10. Декреты Божии

Если Бог совершает все по совету Своей воли (Ефес.1,11), тогда вполне естественно, что после размышлений о Личности Бога, следует размышлять о делах Божиих. Однако, прежде чем приступить к этому, необходимо проанализировать декреты Божий.

I. Определение декретов

Декреты Божий можно называть вечными целями Божиими (в подлинном смысле, ведь все вещи охвачены одной целью), которые основываются на самом мудром и самом святом совете, посредством которого Он свободно и неизменно, ради Своей собственной славы определил — действительно или дозволяющим образом — быть всему, чему надлежит быть. В этом определении заключается несколько положений: 1). Декреты являются вечной целью Божией. Он не составляет Своих планов и не изменяет их с развитием человеческой истории. Он составил их в вечности и потому что Он неизменен и они остаются неизменными (Пс.32,11; Иак. 1,17). 2). Эти декреты основываются на Его самом мудром и самом святом совете. Он всеведущ, а потому и знает, что является самым лучшим и абсолютно святым, а потому не может поставить целью что-то скверное (Ис.48,11). 3). Эти декреты порождены свободой Божией (Пс. 134,6; Ефес.1,11). Он не обязан поставить целью что-то «ад-экстра», но Он ставит цели неограниченно, если вообще ставит цели. Единственная необходимость исходит от Его собственных атрибутов, как мудрого и святого Бога. Потому мы можем знать только в силу особого откровения Божиего, стремится ли Он или не стремится поставить что-то целью «ад-экстра», и если Он что-то имеет, если только вообще имеет, что хочет поставить целью, то что бы это могло быть. 4). Он всемогущ и силен совершить все, что хочет (Дан.4,35). 5). Целью этих декретов является слава Божия. Целью их не является, во-первых, счастье творения или совершенство святых, хотя и эти вещи включаются в Его цели, но целью Его является слава Его, потому что Он абсолютно совершенен (Чис. 14,21; Ис.6,3). 6). Существует два рода декретов: действительные и допускающие. Существуют вещи, которые Бог ставит целью и которые Он решает обязательно осуществить, но существуют и другие вещи, которые Он просто решает допустить (Рим.8,28). Однако, и в случае допускающих декретов Он над всем господствует и подчиняет все Своей славе (Матф.18,7; Д.Aп.2,23). 7). Наконец, декреты Его охватывают все, что должно совершиться. Они охватывают все прошлое, настоящее и будущее; они охватывают все вещи, которые Он действительно совершает и те вещи, которые Он просто допускает (Ис.46,10 и далее). «Иначе, с бесконечной силой и бесконечной мудростью Бог от всей вечности решил и избрал, и определил ход всех событий, без исключения, для всей грядущей вечности» (Басуэлл, «Систематическое богословие христианской религии», т.1, стр.163).

II. Доказательство декретов

Что события во вселенной не являются ни удивлением, ни разочарованием для Бога, ни результатами Его капризов или арбитрарной воли, а проявлением определенной цели и плана Божиего, — таково учение Писания:

«Господь Саваоф клялся, говоря: «Как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится… Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы. Ибо Господь Саваоф определил и кто может отменить это?» (Ис.14,25 и 26 и далее).

Он возвестил нам тайну Своей воли, сообразно роду Своих намерений, которые Он поставил целью в Самом Себе… В Нем мы получили также наследие, будучи предопределены сообразно Его цели, которая производит все по совету Своей воли (Ефес.9,1-11).

Декреты порою представляли один декрет: «Призванным по Его изволению» (Рим.8,28; см. Ефес.1,11). Хотя декреты могут представляться так, что у них множество целей, для Божественного Духа они являются в действительности одной великой всеобъемлющей целью. Таким образом, мы можем говорить об одной вселенной, а не о множестве вселенных.

Далее, они представляются вечными: «По предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем» (Еф.9,11), «предназначенному еще прежде создания мира» (1 Пет. 1,20), «так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира» (Еф.1,4), «по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2 Тим. 1,9) и «в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог, прежде вековых времен» (Тит. 1,2). Как говорит Шедд: «Вещи, которые определены декретами, наступят в положенное время и последовательными сериями, но они составляют одну великую систему, которая, как одно целое и как единство, воспринимается, как одна вечная цель Божия» (Шедд, «Догматическое богословие», том 1, стр.395).

