобы быть принятой Богом?» Такая позиция отражает желание совершать минимум необходимого для спасения.

Настоящий христианин не станет спрашивать: «Как немного мне надо сделать и при этом все еще оставаться дитем Божьим?», но скорее он спросит: «Как много я могу сделать, чтобы своим внешним видом, еще более проявить мою веру, любовь и завет со Христом?» Таков положительный отклик, исходящий из сердца, преисполненного любовью к Богу и желающего знать, как наилучшим образом прославить Его во всех аспектах нашей жизни, в том числе и внешнем виде. Христиане с таким положительным и любящим отношением искренно желают знать, что Бог открыл в Писании все относительно одежды, драгоценных украшений и косметики. Исходя из этой позиции, мы будем совершать наше изучение, начиная из Ветхого Завета. [29]

Цель этой книги

Эта глава рассматривает самые уместные тексты из Ветхого Завета о драгоценностях, косметике и экстравагантной одежде. Между ношением этих вещей и совращением, прелюбодеянием и вероотступничеством раскрывается закономерная связь. Мы увидим, что отказ от внешних украшений является предусловием внутреннего духовного очищения и примирения с Богом. Из-за того, что кто-то находит поддержку в некоторых текстах Ветхого Завета, для умеренного использования драгоценностей, особое внимание уделяется этим текстам и вытекающим из них аргументам.

Одежды света

Человеческое тело – венец Божьего творения, наиболее чудесное по замыслу, наиболее прекрасное по форме и чертам, наиболее очаровательное по выразительности. Бог выразил Свое полное удовлетворение после сотворения Адама и Евы в следующих словах: «И вот, хорошо весьма». (Быт. 1:31) В своем райском состоянии Адам и Ева, носили одежды их невинности. «Прекрасный, мягкий свет, свет Божий окутывал святую пару. Эта одежда из света была символом духовных одежд Адама и Евы, их небесной чистоты и непорочности. Если бы они всегда оставались верными Богу, одеяние света вечно продолжало бы окутывать их. Но когда вошел грех, они разорвали свой союз с Богом и окружавший их свет исчез. Нагие и устыженные Адам и Ева увидели, что они лишились небесных одежд и постарались прикрыть свою наготы сшитыми фиговыми листьями».[5]

В Библии одежда или ее отсутствие отражает духовное состояние человека перед Богом и Его славу. Адам и Ева после согрешения, сразу заметили, что они «наги» (Быт. 3:7), ибо они потеряли одежды света. Их нагота не была результатом устранения какой-либо одежды, ибо до тех пор они никогда не носили никакого платья. Скорее они осознали свою наготу в момент согрешения и ощутили отделение от славного присутствия Божьего, слава Которого окутывала их.

Искупление в Библии часто представляется как восстановление первоначальной одежды света, исходящего от славного Божьего [30] присутствия. Исаия говорит о явосстановлении одежд света в Царстве Мессии: «Не будет уже солнце служить тебе светом дневным и сияние луй — светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею» (Ис. 66:19). Подобным образом Иоанн Богослов сравнивает Церковь, ожидающую пришествия Христа с невестой, украшенной для брака: «И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый» (Откр. 19:8). Греческий термин «Лампрон» («блестящий») буквально означает «сияющий, сверкающий подобно светильнику. Одежды света, потерянные при грехопадении, снова будут восстановлены. Свет славы Божьей будет облекать не только искупленных, но и служить освещением Нового Иерусалима: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божья осветила его, и светильник его – Агнец» (Откр. 21:23).

А теперь представим себе одежду между творением и восстановлением, — это период времени между ними, чтобы облечься в одежду Славы Христа при Его возвращении, нам необходимо теперь «отложить прежний образ жизни ветхого человека» (Еф. 4:22) и «облечься в Господа Иисуса Христа» (Рим. 13:14). Белая одежда праведности Христа, которую мы призваны носить в нынешней жизни, — это не одежда, созданная нашими усилиями, но предложенная Христом: «Советую тебе купить у Меня … белую одежду, чтобы одеться, и чтобы не было видна срамота наготы твоей» (Откр. 3:18). Нагота греха покрывается блистающими белыми одеждами, предложенными Христом. Его обетования для тех, «которые не оскверняли одежд своих» — они «будут ходить со мною в белых одеждах, ибо они достойны» (Откр. 3:4).

Выше приведенных ссылок достаточно, чтобы показать, насколько богаты и разнообразны символы в Библии, касающиеся одежды. От творения и до искупления Божья творческая и искупительная деятельность часто представлена как покрытие наготы Его детей одеждами Его праведности. В своей недавно выпущенной книге «Символы одежды в Библии» французский богослов Эдгар Хаулотти отметил: «Важное значение одежды не умалено в Библии. Наоборот, Божье откровение придает ей духовное значение».[6] Богатые, духовные символы одежды помогают нам оценить важность, которую Бог придает одежде в жизни Его народа. [31]

Грехопадение и мода

Мода появилась тогда, когда наши прародители были изгнаны их Едемского сада. Их невинность удалилась, одежды света исчезли. Адам и Ева, трепещущие от страха, сшили смоковные листья, чтобы покрыть греховную наготу. Эти непрочные временные одежды вскоре были заменены кожаными одеждами, которые предусмотрел Сам Бог (Быт. 3:20). По мере увеличения развращенности люди пытались заменить прекрасную простоту их невинности модными одеждами, украшенными золотом и драгоценными камнями. Чем ниже падали люди, утопая в пороках, тем более экстравагантной становилась их одежда и украшения.

