Примечания и комментарии

Произведение закончено Лютером в конце июня 1520 г. Опубликовано в августе. До конца 1520 г. оно выдержало 13 изданий.

Небольшие отрывки из этого произведения были впервые переведены на русский язык Д. Н. Егоровым и опубликованы в 1906 г. (См.: Христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния // Источники по истории Реформации. М., 1906. Вып. 1.). В полном объеме произведение было переведено В. С. Рожициным. (См.: Д-р Мартин Лютер. К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния / Пер. В. С. Рожицина. X., 1912). Это издание было опубликовано небольшим тиражом и уже давно стало библиографической редкостью. Выполненный для своего времени на высоком уровне перевод В. С. Рожицина сегодня местами звучит архаично; иногда переводчик механически воспроизводит «букву» оригинала; кое-где лютеровская мысль искажена. Кроме того, сочинение Лютера было издано без комментариев. Все это обусловило необходимость нового перевода.

Настоящий перевод выполнен по изданию: Luther Martin. An den christlichen Adel deutscher Nation von des christlichen Standes Besserung // EA. Bd 21. S. 274—360.

1 Лмсдорф — Николаус фон Амсдорф из Торгау (1483—1565), друг Лютера. В 1520 г. — лиценциат, позже — профессор теологии и каноник в Виттенберге; суперинтендент в Магдебурге, евангелический епископ в Наумбурге.

2 Цитата из Еккл. 3, 7 приводится не дословно.

3 Цитата из 1 Кор. 3, 18 приводится не дословно.

4 Во время акта промоции новоиспеченные доктора теологии давали присягу, что на протяжении всей жизни будут защищать чистоту христианской веры.

5 23 июня.

6 Имеются в виду Церковные Соборы XV в.: в Пизе (1409), Констанце (1414— 1418), Павии-Сиене (1423—1424), Базеле (1431—1449), Ферраре—Флоренции-Риме (1438—1445). Во время заседаний этих Соборов обсуждались проекты реформ, направленных на преодоление церковного раскола (схизмы) 1378—1417 гг. и восстановление единства Церкви.

7 Речь идет о Карле V — императоре Священной Римской империи (1519— 1556). До Вормского рейхстага 1521 г. Лютер, как и многие из Германии, надеялся, что Карл V поддержит Реформацию.

8 Пс. 32, 16.

9 Фридрих I — Фридрих I Барбаросса (ок. 1125—1190), император Священной Римской империи (с 1155). Совершил 5 военных походов в Италию. Издал Рон-кальские постановления (1158), лишившие ломбардские города самоуправления. Однако города, объединившись в Ломбардскую лигу (1167), заключили союз с папой, нанесли Фридриху I поражение при Леньяно (1176) и заставили его отказаться от Ронкальских постановлений.

10 Фридрих // — Фридрих II Штауфен, или Гогенштауфен (1194—1250). С 1220 г. император Священной Римской империи. Почти все его правление заполнено борьбой с североитальянскими городами и папами. Несколько раз его отлучали от Церкви. Созванный в 1245 г. папой Иннокентием IV Вселенский Собор объявил Фридриха II низложенным с императорского престола.

11 Юлий // — папа римский (1503—1513). С целью территориального расширения папской области и усиления папской власти активно вмешивался в Итальянские войны (1494—1559).

12 Ссылка Лютера на Суд. 20 не совсем удачна. В отмеченном фрагменте действительно рассказывается о том, что Израиль два раза потерпел поражение от сынов Вениаминовых. В первой битве погибло не 42, как пишет Лютер, а 22 тыс. израильтян, во второй — 18 тыс. Но, согласно библейскому тексту, израильтяне не полагались лишь на свое могущество. Они постоянно молились и спрашивали совета у Бога. И в третьем сражении им удалось одержать полную победу над сыновьями Вениаминовыми.

13 См. прим. 7.

14 Романистами Лютер называет приверженцев неограниченной власти римских пап.

15 Образ трех стен был заимствован Лютером у майнцского придворного капеллана Вольфганга Капито (1478—1541). См. письмо последнего к Лютеру от 4 сентября 1518 г. (WA Br. Bd I. S. 198, 211—214).

