3. Назначение брака

Прежде чем мы начнем изучать отношения в браке, пожалуй, следует сделать паузу и задать вопрос: «Каково назначение брака?». Для тех, кто привык принимать решения и ставить перед собой задачи, этот вопрос представляется первым, который надо задать. Другим людям, с установившимися взглядами, такой вопрос кажется бессмысленным. В конце концов, все знают, зачем люди вступают в брак, разве нет? Если вы спросите об этом дюжину друзей и каждый запишет свой ответ, не советуясь с другими, как вы думаете, сколько разных ответов вы получите? Я хотел бы перечислить некоторые из ответов, которые я получал как от холостяков, так и от супружеских пар:

• для половых отношений;

• для общения;

• для любви;

• для воспитания детей;

• для общественного признания;

• для экономической выгоды;

• для безопасности.

«Но разве всего этого нельзя добиться без брака?» – спрашивает современный человек. В самом деле, общественная и экономическая выгодность брака в наше время сомнительна. Конечно же, сексуальные отношения в нашем обществе не ограничены отношениями в браке. Любовь, безопасность, воспитание детей? Разве это недоступно вне брака, хотя бы в некоторой степени? Зачем же вступать в брак?

Так рассуждает современный мирской человек. Что же говорит Библия? Что говорит на эту тему Бог? Каково назначение брака, согласно Писанию?

В Библии брак изображается как слияние двух жизней в одну, на самом глубоком уровне, удовлетворяющее обоих личностей и служащее целям Бога в самом высоком смысле. Сердце человека жаждет такого единства. Мы – общественные создания. Сам Бог сказал об Адаме: «Не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18). Я напомню, что эта оценка дана до грехопадения человека и что у человека уже были тогда близкие и сердечные отношения с Богом. Однако Бог говорит, что этого недостаточно!

Для удовлетворения потребностей мужчины Бог сотворил женщину, помощника, соответствующего ему (Быт. 2:18). Еврейское слово, которое здесь используется, буквально означает «лицом к лицу». То есть Бог сотворил того, с кем мужчина мог общаться лицом к лицу. Речь идет о глубоко личных отношениях, о неразрывном союзе двоих, удовлетворяющем глубочайшие потребности человеческого сердца. Брак был ответом Бога на величайшую потребность человека, – потребность в союзе с другим человеком.

По мере того как история человечества рассказывается на страницах Писания, мы видим, что этот союз охватывает всю человеческую жизнь. Это не просто физическая связь. Это не просто взаимоотдача и эмоциональная поддержка. Это полное слияние двух жизней на интеллектуальном, общественном, духовном, эмоциональном и физическом уровнях.

Такой союз невозможен без глубокой и прочной верности, которая, по замыслу Бога, должна присутствовать в браке. Брак – это не просто договор, делающий физическую связь законной. Это не просто общественный институт, помогающий воспитывать детей. Это не психологическая клиника, в которой мы оказываем друг другу необходимую эмоциональную поддержку. Это не средство достижения положения в обществе или экономической безопасности. Задача брака не достигнута даже тогда, когда он является средством выражения любви и общения, хотя это очень ценный момент.

Высшее назначение брака – союз между двумя личностями на самом глубоком уровне и во всех областях, дающий паре чувство наиболее полной самореализации и помогающий им как можно лучше исполнить замысел Бога в своей жизни.

Природа единства в браке

Очевидно, вступление в брак само по себе еще не дает паре такого единства. Есть разница между понятиями «сочетаться», или «соединяться», и «быть едиными». Один старый деревенский проповедник говорил обычно: «Если связать двух кошек хвостами и повесить на заборе, они будут соединены, но единство – совсем другая вещь».

Вероятно, лучший библейский пример единства – Сам Бог. Интересно, что слово, которое мы переводим как «одна» в Бытии 2:24, где Бог говорит: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (курсив наш), – это то же самое еврейское слово, которое во Второзаконии 6:4 относится к Самому Богу: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (курсив наш).

Слово «един» означает составное единство, в отличие от единства абсолютного. В Писании явлено, что Бог есть Отец, Сын и Дух Святой, однако Он един. У нас не три Бога, а один, триединый. Есть много примеров, объясняющих, что такое Троица, и все они лишь в какой-то степени отражают истину, но позвольте мне привести один, очень распространенный, чтобы немного пояснить, что мы понимаем под таким единством.

Путь к счастливому браку. Как создать...

