Беседa LXV

Изыдоша же (братья Иосифовы) из Египта, и приидоша в землю Ханааню [1] ко Иакову отцу своему, и поведаша [2] ему, глаголюще: яко сын твой Иосиф жив есть, и он владеет над всею землею египетскою, и ужасеся в мысли Иаков: не вероваше бо им (XLV, 25 и 26).

1. Из вчерашней беседы нашей вы видели любомудрие Иосифа и невыразимое незлобие, какое он оказал своим братьям; он не только не напомнил им об их поступках в отношении к нему, но и их самих, при возвращении к отцу, убеждал и советовал не обвинять друг друга в том, что они сделали против него, но, отложив всякий гнев, совершать путь в единодушии. Теперь разсмотрим дальнейшия события, чтобы нам видеть возвращение братьев Иосифовых к отцу и переселение Иакова в Египет, и то, как он, узнав об Иосифе, снова разцвел и сделался, так сказать, юношею из старца. Кто может выразить словами ту радость, какая была у Иакова, когда он узнал, что Иосиф жив, и достиг такой великой знатности? Вы знаете, что неожиданное счастье производит особенно большую радость. Узнав, что тот, кого он уже столько лет считал добычею зверей, теперь начальствует над всем Египтом, как он от столь великой радости не лишился ума? Ведь сильная радость часто сопровождается такими же последствиями, какими и чрезмерная скорбь. Можно видеть, как многие и слезы проливают от излишней радости; а другие нередко приходят в безпамятство, когда видят то, чего не ожидали, и когда нечаянно встречают живыми тех, кого считали умершими. Но, чтобы яснее была наша речь, снова выслушаем прочитанныя места (Св. Писания). Изыдоша же, сказано, из Египта, и приидоша в землю Ханааню ко Иакову отцу своему, и поведаша ему, глаголюще: яко сын твой Иосиф жив есть, и он владеет над всею землею египетскою, и ужасеся в мысли Иаков: не вероваше бо им. Видишь, как я говорил, Иакову невероятным казалось известие об Иосифе, так что мысли его волновались и он разсказ братьев считал обманом. В самом деле, они сами прежде принесли одежду Иосифа, обагренную в крови козла, и уверяли отца, что сын его сделался добычею зверей, а теперь говорят, что он жив и начальствует над всем Египтом. Смутившись духом, Иаков размышлял сам с собою: что бы это значило? Если справедливо прежнее, то невероятно настоящее; а если настоящее верно и справедливо, то ложно прежнее. Смущало его особенно то, что прежде он слышал от своих детей одно, а теперь узнает от них другое. Но они, видя смущение отца, и желая уверить его в справедливости своих слов, глаголаша ему вся реченная от Иосифа, едина рече им (ст. 27); а после слов представили колесницы и дары, присланные от Иосифа, — и едва могли убедить отца, что разсказы их не ложь. Видя посланныя колесницы, чтобы отправиться ему в Египет — оживе, сказано (ст. 27). Старый, преклонный летами, согбенный, Иаков вдруг помолодел духом, сказано: оживе. Что значит: оживе? Как огонь в лампаде, когда оскудевает елей, начинает угасать; но лишь только прибавит кто-нибудь хотя немного елея в лампаду, огонь, уже готовый погаснуть, тотчас издает яснейший свет, — так и этот старец, уже готовый угаснуть от скорби (не хотяше бо, сказано, утешитися, глаголя, яко сниду к сыну моему сетуя во ад [3], теперь узнав, что Иосиф жив и начальствует над Египтом, увидев и колесницы, ожил духом, из старца стал юношею, разсеял облако грусти, утишил бурю помыслов, и наконец успокоился. А все это устроил Бог, дабы праведник после таких страданий обрел наконец утешение, и сделался участником благоденствия своего сына; а с другой стороны, чтобы исполнились и сновидения, которыя он сам же истолковал, сказав: еда пришедше приидем аз и мати твоя, и братия твоя поклонитися тебе до земли (Быт. XLVII, 10). Поверив виденному и слышанному, Иаков воскликнул: велико ми есть сие, аще еще Иосиф сын мой жив есть: шед узрю его, прежде неже умрети ми (ст. 38). Это весьма важно, говорит, превышает всякое разумение, и затмевает всякую человеческую радость, если еще жив сын мой Иосиф. Шед узрю его. Итак поспешим, чтобы мне иметь свидание с ним, прежде нежели умру я; весть эта воскресила дух мой, прогнала немощи старости, укрепила мой разсудок. Если мне придется увидеться, то я умру, насладившись совершенною радостью. Итак, ни мало не медля, праведник отправился в путь; он ускорял, спешил посмотреть на своего возлюбленнаго сына, увидеть царем Египта того, кого он считал уже давно умершим и добычею зверей. Пришедши к кладезю клятвенному, он вознес благодарственную молитву Господу, и пожре жертву Богу отца своего Исаака (Быт. XLVI, 1).

