1. Природа богословия и необходимость в нем

В период многих поколений богословие считали королевой знаний, а систематическое богословие — венцом этой королевы. Богословие по существу — это познание Бога и Его дел, а систематическое богословие — это систематизация находок этого знания. Некоторые отрицают, что богословие — это знание, сомневаясь, сможем ли мы прийти к каким-то выводам в этой области, которые можно было бы счесть определенными и конечными.

Оказавшись под влиянием текущей философии прагматизма, современные богословы начинают с заявлений, что в богословии, как и в остальных областях исследований, вера не должна находиться вне сферы простого установления рабочей гипотезы; ее никогда не следует выражать в качестве чего-то такого, что следует рассматривать зафиксированным и конченым. Отвергнув Библию, как непогрешимый Божий план, а также приняв тот взгляд, что все находится в постоянном движении, либеральные богословы утверждают, что опасно формулировать какие-то твердые взгляды о Боге и богословской истине.

Однако евангельские богословы полагают, что в мире существуют вещи, которые можно считать стабильными и неизменимыми. Это богословие ссылается на регулярность движения небесных тел, на законы природы, а также на математическую науку, как на основные доказательства их верований. Наука может даже сомневаться в регулярности законов природы, но вот верующий в Бога усматривает в этих явных нерегулярностях вмешательство Бога и проявление Его чудотворной силы. Он утверждает, что, если понимание Божественного откровения является прогрессивным, то откровение, по существу, столь стабильно и праведно, как и истина Самого Бога. Поэтому он верует в возможность богословия, а также в возможность систематического богословия и делает это с тем же расположением и одобрением, как это делали и древние. Даже у совершенного человека, изучающего богословие, который еще не сформулировал своих богословских верований и взглядов, имеется определенное понимание вопросов в этой области. Причина этого явления обнаруживается в его собственной нравственной конституции.

I. Природа богословия

Выражение «богословие» употребляется сегодня как в узком, так и в широком смысле. Оно происходит от двух греческих слов: теос и логос, прежнее значение которого «Бог», а последующее — «слово», «рассуждение» и «учение» (доктрина). В узком смысле поэтому можно определять как учение о Боге. А в широком и более обычном смысле выражение это готово означать все христианские доктрины, а не только специфическое учение о Боге, т.е. все доктрины, которые касаются отношений Бога ко вселенной. В этом, более широком смысле, мы можем назвать богословие наукой о Боге и об Его отношениях ко вселенной. Ради уяснения этой идеи необходимо обратить внимание на различие между богословием и этикой, богословием и религией, богословием и философией.

А. Богословие и этика

Психология занимается вопросом поведения, а этика — вопросом водительства. Сказанное верно и в отношении философской и христианской этик. Психология занимается вопросами причин и образа поведения, а этика — вопросами нравственного качества поведения и водительства. Этика может быть как изобразительной, так и практической. Изобразительная этика исследует вопрос поведения человека в свете определенных стандартов, касающихся того, что хорошо и что плохо; практическая этика находит свое основание в описательной этике, но в частном подчеркивает мотивы, побуждающие жить по этим стандартам. Во всяком случае философская этика развивается исключительно на натуралистической основе и лишена доктрины греха, Спасителя, искупления, а также учения о пребывании в человеке Бога, она же не делает человека способным достичь этой цели.

Христианская этика весьма отличается от философской этики. Она более всесторонняя, тогда как философская этика ограничивается обязанностями между человеком и человеком; христианская же этика касается обязанностей по отношению к Богу. Далее, она отличается в сфере своих мотивов и побуждений. В философской этике обнаруживаются мотивы гедонизма, утилитаризма, перфекционизма или сочетания всего этого, как в гуманизме; в христианской же этике мотивом является привязанность и любовь, а также добровольное подчинение Богу. Итак, в богословии содержится гораздо больше того, что является христианской этикой. Оно включает в себя учение о Троице, творении, Провидении, падении, воплощении, искуплении и эсхатологии. Но ни один из этих примеров не принадлежит, собственно, к этике.

Б. Богословие и религия

Выражение «религия» употребляется огромнейшим количеством всевозможных способов. Оно может употребляться в весьма общем смысле, как поклонение или служение Богу или божеству, или богам. Оно может употребляться и в качестве определенных форм поклонения Богу или божеству. Оно может означать преданность или верность кому-либо или чему-либо. В более специфическом смысле оно может касаться частной системы веры или поклонения. Быть религиозным — это знать и сознавать, что существует высшее Существо и жить в свете пребывания этого Существа. Христианская религия ограничивается Библейским христианством; это та истинная религия, которая утверждается на Священном Писании. Это сознание существования истинного Бога и нашей ответственности по отношению к Нему. Но каковы же отношения между богословием и религией?

