IV. Ангелология

Учение об Ангелах логически следует за учением о Боге, потому что Ангелы являются главными служителями провидения Божиего. Хотя Писание много говорит об Ангелах, сегодня существует общее равнодушие, часто восходящее к отвержению этого учения. Различные вещи содействуют такому отношению. Во-первых, следует упомянуть о гностическом поклонении Ангелам (Колос.2,15), затем следует упомянуть о частых и безрассудных спекуляциях схоластиков Средневековья; далее, необходимо упомянуть о преувеличенной вере в колдовство в самое последнее время и, наконец, в подъеме поклонения сатане уже в наше время. Однако существует и множество причин для веры в Ангелов.

(1) О существовании и служении Ангелов обильно говорит Писание. Иисус сказал очень много о служении Ангелов и мы не можем упустить из вида Его учение, предъявляя высокие претензии на самое высокое познание. (2) Очевидность бесовской одержимости и подавленности, а также поклонение бесам доказывает существование Ангелов. Павел рассматривал идолопоклонство, как поклонение бесам (1 Коринф. 10,20 и далее). В самые последние дни это поклонение бесам и идолам весьма возросло (Откр.9,20 и далее). (3) Прогресс в практике спиритуализма предполагает необходимость понять это учение. Писание осуждает черную магию или консультации со знакомыми духами (Втор. 18,10-12; Ис.8,19 и далее). И этому явлению надлежит прогрессировать в последние дни (1 Тим.4,1). (4) Дело сатаны и злых духов, препятствуя прогрессу благодати в наших собственных сердцах и делу Бога в мире, должно восприниматься так, что мы можем знать, чего ожидать в будущем в этой войне и хранить уверенность, что сатана будет вскоре поражен (Быт.3,15; Рим.16,20; Откр.12,7-9; 20,1-10).

Предмет ангелологии разделяется на две части: (1) происхождение, природа, падение и классификация Ангелов и (2) дело и назначение Ангелов.

13. Происхождение, природа, падение и классификация Ангелов

I. Происхождение ангелов

Писание повсюду предполагает существование Ангелов, и добрых» и злых. Псалом 147,2-5 рассматривает Ангелов вместе с солнцем, луной и звездами, как часть творения Божиего. В Ев. Иоанна 1,3 находим указание, что Бог сотворил все. В числе этого «все», находится все, что на небе и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, власти ли» (Колос.1,16; см. Ефес.6,12). Один только Бог обладает бессмертием (1 Тим.6,16), а отсюда следует, что и Ангелы сотворены Богом и обязаны своим продолжающимся существованием постоянной поддержке Божией. Бремя их сотворения нигде не указано определенно и точно, но весьма вероятно, что оно совершилось до сотворения иеба и земли (Быт. 1,1), потому что в соответствии с Иов 38,4 «все сыны Божий восклицали от радости», когда Бог полагал основания земли. Совершенно ясно, что они уже существовали тогда (Быт.3,1), когда явился сатана, ангельское существо. Так как Писание не предлагает нам определенных образов, мы знаем только, что число Ангелов, весьма велико (Дан.7,10; Матф.26,53; Гвр.12,22; Откр.5,11).

II. Природа ангелов

А. Они не являются прославленными человеческими существами

Человека следует отличать от Ангелов. В Ев. Матфея 22,30 сказано, что верующие будут, как Ангелы, но это не значит, что они будут Ангелами. «Тьмы Ангелов» следует отличать от «духов праведников, достигших совершенства» (Евр. 12,22 и далее). Человек был сотворен более низким существом, нежели Ангелы, но он будет выше их (Пс.8,5; Евр.2,7). Верующие в будущем фактически будут судить Ангелов (1 Коринф.6,3).

Б. Они бестелесны

Их называют «духами» (Евр.1,7; см. Пс. 103,4). В послании к Евреям 1,14 мы читаем: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые для служения для тех, которые имеют наследовать спасение?» Их бестелесность представляется ясной и их следует отличать от Ефес. 6,12, где Павел говорит, что «наша брань непротив плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных».

Однако Ангелы часто являли себя в телесной форме (Быт. 18,19; Лук. 1,26; Иоан.20,12; Евр.13,2), это совсем не предполагает того факта, что у них материальные тела, как часть их необходимого существования.

