11. Дела Божии: творение

I. Определение творения

Выражение «творить» употребляется в Писаниях в двух смыслах: в смысле непосредственного творения и в смысле опосредованного творения.

Непосредственное творение является свободным актом триединого Бога, посредством Которого в начале и для Его собственной лавы, без использования предварительно существовавших материалов или вторичных причин Он призвал к существованию непосредственно и мгновенно всю видимую и невидимую вселенную.

Следовательно, непосредственное творение явилось свободным актом Божиим в противовес всем пантеистическим представлениям b необходимом творении; это был акт, в котором участвовала вся Троица, включая в равной мере Отца, Сына и Духа Святого; это был первый акт Божий ад-экстра; он совершен был для славы Божией; это не было преобразование прежде существовавших материалов, это был, все охватывающий в своей сфере акт, заключающий не только все материальное существование, но и все нематериальное существование.

С другой стороны, опосредованное творение — это те акты Божий, которые тоже называются «творением», но которые не создавали вещей экс-нихило (из ничего); они, наоборот, формировали, усваивали, сочетали или преобразовывали существующие материалы.

Сам Бог может непосредственно формировать, усваивать, сочетать или преобразовывать существующие материалы, или же Он может делать это косвенно, приводя в действие вторичные причины.

Ходж говорит, сравнивая непосредственное и опосредованное творение: «Одно было мгновенным, другое — постепенным; одно исключает идею о каком-либо предварительном существовании субстанции и сотрудничестве, а второе допускает и заключает в себе обе эти идеи. Нет очевидных оснований для этого различия в Моисеевом повествовании о сотворении» (Ходж, «Систематическое богословие», т.1, стр.556). «Выражение «непосредственное творение», вероятно, должно ограничиваться утверждением Быт. 1,1, а также другими подобными утверждениями, касающимися тех же событий.

II. Доказательство доктрины о творении

С древних времен человек пытался решить «загадку» вселенной. Он всегда задавался вопросом: всегда ли существовала вселенная или было у нее начало. Но если у нее нет начала, то как же тогда она начала существовать? Простое знание или простой разум не могут решить этой загадки. Наука может пытаться найти ответ на проблему о происхождении, но так как она вынуждена трудиться в сфере эмпирического познания, то изучение происхождения и первопричин, естественно находится вне ее сферы. И философия не в состоянии предложить соответствующего решения этой проблемы. Она либо отрицает творение, либо объясняет его таким образом, что фактически отрицает его. Решение вопросов происхождения должно исходить из Писания и должно приниматься верою (Евр. 11,3). Писание говорит о том, как и почему возникло духовное существование.

А. Моисеево повествование о сотворении

Оно излагается в книге Бытие в гл. 1 и 2. Писание повествует о непосредственном и опосредованном творении, сотворении человека и вселенной.

L Непосредственное сотворение вселенной.Вступительное утверждение Библии заявляет: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1,1). В соответствии с этими словами, вселенная не вечна, не создана из существовавших прежде материалов, не возникла по необходимости, а обязана своим существованием непосредственному творческому акту Божиему. Она сотворена была «экс-нихило», т.е. из ничего.

Доктрина о творении «экс-ни хило» не покоится на употреблении еврейского слова «бара» и греческого слова «ктизеин», потому что по временам их употребляли взаимозаменяемыми словами «асах» и «поиеин». Таким образом сказано, что Бог «сотворил» и «создал» мир» (Быт. 1,1; Не ем. 9,6; Колос. 1,16 и далее). Однако, совершенно верно, что в Быт. 1,1 и 2,3 и далее слово это означает «творить из ничего». Дэвис объясняет эту мысль:

«Глагол «бара» (творить) выражает лучше, нежели какой-либо другой глагол идею об абсолютном сотворении из экс-нихило. Корень этого глагола употребляется исключительно в Ветхом Завете для определения деятельности Божией. Предметом этого глагола никогда не бывает человек. Сказано, например, что Бог сотворил «ветер» (Ам.4,13), «чистое сердце» (Пс.50,10), а также «новую землю и новое небо» (Ис.65,17). Быт. 1 настойчиво говорит о трех великих началах, каждое из которых было положено Богом (см. 1,1; 1,21;1,27)… Творческий акт Божий отражен в ст. 1, а потому он исключает наличие всякого, прежде существовавшего материала, а потому суверенный и всемогущий Бог сотворил небо и землю из ничего» (Дэвис, «Рай в узах», стр.40-41).

