Библиотека soteria.ru
Главизны
Симеон Новый Богослов
Дата публикации: 26.10.12 Просмотров: 646 Все тексты автора Симеон Новый Богослов
Главизны внимательные и богоразумные
1. Ни богомыслящему годится покаяние,
Ни кающемуся — богомыслие.
Ибо насколько отстоит восток от запада,
Настолько выше богомыслие покаяния.
Ибо как человек в болезнях и немощях пребывающий,
Или из в рубище одетых убогий и вопиющий о милостыне —
Так в покаянии сущий,
И покаяния дела поистине творящий, нарекается.
Богомыслящий же подобен есть в царском дворе воспитывающемуся,
В светлости наицарственнейшего одеяния,
И со своим сущим царем разговаривающему же самим всегда,
И от него ежечасно слышащему ясно,
Его повеления и воления.
2. Приложение внимания Богу,
Невнимания к иному всему причиной и ходатаем бывает —
Кроме самого Бога,
И множество осияния Его — совершенное ослепление,
И, выше чувства, сверхсовершенное чувство —
Всего, вне Его сущего, — бесчувствие.
Ибо чем и каким образом, и где, и что, и как, —
В чем оно есть — неведающее,
И распознать или уразуметь вовсе это не возмогающее —
Как чувство будет существовать,
И разве не более сверх чувства то?
Ум же в чувстве своей немощи,
Бесчувственным к тому, что выше чувства,
Не будет ли обретен?
Ибо «их же око не виде, и ухо не слыша,
И на сердце человеку не взыдоша»,
Как чувству будут подвержены?
3. То, что выше чувства нам дарующий Господь,
Дает нам и выше чувства чувство другое,
Посредством Духа Своего,
Да те, что выше чувства, Его дары и дарования,
Сверхестественно, посредством всех чувств,
Ясно и чисто мы чувствуем.
4. Всякий, бесчувственный к Единому,
Ко всему бесчувственен есть.
Как и чувство имеющий к Единому — в чувстве всего,
И чувства всего вне есть.
В чувстве всего есть, и чувством этого не охватывается.
5. Глухой к Слову — глух ко всякому гласу,
И слышащий Слово — всех слышит.
Он, будучи глухим ко всякому гласу, всех слышит и никого,
Если только не в Слове единственных словеса творящих.
И не их, но Слово единственное в гласе безгласно вещающее.
6. Слышащий так, и видящий, и чувствующий, —
Знает глаголемого силу.
Неведущий же явлен есть,
Что отнюдь чувства души проясненные и здравые носит.
Так держа, еще не внял тому,
Что видящим выше был сотворен видимого творения,
И таинником зримого умом.
Но в чести будучи,
Сравнился и уподобился несмысленному и вьючному скоту.
И, уподобившись, пребывает таковым, —
Еще не возвратясь, не воззвавшись, —
Или в прежнее достоинство отведясь,
Сообразно дару домостроительства,
Владыки и Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия.
7. Внизу будучи, не пытай высших.
Прежде чем стать тебе высшим,
Да не восхлопочешь ты о нижних,
Да, подскользнувшись, от обоих не отпадешь.
Точнее же — не будешь погублен с нижними.
8. Подобно тому, как от нищеты последней царем,
В богатство возведенный и знаменитое достоинство,
Одеянием же от него светлым облеченный,
И пред лицом его стоять назначенный,
Сам — царя с желанием видит,
И, как благодетеля, превозлюбляет,
Одеяние же, в которое облекся, ясно уразумевает,
И достоинство познает,
И данное ему богатство постигает, —
Так и монах, истинно от мира и в нем вещей удалившийся,
И пришедший ко Христу,
Воззванный же ясноощутимо,
И к высоте духовного понимания,
Через заповедей делание возведенный, —
Самого Бога неложно зрит,
И бывающую в нем перемену ясно уразумевает,
Ибо видит всегда благодать Духа, осиявающую его,
Которая одеянием и называется, и царской багряницей,
Более, поэтому, он сам есть Христос,
Ибо в Него, в Него верующие, облекаются.
9. Небесным богатством обогатившийся, —
Пришествием, говорю, и виталищем сказанного,
«Я и Отец придем, и обитель у него сотворим», —
Во внимании души постигает преподобной,
Вкусил благодати,
И настолько, и как бы,
Разносит богатство по палатам сердца своего,
Словно друг с другом разговаривая с Богом,
Дерзав, —
Предстоит пред лицом в неприступном обитающего свете.
