9. Природа Божия: единство и троичность

Единство и троичность Бога тоже принадлежат к природе Божией и требуют особого отношения.

I. Единство Божие

Единство Божие означает, что существует только Один Бог и что природа Бога не разделилась и неделима. Существует Один только Бог и Он является великой истиной Ветхого Завета (Втор.4,35 и 39; 3 Цар.8,60; Ис.4 5,5 и далее). Этой же самой истине часто учат и в Новом Завете (Марк.12,39; Ис.17,3; Ин.17,3; 1 Коринф. 8,4; 1 Тим.2,5). Но Бог не просто один, Он является единственным Богом, а как таковой, и единственным в Своем роде (Исх.15,11; Зах.14,9). Действительно, может быть только одно бесконечное и совершенное существо. Утверждать, что существует два и более бесконечных существ, нелогично и непостижимо.

О том, что природа Божия не разделилась и неделима, объявлено во Второзаконии 6,4: «Слушай Израиль: Господь Бог наш, Господь один есть!» (см. Марк. 12,29; Иак.2,19). Бог не состоит из частей, и Его нельзя разделить на части. Существо Его является простым, в числовом отношении, одно, в Нем нет никаких образований, соединений, составных частей. Человек является сложным существом: он состоит из материальной и нематериальной частей. А Бог есть Дух, а потому и не подвержен никаким делениям. Это единство, однако, не является несовместимым с концепцией троичности, потому что единство — это не одно и то же самое, что единица. Единица отмечена простым одиночеством. А вот единство Божие допускает существование личных различий в природе Божией, хотя в то же самое время и признает, что природа Божия в количественном отношении — это одно. Единство подразумевает, что три Личности Троицы не являются обособленными существами в пределах Божества. Многие секты и культы расторгли свои отношения с исторической и христианской верой в этом смысле, не сумев усвоить себе учения о трех Лицах, как об Одном Существе.

II. Троичность Бога

Доктрина о троичности не является истиной естественного богословия, а откровением. Разум может указать нам на единство Бога,

а доктрина о троичности исходит непосредственно из откровения. Хотя выражение «Троица» не встречается в Библии, но его очень рано начали употреблять в Церкви, греческой формой, его «триас» впервые, как будто воспользовался Феофил Антиохийский (181 г. по Р.Хр,), а его латинской формой «тринитас» — Тертуллиан (около 200 г. по Р.Хр.). В христианском богословии выражение «Троица» означает, что существует три вечных различия в одном существе Божием, известное в указанном порядке, как Отец, Сын и Дух Святой. Эти три различия — это три личности, а потому можно говорить о Трехличном Боге. Мы поклоняемся триединому Богу. Афанасиев символ веры выражает три ни тарную веру следующим образом: «Мы поклоняемся одному Богу в Троице, а Троице — в единстве; мы различаем личности, но мы не разделяем субстанции». Этот символ продолжает утверждать: «Все три Личности являются в равной мере вечными и равны друг Другу, а потому… Мы поклоняемся совершенному единству в Троице и Троице в единстве».

Нам следует отличать учение о Троице от тритеизма и от савеллианства. Тритеизм означает единство сущности Бога и. утверждает существование трех различных Богов. Единственное единство, которое он признает — это единство цели и стремлений. Но Бог является единством сущности в равной мере, как цели, так и стремлений. Эти три Личности являются сосуществующими.

Савеллианство придерживается взгляда на существование Троицы откровения, а не в природе. Он учит, что Бог, как Отец, является Творцом и Законодателем, как Сын, Он является тем же самым воплощенным Богом, Который выполняет служение Искупителя, а как Дух Святой, этот же самый Бог, который трудится в деле возрождения и освящения. Итак, савеллианство учит, что существует модальная (касающаяся формы) Троица в отличие от онтологической троицы.

Модализм говорит о троякой природе Бога в том же смысле, в котором человек может быть артистом, учителем, или как он может быть отцом, сыном и братом. Но вот все это фактически является отрицанием учения о Троице, потому что Троица не является тремя различиями в одной субстанции, а тремя качествами или отношениями в одной и той же Личности.