2. Опосредствованное творение нынешней вселенной. Была ли это сознательная неполнота в первоначальном акте творения или какая-то особая катастрофа произошла с этим первоначальным творением, но в Быт. 1,2 сказано, что «Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездной». А затем уже последовало образование нынешнего порядка. Конечно, в связи с этим возникают определенные проблемы.

а). Было ли сотворение непосредственным, опосредованным или сочетанием одного и другого? Некоторые ограничивают непосредственное сотворение актом, описанным в ст. 1, а остальную часть главы рассматривают уже в качестве опосредованного творения. Другие же усматривают во всей главе сочетание непосредственного и опосредствованного творения. Солнце можно отнести к первоначальному творению, а вот свет (ст.3-5) мог произойти от солнца. Зародыши растительной жизни могли сочетаться в живых и продолжать свое существование, исходя из первоначального состояния, так что Богу было необходимо просто повелеть земле произвести «зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его» (ст. 11)». Однако, более вероятно, что Бог непосредственно сотворил растительный мир. В главе 2,19 читаем: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных». А это слово как будто говорит об опосредствованном сотворении всех животных, рыб, птиц, рептилий и т.д. (1,20-25), хотя, несомненно, животная жизнь была сотворена непосредственно Богом. Далее мы получаем вполне определенную информацию: «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт.2,7). А это свидетельство того, что Бог творил опосредствованно, как того требовало тело человека. Хотя человек и животные сотворены из праха и в прах обратятся, душа человека, несомненно, сотворена была непосредственно Богом.

б). Что же следует отнести к непосредственному творению Божиему? Конечно, не только небеса, но и ангельских обитателей небес (Иов 36,7; Неем. 10,6) и не только землю, но и воды, газы земли (Ис.42,5; Колос. 1,16; Откр.4,11). Некоторые предполагали, что весьма возможно, что некоторые из ангельских существ, находившихся под водительством того, кто обратился в сатану, предназначались для этой цели (см. Лук.4,5-8). Это весьма правдоподобное предположение, однако в Писании нет положительного подтверждения ему, если не толковать соответственно (Иез.28,12-19; см. Ис.9,14).

в). Представляет ли Быт. 1,2 первоначальное состояние земли или состояние ее после какого-то страшного катаклизма? На этот вопрос можно ответить трояким образом: (1) теория восстановления или теория пролома предполагает, что после первоначального сотворения земли (ст. 1) пал сатана на землю в результате суда Божиего (ст.2). А потому все то, что совершено было в течение шести последующих дней, оказалось фактическим воссозданием земли. Этот взгляд подтверждается словом «была» (ст.2), которое лучше было бы в таком случае перевести словом «стала». В пользу этого взгляда свидетельствует также и образ бесформенности, пустоты и тьмы, который, в основном, является образом судов Божи-их, потому что Бог не мог сотворить землю в таком виде (Ис.34,11; 45,18; Иер.4,23; 1 Иоан.1,5). Далее, это предположение предусматривает какое-то время, в которое могло совершиться падение сатаны (Ис.14,9-14; Иез.28,12-19).

(2) Другой взгляд усматривает известный пролом, который мог совершиться еще до Быт. 1,1, т.е. до тех стихов, которые говорят о воссоздании. Во свете этого взгляда ст. 1 является суммарным ут верждением того, что последовало, как ст.2,1 обобщает все то, что последовало. Стих 2 является указанием на суды Божий, но как и почему совершились эти суды — все это окутано тайной. Действи тельно, весьма вероятно, что падение сатаны могло быть этой причиной. Именно в свете этого взгляда Моисей излагает порядок нынешнего творения, потому что он совсем не озабочен вопросом первоначального творения или тем, что явилось причиной судов Божиих (см. Вальтекс, «Творение и хаос»).

(3) Может быть, самый распространенный взгляд тот, который толкует ст. 2, представляя вселенную в состоянии незавершенности. Указав на то, что вселенная была еще незавершенной, Моисей продолжает говорить о том, как она превращалась в обитаемое для человека место. Образ бесформенности, пустоты и тьмы не обяза тельно является описанием судов Божиих, это скорее образ незавершенности, а сотворенная Богом земля предназначалась для оби тания (Ис. 45,18). Этот взгляд не допускает пролома между стиха ми 1 и 2, ни творения, которое предшествовало бы стиху 1. Поскольку падение сатаны уже совершилось, история уже не бес покоится о нем, хотя, и это вполне очевидно, что это падение должно было совершиться до гл.3,1 (см.Леупольд, «ТолкованиеБытия», т. 1, стр.42-47).