16 Выражение из Иис. Н. 6. Евреи на пути из Египта в Палестину осадили город Иерихон. Шесть дней священники, трубя в семь священных труб, в сопровождении воинов обходили Иерихон. На седьмой день от звука труб и громких криков стены города обрушились.

17 Тонзура (лат. tonsura — стрижка) — выстриженное или выбритое место на макушке, знак принадлежности к католическому духовенству. Введена по постановлению Толедского Собора (633).

18 Стихи 9 и 10 Откр. 5 приводятся не дословно.

Здесь Лютер отрицает систему целибата, т. е. обязательного безбрачия духовенства. Целибат был установлен в XI в. с целью не допустить дробления церковных земель между наследниками священнослужителей и поднять престиж духовенства.

20 Святой Августин. — Аврелий Августин (354—430), один из наиболее видных Отцов Церкви, епископ Гиппона (Сев. Африка). Учение Августина оказало большое влияние на формирование мировоззрения Лютера.

21 Амвросий — Амвросий Медиоланский (340—397), проповедник, епископ Милана.

22 Киприан — Thascius Caecilius Cyprianus (ок. 200—258), епископ Карфагена, требовал установить равноправие всех епископов. В своих сочинениях отстаивал идею единства Христианских Церквей и равноправия всех епископов. Погиб во время преследований христиан при императоре Валерии (253—260).

23 Caracter indelebilis (лат.) — непреходящие качества. По католическому учению, посвящение в священники придает посвящаемому Божественные полномочия и особые достоинства, которые на земле никто не вправе отменить. Основанием для этого не могут быть ни какие бы то ни было внешние обстоятельства, ни прегрешения самого священнослужителя. Лишить его полномочий и особых достоинств может лишь Бог в будущей небесной жизни.

24 2 Пет. 2, 1 и 3. Эта цитата приводится Лютером не дословно.

25 Т. е. измышление папы и его сторонников.

26 Рим. 13, 1 и 4. Эта цитата приводится Лютером не дословно.

27 1 Пет. 2, 13 и 15.

28 Интердикт (лат. interdictum — запрещение) — полный или частичный запрет совершать богослужение и религиозные обряды. Налагался папами, Церковными Соборами и епископами на определенную территорию и на отдельных лиц. Всеобщий интердикт, о котором говорит Лютер, сводился к запрету отправлять богослужение, причащать, хоронить умерших по церковному обряду и т. д.

29 Цитируемый Лютером шестой канон канонического права (Corpus Juris Canonici, Pars 1, Кап. 6, Dist 40) подтверждал неприкосновенность папы и невозможность его смещения даже в тех случаях, когда его образ действий противоречил элементарным нормам христианской морали. На этот канон ссылался папский эксперт в вопросах веры Сильвестр Приэриас в направленном против Лютера диалоге о власти папы («Epitome Responsis ad Martinum Luther»). Лютер перевел это сочинение на немецкий язык и опубликовал со своими комментариями под названием «Адский манифест Приэриаса».

30 Святой Григорий — очевидно, Григорй Просветитель (Григорий Партева) (ок. 240 — ок. 332), первый католикос Армении. Принимал участие в Никейском Церковном Соборе. По его имени Армянская Церковь получила название Григорианской.

Встречающееся в литературе мнение о том, что Лютер в рассматриваемом месте ссылается на папу Григория I, или Григория Великого (ок. 540—604, папа с 590), скорее всего, неосновательны, так как Григорий I отстаивал идею верховенства папства над другими епископами и верующими вообще.

31 Антихрист — согласно Откр. 13 и 2 Фее. 2, противник христианства, который появится на земле незадолго до «конца мира» и перед «вторым Пришествием Христа» и принесет людям невиданные бедствия.

32Цитата приводится Лютером не дословно.

33Цитата приводится Лютером не дословно.

34«Власть ключей» — согласно Мф. 16, 18—19, Христос, обращаясь к Апостолу Петру, сказал: «…ты —Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». Идеологи католицизма, истолковывая эти слова в самом широком смысле, утверждали, что под «властью ключей» следует понимать высшую духовную власть, которая якобы принадлежит папам римским как преемникам Апостола Петра. Лютер же считал, что в своей иносказательной речи Христос, уподобляя Царство Небесное зданию, предоставлял Петру право открывать двери этого здания для одних и закрывать — для других, т. е. прощать грехи одним и не прощать другим. Утверждая, что «ключи переданы не одному святому Петру, а всей общине», Лютер, очевидно, опирался на следующие слова Христа, которые были обращены уже не к одному Петру, а ко всем Апостолам (Ин. 20, 23): «Кому простите грехи, тому простятся;

на ком оставите, на том останутся». См. также Мф. 18, 18: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе».

