Глава III. Одежда и украшения в Новом Завете

[54]

Мужчины, которые жалуются, что сегодня женщины проводят много времени у зеркала, украшая себя косметикой, драгоценностями и нарядами, могут утешиться тем, что во времена Нового Завета положение было еще хуже. Почему? Женщинам, как высшего, так и среднего класса, просто нечем было занять время. Они не могли исполнять общественные обязанности и практически не имели никаких занятий, кроме домашних; они не получали никаких наград за академические или профессиональные достижения. Поэтому, они проводили много времени, украшая себя, возлагая все свои надежды на их внешний вид.

Римский поэт Луций Валерий так отвечал нравоучителям, осуждавшим женщин за их экстравагантные одежды и украшения: «Зачем мужчинам обижаться на женщин из-за их украшений и нарядной одежды? Женщины не могут выполнять общественных полномочий, не могут выполнять пасторских обязанностей, не могут торжествовать, одерживая победы в боях, не могут участвовать в общественных занятиях. Что тогда они могут делать, как не посвятить свое время украшениям и нарядам?»[23] Слова поэта подтверждают старую основополагающую истину – людям, чрезмерно украшающим себя нет большей цели, чтобы занять свой ум.

Христианство родилось в мире роскоши и морального упадка, появился новый средний класс, разбогатевший благодаря грабительствам во время войны. Представители этого класса, как мужчина, так и женщина, хотели утвердиться в своем новом социальном положении нося дорогие одежды и кичась изобилием драгоценностей. Это в равной мере относилось как к мужчинам, так и женщинам. В действительности, как мы увидим из содержания 6 главы, пальцы некоторых мужчин были так унизаны кольцами, что они не могли использовать их иначе, как отдавая приказы своим слугам. При таком [55] вопиющем контрасте между роскошью и нищетой, христиан призывали жить верой. Нет ничего удивительного в советах Нового Завета, побуждающих стремиться к внутренней красоте сердца, кроткого и молчаливого духа, а не украшать свое тело искусными прическами, золотом, жемчугом или драгоценными украшениями.

Цель третьей главы

В этой главе обратим пристальное внимание на апостольские увещания Петра и Павла относительно одежды и украшений, и увидим их советы, содержащие основополагающие принципы, уместные для современных христиан. Но прежде исследования апостольских увещаний, вкратце взглянем на одежду двух символических женщин, упомянутых в книге Откровения: Великой блудницы и Невесты Христа. Поразмышляем о контрасте между их внешним видом и сделаем выводы о принципах христианской одежды и украшений.

1. Великая блудница

Иоанн указывает нам в книге Откровение контраст двух видов внешнего украшения в символах двух женщин: одна – чистая, а другая – «великая блудница». Чистая женщина представляет истинную Церковь, «Невесту» Агнца. Она готовится к браку и приглашает других приготовится к «брачной вечере Агнца» (Откр. 19:9). В противоположность ей великая блудница представляет вероотступническую политическо-религиозную власть конца времени. Она соблазняет жителей земли духовно прелюбодействовать с ней. Подобно Иезавели, она испытывает садистскую радость, проливая кровь мучеников, как испытывает радость пьяница, пьющий свое вино. («Я видел, что жена упоена была кровию святых» — Откр. 17:6).

Различие между этими двумя женщинами, подчеркнуто их внешним видом. Иоанн видит великую блудницу «облеченную в порфиру и багряницу, украшенную золотом, драгоценными камнями и жемчугом и держащую золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее. И на челе ее, написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам [56] и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровию Свидетелей Иисусовых» (Откр. 17:4-6).

Такое яркое описание великой блудницы напоминает нам пророческое изображение отступившего Израиля наряженного украшениями, как прелюбодейная жена «блудящая» с языческими богами (Иез. 23:30; 16:15; Ис. 23:17). Она облечена в пурпур и багряницу – цвета царской роскоши и величия. Пурпурный цвет в Библии – символ греха (Ис. 1:18; Откр. 17:3). Она обильно украшала себя золотом, драгоценными камнями и жемчугом. В ее руке золотая чаша для спаивания своих любовников. Золотая чаша служит приманкой для людей, чтобы они соединялись с блудницей в ее греховных действиях.

Сказано, что на челе женщины написано имя. Римские авторы — Сенека и Ювеналий — говорят нам, что проститутки носили на своем челе повязку с их именами. Это была эмблема, печать проституции, — еще одна яркая подробность, чтобы представить картину порочности великой блудницы.