Первоначальная функция одежды заключалась в том, чтобы предохранять тело от изменившегося климата и похотливых желаний. Однако вскоре люди начали шить одежду и украшения, отражающие гордость и сексуальность. Самоуважение превратилось в тщеславие. Желание возвыситься, быть признанными привело к приукрашиванию своей внешности драгоценными изделиями. Таким образом, одежда и украшения очень быстро стали показателем морального падения и вероотступничества.

2. Устранение украшений – прежде чем идти в Вефиль

Это обстоятельство поможет нам понять, почему в Ветхом Завете Бог часто призывал Свой народ к покаянию и реформе, устраняя их украшения. Первый эпизод такого рода находим в книге Бытие 35:1-4. Бог повелел Иакову, чтобы он вместе со своей семьей передвинулся из Сихема в Вефиль. Там им предстояло совершить духовную реформацию, устроив жертвенник на том самом месте, где однажды Иакову явился Бог, когда он бежал от своего брата Исава.

Иаков осознавал, как много надо сделать, прежде чем все члены его семьи будут готовы встретиться с Богом в Вефиле. Из–за уважения и любви к своим женам Иаков терпел наличие идолов и драгоценностей. Эти перечисления, вероятно, включали идолов, которые Рахиль похитила у своего отца (Быт. 31:19), а также драгоценности, которые его сыновья взяли при разграблении жителей Сихема (Быт. 34:27-29).

Чтобы семья морально обновилась и духовно очистилась, Иаков потребовал от них и внешнего очищения: «Бросьте богов чужих, находящихся у вас и очиститесь и [32]перемените одежды ваши; встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною в пути, которым я ходил» (Быт. 35:2-3).

Примечательно, что Иаков осознавал, — его семья нуждается во внешнем очищении своих тел и в изменении своих одежд – прежде чем пережить опыт внутреннего очищения у жертвенника, который он намеревался поставить. Вероятно, перемена одежд означала, что одежда должна быть не только чистой, но и соответствовать специальной встрече с Богом. Как уже было отмечено выше, «Вы можете стать тем, образец одежды которого вы носите». Это истинно в духовной и в такой же мере материальнойяя – профессиональной жизни. Чистота и новый внешний вид бросают нам вызов быть чистыми и внутренне новыми через очищение нашего ума и сердца. Вот почему Бог дал такие же указания спустя некоторое время Израильтянам у горы Синай, чтобы приготовить их ко встрече с Богом (Исх. 19:10).

Ответ семьи Иакова достоин похвалы: «И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них; и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема» (Быт. 35:4). Заметим, что они отдали Иакову не только своих идолов, но также и серьги. (В других переводах «драгоценности»). Они осознали, что серьги так же могут быть препятствием для общения с Богом.

Драгоценности в качестве идолов

Некоторые комментаторы полагают, что серьги были своего рода амулетами, маленькими идолами. Это вполне возможно, ибо многие ювелирные изделия были связаны с поклонением идолам. (Ис. 3:18-21). Часто люди поклонялись тому, что носили. В своей статье «Одежда и украшения евреев» Новая энциклопедия религиозного знания Шаффа Херцога объясняет: «Драгоценные камни были одновременно и амулетами». Согласно древнему восточному взгляду металлы и драгоценные камни принадлежали к определенным богам минерального мира и поэтому обладали таинственной магической силой. Поэтому, любое украшение, отвращавшее внимание от его носителя к самому себе, служило защитой от дурного глаза. По этой [33] причине жители Востока носили много драгоценных камней. К примеру, в Ветхом Завете, в книге пророка Исаии 3:19 одна деталь женского украшения описана как амулет (сравни Быт. 35:4) и очевидно украшения на верблюдах мадианитян были чарами – амулетами (Суд. 8:21).[7]

Даже сегодня в католических странах многие носят кулоны, которым они поклоняются: кресты, сердца (Иисуса или Марии) и даже кусочки мощей. Это также истинно относительно культов Нового века и сатанинских культов, чьи последователи носят предметы, которым поклоняются, а именно, амулеты, талисманы, кулоны. В сущности, предназначение этих предметов — драгоценных камней – защита против злых духов или колдовства.

В книге Судей 8:24 подчеркивается, что ношение серег было характерно для Измаильтян: «Много было золотых серег, потому что они были измаильтяне». Это высказывание подчеркивает, что серьги были традиционным украшением Измаильтян, а не Израильтян. И мы сегодня можем сказать, что ношение драгоценных украшений является традиционным для мирских людей, но не для христиан.

Члены семьи Иаковы приняли образ жизни – языческое идолопоклонство, но Иаков привел их в Вефиль, к Богу, чтобы совершить искупление их грехов. Для них настало время исследования сердца и покаяния. Они осознали, что им надо, отказаться от чужих богов и украшений и только тогда Божьи благословения снизойдут на них. Чтобы иметь полную уверенность, что его семья снова не впадет в идолопоклонство, Иаков, руководствуясь мудростью, похоронил идолов и серьги под дубом вблизи Сихема и только после этого отправился в Вефиль.

Важный принцип

Эта иcтория содержит важный принцип для современных христиан. Если мы желаем пережить опыт внутреннего очищения от наших прошлых грехов и иметь опыт общения с Богом в доме Божьем (Вефиле), — нам необходимо устранить все внешние атрибуты идолопоклонства, включая украшения, прославляющие скорее нас, нежели Бога. Чтобы иметь полную уверенность, что мы не будем использовать их снова, лучше расстаться с ними, а не хранить их как сувениры. [34]

3. Снятие украшений у горы Хорив

Подобная реформа с оставлением украшений описана в Исх. 33:1-6. здесь в контексте представлено великое отступление в то время, когда Моисей взошел на гору, чтобы принять от Бога 10 заповедей. Устав ждать Моисея и желая иметь видимого бога, который бы шел впереди них вместо Моисея, большая часть израильтян принесла свои золотые украшения Аарону и он вылил из них золотого тельца – имитацию одного из Египетских богов (Исх. 32:2-4). Бог предостерег Моисея, еще находившегося на горе об отступлении в стане Израиля. Моисей поспешил сойти с горы и нашел народ танцующим и восклицающим вокруг их идола.

