31. О пренебрежении ко всякому созданию для того, чтобы найти Создателя

Господи, нужна мне великая благодать, когда я должен туда достигнуть, где никто и никакая тварь не может задержать меня. Пока еще удерживает меня что-либо, не могу я свободно парить к Тебе. Свободно парить желал тот, кто говорил: “кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы” (Пс.54, 7). Всего в мире спокойнее простое око, и всего свободнее тот, кто ничего не желает на земле. Итак надо вознестись выше всякого создания, совершенно оставить себя самого, и стать всем умом вне себя, и увидеть, что Ты, Создатель всяких, ничего не имеешь подобного тварям. Нельзя никому свободно устремиться духом к небесному, если не отрешится от всего сотворенного; и оттого не много находится созерцательных людей, ибо немногие умеют совсем отстранить себя от тленного.

Великая благодать нужна для того, чтобы воздвигнуть душу и восхитить ее превыше себя самой. И если человек не вознесется духом, и освободясь от всего сотворенного, весь не соединится с Богом, все будет маловажно, что бы ни знал и что бы ни имел он. Надолго останется в скудости и повержен тот, кому кажется великим что-либо еще, кроме единого, необъятного вечного блага.

Все, что не есть Бог — ничто, и за ничто должно считаться. Подлинно, есть великое различие между мудростью человека просветленного и благоговейного, и между знанием ученого и искусного в Писании человека. То учение, что истекает свыше от Божественного внушения, намного превосходнее того, что приобретается трудом ума человеческого.

Многие желают созерцания, но не стараются упражняться в том, что нужно для этого. И великое этому препятствие, что люди останавливаются на обрядах и на чувственных вещах и мало заботятся о совершенном умерщвлении. Не знаю, что в нас, и в каком духе мы ходим и чего хотим достигнуть, нося на себе название духовных людей: ибо на ничтожное и на тленное употребляем столько труда и великого старания, а о своем внутреннем редко помышляем с совершенным вниманием.

И едва немного сможем собрать свою мысль, как тотчас опять устремляемся на внешнее, и не исследуем дел своих строгим испытанием. Не рассуждаем, где пали желания наши, не плачем о том, как все в нас нечисто. Когда всякая плоть растлила путь свой на земле (Быт.6:12), тогда настал потоп великий. И когда внутренние побуждения наши сильно развратились, то за побуждением последует непременно развратное деяние, и откроется, что нет в нас внутренней крепости. От чистого сердца исходит плод благой жизни.

Многие хотят знать, кто что сделал; но не с таким вниманием разбирают, от какой силы дело происходит. Расследуют, силен ли кто, богат ли, красив ли, искусен ли, хорошо ли кто пишет, хорошо ли поет, старателен ли в труде; но нищ ли духом человек, терпелив ли и кроток ли, благоговеен ли, духовен ли: о том молчат многие. Естество смотрит на внешнее в человеке; благодать обращается ко внутреннему. Естество часто обманывается, а благодать уповает на Бога, чтобы не было обольщения.