Этот символический образ женщины, украшенной золотом, драгоценностями и жемчугом, которыми великая блудница соблазняет других, — представляет собой осуждение из употребления. Это созвучно тому, что мы открыли в Ветхом Завете. Преобладающая отрицательная взаимосвязь украшений и соблазнительно-безнравственным образом жизни является сдерживающим фактором против их употребления в христианстве сегодня.

2. Невеста Христа

В противоположность Великой блуднице, чрезмерно украшенной золотом, драгоценностями, жемчугом и роскошной одеждой, Невеста Христа облечена в скромную, чистую льняную одежду без внешнего украшения: «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» (Откр. 19:7,8). Иоанн объясняет, что прекрасная льняная одежда Невесты представляет дела верного послушания святых.

Идея «быть облеченной в праведные дела» — весьма многозначительна; ниже мы увидим, что апостол Павел употребляет такое же выражение [57] чтобы описать подходящие украшения женщины – христианки (1 Тим. 2:10). Конечно, значение этого выражения не в том, что искупленные сами облекают себя в чистую, белую свадебную одежду, посредством своих праведных дел. Брачные одежды им дали («И дано было облечься ей») – не они приготовили ее. Однако, следует заметить, что брачная одежда, как божественный дар, дается проявляющим «терпение святых, соблюдающих заповеди Божьи и сохраняющим веру Иисуса» (Откр. 14:12).

О внутренней чистоте святых свидетельствуют не золотые украшения, драгоценности и жемчуг, а чистая, прекрасная льняная одежда . «В белые одежды» без внешних украшений облечена не только Невеста из Откровения, но и великое множество спасенных, стоящих перед Божьим престолом (Откр. 7:9). Белые одежды искупленных – это не плод их «праведных дел», но результат опыта в «крови Агнца».

Значение для нашего времени

Мы не можем не извлечь урок и внешнего вида двух женщин. Бог представляет через их одежду — их характер, ибо как мы отметили выше, наша одежда говорит о том, кто мы есть. Нечистая женщина в экстравагантной одежде и украшенная драгоценными украшениями, — всем своим видом отражает внутреннюю гордость и соблазнительные намерения. В противоположность ей, чистая женщина облечена в простую, скромную одежду, без внешних украшений и все это только потому, что ее внешний вид отражает внутреннее смирение и чистоту.

Сегодня перед нами стоит вопрос: Какая из этих женщин может служить образцом нашей христианской одежды? Если мы решимся избрать образец жизни Невесты Христа, представляющей Его Церковь, к которой мы принадлежим, — тогда подобно ей, мы проявим нашу внутреннюю чистоту и благочестие через простоту и скромность нашего внешнего вида.

3. Павел об украшении женщины-христианки

Контраст между внешним видом великой блудницы и [58] Невесты Христа также встречается в пасторских увещаниях Павла и Петра. Апостолы подчеркивают разницу между мирским и христианским украшением. Их увещания заслуживают большего внимание не только из-за фундаментальных принципов подходящей христианской одежды, но и важны в смысле ясного осуждения употребления драгоценностей и экстравагантной одежды.

Павел поднимает проблему украшений женщины-христианки в контексте его советов относительно поведения во время общественного богослужения. После наставления братьям как молиться в общественной молитве «воздевая чистые руки без гнева и сомнения», то есть искренно и находясь в добрых отношениях с другими: «Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим. 2:9,10).

Некоторые спрашивают об уместности этих наставлений для современных христиан, полагая, что они актуальны лишь для конкретной ситуации, существовавшей в Ефесе. Поскольку этот вопрос затронут мной в 6 главе книги «Женщины в Церкви» — желающие могут воспользоваться данным там материалом. Здесь же следует отметить, что достаточно прочитать 1 Послание к Тимофею и станет ясно, что увещания Павла адресованы не только для местной Ефесской церкви, но и для всей христианской церкви в целом. Хотя послание было написано, чтобы противостать влиянию ложных учителей (1 Тим. 1:3-6; 1 Тим. 6:3-5), — задача Павла состояла не только в опровержении лжеучений, но скорее объяснить собранию, его руководителям, в том числе и Тимофею, как христианам жить благочестивой жизнью пред лицом еретических учений и развращенного языческого окружения.