г). Следует ли считать шесть творческих дней, как шесть относительных дней, как шесть периодов времени или как шесть буквальных дней?(1) Некоторые утверждают, что Моисей получил откровение о сотворении в течение шести дней. В силу этого взгляда — это обычные дни жизни Моисея, но не дни творения. «Творение открыто было в течение шести дней, но оно не совершилось в течение этих дней» (Рамм, «Христианский взгляд на науку и Писание», стр.222). Однако такому взгляду противоречит такой стих, как Исх.20,11: «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, и море и все, что в них; в день седьмый почил».

(2) Находятся, однако, и такие, которые считают, что эти дни продолжительные эры времени. Это теория о дне-веке. Бесспорно, i пределах этого положения существуют различные вариации, однако, первоначальный взгляд таков, что Бог сотворил физическую вселенную и жизнь на ней, а затем уже направил эволюционный процесс в продолжение эонов времени. Это положение, которое часто называют теистической эволюцией, предполагает наличие геологических веков, эволюционных процессов, активного вмешательства Бога-Творца. Некоторые усовершают эту теорию, превращая гс в то, что известно нам в качестве преддверия к эволюции, которое утверждает, что Бог вступил в какой-то ключевой момент и эволюционный процесс и сотворил нечто новое. Этот взгляд отвергает макроэволюцию и принимает микроэволюцию, т.е. соглашается с тем, что действительно возможно «широкое и разнообразное изменение внутри родов», первоначально сотворенных Богом (Карнелл, «Введение в христианскую апологетику», стр.238). А потому и сам человек рассматривается, как особый творческий акт Гюжий. Подобным подходом к предварительной эволюции, который не обязательно гармонически сочетается с днем-веком, является прогрессивный креационизм. Бог Своим указом сотворил бесформенную материю, а уже потом, посредством пребывающего в ней Своего Духа формировал и направлял творческий процесс согласно Своему предопределенному плану. Это значит, что Бог взял в руки грубую материю и начал формировать из нее законченные продукты. Для этого, безусловно, потребовалось несколько актов указа о сотворении, как использование, установленных Им, естественных и конов (касательно более полного объяснения теории прогрессивного креационизма см. Рамм, «Христианский взгляд на науку и Писание», стр.112 и 271).

Наконец, многие толкуют эти шесть дней, считая их буквальными днями. Но что же все-таки обозначает выражение «день»? Оно употребляется в Библии различными способами: дневной свет следует отличать от тьмы (Быт. 1,5 и 16 и 18), дневной свет и тьма в сочетании (Быт. 1,5) образуют шесть творческих дней (Быт.2,4), но мни образуют и такие неопределенные периоды, как «день погибели» (Втор.32,35), «день гнева» (Иов.21,30), «день спасения» (2 Кор.6,2) и «день Господень» (Ам.5,18). Иногда слово «день» вменяется словом «время» (Быт.26,8; 38,12), например, «время нойны» (1 Цар. 13,2 2). Казуальное чтение Быт. 1 будет наводить нас на мысль, что здесь речь о буквальном дне, состоящем из 2 4-х часов. В пользу этого мнения можно предложить несколько аргументов: упоминание о вечере и утре, сказанное в Исх.20,11, появление солнца и луны для управления днем и ночью, взаимосвязь сотворенной вселенной (могла ли бы существовать трава в течение продолжительных периодов без солнца?) и употребление числительных перед словом «день». По-видимому, продолжительные геологические эпохи и являются проблемой, сопряженной с этим последним положением. Предлагалось в свое время несколько решений этой проблемы: считали, что всемирный потоп оказал огромнейшее воздействие на топографию земли; существуют Также и огромнейшие интервалы в ранних генеалогиях Бытия, а потому считают, что сотворение совершилось гораздо более, нежели за 4000 лет до Р.Хр., и так как Бог сотворил человека с появлением века, так мог Он и сотворить землю с появлением века.