36 Цитата из Ин. 17, 9 и 20 приводится Лютером не дословно.

37 Произвольно приводимый Лютером отрывок содержится не в 1 Кор. 4, а в 2 Кор. 4, 13.

38 2 Кор. 3, 17: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода».

39 Авраам, выполняя желание своей жены Сарры, изгнал рабыню Агарь и ее сына Измаила в пустыню (Быт. 21).

40 В Числ. 22 рассказывается о жителе города Педрор Валааме, который предсказывал будущее и заклинал судьбу. Царь моавитян Валак, узнав о приближении евреев к своей столице, послал старейшин к Валааму, чтобы испросить благословения для моавитян. Сначала Валаам отказался от этого предложения. Но потом ему показалось, что Бог позволил ему удовлетворить просьбу Валака. Валаам отправился на ослице в путь вслед за старейшинами. Ослица увидела ангела, преграждавшего ей дорогу, и пустилась наутек. Валаам стал бить ослицу палкою. Тогда отверз Бог уста ослицы, и она сказала Валааму: «Что я тебе сделала, что ты бьешь меня?».

41 Отстаивая в 1520 г. идею создания религиозной общины на демократических началах, Лютер заменил в цитируемом отрывке слово «Церковь» словом «община».

42 Первый Вселенский Собор был созван императором Константином I (ок. 272—337, император с 306) в 325 г. в Никее (Малая Азия). Собор осудил как ересь арианство и выработал обязательный для всех христиан «Символ Веры».

43 2 Кор. 10, 8. Цитата приводится Лютером не дословно.

44 Цитата приводится Лютером не дословно.

45 Цитата из 2 Фее. 2, 9 приводится Лютером не дословно.

46 Перефразированное Лютером выражение Ал. Павла из 2 Кор. 13, 8: «Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину».

47 Перефразированное Лютером выражение из Деян. 5, 29: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам».

48 Митра (гр. mitra — головная повязка) — головной убор высшего духовенства, надеваемый во время богослужения. Первые папы носили простую митру. Папа Бонифаций VIII (1294—1303) ввел митру с двойной короной как знак верховного владычества над духовным и светским царствами. Папа Урбан V (1362—1370) ввел в употребление трехкоронную митру (тиару) как символ верховного владычества папства над духовным, светским и Небесным царствами.

49 1 Фее. 5, 22.

50 Цитата приводится Лютером не дословно.

51 Ин. 18, 36.

52 1 Кор. 2, 2.

53 Прелатура — церковный округ, возглавляемый прелатом (лат.praelatus — поставленный над кем-либо) —высокопоставленным духовным лицом.

54 Дан. 11, 38—39, 43.

55 Пробство — церковный округ; пробст (нем. Propst, лат. praepositus — старшина, начальник) — в Германии XV—XVI вв. глава капитула, или упра.вляющий светскими делами, прежде всего доходами капитула.

56 1 июля 1517 г. папа Лев X (1513—1521) в течение одного дня провозгласил 31 священнослужителя кардиналами. За это ему было уплачено 300000 дукатов.

57 Мюнхенберг — очевидно, имеется в виду Михаэльсберг.

58 Прагматическая санкция (1438) французского короля Карла VII (1422—1461) и заключенный в 1516 г. между французским королем Франциском I (15^5—1548) и папой Львом X Болонский конкордат юридически оформили значительное ослабление зависимости Галликанской Церкви от папства и в известной мере подчинили ее королевской власти.

59 Аннаты — единовременный налог, взимавшийся римской курией с епископов в первый год их службы.

60 Согласно библейскому мифу, палестинские города Содом и Гоморра за грехи их жителей были разрушены Богом (Быт. 19, 24, 25).

61 Паллий — первоначально шерстяной плащ, а затем белый шерстяной воротник, надевавшийся епископами поверх священнического облачения. За паллий, который вручался епископам при их посвящении, римская курия взимала значительные суммы.