Разумеется, учение о Троице — это великая тайна. Она может представляться некоторым интеллектуальной головоломкой или противоречием. Однако, христианское учение о Троице, каким бы таинственным оно не представлялось, не является результатом спекуляции, а откровения. Что же Бог открыл нам об этом учении в Своем Слове?

А. Намеки в Ветхом Завете

Хотя Ветхий Завет полагает великий нажим на единство Бога, в нем все-таки нет недостатка в намеках на множественность Божества, а также намеков на то, что это множество является троичным.

Весьма интересно, что Бог пользовался местоимениями в форме множественного числа (Быт. 1,26; 3,22; 11,7; Ис. 6,8), а также глаголами в форме множественного числа (Быт. 1,26 11,7), когда говорил о Себе. Имя Элохим, которым обычно пользовались вместо имени Бог, предлагается нам в форме множественного числа и может обозначать множественность, хотя это представляется нам сомнительным. Форма множественного числа употреблена, вероятно, скорее для усиления, нежели для выражения множественности. Более определенные указания, что эта множественность является троичной, находим в следующих фактах, (1) Господа следует отличать от Господа. Быт.19,24 утверждает: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба», а Осия заявляет, «А дом Иудин помилую и спасу их в Господе Боге (см. Зах. 3,2; 2 Тим. 1,18). (2) Сына следует отличать от Отца. Сын, говоря через пророка Исаию, сказал: «И ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» (Ис. 48,16; см. Пс. 44,6 и далее; Ис. 63,9 и далее). В Псалме 2,7 читаем: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя». Иисус называется не только Сыном Божиим (Рим. 1,4), но еще и единородным Сыном (Иоан. 3,16 и 18) и Его первородным Сыном (Евр. 1,6). Христос стал вечным Сыном Божиим не в воплощении, а Он был этим Сыном еще прежде того, как Он был лан миру (Ис. 9,6). «И Которого происхождение от начала, от дней вечных» (Мих. 5,2). (3) Духа тоже следует отличать от Бога. В Быт. 1,1 читаем: «В начале Бог сотворил небо и землю». А стих 2 утверждает: «И Дух Божий носился над водою». Обратите также внимание на цитату: «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками» (Быт. 6,3; см. Числ. 27,18; Пс. 50,11; Ис. 40,13; Агг. 2,4 и далее). (4) Обратим внимание также па троякое употребление слова «свят» у Ис. 6,3, что может означать Троицу (см. Откр. 4,8), как и на троякое благословение в книге Чисел 6,24-2 6.

Часто повторяемое выражение «Ангел Господень», встречаемоев Ветхом Завете, может обладать особой ссылкой на вторую Личность Троицы в эпоху, предшествовавшую воплощению. Появление втого «Ангела Господнего» в Ветхом Завете предвозвещало Его явление во плоти. Ангел Господень отождествляется с Господом, но Он и отличается от Него. Он явился Агари (Быт. 16,7-14), Аврааму (Быт. 22, 11-18), Иакову (Быт. 31,11-13), Моисею (Исх. 3,2-5), Израилю (Исх. 14,19), Валааму (Числ. 22, 22-35), Гедеону (Суд. 6,11-23), Манону (Суд. 13,2-25), Илии (3 Цар.

19,5-7) и Давиду (1 Пар. 21,15-17). Ангел Господень поразил 185000 ассирийцев (4 Цар. 19,35). Он стал между миртами в видении Захарии (Зах. 1,11), защищал Иисуса-первосвященника против сатаны (Зах. 3,1 и далее) и был одним из трех мужей, явившихся Аврааму (Быт. 18).

В свете упомянутых выше намеков на троичность Бога в Ветхом Завете, мы можем прийти вместе с Беркгофом к следующему выводу: «Ветхий Завет содержит ясное ожидание полного откровения Троицы в Новом Завете» (Беркгоф, «Систематическое богословие», стр. 86).

Б. Учение Нового Завета

Учение о Троице излагается в Новом Завете более ясно, нежели в Ветхом Завете. Оно может быть доказано двумя способами: средствами общих утверждений и намеков, а также демонстрацией того, что существует три Личности, в которых следует признавать Бога.

