12. Дела Божии: Его суверенное господство

Показав, что все находит свое происхождение в декретах или целях Божиих и что Бог сотворил всю материальную или нематериальную вселенную» мы приступаем далее к размышлениям над вопросом о господстве во вселенной.

Бог» как Творец всего видимого и невидимого» как Хозяин всего, обладает абсолютным правом господствовать над всем (Матф.20»15; Рим.9,20 и далее). Он и пользуется этой властью во вселенной. Ходж пишет:

«Если Бог есть Дух, а потому и Личность бесконечная, вечная и неизменная в Своем существовании и совершенствах, если Он является Творцом и Хранителем вселенной, Он и обладает правом на абсолютную суверенность… Эта суверенность Бога является основанием мира и доверия для Его народа. Они радуются, что Господь Бог царствует всемогущим образом, что ни потребности их, ни случайности их, ни безумие человека, ни злоба сатаны не могут контролировать последовательности событий и исхода их». (Ходж, «Систематическое богословие», т.1, стр.440-441).

Писания постоянно учат тому, что Бог суверенным образом господствует во вселенной:

«Твое, Господи, величие и могущество, и слава и победа и все, что на небе и на земле Твое; Твое» Господи, царство, и Ты превыше всего» (1 Парал.21,11)- «Бог наш на небесах творит все» что хочет» (По 113,11). «Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных? Скажет ли глина горшечнику: «Что ты делаешь?» и твое дело скажет ли о тебе: «У него нет рук?» Ис.4 5,9. «Ибо вот, все души мои: как душа отца, так и душа сына — Мои; душа согрешающая — та умрет» (Иез. 18,4). «И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «Что Ты сделал?» (Дан.4,32). «Разве я не властен в Своем делать, что хочу?» (Матф.20,15; Рим.9,14-21; 11,36; Ефес.1,11; 1 Тим.6,15 и далее; Откр.4,11). Итак, суверенность Божия обобщает в себе сохранение и провидение.

I. Учение о сохранении

А. Определение сохранения

Под сохранением мы подразумеваем, что Бог, действуя суверен-иым образом и постоянно, утверждает о существовании все, что Он сотворил вместе со свойствами и силами Его. Это определение утверждает, что сохранение следует отличать от акта творения, потому что сохранять можно только то, что уже существует, а объективное творение не является самосуществующим и самосохраняющимся; кроме того, сохранение не является просто удерживанием от разрушения и гибели того, что было сотворено, но постоянным воздействием Бога теми средствами, с помощью которых Он утверждает в существовании все то, что Он сотворил.

Б. Доказательство учения о сохранении

Доктрина о сохранении может быть доказана разумом и Писаниями. Материя не содержит в себе причины своего существования. Она во всех отношениях условна, зависима и изменяема; она не является самосуществующей и самосохраняющейся. Ни одна из сил не является самосуществующей и самосохраняющейся и самообновляющейся, потому что всегда и везде сила зависит от существования воли, которая оказывает влияние и которая поддерживает. С другой стороны, Бог не был бы абсолютно суверенным, если бы во всем могло что-то случиться или существовать независимо от Его воли и силы.

Писание учит, что, хотя Бог и почил после того, как завершил дело творения и установил порядок естественных сил, Он все же продолжает Свою деятельность, поддерживая вселенную и ее силы. Христос является посредником в деле сохранения, как и был посредником в деле сотворения. Некоторые места Писания говорят об Его сохраняющей деятельности исчерпывающим образом. Например, «Ты Господи, един Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются» (Не-ем.9,6). «И Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Колос. 1,17). «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей…» (Евр.1,3). Другие места Писания упоминают об определенных вещах, которые Он хранит. Он хранит одушевленное и неодушевленное творение. «Человеков и скотов хранишь ты, Господи» (Пс.35,7). «Сокроешь лицо Твое — мятутся, отнимешь дух их — умирают, и в персть свою возвращаются» (Пс. 103,29). «Он сохранил душе нашей жизнь и ноге нашей не дал поколебаться» (Пс.65,9). «Ибо мы Им живем и движемся и существуем»(Д.Ап.17,28). Бог хранит также и святых Своих: «Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих» (Притч.2,8). Ибо Господь любит правду, и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; и потомство нечестивых истребится» (Пс.36,28). «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей» (Иоан.10,28).