10. Блажен верующий этому,
Триблажен — тщащийся через деяние и подвиги святые,
Объять внимание сказанному.
Ангел — да не что более реку —
Достигший через понимание и внимание,
Высоты этого стояния,
И ближним Богу, словно Сын Божий, явившийся.
11. Тем же образом, что у берега моря стоящий,
Видит вод бескрайнюю пучину,
Край, однако, их объять не может,
Но часть, на которую зрит,
Так и в бескрайнюю пучину Божией славы,
Через понимание воззреть удостоенный и увидеть ее умно, —
Не насколько она есть,
Но, насколько доступно умным очам его души, видит.
12. Как у моря стоящий не только видит его,
Но и в воды его входит, насколько хочет,
Так и в свете Божием:
Хотящие из духовных — в участии,
Вместе и понимании,
Насколько через стремление понудились во внимании,
— Бывают.
13. Подобно тому, как в море у берега стоящий,
Пока вне вод, все зрит, и пучину вод уразумевает,
Когда же начнет входить в воды и в них погружаться,
Насколько сходит, настолько понимания внешних лишает себя,
Так и в Божьего света участии бывающие,
Насколько во внимании преуспевают божественном,
В невнимание более, соответственно, впадают.
14. Как в воды моря по колени или чресла входящий,
Все ясно, вне сущее вод, видит,
Когда же в бездну сойдет,
И весь под водой будет —
Уже из внешних видеть ничего не сможет,
Если не одно только то знать,
Что весь в глубине моря есть,
Так происходит и в преуспеянии духовном растущих,
И в совершенство внимания и понимания восходящих.
15. Всякий раз, когда в духовном преуспевающие совершении,
Отчасти просвещаются,
Как освещают ум,
Так славу Господа умно отражают,
И разума внимание, и откровения таин,
Вышней благодатью таинственно выказывают,
От сущих понимания,
На то, что выше сущих, возводя внимание.
16. К совершенству приближающиеся,
И уже видящие как бы отчасти,
Бескрайность и необъятность, его же видели бы,
— Уразумевая —
Изумляются.
Ибо насколько светом внимания проникают, —
Познание своего невнимания принимают.
Как только же неясно как-то являющееся им,
И как в зеркале показываемое,
И отчасти освещенное,
Умом зримое им дано будет увидеть, —
Более оно благоволило бы стать соединенным в участии с
освещающимся,
Все само охватывающее в себе самом;
И весь тот в глубине Духа,
Словно посреди бездны световидных вод бескрайних погублен бы
был,
Поскольку во всесовершенное невнимание,
Как бы выше всякого внимания бывая,
Несказанно восходит.
17. Прост будучи ум,
Точнее — от всякого понятия наг,
В простой погрузившись весь божественный свет,
Им накрываясь,
Не имеет иного,
Кроме того, в чем пребывает, обрести,
Да к его постижению был бы подвигнут.
Но остается в глубине Божьего света,
Вовне вовсе воззреть не допускаясь.
И это — «Бог свет есть», и свет предельнейший,
И присутствующим — всякого понимания успокоение.
18. Неподвижным, в то время, приснодвижимый ум,
И, по всему, беспонятийным становится,
Как только весь Божественным облаком и светом будет покрыт, —
Подлинно в понимании пребывает,
И почувствует, и вкусит, в нем же есть, благо.
Ибо не как глубина морских вод,
Так и глубина Святого Духа,
Но водой пребывает, живя, вечной жизни.
Все здешнее неуразумеваемое,
Неизъяснимое и необъятное,
В нем же ум, все видимое и мыслимое переступив, бывает,
И в одном этом недвижимо движится и обращается,
Живя в жизни выше жизни.
Свет сый в свете, и не свет в себе самом,
Ибо не себя тогда, но выше себя зрит,
И из тамошней славы понятию всему своему, изменяясь, не внимает.
19. Мертв и не мертв,
Меры достигший совершенства существует.
Живя, в Нем же пребывает, Богу,
Как не живя себе самому.
Слеп, как не естеством смотря,
Всякого естественного зрения выше став,
Как новые глаза, и лучшие,
Сверх тех, что естества, несравненно, приняв,
И выше естества видя.
Бездейственный и неподвижный,
Как все свое исполнив действие.