III. Основы декретов

Много света проливается на доктрину о декретах посредством ясного понимания основ, на которых они покоятся. Мы спонтанно спрашиваем: «Почему же Он не довольствуется ограничением Своего общения и деятельности пределами Троицы? »

Необходимо подчеркнуть, что декреты Божий не порождены необходимостью. Богу не нужно было определять что-то декретом, Он не был ограничен чем-то вне Его Самого, составляя эти декреты.

То, что Бог определил декретами, Он определил свободно и добровольно, а не по необходимости. Далее, Его декреты не являются просто Его капризом или арбитрарной воли. Бог не действует просто по эмоциональным импульсам; Он всегда действует разумно. Он не всегда раскрывает Свои причины, определяя декреты, определяя одно дело вместо другого, но мы всегда уверены, что у Него всегда имеется для этого причина (Втор.29,29). «уразумеешь после» — (Иоан.13,7) это ободрение, в силу которого мы некогда поймем значение определенных «головоломок» Писания и тайн, приводящих в недоумение, действий Божиих. Бог не проявляет также арбитрарной воли.

Некоторые крайние детерминисты утверждают абсолютность воли Божией. Они учат, что не существует критерия ценностей, который мог бы определить волю Божию. Любое дело представляется правильным, если Бог желает его. Но если это верно, тогда и смерть Христова не была вынужденной в силу каких-то внутренних принципов в Боге, а просто определялась волей Божией; поэтому, если Бог хотел спасти человека и без смерти Христовой, Он мог бы справедливо совершить это.

Однако декреты Божий основываются на Его самом мудром и святом совете. Будучи абсолютно мудрым, зная конец уже от начала, зная, что появится грех (так как Он решил разрешить появление его), зная, какова будет природа греха и как Ему придется поступать в отношении его, если Он пожелает спасти кого-то, Он основал Свои планы на Своем знании и понимании. Будучи совершенно святым и не способным на какую-то частичность или несправедливость, Он основал Свои планы в соответствии с тем, что является абсолютно правильным. Он может спасти грешника только в том случае, если, спасая его, Он сможет остаться абсолютно справедливым (Рим.3,25). Только таким образом Бог может быть любящим и справедливым (Пс.84,10). Итак, на основе Своей мудрости и святости Бог составлял Свои декреты, действительные и допускающие.

IV. Цели декретов

Какова же была фундаментальная причина у Бога для того, чтобы нацелиться и совершить что-то «ад-экстра». Существует ли конец или какой-то предмет во вселенной? Ели да, тогда что же это?

Конечно, это не счастье и не святость творения прежде всего. Бог ищет возможности, чтобы предложить счастье Своему творению. Павел сказал в Листре: «Хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» (Д.Ап.14,17). А в послании к Тимофею он писал: «Бога… дающего нам все обильно для наслаждения» (1 Тим.6,17). Павел учитывал и аскетические принципы гностиков, когда сказал: «Для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся», — что это все истлевает от употребления, — по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» (Колос.2,20-23). Бог же пытается предложить счастье человеку, даже так называемое, внешнее счастье, но счастье — это вторичная, а не первичная цель.

Бог, конечно, озабочен и тем, чтобы сообщить святость Своим творениям, чтобы доказать это, нам необходимо обратить внимание только на то, что Бог сотворил человека «в праведности, и святости, и истине» (Ефес.4,24). Он напоминает человеку, чтобы он был свят, как свят Сам Он (Лев. 11,44; Пет. 1,16). Он дал ему Свой, святой закон, как норму жизни, чтобы иметь возможность освятить народ (Ефес.5,25-27), а Дух Святой пришел для того, чтобы возрождать и освящать людей (Иоан.3,5; 1 Пет.1,2). Однако, хотя Бог и пытается сообщить святость Своему творению, это все не самая высокая цель у Бога.

Самой высокой целью декретов является слава Божия. Творение прославляет Его. Давид говорит: «Небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его вещает твердь» (ПсЛ8,2). Бог заявляет, что Он хочет очистить Израиля в горниле страданий и добавляет: «Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, — ибо какое было бы нарекание на имя Мое? Славы Моей не отдам иному» (Ис.4 8,11). Павел объясняет, что Бог медлит судить, а потому «желая показать гнев и могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели» (Рим.9,23), «потому что Он предопределил верующих в похвалу славы благодати Своей» (Ефес. 1,6; см. 1,10 и 14; 2,8-10). А двадцать четыре старца снимают свои венцы пред престолом Божиим и говорят: «Достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откр.4,11). Таким образом, конечной целью всего существующего является слава Божия и только тогда, когда мы усвоим себе все это, как нашу действительную цель в жизни, мы будем жить на самом высоком уровне и в полной гармонии с целями Божиими.

