4. О многих благах происходящих от благоговейного приобщения

Господи Боже мой, одари раба Твоего благословением сладости Твоей, да сподоблюсь достойно и благоговейно приступить к велелепному Твоему таинству. Возбуди сердце мое в Тебе и воззови меня от тяжкого оцепенения. Посети меня спасением Твоим, принять духом всю сладость Твою, в сем таинстве сокровенную, как в источнике вод многих. И очи мои просвети — прозреть на таинство великое, и укрепи меня — веровать Ему твердою верою, без всякого сомнения. Ибо это Твое дело, Господи, а не дело власти человеческой; Твое установление, а не человеческое изобретение.

Оно превыше ангельского ума, и никто из людей сам собою не силен понять и уразуметь его. Как же я, грешник недостойный, прах и пепел, как могу я вознестись на такую высоту, в такую тайну великую проникнуть своим разумением?

Господи, в простоте сердечной, в доброй и твердой вере, в явлении лица Твоего к Тебе приступаю с крепким упованием, благоговейно, и истинно верую, что Сам Ты, Бог и Человек, присутствуешь в сем таинстве. Твоя на то воля, чтоб принял я Тебя и с Тобою в любви соединился. И ради этого молю: будь милосерд, Господи, и даруй мне особенную на это благодать Твою; чтобы весь в Тебе я растаял и излился любовью, и части ни единой в себе не оставил бы никакому иному утешению. Пречестное это и верховное Твое таинство: в нем спасение душе и телу и врачевание всякому духовному расслаблению. Им пороки Мои исцеляются, обуздываются страсти, искушения побеждаются и умаляются, изливается от него обилие благодати, приумножается дар силы духовной, вера утверждается, укрепляется упование, и любовь разгорается и расширяется.

Щедро умножил Ты благие дары Твои, и еще снова и снова умножаешь в таинстве возлюбленным Твоим, благоговейно приобщающимся, Боже мой. Восприемник души моей, немощи моей Целитель и Податель всякого внутреннего утешения, Ты много в них вселяешь утешение на помощь в бедах и скорбях. Ты воздвигаешь их из глубины отчаяния к надежде Твоего покрова и обновлением благодати внутренне укрепляешь их и просвещаешь; чтоб и тот, кто в смущении и без сердечной горячности приступал к приобщению, после того, укрепившись хлебом и питием небесным, почувствовал в себе перемену на лучшее. И для того такой благой промысел Твой о избранных Твоих, чтобы истинно познали они и испытали явно, что ничего сами в себе не имеют и что всякое добро и благодать принимают от Тебя Единого. Сами по себе холодны, черствы сердцем, лишены благоговения, а от Тебя сподобившись, стали ревностны, благоговейны и бодры духом. Кто, приступая со смирением к сладкому источнику, не примет от него сладости хотя малую долю? Кто, стоя возле пылающего огня, не согреется хоть малою долей жара? Ты же, Господи, источник вовеки текущий в преизобилии. Ты — огнь вовеки пылающий и никогда не угасающий.

И если невозможно мне почерпать от источника полною струею, если нельзя испить до полного утоления, приложу хоть уста свои к отверстию небесного потока, чтобы уловить мне хоть малую каплю и жажду свою успокоить, да не иссохну совсем. И если не могу быть совсем небесным и огненным, таким, как херувимы и серафимы, — по крайней мере приложу старание утвердиться в благоговении и приготовить сердце свое, чтобы зажглось во мне хотя бы малое пламя от божественного огня во смиренном принятии животворящего таинства. И чего недостанет во мне, Иисусе Благий, Спаситель мой святый, то Сам Ты вместо меня милостиво и благодатно дополни; благоволил Ты всех благодатно призвать к Себе, говоря: придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас.

Труждаюсь я в поте лица своего, терзаюсь сердечною болезнью, обременен грехами, томлюсь в искушениях, множеством злых страстей обременен и опутан, и некому помочь мне, и избавить и исцелить меня некому, кроме Тебя, Господи Боже, Спаситель мой. Тебе себя и все свое предаю, соблюди меня и введи в жизнь вечную. Прими меня в честь и во славу имени Твоего, Тело Твое и Кровь в пищу и питие мне Даровавший! Сотвори, Господи Боже спасения моего, да возрастет ревность благоговения моего в частом приобщении Твоего таинства.