1. Истинное или ложное послушание

Помните маленького ребенка, испачкавшегося в луже? Кен Макфарланд в книге «Открытая проверка Евангелия» изображает Бога матерью, а нас с вами — испачкавшимися в луже детьми.

Во время вечерней программы теленовостей диктор внезапно исчез с экрана, уступив место рекламе, главным героем которой и был тот малыш, перепачкавшийся в грязи.

В уютной гостиной в креслах перед телевизором расположились трое приятелей.

«У матери этого бедного ребенка появилась серьезная проблема, — сказал один из них глядя, как малыш весело прошлепал по нескольким большим лужам. — Наверно, она нарядила его для торжественного вечера, а теперь посмотрите-ка на него — вся одежда в грязи».

«Но здесь есть и добрая весть! — воодушевлено воскликнул другой. — Вы только посмотрите, — добавил он, указывая на экран, — его мама возьмет сейчас испачканную одежду и отстирает ее в моющем средстве “Чистота”. Вот вам и решение всех проблем!»

«Если вы видели раньше эту рекламу, то должны знать, что это еще не решение всех проблем, — возразил первый собеседник, — смотрите дальше».

На экране снова появился тот же малыш в свежевыстиранной одежде. Не успел он пройти и нескольких метров, как вновь очутился в ближайшей луже. Когда его куртка и брюки опять оказались забрызганными липкой грязью, мама сокрушенно покачала головой и тяжело вздохнула, с благодарностью глядя на коробку «Чистоты».

«Подумайте, — продолжал первый собеседник, — какой смысл отстирывать одежду ребенка “Чистотой”, если через несколько минут он снова выпачкается в грязи? Я скажу вам, какая новость была бы поистине доброй для этой мамы. Вот если бы ей удалось не только отстирать одежду ребенка, но и избавить его от желания барахтаться, да еще и внушить ему отвращение к грязи и лужам».

Третий приятель прежде молчал, обдумывая ситуацию, но наступил его черед высказать свое мнение. «Думаю, вы оба в чем-то правы, — начал он, — но даже если маме удастся отстирать одежду ребенка, а затем внушить ему отвращение к лужам, это все же не будет окончательным решением проблемы. Надо, чтобы кто-то позаботился о том, чтобы луж вообще не было. Помоему,

это и будет по-настоящему хорошей новостью».

Мне неприятно об этом говорить, однако эти трое зашли столь далеко в споре о том, что же следует считать хорошей новостью, или Благой вестью в данном случае, что решили открыто помериться силами. Они вышли на улицу и начали кидать друг в друга грязью.

Когда я в последний раз видел их, они все еще не могли уразуметь, что каждый из них уяснил только часть Благой вести и что проблему этого ребенка можно решить, лишь сложив все три части воедино.

Но как, бывало, говорил Вальтер Кронкайт: «И вот что из этого вышло»1.

Меня радует, что Бог позаботился о том, чтобы очистить нас Своей благодатью и простить нам грехи. Это первая часть решения нашей проблемы.

Что касается второй части, то рады ли мы тому, что Бог предусмотрел меры, чтобы мы избегали грязных луж? Или нам больше нравится барахтаться в грязи? И здесь возникает главный вопрос: держимся ли мы подальше от грязи только ради того, чтобы порадовать свою «Мать», то есть своего Господа, или же потому что хотим оставаться чистыми и не любим грязь? И даже больше того, можем ли мы сказать, что ненавидим грязь?

Конечно же, мы все с нетерпением ожидаем третьей части — того дня, когда не будет больше грязных луж — ни в Ираке, ни в России, ни в Китае, ни в Соединенных Штатах. Когда вернется Иисус, все грязные лужи исчезнут.