В. Они являются обществом, а не родом

Об Ангелах говорится, как о множестве, но не как о роде (Пс. 147,2). Они не вступают в брак, они не умирают (Лук. 2 0,34-36). Их называют «сынами Божиими» в Ветхом Завете (Иов 1,6; 2,1; 3 8,7; см. Быт.6,2 и 4), но мы никогда и нигде не читаем об сынах Ангельских. Слово «Ангел» употребляется в Писании только в мужском роде. Только род не обозначает непременно пола; Ангелы у гроба Господнего отождествили себя с людьми(Лук.24,4). Молодой юноша сидел во гробе (Марк 16,5). Так как Ангелы являются обществом, а не родом, они согрешили индивидуально, а не в какой-то федеральной главе рода. Может быть, в силу этого Бог не предусмотрел спасения для падших Ангелов. Писание говорит: «Ибо не Ангелов восприемлет Он; но восприемлет семя Авраамово» (Евр.2,16).

Г. Они величественнее человека в познании, хотя и не обладают всеведением

Мудрость Ангелов считается великой мудростью (2 Цар. 14,20). Иисус сказал: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные» (Матф.24,36). Павел называет их свидетелями: «Прел Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя» (1 Тим.5,21). Даже падшие Ангелы обладают мудростью, которая превосходит естественную. Один из них сказал Христу: «Знаю Тебя, Кто Ты, Святый Божий» (1 Пет. 1,12; Дикасон, «Ангелы, избранные и падшие», стр.27).

Д. Они сильнее человека, хотя не всемогущи

О них сказано, что они сильнее и могущественнее человека (2 Петра 2,11; см. «крепкие силой»; Пс. 102,20). Павел их называет Ангелами силы» (2 Фесе. 1,7). Иллюстрацией силы Ангелов можно считать освобождение Апостолов из темницы (Д.Ап.5,19; 12,7), а также устранение камня от гроба (Матф.28,2). Они ограничены в силе, как это следует из войны между добрыми и злыми Ангелами (Откр.12,7). Ангел, который пришел к Даниилу, нуждался в помощи Михаила в своей борьбе с князем Персидским (Дан. 10,13). Ни Архангел Михаил (Иуды 9), ни сатана (Иов 1,12; 2,6) не обладают неограниченной силой.

Е. Они более благородны, нежели человек, но они не вездесущи

Они не могут быть сразу более, чем в одном месте. Они странствуют и ходят по земле (Иов 1,7; Зах.1,11; 1 Петра 5,8), передвигаясь с одного места на другое (Дан.9,21-23). Это требует времени, а иногда и промедления (Дан. 10,10-14). Даже идея летания предполагает, что Ангелы являются «служебными духами», посылаемыми на служение для тех, которые имеют наследовать опасение (Евр. 1,14). Падшие ангелы являются слугами сатаны. (2 Коринф. 11,15).

III. Падение ангелов

А. Факт падения их

В связи с этим следует поразмыслить и над проблемой происхождения зла, потому что зло произошло на небесах, а не на земле. 1а исключением некоторых индуистских философов, которые говорят о зле, как о «майя» или «иллюзии», а также за исключением некоторых христианских ученых, которые называют зло «заблуждением смертного ума», все люди признают мрачный и неумолимый факт существования зла во вселенной. Действительно, его присутствие в мире является одной из самых ошеломляющих проблем в философии и богословии. Эта трудность возникает из-за невозможности гармонически сочетать идею зла с концепцией благодетельного святого и бесконечного Бога. Некоторые утверждают, что обе ти идеи являются абсолютно несовместимыми и соответствуют позиции дуализма, утверждая, что зло, как и добро, вечно. Поэтому никогда не было совершенной вселенной и никогда, следовательно, не было падения. Таков взгляд персидского зороастризма, гностицизма и манихейства. Некоторые из современных богословов утверждают почти тот же взгляд и учат, что Бог является конечным (югом и что Он положил начало этому вечному конфликту со злом. Псе эти теории изобретались для того, чтобы освободить Бога от всякой ответственности за зло, но, поступая так, они уничтожают Его, делая Его кем-то меньше Бога.

