5. Черное, белое или серое-2

Однажды кто-то спросил у X. М. С. Ричардса: «Следует ли женщинам использовать косметику?» Он сказал: «Когда фасад дома надо покрасить, красьте его». Хотя я в точности не знаю, что именно он имел в виду, мне хотелось бы, чтобы наши ответы были такими же простыми и лаконичными.

Но ответы редко бывают простыми, когда мы пытаемся решить вопросы церковной этики и норм. Что правильно и что неправильно? Что делать с серыми зонами? Дьявол никогда не перемещает человека из белой области в черную за один раз, посредством гигантского скачка. Он шаг за шагом проводит человека через серые зоны. А как определить, что правильно, а что — нет в серых зонах, например: куда можно ходить, что есть, какую музыку слушать, какие книги читать, какие телепередачи смотреть, какую одежду носить и какие выбирать развлечения?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо поговорить о принципах. Из своего пасторского опыта я знаю, что люди пытаются добиться моего мнения по поводу деталей, но я стараюсь избегать излишних подробностей. Прошло немало лет с тех пор, как мои дети были подростками

— мой длинноволосый сын и моя дочь, носившая короткие юбки. Конечно, возникали проблемы, ибо я хотел повлиять на них таким образом, чтобы они пересмотрели свое поведение. Но я знал, что ни он, ни она еще не отдали свою жизнь Иисусу. А я твердо уверен, что нельзя делать предметом религиозного обсуждения церковные нормы или личную этику, если человек еще не вручил свою жизнь Иисусу. Это просто бесполезно. Поступая так, вы можете просто-напросто подавить в нем всякое желание отдать свою жизнь Христу, поскольку он будет считать, что Бог вмешивается в его личную жизнь и нарушает образ жизни, устраивающий его. Вот почему я решил взять на себя роль козла отпущения и говорить своим детям, чего я от них добиваюсь. Когда они спрашивали «почему», — я отвечал: «Потому что я так сказал. Вот и все».

Множество правил и предписаний в наших школах не должны быть связаны напрямую с Богом, верой или религией. И мы не можем ожидать, что эти категории станут определяющим фактором для поведения в жизни тех молодых людей, которые еще не отдали свою жизнь Иисусу. Когда они сделают это и обретут взаимоотношения с Богом, тогда это будет иметь смысл. Но если этого не произошло, ожидать от них что-либо бессмысленно!

Мы знаем, что в каждой общине есть люди, которые слушают Божью весть, но еще не отдали

свою жизнь Христу. По этой причине мы предпочитаем не вдаваться в подробности и не говорить того, что может оттолкнуть их. Вот почему мы ограничиваемся принципами.

Размышляя о важности принципа, я подумало космонавтах, готовящихся к полету на космическом корабле. Если бы я был космонавтом и готовился к выполнению определенной задачи в космосе, то не стал бы думать о том, что меня устраивает, а что — нет в программе подготовки. Я также не стал бы уделять минимум внимания правилам и нормам полета и под-готовки к нему. Я бы стремился к совершенству, а вы? Мне бы хотелось подготовиться к любым неожиданностям.

Это сравнение с космическим полетом наводит на мысль о том, что наши нормы и правила, наши предписания и этические законы имеют определенное отношение к тому, чтобы мы смогли подняться с земли на небо. Поэтому я хочу вернуться и пояснить данный момент. Когда мы говорим о том, что правильно, а что неправильно в процессе обсуждения этики и нравственных норм, то не имеем при этом в виду, что они смогут перенести нас на небо. Мы окажемся в раю только благодаря тому, что сделал Иисус. Принятие этой истины через каждодневные взаимоотношения с Ним до дня Его Второго пришествия — вот путь спасения для нас. С другой стороны, мои решения относительно того, что правильно, а что — нет, а также отношение к собственному образу жизни, особенно в серых зонах, — все это может повлиять на мои взаимоотношения с Иисусом.

Я выяснил это както поздно вечером, когда, вместо того чтобы идти спать, уселся смотреть фильм по телевизору. В нем распутывалось загадочное убийство, но я оправдывал себя тем, что одним из героев фильма был миссионер. На фоне этого фильма книга «Желание веков» на следующее утро показалась мне слишком скучной. И это отразилось на моей духовной жизни. Если мероприятия, в которых я участвую, или дела, которыми я занимаюсь, влияют на мою повседневную жизнь и взаимоотношения с Иисусом, то они воздействуют и на мое странствие с земли на небо, не так ли?