1. Общие утверждения и намеки. Несколько раз три Личности Троицы показаны вместе и как будто наравне друг с другом. Во время крещения Иисуса Дух Божий снизошел на Него и голос Божий с неба отождествил Иисуса с Его возлюбленным Сыном (Мф. 3,16 и далее). Иисус молился о том, чтобы Отец послал другого Утешителя (Иоан. 14,16). Ученикам сказано было, чтобы они крестили во имя (ед. число) Отца и Сына и Духа Святого (Мф. 28,19). Три Личности Троицы соединяются вместе в Своем труде (1 Кор. 12,4-6; Ефес. 1,3-14; 1 Пет. 1,2; 3,18; Откр. 1,4 и далее). В дополнение к сказанному заметим, что Апостольское благословение считает эти три Личности вместе (2 Кор. 3,14).

2. Отец считается Богом. И краткое обозрение Нового Завета свидетельствует о многократном отождествлении Отца с Богом(Иоан.6,27; Рим. 1,7; Гал. 1,1).

3. Сын считается Богом. Учение о Божестве Христа является основным для христианской веры. «Что вы думаете о Христе? » — это первостепенный вопрос жизни (см. Мф. 16,15; 22,42). Конеч но, Иисус Христос является величайшим из всех людей, но Он к тому же бесконечно более, нежели просто человек. Можно пока зать, что Он является Богом несколькими путями.

а). Атрибуты Божества. Христос обладает пятью атрибутами, которые единственны в своем роде и точным образом являются Божиими: Он вечен, вездесущ, всеведущ, всемогущ и неизменен. (1) Он вечен. Он был не только прежде Иоанна (Иоан. 1,15), прежде Авраама (Иоан. 8,58), но Он был еще прежде создания мира (Иоан. 17,5 и 24). Он рожден «прежде всякой твари» (Колос. 1,15); Он существовал «в начале» (Иоан. 1,1; см. 1 Иоан.

1,1). фактически Он же «от дней вечных» (Мих. 5,2). А в отношении будущего заметим, что Он будет продолжать Свое существование вовеки (Ис. 9,6 и далее; Евр. 1,11 и далее; 13,8).Жизненная связь Отца с Ним является вечным процессом (Иоан. 5,26; см. 1,4). (2) Он вездесущ. Он был и на небесах тогда, когда был на земле (Иоан. 3,13). Он же был и на земле тогда, когда был на небесах (Мф. 18,20; 28,20). Он наполняет небеса (Ефес. 1,23). (3) Он всеведущ. Иисус знает все (Иоан. 16,30; 21.17). Фактически в Нем сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2,3). Евангелия предлагают несколько примеров Его всеведения. Он знал, что в человеке (Иоан. 2,24 и далее), Он знал историю самарянской женщины (Иоан. 4,29), Он знал помышления людей (Лук. 6,8; 11,17), Он знал время и способ Своего исхода из мира (Мф. 16,21; Иоан. 12,33; 13,1), Он знал того, кто предаст Его (Иоан. 6,70 и далее), Он знал характер и срок нынешнего века (Мф. 24,3 5), Он знал Отца, как не знал Его никто из смертных (Мф. 11,27).

Совершенно верно, что существует несколько положений, которые якобы указывают в Нем на нечто меньшее, нежели, всеведение. Иисус не знал времени Своего возвращения (Мк. 13,32), Он дивился неверию народа (Мк. 6,6), Он подошел к смоковнице, ожидая, что может быть найдет на ней смоквы (Мк. 11,13). Однако, следует признать, что во дни Своего уничижения Иисус не всегда пользовался независимым проявлением Своих Божественных атрибутов. Отец не разрешил Ему воспользоваться Его всеведением в этих случаях. Без сомнения, Иисус теперь знает время Своего второго пришествия.