Выражая свое возмущении относительно их восстания, Моисей разгневался и разбил скрижали закона божьего на глазах у всего народа. Это означало, что они нарушили Завет с Богом. Затем он сжег золотого тельца, и с помощью левитов наказал всех, упорствующих в своем восстании. (Исх. 32:15-29). Затем Моисей снова взошел на гору, умоляя Бога, чтобы Он простил грех народа. Бог заверил Моисея, что Он останется верным обетованию, данному Аврааму, Исааку и Иакову, — ввести их в землю Ханаанскую, но сам он не войдет с ними. Вероятной причиной этого были их частые восстания, а его непосредственное присутствие означало бы их полное истребление.

Когда израильтяне поняли, что Бог не будет более вести и защищать их, лично присутствуя с ними, — они глубоко, чистосердечно покаялись в своих грехах «и никто не возложил на себя украшений своих» (Исх. 33:4). Мужчины, вероятно, носили браслеты, кольца и серьги на ногах, как и в Египте. Это говорит о том, что соблазн носить украшения присущ не только женщинам, но и мужчинам.

В ответ на очевидное покаяние Израиля, Бог пересмотрел свою угрозу, но потребовал от израильтян в доказательство искренности их покаяния,, навсегда отказаться от украшений: «Итак, снимите с себя украшения свои; Я посмотрю, что Мне делать с вами» (Исх. 33:5). Ответ был положительным: «Сыны Израилевы сняли с себя украшения свои у горы Хорива» (Исх. 33:6). [35]

Описанная выше история, подчеркивает: кающиеся израильтяне, признали, что их украшения были серьезным препятствием для примирения с Богом. Поэтому Израильтяне «сняли с себя украшения свои у горы Хорива» (Исх. 33:6). Выражение «у горы Хорива» указывает на то, что искренние израильтяне обязались «у горы Хорива» больше не носить украшений, показывая свое чистосердечное желание быть послушными Богу. Их опыт похож на пример семьи Иакова в Сихеме. В обоих случаях устранение украшений приготовило их к обновлению завета с Богом.

Урок для нашего времени

Какой урок мы можем извлечь из этого опыта? Ссылаясь на этот опыт Израильтян в пустыне, Павел напоминает нам: «Все это происходило с ними, как образы, а описано в наставление нам, постигшим последних веков» (1Кор. 10:11). Подобно древним израильтянам, мы путешествуем к обетованной земле. Повеление Бога израильтянам – устранить их украшения прежде их входа в земной Ханаан, относится и к нам, готовящимся войти в небесный Ханаан. Если ношение украшений способствовало восстанию Израильтян против Бога, а их устранение содействовало примирению с Богом – не является ли это истинным и для нас сегодня?

Некоторые читатели могут с удивлением спросить: «Почему украшения были таким препятствием для духовной жизни израильтян и почему драгоценные украшения вредят нашей духовной жизни сегодня?» Частичный ответ заключается в том, что мы носим вещи, которым поклоняемся. А поклоняемся мы им в том смысле, что носимая нами одежда и украшения наилучшим образом открывают наших идолов: красоту, богатство, социальное положение или уровень нашего «мудрого» мышления. Итак, мы поклоняемся тому, что мы носим в том смысле, что восхищаемся одеждой и украшениями, а они то самым наилучшим образом подпитывают наши честолюбивые стремления (наших идолов).

Вероятно, вы слышали такие высказывания: «О, как я обожаю это платье, или ожерелье! Они так гармонируют с моей внешностью и отражают мою индивидуальность!» Такие высказывания показывают, что смысл жизни таких людей не в поклонении Богу, а в культе их собственной личности. На самом деле это и есть идолопоклонство. Когда одежда, украшения, автомобили, дома, профессиональные интересы, и богатство становятся приоритетами (идолами) в нашей жизни, — [36] мы устраняем Бога из нашей жизни и сознания. Это главная причина, почему внешние украшения являются преткновением для духовной жизни.

4. Надменность дочерей Сиона

Другой примечательный пример того, как экстравагантная, вызывающая одежда и украшения содействуют гордости и самопрославлению, нежели поклонению Богу, — находим в Исаии 3:16-26. Этот отрывок самый примечательный, ибо содержит наиболее подробное описание тех ювелирных украшений и одежд, своего рода гардероб богатых женщин Иерусалима; в этом отрывке также наиболее суровое осуждение гордости и надменности, под влиянием греховной одежды и украшений.

Контекст этого места провозглашает о суде Божьем над Своим Народом, по приговору Которого, народ подвергается страшному унижению и истреблению. Причина Божественного суда, — народ оставил Бога. «Так рушился Иерусалим и пал Иуда, потому что язык их и дела их — против Господа, оскорбительны для очей славы Его». (Ис. 3:8).

Исаия возлагает вину за отступление нации, прямо указывая на отрицательное влияние, как руководителей, так и женщин. О руководителях народа пророк говорит: «Народ Мой! Вожди твои вводят тебя в заблуждение и путей стезей твоих испортили … Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного в ваших домах». (Ис. 3:12,14). Вместо того, чтобы быть стражами виноградника, то есть народа Израильского (Ис.5:7; 7:8; 2:1,3), гражданские и религиозные руководители поглощали блага народа, обогащаясь за счет бедных.