Даже представители новой теологии, которые уверены в том, что оправдание — это и есть Евангелие, и что в Евангелии нет ничего, кроме оправдания, иногда добавляют на выдохе: «Но Бог также и освящает тех, кого оправдывает». Следовательно, когда мы говорим о нормах в церкви или об индивидуальных нормах, о методах различения добра и зла, то затрагиваем темы, которые могут повлиять на наше спасение в том случае, если каким-то образом отражаются на наших взаимоотношениях с Иисусом.

Итак, следующие четыре принципа помогают нам отличать добро от зла.

Первый принцип. Каков мой мотив? Могу ли я просить Бога о том, чтобы Он помог мне понять Его? Чего я на самом деле добиваюсь в этой ситуации? (Обычно у нас есть два мотива для совершения поступков: «хороший» повод и настоящая причина!)

Второй принцип. Избегайте всякой видимости зла. Если бы мы жили на необитаемом острове, тогда это не имело бы большого значения. Но мы живем в мире среди людей, и даже видимость зла может бесчестить Божье имя.

Третий принцип принцип влияния. Мы уделяем недостаточно внимания сочинениям Елены Уайт, в которых так много говорится о силе влияния. Иногда мы считаем эту писательницу самой строгой, консервативной и занудной из всех известных нам людей. Однако в данном вопросе Елена Уайт попала в самое яблочко. Говоря об определенных нормах, мы изобретаем всевозможные поверхностные причины, почему нам следует поступать так, а не иначе. Но с ее точки зрения главным является влияние, которое мы оказываем. Не делайте ничего такого, что может соблазнить или оскорбить другого человека, если можете обойтись без этих поступков.

Я ввел в свой компьютер слова «преткновение» и «соблазн» и обнаружил текст из Псалтири, который все мы не раз слышали: «Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения» (Пс. 118:165). Я по-новому взглянул на эти древние слова. Если когото в церкви соблазняют мои по-ступки, то эти люди своей реакцией доказывают, что не любят Закон Божий. Они ненавидят его.

Итак, если люди считают мой поступок неправильным, потому что являются консервативными, строгими защитниками Закона Божьего, и если мой поступок их оскорбляет, то это доказывает, что они вовсе не любят закон. Ибо «велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения». Истина заключается в том, что на самом деле они ненавидят закон и боятся, что я буду безнаказанно делать то, что они, по своей немощной совести, делать не могут.

Мы можем не обращать никакого внимания на этих экстремистов, исходя из принципа: «Пусть они варятся в собственном соку». Но апостол Павел говорит: «Нет, не оскорбляйте даже тех людей, которые ненавидят закон, и всю свою жизнь смотрят на сучок в глазе брата своего». Павел советует нам не соблазнять их. «Да, но пусть они сами разбираются со своими проблемами?» «Нет, — говорит он, — это и мои проблемы». Не соблазняйте их. Это библейский принцип, и мы пытаемся помочь людям освободиться от проблем и стать лучше.

Четвертый принцип. К чему приведет мой поступок? Что с ним связано? Многим из нас знакомы подобные истории. Мы могли бы привести многочисленные примеры людей, которые покатились по наклонной и отошли от Бога. Большинство из нас испытывало нечто подобное.

Иисус произнес замечательную молитву о тех, кого окружают пути, ведущие в погибель. Незадолго до того, как Его схватили, когда Он еще был со Своими учениками, Христос обратился к Своему Отцу: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (Ин. 17:15). Мы не сможем подняться на тот уровень, который Бог определил для Своих детей, если станем отшельниками или будем жить на необитаемом острове. Мы не поднимемся до него, если будем сидеть под какими-нибудь лозунгами или спать на гвоздях. Мы живем в мире. «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла».

Мы узнаем о том, что правильно, а что нет, прежде всего, благодаря нашей близости к Иисусу. Имея это в виду, я хотел бы обратиться к знаменитой притче о пастыре и овцах, где Иисус

— Пастырь, а мы Его овцы. Иисус является также дверью овцам.

«Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» (Ин. 10:15; курсив мой. — М. В.).

Овцы идут за пастырем, потому что знают его голос.