Хорошие подходящие украшения

Здесь контраст между украшением женщины – христианки, исповедующей религию и мирской женщины, единственный интерес которой – привлечь к себе внимание. Фраза «Хочу также, чтобы женщины («украшали себя прилично» — англ. Перевод 1 Тим. 2:9) означает, что ап. Павел не против украшений вообще, он желает, чтобы они были подходящими. [59] Желание выглядеть достойно в свете других, не является неверным, если оно правильно обосновано.

Господь не осуждает истинные украшения. Он наполнил наш мир не только полезными творениями, но и прекрасными. Разнообразные гаммы и оттенки цветов, оперение птиц, шерсть животных, красота человеческого тела с очаровательными щеками, нежными устами, и блестящими глазами, — все это естественные украшения, дополняющие все полезное. Бог мог замыслить и создать все фрукты и овощи зелеными, но Он украсил их в разные цвета, чтобы они не только служили нам пищей, но и своей красотой радовали наш взор.

Истинное украшение – то, которое отражает истинную сущность личности. При этом должна быть совместимость между внутренней жизнью и внешним видом. Лицемерием является положение, когда люди претендуют на смирение перед Богом и в то же время чрезмерно украшают себя и экстравагантно одеваются. Наша одежда и украшения должны свидетельствовать о нашем исповедании, что мы в нашей жизни ищем прежде всего Царства Божьего и Правды Его.

Павел, описывая природу надлежащего украшения, употребляет три значительных слова: «приличное», «со стыдливостью», «целомудренное». Более глубокое изучение этих слов в оригинальном греческом значении, поможет нам более полно оценить фундаментальные принципы подходящей христианской одежды, уместной для христиан в настоящее время.

Скромная одежда

Первое греческое слово, которое Павел употребил, чтобы описать надлежащее украшение женщины-христианки — космиос, переведенное словом «скромная» (русский перевод «приличная»).Смысл слова космиос – «подходящий», «аккуратный», «достойный». Космиос происходит от порядка царящего в космосе, то есть в Божьей вселенной. Красота и гармония Божьей вселенной являются примером для нашего внешнего вида. По отношению к одежде космиос означает «то, что аккуратно, достойно, подходяще».

Теологический словарь Нового Завета объясняет, что космиос «описывает того, кто дисциплинирован, [60] высоконравственен и порядочен».[24]Внутренняя самодисциплина и смиренное поведение женщины-христианки отражены внешне в ее «аккуратной, достойной, подходящей одежде. «Павел очень хорошо знал, что одежда женщины – это зеркало ее разума. Внешнее показное хвастовство в одежде не согласуется с молитвой и посвящением».[25] Е.Г. Уайт писала: «О характере человека судят по стилю его одежды. Хороший вкус, воспитанный ум откроется в выборе простой, подходящей одежды»[26]

Вероника Денгель в своей книге «Неограниченная личность» говорит о хорошем вкусе в одежде подобно увещанию ап. Павла. «Хороший вкус в одежде начинается с простоты, прогрессирует до приличного вида и достигает кульминационного совершенства, соответствуя всякому случаю … Кричащие цвета, плохая ткань и отделка, и неподходящие комбинации, — все это говорит о плохом вкусе. Ваша одежда должна соответствовать вашему росту и размеру. Будучи слишком свободной, — она не будет изящной, элегантной; будучи слишком тесной – последует разрыв ткани. Простота должна быть очевидной, но ее отличие характеризуется совершенной пригодностью, прекрасными очертаниями, хорошим изготовлением и полным соответствием к фигуре человека. Именно, отсутствие украшений подчеркивает изящество покроя».[27]

Увещание Павла одеваться скромно, аккуратно и подходящим образом — наиболее уместно для современных христиан – мужчин и женщин, — ибо скромность исчезает. Это увещание Павла бросает нам вызов – больше внимания обратить на нашу одежду, чтобы она могла быть воистину скромной. Достойной, аккуратной и отражала наши внутренние моральные ценности. Он напоминает нам, чтобы все, что мы носим, не только отражало наши вкусы и моральные ценности, но так же влияло на наши манеры и поведение. Подходящая одежда формирует соответствующее поведение.

Скромность сохраняет интимность

Господь призывает нас одеваться скромно не только ради того, чтобы предотвращать грех, но более того, чтобы сохранить интимность. Люди, желающие грешить, будут грешить, как бы скромно они ни одевались. Пуритане и викторианцы одевались весьма скромно, но это не предохраняло их от греха. Они были немного более решительными и потребовалось более времени, чтобы в их одежде проявилась нагота, но и в их среде начал проявляться грех. [61] Цель скромной одежды – не только предупреждать похотливое желание, но также сохранять нечто весьма хрупкое и, однако, фундаментальное для сохранения семейных отношений: способность поддерживать со спутником жизни глубокие интимные отношения.