В человеке это окажется полнейшим самолюбием, если он будет искать своей собственной славы, но это только потому, что человек i решен и несовершен. Но так не может быть в случае с Богом. Он абсолютно безгрешен и совершен в святости. Для Него стремление к Своей собственной славе является поэтому просто поиском славы абсолютной святости и безгрешного совершенства. Нет никого и нет ничего, что было бы более высоким, что следовало бы прославлять. Фактически, только Бог достоин славы, и мы должны стремиться во всем к славе Того, Кто является проявлением всякой благости, чистоты, мудрости и истины.

V. Содержание и порядок декретов

Бог определил Своими декретами все, чему надлежит быть. И псе это можно разделить на четыре большие категории.

А. В материальной и физической сфере

Бог определил Своим решением сотворить вселенную и человека(Выт.1,26; Пс.32,6-11; Притч.8,22-31; Ис.45,18). Бог определил Своим решением установить землю (Пс. 118,90 и далее), а также времена года (Быт.8,22). Он решил также никогда более не губить население земли потопом (Быт.9,8-17). Далее, Бог решил рассеять народы (Втор.32,8), Он назначил времена и пределы их обитания (Д.Ап.14,26). Павел добавляет, что Он совершил это, «дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из них» (ст.27). Он определил также продолжительность жизни человека (Иов 14,5) и способ нашего исхода из этой жизни (Ин.21,19; 1 Коринф. 15,51 и далее; 2 Тим.4,6-8). И все другие события в материальной и физической сфере равным образом определены Его решениями и содержатся в Его плане и целях (Пс.103,3 и далее; 14,23; 106,25 и 29; Ис.14,26 и далее).

Б. В нравственной и духовной сфере

Когда мы касаемся декретов Божиих, относящихся к этой сфере, мы оказываемся пред лицом двух основных проблем: существование зла в мире и свободы человека. Как святой Бог может допустить существование нравственного зла и как суверенный Бог может допустить, чтобы человек был свободен? В этом отношении можно сделать некоторые предположения и предварительные предложения:

1). Бог не является автором зла; 2). Бог вынужден был проявит), инициативу в деле спасения; 3). Человек несет ответственность за свои действия и 4). Действия Божий основываются на Его святом и премудром совете.

Богословие расходится во мнениях относительно логического порядка этих декретов и как грех оказался в сфере допускающей воли Божией. Некоторые утверждают, что логический порядок является следующим: Бог решил спасти некоторых людей и осудить остальных, сотворить и тех и других, допустить падение и тех и других, послать Христа для искупления избранных и послать Духа, чтобы приобщить избранных к этому искуплению. Этот взгляд называется «супралапсарианством».

Другой взгляд называется «инфралапс ар панством» или «сублап-сарианством»; он утверждает, что декреты Божий следуют в следующем указанном порядке: 1). Бог решил сотворить человека, 2). Допустить падение, 3). Избрать некоторых из падших, чтобы спасти их, а остальных оставить такими, какими они являются,4).Предусмотреть искупителя для избранных и 5) послать Духа, чтобы Он приобщил избранных к этому искуплению. Это взгляд, утверждающий ограниченное искупление.

Одним из вариантов его, который утверждает неограниченноеискупление, является следующим: 1). Бог решил сотворить человека; 2). Допустить падение; 3). Предусмотреть во Христе искупление, достаточное для всех; 4). Избрать некоторых для спасения, а других оставить такими, какими они являются и 5). Послать Духа, чтобы обеспечить принятие искупления избранными. Этот последний порядок декретов оказался в самой большей гармонии с Писанием, потому что он допускает избрание и неограниченное искупление (1 Тим.2,6; 4,10; Тит.2,11; 2 Пет.2,1; 1 Иоан.2,2), признавая его особую силу для избранных (Иоан.17,9 и 20-24; Д.Ап.13,48; Рим.8,29 и далее; Ефес.1,4; 2 Тим. 1,9 и далее; 1 Пет. 1,1 и далее).

