3. Дела вместо слов

Мартену Лютеру следовало бы обращать больше внимания на апостола Иакова. В сущности, Иаков писал: «Не просто говорите о вере, а доказывайте ее своими поступками». «Вместо того чтобы говорить, покажи наделе». «Дела говорят громче слов». Я хочу написать о добрых делах в жизни христианина, однако это весьма щекотливый вопрос. Стоит ли вообще его затрагивать? Что происходит сегодня с личными и церковными принципами и нормами? Нужно ли нам придерживаться их?

В популярной версии спасения по вере, в которой делается явный акцент на Божью любовь, прощение и принятие, существует тенденция прикрываться этими словами, как лозунгами. Но много лет тому назад к нашей Церкви были обращены важные слова: «Праведность Христа — это не покрывало, скрывающее неисповеданные и неизжитые грехи. Праведность Христа — это принцип жизни, который преображает человека и управляет его поведением» (Е. Уайт. «Желание веков», с. 555,556).

Праведность по вере, если она реальна, только улучшит меня как христианина. Она не уменьшит мою заинтересованность в истинном послушании и добрых делах, а напротив, увеличит ее. Она не сделает меня худшим адвентистом. Если я по-настоящему пойму, что это такое, она сделает меня более ревностным адвентистом. Поэтому, живя сегодня в атмосфере громких лозунгов, типа: «Спасение по вере», «Божья любовь», «Прощение и принятие», мы должны осознать роль и важность добрых дел. Прежде чем мы углубимся в вопросы этики и нравственных норм, необходимо рассмотреть тему дел в жизни христианина.

В течение многовековой истории христианской Церкви созывалось множество Соборов для обсуждения вопросов, касающихся веры и дел. Некоторые из них вносили раскол в Церковь. Было бы проще пренебречь этой темой, проигнорировать ее или вообще забыть о ней. Но важно знать, что Писания говорят об этом, чтобы понять, чего Бог ждет от наших взаимоотношений с Ним.

Прежде всего, возникают ли какие-то сомнения по поводу того, что тема добрых дел проходит

в Священном Писании бок о бок с темой веры? В знаменитом тексте, Еф. 2:8,9, которым мы постоянно пользуемся в защиту спасения только через веру, говорится: «Ибо благодатью вы спасены через веру, исие не от вас, Божий дар: не отдел, чтобы никто не хвалился». Но порой мы не читаем этот отрывок дальше. А дальше в этой главе говорится о том, что мы созданы для

добрых дел.

В Гал. 2:16 сказано: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа». Но апостол Павел добавляет: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Рим. 3:31). Библия сообщает в Тит. 2:14, что Иисус «дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам». Во 2 Тим. 3:16, 17 мы читаем: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». И еще: «Мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела» (Еф. 2:10). Итак, если поискать, то можно найти в Священном Писании достаточно текстов, говорящих о важности дел.

Я сверялся со своим компьютером (он прочитывает всю Библию за три секунды) и нашел сто двадцать текстов, в которых речь идет непосредственно о делах. Я обнаружил, что в Библии описываются как добрые, так и злые дела. В ней также упоминаются как хорошие, так и плохие люди. По-видимому, мы могли бы разделить и людей, и дела на следующие четыре категории:

Могут ли плохие люди делать злые дела? Конечно. Могут ли хорошие люди делать злые дела? Да. Могут ли плохие люди делать добрые дела? Могут ли хорошие люди делать добрые дела?

Итак, когда мы разбили эту тему на четыре части, в какой из четырех групп вы хотели бы оказаться? Что вы скажете насчет злых дел, совершаемых плохими людьми? Кто приходит вам на ум, когда вы читаете этот вопрос? Подумайте о людях, распявших Иисуса. Какими людьми они были: плохими или хорошими?

«Нет делающего добро, нет ни одного» (см. Рим. 3:10). Все правильно, они были плохими людьми, но, по крайней мере, выглядели хорошими, не так ли? Конечно, это подводит нас к следующему вопросу: что делает вас плохим или хорошим человеком? Ваши поступки или что-то другое?