Призыв Господа одеваться скромно, в действительности призыв — сохранять и оберегать нашу интимность. Это нежная и драгоценная способность, которую легко потерять, если не оберегать ее. Если согласно Божьего намерения, мы желаем сохранить брак в течение всей жизни, муж и жена должны трудится вместе, чтобы сохранить, оберегать и поддерживать интимность. Когда слова и дела будут сочетаться, скромность сохранить радость интимного общения в течение долгого времени после свадебных колоколов.

Горделивая скромность

Увещание Павла одеваться скромно, обычно означает – нет никаких особых заслуг, в пренебрежении своим внешним видом. Когда мы носим потертую одежду в противовес ношению золота, драгоценностей или жемчуга. Личность, пренебрегающая скромным христианским видом одежды, является таким же нарушителем, как и обращающая чрезмерное внимание к ней.

Некоторые демонстрируют свои красивые наряды ибо гордятся своим внешним видом. Но другие одеваются весьма скромно, чтобы убедить мир в своем смирении. Обе категории страдают надменностью. Одни гордятся своей одеждой, другие – своим смирением. Чтобы избежать этих крайностей, нам необходимо обратить внимание на первый принцип христианского украшения, данный ап. Павлом: Внешний вид должен быть опрятным, аккуратным и приличным, не причиняя никому неприятности.

Приличная одежда

Второе греческое слово, употребленное Павлом, чтобы характеризовать достойное украшенные украшения женщины – христианки – аидос, переведенное в различных английских переводах словами «с приличием», «с чувствительностью», «со стыдливостью». В Новом Завете термин аидос встречается только в этом тексте, но часто встречается в эллинско — иудейской литературе. Его основное значение «благоговеть» или «уважать». Этот термин употребляется, чтобы выразить уважение к Богу, царю, преклонному возрасту, соседям и судьям.[28][62]

Как может женщина-христианка своей одеждой проявить благоговение и уважение к Богу, другим и самой себе? – Одеваясь «с приличием», «с чувствительностью», не причиняя стыда или смущения Богу, себе и другим, или как в переводе Библии времен короля Иакова сказано «со стыдливостью». Каждый из приведенных трех переводов добавляют нюансы к основному значению благоговейного украшения. Три указанных перевода дополняют друг друга и помогают нам понять более полно, что означает одеваться благоговейно.

Для современных христиан особенно важно увещание Павла, когда модная одежда не принимает в расчет уважение и почтение как основу для конструктивных человеческих отношений. Цель современной моды – выгоднее продать свой товар, эксплуатируя секс, побуждая тело, рекламируя на рынке нескромную одежду, лишь бы удовлетворить гордость и сексуальные желания.

Женщина-христианка призвана одеваться скромно не для того, чтобы быть менее привлекательной, а чтобы сохранить и защитить то хрупкое, что можно легко потерять: ее интимность с мужем, опыт, обогащающий жизнь обоих. Мы одеваемся скромно и «со стыдливостью» из тех же соображений, по каким запираем свой дом. Мы запираем наши дома, чтобы защитить содержимое от посторонних людей. Таким же образом будут действовать христиане – одеваться достойно и скромно, чтобы сохранять и защищать интимность супружеских отношений от грешных внешних посягательств. Одежда провоцирует ответные реакции: наши самые глубокие чувства любви, выражения сексуальности, раскрытие нашего внутреннего мира. Такие отклики принадлежат супружеским отношениям.

Цель скромной и достойно одежды не в том, чтобы скрыть нас от нескромных взглядов других, а чтобы сохранить нашу интимность для спутника жизни. Скромность и достоинство должны быть уважаемы даже между мужем и женой. Недостойное поведение даже в отношениях между супругами может разрушить взаимное уважение и способность наслаждаться интимным союзом ума, тела и души.