Далее пророк Исаия переводит тяжесть обвинения от отрицательного влияния руководителей к суперклассу богатых женщин – преимущественно жен и дочерей лидеров нации. Согласно высказывания Джозефа Янсена, очевидная причина заключалась в том, что «подобно Амосу, Исаия считает женщин ответственными за угнетение, которому их мужья подвергают народ»[8]Эта мысль подчеркивается также [37] выражением: «Женщины господствуют над ним. Как заметил Карл Негельсбах, пророк Исаия осуждает «чрезмерную женскую роскошь, не только как греховную саму по себе; но она также является главной причиной насилия и социального беспорядка, упомянутых ранее и поэтому как возмездие за ними следуют болезни, вдовство и стыд».[9]

Сначала Исаия описывает, как дочери Сиона демонстрируют свою надменность: «За то, что дочери Сиона надменны, и ходят, подняв шею, и обольщая взорами, и выступают величавою поступью, и гремят цепочками на ногах, — оголит Господь темя дочерей Сиона о обнажит Господь срамоту их». (Ис. 3:16,17). Внутренняя гордость женщин Сиона проявилась внешним образом в их походке «ходят, подняв шею и обольщая взорами; они бросают вожделенные взгляды, чтобы видеть, любуются ли ими и привлекают ли они внимание «гремя цепочками на ногах».

Отказ от символов гордости и высокомерия

Высокомерие дочерей Сиона вызывает суровый суд Господа и наказание, в результате, которого устраняются все символы гордости и надменности: «В тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах, и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла, и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни, и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи, и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос – плешь, и вместо широкой епанчи – узкое вретище, вместо красоты – клеймо. Мужи твои падут от меча, и храбрые твои на войне. И будут воздыхать и плакать ворота столицы, и будет она сидеть на земле опустошенная». (Ис. 3:18-25) [38]

В этом тексте самое подробное описание женских украшений и одежды, чем может быть обнаружено во всей Библии, Франц Делич с удивлением говорит: Для Исаии необычно «вникать в интимные вопросы».[10] Даже Иезекииля, детально описывающего женские украшения (Иез. 16:8-14) нельзя сравнить с подробным описанием Исаии. Цель Исаии показать «безграничную любовь к украшениям, которая была очень распространенной во времена Озии – Иоарама»[11] и, в такой же мере в трагических последствиях унижения и истребления.[12]

Следует заметить, что в этом тексте включена узаконенная одежда: мантии, покрывало, дамские сумочки, шарфы, нижняя одежда. Исаия ставит их в один ряд с языческими женскими украшениями, ибо носили их иудейские женщины, проявляя, таким образом, свою гордость. Цель пророка Исаии – показать, как высокомерие женщин Иерусалима, проявленное в их одежде и украшениях ведет к суду Божьему и их истреблению.

Уроки для нашего времени

Рассмотренный выше текст Св. Писания преподает нам, по меньшей мере два важных урока. Во-первых, роскошные одежды и украшения свидетельствуют о внутренней гордости и жажде самовосхваления, которые могут привести к идолопоклонству, прелюбодеянию и вероотступничеству. Между одеждой и духовным состоянием существует тесная связь. Нескромная одежда ведет к нечистым помыслам. Обольстительные взгляды дочерей Сиона сбили с толку вождей и, по сути, привели народ к непослушанию и Божьему наказанию. Следовательно, главная причина отказа от украшений – не просто в растрачивании средств, но в их отрицательном влиянии на других.

Во-вторых, Господь презирает гордость, проявленную в ношении украшений. «Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня» (Ис. 4:4). Богатые иудейские женщины украшали себя с головы до ног дорогим убранством, чтобы выглядеть красивыми, но Господь видел их внутреннее уродство. Конечно, не внешняя красота, золотые [39] украшения и дорогая одежда приятны Господу, а сокровенный сердца человек в «нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1 Пет. 3:4).

Буквально или аллегорически?

Некоторые отвергают наши выводы, аллегорически истолковывая это место. К примеру, Мейделлин Джоунс Хельдмен, показывает, что устранение женских украшений не представляет собой осуждение украшений, но отвержение Иуды как своего народа. Иуда представлен печальной, неукрашенной женщиной, непомолвленной и без мужа». [13]

Эта трактовка ошибочна, ибо здесь буквально описывается то, что привело к отвержению Иуды, а именно, греховное влияние его руководителей и богатых женщин. Последние осуждаются за их гордость и надменность, выраженную в пристрастии к украшениям. Конечно, Господь рассматривает украшения, как часть проблемы, поэтому устраняет их. Это действие Господа никак нельзя истолковать, как разрешение носить украшения. Они носили их для совращения мужчин и вели таким образом народ до вероотступничества. Поэтому суд Господний заключается в снятии всех четырех украшений.

5. Суд и украшения

Контекст суда в двух рассмотренных нами местах – Исх.33:4-6; Ис. 3:16-26 – побудили Ричарда Дэвидсона утверждать, что «не ношение украшений греховно само по себе»[14], скорее греховно (предосудительно) носить украшения во время всеобщего покаяния и суда. «Отсюда следует, что во время всеобщего следственного или исполнительного суда, Господь просит Свой народ снять украшения, как внешний символ особого положения во время суда.

Дэвидсон приводит два библейских принципа касающихся украшений. С одной стороны «драгоценности в Древнем Израиле, когда о них [40] говорится положительно, почти всегда связаны с украшением жениха и невесты».[15] Однако, с другой стороны, Господь часто призывает свой народ снять украшения во время всеобщего покаяния и суда.