Давайте подробнее рассмотрим вторую часть проблемы: держаться подальше от грязи. При обсуждении великой темы праведности по вере невозможно обойти вниманием тему послушания. Однако в прошлом у многих сложилось впечатление, будто вера каким-то образом противодействует послушанию и что если вы намерены поддерживать веру, значит, вы враждебно относитесь к послушанию. А если вы собираетесь поддерживать послушание, тогда вы ни в коем случае не можете следовать вере. Некоторые используют веру в качестве знамени, чтобы под его прикрытием бежать от послушания. «Послушание больше не имеет значения, — говорят они. — Все, что нужно, это иметь веру». При этом совершенно забываются слова Священного Писания о том, что веру никогда нельзя отделять от послушания, — они неразлучны. Послушание — плод веры. Невозможно разорвать связь между яблоками и здоровой яблоней. Одного без другого не бывает; и если у вас есть одно, то будет и другое.

Священное Писание говорит о том, что послушание чрезвычайно важно. Берите пример с мудреца Соломона, который подчас поступал не столь уж мудро. Ему приходилось учиться на собственных ошибках. Он прожил долгую жизнь, имел семьсот жен и триста наложниц и в конце концов пришел к выводу, что «все — суета» (Еккл. 12:8). Затем он сказал: «Выслушаем сущность всего…». Здесь человек, который состарился, так и не познав всей мудрости жизни, говорит: давайте-ка теперь перейдем к практически важному Вот в чем суть всего: «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом весь долг человека» (ст. 13, англ. пер.).

Здесь мы видим главный ключ к одной из проблем Соломона: всякий, кто думает, что соблюдение заповедей Божьих — это долг, начинает не с того конца. Быть может, даже на этом этапе жизни он еще недостаточно поумнел для того, чтобы осознать, что послушание включает в себя нечто большее, чем долг. Если я повинуюсь только из чувства долга, моя религия не представляет собой никакой ценности.

«Некоторые утверждают, что служат Богу, хотя полагаются на собственные усилия в том, что касается исполнения Его закона, формирования праведного характера и достижения спасения. Эти люди не прочувствовали еще всем сердцем любовь Христа. Они стремятся неукоснительно выполнять свои христианские обязанности как требования Бога, чтобы таким образом приобрести себе вечную жизнь. Такая религия ничего не дает» (Е. Уайт. «Путь ко Христу», с. 44).

«Но разве такая религия, — скажете вы, — не приведет меня в конечном итоге ко Христу?» Нет, «такая религия не представляет собой никакой ценности». Однако многим из нас с детства прививали такую религию. Фактически мы переносим ее в Церковь из детских лет. Мы получили наставления от специалистов в области семьи, и даже от богодухновенного автора, о том, что нам следует воспитывать у подрастающего поколения, наших сыновей и дочерей, правильные привычки и навыки послушания. Нам кажется, что мы должны учить их послушанию, учить повиноваться из чувства долга, потому что так говорят отец и мать, потому что так нужно

1 Ken McFarland. Gospel Showdown (Boise, Idaho: Pacific Press Publishing Assosiation, 1981).

поступать. Нам нравится цитировать подобные высказывания: «Будьте так же верны долгу, как стрелка компаса верна северу» (Е. Уайт. «Воспитание» с. 57).

Продолжая настаивать на таком подходе, мы создали целую субкультуру, в которой люди воспринимают послушание как долг. Я считаю, что послушание только из чувства долга — это ложное послушание, всегда ложное послушание.

Давайте посмотрим, в чем разница между истинным и ложным послушанием. Я предлагаю вашему вниманию замечательную и почти революционную цитату: «Подлинное послушание идет от сердца. Оно возникает в душе под влиянием Христа. И если мы не будем противиться, то Он настолько сольется с нашими помыслами и целями, настолько приведет наше сердце и ум в согласие со Своей волей, что, повинуясь Ему, мы будем исполнять не что иное, как свои желания. Очищенная и освященная, наша воля будет радостно участвовать в служении Христу. Когда мы познаем Бога так, как нам это дано, наша жизнь станет примером постоянного повиновения. Благодаря правильному пониманию Христа и общению с Богом мы начинаем ненавидеть грех» (Е. Уайт. «Желание веков», с. 668).