Однако у нас существуют все основания верить, что Ангелы были сотворены совершенными. В повествовании о сотворении (Быт. 1) нам сказано семь раз, что все, что сотворил Бог, было хорошо. В Быт. 1,31 мы читаем: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». Конечно, сюда следует отнести совершенство Ангелов в святости, когда они были первоначально сотворены. Если Иез.28,И относится к сатане, как полагают многие, тогда и сатана, как вполне определенно сказано, был сотворен совершенным. Однако различные места Писания представляют Ангелов злыми (Пс.77,49; Матф.25,41; Откр.9,11; 12,7-9). Это произошло потому, что они согрешили, потеряв свое собственное достоинство и свое истинное жилище (2 Пет.2,4; Иуды 6). Сатана, без сомнения, был лидером в этом отступлении (Иез.28,15-17). Этот стих является, как будто описанием его падения. Другой возможный намек на его падение находим в Ис, 14,12-15. Не может быть никаких сомнений относительно того, что совершилось вполне определенное падение Ангелов.

Б. Время падения

Писание молчит в этом отношении, однако совершенно ясно, что падение Ангелов произошло прежде падения человека, так как сатана вошел в сад в образе змея и убедил его согрешить (Быт.3J и далее). Однако, мы не можем определенно сказать, насколько ранее события в Едеме произошло падение Ангелов. Те, которые считают творческие дни эпохами, будут, конечно, полагать, что это падение совершалось в течение длительного периода; те же, которые утверждают, что Быт. 1,2 представляет собой исход какой-нибудь огромной катастрофы, будут считать, что падению ангелов предшествует стих Быт. 1,1 или совершилось между стихами 1 и 2. Однако вполне несомненно то, что оно предшествует стиху Быт.3,1.

В. Причины падения

Это одна из глубочайших тайн богословия. Всякая любовь их сердца была обращена к Богу; воля их склонялась пред Богом. Поэтому и возникает вопрос, как могло пасть такое существо? Как могло возникнуть это первое порочное чувство в таком сердце и как воля могла получить свой первый толчок к тому, чтобы отвратиться от Бога? В свое время предлагались самые различные решения этой проблемы. На некоторые из них обратим внимание.

Некоторые из них утверждают, что все, что только существует, обязано своим существованием Богу, а потому Он и должен быть автором греха. На подобные утверждения мы ответим так: если Бог действительно является автором зла и осуждает творение за совершенный грех, тогда фактически у нас нет нравственной вселенной. Некоторые говорят, что зло сопряжено с природой мира. Существование мира является величайшим из всех зол и источником всякого другого зла. Природа, по существу, является скверной. Однако Писание неоднократно заявляет, что все, что сотворил Бог, является хорошим, оно положительно отвергает идею и о том, что природе присуще зло (1 Тим.4,4). Наконец, некоторые полагают, что зло сочетается с природой падения и творения. Они утверждают, что грех является необходимой ступенью в развитии духа. Однако Писание ничего не говорит о таком эволюционном развитии и считает, что вселенная и творение первоначально были совершенными.

Полезно помнить, что творение первоначально обладало способностью, как говорят латинские богословы, «поссе пеккаре эт поссе нон пеккаре», т.е. грешить и не грешить. Это значит, что сатана находился в таком положении, где он мог делать и то и другое, не испытывая никаких ограничений делать то, что ему хотелось. Иначе, воля его была автономной.

А потому нам необходимо прийти к выводу, что падение ангелов явилось вполне сознательным и самоопределенным мятежом против Бога. В своем выборе они могли предпочесть себя и свои интересы, не могли предпочесть Бога и Бго интересы. Если мы зададимся вопросом, каков же все-таки был тот особый мотив, который скрывался в основе этого мятежа, мы как будто получим несколько ответов Писания. Великое преуспевание и великая красота являются как будто возможным намеком в этом отношении. Князь Тирский как будто является символом сатаны в Иез.28,11-19; так сказано, что он пал в силу этих вещей (см.1 Тим.3,6). Порочные амбиции и желания превзойти Бога являются как будто другим намеком. Царь Вавилона исполнен был этими амбициями, и он тоже может быть символом сатаны (Ис.14,13 и далее). Во всяком случае, это была эгоистическая неудовлетворенность тем, что он имел, которая пробудила в нем страстное желание похитить то, что по праву принадлежало кому-то иному. Нет сомнения, что причина падения сатаны явилась также причиной падения и других злых ангелов. Дракон увлек одну треть звезд своим хвостом (Откр.12,4). Это может быть указанием на ту треть ангелов, которые пали вместе с сатаной.