Ставя рядом эти два принципа, Дэвидсон приходит к весьма творческому истолкованию. «Возможно, начиная с 1988 года АСД имеют преимущество воздерживаться от ношения украшений, как особого внешнего признака уникальной настоящей истины, что они – Лаодикия – «Народ суда», что они живут во время следственного суда? А возможно, они поступают так потому, что хотя Церковь в духовном смысле является невестой Христа (Евр. 5; 2 Кор. 11:2), а свадьбы все еще нет (Откр. 19:7,8)? Для понимающих глубину этих проблем — украшение невесты перед свадьбой – характерно для Вавилона, великой блудницы (Откр. 17:4,5), а не настоящей Церкви (Откр. 12:1). Не потому, что греховно носить драгоценности, а потому что мы имеем преимущество дождаться свадьбы, когда Сам Иисус будет украшать Свою Невесту».[16]

По меньшей мере, такое толкование является творческим. Оно представляет искреннюю, похвальную попытку примирить те аллегорические попытки, в которых положительно говорится об украшениях, с местами в которых их употребление осуждается. И все же толкование Дэвидсона основано на ошибочных предположениях.

Во-первых, истинная Церковь, представленная в Откровении Невестой, приготавливает себя к «браку Агнца», украшая себя «не золотом, драгоценностями и жемчугом», но облекаясь в «виссон чистый и светлый» (Откр. 19:8). И не только невеста в Откровении, но даже множество искупленных, облеченных в белые льняные одежды без украшений. Все это наводит на мысль, что украшения не являются частью одежды детей Божьих ни в настоящем, ни в будущем мире. Как мы отметили выше, как во время творения, так и в заключительном восстановлении Господь облечет Своих детей [41] не в драгоценности, а в одежды славы, которая исходит от Него Самого.

Во-вторых, если Господь повелевает Своему народу отказаться от украшений во время всеобщего покаяния и суда, трудно поверить, что Он мог одобрить их использование в другие времена. Если внешние украшения являются камнем преткновения на пути к покаянию и примирению с Богом, в то время, когда Он призывает Свой народ к покаянию, следовательно они являются помехой для нашей духовной жизни в любое время.

Скорее описание, чем предписание

В-третьих, внимательное изучение текстов, в которых якобы одобрительно говорится об использовании украшений, показывает, что они отражают преобладающую культурную концепцию красоты, а не предписание, выражающее желание Господа, какие украшения должен применять Его народ. Если не сделать этого различия, можно прийти к самым невероятным заключениям. Вальтер Кайзер, известный теолог текстов Ветхого Завета правильно отметил, что «описание или повествование о событиях Ветхого Завета не равно их одобрению или рекомендации; или представление этих действий или характерных черт якобы нормативным подражанием для всех последующих читателей».[17]Описание или аллегорию необходимо истолковывать в свете ясных библейских учений, но не наоборот.

Этот принцип необходимо учитывать, когда мы трактуем такие стихи, как Иез. 28:13. это описательное, аллегорическое место, которое часто приводят, чтобы оправдать ношение драгоценностей. «Ты находился в Едеме, в саду Божьем; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз, и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул, и изумруд, и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего» (Иез. 28:13). Полагают, что если Господь сотворил Люцифера и украсил его драгоценными камнями, следовательно Сам Господь одобряет ношение драгоценных камней и для людей.

Объяснять символику библейского языка подобным образом ошибочно. Описание, встречающееся в контексте плача Иезекииля относительно гордости и высокомерия царя [42] Тиркого, которому Бог послал страшную кончину: «Все знавшие тебя среди народов изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя вовеки» (Иез. 28:19). Методом пророческой перспективы, которая заключается в соединении настоящего с прошедшим или будущим, Иезекииль описывает красоту, гордость и уничтожение царя Тирского, намекая на красоту, гордость и будущее уничтожение Люцифера, который является основоположником всякой греховной гордости.

Сцена украшения драгоценными камнями отражает красоту Люцифера прежде его восстания и падения, и путем сравнительного, типологического метода — указывает на красоту царя Тирского прежде его падения. Мы знаем, что цари употребляли драгоценные камни, чтобы украсить не только свои одежды, но также и стены своих дворцов. Двойное применение очевидно и в следующих выражениях: «От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды и ты согрешил; и Я низвергнул тебя как нечистого с горы Божией, изгнал тебя, Херувим, осеняющий из среды огнистых камней» (Иез. 26:16). В Библии ничего не сказано о том, что Люцифер пал из-за какой-либо нечестной торговли на небесах.

Символ красоты

Эпизод с драгоценными камнями едва ли следует понимать буквально, как ссылку на реальную одежду, покрытую драгоценностями, которую Господь сделал для Люцифера. Зачем Люциферу понадобилась бы такая одежда? Разве на небесах было холодно? Нигде в Библии не упоминается об ангельской одежде или украшениях. Если бы это было так, как утверждает заглавие буклета «Господь верит в драгоценности» и использует их для украшения Своих созданий, почему в таком случае, Он не украсил Адама и Еву драгоценностями?