(4) Он всемогущ (Иоан. 5,19). Он всемогущий Бог (Ис. 9,6; см. Откр. 1,8), Он держит «все словом силы Своей» (Евр. 1,3),Ему же дана всякая власть (Мф. 28,18), Он обладает властью над бесами (Мк. 5,11-15), болезнями (Лук. 4,38-41), смертью (Мф. 9,11-25; Лук.7,12-16; Иоан. 11,38-44), стихиями природы (Мф. 21,19; Иоан.2,3-11), Он действительно обладает властью над всем (Мф. 28,18). Во время Своего земного служения Он подчинил Себя воле Бога, и, хотя Они совершенны были в силе Духа, Его чудеса рассматривались как доказательства Его Божества (Ин.5,36;10,25 и 38; 20,30 и далее). Сам Иисус заявил «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца Творящего; ибо, что творит Он, то и Сын творит также» (Иоан. 5,19). (5) Он неизменен (Евр. 1,12; 13,8). Сказанное верно в отношении Его планов, обетовании и личности, но это не устраняет возможности многообразия проявлений с Его стороны, а также ограничений некоторых из Его наставлений и целей, предназначенных для определенных веков и лиц.

б). Обязанности Божества. Он Творец (Иоан. 1,3; Колос. 1,16; Евр. 1,10) и Хранитель всего (Колос. 1,17; Евр. 1,3). Ни случай, ни просто естественный закон не явились причиной появления вселенной и существования ее, в которой все было бы на положенном ему месте. Это труд и дело Божества (2 Пет. 3,5-7).

в). Исключительные права Божества: Христос прощал грехи (Мф. 9,2 и 6; Лук, 7,47 и далее). Никто из учеников не притязал на обладание такой властью (Мф. 16,19; 18,18; Иоан. 20,23; Д.Ап. 8,20-22; 1 Иоан. 1,9). Он воскресит мертвых в воскресении (Иоан. 5,25-29; 6,39 и далее; 11,25). Это воскресение будет отличаться от тех трех воскресений, которые Он совершил, когда был на земле (воскрешение сына вдовы — Лук.7,12-16; воскрешение дочери Иаира — Марк 5,35-43; воскрешение Лазаря — Иоан. 11,38-44). В будущем воскреснут все святые; они воскреснут из состояния разложения, . как из земли, они воскреснут, чтобы никогда не умирать, они воскреснут, скорее благодаря присущей Христу силе, нежели силою Духа. Наконец, Он совершит суд (Иоан.5,22) над верующими (Рим. 14,10; 2 Коринф.5,10), над зверем и его последователями (Откр.19,15), над народами (Матф.25,31 и далее; Д.Ап.17,31), над сатаной (Быт.3,15) и над почившими грешниками (Д.Ап. 10,42; 2 Тим.4,1; 1 Пет.4,5).

г). Его отождествление с ветхозаветным Иеговой. Вещи, которые сказаны об Иегове в Ветхом Завете, сказаны о Христе. Он был Творец (Пс.101,24-27; Евр.1,10-12), Его видел Исаия (Ис.6,1 -4; Ин. 12,41), Ему предшествовал Первый предтеча (Ис. 40,3; Матф.3,3), Он наказывает Свой народ (Числ.21,6 и далее; 1 Коринф. 10,9), Его следует почитать святым (Иак.8,13; 1 Пет.3,15), Он «пленил плен» (Пс.68,19; Ефес.4,8), Он является предметом веры (Иоиль 2,32; Рим. 10,9 и13).

д). Имена, которые свидетельствуют о Божестве. (1) Иисус пользовался определенными метафорами, когда говорил о Себе и которые свидетельствуют о Его сверхъестественном характере. Иисус сказал например: «Я есмь хлеб, сшедший с небес» (Ин.6,41; см. ст.50); «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин.10,9); «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14,6); «Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан. 15,5). Когда Он говорил о Себе, Он пользовался некоторыми указаниями, как «Альфа и Омега, Первый и Последний, начало и конец» (Откр.22,13), «воскресение и жизнь» (Ин. 11,25), «Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божиего» (Откр.3,14); далее, Он сказал о Себе: «Прежде, нежели был Авраам, Я есмь» (Ин.8,58; см. Исх.3,14).