Треугольник можно положить на любую из граней, но он останется прежним, и надписи «Отец», «Сын» и «Святой Дух» можно поменять местами. Ничего не изменится, потому что Бог един. Мы не можем убрать одну из сторон или одну из надписей. Они должны оставаться вместе. Бог триедин, и Бог един. Мы не можем понять это до конца, однако мы должны говорить о Боге именно так, потому что так Он явил нам Себя. Мы не знали бы о триединстве Бога, если бы Бог не явил Себя нам как триединого. Мы не знали бы, что Троица едина, если бы Бог не явил нам этого.

Бог един. С другой стороны, Его ипостаси различны. Мы не можем заявить, что между ипостасями Троицы нет различий. Строго говоря, Святой Дух не умер за нас на кресте. Это сделал Сын. В нас как в верующих пребывает не Отец, а Святой Дух. Ипостаси Троицы обладают разными функциями, однако они едины. Они не могут действовать отдельно друг от друга. Начиная с Бытия 1:26, где Бог говорит: «Сотворим человека по образу Нашему» (курсив наш), – и заканчивая Откровением 22:16–21, мы видим, что Троица действует совместно как составное единство.

Что же это значит по отношению к браку? Позвольте мне показать вам другой треугольник.

Путь к счастливому браку. Как создать...

На этот раз треугольник нельзя поворачивать. Бог должен оставаться в наивысшей точке христианского брака. Слова же «муж» и «жена» можно менять местами, потому что они едины. Их задача – сотрудничать с Богом и развивать свое единство. Это не значит, что жена теряет свою индивидуальность, как не значит, что Святой Дух теряет Свою индивидуальность в Троице.

Единство супругов в браке не исключает личных особенностей. Напротив, такое единство позволяет вам свободно выражать свою индивидуальность, при этом составляя одно целое с вашим супругом. Вы свободны быть тем, кем сотворил вас Бог, при этом ощущая все, что задумал Бог, сотворив мужчину и женщину. Нет более освобождающей и приятной истины!

Что это значит для холостых

Если назначение брака – это глубокое единение двух личностей во всех областях жизни, то что это значит для человека, который готовится вступить в брак? Мне представляется, что такое понимание открывает нам много областей для исследования.

Если наша задача – единство, то основной вопрос, который пара должна задавать себе до брака, таков: «Почему мы думаем, что сможем стать едиными?». Что мы видим, изучая свою интеллектуальную, общественную, эмоциональную, физическую и духовную жизнь? Достаточно ли у нас общего во всех этих областях, чтобы создать основу для единства? Дом нельзя построить без прочного фундамента. И в брак вступать нельзя, пока пара не рассмотрит внимательно его потенциальное основание.

Что это значит практически? Это значит, что пары, которые собираются вступить в брак, должны подробно обсудить все основные области своей жизни и понять, что у них общего. Поразительно много пар вступает в брак, имея очень слабое представление об интеллектуальных интересах друг друга. Многие лишь поверхностно представляют себе личностные и эмоциональные особенности будущего супруга. Другие думают, что религиозные и моральные ценности не важны, поэтому мало внимания уделяют беседам о них. Если вы хотите, чтобы ваш брак был полноценным, разве не стоит изучить его основания?

Интеллектуальное единство

Позвольте мне дать несколько практических советов еще не вступившим в брак парам. Выделите время специально для обсуждения основных областей своей жизни. Например, обсудите друг с другом, какие книги вы читаете. Это позволит вам узнать об интеллектуальных интересах друг друга. Если человек не читает книги, это тоже о многом говорит. Вы регулярно читаете газеты? Какие журналы вы читаете? Какие телевизионные программы вам больше всего нравятся? Ответы на эти вопросы покажут, каковы ваши интеллектуальные интересы.

Можно обратить внимание и на школьные отметки. Это не значит, что ваши интеллектуальные интересы обязательно должны принадлежать к одной области, но вы должны общаться друг с другом примерно на одном интеллектуальном уровне. Многие пары вскоре после вступления в брак обнаруживают, что у них возникли проблемы в целой области жизни, потому что они не понимают друг друга. До свадьбы они об этом не подумали.

Я говорю не о совершенстве, а о фундаменте брака. Достаточно ли у вас интеллектуальной общности, чтобы вы могли расти на этом основании? Попытайтесь добиться такого роста. Прочтите вместе какую-нибудь книгу и обсудите ее содержание. Каждый день читайте по газетной статье, обсуждайте ее достоинства и значение. Это поможет вам определить, насколько вы понимаете друг друга сейчас и каковы возможности роста в будущем.