Как уже было отмечено выше, одежды Адама и Евы и всех искупленных в заключительном восстановлении – это одежды света, с сиянием, исходящим от Самого Бога. Физические одежды были учреждены, чтобы покрыть наготу, открывшуюся при грехопадении. (Быт. 3:9,21); но не было необходимости покрывать наготу Люцифера в день его сотворения. (Иез. 28:13). Если не было необходимости в одежде для первой пары прежде их согрешения, зачем она нужна была для Люцифера? Более того, зачем Господу использовать земные камни для украшения небесного создания? [43]

В свете этих соображений, очевидно, что эпизод украшения драгоценными камнями, предназначен, чтобы показать первоначальную красоту Люцифера и в такой же мере его двойника – царя Тирского. В обоих случаях, красота привела к гордости и падению. Образ украшения драгоценными камнями использован не для того, чтобы одобрить ношение драгоценностей, но простым человеческим языком выразить представление о красоте. Драгоценные камни – прекрасны. Бог создал их, чтобы украсить наш мир, но в Библии мы не найдем ни одного упоминания о том, что Бог использует их для украшения человеческих тел.

Предположение, что Бог украшает созданных Им людей драгоценностями, говорит о несовершенстве Его творения, нуждающегося в улучшении. Но первоначально созданные Богом существа, как небесные, так и земные, были совершенны в своем назначении, намерении и красоте. Не надо было никаких косметических «составов» и украшений, чтобы скрыть или улучшить внешний вид созданных существ.

Святой город, украшенный как невеста

Таким же аллегорическим является текст Откр. 21:2 часто цитируемый, чтобы оправдать использование украшений. Действительно Иоанн видел в видении «святой город Иерусалим, Новый, сходящий от Бога с неба, и приготовленный как Невеста, украшенная для мужа своего». Город описан, как «имеющий славу Божью, светило Его подобно драгоценному камню, как бы камню яспису кристалловидному. Он имеет большую и высокую стену, имеет 12 ворот … и стену Он измерил во 144 локтя, мерою человеческую какова мера и ангела. Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото» (Откр. 21:2,11,12,17,18).

В этом аллегорическом месте Новый Иерусалим сравнивается с «Невестой, украшенной для мужа своего – не для того, чтобы представить законность использования украшений, как морально допустимое явление, но просто помочь людям понять красоту нового мира – через сравнение с наряженной невестой. Бог использует знакомые нам представления, чтобы описать незнакомые.

То же истинно и в описании стены города, которая была 144 локтя высоты и 12 тысяч стадий [44] (Откр. 21:16 — около 1500 миль, приблизительно 2220 км по периметру; длина, и широта, и высота его равны – пропорциональны. Высота стены 66 метров). Цель этого образного выражения не учит нас, что высота стен защитит нас, но скорее учит уверенности, что Новый мир будет местом совершенной безопасности. Господь употребил символ города со стенами невероятной высоты как наилучший способ сообщить людям Новозаветного времени о совершенной безопасности, которая будет преобладать в грядущем мире. Истолковывая аллегорические образы, нам необходимо сконцентрироваться на основной истине, нежели на деталях.

6. Наперсник судный первосвященника

В письме один уважаемый служитель, мой друг, уделивший время для анализа первого варианта этой книги – пространно доказывал, что ефод и наперсник судный первосвященника свидетельствуют, что Бог одобряет надлежащее употребление украшений из золота и драгоценностей. Именно Сам Господь дал Моисею указания по изготовлению этих двух наиболее святых частей священнического одеяния. Нам следует кратко рассмотреть этот аргумент, поскольку другие христиане понимают именно так.

Ефод – своего рода жилет, состоял из двух частей, одна часть покрывала грудь, другая – спину. Они соединялись двумя нарамниками (Исх. 28:7). Главная функция ефода – поддерживать наперсник, который был связан с ним четырьмя кольцами (Исх. 28:23). Наперсник был богато украшен, золотом, голубым, пурпурным, алым материалом и тонким льном, образовывая квадрат размером 10×10 дюймов (дюйм – 2,5 см), около 25×25 см. Спереди были четыре ряда драгоценных камней, по три камня в каждом ряду. На каждом камне было написано имя одного из 12 колен сынов Израилевых (Исх. 28:29). Несомненно, это была самая главная часть одежды первосвященника.

Свидетельствует ли факт, что Сам Бог наставил Моисея как изготовить наперсник с 12 драгоценными камнями, что Бог одобряет надлежащее употребление драгоценностей всему народу? [45]Другими словами, если первосвященник, служивший примером для народа , носил драгоценные камни во время служения во святилище перед Господом, — означает ли это, что обычные верующие так же могут носит драгоценности со смирением и благоговением.

Нет, конечно, нет! Драгоценные камни подчеркивают высокую символическую функцию ефода и наперсника. Они не были обычными одеждами рядовых священников или первосвященников для повседневного ношения. Только первосвященник мог носить их и только тогда, когда входил во святилище. Простые священнослужители носили скромные, льняные одежды (Исх. 28:40-42). Согласно Комментарию Церкви Христиан АСД, «примечательно, что льняная одежда священников отражала «славу и благолепие» и в такой же мере первосвященника (Исх. 28:2). Белый цвет употребляется в Св. Писании как символ чистоты (Откр. 4:4; 7:9,14; 19:8).[18] Другими словами, красота одежды священников выражалась в простоте их белых льняных одежд.