(2) Он был назван Еммануилом. Матфей точно относит сказанное Исаией (7,14) к Иисусу (Матф. 1,22 и далее). Он родился от Девы и Ему дано имя Еммануил, что значит «с нами Бог». Это имя встречается в Новом Завете только здесь, у Матфея, хотя эта идея встречается повсюду (ИнЛ,14; Откр.21,3), (3) Выражение «Слово» (Логос) употребленно для того, чтобы подчеркнуть Его Божество (Иоан. 1,1-14; Откр.9,13). Хотя это выражение впервые было употребленно Гераклитом для обозначения разума, а затем его у него заимствовали Платон и стоики, наконец, его внес в Иудейское богословие Филон, все же очевидно и ясно, что Иоанн не заимствовал его из этих источников. Более всего вероятно и даже определенно, что он заимствовал его из Ветхого Завета, где оно служит для персонификации мудрости и где употреблено еврейское выражение «мемра», но наполнил его христианской идеей Божества.

(4) Самым любимым именем у Иисуса было Сын Человеческий. Во всех почти случаях Он пользуется этим выражением в Новом Завете, говоря о Себе лично. Это выражение не всегда ясно указывает на Божество (Матф.8,20; 11,18 и далее; 17,21; Лук.9,44), но очень часто оно служит таким указанием. Например, Сын Человеческий на земле обладает властью прощать грех (Матф. 9,6), толковать закон о субботе (Матф. 12,8), производить суд (Иоан.5,27). Именно Сын Человеческий отдаст Свою жизнь в выкуп за многих (Матф.20,28), Он же пошлет Ангелов Своих собрать плевелы (Матф. 13,41), Он сядет на престоле славы (Матф.19,28; 25,31), Он придет опять (Матф.24,44; 26,64). когда Иисус заявил, что Он является Сыном Человеческим, о котором сказано в книге Даниила, Которому надлежит придти в великой силе, первосвященник обвинил Его в богохульстве (Матф.26,63 и далее; см.Дан.7,13).

(5) Христос назван Господом. Это греческое выражение упот ребляется в Ветхом Завете четырьмя способами. Оно относится к Ьогу — Отцу (Матф.4,7; 11,25; Лук.2,29; Д.Ап.17,24; Рим.4,8; 2 Коринф. 6,17 и далее; Откр.4,8), оно употребляется, как звание для выражения, почтительности (Матф. 13,27; 21,29; 27,63; Лук. 13,8; Иоан. 12,21), как имя учителя или хозяина (М атф. 20,8; Лук. 12,46; Иоан.15,15; Колос.4,1) и как звание или обращение или как имя Христа (Матф.7,22; 8,2; 14,28; Марк.7,28). Весьма сомнительно, все ли, называвшие Иисуса Господом, помышляли о Нем, как о Боге, однако, в огромном количестве случаев, без сомнения, так оно и было (Матф.7,21 и далее; Лук. 1,43; 2,11; Иоан.20,28; Д.Ап.16,3; 1 Коринф. 12,3; Филип.2,11). Звание «Господь», которым часто пользовались, говоря об Иисусе, явля ется переводом еврейского, имени Иегова. Таким образом, Христос отождествлен с Иеговой Ветхого Завета (см. Иоан. 12,40 и далее;

Рим. 10,9 и 13; 1 Пет.1,13 и Ис.6,1 и далее; Иоиль2,32 и Ис.8,13).

(6) Христос называется Сыном Божиим. Полного звания Иисус никогда не относил Себе у синоптиков, а вот у Иоанна Он однажды воспользовался им (Иоан. 10,36; см. ст.33). Однако, это звание относили к Нему другие, и Он принимал Его, но таким образом, чтобы подтвердить Свои притязания на него. Хотя это выражение относят к Ангелам (Иов 2,1), Адаму (Лук.3,38), еврейскому наро ду (Исх.4,22; Ос.1,11), царю Израильскому (2 Цар.7,14), и всем святым (Гал.4,6), в Евангелии Иоанна 5,18, 10,33 и 36 притяза ния Иисуса на Сыновство Божие явно устремлены к тому, чтобы указать на Свое Божество. Эта же мысль заключается в выражении «единородный Сын» (Иоан.3,16 и 18). Когда же Он Сам признал, что является Сыном Божиим, Его обвинили в богохульстве (Матф.26,63-65; Иоан.5,18; 10,36). Как Сыну Божиему, Ему дано право совершать суд (Иоан. 5,22), иметь жизнь в Самом Себе и оживлять того, кого Он хочет (Иоан.5,21 и 26), а также даровать жизнь вечную (Иоан.10,10). Воля Отца такова, чтобы все чтили Сына, как они чтут Отца (Иоан.5,23). Иисус назван Сыном в том смысле, что Он Мессия, Помазанник Божий (Иоан. 1,49; 11,27). В силу Своего воплощения Он тоже назван Сыном (Лук.1,32 и 35; Иоан.1,14).