д). Каков век земли? Существует несколько взглядов. (1) Различные теории предлагаются на обсуждение нетеистическими учеными. Некоторые усматривают происхождение вселенной во взрыве первобытного атома, который уже присутствовал во вселенной, другие же предполагают гипотезу о том, что вселенная является постоянно продолжающимся состоянием прогресса и регресса. В пределах этой вселенной и образовалась земля из первоначальной массы пыли и газа, приблизительно десять миллиардов лет тому назад. Однако, датировка возраста земли в соответствии с мирскими научными методами является очень неточной. Один ученый признается: «В среднем «возраст» земли удваивается каждые пятнадцать лет в течение трех последних столетий, а в течение последнего столетия, может быть, это удваивание происходило скорее» (Уиплл, «История солнечной системы» в «Событиях истории земли», стр.101).

Стандартная геологическая таблица, которой пользуются геологи для определения возраста земных формаций, была составлена на изучении окаменелостей, содержащихся в различных горных породах различных формаций и напластовываний (Палеонтология). Эта таблица предлагает нам перечень следующих эр: докембрийская эра (3,5 миллиона и более лет), палеозойская эра (2,7-3,5 миллиона лет), мезозойская эра (1600-2700 тысяч лет) и кайнозойская эра (нынешняя — 135 миллионов лет). Самые ранние формы жизни обнаружены в докембрийской эре.

В настоящее время пользуются самыми различными родами методов датировки. Один из методов состоит в измерении ежегодного прироста натрия в океане, по этим измерениям, возраст океана достигает приблизительно 100 миллионов лет. Другой метод измеряет геологическое время с помощью изучения распада радиоактивных элементов, таких, как уран, калий и рубидий. В соответствии с этим методом, возраст некоторых метеоритов составляет 4700 миллионов лет. Возраст некоторых земных минералов равен 3500 миллионов лет. Один из методов датировки пользуется радиоактивным углеродом.

«Теория датировки с помощью радиоактивного углерода состоит в следующем: коэффициент углерода в большинстве живой материи фактически совпадает с коэффициентом двуокиси углерода в воздухе. Когда организм умирает, он не поглощает более радиоактивного углерода из воздуха, так что коэффициент радиоактивного углерода по отношению к устойчивым изотопам С и С, которые сопровождают его в клетках организма, начинает убывать. А потому сравнение коэффициента радиоактивного углерода по отношению к устойчивым изотопам углерода в мертвом организме с коэффициентом его в атмосфере является, таким образом, мерой времени, истекшего после смерти организма» (Джилу ли, «Принципы геологии»,стр.116).

Однако, эти системы датировки не являются точными, потому что они усвоили однообразный взгляд на геологию, пользуясь условиями, которые доступны только в научных лабораториях. Однако, этот униморфизм не предполагает отсутствия и не отвергает присутствия личного Бога, Который действует в Своем творении.

(2) Теистическая эволюция, как она была изложена уже раньше, утверждает, что Бог направляет и контролирует эволюционные процессы от зачаточных начал и до кульминации человека. Методы датировки не отличаются от нетеистических методов, упомянутых выше. А потому теория дня-эпохи или другого подобного подхода пытается привести в гармонию геологические эры с повествованием в Бытие 1 (Юнг, «Творение и потоп»).

Наконец,(3) некоторые оценивают возраст творения приблизительно с 6 тысяч до 20 или 30 тысяч лет. После вступительного анализа Ашео (1581-1656) отнес дату сотворения к 400 4 г. до Р.Хр., однако, некоторые предполагают, что «Библия не поддерживает взгляда на время сотворения человека раньше, нежели приблизительно десять тысяч лет до Р.Хр. (Моррис, «Повествование Бытия», стр.45). Однако, существуют как будто доказательства существования первобытных культур прежде десяти тысяч лет до Р.Хр. (Дэвис, «Рай в узах», стр.31), а потому потоп следовало бы, вероятно, датировать временем приблизительно в 12000 лет до Р.Хр. Недавно появившаяся теория о сотворении в промежуток от 10 до 20 тысяч лет представляется более устойчивой и более соответствующей грамматически-историческим методам толкования, нежели прежние методы в миллионы лет.

Заслуживает внимания и теория интервалов. Если, как предполагают многие, Быт. 1,2 и далее является делом повторного создания, то дата первоначального сотворения действительно может быть весьма ранней или поздней. Однако, период, существовавший между начальным сотворением и повторным, неизвестен нам. Некоторые предполагают, что это был короткий период времени. Если сотворение или повторное сотворение является недавним делом и если буквальная интерпретация Писания одобряет этот взгляд, тогда интерпретацию, опирающуюся, на продолжительные геологические эпохи и стандартную геологическую таблицу, следует подвергнуть сомнениям. Каков же будет ответ на астрономическую протяженность времени, необходимого для формирования земли? Как уже предполагалось раньше, ответы следовало искать в зрелом креационизме, геологии потопа или в пробелах генеалогии Бытия.