Один швейцарец рассказал мне, что в детстве он пас свое стадо овец в горах рядом со стадом соседского мальчика, который был его другом. Они вместе следили за овцами и помогали друг другу. Однажды разразилась страшная буря, и мальчики вынуждены были поспешить в укрытие. Все овцы рассеялись и перемешались, когда жались друг к другу в ущельях и иных укрытиях, во время проливного дождя, ветра, молний и раскатов грома.

Когда буря закончилась, юные пастушки попытались определит» каждый своих овец. Немало времени было потрачено впустую. В конце концов они, разочарованные, признали: «Мы не можем сделать этого. Придется нам пойти домой и попросить о помощи». Тогда один мальчик пошел своим путем, а другой отправился по своей дороге. К их немалому удивлению, овцы сами разделились, и каждое стадо пошло за своим пастухом. Овцы знали голос своего пастуха и пошли за ним.

В замечательной книге «Желание веков» мы находим такое высказывание: «Когда мы познаем Бога так, как нам это дано, наша жизнь станет примером постоянного повиновения» (с. 668). Несомненно, главное — это познание Бога. А чуть ниже мы читаем строки, имеющие непосредственное отношение к нашей теме: «Люди, решившие не совершать неугодного Богу, после общения с Ним будут знать, каким путем идти. И тогда они получат не только мудрость, но и силу для послушания и для служения» (там же).

Таким образом, выстраивается такая последовательность:

1. Люди знают Бога лично (мы возвращаемся к теологии взаимоотношений),

2. У них возникает проблема, когда они пытаются решить, что правильно, а что — нет.

3. Они для себя твердо решили не огорчать Бога.

4. Им обещано, что после «общения с Ним» они «будут знать, каким путем идти».

5. Они получают не только мудрость свыше, чтобы различать добро и зло в так называемых серых зонах, но и силу, чтобы поступать правильно.

Какая Благая весть! Многие люди решили для себя, что правильно, но не смогли поступать по правде, так как им не хватило сил. Если кто-то считает себя достаточно зрелым для того, чтобы действовать исходя из собственных представлений о добре и зле, отодвигая правильные поступки на второе место, такой человек имеет ошибочные представления о Боге. Мы недостаточно зрелы для того, чтобы быть богами.

Все люди в мире разделены на два лагеря: те, кто знает Бога, и те, кто не знает Его. Такие люди есть в любой церкви, в том числе, и в моей. Они есть и вне церквей. Многие сегодня разочарованы в религиозных организациях и церквах и не хотят иметь с ними ничего общего. Но они все же заинтересова ны в Боге и прилагают усилия для того, чтобы познать Господа через Его Слово и молитву. Исследования показывают: Бога знают меньшинство членов христианской Церкви. Большинство по-прежнему возлагает надежды на праведность «по наследству», праведность благодаря членству в церкви, праведность от этики или вследствие посещения богослужений.

Я рискну сделать еще один вывод. Я верю, что когда речь заходит о добре и зле, люди, знающие Бога, поступают одинаково, где бы они ни находились в этом мире. Один и Тот же Святой Дух руководит их жизнью и взаимоотношениями с Богом. Он указывает им, что правильно, а что — нет, и дает силу для того, чтобы поступать по правде.

С другой стороны, люди, не знающие Бога, похожи на хамелеонов. Они «меняют окраску» в зависимости от среды обитания. (Полагаю, вы слышали о хамелеоне, который, случайно попав на шотландский плед, совершенно обезумел!) Вы и впрямь можете полезть на стену, если будете су-дить о добре и зле в зависимости от того, в каком обществе находитесь. Но именно так поступают люди, не знающие Бога. С их точки зрения религия и церковь — это всего лишь клуб по интересам, поэтому они приспосабливаются к любым нормам и правилам этого клуба.

Во время пасторской работы в церкви «Уайт Мемориал» мне было интересно наблюдать за некоторыми студентами, приезжавшими в университет Лома-Линда с консервативного Востока. Эти консерваторы менялись буквально за один день, приспосабливаясь к той атмосфере, в которой оказывались. Это было столь очевидно, что сразу бросалось в глаза, и служило доказательством несомненного факта: их нормы, этика, их образ жизни определялись тем обществом, в котором они оказывались.