2. Слыша это, научимся тому, чтобы когда предпринимаем ли что-нибудь, беремся ли за какое-либо дело, или отправляемся в путешествие, — прежде всего возносить молитвенную жертву Господу, и не иначе, как испросив Его помощь, начинать предпринимаемое дело, и таким образом подражать благочестию древних праведников. Пожре, сказано, жертву Богу отца своего Исаака, — чтобы видно было, что он шел по следам отца своего, и это обнаруживал в служении Богу, подобно Исааку. И как он сам предварительно благодарственною молитвою показал свою признательность к Богу, то тотчас же последовали и знамения вышняго благоволения. Предусматривая дальность пути и смотря на свою старость, он боялся, чтобы внезапная смерть не лишила его радости видеть сына, и поэтому молил Господа продолжить его жизнь, чтобы он мог насладиться совершенною радостию. И смотри, как благой Бог, обнадеживает праведника. Рече Бог Израилю в видении нощию, глаголя: Иакове, Иакове! Аз есмь Бог отцев твоих. Не убойся изыти во Египет, в язык бо велий сотворю тя тамо, и Аз сниду с тобою во Египет, и Аз возведу тя до конца и Иосиф возложит руки своя на очи твои. Вот как Господь обещает праведнику то, чего он желал, и даже еще больше. Щедрость Его часто превышает наши желания, по свойственному Ему человеколюбию. Не убойся, говорит, изыти во Египет. Так как (Израиля) устрашала дальность пути, то и говорит ему Бог: ты не смотри на немощь старости: в язык велий сотворю тя тамо, и Аз сниду с тобою во Египет. Я сам буду сопутствовать тебе, и все благоустрою для тебя. Заметь (божественное) снисхождение в словах: .Аз сниду с тобою в Египет. Что может быть блаженнее того, чтобы иметь самого Бога сопутником? А затем последовало и утешение, в котором особенно имел нужду старец: Иосиф возложит руки своя на очи твои. Он, возлюбленный твой, он сам приготовит тело твое к погребению и возложит руки свои на очи твои. Итак, с радостию и без всякаго опасения предпринимай путь. Теперь представь себе, с каким благодушием праведник совершал путешествие, получив из божественнаго обетования такое удостоверение. Воста же, сказано, Иаков, и сынове его, и взяша все стяжание [4] свое и внидоша во Египет (5 и 6). В шестидесяти шести душах [5] сошел Иаков в Египет; и Иосиф с сыновьями своими, бывшими у него, был девятым, так что вместе с Иосифом всех душ было семьдесят пять (26 и 27). Для чего божественное Писание с такою точностию показало нам число лиц? Для того, чтобы мы могли видеть, как исполнилось проречение Божие Иакову: в язык велий сотворю тя тамо. От этих седмидесяти пяти душ потомство Израиля распространилось до шести есть тысяч. Видишь, как не напрасно и не без цели Писание показало нам число переселившихся в Египет, но чтобы мы видели, от какого малаго числа какое великое число (душ) произошло, и чтобы, смотря на это, всегда веровали обетованиям божественным. Когда подумаешь, как после смерти Иакова и Иосифа царь египетский употреблял все усилия, чтобы уменьшить их потомство и не дать ему размножиться, однакож не успел в этом, а (род Иакова) более и более прибавлялся и увеличивался, то удивись и изумись промышленно Божию и (знай), что не может не исполниться определенное Им, хотя бы кто придумывал тысячи препятствий. Но разсмотрим все по порядку, чтобы знать, как произошло свидание Иакова с сыном. Когда Иаков приблизился к земле египетской, то посла, сказано, Иуду пред собою ко Иосифу срести его, чтобы известить его о прибытии отца. Узнав это и запрягши колесницы, Иосиф изыде во сретение отцу своему, и явився ему, нападе на выю его, и плакася плачем великим (ст. 28 и 29). Произошло то, о чем я вначале говорил вам — что нередко и чрезвычайная радость заставляет проливать слезы. Нападе на выю его и плакася, и не просто, а плачем великим. Тотчас пришло ему на ум, сколько он сам выстрадал, и сколько вытерпел из-за него отец; представил себе и то, сколько времени прошло после их разлуки, и как, сверх всякаго ожидания, и он видит отца, и отец видит сына, и он испускал потоки слез, и показывая этим величайшую радость, и благодаря Господа за совершившееся. И рече, сказано, Израиль ко Иосифу: да умру отныне, понеже видех лице твое: еще бо ты еси жив (ст. 30). Я насладился, говорит, тем, чего желал; достиг того, чего уже никогда и не ожидал. Со мною случилось то, чего я никогда не надеялся. Наконец, довольно уже мне жить. Я увидел моего вожделеннаго; и для полнаго моего утешения достаточно видеть, что ты еще жив, — ты, котораго я давно уже считал умершим и добычею зверей. Отеческий голос, полный любви и вполне обнаруживающий душевное состояние. Рече же Иосиф к братии своей, шед повем Фараону и реку ему. братия моя приидоша. Они же суть мужи пастуси: мужие бо скотопитателие суть[6]: и скоты, и волы приведоша. Аще убо призовет вас Фараон, и речет: что дело ваше есть? Рцыте, яко [7] мужие скотопитатели есмы… мерзость бо есть Египтяном всяк пастух овчий (ст. 31, 32, 33 и 34).

