3. О добром и миролюбивом человеке

Прежде себя утверди в мире, и тогда других умирить можешь. Человек мирный больше ученого приносит пользы. В страсти человек и добро обращает во зло и всякому злу склонен верить. А добрый человек и мирный все обращает во благо. Кто твердо стоит в мире, тот никого не подозревает. А кто живет недовольным и в волнении, тот возмущен всякими подозрениями и сам неспокоен, и других не оставляет в покое. Часто говорит, чего не должно, часто опускает то, что ему прежде всего следовало делать. Смотрит, что должны делать другие, а что сам должен делать, о том не думает. Итак, имей прежде ревность о себе самом: тогда по правде и о ближнем своем ревновать можешь.

Ты умеешь извинять и оправдывать свои дела, а от других не хочешь принимать извинений. Прав бы ты был, если бы себя обвинял, а извинял брата своего. Если хочешь, чтобы твои бремена носили, носи чужие. Смотри, как тебе еще далеко до истинной любви и смирения: ни на кого не уметь негодовать или гневаться, разве на себя самого. Не великое дело общаться с добрыми и кроткими людьми: это всякому по природе нравится; с такими всякому легко жить в мире, и единомышленников всякий сам по себе любит; но жить в мире с грубыми, со вздорными и беспорядочными, с теми, кто нам противоречит вот великая благодать, вот достохвальное дело, достойное зрелого мужа.

Есть такие люди, кто и себя соблюдают в мире и с другими имеют мир; есть и такие, что сами в себе не имеют мира и других в мире не оставляют. Тяжки они для других, но для себя всегда еще тяжелее. Есть и такие люди, что себя сохраняют в мире и других привести к миру стараются. А весь мир в здешней бедственной жизни состоит в том, чтобы терпеть со смирением, а не в том, чтобы не чувствовать себе противного. Кто лучше умеет терпеть, тот более мира получит. Он себя победил, он господин мира, он друг Христов и наследник неба.