Тот факт, что Адам был сотворен вполне взрослым, представляется вполне очевидным из Быт. 2. Вот поэтому, по крайней мере, в сотворении Адама мы наблюдаем появление века. Нельзя ли поэтому предположить, что и у всего творения Божиего появляется появление века, учитывая, скажем, окаменелости? Далее Библия говорит о всемирном потопе, о таком катаклизмическом событии, которое должно обладать далеко простирающимися воздействиями на топографию земли. Заметим также, что изучение различных Библейских генеалогий свидетельствует о том, что они не полны, что в них имеются пробелы. Обобщая все эти три положения, можно придти к выводу, что сотворение следует отнести к эпохе ранее 4000 лет до Р.Хр., а потому у нас одновременно не окажется потребности в миллионах лет. Доктрина о сотворении — это доктрина веры (Евр. 11,3). Поэтому Библейское повествование должно восприниматься в качестве окончательного авторитета.

Б. Другие Библейские доказательства, касающиеся сотворения

Имеется и много других Писаний, касающихся учений о сотворении. Некоторые из них говорят о первоначальном сотворении неба и земли (Ис.40,26; 4 5,18). Большое число из них говорит о том, что Бог сотворил всех людей (Пс.101,18; 138,16-17; Ис.43,1-7; 54,16; Иез.21,30). Многие представляют Бога, как Творца неба и земли и всего, существующего на них (Ис.4 5,12; Д.Ап. 17,24; Рим. 11,36; Ефес.3,9; Откр.4,11). Как и в Быт. 1, Бог представлен творящим с помощью Своего Духа (Пс. 103,30), Своего Сына (Иоан. 1,3; Колос. 1,16) и Своего Слова (Пс. 147,5).

Многие философы отрицают доктрину о сотворении и предлагают свои теории о происхождении вселенной. Атеизм, который отвергает существование Бога, должен или превратить материю в нсчную или найти другие какие-то естественные причины. Дуализм строит свою теорию на существовании двух вечных принципов, одного доброго, а второго злого, на существовании двух вечных существ, Бога и сатаны или Бога и материи. Пантеизм превращает творение в часть Божества. Агностицизм утверждает, что никто не может знать что-либо о Боге или об Его творении. Христианство утверждает, что сотворение совершилось благодаря суверенной воле и действиям бесконечного Бога, Который, хотя и является имманентным в Своем творении, Он все же превосходит Свое творение.

III. Цель Божия в творении

Тот же мотив, который побудил Бога сформулировать Свои цели и декреты, побудил Его также осуществить их. Это значит, что Он сотворил все для Своей собственной славы. Во-первых и прежде всего, Он сотворил все, чтобы проявить Свою славу. Писание так и говорит: «Господи Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес» (Пс.8). «Небеса проповедуют Славу Божию» (Пс. 18,2). «И явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие» (Ис.40,5; см.Иез. 1,28; Лук.2,9; Д.Ап.7,2; 1 Коринф.4,6).

Во-вторых, Он сотворил все, чтобы принять славу. Библия повелевает: «Воздайте Господу славу имени Его» (1 Пар. 16,29). «Воздайте Господу, сыны Божий, воздайте Господу славу и честь. Воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его» (Пс.28,1-2). «Воздайте славу Господу, Богу вашему» (Иер. 13,16). Ответственность Церкви тоже заключается в прославлении Бога (Рим. 15,6 и 9; 1 Коринф.6,20; 2 Ко-ринф.1,20; 1 Пет.4,16).

Вселенная является делом рук Божиих, а потому и цель ее — показать Его славу. Вот поэтому правильно было бы изучать ее, чтобы увидеть Его славу. Было бы правильно также сделать все, что можно, чтобы умножить Его славу. Ответы на наши молитвы, естественно, приводят нас к тому, чтобы воздать славу Богу; к этому и приводит нас изучение оснований и предостережений Божиих, дарованных Его народу. Действительно, как и Павел убеждает нас, «Едите ли, или (иное) что делаете, все делаете во славу Божию» (1 Коринф. 10,31).