62 Имеется в виду страсбургский епископ Вильгельм фон Хонштейн (1506— 1541). О егонеудачной попытке осуществления реформ см.: Rapp F. Reformes et Reformation a Strasbourg, Eglise et societe dans le Diocese de Strasbourg (1450—1525). P., 1974. P. 179, 186.

63 Пребенда (ср. лат. praebenda — то, что должно быть дано) — доходы и имущество, предоставляемые привилегированной части католического духовенства за исполнение обязанностей.

64 Коадъютор (co-adjuvo (лат.) — помогать) — помощник, предполагаемый преемник церковной должности.

65 Капитул (лат. capitulum — глава) — коллегия священников при епископе или кафедральном соборе.

66 Комменда (лат. com-mendo — передавать; препоручать, вверять) — передача церковного прихода лицу, которое не исполняет в нем обязанностей священнослужителя.

67 Лютер имеет в виду то, что так называемые глоссы, или разъяснения, касающиеся применения церковного права, на практике зачастую затемняли либо извращали смысл той или иной правовой нормы. Так называемая «glossa ordinaria», т. е. сборник основных глосс отдельных комментаторов права, наряду с декретами приобретал силу закона.

68 Unio (лат.) —соединять, сочетать.

69 In-corporatio (лат.) —включение в состав чего-либо.

70 Датарий — заведующий папской канцелярией.

71 Куртизан — придворный при папском престоле.

72 Бенефиций церковный (лат. beneficium — благодеяние) — пожалование церковной должности, приносящей доходы.

73 Administratio (лат.) —служение, руководство, управление.

74 Administrator (лат.) —распорядитель.

75 Цитата приводится Лютером не дословно.

76 Симония — часто применявшаяся в средние века практика продажи и покупки церковных должностей. Название происходит от имени Симона—волхва, пытавшегося купить за деньги дары Духа Святого (Деян. 8, 18—19).

77 См. прим. 70.

78 Каноническое право запрещало браки между родственниками в седьмой степени родства. Папа Иннокентий III (1198—1216) сузил этот запрет до четвертой степени родства. Кроме того, запрещались браки между крестными и крестниками

как состоящими в духовном родстве. Но за деньги папская курия зачастую освобождала от этих запретов.

79 Compositions (лат. compositio — прекращение спора, устранение разногласий). В данном случае плата за освобождение от определенных ограничений или обязательств. Например, за отмену установленного Церковью запрета на заключение брака между лицами, состоящими во второй или третьей степени родства, нужно было в соответствии с официальной «Книгой такс» (1520) заплатить датарию 25 дукатов.

80 Confusio (лат.) —беспорядок, путаница.

81 Фуггеры — крупнейший южногерманский купеческий и банкирский дом.

82 В грамотах, касающихся исповеди, содержалось разрешение покупать у исповедника полное прощение грехов.

83 «Удостоверение о масле» — грамоты, освобождавшие от ограничений в пище во время поста.

84 Confessionalibus (лат.) — (удостоверение, свидетельство, расписка) — грамоты, которые освобождали от соблюдения определенных церковных предписаний, прежде всего от соблюдения поста.

85 Кампофлоре (Кампо ди Фиоре) — рыночная площадь в средневековом Риме. До середины XV в. была в запустении. Застраивалась римскими папами, начиная с Евгения IV (1431—1447).

86 Бельведер — при папе Иннокентии VIII (1484—1492) —строение в саду, которое при папе Юлии И (1503—1513) было соединено галереей с ватиканским дворцом.

87 Легат (лат. legatus — посол) — уполномоченный папы римского, который направлялся в ту или иную страну с особой миссией.

88 Во второй части декрета «Filiis vel nepotibus» (сыновья или внуки) было установлено, что наследники лица, основавшего Церковь, должны иметь право обращаться с просьбой о защите к светской власти, если папские легаты не смогут справиться с возникшими трудностями.

89 Комменда — см. прим. 66.

90 Адъютор — претендент на замещение церковного прихода.

91 Резервация — практика закрепления за папской курией духовных ленов, владельцы которых умерли.

92 Gratiae exspectativae (лат.) —право на замещение еще не освободившегося прихода.

93 Папские месяцы — шесть месяцев (январь, март, май, июль, сентябрь, ноябрь), в течение которых папа имел право назначать на церковные должности (за исключением должностей епископов и аббатов). В остальные месяцы правом назначения на церковные должности обладали епископы.