Общественное единство

Возьмем общественную область. Помню, как одна молодая супруга сказала: «Он все время слушает эту дурацкую народную музыку, которую я терпеть не могу!». До вступления в брак это не казалось ей важным. Интересно, почему. Может быть, «иллюзии влюбленных»?

Мы – общественные создания, и у нас разные общественные интересы. Вы просто обязаны изучить интересы друг друга. Он увлекается спортом? Сколько часов в неделю он проводит в спортзале? (Не думайте, что после свадьбы он изменится.) Каковы ваши музыкальные интересы? Как насчет оперы, балета и блюза? Какой вид отдыха вам нравится? Вы когда-нибудь слышали о женщинах, которые все время сидят одни дома, в то время как их мужья играют в гольф? Вам нравится ходить в гости? К кому? Все эти вопросы не должны оставаться без ответа.

«Мы должны иметь одинаковые общественные интересы?» – спрашиваете вы. Нет, но должно быть общее основание. Достаточно ли у вас общего, чтобы вместе расти? Такой общественный рост должен начаться до свадьбы. Если этого не происходит, то не произойдет и после нее. Заставьте себя. Постарайтесь заинтересоваться вещами, которые не интересовали вас раньше. Посмотрите, сможете ли вы получить от них удовольствие. Если вы обнаружите, что в общественном отношении идете в разных направлениях, вспомните, что задача брака – единство. Спросите себя: «Если он никогда не изменится в плане общественных интересов, буду ли я счастлива с ним всю оставшуюся жизнь?».

Как насчет ваших личностных качеств? Можете ли вы описать себя: какой вы человек? Почему бы не попросить потенциального супруга сделать то же самое? Поделитесь своими наблюдениями друг с другом и обсудите собственное представление о себе, сравнив его с представлением партнера о вас.

«Противоположности притягиваются», – говорите вы. Да, но они не всегда могут ужиться друг с другом. Понимаете ли вы друг друга достаточно хорошо, чтобы работать в команде? Да, вы можете дополнять его, но хочет ли он, чтобы его дополняли?

С какими проблемами вы столкнулись в ходе свиданий? Как вы думаете, какими будут потенциальные проблемы во время совместной жизни? Открыто обсудите их. Можете ли вы начать преодолевать эти трудности до свадьбы? Если до свадьбы есть какие-то нерешенные проблемы, после свадьбы они только возрастут.

Это не значит, что вы должны быть одинаковыми. Так вам будет скучно. Но в основном вы должны понимать друг друга и представлять свои будущие отношения. Меня поражают пары, которые постоянно ссорятся до свадьбы, но думают, что вступление в брак автоматически устранит их проблемы.

Духовное единство

Часто духовные основания брака оказываются наименее изученными, даже среди пар, которые регулярно ходят в церковь. Многие супружеские пары обнаруживают, что величайшим разочарованием в браке оказывается отсутствие единства именно в этой области. «Мы никогда не молимся вместе», – говорит одна жена. «Мы в церкви все время порознь. Даже если мы сидим рядом, мы никогда не обсуждаем то, что там происходило», – признается другая. Вместо единства они ощущают все большую изоляцию, что прямо противоположно Божьему замыслу брака.

Слишком часто пары, обсуждая свою веру перед свадьбой, ограничиваются посещением церкви и прочими внешними вопросами, не затрагивая более основных и важных проблем, связанных с Богом и личными отношениями с Ним. «Твой жених верующий?» – часто спрашиваю я. Обычно мне отвечают примерно так: «О да, он ходит в церковь Святого Марка». Я говорю не о посещении церкви. Я говорю о духовных основаниях брака. Вы согласны, что существует Бог, безграничный и личный? Вы знаете этого Бога? Расскажите мне о Нем. Вот какой вопрос должен быть главным.

Мы уже говорили, что христианин не должен вступать в брак с неверующим. Но предположим, что оба партнера искренне веруют, оба признают Иисуса Христа как Спасителя, приняли дар прощения и вечной жизни. Достаточно ли этого?

Предположим, мужчина предан Христу как Господу и чувствует, что Бог призвал его быть миссионером, а женщина мечтает о летнем коттедже, кадиллаке и норковой шубе. Достаточно ли у них оснований для брака?