Г. Результат падения

Писание отмечает несколько результатов их падения. (1) Все они потеряли свою первоначальную святость и стали вполне испорченными по своей природе и поведению (Матф.10,1; Ефес.6,11 и далее; Откр.12,9). (2) Некоторые из них были ввержены в ад и там они содержатся в цепях до дня осуждения (2 Пет.2,4; Иуды 6). (3) Некоторые из них остались свободными и заняли положение вполне определенной оппозиции к делу добрых Ангелов (Дан. 10,12 и далее; Иуды 9; Откр.12,7-9). (4) Они могли оказывать и вполне определенное воздействие на первоначальное творение. Мы читаем, что земля была проклята за грех Адама (Быт. 3,17-19) и что творение тяжело стенает и мучится в силу этого падения (Рим.8,19-22). Некоторые предполагают, что грех ангелов имеет что-то общее с гибелью первоначального творения (Быт. 1,2). (5) В будущем они будут низвержены на землю (Откр.12,8 и далее), а после суда над ними (1 Коринф.6,3), они будут ввержены в озеро огненное (Матф.25,41; 2 Пет.2,4; Иуды 6). Сатана будет заключен в преисподнюю на тысячу лет прежде, чем будет ввержен в озеро огненное (Откр.20,1-3 и 10).

IV. Классификация ангелов

Ангелы распадаются на два больших класса: на добрых Ангелов и злых Ангелов. А в каждом из этих классов имеются различные подразделения.

А. Добрые Ангелы

Добрых Ангелов имеется несколько родов.

1. Ангелы. Слово «Ангелы» и в еврейском и в греческом языках означает «посланник». Те ученики, которых Иоанн Креститель прислал к Иисусу, названы «аггелой» (Лк.7,24). Только контекст может уяснить, означает ли это слово человеческих или сверхчело веческих «посланников». Существуют тьмы Ангелов. Даниил гово рил: «Тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним» (7,10; Откр.5,11). Псалмопевец говорит: «Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч. Среди них Господь на Синае, во святилище» (По67,18). Наш Господь сказал Петру, что Отец Его может послать более, нежели двенадцать легионов Ангелов, если Он поп росит Его об этом (Мф.26,53). А в послании к Евреям читаем о тьмах Ангелов (12,22). ОнЬ могут появляться индивидуально (Д.Ап.5,19), парами (Д.Ап.1,10) или группами (Лк.2,13).

2. Херувимы. Херувимы упоминаются в Быт.3,24; 4 Цар.19,15; Иез.10,1-22; 28,14-16. Этимология этого слова неизвестна нам вполне определенно, хотя предполагают, что она означает «покры вать» или «охранять». Херувим охранял вход в Едемский сад (Быт.3,24). Два херувима помещались над крышкой ковчега и скинии и в храме (Исх.25,19; 3 Цар.6,23-28). Херувимы были изображены на внутренних занавесях и на завесе в скинии (Исх.26,1 и 31), они же были вырезаны на дверях храма (3 Цар.6,32 и 35). На основании того факта, что они охраняли вход в рай, что они представляли и каким-то образом поддерживали престол Божий (Пс.17,10; 79,1; 98,1), что фигуры их изображе ны были на внутреннем убранстве скинии и на завесе ее, а также вырезаны на дверях храма, мы приходим к выводу, что они были главным образом хранителями престола Божиего.

3. Серафимы.Серафим упоминается только однажды в Писании: Ис.6,2 и 6. Их как будто следует отличать от херувимов, потому что сказано, что Бог восседает на херувимах (1 Цар.4,4; Пс.79,1; 98,1), а серафимы несколько возвышаются (Ис.6,2). И обязанности их отличаются от обязанностей херувимов. Они ведут небеса к поклонению всемогущему Богу и очищают служителей Божиих, чтобы они пригодны были для поклонения и служения. Это значит, что они появляются, проявляя заботы о поколении и святости, а не о справедливости и могуществе. В глубочайшем смирении и благоговении они совершают свое служение. Херувимы же, напротив, являются стражами престола Божиего и чрезвычайными посланни ками Божиими. Таким образом, у каждого из них имеется вполне точное и определенное положение и служение.