Священное Писание говорит об Иисусе, нашем Примере: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Пс. 39:9). И еще: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие (т. е. „грязные лужи»)» (Пс. 44:8). Итак, подлинное послушание, которое было присуще Иисусу, естественно проистекает изнутри, из сердца, из помыслов, намерений и побуждений, преображенных благодатью. Если послушание исходит из иного источника, то это ложное послушание. А это значит, что многие из нас стали жертвой и знают по опыту ложное послушание.

Вот типичный образчик ложного послушания, слегка принаряженного и приукрашенного путем введения Иисуса в общую картину: «Вам надо держаться подальше от грязи, потому что вы любите Иисуса». «Да, я люблю Иисуса, поэтому мне, наверно, следует держаться подальше от грязи». (Такие люди держатся подальше от грязи, чтобы порадовать мать.)

Другой самообман не столь коварен, но от этого он не становится лучше: если мы не повинуемся, то заново распинаем Иисуса.

«Посмотрите на гвозди, которые вы вколачиваете в Его руки и ноги! — восклицают иные. — Всякий раз, когда вы пачкаетесь в грязи, вы вбиваете еще один гвоздь в тело Иисуса и больно раните Его».

Люди подчас говорят мне: «Подобное чувство вины становится для меня просто невыносимым». И я не могу не согласиться. Прежде всего, действительно ли Иисус оскорблен в Своих лучших чувствах всякий раз, когда мы падаем или терпим неудачу? И какое бремя вины мы возлагаем на людей, говоря им: «Ты вбил еще один гвоздь!»

Этот подход, весьма популярный в некоторых христианских кругах, эта попытка держаться подальше от грязи, чтобы порадовать Его, или чтобы не обидеть Его, или чтобы не вбить еще один гвоздь, может также привести к разочарованию и отступлению. Рано или поздно, люди откажутся от такого мышления. Мы должны предложить им нечто луч шее, чем ложное послушание из чувства долга или под давлением вины. Если мы этого не сделаем, то окажемся в рядах тех, кто говорит: «Да бросьте вы, давайте забудем об этом деле и станем держаться веры. Одна лишь вера имеет значение. Забудьте о послушании и ничего не говорите нам о нем».

Я благодарен Богу за Библию, которая предлагает мне нечто гораздо лучшее.

Теперь мы подошли к следующему вопросу: можем ли мы, прежде всего, быть послушными? Люди с критичным складом ума говорят: «Берегитесь, не будьте идеалистами; иначе вы неизбежно скатитесь к перфекционизму. Не говорите о том, что надо держаться подальше от грязи. Нам это не под силу. Мы всего лишь слабые люди и потому будем постоянно пачкаться в грязи, пока не придет Иисус. Вот почему мы так благодарны за средство „Чистота» (оправдание). Давайте искать убежище в „Чистоте»».

В Писаниях, действительно, можно найти места, которые как будто говорят нам об этом. В Послании к Римлянам, написанном человеком, хорошо осведомленным в данном вопросе, об этом сказано следующее: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием [очевидно в законе есть нечто, что ему нравится], но в членах моих вижу иной

закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (7:18-23).

«Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу».

Это написано человеком, который в Флп. 3 сообщает, что до обращения ко Христу он был непорочным грешником. К делам его трудно было придраться. Но, копнув глубже, взглянув на свое сердце и побуждения, апостол Павел понял, что находится в жалком состоянии. Значит ли это, что Богу повиноваться невозможно?

Набожные люди, жившие во времена Христа, разработали систему чисто внешнего послушания, основанную на исторической традиции. Моисей, а затем его преемники обращались к народу с такими словами: «Слушайтесь и живите или не слушайтесь и погибайте. В случае послушания вы будете благословлены; в случае же непослушания будете прокляты». И люди получали убедительные доказательства, подтверждавшие этот принцип. Фактически, если прочесть Ветхий Завет, нетрудно понять одну бесспорную истину: послушание приносит Божье благословение, а неповиновение влечет за собой Божье проклятие. Вы хотите сказать, что Бог кого-то проклинает? Но ведь так написано! А вы сверялись в последнее время с этими библейскими текстами?