Непристойные мотивы

Мэри Квант, мать известного английского законодателя моды[63] – мини-юбок, говорила, что ее цель – «одеть женщин так, чтобы мужчинам хотелось обнимать их».[29]Она создала шокирующую одежду, ибо верила, «если одежда не выделяет вас, то вы зря тратите деньги».[30] Она автор изречения: «Здравый смысл – это смерть,вульгарность – это жизнь».[31] Когда Мэри Квант спросили: «Каково предназначение моды, и ее цель?» Она быстро ответила, — «Секс».[32]

В интервью, опубликованном в журнале Ньюсуик, Мэри Квант объяснила слишком откровенно, что для нее представляет мини-юбка: «Разве я единственная женщина, желающая лечь в постель с мужчиной после обеда? – Любая порядочная женщина ждет наступления темноты. Но есть множество девушек не желающих ждать. Мини-юбки символизируют их».[33] Косметика также предназначена для соблазна: «Все эти украшения служат для того, чтобы соблазнять мужчин, иначе, в чем смысл всего этого?»[34]

Это откровенное заявление ведущего дизайнера, что целью моды и косметики является соблазн, призывающий на помощь чувственность. Все это повелевает христианам прислушаться к увещанию ап. Павла – одеваться достойно и скромно, не вызывая чувства стыда у Господа, у людей и самих себя. Женщина-христианка должна помнить, что ее прелесть не только в том, что она открывает своим видом, но также в том, что она скрывает. Женщина, которая выставляет напоказ свое тело, сексуально побуждает мужчин обращаться с нею как с объектом секса. Одеваясь скромно и достойно, она избежит низкой оценки как объект секса. Напротив, это повысит ее духовную ценность, которую так не хватает нашему грешному миру.

Мы живем во время, требующее от нас сильного мужества: мужества, чтобы сражаться с вульгарностью в моде; мужества, чтобы противостоять плохому вкусу нашего времени; мужества, чтобы отличить капризы, изменяющейся моды от достойного стиля, остающегося неизменным; мужества, признать, что «послушание моде … совершает больше, чем любая другая сила, чтобы отдалить наш народ от Бога»[35]; мужества отвергнуть соблазнительные повеления моды и принять совет Господа — одеваться благопристойно. Сегодня для христиан пришло время проявить мужество и последовать второму принципу ап. Павла относительно христианских украшений: «Внешний вид должен быть приличным, скромным и достойным проявляя уважение к Богу, к самим себе и к другим». [64]

Здравая умеренна одежда

Третье греческое слово, употребленное Павлом, чтобы охарактеризовать подходящую одежду женщины-христианки – это софросуне, которое в различных английских переводах передано словами: «умеренный», «уравновешенный», «пристойный», «наряженный». Разные варианты перевода указывают на трудности, с которыми сталкивались переводчики, не имея эквивалента в английском языке.

Слово «софронсуне» состоит из двух слов «здравый» (сос) и «ум» (френес). Здесь речь идет о бдительном уме, о самоконтроле. В этом контексте слово, выражающее христианское украшение, используется для того, чтобы показать, что женщина – христианка должна контролировать себя, не носить такие одежды и драгоценности, которые привлекали бы к ней внимание. Как объясняет Альберт Барнес «Это слово «саниту» означает здоровье ума, умеренность в вопросах желаний и страстей. Оно противоположно всему легкомысленному и неуместному, возбуждающему страсти. Сущность в том, что в своей одежде и манере поведения женщина не должна нарушать самые точные правила приличия».[36]

Неудивительно, что греческое слово «Софросуне, то есть умеренность, самообладание считалось одной из самых важных добродетелей».[37] В конце концов, умственная позиция самообладания определяет все другие качества. Таким образом, неудивительно, что подобно Павлу, греческие блюстители нравов часто идентифицировали «софросуне» (умеренность) и «аидое» (приличное, скромное, уважительное поведение).[38] Мотив очевиден. Все, что является уважительным поведением, проистекает из упражнения в самообладании.

Эта информация поможет нам понять, почему Павел увещает женщин одеваться не только скромно (Космиос) и достойно (Аидос), но также и умеренно (софросуне). Подобно греческим блюстителям нравов, апостол признает, что аккуратный и пристойный внешний вид является результатом умственного самообладания, выраженного в обуздании грешного желания демонстрировать свою гордость с помощью вызывающей одежды и украшений.

Христианский образ жизни во многом определяется образом мышления. «Потому что, каковы мысли в душе его, таков и он» (Прит.23:7). Павел говорит об главенствующей роли разума в [65] христианском образе жизни. В своем послании к Римлянам, он побуждает христиан не сообразоваться с миром, но преобразоваться по образу Божьему «обновлением ума вашего» (Рим. 12:2). Обновление ума очень важно в наше время, чтобы устоять перед соблазнами жизни и моды.