В. Метод сохранения

Хотя все теисты согласны будут, что Бог тем или иным путемхранит то, что Он сотворил, однако, не все они будут согласны относительно пути и способа, посредством которых Он делает это. Фактически две теории, которые в свое время были выдвинуты, отрицают доктрину о сохранении.

1. Деистическая теория. Деизм толкует сохранение в выражени ях естественного закона. Он утверждает, что Бог сотворил вселен ную, но одарил ее теми силами, которых достаточно, чтобы сохранить ее существование. Вселенная, таким образом, является огромным самосохраняющимся механизмом, а Бог является простым наблюдателем мира и его действий, не проявляя никаких прямыхвоздействий для того, чтобы сохранить и поддержать его. Однако, это ошибочное предположение, потому что где найти ту машину, которая могла бы поддерживать и сохранять самое себя? Далее, есть те доказательства, которые свидетельствуют, что Бог не отвра тился от вселенной. Христианин верит, что мы имеем особое откровение от Бога в Библии, что Бог воплотился в Иисусе Христе посредством чудотворного рождения, что возрождение является сверхъестественным делом Божиим в сердце человека, что Бог отвечает на молитвы и что Он порою чудотворным образом вмешивается в дела мира. А потому, с христианской точки зрения, эта теория представляется весьма неудовлетворительной.

2, Теория продолжающегося творения. Эта теория охватывает собою и сотворение и создание и сохранение. Деистический взгляд утверждает, что все поддерживается естественным законом; этот взгляд утверждает, что время от времени Бог создает вселенную вместе с тем, что в ней. Он основывается на концепции, что вся сила является Божественной волей в непосредственном проявлении. Она не оставляет места человеческой воле, а представляет его косвенным проявлениям Божественной воли в форме естественного закона. Такая теория непременно приведет к пантеизму. Ошибочность этой теории состоит в следующем: (1) Она превращает в регулярную деятельность в природе в повторении сотворения, а не в косвенные проявления силы Божьей; (2) Она превращает Бога в автора греха, превращая всю волю в Его волю; (3) Она отрицает, что человек является реальным, самоопределяющимся нравственным представителем;(4) Она отрицает всякую нравственную ответственность.

3. Теория согласия. Эта теория является Библейским подходом. Она утверждает, что Бог сообща действует во всех проявлениях материи и ума. Хотя воля Божия не является единственной силой во вселенной, однако, без Его согласия никакая сила и никакой человек не могут действовать и продолжать свое существование (Д.Ап.17,28; 1 Коринф. 12,6). Сила Его проникает в человека, не разрушая его и не поглощая его. Люди сохраняют свои естественные силы и проявляют их. Однако очевидно и то, что, хотя Бог и хранит душу и тело в их проявлениях, Он допускает также акты зла, творимые Его созданиями, единственно, если они являются естественными актами, а не потому, что они являются злом. Иначе, в скверных действиях Бог допускает проявление только естественной силы, а скверное направление этих сил осуществляется исключительно человеком. Явная ненависть Бога ко греху доказывает, что Он не является причиной человеческих злодеяний. «Не делайте этого мерзкого дела, которое Я ненавижу» (Иер.44,4). «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает», — потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью» (Иак. 1,13 и далее; см. Аввак. 1,13).

II. Доктрина о провидении

Христианский взгляд утверждает, что Бог не только сотворил вселенную вместе с ее свойствами и силами, и что Он не только хранит все, что Он сотворил, но Он к тому же является еще и святым и благожелательным, благотворительным, мудрым и всемогущим Существом, Которое проявляет суверенный контроль над ним. Этот суверенный контроль и называют провидением.

А. Определение провидения

В этимологическом смысле слово «провидение» означает предвидение. Исходя из этой основной идеи и развилось значение провидения будущего. Однако, в богословии слово это произвело более специализированное значение. В этой области «провидение» означает ту постоянную деятельность Бога, посредством которой Он производит все события в физической, душевной и нравственной областях ради Своей цели и эта цель недалека от первоначального назначения Божиего в творении. Конечно, зло вторглось во вселенную, однако, ему не попускается расстраивать первоначальную благожелательную мудрую и святую цель Божию.

