Примечания и комментарии

Поводом к написанию этого произведения явилось реформационное движение в Виттенберге (июнь 1521 г.—начало марта 1522 г.). В его основе лежало стремление радикального бюргерства и плебса к ликвидации институтов и культа католической церкви, созданию новой религиозной организации, основанной на демократическом принципе всеобщего священства, и проведению ряда социально-экономических преобразований. Борьба бюргерства и плебса Виттенберга вызвала широкий резонанс в германских землях. Многие города пытались провести реформы по виттенбергскому образцу.

Виттенбергское движение возглавляли августинский монах, магистр Габриэль Цвиллинг и профессор Виттенбергского университета Андреас Карлштадт. Лютер, скрывавшийся после Вормского рейхстага в Вартбурге — замке курфюрста Фридриха Мудрого, внимательно следил за развитием событий в Виттенберге и на первом этапе движения поддерживал виттенбергских реформаторов в их начинаниях. Но насильственное упразднение институтов и культа католической церкви, осуществлявшееся в декабре 1521 г., заставило Лютера изменить свое отношение к виттен-бергским преобразованиям. Тайно посетив Виттенберг, Лютер 5 декабря 1521 г. в письме к секретарю курфюрста Георгу Спалатину заявляет о своем намерении написать «Открытое увещевание ко всем христианам воздержаться от смуты и мятежа». Через несколько дней, 12 декабря, Лютер посылает Спалатину рукопись этого произведения. Опубликовано оно было, скорее всего, в январе 1522 г.

Небольшие отрывки из этого произведения были переведены на русский язык Д. Н. Егоровым (См.: Пастырское увещевание всем христианам отречься от мятежа и возмущения // Источники по истории Реформации. Вып. I. M., 1906, С. 16—20). В полном объеме произведение переводится на русский язык впервые. Перевод сделан по изданию: Luther Martin. Eine treue Vermahnung zu alien Christen sich zu verhuten vor Aufruhr und Emporung // EA. Bd. 22, S. 43—59.

1Карстганс («Karsthans» — «Ганс с мотыгой») — распространенное в средние века в Швабии наименование крестьянина. В 1520 г., вскоре после публикации произведения Лютера «К христианскому дворянству немецкой нации» Томас Мурнер издал направленное против него полемическое сочинение с идентичным названием (См.: Thomas Мигает. An den grobmachtigsten und durchlautigsten Adel deutscher Nation. Halle (Saale).1968). Обвиняя Лютера в подстрекательстве к’мятежу, Мурнер вместе с тем заявлял, что виттенбергскому смутьяну не удастся склонить на свою сторону крестьян («hans Karsten»). В ответ на это произведение неизвестным автором был написан и в январе 1521 г. опубликован диалог «Карстганс». Некоторые исследователи полагают, что автором этого произведения был известный гуманист Иоахим Вадиан. Главный персонаж диалога — Карстганс ведет разговор со своим сыном — студентом Кельнского университета, Мурнером, Лютером и Меркурием и убеждает своих собеседников в том, что он является верным сторонником виттенбергского реформатора. Только в 1521 г. диалог «Карстганс» выдержал 11 изданий и вызвал многочисленные подражания. В 1521 г. появился диалог «Новый Карстганс». В более чем 50 диалогах, опубликованных в Германии до 1525 г., в качестве главных действующих лиц выступают представители народа — крестьяне и ремесленники.

2 Лютер имеет в виду Священное Писание.

3 Лютер имеет в виду стихийные выступления народных масс против Католической Церкви в Виттенберге в декабре 1521 г.

4 Мф. 5, 18: «Ибо истинно говорю вам: доколе не перейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не перейдет из закона, пока не исполнится все»; Мф. 24, 35: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут».

5 В Псалме 36 (35) говорится о беззаконии. Но фразы, которую приводит Лютер, в этом Псалме нет.

6 Цитата приводится Лютером неточно. В Пс. 14 (13), 5 говорится: «Там убоятся они страха, ибо Бог в роде праведных».

7 Цитата приводится Лютером неточно. В Лев. 26, 35 говорится: «…И шум колеблющегося листа погонит их».

8 Евр. 3, 10—11: «Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждают сердцем, не познали они путей Моих. Посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой».

9Такой фразы в 10 Псалме нет. Похожее высказывание содержится в Пс. 31 (30), 5: «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал „исповедую Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего».

10 Cum dixerint: pax… (лат.} —Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность»… Это начальные слова 1 Феc. 5, 3. Продолжением не законченной Лютером цитаты являются следующие строки: «…тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигнет имеющую во чреве, и не избегнут».

11 Согласно Исх. 32 после «исхода» евреев из египетского плена Бог беседовал с Моисеем на горе Синай и преподал ему множество всяческих наставлений. Однако, пока Бог говорил с Моисеем, евреи впали в тяжкий грех: стали поклоняться золотому тельцу. Бог разгневался и стал угрожать истреблением целого народа. Моисею с трудом удалось успокоить Бога. Спустившись с горы, Моисей привлек на свою сторону сыновей Левииных и приказал им убивать впавших в прегрешение. В этот день было убито около трех тысяч человек.

12 Илия — библейский пророк, который вступает в состязание с 450 пророками Ваала, посрамляет их, а затем закалывает (3 Цар. 18.);

Финеес — сын Елеазара, сына Аарона, священника. Убил впавших в распутство израильтянина Зимри и мадианитянку Хазву, и тем самым отвратил гнев Божий от народа израильского (Числ. 25).

13 Omnis (лат.) — весь, всякий, каждый, всевозможный. Говоря о народе, Лютер часто называл его «Herr Omnes».

14 Рим. 12, 19.

15 Экк Иоганн (1486—1543) — инголынтадтский профессор теологии, ревностный католик, противник Лютера. Принимал участие в Лейпцигском диспуте 1519 г. В 1520 г. привез из Рима в Германию папскую буллу об отлучении Лютера от Церкви.

16 Эмзер Иероним (1478—1527) — лейпцигский теолог, секретарь герцога Георга Саксонского, противник Лютера.

17 Лютер имеет в виду «штурм священников», который произошел в Эрфурте в мае 1521 г. «Штурм священников» был осужден Лютером в письмах к Филиппу Меланхтону от 8 и 14 мая 1521 г. См.: WA Br., Bd. 2, S. 332, 337.

18 Цитата приводится Лютером неточно. В 2 Феc. 2, И говорится: «И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи».

19 2 Феc. 2, 8.

20 Дан. 8, 25: «[Царь наглый и искусный в коварстве] против Владыки владык восстанет, но будет сокрушен — не рукою».

21 2 Феc. 2, 8: «И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего».

22 Лютер имеет в виду насильственное осуществление Реформации.

23 См. прим. 15 и 16 к комментируемому произведению.

24 В Тит. 1, 10 говорится: «Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных». Но о том, что Павел не позволил сделать обрезание Титу, в цитируемой главе не упоминается.

25 Деян. 16.