Едины ли вы духовно? Поощряете ли вы друг друга расти духовно, или каждый тянет в своем направлении? Духовные основания брака очень важны. Они важнее всего. Без руководства Творца мы не можем реализовать свой потенциал в браке так, как следует.

Физическое единство

Каковы основания физического единства? Обычно оно не составляет проблемы. Строительство отношений на этом основании может быть сопряжено с проблемами, но мы будем говорить об этом в разделе, посвященном браку. Если вы испытываете физическое влечение друг к другу, скорее всего, у вас есть основание для физического единства. Но с сексуальным единством связан один интересный факт. Оно никогда не должно существовать отдельно от единства эмоционального, духовного и общественного. Фактически проблемы, возникающие в сексуальном аспекте брака, почти всегда коренятся в одной из вышеперечисленных областей. Физической несовместимости практически не существует. Проблема возникает в какой-то другой области, в области сексуальной она только проявляется.

Однако вам следует сделать несколько шагов, чтобы определить, каковы основания вашего брака в данной области. Оба партнера должны пройти физическое обследование. Если у вас есть физические проблемы, они обычно бывают обнаружены и могут быть решены на этой стадии. Если у вас есть телесные или физические недостатки, незаметные на первый взгляд, вам следует обсудить их с потенциальным супругом. Если он – тот человек, которого предназначил вам Бог, он будет готов принять вас таким, какой вы есть. Нельзя обманывать будущего супруга.

В главе 2 мы рассматривали проблему прошлых моральных падений. Приведенные там предложения чрезвычайно важны для создания подобающей основы физического единства. Позвольте мне предложить практические советы, касающиеся решения крупнейшей из проблем, с которой сталкиваются одинокие верующие, – проблемы управления своими естественными, сотворенными Богом сексуальными желаниями.

Следует четко понимать, что половые различия сотворены Богом, а не психологами и сексологами. Бог сотворил человека как мужчину и женщину, и созданное им было «хорошо весьма» (Быт. 1:26–31). Следовательно, наше физически-эмоциональное влечение к представителям противоположного пола полноценно. Мы навлекаем на себя неприятности только тогда, когда злоупотребляем им или не следуем указаниям Творца. В контексте брака наши сексуальные желания находят свое выражение как проявления любви друг к другу. Для одиноких взрослых же это проблема. Сексуальное влечение усиливается в конце подросткового возраста, в брак же в нашем обществе обычно вступают позднее. Что нам делать все это время?

Когда Бог сотворил человека, Он не спрашивал моего совета. Если бы Он спросил меня, я предложил бы Ему установить другие сроки пробуждения сексуальных желаний. Я бы подождал, пока мужчине не исполнится двадцать четыре года, чтобы у него было время получить диплом. И вот тогда уже у него пробудилось бы сексуальное влечение, он бы начал замечать «вторую половину человечества», встретил бы свою Еву и женился на ней три месяца спустя. Вы согласитесь со мной, что так было бы намного проще.

Но Бог не всегда выбирает самый легкий путь. Наиболее ценные вещи не даются нам легко. Я часто спрашивал себя и других: «Как ты думаешь, почему Бог установил именно такой срок для пробуждения сексуальных желаний?». Единственный ответ, который я обнаружил: Он хочет научить нас вере и радости умения владеть собой.

В этом – наша основная помощь. Бог хочет, чтобы я контролировал свои сексуальные влечения, а не отрицал их. Он ясно дал понять, что полностью эти желания будут удовлетворены в браке, и я не должен игнорировать Его волю. Моя обязанность, с помощью Святого Духа, уважать эти желания как полноценные, но в то же время со всей ответственностью контролировать их.

Как мне научиться контролировать себя в этой области? Вам поможет книга Рика Стедмена «Чистая радость: положительная сторона сексуальности одиноких людей» (см. Приложение). Стедмен библейски подходит к теме сексуальности и подробно рассматривает физическую разницу между мужчинами и женщинами. Он реалистически говорит о мастурбации и самовозбуждении. Его практическая программа самоконтроля может оказаться весьма полезной одиноким взрослым.

Пара, которая планирует сочетаться браком, должна уделить какое-то время консультациям, посвященным физической стороне брака. Все мы в течение жизни становимся жертвами дезинформации. Мы еще до свадьбы должны проверить правильность своих представлений о сексуальных отношениях. Мы должны понимать, как устроены наши тела, как они функционируют, какова сексуальная природа наших партнеров.