Павел изображает обращенную женщину – христианку контролирующую себя (проявляющей самообладание) в одежде. Она не желает выставлять себя, а отражать смирение Христа. Ее одежда не говорит нам: «посмотрите, восхищайтесь мной», но скорее, как Христос изменил меня и мой внутренний мир.

Это представление апостола о женщине-христианке, проявляющей воздержание и отвергающей одежду и украшения, привлекающие внимание и одеваясь в приличную, скромную и достойную одежду, особенно уместно в наше время. Сегодня в самом высоком смысле слова господствует мода и большинство мужчин и женщин поклоняются у ее алтарей. Многие христиане столь усердно следуют за сезонными изменениями моды, что готовы лишить себя самого необходимого, только бы носить модную одежду и украшения. Они желают выглядеть подобно моделям женщин с красочных журнальных обложек. Так поступая, они открывают свою внутреннюю опустошенность. Они не довольны своим реальным состоянием, желая выглядеть восхитительным образом. вероятно они забывают, что образ женщины из модных журналов не есть образ Царства Божьего. Строить свою жизнь согласно изменчивым капризам моды не означает искать прежде всего Царства Божьего.

Чтобы противостать тирании соблазнительной моды, нам необходимо принять во внимание на третий принцип апостола Павла, относительно христианского украшения: одежда должна быть простой, ограничивая любое наше желание носить одежду и украшения, привлекающие украшения.

Несоответствующие украшения

Чтобы не оставить никакого сомнения что он подразумевает, советуя одеваться аккуратно, скромно и умеренно, Павел приводит список четырех видов украшений, не соответствующих для женщины-христианки: «Чтобы также и жены в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим. 2:9,10). [66]

Список начинается с «плетения волос», ибо женщины в иудейском и римском мире того времени тщательно заплетали волосы, укладывая их согласно преобладающим требованиям моды. Они украшали свои волосы блестками, золотыми или другого рода яркими нитями. Римские женщины любили носить искусно изготовленные большие заколки для волос с выгравированными коринфскими рисунками. «Было столько разновидностей плетения и приукрашивания волос, сколько пчел было в Хибле», — говорит комментатор Уильям Баркли. «Волосы завивали, и красили в черный, а то и в золотисто-каштановый цвет. Носили преимущественно светлые парики … Обода, заколки для волос и расчески изготовляли из слоновой кости; древесины самшита, панциря черепахи, а иногда из золота, украшенного драгоценными камнями».[39]

Апостол Павел в 1 Тим. 2:9,10 не осуждает заботу об опрятности прически, но тщательно разработанный стиль причесок, с обилием драгоценных украшений, привлекающих внимание к владелице прически. Такой стиль противоречит принципам христианского украшения, изложенным здесь апостолом Павлом.

Следующие два несоответствующих украшения, упомянутые Павлом – золото и жемчуг. В то время женщины-модницы носили сверкающие кольца, браслеты ручные и на ногах, серьги из жемчуга. Апостол высказывается против ношения таких украшений, ибо они отражают личное тщеславие и эгоизм, а не присущие христианину скромность, достоинство и уравновешенность во внешнем украшении.

Последнее упоминание о несоответствующей одежде – «многоценная одежда». Во времена апостола Павла нарядные одежды были очень дорогими. Преимущественным был пурпурный цвет одежды. Полкило лучшей тирской пурпурной шерсти стоит 1000 динариев. Учитывая, что простой работник получал один динарий в день, необходимо было три года, чтобы он заработал на полкило пурпурной шерсти. Только богатые женщины могли позволить себе покупать дорогие одежды и украшения. «Римский писатель Плиний рассказывает, что цена свадебного наряда невесты императора Калигулы Лоллии Паулины была просто астрономической 1 600 000 долларов». [40]

Нет ничего удивительного в том что блюстители нравов, подобно ап. Павлу и Петру осуждали дорогие одежды. Например, Квинтиллиан, римский оратор, писал: «Красивая одежда [67] придает своему владельцу достоинство, а роскошные женские одеяния не украшают тела, но лишь раскрывают непристойность ума».[41]

Апостол Павел возражает против ношения дорогой одежды многоценной одежды, ибо она отражает личное тщеславие, эгоизм, и желание привлечь внимание противоположного пола. Это побуждение не согласуется с христианскими нормами скромности, достоинства и умеренности в одежде.