Двенадцать драгоценных камней предназначались не для того, чтобы украшать одежду первосвященника, но открывала Божью заботу о каждом из 12 колен Израиля. Комментарий АСД говорит: «На каждом камне было имя одного из 12 колен. Эти имена, выгравированные на 12 драгоценных камнях, отражали ценность людей в свете нашего Небесного Отца. В глазах Господа Его народ словно драгоценные камни, в прекрасной шкатулке Его любви (Мал. 3:17). Он размышляет о Своей Церкви, как о Невесте, украшенной «убранством» (Ис. 61:10). Она является Его «уделом» (Исх. 19:5).[19]

Подобное сравнение встречается и в откровении, где 12 врат и 12 оснований Небесного Иерусалима также сделаны из драгоценных камней. На них выгравированы имена 12 колен и имена 12 апостолов (Откр. 21:12,14). Факт, что название каждого колена и имена каждого из 12 апостолов выгравированы на драгоценных камнях, — вовсе не означает, что любой верующий имеет право носить драгоценности. Скорее всего, это означает, что каждый верующий – христианин – драгоценен и прекрасен в глазах Небес … Каждое имя, начертанное на драгоценном камне» [46] говорит о том, что Господь знает и любит каждого из нас и заботится о каждом (Пс. 86:5,6; Ис. 57:17; Мф. 25:40; Лк. 15:3-10).[20] Вот что символизируют драгоценные камни на наперснике первосвященника и на основаниях и воротах Святого города. Оправдать ношение драгоценностей, ложно толкуя вышеприведенные тексты из Писания, — значит, приписать им то, что они не содержат.

7. Невеста, украшенная Богом

Другое аллегорическое место, используемое как поддержка Божьего аллегорического одобрения внешних украшений, находим в книге Иезекииля 16 глава. Здесь пророк использует аллегорию о найденном ребенке, иллюстрируя интерес Господа к Своему народу. Девочка была оставлена на поле в день своего рождения. Мимо проходил Господь и сказал умирающему дитяти, неочищенному от своей крови: «В кровях твоих живи, и расти, как полевые растения» (Иез. 16:6,7, другой перевод).

Позже, когда она подросла, Господь предложил ей и она стала Его Невестой. Чтобы показать ей Свою любовь, Господь смыл с нее кровь, облек ее в красивые одежды, «положил на руки твои запястья и на шею твою – ожерелье. И дал тебе кольцо на твой нос, и серьги к ушам твоим, и на голову твою прекрасный венец» (Иез. 16:8-16).

К сожалению, возгордившись своей красотой, она «понадеялась на красоту свою и использовала золото и серебро, полученное от Бога, чтобы сделать себе идолов и блудодействовала с мужчинами, которые приходили к ней (15-34 ст.). В конце концов, Господь решил судить свою неверную супругу и отдать ее в руки любовников, которые сорвут с нее одежду и драгоценности и разрубят ее мечами своими. (Иез. 16:39,40).

И снова, сможет ли эта аллегория оправдать употребление драгоценностей, ибо она изображает Бога чрезвычайно украсившего эту девушку? – Конечно, нет. Почему? Главным образом потому, что этот эпизод, как и предыдущая является аллегорией, заимствованной из древнего культурного обычая об оставлении маленькой девушки, ее красоте, неверности и наказания. Иоанн Богослов описывает Новый Иерусалим как «невесту, украшенную для мужа своего», а Иезекииль описывает Израиль, как брошенную девушку, затем украшенную и принятую Богом в качестве Своей Невесты. В обоих случаях, пророки используют современное их понимание [47] о красоте – наряженной невесте, иллюстрируя благосклонность Господа к Своему народу. Образ украшенной невесты предназначен не для того, чтобы научить нас законности ношения украшений, но для иллюстрации красоты искупительной любви Божьей.

Подобное описание мы находим в притче Иисуса о богаче и Лазаре, которая основана на популярном, народном, ошибочном поверье, что якобы усопшие спасенные направляются на лоно Авраама, а грешные – в вечно горящий ад. (Лк. 16:19-31). В этой притче Иисус использует неправильное понимание людей не для того, чтобы преподать учение о жизни спасенных и грешников после смерти, но чтобы подчеркнуть важность использования возможностей, представленных Богом в настоящей жизни, ибо это определяет нашу будущую судьбу.

В истолковании притч или аллегорической речи, важно понимать два факта. Прежде всего, необходимо обратить внимание на основную истину, помня,что детали, подробности часто являются лишь поддержкой к истине. Главный урок 16 главы Иезекииля состоит в том, что Израиль блудодействовал, растрачивая благословения (и украшения), которые дал ему Господь, а далее последовали Его суды. Во-вторых, подробности притч или аллегорий нельзя употреблять для формулирования учения. Лишь учение, подтвержденное всем Писанием, необходимо принимать как основание для доктрины.

Прогрессивное откровение

Необходимо так же помнить другой важный принцип – прогрессирующий характер Божьего откровения. Даже если в некоторых аллегорических текстах Ветхого Завета кажется выражено благосклонное высказывание о ношении драгоценностей, это еще не означает, что Бог одобряет такую практику. Необходимо помнить, что не все то, что допускалось во времена Ветхого Завета, отражает Божий идеал для Его народа.

Типичными примерами в этом смысле являются полигамия (многобрачие) и развод, которые допускались в Ветхом Завете из-за непослушания и упрямства израильтян. В Ветхом Завете мы не находим ясного осуждения таких действий. Лишь в Новом Завете Христос более полно раскрывает Божий план [48] относительно нашей жизни, где мы находим явное осуждение развода и полигамии, противоречащих Божьему идеалу для Его народа. Надо отметить, что такой же прогрессирующий принцип Откровения, применим и к ношению украшений – практика, косвенно осуждаемая в Ветхом Завете (Быт. 35:1-4; Исх. 33:1-6; Ис. 3:16-21) и прямо в Новом Завете (1 Тим. 2:9,10; 1 Петр. 3:3,4).

8. «Накрашенная как Иезавель»

Некоторые стихи Ветхого Завета говорят об использовании косметики, особенно о подкрашивании глаз. Такая косметическая процедура в основном использовалась для привлечения любовников. Возможно, самый известный текст об употреблении цветной косметики – 4 Цар. 9:30, где говорится о приготовлении Иезавели к последнему часу своей жизни: «И прибыл Ииуй в Израиль. Иезавель же, получив весть, нарумянила лицо свое и украсила голову свою и глядела в окно». Отсюда и происходит поговорка: «накрашенная как Иезавель».