Б. Доказательство этой доктрины

1. Природа Бога и вселенной. Так как Бог не является только мнимым существом, бесконечным в Своей мудрости, благости и силе, но Он является еще также и Творцом и, следовательно, Хозяином вселенной, то можно ожидать, что Он Сам будет управ лять Своим творением. Можно ожидать, что, как мудрый Бог, Он будет действовать рационально и можно также ожидать, что, как благой Бог, Он положит Себе на сердце интересы Своих созданий, а как всемогущий Бог — Он проявит способность осуществить все Свои цели. Христианин основывает свою уверенность в окончательном торжестве правды и добра, и отчасти, на своем понимании природы Божией.

В качестве практического доказательства веры в то, что Бог осуществляет суверенное господство над Своим творением, обратим внимание, что вселенная повсюду обнаруживает доказательства разумности и контроля, хотя эта разумность и содержится в самой материи. Средства соответствуют цели и в видимом и в невидимом мирах. Мы видим, что одно царство соответствует другому и что солнечная система соответствует нашему миру, как единое целое. Это доказательство разумности и контроля обнаруживается также и в конституции человека. Наше чувство зависимости заключает в себе идею не только нашего происхождения от Него, но и нашего продолжающегося существования. Он сохраняет жизнь нашей душе; когда же Он лишает нас дыхания, мы умираем. Это же самое мы можем сказать и в отношении нашего чувства ответственности. Оно утверждает, что Бог обладает правом устанавливать законы нравственного поведения, что Ему известно о наших путях и что Он наградит праведность и накажет беззаконие. Иначе, сама вселенная свидетельствует о суверенном господстве Божием над ней.

2. Учение Писания. Писание больше говорит о действиях провидения, о Божиих действиях в провидении, нежели о Его действиях в творении. Оно свидетельствует о том, что Бог проявляет суверенное господство над всей физической вселенной, над растительным и животным мирами, над всеми народами земли, над каждым человеком в отдельности.

а). О физической вселенной. Писание говорит, что Бог контролирует всю физическую вселенную. Сияние солнца (Матф.5,45), ветер (Пс.146,18), молния (Иов 38,25-35), дождь (Иов 38,26; Матф. 5,45), гром (1 Цар. 7,10), воды (Пс.146,18), град (Пс.147,8), лед (Иов.37,10), снег (Иов 37,61; 38,22) и мороз (Пс.146,18) — все является предметами Его притязаний. Небесные тела, как солнце (Матф.5,45) и звезды (Иов 38,31-33), повинуются Его воле. По Его повелению перемещаются горы (Иов 9,5), колеблется земля (Иов 9,6) и почва дает нам свои плоды (Д.Ап.14,17). Он пользуется благодетельными стихиями, как выражением Своей благости и любви, а разрушительными — как инструментом дисциплины и наказания. Людям поэтому необходимо смиряться во времена физических посещений и молиться Тому, во власти Которого все стихии.

б). О растительном и животном мирах. Всякое живое творение находится в руке Божией (Иов 12,10). Бог заботится о нем и контролирует все растения (Ионы 4,6; Матф.6,28-30), всех птиц (Матф.6,26; 10,29), всех животных (Пс.103,21 и 27 и далее; 146,9) и всех рыб (Ионы 1,17; Матф.17,27).

в). О народах земли. Бог управляет всеми народами (Пс.21,28). Он умножает и губит их (Иов 12,23), наблюдает за ними и судит их (Пс.65,7; 74,7), поставляет и низлагает правителей (Дан. 2,37-39; 4,25), полагает пределы народам (Д.Ап. 17,26), пользуется народами и правителями для осуществления Своей воли (Ис.7,20; 10,5-15; 45,1-4).«Нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13,1).