Давайте посмотрим на плохие вести о непослушании. «Если же не послушают, то погибнут от стрелы и умрут в неразумии» (Иов 36:12). Это слова одного из друзей Иова, которому мы не очень-то доверяем.

Но подождите, пророк Иеремия говорит. «Если же не послушаются, то Я искореню и совершенно истреблю такой народ, говорит Господь» (Иер. 12:17). Кто собирается это сделать? Собирается ли Господь отдать их дьяволу, чтобы тот исполнил над ними ужасный приговор? Нет,

— «Я искореню и совершенно истреблю такой народ». А как насчет 2 Фес. 1:7, 8? «В явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа». Наказание осуществляет не дьявол. Бог и дьявол не могут быть деловыми партнерами или товарищами. Библия ясно говорит о том, что благословения сопутствуют послушанию, а непослушанию сопутствует отсутствие оных.

Понимала ли этот принцип Церковь во дни Христа? Судите сами: «И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» (1 Ин. 3:22). Как можно не понять мысль апостола о том, что благословения сопутствуют послушанию? Ответ на молитву об особых благах получают послушные. Мы получаем их, потому что соблюдаем Его заповеди и творим Его дела. Но это похоже на спасение по делам, скажете вы. Нет, речь здесь идет не о спасении, а о благословениях. Существует большая разница между послушанием ради обретения вечного спасения и послушанием и получением Божьих благословений.

Слепорожденного (см. Ин. 9) привели к иудейским вождям. Они спросили у бывшего слепца, откуда он и кто исцелил его. Религиозные руководители преследовали Иисуса. Родители слепорожденного испугались и оставили его в одиночестве. И вот человек стал наставлять иудейских начальников! Он сказал им: «Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (ст. 31). На чем он основывал свое мнение? Он опирался на ясное свидетельство Ветхого Завета: благословения сопутствуют послушанию, а непокорные лишаются их. Писания многократно подтверждают этот принцип. Спасение делами? Нет. В данном случае мы говорим не о спасении.

Когда израильский народ услышал предостережения непослушным и призыв к послушанию, то решил: «Лучше нам быть послушными, чтобы получить благословение». Итак, мы видим, что целый народ постоянно делает попытки быть послушным, чтобы получить благословения. Таково было их побуждение. Однако они смогли добиться только внешнего послушания.

Внешнее послушание никогда не обманывало Бога, хотя обманывало многих людей. Люди с сильной волей могут успешно имитировать послушание; им это зачастую удается. Можно создавать целые церкви на этом основании, если мы хотим основывать свою христианскую жизнь на поведении. Но Иисус сказал, что если ваша праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев, если она не будет истинной, идущей от сердца, то вы не войдете в Царство Небесное.

Однажды, когда я был еще ребенком, мы с отцом накануне Рождества, заглянули в магазин в

центре города, где я увидел игрушечную пожарную машину. Это была большая пожарная машина с сиреной и прожектором. Она даже сама передвигалась с помощью батареек! Мне ужасно захотелось иметь эту пожарную машину. И тут я вспомнил детскую рождественскую песню: «Лучше следи за собой, не плачь и не дуйся». И еще одну: «Перед рождеством я стараюсь быть примерным». И я стал примерно вести себя, чтобы получить в подарок пожарную машину. Неплохая мысль? Я изо всех сил старался быть хорошим, но так и не получил в подарок пожарную машину. Догадываетесь, что я тогда сделал? Я больше не был заинтересован в хорошем поведении. Напротив, я стал вести себя плохо в знак протеста, потому что мне не подарили пожарную машину. Правильно ли я себя вел? Или я вел себя обычным образом?

Подобная логика была главной проблемой во дни Христа. Люди хотели благословений, но не хотели Господа. Я хочу, чтобы мои молитвы были услышаны в бедственное время, однако не заинтересован по-настоящему в Том, Кому я молюсь.