(7) Несколько раз в Новом Завете Иисус назван Богом. Стих Иоанна 1,1 является весьма выразительным в оригинале. Он звучит так: «И Слово было Бог». Отсутствие артикля перед словом «те- ос» указывает, что «Бог» находится здесь в Своем основном положении. Здесь нет вопроса относительно того, кем является Бог, но кем является Логос. Он не только является единородным Сыном, но также единородным Богом (Иоан. 1,18). Фома обращается ко Христу: «Господь мой и Бог мой» (Иоан.20,28). В послании Титу 2,13 сказано: «Ожидая… славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». Бог сказал Сыну: «Престол Твой, Боже, в век века; жезл царствования Твоего — жезл правоты» (Евр. 1,8). Петр пишет о правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа (2 Пет. 1,1). В 1 Иоан.5,20 читаем: «В истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей истинный Бог и жизнь вечная» (см.также Рим.9,5).

е). Определенные отношения доказывают Его Божество. Отец иОн помещены бок о бок друг с другом и Духом Святым в формуле крещения (Матф.28,19; см. Д.Ап.2,38; Рим.6,3) и в апостольском благословении (2 Коринф. 13,14; см. 1 Коринф. 1,3). Он является сиянием (Евр. 1,3) и образом Божиим (Колос. 1,15; см. 2,9), Он и Отец — одно (Иоан. 10,3), одно в среднем роде, а не в мужском; одно существо, а не одна Личность; см. Иоан. 14,9; 17,11). Он и Отец действуют совместно (Иоан. 14,23; 1 Фесе.3,11; 2 Фесс.2,16

и далее). Чем бы ни обладал Отец, всем обладает и Христос (Иоан. 16,15; 17,10). Христианин находится в тех же отношениях с Отцом, в которых он находится и с Сыном (Ефес.5,5; Откр.20,6).

ж). Поклонение Богу относится и к Нему и воспринимается Им(Матф.14,33; 28,9; Лук.5,8; 1 Коринф.1,2). Так как Ветхий Завет (Исх.34,14) и Сам Христос (Матф.4,10 заявляют, что поклоняться следует одному только Богу, поэтому простые люди и ангелы отвергают то поклонение, которое оказывалось им (Д.Ап. 10,25 и далее; Откр.19,10; 22,8 и далее). Если бы Христос принимал его и не был Богом, это было бы богохульством. Но еще более, Писание не только информирует нас о том, что Христу поклонялись, но оно приглашает нас поклоняться Ему (Иоан. 5,23; Евр.1,6). Если Он не является Богом, тогда Он является обольстителем или обольщенным, но в любом случае, если только Он не Бог, Он не является благим (Христус синон Деус, нон бонус).

з). Собственная совесть Христа и Его притязания — это доказательство Его Божественности. В возрасте 12-ти лет Он уже проявлял особые притязания на Своего Отца (Лук.2,49), во время Своего крещения Он был уверен в Своем особом Сыновстве (Матф.3,17), в Нагорной проповеди Он Сам противопоставил Себя древним (Матф.5,21 и далее, 27 и далее и 31-36). Когда Он послал учеников и дал им власть творить чудеса (Мф. 10,1 и далее; Лук. 10,9 и 19), Он утвердил Свое доземное существование (Иоан. 8,58; 17,5); Он просил, чтобы молитвы возносились во имя Его (Иоан. 16,23 и далее), Он заявил, что Он и Отец — Одно (Иоан. 10,30; 14,9; 17,11). Он заявлял, что был Сыном Божиим (Иоан. 10,36). Логика как будто требует, чтобы Он был тем, Кем Он Сам сознавал Себя и Кем Он хотел быть, или всего этого окажется недостаточно, чтобы вообще признать Его.