Этот стих повествует о прибытии царя Ииуя в Израиль, после того как он убил царя Израиля и сына Иезавели – Иорама и ее внука Охозию – царя Иудеи. Иезавель, услышав эту весть, поняла, что наступила ее очередь. Она приготовилась к смерти, вызывающе накрасив глаза и украсив свою голову. Она украсила себя всеми украшениями, чтобы выглядеть наиболее соблазнительно. В таком виде она сидела у окна, вероятно обозревая внутренний двор ее дворца и ожидая въезда Ииуя во врата. Но Ииуй не поддался соблазну. Появившись во внутреннем дворе и увидев в окне грациозно приветствовавшую его Иезавель, он приказал евнухам выбросить ее из окна, что они и сделали (4 Цар. 9:33). Какая позорная смерть!

Внешние украшения Иезавели не спасли ее от действий Ииуя и суда Господня. «Пудра и краски не могут скрыть внутреннюю порочность сердца, а шелковые и сатиновые одеяния не могут скрыть греховного безобразия души. Несмотря на все усилия украсить свою внешность, Иезавель была чрезвычайно греховна. Бог смотрит на сердце и желает видеть скорее внутреннюю красоту, чем внешнюю». (1Петр. 3:3).[21]. Заключительный обольстительный [49] взгляд Иезавели, ее последняя попытка соблазнить Ииуя с помощью косметики и драгоценностей, тесно связана с усилиями всей ее жизни – соблазнить Израильтян к идолопоклонству. Таким образом, в библейской истории ее имя стало символом соблазна. (Откр. 20:20).

Аллегория о двух женщинах

О пагубных последствиях использования косметики Ветхий Завет говорит нам в аллегории о двух женщинах (Иез. 23 глава). Имя первой Огола, она представляет Самарию, а другой – Оголива, она представляет Иерусалим (Иез. 23:4). Обе женщины – блудницы, недовольны своим законным мужем (Иеговой) и они блудят с другими мужчинами (ложными богами). «Кроме сего, посылала за людьми, приходившими издалека; к ним отправляла послов, и вот, они приходили, и ты для них умывалась,сурьмила глаза твои и украшалась нарядами» (Иез. 23:40). Люди приходя «возлагали на руки их запястья и на головы их красивые венки… Так приходили к Оголе и Оголиве, к распутным женам» (Иез. 23:42,44). Эта аллегорическая история заканчивается провозглашением Суда Божьего над женщинами и их семьями.

Подобно Иезавели, Огола и Оголива сурьмили глаза и украшали себя нарядами, чтобы соблазнять и блудодействовать с мужчинами. Цель косметики и украшений в этой аллегории – чтобы соблазнять и прелюбодействовать. В конце концов, это приводит к вероотступничеству.

«Опустошенная женщина»

Иеремия, подобно Иезекиилю, употребляет аллегорический образ женщины – соблазнительницы, облеченной в алые наряды, украшенной в драгоценности с подкрашенными глазами, чтобы представить Израиль, оставленный своими политическими союзниками, напрасно пытающимся привлечь к себе своих бывших союзников – идолопоклонников. «А ты, опустошенная, что станешь делать? Хотя ты одеваешься в пурпур, хотя украшаешь себя золотыми нарядами, обрисовываешь глаза твои красками, но напрасно украшаешь себя: презрели тебя любовники, они ищут души твоей» (Иер. 4:30).

Все эти примеры из Ветхого Завета открывают тот же принцип: женщины, украшающие свое лицо косметикой, [50] всегда пытаются соблазнить мужчин к прелюбодейству. Они поступают нечестно, не довольствуясь своими мужьями, а наряжаются и красятся, чтобы соблазнить других мужчин. «Если Израиль не смог привлечь внимание тем, что дал ему Бог, он извратил свою истинную красоту, фальшиво украсив себя. Его раскрашенный взгляд заманит в свои сети духовных прелюбодеев».[22]

Соблазнительное и чрезмерное употребление косметики в приведенных примерах, не может быть истолковано как прямое суждение использования косметики вообще. Женщины в приведенных местах Писания чрезмерно красят свое лицо, чтобы выглядеть соблазнительными и чувственными. Это не означает, что женщина – христианка не должна использовать косметику, если нужно скрыть какие-то внешние дефекты. Ключом является намерение. Когда косметика используется чрезмерно, чтобы лицо выглядело соблазнительно, тогда ее применение соблазнительно. Но если косметика используется в исключительных случаях, чтобы скрыть какие-то дефекты и выглядеть естественно, тогда ее применение оправдано.

Заключение

Ветхий Завет часто ассоциирует употребление драгоценностей и злоупотребление косметикой с соблазном и прелюбодеянием. Такая связь ясно указывает на то, что Господь осуждает ношение драгоценностей. Вспомним, что в Библии Бог открывает нам Свою волю не только в наставлениях, но и в примерах. Многие отрицательные примеры излишнего использования драгоценностей и расточительных одежд повлекли за собой соблазн, прелюбодеяние, отступничество и Божественное наказание и являются предостережением для нас. Они предупреждают нас о греховности украшения наших тел драгоценностями и роскошной, соблазнительной одеждой. Когда Иисус войдет в нашу жизнь, Он не покроет наше тело временными, приходящими украшениями, но полностью восстановит все наше естество, даруя нам нетленные сокровища Своей благодати.