3. Заметь разумность, с какою дает совет братьям, не просто и не случайно внушая им это, а желая поставить их в большей безопасности, и не допустить их до смешения с египтянами. Так как египтяне гнушались людьми, ведущими пастушескую жизнь, и презирали их, а между тем братья Иосифа не имели египетскаго образования, то поэтому Иосиф и советует им наперед выставлять свои занятия, чтобы под этим благовидным предлогом можно было отделить лучшую для них землю, где бы они могли жить безопасно. Таким образом Иосиф от братий своих поя пять мужей, и постави их пред Фараоном. И рече Фараон: что дело ваше? И реша: мы скотопитатели [8] есмы, ныне убо да вселимся в земли Гесем. И рече Фараон глаголя: да вселятся, аще же веси, яко суть в них мужие сильнии, постави их старейшины скотом моим (XLVII, ст. 1-6). Как советовал Иосиф, так и ответили братья его фараону, и таким образом получили позволение жить на земле Гесем. Но фараон, по своему благоволению к Иосифу, говорит еще: аще веси, яко суть в них мужие сильнии, постави их старейшины скотом моим. Затем ввел Иосиф и отца своего Иакова к фараону. Рече же фараон ко Иакову. колика лет дней жития твоего (ст. 7 и 8)? Так как фараон видел пред собою старца в самой глубокой старости, то и спрашивает его о числе лет.

И рече Иаков Фараону: дние лет жития моего, яже обитаю [9] (ст. 9). Вот как все праведники проводили настоящую жизнь, как бы на чужой стороне, и так в ней располагались. Послушай, как и Давид говорил: пресельник аз есмь у тебе и пришлец (Пс. XXXVIII, 13). Так и Иаков говорит: дние лет жития моего, яже обитаю. Поэтому и Павел сказал о древних праведниках, что они сознавали, яко странны и пришельцы суть на земли (Евр. XI, 13). Дние лет жития моего, говорит Иаков, яже обитаю, сто тридесять лет: малы и злы быша дние лет жития моего; не достигоша во дни лет жития отец моих (ст. 9). Дан, говорит, которые я прожил, и малочисленны и бедственны. Здесь он разумеет годы рабства, какое он терпел у Лавана, после бегства, учиненнаго им из-за брата; потом, после возвращения оттуда, — скорбь, столь долговременную, о (предполагаемой) смерти Иосифа, и еще многия другия бедствия, им испытанныя. Представь себе, в каком страхе он был, когда Симеон и Левий, в отмщение за свою сестру, истребили целый город и взяли в плен всех жителей Сихема. Он сказал тогда, обнаруживая безпокойство, в каком находился: ненавистна мя сотвористе, яко злу мне быти живущим на земли: аз же мал есмь числом, и собравшеся на мя, изсекут мя, и истреблен буду аз и дом мой. Поэтому и говорит теперь он фараону: малы и злы быша дние лет жития моего. И всели Иосиф отца своего, и братию свою, и даде им обдержание в земли Египетстей на лучшей земли Рамессийстей, якоже повеле Фараон. И деляше Иосиф пшеницу отцу своему и братии своей, и всему дому отца своего по числу тел [10] (ст. 11 и 12). Так оправдалось то, что говорил он братьям: посла мя Бог пред вами оставити вам [11] останок на земли (Быт. XLV, 7), и на жизнь посла мя Бог пред вами (5). Деляше, сказано, хлеб по числу тел.