Беспонятийный, как в том, что сверх понятия, соединении,
Явившись и почив, —
Где не есть ума действие,
Или же к рассуждению или помышлению,
Или понятию отнюдь движение.
Ибо неуразумеваемое и невозможное,
Уразумевать или распознавать он не может,
И как бы в таковых успокаивается покоем тем,
Недвижимостью блаженного бесчувствия,
В чувстве утвержденном неизреченных,
Именно не бесполезно, наслаждаясь, благ.
20. Таковой меры совершенства достичь не удостоенный,
И в таковых владении быть благ,
Пусть себя одного винит,
И не говорит, оправдываясь,
Что то невозможная есть вещь,
Или, что бывает совершенство, но невнятно.
Но да знает, извещаясь Божественными Писаниями,
Что то вещь возможная и истинная,
Делом бывающая и внятно действующая.
Опущением же и бездействием в заповедях,
Сам себя каждый таковых, соответственно, лишает благ.
21. Многие читают Божественные Писания,
И читающееся слушают.
Малые же и читаемого силу и понятие,
Право познать могущие.
Те же когда невозможным быть,
Божественными Писаниями глаголемое объявляют,
Когда и неверным вовсе признают,
Или и переиначивают его зло,
И для настоящего времени говоримое,
К грядущему вывести судят.
О грядущем же реченное,
За как уже пришедшее и постоянно присутствующеевыдают.
И так нет ни суда правого у них,
Ни различения истинного в божественных и человеческих вещах.
22. Бог от начала два мира сотворил, видимый и незримый, —
Едино же царство зримых двух миров в Нем самом,
Образы носящее сообразно видимому же и умом зримому.
Таковым, соответственно, и два светят солнца,
Чувственное одно, и умное другое.
И то, чем является в видимом и чувственном солнце,
То в незримом и умном — Бог,
Ибо Солнце Правды и есть, и глаголется.
Так, стало быть, два потому солнца,
Одно чувственное, другое умное,
Как и два мира, как и глаголется.
И один из двух, беря чувственный мир и в нем всяческая,
Чувством этим и видимым солнцем просвещается,
Другой же, умный и то, что в нем,
Умным Солнцем Правды освещается и просветляется.
Чувственное — чувством, умное — Умным Солнцем,
Отдельно друг от друга просвещаются,
Никакого не имея друг с другом соединения или внимания,
Или сообщения воедино,
Ни умного к чувственному, ни чувственного к умному.
23. Единый из видимых и умом зримых всех,
Человек двояким создан Богом,
Тело имея из четырех составленное стихий,
Чувство и дыхание,
Через них же в этих стихиях оно участвует и живет в них.
Душу же — умную и нематериальную, и бесплотную,
Неизреченно с таковыми и непостижимо соединенную,
И срастворенную несмешанно и неслитно.
То есть человек один — живой, смертный и бессмертный,
Видимый и незримый, чувственный и мыслящий,
Смотрящий выше видимого творения, внимающий умом зримому.
Как, стало быть, в двух мирах два по действию разделяются солнца,
Так и для одного человека,
Одно тело, другое душу его освещает,
И от своего света участия каждое, им освещаемому,
По способности принять силе его,
Или богато, или скудно подает.
24. Чувственное солнце понимается, но не понимает.
Умное — и понимается достойными,
И всех видит, и более — видящих Его.
Чувственное ни говорит, ни речь кому дает.
Умное — и говорит со своими друзьями, и речь всем дарует.
Чувственное в чувстве сад осветив,
Теплотой лучей только влагу высушивает земли,
Но нисколько не и удобряет насаждения и семена.
Умное же оба в душе явным соделывает:
Сырость высушивает страстей,
И срамоту, что от них, вычищает,
И тучность в умную внедряет землю души,
Из нее же, насыщаясь,
Питаются помалу добродетелей насаждения.
25. Чувственное солнце восходит и просвещает мир чувственный,
И все, что в нем есть: людей, зверей, скотов и прочее,
Ради которых равный и свет равно дает.
Заходит же потом оно,
И темным оставляет место, его же освещало.
Умное — светит всегда и светило,
Все во всем для всех невместимо заключаясь.
От Им же созданных удалилось,
И Все от них, не отступая, отступает,
Во всем Все будучи для всех, и нигде,
Во всех Все видимых творениях, и Все их вне.
Все в видимых и Все в незримых,
И везде Все окружает,
И Все никак нигде.