94 См. прим. 69.

95 См. прим. 61.

96 См. прим. 71.

97 См. прим. 42.

98 Hominem peccati (лат.) — человек греха. Выражение из 2 Фее. 2, 3, где говорится о том, что перед вторым Пришествием Христа должен открыться «человек греха, сын погибели», т. е. антихрист.

99 Слова «…а для дел созданы другие» добавлены Лютером к тексту Деян. 6, 2, 4.

100 Люцифер — в христианской религии — сатана, повелитель ада.

101 Официал — чиновник при епископе для ведения светских дел.

102 Консистория — (лат. consistorium — место собрания, совета) — церковно-административный орган у лютеран.

103 Signatures gratiae et iustitiae (лат.) —папское ведомство отпущений и судебных дел.

104 См. прим. 91.

105 Лютер несколько изменяет смысл цитируемого отрывка. В Рим. 1, 32 говорится: «Они знают праведный суд Божий, что делающие такие деладостойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют».

106 Reservatio pectoralis (лат.) — право папы лишать священнослужителей пожалованных должностей и передавать их другим.

107 Casus reservati (лат.) — оговоренные случаи, т. е. проступки, за которые отпущение грехов давалось лично папой или лицом, обладавшим особыми папскими полномочиями. Эти проступки перечислялись в буллу «In coena domini», которая провозглашалась ежегодно в Страстной Четверг — день введения Святого Причастия. Поэтому она начиналась словами «coena domini» — «Причастие Господа».

108 См. прим. 107.

109 Имеется в виду 5-й Латеранский Собор (1512—1517).

110 Significasti (лат.) — четвертая глава шестого титула первой книги декреталий папы Григория IX (1227—1241). Она касалась клятвы послушания епископов по отношению к папе.

111 Инвеститура — юридический акт передачи лена, должности, сана. Церковная инвеститура — назначение на церковную должность и введение в сан. Острая борьба за обладание инвеститурой велась между папами и императорами в XI—XII вв.

112 Solite (лат.) —шестая глава 33-го титула первой книги декреталий папы Григория IX.

113 Имеется в виду сочинение Лютера «Лютеровская резолюция о положении 13-м, касающемся власти папы» (М. Luther propositione XIII, de potestate papae (1519) //WA. Bd. 2. S. 217—225).

114 Pastoralis (лат.) — вторая глава 11-го титула второй книги декреталий папы Климента V (1305—1316).

115 Лютер своими словами передает содержание Мф. 20, 25—26; Мк. 10, 42— 43.

116 De donatione Constantini (лат.) — Константинов дар. Фальшивая грамота, составленная около середины VIII в. при папском дворе для обоснования теократических притязаний папства. В грамоте говорится о том, что император Константин I (306—337) якобы передал папе Сильвестру I (314—335) и его преемникам власть над Римом, Италией и западной частью Римской империи. Подложность «Константинова дара» была доказана около 1440 г. итальянским гуманистом Лоренцо Валлой (1406—1457). Сочинение Баллы было издано в Германии в1517 г. известным гуманистом Ульрихом фон Гуттеном (1488—1523). Лютер познакомился с сочинением Баллы в 1520 г.

117 Южная Италия и Сицилия в XI в. были завоеваны норманнами. Папа Григорий VII в 1080 г. «пожаловал» одному из предводителей норманнов — Гвискару Роберту в качестве лена все завоеванные им владения. В дальнейшем для обоснования своих гегемонистских устремлений папы неоднократно ссылались на факт этого «пожалования».

118 Цитата из 2 Тим. 2, 3—4 приводится Лютером произвольно.

119 Цитата из Лк. 12, 14 приводится Лютером не дословно.

120 В ликаонском городе Листре Апостол Павел исцелил хромого. Очевидцы этого исцеления попытались совершить жертвоприношение Павлу и его спутнику Апостолу Варнаве как богам. Но Апостолы воспротивились этому, сказав: «Мы — подобные вам человеки» (Деян. 14).