4. Животные. Некоторые отождествляют этих животных из Откр.4,6-9 с серафимами (Дикасон, «Ангелы избранные и злые», стр.68), а другие — с херувимами (Хойт, «Экспозиция книгиОткровения»,стр.35). Между ними существуют поразительные раз личия, а потому, вероятно, было бы лучше, отождествлять их с каким-то другим родом Ангелов, нежели с серафимами и херувима ми. Они поклоняются Богу, направляют суды Божий (Откр.6,1 и далее; 15,7), а также свидетельствуют о поклонении ста сорока четырех тысяч (Откр. 14,3). Они так же активны у престола Божи его, как серафимы и херувимы.

5. Архангелы. Выражение «Архангел» только дважды встречает ся в Писании (1 Фес.4,16; Иуды 9), однако имеются и другие ссылки, по крайней мере, на одного Архангела — Михаила. Он является единственным Ангелом, который назван Архангелом. Он представлен так, что у него имеются собственные Ангелы(Откр. 12,7) и сказано, что он является князем народа Израильско го (Дан. 10,13 и 21; 12,1). А в апокрифической книге Еноха (Енох 20,1-7) названы шесть Ангелов силы: Уриил, Рафаил, Рагуил, Михаил, Зариил и Гавриил. Соответствующий вариант этой книги предлагает нам на полях еще и седьмого Архангела — Ремиила. В книге Товита 12,15 читаем: «Я Рафаил, один из семи Архангелов, которые возносят молитвы святых и которые входят в присутствие славы Святого». Хотя эти книги являются апокрифическими, они все-таки показывают, чему верили древние в этом отношении. Соз дается впечатление, что у Гавриила имеются качества и достоинства второго архангела (Дан.8,16; 9,21; Лк.1,19 и 36).

Архангелы несут как будто особую ответственность за защиту и преуспевание Израиля (Дан.10,13 и 21), за провозглашение рождения Спасителя (Лк.21,38), за поражение сатаны и его ангелов, пытавшихся убить младенца и жену (Откр.12,7-12) и за провозглашение возвращения Христа за избранными (1 Фесе.4,16-18).

6. Стражи, В книге Даниила 4,13 (английский текст) упоминается страж в единственном числе, в ст. 17 речь о стражах, но уже во множественном числе. Это, вероятно, Ангелы, которых Бог посылает для наблюдения. Имя это предполагает бдительность. Им поручается иногда донести весть от Бога к человеку. Является ли это особым классом Ангелов, мы не знаем.

7. Сыны Божий. Об Ангелах говорится еще, как о «сынах Божийхж Это выражение употребляется у Иова 1,6; 2,1; 38,7 в отношении Ангелов, включая и сатану. Они являются сынами Бо- жиими в том смысле, что они сотворены Богом. Фактически Ангелы еще называются «богами» (Элохим) (Пс.8,5; см. Евр.2,7). Неко торые утверждают, что сыны Божий, о которых упоминается н Быт.6,2 — это ангелы, которые сожительствовали с женщинами. Скорее всего, однако, это ссылка на благочестивый род Сифа.

Имеется также указание на» то, что среди Ангелов существует организация. В послании Колоссянам 1,16 Павел говорит о престолах, господствах, начальствах и властях, и добавляет: «Все Им и для Него создано». Все это как будто подчеркивает, будто Павел имел отношение к добрым Ангелам. А вот в Ефес.1,12 имеем намек на добрых и злых ангелов. Обычно эта терминология относится самым определенным образом к злым ангелам (Рим. 8,3 8; Ефес.6,12; Колос.2,15).

