6. Об испытании истинной любви

Голос Христа: Сын Мой, еще не умеешь ты любить крепко и мудро.

Ученик: Отчего, Господи?

Христос: Оттого, что из-за малой трудности отстаешь от начинаний своих, и слишком жадно ищешь утешения. Кто крепко любит, тот твердо стоит в искушениях и не верит коварным внушениям врага. Как в благополучии желает он Меня, так и в несчастье желать не престанет.

Кто мудро любит, тот взирает не столько на дар Любящего, сколько на любовь Дарующего. Видит расположение и не смотрит на цену дара, и Возлюбленного ставит выше всех даров Его. Любовь высокая не удовлетворяется даром, но во Мне превыше всякого дара успокаивается. Не все еще потеряно, если иногда ко Мне или к святым Моим не имеешь того горячего чувства, какого желаешь. То чувство тихое и сладкое, что ты временами ощущаешь, действие присущей благодати и как бы предвкушение небесного отечества: не слишком полагайся на него: приходит оно и уходит. А бороться с злыми помыслами, наступающими на душу, и презирать дьявольские внушения, вот в чем знамение добродетели и великого достоинства.

Итак, да не смущают тебя чуждые мечтания мысли, откуда бы они ни пришли к тебе. Крепко держись своего намерения, и соблюдай прямое расположение мысли к Богу. Не считай свое чувство обманчивым оттого, что иногда внезапно приходишь в восторг, и вслед за тем впадаешь снова в обыкновенные безумства сердца: ты более терпишь их по неволе, нежели сам в них действуешь, и если они противны тебе и ты с ними борешься, в том твое достоинство, а не гибель.

Знай, что древний враг по-всякому силится расстроить благое твое желание, и упразднить в тебе всякое благоговейное упражнение, и почитание святых, и благочестивое воспоминание страданий Моих, и сердечное помышление о твоих грехах, и строгое соблюдение сердца, и твердое намерение преуспевать в добродетели. Много внушает он дурных помыслов, чтобы навести на тебя уныние и ужас, отвратить тебя от молитвы и от священного чтения. Противно ему смиренное исповедание сердца и, если бы мог он, заставил бы тебя отпасть и от святого общения. Не верь ему и не тревожься о нем, как бы часто он ни расставлял перед тобою льстивые сети. Ему самому приписывай, что внушает он злого и нечистого. Скажи ему: отойди, дух нечистый, злой обольститель; не иметь тебе во мне части; Устыдись, мерзкая тварь! Ты внушаешь мне эту скверну. Со мной Иисус, воин крепкий, и ты будешь посрамлен. Лучше мне умереть, и претерпеть всякую казнь, чем с тобой согласиться. Замолчи ты и будь нем, чтоб не слышал я тебя, сколько бы ты бед ни наводил на меня. Господь свет мой и Спаситель мой, кого мне боятся? Ополчится на меня полк, не убоится сердце мое (Пс.26), Господь помощник мой и Избавитель мой (Пс.18,15).

Борись, как добрый воин; и если иногда упадешь по слабости, собери силы в себе крепче прежнего, уповай на умножение Моей благодати, и больше всего остерегайся суетной самонадеянности и гордости. Многие оттого увлекаются в заблуждение, и впадают иногда в слепоту почти неисцелимую. Да будет тебе в опасение и в постоянное смирение погибель этих гордых людей, безумно о себе мечтающих.