Выражение «многоценная или дорогая» одежда, говорит о таком нарядном украшении, на которое едва ли хватит средств. Такое расточительное транжирование средств несовместимо с христианскими принципами. Это означает, что «многоценные одежды не приемлемы тем, кто в состоянии купить их, ибо по словам Джона Уэсли «ни один христианин не может позволить себе транжирить то, что вверил ему Бог … Каждую копейку сэкономленную за счет дорогой одежды можно использовать, чтобы одеть бедных или удовлетворить другие их нужды, ибо «нищие всегда будут в вашей среде». Поэтому каждая копейка, которую вы тратите для украшения вашего тела, на самом деле украдена у Бога и бедных».[42]

Приличные украшения

После перечисления четырех неподобающих для христианина украшений, Павел спешит упомянуть приличные украшения, а именно «добрые как прилично женщинам, посвящающие себя благочестию» (1 Тим. 2:10). «Добрые дела», как украшения, подобающие христианину, символизируют «праведные дела святых, в которые облечена невеста Христа» (Откр. 19:8). Выражение «украсить себя добрыми делами, весьма поучительно, ибо отвергнуть себя и жить для других – означает хорошо украсить себя. Христиане, подобно матерее Терезе, посвятившие всю свою жизнь служению бедным, развивают внешнюю привлекательность, которую не могут даровать никакие драгоценности. «Короче говоря, украшение женщины состоит не в том, во что она одевается, но в служении с любовью другим».[43]

Внешняя красота «добрых дел» соответствует женщинам, посвящающим себя благочестию, ибо их цели выше целей мирских женщин. Женщины христианки [68] не сосредотачивают внимание сердец на внешнем украшении своих тел, но на внутреннем украшении душ любовью к Богу. Все их исповедание сосредоточено на любви ко Христу, их Спасителю. Они следуют за Тем, Кто «ходил повсюду, творя добро», украшая Себя благотворительными делами. Только такие дела принесут удовлетворение, любовь и уважение. Даже изобилие дорогих одежд и драгоценностей не скроет уродливости человека.

Павел видит тесную связь между внутренним исповеданием и внешним видом и поведением. Говорить о верности Христу и носить дорогие, нескромные одежды – это проявление лицемерия. Верным женщинам – христианкам более всего подходит украшение добрыми делами, ибо они соответствуют их завету с Богом.

4. Петр об украшении жены-христианки

Апостол Петр в общем повторяет учение Павла об украшениях женщин-христианок, хотя в другом контексте. Если Павел говорит о христианском украшении женщины, имею в виду ее поведение в церкви, то Петр описывает ее поведение дома. Поразительное сходство в учении двух апостолов в том, что принципы скромности и достоинство внешнего вида применимы в равной степени, как дома, так и в церкви.

Петр предлагает женам двойное увещание, чтобы помочь им наладить добрые отношения со своими супругами и обратить их ко Христу, если они неверующие. Первое наставление – повиноваться своим мужьям, поддерживая атмосферу чистоты и уважения. «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богоугодное житие» (1 Петр. 3:1,2).

Подобно Павлу (1 Кор. 7:13-16), Петр не советует жене, проявившей достаточно мужества, чтобы стать христианкой, оставить своего мужа, наоборот, она должна привлечь его уважительным отношением. Необходимо проявить подчинение не в представлении учения, не в ссорах или в доказательствах о равноправии, а молчаливым свидетельством – очаровательной красотой своей жизни, исполненной доброты и любви. Таким образом, она сможет устранить предупреждения, враждебность и приобрести своего мужа для Христа. [69]

Повиновение

Подчинение жены своему мужу сегодня непопулярно, особенно среди феминисток, которые истолковывают его как эквивалент неполноценности. Подчинение предусматривает роли, а не моральный или физический статус. Ролевое подчинение подчинился Богу став слугою. Подчинение жены своему супругу исходит не из боязни или неравноправия, а из совершенной любви. Она подчиняется, ибо любит Христа, любит своего мужа и с радостью принимает свою роль и роль своего мужа, как главы семьи (Кол. 3:18; Ефес. 5:22,23).не означает неполноценности. Иисус был равным Богу по природе, но по Своей роли

Приведенные библейские тексты подчеркивают, что некоторым супругам, особенно тем, которые не принимают христианскую веру, трудно угодить. При таких обстоятельствах вера жены и преданность Христу помогут ей подчиниться своему мужу. Если ее муж не принимает Слова (Евангелия), ее безмолвное свидетельство будет для него проповедью. Перед своим мужем она живет Словом Божьим, проявляя свое чистое и уважительное поведение.