4. Духа Святого тоже признают, как Бога, а). Он является Личностью. Прежде, чем будет показано, что Дух Святой является Богом, необходимо прежде всего установить, что Он является Личностью, а не просто влиянием или силой Божией. Доказать это мы можем следующими путями: (1) В отношении к Нему употребляются личные местоимения. Хотя в греческом языке дух — существительное среднего рода, Иисус в Ев. Иоанна 14,26 и 16,13 и далее пользуется указательным местоимением «Он» мужского рода, говоря о Духе Святом. (2) Он назван также Утешителем (Помощником). Это указание относится к Духу Святому (Иоан. 14,16 и 26; 15,26; 16,7) и ко Христу (Иоан.14,16; 1 Иоан. 2,1), а так как это указание — указание на Личность по отношению ко Христу, то оно должно быть указанием на Личность по отношению к Духу. (3) Ему приписываются личные характеристики. Он обладает тремя существенными элементами личности: интеллектом (1 Кор. 2,11), чувствами (Рим. 8,27;15,30) и волей (1 Кор. 12,11).

(4) Он совершает личные акты. Он возрождает (Иоан. 3,5), учит (Иоан. 14,26), свидетельствует (Иоан.15,26), убеждает (Иоан. 16,8 и 11), наставляет на всякую истину (Иоан. 16,13),прославляет Христа (Иоан. 16,14), призывает к служению (Д.Ап. 13,2),говорит (Д.Ап. 13,2; Откр. 2,7), направляет людей в служении (Д.Ап. 16,6 и далее), ходатайствует (Рим. 8,26), исследует (1 Кор. 2,10) и трудится (1 Кор. 12,11). (5) Он относится к Отцу и Сыну, как Личность. Такой случай наблюдаем в формуле крещения (Мф. 28,19), в формуле апостольского благословения (2 Кор. 13,14) и в Его служении, как Управителя Церкви (1 Кор. 12,4-6; см. также 1 Пет. 1,1 и далее; Иуды 20, и далее).

(6) Его может огорчать человеческое поведение. Его можно искушать (Д.Ап. 5,9), Ему можно солгать (Д.Ап. 5,3), Его можно огорчать (Ефес. 4,30; Ис. 63,10), Ему можно сопротивляться (Д.Ап. 7,51), Его можно оскорблять (Евр. 10,29) и против Него можно согрешить (Мф. 12,31 и далее). (7) Его следует отличать от Его собственной силы (Д.Ап. 10,38; Рим. 15,13; 1 Кор. 2,4). Все эти вещи доказывают, что Дух Святой является Личностью, а не просто влиянием.

б). Он является Богом. Но Он не просто является Личностью. Он является Божественной Личностью. Это можно доказать несколькими путями: (1) Ему свойственны атрибуты Божества. Он вечен (Евр. 9,14), всеведущ (1 Кор. 2,10 и далее; Иоан. 14,26; 16,12 и далее), всемогущ (Лук. 1,35) и вездесущ (Пс. 138, 7-10). (2) Ему приписываются дела Божества, такие, как творение (Быт. 1,2; Иов. 33,4; Пс. 103,30), возрождение (Иоан. 3,5), вдохновение Писаний (2 Пет. 1,21; см. Д.Ап. 1,16; 28,25) и воскрешение мертвых (Рим.8,6-11). (3) Тот путь, посредством которого Он соединен с Отцом и Сыном доказывает не только, что Он — Личность и что Он — Божество, как в формуле крещения и в апостольском благословений (2 Коринф. 12,14), но еще то, что Он управляет Церковью (1 Коринф. 12,4-6).

(4) Слова и дела Духа Святого следует рассматривать, как слова и дела Бога (Ис.6,9 и далее; Иоан.12,39-41; Д.Ап.28,25-27; Исх.16,7 и Пс.94,8-11; Ис.63,9 и далее и Евр.3,7-9; Быт.1,27 и Иов.33,4). (5) Наконец, Он явно называется Богом (Д.Ап.5,3 и далее; 2Коринф.3.17 и далее). Ему приписываются еще и другие имена Божий (Исх.17,7 и Евр.3,7-9; Тим.3,16 и 2 Пет.1,21). Все эти ссылки доказывают что Дух Святой в равной мере, как Отец и Сын, является Богом. В истории Церкви возникло в свое время некоторое сопротивление учению о Божестве Духа Святого. Арий и его последователи утверждали, что Дух Святой был сотворен Сыном; Македонии, епископ Константинопольский в период 341-360 гг по Р. Хр., а также его последователи утверждали, что Дух Святой является творением, которое подчиняется Сыну, а позже Социн Предлагал мысль для обсуждения, что Дух Святой является силой Божией.