121 «Золотые годы* — учрежденные в 1300 г. папой Бонифацием VIII так называемые юбилейные годы Церкви, связанные с выпуском особых индульгенций. Первоначально предполагалось отмечать юбилейные годы через 100 лет, в 1343 г. — через 50, затем — через 33 и наконец — через 25 лет. Юбилейные годы привлекали в Рим бесчисленное множество паломников.

122 Святой Франциск — Франциск Ассизский (1181/82—1226), основатель нищенствующего ордена францисканцев.

123 Доминик — Доминик де Гусман (1170—1221), основатель ордена доминиканцев.

124 См. прим. 20.

125 Цитата приводится Лютером не дословно.

126 Святая Агнесса — по свидетельству церковной легенды, во время гонений на христиан замучена в Риме. Это произошло либо во время правления императора Деция (249—251), либо около 300 г. в период правления Диоклетиана. День ее поминовения — 21 января. В средние века высоко почиталась Католической Церковью как патронесса детей и девушек. Была включена в канон мессы.

127 См.: Мф. 19, 11—12; 1 Кор. 7, 8—9.

безбрачие духовенства.

128 В Католической Церкви был установлен целибат Но многие священники имели сожительниц и детей.

129 Святой Иероним — Софроний Евсений Иероним (ок. 347—420), Отец Церкви, перевел Библию на латинский язык. Положение о равенстве священника и епископа было выдвинуто Иеронимом в комментариях к Посланию к Титу 1,7.

130 Лютер приводит цитату с заметными дополнениями от себя.

131 Разделение Церквей произошло в 1054 г. В Православной Церкви обет безбрачия обязателен лишь для монахов. Но говоря о разделении Церквей, следует учитывать, что в основе этого процесса лежали не столько догматические, культовые и канонические разногласия, сколько различия в путях социально-экономического и политического развития стран Западной Европы и Византии.

132 Quantum fragilitas humana permittit (лат.) — насколько это позволит человеческая слабость.

133 Negative, id est: non promitto castitatem (лат.) — отрицание, то есть: я не обещаю целомудрия.

134 Fragilitas humana non permittit caste vivere (лат.) — человеческая слабость не позволяет оставаться целомудренным.

135 Angelica fortitude et celestis virtus (лат.) — ангелу присуща стойкость и небесная добродетель.

136 Исх. 12, 35—36.

137 Мф. 19, 6.

138 Impedimenta (лат.) —канонические ограничения брака.

139 Диспенсация — освобождение какого-либо лица от действия определенного церковного правила; в данном случае — устранение препятствий к браку.

140 Irregulares (лат.) —монахи, допустившие серьезные нарушения орденских уставов и вследствие этого подлежащие исключению из ордена.

141 Епитимья — наказание, налагаемое священнослужителем за всякого рода прегрешения.

142 См. прим. 28.

143Лютер имеет в виду свое произведение «Проповедь об отлучении» (Sermon von dem Bann (1520) //WA. Bd. 6. S. 63—75).

144 Локоть — мера длины, равная 0,587 м.

145 Цитата приводится Лютером не дословно.

146 Праздники Богородицы — Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещенье и Успенье.

147 Святая Оттилия — Одилия, святая. Дочь эльзасского герцога Этихо (VIII в.). По свидетельству церковной легенды, была слепой от рождения. Прозрела во время Крещения. Умерла около 720 г. Первая аббатиса названного по ее имени монастыря. Считалась покровительницей Эльзаса. Ее культ был распространен в Южной Германии. Легенда приписывала ей силу исцелять от головной боли. День ее поминовения — 13 декабря.

148 Святая Барбара — по свидетельству церковной легенды, около 240 г. или около 306 г. за свою веру была обезглавлена отцом. День ее поминовения — 4 декабря.

149 Крестное родство — крестные, крестницы и крестники, согласно церковной доктрине, считались состоящими в духовном родстве, поэтому браки между ними запрещались.

150 См. прим. 83.

151 Грамоты о мессах — грамоты, в которых определялась доля дохода священника, отправлявшего мессу по заказу.

152 Confessionalia (лат.) — привилегии исповедника.

153 Для привлечения паломников в Вильснаке (Бранденбург) и в августинском монастыре Штернберг (Мекленбург) священнослужители использовали кровоточащие гостии, в Трире — мнимый хитон Христа (Святой хитон был впервые выставлен в Трире в 1512 г. Булла папы Льва X, изданная в 1515 г., предписывала выставлять хитон, начиная с 1517 г., каждые 7 лет); в Гримментале и в Регенсбурге практиковалось «исцеление» больных при помощи так называемых «чудес».