Неподобающие украшения

Второй совет апостола Петра призывает жен приобретать своих мужей для Христа не роскошными внешними украшениями, а внутренним убранством кроткого и молчаливого духа. «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом» (1 Петр. 3:3,4).

Здесь Петр следует примеру ап. Павла (1 Тим. 2:9,10), подчеркивая контраст между внешним украшением тела, характерным для мирской женщины и внутренней красотой сердца женщины–христианки. Отрицательное внешнее украшение мирской женщины состоит из «плетений волос золотых уборов и дорогой одежды». Это почти полностью совпадает с тем, что говорит апостол Павел. Оба апостола отмечают, что вычурные прически, блестящие украшения и дорогие одежды не подходят женщине – христианке. [70]

Украшения сердца

Положительное же внутреннее украшение женщины-христианки – это доброта сердца, кроткий и спокойный дух, что драгоценно пред Богом. Это украшение спокойного духа, довольного ума, и сердца, свободного от гордости и тщеславия, — вот что должно быть рекомендацией для ищущих внешних украшений. Это и есть украшение – не украшение уст, не красота кожи, но глубокое, внутренне украшение души.

Петр не подразумевает, что жена-христианка должна пренебрегать внешним видом и заботиться только о внутренней, душевной красоте. Никакая жена не может рассчитывать на постоянную привязанность и любовь своего мужа, если не будет проявлять заботу и привлекательность своего внешнего вида и быть аккуратной в своих привычках. Но муж ценит в своей жене больше всего украшения сердца: ее нежность, терпеливый характер, спокойствие о неблагоприятных обстоятельствах, ее чистую любовь. Таким образом, женщина, желающая сохранить постоянную привязанность и любовь своего мужа, должна заботиться не только об опрятной внешности, но также о вежливом, спокойном и добром внутреннем расположении.

Петр завершает свое наставление, излагая перед женами-христианками достойный пример выдающихся жен Ветхого Завета, которые подобно Сарре , жене Авраама, проявляли внутреннее украшение сердца и «повиновались своим мужьям» (1 Петтр.3:5,6). Сарра «повиновалась Аврааму, называя его господином» (1 Петр. 3:6).

Следует заметить, что Петр и Павел говорят об украшении женщин-христианок в контексте их подчинения. Петр призывает к «подчинению» сразу же прежде и после упоминания об украшениях жен-христианок, тогда как Павел делает это после дискуссии об украшениях женщин-христианок (2 Тим. 2:11). Эти подчеркивания свидетельствуют, — оба апостола признавали, что внешние украшения были показателем внутреннего состояния сердца. Подчинение, смирение отразятся в скромной, подобающей одежде, в то время как неподчинение, высокомерие проявляется в нескромной, дорогостоящей, соблазняющей внешности. [71]

5. Заключение

Используя аллегории и через прямые наставления, Новый Завет учит христиан, как одеваться. Аллегорическим образом, мы видим контраст между двумя символическими женщинами в книге Откровение – великой блудницей и Невестой Христа. Великая блудница, нечистая женщина в дорогостоящей, экстравагантной одежде и драгоценных украшениях, — все это надлежащим образом представляет внешнюю гордость и обольстительные намерения. В противоположность ей, чистая женщина одета просто и скромно, без внешних украшений, что соответствует ее смирению и чистоте. Как христиане, мы следуем примеру Невесты Христа, которая символизирует нашу церковь, проявляя чистоту и благочестие, вполне отражая простоту и скромность нашей внешности.

В прямом наставлении, мы находим, что Павел и Петр в ярком контрасте излагают надлежащее, приличное украшение женщины-христианки, и несоответственное, неприличное украшение женщин этого мира (1 Тим. 269,10; 1 Пет. 3:3,4). Оба апостола признают, что дорогие украшения не сочетаются со смиренным духом и добрыми делами.

Тщательный анализ, использованных Павлом терминов, открывает три важных принципа:

1) Христианин должен одеваться с подобающей скромностью, избегая крайностей.

2) Он должен одеваться достойно, проявляя уважение к Господу, к себе, окружающим.

3) Христиане должны одеваться аккуратно и просто, избегая любого желания привлечь к себе внимание одеждой, косметикой или драгоценностями. Наша внешность является молчаливым постоянным свидетельством, что мы истинные христиане и живем в этом мире, чтобы прославить Бога, а не самих себя.