Ортодоксальное христианство всегда утверждало Божество Бога и Духа Святого. Константинопольский собор (341) подтвердил это учение, как и Никейский собор (325), уяснил учение о Божестве Христа. Эти соборы считаются двумя первыми и главными соборами Церкви.

Как Иисус Христос является Сыном Божиим, так и Дух Святой является Богом. Первые дискуссии в Церкви касались вопроса происхождения Духа Святого. Происходил ли Дух Святой от Отца или от Отца и Сына? Собор в Толедо (589) признал происхождение Духа от Отца и Сына. Эта доктрина подтверждалась двумя путями: об Иисусе сказано, что Он пошлет Духа (Иоан. 15,26), а Дух назван Духом Христовым (Рим.8,9), Духом Иисуса (Д.Ап. 16,7) и Его Сына (Гал.4,6).

В. Некоторые наблюдения и выводы, основанные на учении о Троице

1. Эта доктрина не противоречит учению о единстве Божием. В Боге три Личности в одной сущности. Хотя нет совершенной аналогии в человеческом опыте для объяснения или для иллюстрации доктрины о Троице, однако аналогия человеческой души способна предложить некоторое указание. Человеческая душа способна вступить в диалог с собой же и в то же время способна принимать решения относительно собственных размышлений. Троичность является слабой аналогией к сказанному.

2, Эти качества вечны. Это очевидно из тех мест, которые говорят о существовании Христа вместе с Отцом от вечности (Иоаи. 1,1и далее; 17,5 и 2 4; Фил.2,6), а также из тех мест, которые утверждают вечное существование Духа Святого (Быт. 1,2; Евр.9,14). Природа вечных отношений, существующих между От цом и Сыном, обычно определяется словом «род», тогда как отношения между Отцом и Сыном, с одной стороны, и Духом Святым с другой стороны, определяются словом «происхождение». Под вечным родом подразумевается «вечная эманация». Бог говорит: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Пс.2,7). Слово «ныне» обозначает универсальное настоящее, вечное «ныне». Когда Иисус говорит: «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал жизнь в Самом Себе» (Иоан.5,26). Он говорил о вечной связи и передаче жизни Отца к Сыну. Выражение «происхождение» обычно относят к Духу Святому, оно имеет очень много общего с тем же обозначением, что и в выражении «род», которым определяются связи между Отцом и Сыном, за исключением разве того, что Дух Святой «происходит» от Отца и Сына (Иоан.14,26; 15,26; Д.Ап.2,33; Евр.9,15).

3. Три, но равны друг другу. Сказанное, однако, не исключает порядка, в силу которого Отец является первым, Сын — вторым, а Дух — третьим. Это не различия в слове, силе или в продолжитель ности существования, а просто в порядке. Дух и Сын равны друг другу, хотя и подчиняются Отцу. Но это подчинение является добровольным, а не вынужденным (Фил.2,5-7).

4. Эта доктрина обладает большой практической ценностью. а). Она допускает существование вечной любви. Любовь предшест вовала творению, но любовь нуждается в предмете. Любовь всегда проявляется между лицами Троицы, б). Только Бог может открыть Бога. Бог мог проявить Себя посредством того, что Бог-Отец послал Сына. в). Только Бог может искупить от греха. Это искуп ление совершилось посредством воплощения Бога-Сына. г). Очень трудно размышлять о Личности, существующей вне общества. Личности Божества относятся друг к другу в совершенной гармонии, в совершенном обществе. «Если бы не было Троицы, не могло бы быть воплощения, объективного искупления, а потому и спасения, потому что не было бы никого, кто мог бы действовать, как Посредник между Богом и человеками» (Беттнер, «Уроки богословия», стр.135).