г). О всех областях существования каждого человека. (1) Бог управляет рождением, жизнью и смертью людей. Бог активно трудится еще до рождения человека (Пс. 138,16; Иер,1,5) и осуществляет Свои цели в жизни человека (1 Цар. 16,1; Гал.1,15 и далее). Вот почему человек признает или не признает Бога (Ис.45,5; Есф. 4,14). Бог предусматривает все для нужд человека (Матф.5,4 5; 6,25-32; Д.Ап.14,17) и определяет время и обстоятельства смерти человека (Втор.32,49 и далее; Иоан.21,19; 2 Тим.4,6-8). (2) Бог бодрствует над успехами и неудачами людей (Пс.74,7), низлагает князей и возвышает низких (Лук. 1,52), обогащает и объединяет (1 Цар.2,6-8). Он участвует в любом мыслительном процессе человека (Притч.21,1). (3) Бог видит и самые обыденные обстоятельства. Он озабочен воробьями. Он считает волосы на голове нашей (Матф.10,29 и далее). Он определяет путь падения жребия (Притч. 16,33). Он посылает сон или лишает его (Есф.6,1). (4) Он помышляет о нуждах народа Своего. Он заботится об избранных Своих (1 Петра 5,7), подает им безопасность (Пс.4,8), защищает их (Пс.120,3), посылает им блага (Пс.5,12), поддерживает их (Пс. 62,8), удовлетворяет нужды их (Филип. 4,19); в общем, Он делает все необходимое для блага любящих Его (Рим.8,28). «Ибо от века не слыхали, не внимали ухом и никакой глаз не видел другого Бога, кроме Тебя, Который столько сделал бы для надеющихся на Него» (Ис.64,4). (5) Господь решает судьбу спасенных и неспасенных. Верующего он проводит через эту жизнь к славе (Пс.72,24), и, хотя он падает порой, Господь поддерживает его (Пс.36,23 и далее), а нечестивого постигает суд от Господа (Пс, 10,6). (6) Бог наблюдает за свободными действиями человека. Бог воздействовал на сердце египтян, чтобы они выполнили Его повеления (Исх. 12,36), равным образом Он возле и ствовал и на сердце Давида (1 Цар.24,18), Артаксеркс.! (Ездр.7,27), верующего (Фил.2.13), царя (Притч.21,1) и всех людей (Иер. 10,23). «Человеку принадлежат предложения сердца. но от Господа ответ языка» (Притч. 16,1).

Как же все-таки грешные люди могут участвовать в программе суверенного господства Божиего? Неужели Богу необходим грех? Некоторые случаи как будто подтверждают эту мысль. Бог ожесточил сердце фараона (Исх. 10,27); Давид исчислил Израиля, и это был грех, однако, Господь побудил его к этому делу (2 Цар.24,1;1 Пар.21,1); Бог оставляет грешника, чтобы тот больше грешил (Рим. 1,24-28); Он заключил всех в непослушание (Рим.11,32), л во время скорби Бог пошлет обольщающее влияние, так что неверующие будут верить лжи (2 Фесе.2,11). Но если Бог не является автором греха (Аввак.1,13; Иак.1,13; 1 Иоан.1,5; 2,16), как объяснить все эти случаи? Как относится Бог к грешным действиям человека? На этот вопрос можно ответить четырьмя способами. (1) Бог очень часто удерживает человека от греха, который он намеревается совершить. Это, так называемое, «предотвращающее провидение». Бог сказал Авимелеху: «Я… удержал тебя от греха предо Мною; потому и не допустил тебя прикоснуться к ней» (Быт.20,6). Давид молился: «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисть и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною» (Пс.18,13-14; см. Матф.6,13). Бог обещал верующему, что не допустит ему быть искушаемым сверх сил (1 Коринф. 10,13). (2) Однако, вместо активного удерживания человека от зла Бог иногда попускает ему войти в его русло. Это, так называемое, «допускающее провидение». У пророка Осии 4,17 Бог говорит: «Привязался к идолам Ефрем; оставь его». Бог «попустил всем народам ходить своими путями» (Д.Ап.4,17; см.2 Парал.32,31; Пс.80,12; Рим. 1,24-28). (3) Далее, Бог пользуется указывающим провидением. Он допускает зло, но направляет тот путь, которым оно совершается. Иисус сказал Иуде: «Что делаешь, делай скорее» (Иоан. 13,27). Участвовавшие в распятии Христа совершали лишь то, что Бог предопределил к свершению (Д.Ап.2,23; 4,27 и далее). Бог пользуется и гневом человека, чтобы прославлять Себя (Пс.75,10; см. Ис.10,5-15). (4) Наконец, посредством ограничительного провидения Бог полагает пределы, которых может достигать зло и его последствия. Он сказал сатане: «Вот, все, что у него в руке твоей, только на него не простирай руки твоей» (Иов 1,12; см.2,6; 1 Коринф.10,13; 2 Фесс.2,7; Откр.20,2 и далее).