Трудно, однако, полагать, что Павел стремился показать в Колос.1,16 регулярную иерархию Ангелов; с уверенностью скажем, что у него не было выработано системы эонов, которая могла бы послужить цели метафизического богословия и этики. Заветы Двенадцати Патриархов (Левит 3), написанные к концу I века, говорят о семи небесах. Первое небо является ненаселенным. А вот все остальные населены различными духами или Ангелами. Однако Павел не говорит о какой-то систематической градации Ангелов. Мы можем только сказать, что престолы, весьма возможно, касаются ангельских существ, место которого непосредственно в присутствии Бога. Эти Ангелы облечены царской властью, которую они проявляют пред Богом. Господства как будто по своему достоинству ближе к престолам. Господствующие или управляющие напоминают нам о правителях, которые стоят над определенными народами. Так, Михаил назван князем Иудейским (Дан. 10,21; 12,1); мы читаем также о князе Персидском и о князе Греции (Дан. 10,20). Это значит, что каждый из них является князем в одном из этих княжеств. Сказанное представляется верным и в отношении Церкви, потому что в Откровении упоминается об Ангелах, которые поставлены над семью Церквами (1,20). Весьма возможно, что эти власти подчиняются другим властям, служа под началом одного из других порядков.

В Ветхом Завете часто встречается выражение «Ангел Господень», но оно как раз не относится к обычному Ангелу, а ко Христу в период, предшествовавший Его воплощению, а потому нам не следует рассуждать об этом выражении именно в этом отношении.

Б. Злые ангелы

Как и среди добрых Ангелов, так и среди злых существуют различия.

1. Ангелы, содержащиеся в узах. Об этих ангелах упоминается в особенности в 2 Пет.2,4 и в поел. Иуды 6. Все как будто согласны относительно того, что Петр и Иуда имеют ввиду одних и тех же Ангелов. Петр просто говорит, что они согрешили, а потому Бог низверг их в преисподнюю, поручив их безднам тьмы и сохраняя их на день суда. Иуда же говорит, что грех их состоит якобы в том, что они отвергли свои собственные начальства и свое подлинное место обитания. Весьма возможно, что Иуда имеет ввиду Септуа-гинту — Втор.32,8. Бог говорит там, что Он разделил народы согласно числу Ангелов Божиих. Предполагают, что Бог назначил одного или более Ангелов над каждым из народов. Тот факт, что различные народы находятся под управлением того или иного из ангельских князей, очевиден и ясен в книге Даниила (9,13 и 20 и далее; 12,1). Они оставили свои собственные власти, это может означать, что они стали неверными в исполнении своих обязанностей, однако более вероятно, что это означает, что они пытались войти в обладание более вожделенной властью. И то, что они оставили свое истинное место пребывания на небесах и спустились на землю.

Однако популярным является и другое толкование. В поел. Иуды 7 грех Содома и Гоморры как будто уподобляется греху, связанных цепями, ангелов. А это может обозначать, что грех этих ангелов являлся каким-то типом грубой безнравственности. Некоторые полагают, что грех Быт.6,2 — это грех тех ангелов, которые вступили в половое общение с женщинами. Наказание за их грех — Бог низверг их в ад. В Новом Завете выражение «адский мрак» («Тартар») встречается только в 2 Пет.2,4 хотя оно появляется трижды в Септуагинте. У Гомера «Тартар» — это темное, мрачное место под Гадесом. Если порочные люди отправляются в Гадес, то это не значит, что они отправляются в тартар, который является тем местом, где заключены особенно порочные ангелы, которые находятся значительно дальше. Наказание их состоит в том, что они заключены в безднах тьмы, что они связаны вечными цепями и хранятся для суда великого дня.

2. Ангелы, которые еще являются свободными. О них упоминается в связи с сатаной, вождем их (Мф.25,41; Откр.12,7-9). Порою о них упоминается обособленно об каждом (Пс.7 7,49;Рим.8,3 8; 1 Коринф.6,3; Откр.9,14). Их относят обычно к «На- чальствам и властям, и силам и господствам», о которых речь в (Ефес.1,21), о них еще точнее упоминается в поел. Ефес. 6,12 и Колос.2,15. Главное занятие их состоит в поддержке своего вождя сатаны в его войне с добрыми ангелами и народом Божиим.

Писание часто свидетельствует о личности сатаны. О нем говорят личными местоимениями (Иов 1,8 и 12; Зах.3,2; Матф.4,10; Ин.8,44); ему приписывают личные атрибуты (волю: Ис.14,13 и далее; 1 Тим.3,6; знание: Иов 1,9 и далее); ему приписываются личные действия (Иов 1,9-11; Матф.4,1-11; Ин.8,44; 1 Ин.3,8; Иуды 9; Откр.12,7-10).