Эти отношения между богословием и религией касаются следствий и результатов в различных сферах, но производимых одними и теми же причинами. В сфере систематического мышления факты, касающиеся Бога и Его отношений ко вселенной, приводят к богословию; в сферах же индивидуальной и коллективной жизни они приводят к религии. Иначе, в богословии человек размышляет о Боге и вселенной, в религии он выражает себя в отношениях и в действиях тех следствий, которые произвели в нем эти помышления.

В. Богословие и философия

Богословие и философия занимаются практически одним и тем же предметом, но они весьма отличаются друг от друга в своем подходе и в своем методе достижения этих предметов. Они ищут всестороннего взгляда на мир и жизнь. Но в то же время как богословие начинается с веры в существование Бога и с идеи о том, что Он является причиной всех вещей, кроме греха, философия начинается с других вещей и идей, которых достаточно для объяснения существования всех других вещей. Для некоторых из древних этими вещами были вода, воздух или огонь; для других — ум или идеи; для иных — природа, личность, жизнь или что-то другое. Богословие не просто начинается с веры в существование Бога, но оно же утверждает, что Он милостиво открыл Себя. Философия, однако, отрицает обе эти идеи. Из идеи о Боге и на основании изучения Божественного откровения богослов развивает свой взгляд на мир и жизнь; философ же разделяет свой взгляд на мир и жизнь на основании явных или предполагаемых вещей и присущих им сил.

Таким образом ясно, что богословие покоится на солидной объективной основе, в то время как философия покоится просто на предположениях и спекуляциях философа. Тем не менее, философия обладает определенной ценностью для богослова. Прежде всего она предоставляет ему некоторую поддержку для его христианской позиции. Пользуясь своей совестью, философ может доказать существование Бога, свободы и бессмертия. Далее, она раскрывает пред ним недостаточность причины для решения основных вопросов существования. В то время, как богослов оценивает всю реальную помощь, которая исходит из философии, он все же быстро убеждается, что у философии нет настоящей теории происхождения, нет учения о провидении, грехе, спасении или о конечном совершенстве. С тех пор, как все эти концепции оказались жизненными для соответствующего взгляда на мир и жизнь, богослов непреодолимо приближается к Богу и к откровению, которое имеется у него для обращения с этими доктринами. Наконец, он знакомится со взглядами образованного неверующего человека. Философия тем является для неверующего, чем христианская вера для верующего и неверующий придерживается ее с тем же упорством, с которым верующий придерживается своей веры. Вот поэтому постичь философию человека — значит овладеть ключом к пониманию его, а также к общению с ним (Д.Ап. 14,17; 17,22-31). Однако, христианину следует знать, что философия никогда не приводит его ко Христу. Павел пишет: «Мир своей мудростью не познал Бога» (1 Кор. 1,21). И еще: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию…, которой никто из властей века сего не познал; ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа славы».

II. Необходимость в богословии

Даже у тех, кто отказываются сформулировать свои богословские верования, имеются, конечно, определенные взгляды на большинство предметов богословия. Отсюда и следует, что необходим определенный род богословских верований. Прежде всего, сказанное касается природы человеческого интеллекта и практических забот о жизни. Вот поэтому кратко поразмыслим о причинах этой необходимости, учитывая в частности необходимость их для христианина.

А. Организаторский инстинкт интеллекта

Человеческий интеллект не довольствуется одним только накоплением фактов; он неизменно пытается унифицировать и систематизировать свои познания. Ум не довольствуется тем, что он способен просто обнаруживать некоторые факты, касающиеся Бога, человека и вселенной; он желает осознать отношения между этими личностями и вещами, а затем упорядочить их в определенную систему. Ум не довольствуется фрагментарным познанием; он стремится систематизировать это познание и извлечь из него соответствующие выводы и заключения.

Б. Распространившийся повсюду характер этого века

Те опасности, которые угрожают Церкви, исходят не от знаний и науки, а от философии. Этот век в подавляющем большинстве насыщен атеизмом, агностицизмом, пантеизмом и унитаризмом. На всех уровнях жизни происходит насыщение неверием, несмотря на то, будут ли это политические, коммерческие, образовательные или социальные уровни, а христианам необходимо всегда быть «готовыми всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ» (1 Пет. 3,15). Если чадо Божие не основано твердо на прочном основании, оно будет подобно младенцу, «колеблющемуся и увлекающемуся всяким ветром учения» (Еф. 4,14). Мы нуждаемся в организованной системе мышления, чтобы создать постоянную защиту нашей веры. Если мы не сделаем этого, мы будем отданы на милость тех, у кого имеется такая система. Библия предлагает нам последовательный взгляд на мир и обеспечивает нас ответом на великие проблемы, которые оказались пред лицом философов многих поколений.