Из этих размышлений совершенно ясно, что все акты зла, творимого творением, находятся под полнейшим контролем Бога. Они могут совершаться только по Его разрешению и только в той мере, в какой Он попустит им. Хотя они являются злом по своей сущности, Он понуждает их содействовать добру. Таким образом, порочное поведение братьев Иосифа, ожесточение фараона, страсть к завоеваниям у языческих народов, которые вторгались в Святую Землю и, наконец, уводили население в плен, отвержение и. распятие Христа, преследование Церкви, войны и революции в народах — все содействует целям Божиим и славе Его. Поэтому тот факт, что Бог обращает зло в добро, должен побудить Его детей уповать на Него, потому что Он силен сделать то же со злом и в нынешнем поколении.

В. Цели, к которым направлено провидение

Бог управляет миром с учетом счастья Его творения. Сатана же вложил в свое искушение Евы мысль, что Бог пытается скрыть что-то хорошее от нее и Адама (Быт.3,4 и далее), он и теперь стремится к тому, чтобы все люди поверили, что Бог именно и делает это. Павел же, напротив, говорит: «Он не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные, и исполняя пищею и веселием сердца наши» (Д.Ап.14,17). Иисус говорит, что Бог «повелевает солнцу всходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и на неправедных» (Матф.5,4 5). У Благости Его весьма важная цель — привести народ к покаянию (Рим.2,4). Бог желает благополучия Своим детям, а потому псалмопевец говорит: «Ходящих в непорочности Он не лишит благ» (Пс.83,12). А Павел говорит: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим.8,28).

Бог управляет миром с учетом душевного и нравственного развития человеческого рода. Все это заключается в образовании человечества, однако это образование не может занять места спасения. Вся система левитов обладала просветительским характером, готовила путь для выступления истинного Агнца Божиего, Который возьмет на Себя грех мира (Гал.3.24). Это душевное и нравственное развитие проявлялось различными путями в течение всех веков христианства. Оно усматривается в равноправии женщины, и в сооружении госпиталей, и в ведении образовательных систем, и в отмене рабства, и в гарантии религиозной свободы, и в развитии технологии в таких областях, как связь и транспорт и т.д. Все это гуманное развитие, но нам необходимо в конечном итоге проследить путь его и возвратиться к предопределенному Богом, управлению миром. Все достигнутое развитие обладает лишь временной ценностью и воспользоваться им можно как помощью в распространении Евангелия.

Бог управляет миром с учетом спасения и подготовки народа к тому, чтобы Он мог обладать им. Он избрал Израиля для того, чтобы Израиль был таким Его достоянием (Исх.19,5 и далее). Для этой же цели Он призвал и Церковь (Тит.2,14; 1 Пет.2,9). Воплощение Бога во Христе, искупительная смерть Христа, дар и пришествие Святого Духа, сохранение и распространение Писаний, институт Церкви и ее служение — все это устремлено к тому, чтобы помочь спасти и приготовить этот народ для Него. В самом реальном смысле, провидение Божие направлено к тому, чтобы производить и хранить святых (Ефес.3,9 и далее; 5,25-27). Совершенно ясно, что Бог дарует многие благословения и неспасенным людям ради присутствия среди них Его народа (Быт. 18,22-2 33; 4 Цар.3,13 и далее; Матф.5,13-16).

Главной целью в управлении Божием является Его собственная слава. Он управляет с той целью, чтобы проявить Свои совершенства: Свою святость и праведность, Свою силу, Свою мудрость, Свою любовь, Свою истину. Провидение Божие направлено к разоблачению этих качеств Его Существа. Его святость и праведность проявляются в Его ненависти и в Его сопротивлении греху; Его сила проявляется в деле Его творения, в сохранении, в провидении и в искуплении; Его мудрость видна в установлении целей и средств, ведущих к этим целям; Его любовь проявляется в заботах об Его творении, в особенности в предусмотрели для него спасения посредством дара Его Сына, а Его истина — в установлении законов природы и разума, а также в Его верности Его же обетованиям. Таким образом, главный предмет Его суверенного господства — это проявление Его собственной славы, как Он и Сам говорит: «Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, — ибо, какое было бы нарекание на имя Мое! Славы Моей не дам иному» (Ис.48,11).