Представьте себе Иуду, предавшего Иисуса. Он был плохим человеком, делающим злое дело,

— по крайней мере, на данном этапе своей жизни. Но до этого в течение длительного времени он выглядел хорошим человеком. Фактически он ведь изгонял бесов, исцелял больных, очищал прокаженных и воскрешал умерших, подобно другим ученикам. Следовательно, в течение этого времени он должен был действовать с позиции благости Божьей. Однако впоследствии он отошел от нее.

А как насчет злых дел, совершаемых хорошими людьми? Встречаем ли мы подобные примеры

в Священном Писании? Я вспоминаю Петра. Был ли Петр хорошим человеком? В контексте всего Священного Писания да, Петр был хорошим человеком. Посмотрите на него в свете событий того рокового дня, накануне распятия Иисуса. Христос и ученики закончили знаменитую последнюю Вечерю в верхней горнице, и Иисус сказал им: «Вы чисты» (см. Ин. 13:10). Они были очищены словом, которое Он проповедовал им. Христос возвестил им Благую весть о прощении и очищении от греха. Но спустя некоторое время, когда Иисуса арестовали в Гефсиманском саду, Петр выхватил меч и бросился защищать Его, отрубив ухо одному из рабов. Не было ли это злым делом, которое совершил чистый человек? Спросите у раба первосвященника, злым ли было это дело. Думаю, что он, не колеблясь, признал бы его злым, ведь ему было очень больно. Но это злое дело было сделано хорошим человеком. Что было злом в данном случае: сам поступок или причина его совершения — то, что Петр решил взять все в свои руки и полагался на себя, вместо того чтобы довериться Богу?

Иисус сказал: «Вложи меч в ножны… если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня» (Ин. 18:11, 36). Но Его Царство не от мира сего. Вот почему вовсе необязательно злым был сам поступок Петра (хотя раб первосвященника может с нами не согла-ситься), а то, что он пытался «сделать это сам». Вот в чем действительная проблема греха.

И тем не менее Петр был хорошим человеком. Ученики были хорошими, по мнению Самого Иисуса, Который сказал им: «Вы чисты». Они были хорошими, благодаря Его праведности. Но когда они ходили с Иисусом, то подчас совершали и плохие поступки. Так что же делает человека

плохим?

Однажды в Филадельфии арестовали мужчину за то, что он украл хлеб, чтобы накормить свою семью. Свидетели, вызванные в суд, заявили, что это хороший человек, пытающийся помочь своей семье, хотя он и совершил плохой поступок. Судья учел эти показания и приговорил его к штрафу за плохой поступок. Однако он тут же приостановил вступление приговора в силу и пустил шляпу по залу суда, предложив всем присутствующим пожертвовать деньги в качестве расплата за то, что они живут в городе, где человеку приходится красть хлеб, чтобы прокормить семью. Затем он отдал собранные деньги подсудимому.

В данной ситуации действия судьи были немного похожи на действия Бога, не так ли? Разве воровство не является во всех случаях плохим поступком, независимо от причин? Здесь мы затронули щекотливую тему. Мы не можем говорить о том, что правильно, а что неправильно, о хороших или плохих поступках, не подняв при этом вопрос о нравственном поведении и новой морали.

Знакомы ли вы с понятием новой морали? Она называется ситуационной этикой. Ее сторонники утверждают, что можно совершать плохие поступки, если только вы руководствуетесь хорошими побуждениями.

А может, вы больше согласны с теми проповедями, которые я слышал с детства? Тогда проповедники говорили долго, громко и конкретно: «Воровство всегда предосудительно; в любом случае плохо лгать, обманывать и убивать». Может быть, это слишком упрощенно? Нам необходимо исследовать некоторые связанные с этим темы, прежде чем мы поднимем вопрос о том, что хорошо, а что плохо, и рассмотрим понятие нравственного суждения.

Могут ли плохие люди совершать добрые дела? Мы сразу же вспоминаем слова Иисуса:

«Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: “Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов из-гоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?”» (Мф. 7:21, 22).

И далее мы читаем: «И тогда объявлю им: “Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие”» (ст. 23). Считаете ли вы пророчество во имя Христа беззаконием? Изгнание бесов — это беззаконие? Чудотворение — это беззаконие? Что же сделало поступки этих людей плохими?