Стараясь понять полное место греха и постановления о спасении грешника, необходимо обратить внимание на четыре момента.

1. Бог решил допустить грех. Хотя Бог не является автором греха (Иак. 1,13 и далее), хотя грех не является для Него необходимостью, Он допустил падение и грех в силу Своего мудрого и святого совета. Он допустил грех в свете того, что Он знал о природе греха и что Он знал относительно того, что грех причинит творению, а также что Он знал относительно того, что Ему придется совершить, если Он пожелает спасти кого-либо. Бог мог, конечно, воспрепятствовать появлению греха. Если бы Он решил сохранить волю Ангелов и человека от падения, то конечно, они и были бы сохранены в святости. Однако, в силу мудрых и святых причин,

которые мы не в состоянии всецело понять (Рим. 11,38), Он решил допустить грех. И грех был таким образом допущен, несмотря на то, что в нем не было никакой необходимости, несмотря на все угрозы наказания за грех (Быт. 2,17; Исх.34,7; Екк. 11,9; Иез. 18,20; 2 Фес. 1,7 и далее), несмотря на заявления псалмопевцев: «И желаемое дал им» (Пс.77,29); «И Он исполнил прошение их, но послал язву на души их» (Пс.105,15) и несмотря на утверждения Павла: «Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями» (Д.Ап.14,6; см. 17,30).

2. Бог решил господствовать над грехом для добра. Это определение неотделимо от того, которое допускает грех. Он решил допустить его, но в то же время Он господствует над ним для добра» Кое о чем можно было бы упомянуть в доказательство этой точки зрения. Иосиф сказал своим братьям: «Вот, вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» (Быт.50,20). Псалмопевцы говорят: «Господь разрушает советы язычников, уничтожает замыслы народов. Совет же Господень стоит вовек; помышления сердца Его в род и род» (Пс.32,10 и далее); «…и грех человеческий обратится в славу Тебе; остаток гнева Ты укротишь» (Пс.75,11). Навуходоносор попытался погубить трех еврей ских отроков в огненной печи, но в итоге, по царскому приказанию Бога евреев эти трое юношей были спасены (Дан.3,19-30). Павел выразил свою уверенность относительно того, что его переживания в римской темнице обретут свое окончательное завершение в его освобождении (Фил. 1,19 и далее). Все это сочетается с тем фак том, что Бог суверенен, благ, свят и мудр.

Вполне очевидно, что Тот, Кто мог бы устранить весь грех из вселенной, способен регулировать и контролировать его проявление. Он обладает правом и силой господствовать в Своем творении. Более того, Он сопротивляется греху (Иер.44,4; Ам.5,21-24; Зах.8,17; Откр.2,6). Он не может допустить, чтобы грех препятствовал целям Его святости, а потому и необходимо господствовать над ним для добра. Павел противился клевете, которая учила: «И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро?» (Рим.3,8; см.6,1). Бог не допустил бы грех, чтобы творить зло. Наоборот, Бог допустил грех по совершенно другим причинам. Он решил господствовать над ним для добра. Наконец, Он обладает познанием и пониманием, как следует господствовать над грехом для добра. Он знает, в какой мере допускать его развитие, в какой мере препятствовать ему и как подчинять его Своим собственным целям, чтобы он содействовал осуществлению их.

3. Бог решил спасти от греха. Вот и здесь подлинная суть всей проблемы. Все христиане согласны с тем, что Бог решил спасти людей, но не все единодушны относительно того, как Он делает это. В связи с этим нам необходимо, в частности, помнить, что 1). Бог должен проявить инициативу в деле спасения, 2). Что человек даже в своем нынешнем положении беспомощен и все же он действительно несет ответственность и 3). Что решения Божий основываются не на капризах и не на деспотической воле а мудром и святом совете.

Признавая все эти три предпосылки, протестанты толкуют этот предмет в одном из двух, имеющих первостепенное значение, путей: некоторые рассматривают избрание, как факт, зависящий от Божественного провидения, а другие рассматривают избрание и предведение: факты, относящиеся к спасительной вере, а потому, по существу, нерасторжимые. Эти два подхода заслуживают анализа.