Г. Средства, употребляемые для осуществления провидения Божиего

Во внешних делах Бог пользуется законами природы. С помощью этих законов Он установил времена года и заверил нас, что подаст нам пищу для нашего существования (Быт.8,22). С помощью их Он даровал человеку инстинкт самосохранения и чувство нравственной ответственности (Рим.1,26; 2,15). Порою Он подкрепляет эти законы чудесами. Так, Он освободил и приготовил Израиля с помощью чудес (Исх.14,21-31). Он предусматривает облегчение во времена войны (4 Цар.3,16 и далее). Он освободил Своего слугу Елисея (4 Цар. 6,18). Он освободил Петра для дальнейшего служения (Д.Ап.12,1-19). Порою Он повелевает наступлению каких-то дел» произнося Свое могущественное слово. Когда Он говорит, все совершается; когда повелевает, — все является (Пс.32,9). Когда Он призывает к бытию пагубных насекомых, они являются (Пс.104,31-34), когда Он произносит слово исцеления, исчезают болезни (Матф.8,8 и 13); и когда придет беззаконник, чтобы в течение какого-то времени управлять миром, явится Христос и погубит его Своим могущественным словом (2 Фес.2,8; см. Откр.19,20 и далее).

И во внутренних делах Своего управления Он пользуется разнообразием средств. (1) Он пользуется Своим Словом. Люди часто обращаются к Писаниям за водительством и направлением (И.Нав. 1,7 и далее; Ис.8,20; Колос.3,16). Царям, как и их подданным также надлежит подчиняться Слову Божию (Втор.17,18-20). (2) Бог взывает к человеческому разуму в линии проблем человечества (Д.Ап.6,2). Путей Божьих нельзя осмыслить разумом, и все-таки они не противоречат здравому разуму. (3) Бог пользуется методом убеждения. Он установил служение для убеждения и наставления людей в истине (Иер.7,13; 44,4; Д.Ап.17,30). Посредством Своих слуг Бог умоляет людей примириться с Ним (2 Коринф.5,20). (4) Бог пользуется внутренними препятствиями и сдержанностью. Павел весьма чувствительно относился к подобным внутренним указаниям воли Божией (Д.Ап.16,6 и далее). (5) Бог пользуется внешними обстоятельствами. Он так же легко проходит через закрытую дверь, как и через открытую (1 Коринф. 16,9; Гал.4,20). Конечно, всегда возможны какие-то неблагоприятные обстоятельства, которые могут скорее явиться испытанием нашей веры, а не предусмотренным препятствием в каком-то определенном деле или действии. Только молитва и тщательное изучение помогут определить, какой случай наблюдается в указанном периоде. (6) Бог склоняет сердца человеческие скорее в одном направлении, нежели в другом (3 Цар.8,58; Пс.118,36; Притч.21,1; 2 Коринф. 8,16). Он склоняет даже сердца злых людей к исполнению Своей воли (4 Цар.19,28; Ис.45,1-6; Откр.17,17). (7) Бог направляет иногда людей посредством сновидений и видений. Таким образом Он водил Иосифа (Матф.2,13 и 19 и 22) и Павла (Д.Ап.16,9 и далее; 22,17 и далее).

В некоторых аспектах Своего предопределенного водительства Бог пользуется особыми средствами. Ими являются Ангелы и Дух Святой. Создается такое мнение, будто Ангелами Он пользуется для внешней администрации Своего управления (4 Цар.19,35; Дан.6,22; 10,5-21; 12,1; Матф.28,2; Д.Ап.8,26; 12,7-10), а Духом Святым — во внутренней и духовной области Своего господства (Лук.4,1; Иоан.16,7-15; Д.Ап.8,29; 10,19 и далее; 16,6 и далее; Рим.8,14 и 26). Ангелы, конечно, хотя и обладают великой силой» но не являются всемогущими, а Дух Святой, будучи Сам Богом, является всеведущим и всемогущим.

Д. Теории, опровергающие доктрину о провидении

Хотя это учение, если глубоко о нем поразмыслить, является одним из самых драгоценных для чада Божиего, оно отрицается теми, которые не веруют в истинного Бога. Обратим бегло свое внимание на три подобные теории.