Что значит: по числу тел? Значит, сколько потребно было для каждаго. В Писании обыкновенно называется весь человек — иногда душею, иногда — телом. И как выше было сказано: в семидесяти пяти душах сошел Иаков в Египет, вместо того, чтобы сказать: семьдесят пять мужей и жен, — так и здесь говорится: по числу тел, то есть, на каждаго человека. Таким образом, в то время, когда весь Египет и земля ханаанская страдали от голода, дом Иакова благоденствовал, имея продовольствие, как бы из источников каких-либо текущее. Пшеницы,говорит Писание, не бяше во всей земли: одоле бо глад зело: скончавашеся же земля египетская и земля Ханааня от глада (ст. 13).

4. Примечай неизреченное промышление Господа. Прежде, нежели усилился голод, Он ввел праведника в Египет, чтобы он нисколько не испытал бедствия, угрожавшаго земле Ханаанской. И, когда все туда стекались, собра, сказано, Иосиф все сребро от живших в Египте и в Ханаане, и так раздавал им хлеб [12]. И оскуде наконец сребро. Внесе бо все [13]в дом фараонов. Пришедши же вси египтяне, сказали: даждь нам хлебы, и вскую умираем пред тобою, сканчася бо сребро (ст. 14 и 15). У нас, говорят, нет уже денег, чтобы купить, потому мы погибаем от голода. Не отвергни же нас, которым угрожает смерть; дай нам хлеба, чтобы нам можно было жить и не умереть. Рече же им Иосиф: пригоните скоты ваша, и дам вам хлебы (ст. 16). Если нет у вас денег, говорит, я приму от вас стада. Ежели серебро ваше все истощено, приведите ваших домашних животных, и получите хлеб. Пригнаша же скоты своя ко Иосифу: и даде им [14] за кони, и за овцы, и за волы, и за ослы: и прекорми их за скоты их. Приидоша же к нему во второе лето, и рекоша ему: да не како погибнем, не имея ни серебра, ни скота, так как все у тебя, господина нашего, ничего другого не остася, точию едино тело и земля наша. Да не умрем, купи нас и землю нашу хлебами: и будем мы и земля наша рабы Фараону: даждь семя да посеем, и живи будем, и не умрем, и земля не опустеет (ст. 17-19). Себя сами они отдали в рабство, отдали и землю, чтоб только прокормиться: так силен был голод. И купи Иосиф землю Египетскую Фараону (ст. 20). Египтяне отдали ее, будучи принуждены к тому голодом. И бысть земля Фараону. И люди поработи ему в рабы, от края предел Египетских даже до краев кроме земли жреческия: им бо даде хлеб [15] Фараон, и ядяху, сего ради не продаша земли своея (ст. 20-22). Вот какое благоразумие и какую мудрость имел Иосиф: он не оставил их томиться голодом и всю землю приобрел Фараону вместе с обращением в рабство всех египтян. Но заметь здесь и ту чрезвычайную попечительность, какую оказывал им. Рече бо Египтяном: се купих вас и землю вашу днесь Фараону: возмите себе семена, и сейте на земли. И аще[16] будут плоды ся, дасте [17] пятую часть Фараону: четыри же части будут вам самим в семена земли, и на препитание вам, и всем сущим в домех ваших (ст. 23 и 24). Какая щедрость, какая предусмотрительность, какая необычайная заботливость! Поэтому и те, чувствуя благодеяние, говорят Иосифу: оживил ны еси, обретохом благодать пред господином нашим, и будем раби Фараону (ст. 25). Видишь ли щедрость (Иосифа)? Зная, как египтяне отягощены нуждою, зная, сколько труда и усилий они должны были перенести при обработывании земли, он говорит им: семена я вам буду доставлять, а обо всем прочем вы сами употребите ваше старание, и если будут плоды, отдавайте одну часть, а четыре части будут оставаться у вас, и в награду за труды и в запас для пропитания вашего. И сию[18] устави им заповедь, пятую часть даяти Фараону, кроме земли жреческия (ст. 26).