Эти стихи обращают наше внимание на чрезвычайно важный момент. Поскольку мы рождаемся злыми, то можем совершить какое-либо благое дело только через Иисуса. То есть люди становятся злыми оттого, что живут независимо от Христа, невзирая на их дела. А хорошими люди становятся тогда, когда имеют живые взаимоотношения со Христом, невзирая на… Мне трудно заходить так далеко, потому что некоторые поймут это неправильно… невзирая на то, что они делают? Всегда ли вы судите о людях только по их поступкам? Не смотрите ли вы на них через призму взаимоотношений?

Некогда я утверждал, что добрые дела, совершенные независимо от Христа, являются плохими делами. Люди набросились на меня с обвинениями; «Ты не вправе такое говорить! Добрые дела, совершенные независимо от Христа, не являются плохими, потому что дела эти сами по себе хорошие». Тогда я изменил свою позицию. Добрые дела, совершенные независимо от Христа, — это плохо, точка. Не то, чтобы они были плохими делами, но они плохи.

Почему они плохи? Существуют две причины, перечисленные в 7-й главе Евангелия от Матфея. Во-первых, эти люди заявляли: «Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» Но они никогда не знали Иисуса. Поэтому, по сути дела, они были лжецами. Если я претендую на то, что творю добрые дела во имя Христа, а сам не знаю Его, я становлюсь лжецом. Это обман. Во имя Иисуса действует только тот человек, который поддерживает с Ним живую связь. Во всех иных случаях называть себя христианином и действовать во имя Его — это обман и притворство. Это первая причина, по которой они стали виновными в беззаконии.

Вторая проблема заключалась в том, что эти люди оказались в ловушке, думая, что попадут на небо, поскольку они пророчествовали, изгоняли бесов и творили многие чудеса. Они снова

запутались в сетях спасения отдел. Это было проблемой Церкви в течение длительного периода времени. Если я думаю, что могу каким-то образом спасти себя, хотя бы на десять процентов, то это ложь и беззаконие. Павел говорит, что мы не спасаемся делами; если бы это было иначе, тогда у нас был бы какой-то повод хвалиться. Возвращались ли вы когда-нибудь мысленно назад к своим поступкам и обращали ли внимание на свое хвастовство?

Даже будучи членами христианской Церкви, мы можем свидетельствовать о том, что живем независимо от Бога. Одно из главных тому подтверждений — постоянное самопревозношение. Павел говорит, что если я хочу хвалиться, то мне лучше делать это перед людьми, верящими в спасение отдел (я перефразирую его высказывание; см. Рим. 2:17-23). Если я хочу получить должное или воздать должное другим, мне прежде надо убедиться в том, что я говорю с людьми, которые верят в систему заслуг. В противном случае они не поблагодарят меня за это. Если же говорить о Боге, то нам нечем хвалиться. Чем ближе я подхожу к Иисусу, тем ниже склоняюсь у подножия креста. Самое высокое положение, которое я когда-либо смогу занять — это с верой и смирением склонить колени у подножия креста.

Итак, Павел ясно говорит о том, что для хвастовства нет места. «Но я изгонял бесов». «Вы в этом уверены?» Знаете, если бы я был бесом и прочитал в Библии слова Иисуса о том, что сатана не может изгонять сатану, то стал бы на этом специализироваться. Я имею в виду, что это действительно дает мне прикрытие. С таким прикрытием я вполне могу действовать! Я не верю в то, что дьявол изгоняет бесов, но верю — он знает, как создать видимость, будто он изгоняет бесов.

Полагаю, вы слышали кое-что о служении избавления. Я молюсь о том, чтобы Бог и дальше избавлял нас от служения избавления, потому что это служение в том виде, в каком оно возникло в евангелических церквах и попыталось проникнуть в наше вероисповедание, не имело ничего общего с изгнанием бесов. Оно только создавало видимость этого на короткое время. Дьявол с радостью создает видимость, будто изгоняет бесов, потому что в процессе этого изгнания он может заменить их чем-то худшим. Вот почему изгнание бесов, даже если оно происходит на самом деле, — это не повод хвалиться. Потому что отныне я должен знать, что бесы сильнее меня, и изгнать их может только Тот, Кто неизмеримо сильнее меня. А это не кто иной, как Сам Господь Иисус.