а). Избрание рассматривается в первом подходе, как суверенный и благодатный акт Божий, посредством которого Он избрал во Христе для спасения всех тех, о которых Ему было известно заранее, что они положительно ответят на Его спасительную благодать. Факт этот можно анализировать следующим образом. Вначале человек обладал свободой в двух смыслах этого выражения: свободой выполнять предписания своей природы и свободой действовать вопреки своей природе. Человек обладает способностью грешить и способностью не грешить. В падении он потерял свою способность не грешить, а его способность не грешить превратилась в неспособность не грешить (Быт.6,5; Иов 14,14; Иер.13;23; 17,9; Рим.3,10-18; 8,5-9). Теперь он свободен только в том смысле, что способен делать все то, что предлагает ему его падшая природа. Но так как человек лишен способности или желания измениться, Бог ответил Своей спасительной благодатью. Эта благодать (иногда ее считают долей общей или универсальной благодати) восстанавливает в грешнике способность благоприятным образом отвечать Богу (Рим.2,4; Тит.2,11). Этот факт и заключает в себе суть общения Бога с Адамом и Евой после падения (Быт.3,8 и далее), он заключается также и во множестве призывов и увещеваний, направленных к грешникам, обратиться к Богу (Притч. 1,23; Ис.31,6; Иез.14,6; 18,32; Иоиль 2,13 и далее; Матф.18,3; Д.Ап.3,19), покаяться (3 Цар.8,47; Матф.3,2; Лук.13,3 и 9; Д.Ап.2,38; 17,30) и уверовать (2 Пар.20,20; Ис.43,10; Иоан.6,29; 14,1;Д.Ап.16,31; Фил.1,29; 1 Иоан.3,23).

В силу спасительной благодати человек способен сразу же ответить Богу, и Бог даст ему покаяние и веру (Иер.31,18; Д.Ап. 5,31; 11,18; Рим.12,3; 2 Тим.2,25; 2 Пет.1,1). Бог в Своем предведении знает, что сделают люди в ответ на Его спасительную благодать, примут ли они ее или не примут, но Он хочет, чтобы благодать Божия не тщетно была принята ( 2 Коринф.6,1). Таким образом, предведение не является, по существу, причинным. Существуют вещи, которые известны Богу заранее, потому что Он поставил Себе целью допустить наступление их, но существуют еще и другие вещи, которые также известны Ему заранее, потому что Он предвидит, что сделает человек и как он поступит, хотя Бог и не побуждает его поступать таким образом. Бог заранее знал, как ответят люди на Его спасительную благодать, и Он избрал тех, которые, как Он предвидел, ответят положительно. Вот таким образом избрание следует за предведением. В избрании Бог решает снасти тех, которые, как Он знает, ответят Ему (1 Пет. 1,1 и далее,) даровать им жизнь (Д.Ап.13,48), поместить их в положение сыновей (Гал.4,5 и далее; Ефес. 1,5) и преобразовать их в образ Христа (Рим.8,29 и далее). Короче, в этом подходе к решению, Бог в Своей спасительной благодати предвидит каждого и с его способностью ответить Ему, если он изберет этот путь. Бог, предузнав тех, которые ответят Ему, избирает их для спасения.

б). Избрание и предведения являются нерасторжимыми и, по существу, означают одно и то же. В этом подходе избрание толкуется иначе, нежели в только что рассмотренном. В данном случае избрание может толковаться, как акт Божий, с помощью которого Он, благодатным образом и в силу непредвиденных заслуг, избирает из среды грешных людей тех, которые смогут быть получателями Его особой спасительной благодати. Такая позиция не считает, что спасительная благодать является частью общей благодати и что предварительное знание является просто предвидением. Итак, считаем, что общая благодать достигает всех (Д.Ап.14,17), что Бог не желает кого-либо наказать (2 Пет.3,9), что искупление не ограничено (1 Иоан.2,2) и что призыв к спасению является универсальным (Рим. 10,13); тем не менее, согласно Писанию, спасутся только избранные. Разумность такого решения может быть доказана несколькими путями. Бог может явить Свою благодать кому хочет (Матф.20,12-15; Иоан.15,16; Рим.9,20 и далее). Он не избирает некоторых для спасения (Д.Ап.13,48; Ефес. 1,4; 2 Фесе.2,13). Предведение — это не просто предведение, но в нем заключается также и соответствующий выбор и соответствующая связь (Рим.8,27-30; 1 Пет. 1,1 и далее; см. употребление слова «знать» в Писании; Исх.2,25 и далее; Пс.1,6; Матф.7,23; Рим. 11,22; Гал.4,9; 1 Фес.5,12; 1 Пет.1,20; 1 Иоан.2,3 и 13). Далее, избрание уже давно совершилось в вечности (Ефес. 1,4; 2 Тим. 1,9); Бог отдал избранных Своему Сыну (Иоан.6,37; 17,2 и 6; 1 Пет. 2,9); спасение совершено по воле Бога, а не человека (Иоан.1,13; 1 Иоан.4,10). Наконец, покаяние, вера и святость — все это дары Божий (Иоан.6,65; Д.Ап.5,31; 1 Коринф. 12,3; Ефес.2,8 и далее; 2 Тим.2,25).