Итак, мы подошли к следующему вопросу: можно ли действительно достичь чего-то большего, нежели только внешнее послушание? На память невольно приходит Рим. 8:3, 4, где ясно сказано следующее: «Как закон, ослабленный плотью, был бессилен [ни вы, ни я, ни апостол Павел не можем соблюдать заповеди своими силами, потому что у нас ослабленная плоть], то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу».

Некоторые люди предпочитают читать этот текст так: «Чтобы оправдание закона исполнилось за нас в жизни Иисуса. Он становится послушным вместо меня, потому что я не могу быть послушным. Все, что я могу, это падать, терпеть неудачи и грешить. Поэтому Он становится моим Заместителем также и в данном вопросе». Нет, Библия учит совершенно иначе: «Чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу». Или, другими словами: в нас, которые не пытаются повиноваться собственными силами, но ищут Духа Божьего, как и Иисус. В нас, которые стремятся жить по внутреннему побуждению и зову сердца вместо того, чтобы формально исполнять долг и принуждать себя к послушанию ради получения благословения. Это принцип истинного, единственно реально существующего послушания.

Мне хотелось бы напомнить вам, что многие из нас потратили уйму времени и сил, стараясь быть послушными. И все, чего нам удалось добиться, так это ложного послушания. Надо ли нам забыть о нем? Нет, потому что ложное послушание имеет смысл в этом мире. Если мне хочется застрелить вас, но я этого не делаю, в результате налицо некая реальная выгода. Частично это выгодно для вас, но и я не остаюсь в накладе. Если мне хочется что-то украсть, но я, стиснув зубы, собираю всю свою волю в кулак и не краду, то за этим следует некая реальная выгода.

Нравственное поведение, так в мире называется внешнее послушание, имеет смысл. С ним считаются в обществе. Оно помогает вам не попасть за решетку или избежать штрафа за нарушение правил дорожного движения, позволяет вам сохранять репутацию в обществе. Никто не возражает против нравственного поведения. Давайте стремиться к самым высоким нормам морали! Но нравственное поведение никогда не было и не будет послушанием. Внешний долг, внешне безупречное поведение не есть настоящее послушание. Однако мы почти всегда поступаем так. Я именно так веду себя в обществе. Но дело в том, что на внешнее послушание способны люди с сильной волей, а не слабовольные и малодушные. Вот почему ложное послушание так коварно. Ведь если мы в первую очередь будем обращать внимание на поведение, то у нас в церкви будут только сильные люди, а слабые останутся мерзнуть на улице.

Но вот пришел Иисус и показал совсем иное послушание — то, которое пришло к Нему свыше, и не было плодом Его собственных усилий. В этом вся красота жизни Иисуса. Он пришел, чтобы прожить жизнь так, как должны прожить ее мы. Не как Бог, а как человек. Он мог бы полагаться на Себя, потому что был всесилен, но Он этого не делал. Сила, которую мы видим в Его жизни, то есть Его великие дела и чудеса, в том числе и сила, необходимая для послу шания, была дана Ему свыше, а не явилась плодом Его внутренних усилий. Эта сила может стать доступной и нам, если только мы будем петь песню, которую никто не воспринимает всерьез.

Пастор Ричарде, бывало, говорил: «Давайте споем песню, которую никто не воспринимает всерьез: «Боже, да будет воля Твоя, Твоим сосудом сделай меня. Тебе подчиняю я волю мою, об этом смиренно Тебя я молю»». Это пугает нас. Нам не нравится мысль о полном подчинении себя Господу. Подобная самоотдача может в корне изменить наш образ жизни. Она может испортить

наше веселье и сделать нас nò-настоящему послушными. А вдруг это будет скучно?