В. Характер Писаний

Библия является для богословов тем, чем природа является для ученого, телом неорганизованных или только отчасти организованных фактов. Бог не видел пользы от того, если бы написать Библию в форме систематического богословия; поэтому нам остается необходимость собрать воедино эти разбросанные факты и построить их в логическую систему. Конечно, существуют и такие доктрины, которые представлены с определенной полнотой в простом контексте, и все-таки нет из них ни одной, которая была бы представлена в нем исчерпывающим образом. Возьмите, например, что-то такое, что представлено в полноте в одном месте — доктрину или тему, скажем, значение смерти Христовой в пяти жертвоприношениях (Лев. 1-7); качества Слова Божиего в Пс. 18 и 118; учение о вездесущности и о всеведении Божием в Пс. 138; страдания, смерть и возвышение Раба Господнего в Ис. 53; восстановление Израиля и его поклонения в храме в Иез. 40,48; предсказания, касающиеся времен язычников в Дан. 2,7; возвращение Христа на землю, а также события, которые непосредственно связаны с Ним в Зах. 14; Откр. 19,11-22,6; учение о Личности Христа в Ев. Иоанна 1,1-18; Фил. 2,5,11; Кол. 1,15-20; Евр. 1,1-4; учение Иисуса о Духе Святом в Ев. Иоанна 14-16; статус христиан из язычников с ссылкой на Моисеев закон в Д. Ап. 15,1-29; Гал. 2,1-10; учение об оправдании по вере в Рим. 1,17-5,21; настоящее и будущее статуса Израиля» как народа в Рим. 9-11; вопрос даров Духа в 1 Кор. 12 и 14; характер любви в 1 Коринф. 15; природа Церкви в Еф. 2,3; достижение веры в Евр. 11 и проблема страданий в книге Иова и в первом послании Петра. Несмотря на то, что в каждом из этих мест эти темы представлены с определенной полнотой, тем не менее, ни в одном из них эти темы не представлены исчерпывающим образом. Поэтому необходимо собрать воедино разбросанные поучения и построить их в логическую и гармоническую систему.

Г. Развитие разумного христианского характера

Существует два ошибочных взгляда по этому предмету: (1) существует незначительная или не существует вообще никакой связи между верою и его характером; (2) богословие обладает мертвящим воздействием на духовную жизнь. Либеральные верующие бросают иногда ортодоксальным верующим обвинение в абсурдности борьбы за традиционные верования церкви, когда человек живет, словно неверующий. Его кредо, на котором он настаивает, не производит никакого воздействия на его характер и поведение. С другой стороны, либеральный верующий пытается достичь хорошей жизни и без ортодоксального кредо. Как же нам ответить на эти обязанности? Просто интеллектуального восприятия некоторой установки какого-то учения недостаточно для достижения духовных результатов, а к несчастью у многих людей нет ничего, кроме интеллектуальной лояльности к истине. Но истинная вера, подчиняя себе интеллект чувствования и волю, оказывает воздействие на характер и поведение.

Люди действуют сообразно тому, во что они верят, но не сообразно тому, на что они просто предъявляют притязания, чтобы веровать.

Верно, что богословие оказывает мертвящее воздействие на духовную жизнь, если предмет представляется, как простая теория, если он устанавливает связь с жизнью, тогда богословие не оказывает мертвящего эффекта на духовную жизнь. Наоборот, он побуждает к разумному мышлению о религиозных проблемах и является стимулом к к святой жизни. Как же иначе могут воздействовать правильные и полные представления о Боге, человеке, грехе, Христе, небесах и аде? Богословие не просто учит нас, какой нам проводить образ жизни, но оно вдохновляет нас также жить такой жизнью. Следует заметить, что часто великие духовные истины таятся в практической части Писаний (воплощение, 2 Кор. 8,9; Фил. 2,5,11). Богословие не просто указывает нам на нормы поведения, но оно предоставляет нам мотивы для попыток жить сообразно этим нормам.

Д. Условия для эффективного христианского служения

Христианам необходимо знать христианское учение. Христос и Его Апостолы были проповедниками учения (Мк. 4,2; Д.Ап. 2,42; 2 Тим. 3,10), да и мы призваны также проповедовать учение (2 Тим. 4,2; Тит. 1,9). Верующие, которые хорошо наставлены в Слове Божием, будут способными и эффективными христианскими работниками и смогут останавливать кровотечение у защитников веры. Если только мы знаем чему мы верим, мы окажемся способными противостоять атакам врага и двигаться вперед с победой, предусмотренной для нас во Христе!