2. О великой любви и благости Божией, являемой человеку в таинстве

На благость Твою, Господи, и на великое Твое милосердие уповая, я приступаю недужный к Целителю, голодный и жаждущий к Источнику жизни, безродный к Царю Небесному, раб к Господу, создание к Создателю, отчаянный к благодушному Утешителю своему. Но откуда мне это, что придешь ко мне?

Кто я такой, что Ты Себя Самого мне даруешь? Как смеет грешник явиться пред Тобою? И как удостаиваешь Ты прийти к грешному? Ты знаешь раба Своего, и ведомо Тебе, что нет ничего в нем доброго, за что бы так его ущедрить. Исповедую свое ничтожество, свидетельствую благость Твою, восхваляю благое Твое попечение, и о чрезмерной любви Твоей Тебя благословляю! О Себе Самом творишь Ты все это, а не по моей заслуге: да просияет больше мне Твоя благость, душа моя да исполнится обильнее любви Твоей и хвалы Твоему смирению. Постольку Ты благоволишь так и Ты повелел. Господи, принимаю и я в радости Твое снисхождение — о, если бы нечестие мое ему не воспретило!

О, Сладчайший и Благий более всех Иисус! Тебе подобает поклонение и благословение и хвала бесконечная за принятие пречистого Твоего Тела, его же честь и славу никто от людей изъяснить не может! Но в сем приобщении о чем будет помышление мое, когда приступлю к Господу своему? Кого восхвалить достойно не сумею, но желаю принять в благоговении? И в чем утвердить мне всего лучше и спасительное помышление свое, разве в том, чтобы совершенно смирить себя пред Тобою, и превыше себя надо всем возвеличить Твою бесконечную благость? Славлю Тебя, Боже мой, и величаю Тебя во веки. Презираю себя самого и пред Тобою повергаю во всю глубину своего унижения.

Вот, Ты Святый святых, а я — отребие грешников: и Ты Себя ко мне приклоняешь, а я воззреть к Тебе не достоин. Вот, Ты приходишь ко мне. Ты хочешь со мною быть. Ты приглашаешь к Своей трапезе. Ты мне даровать хочешь пищу небесную и хлебом ангельским меня насытить. И хлеб сей не иное что, разве Ты Сам, Господи, хлеб живой, Который сходит с небес и дает жизнь миру (Ин.6:51).

Вот источник любви, вот великий свет благоволения. О, какое благодарение и хвала Тебе подобает о Твоих благодеяниях! О, как благ и спасителен совет Твой, им же все это учредил Ты! Какая сладость и веселье в сей трапезе, в ней же Себя Самого нам даруешь в пищу! Дивно устроение Твое, Господи, сила Твоя в крепости великой, истина Твоя непреложна во веки! Ты сказал, и все совершилось и явилось, чему Ты повелел быть.

Дивное дело и веры достойное и превосходящее разум человеческий, что Ты, Господи Боже мой, истинный Бог и Человек истинный, под малым видом хлеба и вина содержишься Весь и не истощаясь обращаешься в пищу принимающему. Ты, Господи, не имея ни в чем нужды, благоволил таинством Твоим, храму обитания Твоего быть в нас (2Макк.14:З6); сохрани сердце мое и тело мое в чистоте, да силен буду в чистой совести и в радости сердечной чаще прославлять и к вечному спасению моему принимать Твои таинства, Тобою свято учрежденные в честь Твою и в непрестанное о Тебе воспоминание!

Возрадуйся, душа моя, и воздай благодарение Богу, что в здешней доли слез оставил тебе дар такой многоценный и особенное утешение. Ибо всякий раз, как созерцаешь ты это таинство и принимаешь Тело Христово, творишь дело своего искупления и становишься участником всего служения Христова. Любовь же Христова никогда не умаляется, и никогда не истощается великая сила Христова ходатайства: посему должна ты всякий раз обновлением духа приготовлять себя снова и созерцать великое таинство спасения углубленною мыслию. Всякий раз, когда слушаешь литургию, да является оно тебе вновь в такой силе и сладости, как будто в тот самый день Христос, по началу сошел во чрево Приснодевы, вочеловечился, или, вися на древе крестном, страдал и умирал нашего ради спасения.