154 См. Деян. 5, 39.

155Антоний Флорентийский (1389—1459) — генеральный викарий доминиканского ордена, архиепископ Флоренции. В 1523 г. был провозглашен святым. В момент написания «Послания к христианскому дворянству…» Лютер знал о предстоящей церемонии провозглашения нового святого. См.: Epitoma responsionis ad Martinum Luther per Fratrem Silvestrum de Prierio (1520) //WA. Bd. 6. S. 339.

156 Indulta (лат.) — разрешение папы римского на получение привилегий, которых нельзя было добиться законным путем.

157 Facultates (лат.) — полномочия.

158 Перечисление Лютером этих, казалось бы, разнородных предметов имеет свой подтекст. Под свинцом подразумевается свинцовая печать, которой скреплялись папские грамоты; под шкурой — пергамен, на котором они были написаны; под шнурком — пеньковая или шелковая бечевка, которой обвязывалась свернутая в рулон грамота; под воском — восковая печать, которой закреплялась бечевка; под словом и буквой — содержание папских грамот.

159 Цитата из 2 Фее. 2, 11 —12 приводится Лютером не дословно.

1602 Фее. 3, 10.

161 Лк. 10, 7; Мф. 10, 10.

162 Братства — объединения мирян, находящиеся под церковной опекой. Главная цель членов братств — свершение «добрых дел» для того, чтобы заслужить себе небесное блаженство. Лютер выступил против братств в 1519 г. в «Проповеди о

высокочтимом Таинстве Святого Истинного Тела Христова и о братствах» (Ein Sermon von dem hochwurdigen Sacrament des hi. wahren Leichnams Christi und von den Bruderschaften). Лютер подверг критике лежащую в основе деятельности братств идею оправдания посредством «добрых дел». Кроме того, реформатор порицал членов братств за то, что они добивались спасения только для самих себя. В противовес этому Лютер отстаивал идею всеобъемлющей христианской общности и братства.

163 См. прим. 83.

164См. прим. 139.

165 См. прим. 139.

166 Декреталии — папские постановления о спорных вопросах церковной дисциплины.

167 2 Фее. 2, 3—4.

168 См.: Иис. Н. 9.

169 4 Цар. 25.

170 Владислав III Варненьчик (1424—1444) — король Польши с 1434 и Венгрии (с 1440). Подстрекаемый папской курией, нарушил перемирие с турками. В сражении под Варной армия Владислава была разбита турками, а сам король погиб.

171 Сигизмунд I Люксембургский (1361 —1437) — император Священной Римской империи (1410—1437).

172 Гус Ян (1371 — 1415) —идеолог чешской реформации, национальный герой чешского народа.

173 Иероним Пражский (ок. 1371 — 1416) —чешский реформатор, сподвижник Яна Гуса.

174 Во время Итальянских войн (1494—1559) в 1508 г. была образована Кам-брейская лига (папа Юлий II, император Священной Римской империи Максимилиан I, французский король Людовик XII, испанский король Фердинанд I и ряд итальянских государств), направленная против Венецианской республики. После примирения Венеции с папой и Испанией (1510) Камбрейская лига распалась.

175 Имеется в виду Констанцский Церковный Собор 1414—1418 гг.

176 Лютер имеет в виду семь свободных искусств, лежавших в основе преподавания в средневековых школах и на артистических факультетах университетов.

177 …все их секты —После гуситских войн Богемская Церковь распалась на ряд направлений: ортодоксально-католическое; утраквистов или каликстинцев, которые позже примкнули к лютеранам; «богемских братьев» — радикальных утраквистов, возглавлявшихся епископом.

178 См. прим. 42.

179 См. прим. 22.

180 Лютер своими словами передает смысл высказываний Апостола Павла (Рим. 8, 15—21).

181 Пикарты —левое крестьянско-плебейское хилиастическое течение чешских таборитов. Пикарты отрицали Таинство Причастия.

182 Святой Фома— Фома Аквинский (1225—1274), основатель томизма.