В Писании это могущественное существо называется несколькими различными именами: (1) сатана: 1 Пар.21,1; Иов 1,6; Зах.3,1; Мф.4,10; 2 Коринф.2,11; 1 Тим. 1,20). Это слово обозначает «противник»; он является противником Бога и человеков. (2) Диа-пол: Мф.13,39; Ин.13,20; Ефес.6,11; Иак.11,7). Как диавол, — а это выражение употребляется только в Новом Завете, он является клеветником и обвинителем братьев (Откр.12,10). Он клевещет Богу на человека (Иов1,9; 2,4) и человеку на Бога (Быт.3,1-7). (3) Дракон: Откр.12,3 и 7; 13,2; 20,2; см. Ис.51,9). Слово «дракон» как будто буквально обозначает «змей» или «морское чудовище». Дракон — это персонификация сатаны, это морское животное, оно может, собственно, представлять деятельность сатаны в морях мира. (4) Змей; Быт.3,1; Откр.12,9; 20,2; см. И с. 2 7,1). Этим выражением определяется его извращенность и лживость (2 Коринф.11,3). (5) Веельзевул: Мф.10,25; 12,24-27; Марк.3,22; Лк.11,15-19). Точное значение этого выражения нам неизвестно. В сирийском языке оно обозначает «господин навоза». Полагают также, что это выражение обозначает «господин дома». (6) Велиал или велиар: 2 Коринф.6,15. В Ветхом Завете это пыражение употребляется в смысле «полнейший бесценности» (2 Цар.23,6). Так, мы читаем о развращенных (буквально: сыны Вслиала — Суд.20,13; см.1 Цар.10,27; 30,22; 3 Цар.21,13), (7) Люцифер: Ис.14,12. Это выражение определяет утреннюю звезду — эпитет, который относят к планете Венера. Оно обозначает буквально «светоносец» и это тоже намек на сатану. Как Люцифер, сатана был ангелом света (2 Коринф.11,14).

Сатану называют также и другими именами, обладающими смешанным характером: для этого пользуются различными описаниями и выражениями. (8) Лукавый: Мф.13,19 и 38; Ефес.6,16; 1 Ин.2,13 и далее; 5,19. Это описание его характера и дела. Он лукав, порочен, жесток, он тиран, стремящийся контролировать все, что может, и делать зло, где только может. (9) Искуситель: Мф.4,3; 1 фес.3,5. Это имя указывает на его постоянную цель и стремление побудить человека грешить. Он представляет самые правдоподобные извинения и оправдания и предлагает самые поразительные возможности грешить. (10) Бог века сего: 2 Коринф. 4,4. Как у такового, у него имеются свои слуги (2 Коринф. 11,15), свое учение (1 Тим.4,1), свои жертвы (1 Коринф. 10,20), свои синагоги (Откр.2,9). Он печется о религии плотского человека и, без сомнения, является основой ложных культов и систем, которые проклинают истинную Церковь в течение веков. (11) Князь, господствующий в воздухе: Ефес.2,2. Как таковой, он является вождем злых ангелов (Мф.12,24; 25,41; Откр.12,7; 16,13 и далее). У него огромнейшие полчища подчиненных, которые выполняют его желания, а господствует он с деспотической властью. (12) Князь мира сего: Ин.12,3; 14,30; 15,11. Имя это намекает на его влияние на правителей мира сего. Иисус не оспаривал у сатаны особого рада прав на этой планете (Мф.4,8 и далее); Бог, однако, положил ему определенные пределы, а когда наступит время господства Иисуса Христа, Того, Кто действительно обладает правом господствовать, сменит его.

Духи зла строго организованы, а сатана называется главой их. Те начальства и власти, о которых речь в Рим.8,28, — это власти сатанинских начальств (см. Дан. 10,13 и 20). Создается впечатление, что хорошие и скверные организации ангелов обобщены в начальствах и властях и силах и господствах, о которых речь в Ефес.1,21. Те же начальства, власти, мироправители тьмы века сего, духи злобы поднебесной, о которых речь в Ефес.6,12, относятся к организации зла, к тем начальствам и властям, о которых речь в Колос.2,15. Но как эти сатанинские силы относятся к сатане и к друг другу, об этом не говорит Писание предельно ясно.