Да слышат нынешние люди, какия преимущества в древности давались служителям идолов, и да научатся хотя такую же честь оказывать тем, кому вверено служение Богу всяческих. Если древние, заблуждаясь и совершая служение идолам, думали, что они воздают особенное почтение идолам, когда такой чести удостоивают служителей их, то какого осуждения заслуживают те, которые ныне не имеют попечения о служителях Божиих? Разве не знаете, что эта честь переходит к Господу всяческих? Итак, не смотри на того, кто принимает честь. Не ради его самого ты должен делать то, что требуется от тебя, но ради Того, Кому он служить, — чтобы ты мог получить от Него щедрое воздаяние. Поэтому-то и сказал Господь: сделавший единому из сих — для Меня сделал [19], и: приемляй пророка во имя пророче мзду пророчу приимет (Мф. X, 41). Разве Господь ниспосылает тебе Свои воздаяния соразмерно с достоинством или слабостью служителей Своих? Он награждает тебя или осуждает сообразно с твоем расположением. И как честь, воздаваемая чрез них [20], подает нам великое дерзновение (потому что Он усвояет Себе то, что делается для Его служителей), так и презрение их низведет свыше великое наказание. Господь усвояет Себе как воздаваемую [21] честь, так и презрение. Зная это, никогда не будем пренебрегать попечением об Иереях Божиих. Говорю это я, не столько о них заботясь, сколько о вашей любви, желая, чтобы вы чрез все приобретали себе благо. Даешь ли ты столько, сколько получаешь от Господа? Какое ты служение оказываешь? Однако и за это, незначительное и ограничивающееся настоящею жизнию служение, ты можешь получить нетленныя награды и неизреченныя блага.

5. Размышляя об этом, будем внимательны к этим служениям [22], расчитывая не издержки, но ту пользу и прибыл, какую можем чрез это приобрести. Если мы, видя кого-нибудь близкаго к человеку, облеченному мирским величием, стараемся оказывать ему всевозможныя услуги, зная, что честь, воздаваемая ему, переходит к его покровителю, и что он, сделавши это известным своему покровителю, может таким образом еще более расположить его в вашу пользу, то тем более так будет у Господа всяческих. Если кто окажет какое-либо человеколюбие и сострадание прохожему человеку, или поверженному на распутии, то Господь, усвояя Себе это, обещает ввести сделавших им что-либо доброе в царство небесное и изречь: приидите благословении Отца моего, взалкахся бо и дасте ми ясти (Матф. XXV, 34 и 36). Тем более тот, кто оказывает свои услуги подвизающимся ради Господа и облеченным священным саном, получит не только такое же воздаяние, но и гораздо большее, так как человеколюбивый Господь всегда с большим избытком вознаграждает за сделанное нами. Итак, не будем хуже неверных, которые, еще находясь в заблуждении относительно идолов, оказывали такое попечение об их служителям. Но сколь великое различие находится между заблуждением и истиною, между служителями идолов и служителями Божиими, такое же различие покажем и в самом почтении, дабы получить свыше тем большее воздаяние. Вселися же Израиль в земли Египетстей: и возрастоша и умножишася зело (ст. 27). Таково было обетование Божие Иакову: в язык велий сотворю тя тамо. И поживе Иаков седмьнадесять лет и быша дние Иаковли лет сто четыредесять семь (ст. 28). Бог определил столько времени для жизни Иакова, чтобы он оставил эту жизнь, получив достаточное утешение за те бедствия, которыя претерпевал во все продолжение жизни.