183 Рассматривая вопрос о пресуществлении, Католическая Церковь учила, что во время отправления Таинства Причастия при освящении хлеба и вина священнослужителем происходит их действительное превращение в Тело и Кровь Христа. Лютер же утверждал, что во время причащения Тело и Кровь Христа реально присутствуют в хлебе и вине. В понимании сущности пресуществления Лютер позже разошелся и с швейцарским реформатором Ульрихом Цвингли, который учил, что хлеб и вино в Таинстве Причастия — лишь символы Тела и Крови Христа.

184 В результате гуситского движения в Чехии была проведена секуляризация церковного землевладения.

185 Цитата из Мф. 18, 20 приводится Лютером не дословно.

186 Gymnasia Epheborum et Grece glorie (лат.) — игорные дома для юношей и прославление греков.

187 2 Макк. 4, 12—13. В этом отрывке рассказывается о том, как иерусалимский первосвященник Язон попытался ввести в городе греческие обычаи и построил игорный дом.

188 Аристотель (384—322 до н. э.) — древнегреческий философ. Реформаторы нападали на Аристотеля потому, что в его философии видели основу теологических концепций Католической Церкви.

189 Physicorum, Metaphysice, de Anima, Ethicorum — «Физика», «Метафизика», «О душе», «Этика».

190 См. прим. 182.

191 Скотт — Иоанн Дуне Скотт (1266—1308), францисканский монах, один из виднейших представителей схоластики.

192 Scrinium pectoris (лат.) — крик души. Выражение введено в оборот папой Бонифацием VIII (1294—1303).

1 93 Doctor Decretorum — академическая степень преподавателя канонического права.

194 Doctor scrinii Papalis (лат.) —доктор папского ящика для хранения бумаг.

195 Алькоран — имеется в виду Коран.

196 Цитата приводится Лютером не дословно.

197 Sententiae или Sententiarum libri (лат.) — название учебников догматического богословия, в которых излагались и истолковывались основы церковного предания.

198 Doctor Theologiae (лат.) —доктор теологии.

199 Красные и коричневые береты — в средневековых университетах при присуждении степени доктора на голову соискателя одевался берет как символ докторского достоинства.

200 См. прим. 40.

201 Ординарные лекции — в средневековых университетах — обязательные занятия. Экстраординарные лекции — факультативные занятия.

202 См. прим. 126.

203 См. прим. 116.

204 Дан. 2, 39. Под третьим царством, о котором говорится в этом* отрывке, Лютер подразумевал Римскую империю.

205 В иносказания библейского пророка Валаама Лютер вкладывает угодный ему смысл. В цитируемом Лютером отрывке говорится: «Придут корабли от Киттима, и смирят Ассура, и смирят Евера, но и им гибель!»

206 В III—V вв. готы нанесли ряд сокрушительных ударов по Римской империи. В 410 г. полчища вестготов под предводительством Аллариха захватили и разграбили Рим. Падение «вечного города» произвело потрясающее впечатление на современников этого события. Они рассматривали его не только как конец Римской империи, но и как светопреставление.

207 Турецкое военно-феодальное государство возникло на территории Малой Азии в XIV в.

208 Имеется в виду Константинов дар.

209 См. примечание 116.

Лютер своими словами передает общий смысл указанных им текстов.

210 Цитата приводится Лютером не дословно.

211 Священная Римская империя была основана в 962 г. германским королем Оттоном I (912—973). Эта империя рассматривалась как продолжение империи Каролингов, которая, в свою очередь, считалась преемницей древней Римской империи. С конца XV в. появляется название «Священная Римская империя германской нации».

212 См. Дан. 1.

213 1 Цар. 10, 24.

214 3 Цар. 1.

215 4 Цар. 9.

216Имеется в виду епископ Милана Амвросий (ум. 397).

217 Епископ Милана Амвросий принудил императора Феодосия (379—395) к публичному церковному покаянию, когда последний приказал вырезать восставших в Фессалонике.

218 См.: 2-я Цар. 7.

219 О помазании Саула Самуилом на царство см.: 1-я Цар. 10.

220 См. прим. 81.

221 2 Тим. 3, 5.

222 Цитата из Быт. 3, 17—19 приводится Лютером не дословно.

223 Мф. 24, 42; Мф. 25, 13; Мк. 13, 33.

224 1 Кор. 7, 25.