Необходимо также исследовать аргументы, выдвигаемые протин этого подхода к избранию. Утверждают, что если бы все было бы так, как сказано выше, то это было бы несправедливо к неизбранным. Но у Бога нет несправедливости и тогда, когда Он осуждает; спасение является делом одной только благодати. Бога следует прославлять и за спасение немногих, а не обвинять за осуждение масс (Пс.43,3; Лук.4,25-27; 1 Коринф.4,7). Утверждают также, что такой подход, изображает Бога деспотом. Однако выбор Божий не является деспотическим, он является свободным выбором мудрого, святого и любящего Бога. Заслуживает ли это порицания? Нет, Бог просто разрешает грешнику следовать им самим избранному мятежу, итог которого в вечное наказание (Ос.4,17; Рим9,22 и далее; 1 Пет. 2,8).

Доктрина об избрании, если ее правильно понимать, побуждает верующего к восклицанию (Втор.32,4), благоговению (Иер.10,7), смирению (Рим. 1,33), покорности (Дан. 4,35) и поклонению (Рим.11,33-36).

4. Бог определил к награде Своих слуг, а к наказанию непокорных. В Своей благости Бог не просто решил спасти некоторых, но еще и наградить тех, которые служат Ему (Ис.62,11; Матф.6,4 и 19; 10,41 и далее; 1 Коринф.3,8; 1 Тим.5,18). Фундаментально: это решение родилось в Его благости. Человек не в состоянии сделать больше, нежели он обязан. Иисус сказал: «Так и вы, когда исполните все, повеленное вам, говорите: «Мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лук.17,10). Иначе, Бог призывает к абсолютному послушанию вовсем и всегда и ни в коем случае не обязан награждать даже самое совершенное и постоянное соблюдение всех Его заповедей. Однако, Он в Своей благости решил наградить тех из Своих детей, которые служат Ему. Некоторые говорят об этом, как о Его воздающей справедливости, в противоположность Его карающей справедливости, однако, Его решение награждать относится, в основном, к Его благости, а не к Его справедливости.

Напротив, в Силу Своей абсолютной святости и справедливости Бог решил наказать порочных и непослушных. Это прежде всего относится к сатане и к его духам (Быт. 3,15; Матф.25,4; Рим.16,20; Откр.20,1-3 и 10), а затем и к людям (Пс.36,20; Иез.18,4; Наум 1,3). В известной степени это наказание изливается на грешников во время их жизни (Числ. 16,26; Пс.10,6; 36,28; Ис.5,20 и далее; Иер.25,21), однако, действительное наказание отложено на будущее, на день суда (Пс.9,17; Ис.3,11; Матф.13,49 и далее; 25,46; 2 Фес. 1,8 и далее; Откр.20,11-15).

В. В социальной и политической сферах

1. Семейное и человеческое управление. Фундаментальным решением в этой области является то, которое касается семьи и дома. В самом начале Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному: сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2,18). Благодаря тому факту, что Бог сотворил одного мужчину и одну женщину, Он фактически указал, что брак должен быть моногамией — нерасторжимым (Матф. 19,3-9). Во всем Писании признается святость брака (2 Цар. 12.1-5; Матф. 14,3 и далее; Иоан.2,1 и далее; Ефес.5,22-33; Евр.13,4). Декрет о браке заключает в себе и декрет о детях (Быт.1,27 и далее; 9,1 и 7; Пс. 126,1-5), а также об устройстве дома (Втор.24,5; Иоан. 19,27; 1 Тим.5,4; Тит.2,5).