А как насчет пророчества? Разве это что-то плохое? Недавно я узнал, что адвентистская Церковь во Франции исключила из своих рядов так называемого пророка, который распространял свои вести. Внимательно изучив ситуацию и содержание вести и возможные последствия, Церковь скептически отнеслась к тому, кто претендовал на роль пророка.

Несколько лет тому назад из Флориды в Орегон переехала одна пророчица. Я прослушал несколько кассет с ее пророчествами якобы во имя Иисуса. Однако очень скоро начинаешь замечать предательские доказательства того, что эти люди хвалятся своими дарами. А когда люди начинают рассказывать о своих делах и рекламировать собственные успехи, сразу же возникают сомнения. Действительно ли это так? Совершение добрых дел — что же тут плохого? Ничего плохого нет, если эти дела, в самом деле, хорошие. Но если я ставлю это себе в заслугу, то тем самым делаю эти дела плохими.

Давайте развивать у себя такой склад ума, при котором хочется творить добрые дела по одной причине: потому что мы нашли Олицетворение Доброты. И если вы тщательно все взвесите, то наверняка поймете, что по-настоящему хороший человек, знающий Иисуса, как своего личного Друга, совершает добрые дела непроизвольно. В этих добрых делах нет никакого расчета или корысти. Это не те люди, которые, когда кто-то приходит к ним с просьбой о помощи, говорят: «Подождите, пока в зале соберется народ» или: «Подождите, пока мы установим телекамеры». Они ведут себя подобно Иисусу, Который быстро исчезал после того, как совершал доброе дело, в том числе и воскрешение мертвых. Он не ждал от людей почестей и похвал. Он хотел, чтобы вся слава и почести воздавались только Его Небесному Отцу. Разве вы не хотите, чтобы Бог сделал вас хорошим человеком благодаря благости Иисуса? И чтобы в результате этого вы естественно, без принуждения совершали добрые дела?

Много лет тому назад, когда я учился в колледже, мне довелось присутствовать на библейской конференции в церкви Слайго в г. Такома Парк, штат Мериленд. Со словом наставления выступил X. М. С. Ричарде. Я никогда не забуду сказанного им. Он прочитал из Книги Деяния святых

Апостолов о Варнаве: «Ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры. И приложилось довольно народа к Господу» (Деян. 11:24).

Радиопроповедник поделился с собравшимися своими мыслями об этом тексте. «Когда я умру, — сказал он, — надеюсь, что люди будут помнить меня не как радио-проповедника или кого-то великого. Мне бы хотелось, чтобы меня помнили как доброго человека. Надеюсь, что когда мои родные будут вспоминать обо мне, они вспомнят меня как доброго человека». Думаю, это не такое уж плохое желание — быть добрым человеком, исполненным Святого Духа. И если это случится, то «довольно народа» приложится к Господу.

Библия говорит о делах закона и о делах веры. Эти два термина вполне понятны. Иногда они проявляются как злые дела и добрые дела, или мертвые дела и живые дела. Но главное их определение — это дела закона и дела веры. Думаю, в каком-то смысле дела закона это те, с помощью которых мы пытаемся спасти себя. Апостол Павел утверждает, что это мертвые дела. Я бы хотел дать им такое определение: дела закона это любые дела, совершаемые независимо от взаимоотношений со Христом, основанных на вере. Они мертвы. С точки зрения Бога такие дела бесполезны.

Дела веры — это добрые дела, совершаемые в рамках взаимоотношений со Христом. Люди, которые поддерживают такие взаимоотношения, иногда совершают хорошие поступки, а иногда плохие. Те, кто не имеет подобных взаимоотношений, также совершают порой хорошие поступки,

а порой плохие. Главный же вопрос в том, пребывает данный человек во Христе или вне Христа.