Но именно об этом говорит апостол Павел. Поскольку закон не мог сделать нас послушными, так как в нем нет силы (он ослаблен нашей плотью), Бог послал Своего Сына, показав нам пример послушания, приходящего свыше. Это истинное послушание, исходящее из глубины любящего сердца. И тогда нам обещано, что мы сможем жить так, как жил Иисус. Неужели действительно сможем? Конечно, да!

Однажды кто-то спросил у меня: «Может ли кто-либо жить, не согрешая?» Я ответил, что хотел бы поставить вопрос несколько иначе. Ибо был Тот, Кто прожил жизнь в этом мире, ни разу не согрешив. Поэтому вопрос надо поставить по-другому: может ли Иисус прожить Свою жизнь во мне? Вот как должен звучать этот вопрос. Может ли кто-либо жить, не согрешая, «вне Иисуса? Нет. Может ли кто-либо жить в послушании вне Иисуса? Нет. Все, чего мы можем добиться своими силами, будет ложным. Но может ли Иисус прожить Свою жизнь во мне?

Размышляя над этим вопросом, мы должны прочитать одно из самых замечательных мест во всем Священном Писании по этому поводу: «Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса [Христа], да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа»

(Евр. 13:20, 21).

Здесь перечислены и метод, и цель, и возможности. Усовершит вас. До какой степени усовершит? Во всяком добром деле. Что это значит? Это значит, что Он будет исполнять Свою волю, действуя в вас.

В 1 Фес. 5:23, 24 сказано: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа

и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие». Он сотворит сие. А в. Флп. 2:13 говорится: «Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению». В Гал. 2:19, 20 мы читаем: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня».

Библия не говорит нам о том, что мы будем только падать, терпеть неудачи и приносить плод ложного послушания до пришествия Иисуса. Наша Библия говорит нам о том, что мы можем быть более, чем победителями через Него. Верите ли вы в это? Тогда гоните прочь мысль о том, что послушание — слишком трудное и непосильное дело. Гоните мысль о том, что послушание невозможно, а потому нам придется маршировать только под знаменем веры. Библия не учит нас, что мы можем лишь падать и терпеть неудачи, доколе Он придет. Нет, Библия вовсе не говорит об этом. Она обещает благословение за послушание, и отсутствие оного за непослушание. Она говорит нам, что мы не можем повиноваться, а Он может, и Он может прожить в нас Свою жизнь.

Мне больно видеть, какими тихими становятся люди, когда мы говорим о послушании. Я наблюдаю одну и ту же реакцию в разных уголках нашей страны. Кто-нибудь встает и начинает говорить о вере, благодати, кресте и Иисусе, Который умер за наши грехи и омывает их; и все говорят: «Слава Господу, Аллилуйя». Но вот другой проповедник начинает говорить о послушании, победе и силе, и все затихают. И я тоже. Потому что вспоминаю, как дал вчера маху,

и думаю о том, что завтра я, возможно, снова упаду и не один раз. Вот почему я затихаю. Что же нам тогда делать? Все очень просто. Если мы поддерживаем связь с Иисусом, Он будет продолжать дело, начатое Им в нас, вплоть до дня Своего возвращения.

Ложное послушание подобно плохо заводящемуся, фыркающему дизельному мотору на буксирном судне в гавани. Он издает звуки наподобие: «пс, пс, пс, пс». По достоинству оценить это сравнение смогут те, кто родился в каком-нибудь прибрежном городе. Я несколько раз ночевал неподалеку от гавани и слышал, как утром заводятся моторы на буксирных суднах. Они начинают издавать звуки: «Бум, бум, пс, пс, пс, бум, пс, пс, пс, бум, бум, пс, пс, пс, бум, бум». По-немногу у вас складывается впечатление, будто кое-что начинает получаться. «Бум, бум» — это истинное послушание, а «пс, пс, пс» — ложное послушание. И вся задача того, кто заводит мотор на этом буксирном судне в гавани, — разогреть его до такой степени, чтобы он все время издавал только один звук: «Бум, бум, бум, бум, бум».