С этой целью я предлагаю вам прочесть книгу Эда и Гэй Уит «Задумано для удовольствия», интимные советы от верующего врача и его супруги (см. Приложение). Каждая помолвленная пара должна прочесть эту книгу до свадьбы и снова перечитать ее в течение первых трех месяцев брака. Она очень полезна и для тех супругов, которые состоят в браке уже давно.

Мы поговорили об основаниях для единства в браке. Если ваша единственная цель – сексуальная связь, все, о чем мы говорили выше, покажется вам сравнительно неважным. Если вы просто хотите, чтобы кто-нибудь готовил вам еду или платил квартплату, вам требуется всего лишь готовый на это партнер. Если же, с другой стороны, ваша задача – полное единство во всех областях жизни, вам следует внимательно изучить основания для создания семьи. Иисус говорил, что неразумно строить дом на песке (Мф. 7:24–27).

«Бог через Святого Духа побуждает нас вести себя так, чтобы мы были счастливы и благополучны. Он редко добивается этого посредством сверхъестественных деяний. Он предпочитает пропитывать наше сознание так, чтобы все наши суждения были угодны Ему»2.

Выводы для супружеских пар

Я слышу, как многие супруги, дочитавшие до этого места, говорят: «Слишком поздно! Я уже женат. Почему никто не сказал мне всего этого двадцать лет тому назад? Я сделал неправильный выбор, и теперь я обречен на несчастье и тоску». Погодите-ка! Я иду к вам. Вторая часть этой книги посвящена тому, как вам стать счастливыми.

Надежда умирает последней, чудеса бывают. Я написал эти главы для еще не вступивших в брак, потому что верю: все эти предостережения будут им очень полезны, – но я хочу напомнить вам, что ваша болезнь не смертельна. Возможно, ваш брак не идеален, но рано называть его безнадежным.

Я надеюсь, что вы четко помните о цели брака: единство на самом глубоком уровне во всех областях жизни. Может быть, вы только мечтаете об этом, но, если вы готовы над этим трудиться, это может стать реальностью. Можете ли вы представить себе, что такое интеллектуальное единство? общественное единство? духовное единство? физическое единство? Не сдавайтесь. Возможно, вы на пороге открытия.

«Но мой партнер не хочет работать со мной, – говорите вы. – Я не могу сделать это один». Не можете, но кое-что вы способны сделать и сами. И это кое-что может, с Божьей помощью, подтолкнуть вашего партнера к изменениям. Я верю, что принцип, о котором мы говорили в этой главе, – это главный принцип супружеского счастья и здорового брака. Читайте внимательно, думайте – и не забывайте о заданиях в конце главы.

Развивающие задания

Для холостых

1. Если вы собираетесь вступить в брак с человеком, с которым сейчас встречаетесь, изучите основания вашего брака. Возьмите листок бумаги, разделите его на четыре колонки:

Интеллектуальное

Общественное

Физическое

Духовное

В каждой из колонок перечислите, что общего у вас с потенциальным супругом. В какой из областей основание слабее всего? Достаточно ли прочно основание, чтобы выдержать на себе груз брака?

2. Попросите своего партнера составить такой же список и ответить на те же вопросы. Обсудите свои отношения.

3. Предпринятые шаги помогут вам реалистически оценить ваши отношения. Определив слабые стороны отношений, вернитесь и перечитайте соответствующий раздел этой главы. В каждом из разделов даются практические советы, помогающие в развитии отношений. Решите, какие практические шаги вы готовы сделать, чтобы добиться этого развития. Совершите эти шаги и через месяц дайте оценку результатов.

4. Если вы не можете добиться результатов в течение долгого времени, может быть, стоит пересмотреть решение вступать в брак. Если вы не можете развивать свои отношения до свадьбы, вряд ли вступление в брак будет способствовать росту.

Для супружеских пар

1. Внимательно посмотрите на свой брак. Мы должны признать свои слабости, чтобы достичь улучшения. Разделите листок на четыре колонки:

Интеллектуальное

Общественное

Физическое

Духовное

Перечислите, что у вас общего с супругом. В какой области ваше единство наиболее слабо? Что сделать, чтобы стимулировать его укрепление в данной области? Что вы намерены предпринять?

2. Предложите своему супругу прочитать эту главу, составить такой же список и ответить на перечисленные вопросы. Если вы оба готовы расти, поделитесь своими мыслями и выработайте план действий, которые могут укрепить ваше единство. Решайте проблемы последовательно.