Разве у нас нет более глубоких побуждений? Они должны существовать. Я не хочу, чтобы мои решения относительно того, что правильно, а что — нет, зависели или диктовались тем обществом, в котором я нахожусь.

Много лет тому назад, когда я первый год работал пастором, мне довелось совершать служение в небольшом городке близ Бейкерсфилда, штат Калифорния. Я отвечал за служение в городе Тафт, расположенном за нефтяными промыслами. Члены небольшой местной церкви ревностно делились верой с окружающими. Мы организовали библейские занятия, на которые собиралось достаточно много людей. Думаю, в первый год своей пасторской деятельности я провел больше библейских занятий, чем за все последующие годы.

Было трогательно наблюдать за людьми, интересующимися Евангелием. Одна молодая супружеская пара не довольствовалась лишь занятиями в группе. Они говорили: «Пожалуйста, приезжайте к нам домой и побеседуйте с нами. Приезжайте после богослужения, отобедайте с нами и давайте еще позанимаемся». Мы использовали любую возможность, чтобы изучать с ними Библию. Их духовный голод невозможно было утолить.

Однако, что касается внешнего вида, эта молодая женщина напоминала багряного зверя и женщину из Откровения 17. Она явно перебарщивала с украшениями, даже с мирской точки зрения. На ней было надето полдюжины бус, серьги до плеч и браслеты по всей руке. Картину довершала темно-фиолетовая губная помада! Мы никогда не говорили об ее косметике и украшениях. Мы были полностью сосредоточены на изучении Библии.

Наблюдая за ней, я заметил, что «окраска фасада» начинает меняться. Я стал нервничать. Я действительно очень переживал по этому поводу! Мне показалось, что с ними работает какой-то член церкви — законник, живущий по соседству. Но постепенно все стало меняться. Фиолетовый цвет помады сменился на красный, а затем на розовый. Количество бус уменьшилось с шести до пяти, потом до четырех, потом до одних, а затем они вообще исчезли. Серьги, которые раньше свисали до плеч, становились все короче и меньше. Должно быть, у нее была богатая коллекция украшений. Однако постепенно она начала от всего этого отказываться.

Я продолжал нервничать, особенно когда однажды пришел к ним и увидел, что они жуют кусочки дерева. Я решил, что они сходят с ума!

— Что вы делаете? — спросил я у них. — М ы пытаемся бросить курить.

— Почему? Почему вы пытаетесь бросить курить? Кто-то говорил с вами об этом?

— Нет.

— Тогда почему в вашем образе жизни происходят такие перемены?

— Мы не знаем.

Все дело в том, что начал действовать принцип: когда Иисус вошел в их жизнь, они стали непроизвольно меняться. Не могу сказать вам точно, сколько раз я наблюдал подобное, когда люди углублялись в Библию и начинали думать о небесном. Когда Иисус входит в нашу жизнь, мы находим единственно верный ответ на вопрос о добре и зле.

Возможно, у разных людей это происходит по-разному и на различных этапах жизни. Нам надо дать людям возможность и время измениться, вместо того чтобы заглядывать в их шкафы и холодильники. Эти перемены действительно происходят, они вполне реальны, потому что люди, знающие Бога, следуют по пути, ведущему к жизни постоянного послушания. По мере того как они проводят с Иисусом все больше времени, они все лучше понимают, каким путем идти. Они обретают также мудрость и силу.

Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного? Истинные овцы знают голос своего Пастыря, а Он знает, как сообщить им о Своей воле в любой момент времени и при любых обстоятельствах. Я не могу этого объяснить, и вы не можете этого объяснить, но мы можем это испытать. И чем ближе мы становимся к Иисусу, тем более уверенно мы различаем добро и зло в любых жизненных ситуациях.

Апостол Павел сказал важные слова в Евр. 12:1,2: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя…» «Свергнем с себя всякое бремя». Бремя — это необязательно грех, но это определенная тяжесть. Это то, что является препятствием в наших взаимоотношениях со Христом. «Свергнем с себя всякое бремя к за пинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (курсив мой. — М. В.). Когда мы взираем на Иисуса, это влияет на наши грехи и бремена. Мы оставляем их позади.