Наша с вами жизнь и жизнь любого, кто пытается принести плод послушания и борется с этой проблемой, очень похожа на этот заводящийся мотор. Для начала мы используем только один цилиндр, тогда как имеется восемь. Мало- помалу, возрастая во Христе, мы начинаем все лучше

понимать, что такое истинное послушание.

Я прошу и призываю вас перестать называть ложное послушание истинным. Давайте перестанем внушать нашим сыновьям и дочерям, что ложное послушание — это то, что нам надо. Давайте напоминать им, что есть нечто несравненно лучшее, и изо всех сил стараться прививать нашим молодым людям навыки послушания и правильного образа жизни, хотя бы только для того, чтобы они не угодили в тюрьму до тех пор, пока в конце концов начнут использовать все восемь цилиндров. Но давайте не будем внушать им, что ложная праведность является истинной, потому что рано или поздно они отойдут от этого фальшивого опыта. Тысячи людей, молодых и старых, уже отошли от этого.

Кто-то рассказал мне притчу, в которой Гавайские острова символизируют послушание и совершенство. Город Остаток, штат Калифорния, получил официальный статус в 1863 году. Однако первые поселенцы стали собираться в этой местности около 1844 года. Люди, жившие в Остатке, во многом отличались от остального мира. К тому же у них было одно характерное учение. Жители Остатка верили, что всем следует переехать на Гавайи (помните, что Гавайи символизируют послушание). С самого начала они были уверены: чем быстрее люди переберутся на Гавайи, тем быстрее попадут на небо. Но они не могли избежать одного крайне стеснительного обстоятельства — они жили не на Гавайях. Гавайи казались очень далекой землей, почти такой же далекой, как само небо. И хотя некоторые из жителей городка утверждали, что побывали на Гавайях, никто им не верил. В Остатке бытовала такая поговорка: если вы говорите, что были на Гавайях, это неопровержимо доказывает, что вы там никогда не были.

Большинство жителей Остатка верили, что если они будут упорно трудиться всю свою жизнь, то, возможно, им удастся провести на Гавайях один день перед смертью. Но мало кому удавалось добиться даже этого. Хотя в Остатке проживали семь миллионов человек, большинство согласились с тем, что если ста сорока четырем тысячам из их числа все же удастся хоть на короткое время переселиться на Гавайи, то это будет лучшее, на что можно рассчитывать.

В течение ряда лет те, кто хотел перебраться на Гавайи, использовали один общепризнанный метод. Они приходили на берег, окунались в воду и начинали плыть. Как вы догадываетесь, уроки плавания в Остатке пользовались большой популярностью. Детей учили плавать еще до того, как они начинали ходить. Повсюду функционировали школы плавания. Проводились также семинары и пятидневные практические занятия по плаванию. Любой уважаемый и добропорядочный гражданин должен был уметь плавать. Новых поселенцев предупреждали, что они не сразу научатся плавать достаточно хорошо, чтобы вплавь добраться до Гавайских островов. Однако от них ожидалось, что они сразу начнут плыть. Всех воодушевляла мысль о том, что если они сделают все от них зависящее и будут каждый день стараться изо всех сил, то рано или поздно им удастся доплыть до Гавайских островов.

Некоторые настолько упали духом после многочисленных неудачных попыток, что покинули город. Другие погибли в море. Но почти все раз за разом стремились доплыть до Гавайских островов, пока однажды не произошло неизбежное.

Один пловец вынужден был повернуть назад к берегу после того, как предпринял очередную неудачную попытку добраться вплавь до Гавайских островов, и тут его осенила гениальная мысль. Восстановив дыхание, он начал ходить по берегу, а потом и по всему городу и спрашивать у людей: «Кто говорит, что мы обязательно должны жить на Гавайях? Вы хоть понимаете, сколько уже времени мы безуспешно пытаемся добраться туда? Можете ли вы назвать хотя бы одного, кто уже доплыл туда?» Вскоре он собрал вокруг себя многочисленных последователей, которые задавали тот же самый вопрос. И они наконец пришли к одному и тому же выводу: нет никакой необходимости плыть на Гавайи.