1. Натурализм. Натурализм утверждает, что природа всецело является действительностью. Все, что происходит во вселенной, подвержено действиям законов природы. Счастье человека и его случайные успехи зависят от этих законов и сотрудничества с ними. Но если Писание и признает существование этих законов природы, оно все же не учит тому, что они действуют независимо. Писания говорят о них, что они являются самоуправляющимися и самосохраняющимися. Бог соглашается во всем с действием этих законов, и в сфере материи и в сфере разума, однако порою Он действует совершенно независимо от них. Только таким образом можно объяснить чудо воплощения и воскресения Христа.

2. Фатализм. Фатализм следует отличать от детерминизма. Пер вый учит, что все события определяются судьбой, а не естественны ми причинами, а человек ничего не в состоянии сделать, чтобы воздействовать на ход событий; детерминизм же утверждает, что события совершаются по необходимости, а эти события становятся необходимыми, благодаря событиям, непосредственно предшество вавшим, с которыми они находятся во взаимоотношениях причины и следствия. Фатализм может говорить об определяющей и решаю щей силе Божией, но это, бесспорно, это не Бог Священных Писаний. Фатализм признает несоответствие и неспособность натурализма объяснить все происходящее, а потому и приписывает происходящие события, несмотря на естественный закон, непосредственным воздействиям судьбы. Главное превращает порождающую причину в произвольную и ненравственную, даже обычно в безличную.

3. Пантеизм. Так как все пантеистические теории являются детерминистическими по природе, в них, конечно, не содержится действительного учения о провидении. А так как они обязаны превратить управляющую причину в автора греха, то, естественно, они разрушают возможности истинной нравственности. Человек, будучи частью этого пантеистического божества, не в состоянии помочь грешить. Далее, эти теории не могут объяснить чудес. Они говорят об «мутациях», «о неожиданно появляющихся революци ях», но все эти идеи не в состоянии объяснить чудес воплощения и воскресения Христа, да фактически ни одного из Библейских чудес. Они отрицают также и свободу человека. Будучи частью этой мировой системы, человек тоже действует по необходимости. Одна ко человек чувствует, что в весьма действительном смысле он в состоянии приступить к действиям и что несет ответственность за свое поведение. Он не хочет жертвовать своей свободой ради какого-то логического процесса или какого-то огромного механизма, частью которого, как предполагается, он является.

Ж. Отношение провидения к некоторым особым проблемам

Весьма трудно удержаться от принятия одной или другой из этих крайностей: что Бог является единственным актером во вселенной и что человек является этим единственным актером. Истина, однако, заключается между этими двумя крайностями. Этот факт, бесспорно, необходимо иметь ввиду в связи с нашим пониманием свободы человека и молитвы. Обратим бегло свое внимание на эти отношения.

1. Отношение провидения к свободе. Как уже было сказано, Бог порою попускает человеку действовать, как ему угодно, это значит, что Он не полагает никаких ограничений на пути человека, на котором он осуществляет свои порочные желания. Правда, Бог иногда удерживает человека, чтобы он не совершил в своей свободе того, что он в противном случае сделал бы. Он пользуется обстоятельствами, влиятельными друзьями, внутренней сдержанностью, чтобы достичь этой цели. Порою Он контролирует грех, попускает ему достичь определенных пределов, но не дальше. Наконец, Бог всегда отвергает все то, что человек совершает ради того, чтобы достичь своих собственных целей. Даже гнев человека Он превращает в средство собственного прославления.

2. Отношение провидения к молитве. Некоторые утверждают, что молитва не может иметь реального воздействия на Бога, потому что Он уже решил, что Он хочет совершить в каждом отдельном случае. Однако это крайность. «Не имеете, потому что не просите» (Иак.4,2) — об этом не следует забывать. Бог совершает некоторые дела и вещи только в ответ на молитву; другие же дела и вещи Он совершает без чей-то молитвы, а иногда совершает нечто, вопреки произнесенным молитвам. В Своем всеведении Он принимает все эти вещи во внимание и в Своем провидении Он суверенным образом осуществляет в соответствии со Своими целями и планами. Если мы не молимся о вещах, которые мы можем получить по молитве, мы не получаем их. Если же Он хочет совершить что-то, о чем никто не молится, Он совершит это дело и без чьей-либо молитвы. Если мы молимся о вещах вопреки Его воле, Он отказы вается выполнять их. Таким образом существует определенная гар мония между целями и провидением и свободой человека.