6. О радости, которая происходит от доброй совести

Слава доброму человеку – это свидетельство доброй совести. Имей добрую совесть и всегда будешь иметь радость. Добрая совесть может перенести очень много, и радуется в напастях великою радостью. Дурная совесть всегда боязлива и беспокойна. В сладости почивать будешь, когда сердце не укоряет тебя. Не радуйся без доброго дела. Злые никогда не имеют истинной радости и не чувствуют внутреннего мира: “ибо нет мира нечестивым”, говорит Господь Бог (Ис.48:22) И когда скажут они: в мире мы, не придут беды на нас и кто посмеет вредить нам?.. не верь им. Ибо внезапно воспрянет гнев Божий и в ничто обратятся дела их и помышления их погибнут.

В скорбях хвалиться не тяжко любящему; а хвалиться — значит хвалиться о кресте Господа Иисуса (Гал.6:14). Краткая та слава, что дается и принимается от людей. Слава мирская всегда сопровождается печалью. Слава добродетельных живет у них в совести, а не в устах человеческих. Радость праведных о Боге и в Боге, и веселье их — об истине. Кто желает вечной и истинной славы, тот не заботится о временной славе. А кто ищет временной славы или от души ее не гонит, того не убедишь любить славу небесную. Великое успокоение на сердце у того, кто ни о похвале не заботится, ни о порицании.

Легко быть довольным и умеренным тому, у кого чистая совесть. Не будешь более святым оттого, что хвалят, ни хуже оттого, что бранят. Что ты есть, тем и останешься, и слово людское не может тебя сделать лучше, чем Бог о тебе свидетельствует. Если смотришь за собой, что у тебя внутри, не станешь заботиться, что вне тебя говорят о тебе люди. Человек на лицо взирает, а Бог взирает на сердце. Человек рассуждает о делах. Бог испытывает намерение. Добро творить всегда и мало о себе думать — признак смиренной души. Не искать утешения ни от какой твари признак великой чистоты и внутренней уверенности.

Кто не ищет вне себя никакого свидетельства о себе, тот, видно, что совершенно предал себя Богу. Не тот достоин, кто сам себя хвалит, говорит блаженный Павел, но кого хвалит Господь (2Кор.10:18). С Богом ходить внутренне, и вне себя не держаться никакой привязанности — вот состояние внутреннего человека.