Тогда они начали распространять свою благую весть повсюду. Некоторые люди с радостью восприняли эту новую идею. Другие стали бороться с ней. Какое-то время все в Остатке обсуждали новую теологию — идею о том, что если они будут и дальше, вплоть до самого взятия на небо, пытаться доплыть до Гавайских островов, все равно никто никогда не сможет приблизиться к ним. Однако благая весть гласила, что это не имеет никакого значения.

Итак, все общество разделилось на два лагеря. Одни настаивали на том, что необходимо жить на Гавайях, а другие были уверены, что в этом нет никакой необходимости. (Но, что интересно, обе группы по-прежнему регулярно выходили на берег, чтобы практиковаться в плавании.)

Затем кто-то выдвинул третью альтернативу. Она звучала, по меньшей мере, странно. Согласно ей, о береге надо было вообще забыть. Нужно было просто познакомиться с опытным Летчиком и вверить себя в Его руки. Если вы положитесь на Него, Он благополучно доставит вас на Гавайи на Своем самолете. И когда вы взойдете на борт самолета и предоставите все остальное Летчику, вам останется просто отдыхать. А уж Он позаботится о том, чтобы доставить вас на Гавайи.

Сначала это было трудно понять. Вопросы возникали один за другим. Так что же надо будет делать? Махать руками? Упи раться ногами? Бегать взад и вперед по проходу между сиденьями? После того как столько людей не добрались до Гавайских островов, несмотря на громадное напряжение всех сил и полное изнеможение, как можно было надеяться на то, что до этого тропического рая удастся добраться, отдыхая в кресле самолета? Звучит, конечно, привлекательно, но больше похоже на сказку. Гавайи всегда ассоциировались только с усилиями, упорными усилиями. Конечно, все это — явное недоразумение.

Некоторые пытались объяснить, что потребуются ка- кие-то усилия для того, чтобы познакомиться с Летчиком и сесть в самолет. Усилия потребуются даже для самого отдыха во время полета. Но это не было похоже на те громадные усилия, которые люди прилагали прежде на берегу.

Обсуждение третьего варианта протекало следующим образом: «Наша задача — отдыхать и всецело доверять опыту Летчика».

Кто-то недоуменно спрашивал: «Не хотите ли вы сказать, что нам вообще не надо ехать на Гавайи?»

«Нет, на Гавайи ехать надо».

«Ну, тогда нам лучше вернуться на берег, а не стоять здесь, праздно болтая об этом». «Нет, мы никогда не доберемся до Гавайских островов вплавь».

«Значит, до Гавайских островов вообще невозможно добраться». «Вы хотите сказать, что нам не надо туда ехать?»

«Нет, ехать надо. Жизнь на Гавайских островах возможна. Это важно. Это просто необходимо».

«Тогда нам лучше добираться вплавь».

«Нет, нет, нам лучше отправиться в аэропорт».

Постепенно некоторые люди начали понимать суть этой вести. И когда до них дошла эта простая истина, они стали регулярно летать на Гавайи. Они больше не твердили о том, что надо туда поехать. Они говорили о Летчике, самолете и отдыхе, который им предлагался. Когда они стали делиться своим открытием с изможденными пловцами, добрая весть начала быстро распространяться.

Что же случилось дальше? Самые умелые пловцы, осмелившиеся дальше других заплывать в холодные воды Тихого океана, были оскорблены в лучших чувствах. Многие слышали от них следующее: «Если они позволяют, чтобы люди добирались до Гавайских островов за счет кого-то другого, то я вообще не хочу туда ехать». Кончилось тем, что они выбрались из воды, ушли с берега и выехали из Остатка в Лас-Вегас.

А некоторые из худших пловцов, которые едва могли держаться на поверхности воды, одними из первых устремились в аэропорт и сели на самолет с опытным Летчиком. Вскоре каждый избрал тот или иной путь. В конце концов, берег опустел. Никто больше никуда не плыл.