Я хотел бы задать вам вопрос. Он основан наличном опыте взаимоотношений с людьми, переживающими какой- либо кризис в жизни: трагедию, скорбь, смертельный недуг или потерю любимого человека. Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что некоторые вещи, спорные моменты в серых зонах, не кажутся такими уж важными перед лицом трагедии и кризиса? Может быть, вы испытали это на личном опыте? Почему-то в такое время мы лучше понимаем, что в действительности важно, а что второстепенно.

Однако мне хотелось бы спросить у вас: если бы вы точно знали, что Иисус вернется через шесть месяцев, повлияло бы это на то, куда вы ходите, что делаете, на ваш образ жизни, особенно в серых зонах? Да или нет? Ответьте честно. Думаю, что да. Наверно, было бы неплохо задать себе этот вопрос.

Будет ли «давка» у жемчужных ворот Божьего града? Устремимся ли мы туда, отбросив все приличия, чтобы попытаться протиснуться через них в небесную отчизну?

На заре истории Американского Запада компания почтовых перевозок объявила конкурс для людей, желающих управлять дилижансом. На это предложение откликнулись три человека. Когда первый кандидат проходил собеседование, у него спросили: «Известно ли вам то опасное место на горной дороге, где с одной стороны крутой обрыв, а с другой — отвесная скала? Как близко к обрыву вы можете проехать, чтобы благополучно миновать это место?»

Мужчина ответил : «У меня большой опыт. Я могу благополучно проехать на расстоянии тридцати сантиметров от края».

Со вторым претендентом также провели собеседование и задали ему тот же вопрос: «Известно ли вам то опасное место?.. Как близко к обрыву вы можете проехать, чтобы благополучно миновать это место?»

Он ответил : «У меня большой опыт; я знаю, как надо вести дилижанс, хорошо знаю своих лошадей. Я могу благополучно проехать на расстоянии пятнадцати сантиметров от края».

Когда спросили третьего кандидата, он сказал: «Я не знаю, как близко я могу подъехать к краю обрыва, чтобы благополучно миновать это место. Но я скажу вам одно: я постараюсь проехать как можно дальше от края». Его-то и взяли на вакантное место!

Как-то я рассказал эту историю в церкви, и после богослужения ко мне подошел прихожанин и сказал: «В последние годы я еду так далеко от края, что постоянно врезаюсь в отвесную скалу с

другой стороны». Такое тоже случается, но исключения только подтверждают основное правило. Хотите ли вы жить в Царстве Божьем с людьми, которые сейчас стараются ехать как можно дальше от края, чтобы потом оказаться на небе?

Возможно, мы сможем снова увидеть Иисуса на поле Деире, отраженного в глазах тех трех еврейских мужей: Седраха, Мисаха и Авденаго. Я все еще помню, как сам, будучи маленьким мальчиком, слушал проповедь моего дяди об этих мужественных евреях. В тот день они испортили Навуходоносору праздник. Этот монарх не хотел, чтобы на смену Вавилону пришли Мидо-Персия, Греция и Рим. Поэтому он и поставил огромного золотого истукана. Все должны были склониться перед истуканом под звуки музыки.

Внезапно к Навуходоносору прибежал вестник и сказал: «Есть три человека, которые не поклонились истукану». Тогда Навуходоносор велел привести их и признал в них своих друзей, которых очень уважал.

Возможно, он обратился к ним с такими словами: «Да бросьте вы, ребята. Я все о вас знаю. Я знаю о вашем Боге, симпатизирую вашей вере и искренно восхищаюсь вами. Но сегодня мы здесь пытаемся кое-что сделать во славу нашей великой державы, нашего царства. Я не имею ничего против того, чтобы вы молились своему Богу. Но преклоните перед истуканом хотя бы одно колено. Просто встаньте на одно калено и смотрите в это время в другую сторону. Вам необязательно смотреть на истукана. Произнесите, если хотите, короткую молитву своему Богу, только не портите нам веселья и торжества».

Вы помните, что они сказали? «О, Навуходоносор! Нет нужды нам отвечать тебе на это. Мы не поклонимся» (см. Дан. 3:16-18). Они не были людьми умеренных взглядов, держащимися золотой середины, но полностью посвятили себя Богу, Которому служили Ничто не могло поколебать их послушания Ему. Если Дух Божий обращается к вам, я хочу призвать вас твердо решить для себя не нацеливаться на минимально или максимально необходимые жертвы. Стремитесь к самому высокому уровню.