Весьма тесно сопряжен со сказанным и декрет о человеческом управлении (Быт.9,5 и далее). Своим декретом Бог определил место, время и пределы народов (Втор,22,8; Д.Ап. 17,26). Равным образом Он поставил народам правителей (Дан.4,34 и далее; Рим. 13,1). Всем правителям повелевается признавать суверенное правление Божие и пытаться выполнить волю Его (Пс.2,10-12). Если правитель не поступает таким образом, если требования его такого правления оказываются в конфликте с заповедями Божиими, то подчиненным следует скорее повиноваться Богу, а не человеку (Д.Ап.4,19 и далее; 5,29).

2. Признание и миссия Израиля. Бог избрал Авраама быть главой особого народа (Быт. 12,1-3). Линию потомков после него Он ограничил Исааком (17,21), Иаковом (Быт.25,23) и двенадцатью сыновьями Иакова (Быт.49). Он избрал Израиля для Себя, чтобы превратить Его в царство Священников и в Царство святого народа (Исх. 19,4-6). Это не был декрет о спасении прежде всего и в первую очередь, но это был декрет о внешнем положении и преимуществах. Это внешнее положение и преимущества должны были, с помощью святого закона и с помощью наставлений Божиих, привести их к спасению и к правильному служению. В последнем же это была торжественная ответственность быть в духовное благословение для окружающих народов (Быт.12,2).

Однако Израиль жалким образом не оправдал доверия Бога. Бог ожидал благородных виноградных гроздьев, а народ принес Ему только дикие ягоды. Действительно, они скверно поступали и даже убивали представителей Божиих, которые требовали от народа духовных плодов. В результате, Царство временно отошло от них, как от народа (Матф.21,33-43). Естественные природные ветви были отсечены, а вместо них привиты к стволу язычники, ветви дикой маслины (Рим. 11,11-22). Однако наступит день, когда Бог опять привьет природные ветви (Рим. 11,2 3-27); см. Иез.37,1-23; Ос.2,14-23). А между тем, даже доныне существует остаток в соответствии с избранием благодати (Рим.11,1-10). Все эти детали охвачены в первоначальном декрете Божием.

3. Основание и миссия Церкви. Уже от вечности Бог реши основать и созидать Церковь, хотя факт этот не был вполне открыт до времени Иисуса и Апостолов… Тот факт, что Иисус возвестил, что Он будет созидать Свою Церковь (Матф. 16,18), указывает, чти Церковь еще не существовала в то время. Павел, в свою очередь, говорит, что хотя Церковь и была включена в вечные цели Божии. природа ее все же не была вполне открыта вплоть до его днем (Ефес.3,1-13). Церковь не является исправленным, улучшенным иудаизмом (Матф.9,14-17), а совершенно новым творением. Имен но в Церкви Бог сотворил из двух, из иудея и язычника, одною нового человека (Ефес.2,11-15). Нынешняя цель Божия заключает ся в призыве народа из язычников и остатков Израиля, согласно избранию благодати, ради Его имени. (Д.Ап. 15,13-18; Рим.11,1 и 30 и далее). Дух Святой и Церковь являются средствами, с по мощью которых Он пытается достичь эту цель (Матф.28,19 и далее; Д.Ап.1,8). Когда эта цель будет достигнута, тогда опять придет Христос, тогда Он опять возьмет Свой народ к Себе (Иоан.14,3; Рим. 1,25; 1 Фесе.4,16-18), тогда Он представит Цер ковь Себе (Ефес.5,25-27) и возвратится, чтобы благословить пасти Израиля (Зах.12,10; 13,1; Рим.П,25-27).

4. Окончательный триумф Божий. Бог решил отдать все царства мира Христу (Пс.2,6-9; Дан. 7,13 и далее; Лук.1,31-33; Откр. 11,15; 19,11-20). В связи с тем, что Он будет опять господ ствовать над этими царствами, совершится «возрождение» природы (Матф.19,27-30; Рим.8,19-22; см. Ис.35,1-10). Господство Его будет отличаться миром и праведностью (Пс.2,8 и далее; 71,1-19; Ис.9,6 и далее). Первая фаза триумфа Божиего на земле составит период в тысячу лет (Откр.20,1-6). После последнего мятежасатаны и суда великого белого престола (Откр.20,7-15) наступят новые небеса, новая земля и новый Иерусалим (Откр.21,1-22,5). Тогда Христос возвратит царство Богу и Триединый Бог, Отец, Сын и Дух Святой будут царствовать во веки веков (1 Коринф. 15,23- 28). Все эти вещи решены были Богом, и они совершатся самым несомненным образом.