Но, если хотите, чтобы не отяготить вашей памяти множеством сказаннаго, остальное оставим до другого времени и на этом окончим нашу беседу. При этом убеждаем любовь вашу тщательно внимать тому, что говорится, постоянно сохранять это в памяти и непрестанно содержать в уме, — размышляя о подвигах терпения праведников, о великодушии, о вере их в божественныя обетования, когда они не колебались умом вследствие того, что происходило после обетований, но, твердо уповая на всемогущество Обетовавшаго им, кротко переносили все и чрез это возвеличивались. Вот и этот праведник, столько лет оплакивавший Иосифа, как умершаго, наконец увидел его управляющим египетским царством; и досточудный Иосиф после рабства, после заключения в темнице, после всех других страданий, им претерпенных, получил начальство над целою страною. И, если мы проследим все заключающияся в Писании повествования, то найдем, что все добродетельные мужи шествовали путем искушений, и только таким образом получали свыше великую помощь. Поэтому если и мы хотим удостоиться благоволения Божия, не будем нетерпеливы в искушениях, не будем унывать, когда они постигают нас; но лучше будем радоваться и веселиться, укрепляя себя верою и зная, что тем большим будем наслаждаться промышлением Божиим, если решимся все переносить с благодарением. Да будет же всем нам дано и настоящую жизнь провести в добродетели, и будущих достигнуть благ, благодатию и человеколюбием Господа вашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

[1] Злат.: ei0j thn Xananai/an = «в Хананею», а далее — Xanaa/n = «Ханаан».

[2] — a0nh/ggeilan; в Лукиан. — a0ph/ggeilan, хотя значение обоих выражений сходно.

[3] Быт. XXXVII, 35.

[4] pa=san thn kth=sin согласно с Алекс. и Амврос. сп.; в Лукиан. — pa=san thn a0poskeuhn = «все имение». Ст. 5 и 6 у святителя переданы в сокращении.

[5] 0En e0ch/konta e1c yuxai=j kate/bh 0Iakwb e0ij Ai1gupton; в Лукиан. сп. — pa=sai ai/ yuxai, ai/ ei0selqou=sai meta 0Iakwb e0ij Ai1gupton… e0bdomh/konta pe/nte.

[6] ei0si согласно с Лукиан. и др. сп.; в древ. Ватик. — h]san = быша (Слав. Б.) согласно с евр. т.

[7] ei1pate, o3ti; в Лукиан. и проч. сп. — e0rei=te = «скажите».

[8] kthnotro/foi e0sme/n, вместо poime/nej proba/twn.. = пастуси овчии.

[9] Евр. «странствования»; греч. paroikw~ — значит: живу временно, живу, как чужой, не имея своего дома, или прав гражданства. Св. Златоуст объясняет слова Иакова в этом значении.

[10] kata sw~ma = (букв.) «по телу», как переведено у 70-ти евр. выражение, значащее: по числу семейства; согласно с этим данное греч. выражение передано в Слав. Б. «по числу лиц».

[11] u9mi=n согласно с Алекс. сп. и евр. т.; в Лукиан. и др. — u9mw~n = «вас» или «ваш».

[12] to a0rgu/rion tw~n te e0n Ai0gu/ptw| kai tw~n e0n gh=| Xanaa/n, kai ou3tw ton si=ton au0toi=j e0xorh/gei, говорит святитель, передавая кратко, своими словами, содержание 14-15 ст.

[13] Ei0sh/gage gar a3pan, вместо: ei0sh/gage pa=n to a0rgu/rion (=и внесе все сребро) по пер. 70-ти в Лук. сп.

[14] Здесь и далее святитель кратко также передает библ. повествование, опуская некоторыя речения или заменяя их своими словами.

[15] brw/mata вместо do/ra = «даяние, дар» в Алекс. сп. или do/rata в Лукиан. сп.

[16] e0an согласно с сп. Дорофея, Циттав. (de Lag. Gen. gr.) и нек. др. (Holmes); в Лукиан. — не читается.

[17] dw/sete согласно с древн. Ватик., Алекс. и др.; в Лукиан. kai dw/sete = и дасте.

[18] tou=to de e1qeto au0toi=j topro/stagma; в Ватик., Лукиан. и др. сп. tou=to = «сие» или «сию» не читается, как и в Слав. Б., а между тем оно имеет себе соответствие в евр. т. (в «отаг«), а потому чтение этого слова у Злат. должно быть принимаемо как свидетельство за нахождение его в греч. списке, которым пользовался святитель.

[19] 9O poih/saj e0ni tou/twn, e0moi e0poi/hse, говорит святитель, передавая слова Господа в Ев. Мф. XXV, 40.

[20] т. е., чрез служителей Божиих.

[21] т. е., Его служителям.

[22] e0pitre/xwmen tai=j toiau/taij diakoni/aij, т. е., служениям, которым посвятили себя лица церковнаго священноначалия.