В Библии также говорится о цели добрых дел в жизни христианина. В ней достаточно прямо сказано о том, что добрые дела никогда не делаются с целью спасти нас для вечности. В конце XIX столетия А. Т. Джоунс сказал: «Дела ничего не решают». Его обличали за это сильное высказывание. Было бы неверно утверждать, что дела не имеют никакого отношения к спасению. Мне бы хотелось кое-что добавить, дабы исправить это высказывание. Наши добрые дела не могут быть причиной нашего спасения, но они имеют к нему определенное отношение и вот почему: добрые дела всегда являются следствием истинной веры во Христа. Цель добрых дел — прославление Бога. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Так уж случается, что спасенные люди хотят прославлять Бога. Если же у людей не возникает желания прославлять Бога, это достаточно убедительно свидетельствует о том, что они не спасены. Невозможно отделить одно от другого.

Эта мысль и является главной у апостола Иакова. Он ясно дает понять, что вера и дела так же неразрывны, как любовь и брак. «Любовь и женитьба — что лошадь и повозка» (это песня, кажется, тридцатых или сороковых годов). Полагаю, в наше время эта иллюстрация несколько устарела, поскольку отношение к любви и браку изменилось. Что касается лошадей и повозок, то их ныне не часто увидишь на улице. Я пытался подобрать другие примеры двух неразлучных, или неразрывных, вещей — например, гром и молния (но вы знаете: чем ближе они друг к другу, тем хуже).

К тому же гром и молния не всегда сопровождают друг друга. Например, шаровая молния не сопровождается раскатами грома. Мне вспомнилась придуманная кем-то более подходящая иллюстрация -солнечный свет и тень. С ней, пожалуй, не согласятся только жители Сиэтла, где почти всегда холодно и дождливо. Когда жителей Сиэтла спрашивают, что они делают летом, они отвечают: «Если лето случается в воскресенье, то мы идем на рыбалку». Поэтому нам, видимо, следует слегка изменить эту иллюстрацию просто на свет и тень, ибо они действительно неразлучны.

По мнению апостола Иакова, вера и дела неразлучны. Нельзя отделить одно от другого. Истинная вера рождает настоящие дела. Возможно, именно поэтому Библия говорит о том, что судить и вознаграждать нас будут по нашим делам. Бог не намеревался через Своих пророков и благочестивых писателей создать у нас впечатление, будто мы в любом случае спасаемся делами. Но если вера и дела всегда едины, никогда не разлучаются и не могут существовать независимо друг от друга, то это значит, что спасение по делам в действительности означает спасение по вере. Кроме того, Бог, конечно же, способен судить и вознаграждать нас по делам потому, что знает мотивы наших дел.

Однажды я совершал похоронное служение на кладбище неподалеку от свежевырытой могилы члена банды мотоциклистов, именуемой «Ангелы ада». На надгробном камне у этой

могилы я прочитал надпись: «Мятежник навеки». Какая эпитафия! Я был рассержен. Мне захотелось поскорее уйти от этой могилы и этого надгробного камня, а также вообще с кладбища. Что это за человек, который заявляет всему миру, что навеки останется мятежником? Но затем я подумал: только Богу известно, что довело его до этого. Когда наши молодые люди восстают против Церкви, так как слишком часто слышат о праведности от дел закона, только Бог знает их сердца и может судить их. Разве вас не радует мысль о том, что, когда настанет время судить поступки людей, мы окажемся в более надежных руках, чем наши собственные?

Иаков ясно говорит: если вы действительно имеете веру, то должны доказать это тем, что вместо того, чтобы говорить о ней, покажите ее на деле. Иаков, в отличие от Павла, говорит не о том, что является причиной нашего спасения. Мы часто упускаем эту мысль из виду. Иаков подсказывает, как узнать, имеет ли человек истинную веру. Как вы можете это определить? Если у человека подлинная вера, он заинтересован в добрых делах — не в своих, а Божьих добрых делах.

Отрадно знать, что Божьи дела могут стать моими делами. Вникните в следующие глубокие мысли: «Господи! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас» (Ис. 26:12). «Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:13). «Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса [Христа], да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа» (Евр. 13:20, 21).

Я заинтересован в Его добрых делах, а вы? Давайте молиться и исследовать Писания вместе с церковью. Она борется над разрешением данного вопроса, чтобы не скатиться к пустым лозунгам о спасении, в которых нет места добрым делам. Давайте стремиться к действительному спасению через веру, любовь, прощение и принятие, включая добрые дела Божьи, которые неотделимы от всего этого.