20. Падение человека: природа греха и решающие последствия

К последствиям первого греха Адама можно отнести под следующими заглавиями испорченность, вину и наказание.

I. Испорченность

А. Значение испорченности

Недостаток первоначальной праведности человека и святой привязанности по отношению к Богу, а также испорченность его нравственной природы и его склонность ко злу называются греховностью, или испорченностью. Существование этой испорченности или греховности подтверждается Писанием и человеческим опытом. Учение Писания о том, что всем людям необходимо родиться свыше, свидетельствует об универсальности греховности.

Б. Объем испорченности

Писание говорит о человеческой природе, что она в целом испорчена. Однако, учение о «всеобщей испорченности» очень легко толковать превратно и недопонимать. Весьма важно знать, что она означает и чего она не означает.

С негативной точки зрения, она не означает того, что каждый грешник лишен тех качеств, которые приятны людям, что он совершает или склонен к любой форме греха, что он резко сопротивляется Богу, конечно, как только мог бы. Иисус признавал существование приятных качеств в человеке (Марк 10,21); Он говорил, что и книжники, и фарисеи совершают что-то, что требует Бог (Мф.23,23). Павел утверждал, что некоторые из язычников, по природе законное делают» (Рим.2,14); Бог сказал Аврааму, что беззакония аморреев будут умножаться (Быт.15,16), а Павел говорит, что «злые люди и обманщики будут преуспевать во зле» (2 Тим.2,13).

С положительной точки зрения это значит, что всякий грешник всецело лишен той любви к Богу, которая является фундаментальным требованием закона (Втор.6,4 и далее; Мф.22,37), что он в высшей степени предпочитает себя Богу (2 Тим.3,2-4), что он испытывает отвращение к Богу, которое, при случае, может превратиться в открытую вражду по отношению к Нему (Рим.8,7), что каждая способность его искажена и испорчена (Ефес.4,18), что у него нет помышлений, чувств или дел, которые Бог мог бы вполне оправдать (Рим.7,18) и что он вступил на путь постоянного прогресса в греховности, уклониться от которого он уже никоим образом не может собственными силами (Рим.7,18). Испорченность поразила всего человека — его разум, чувства, волю.

Испорченность производит полнейшую неспособность в грешнике в том смысле, что он не способен своей собственной волей, своим хотением изменить свой характер и жизнь так, чтобы они могли согласовываться с Законом Божиим, он не в состоянии изменить своего фундаментального отношения к своему «я» и ко греху, хотя ему и предоставлен определенный объем свободы. Он мог бы, например, сделать такой выбор: не грешить против Духа Святого, совершать менее значительные, а не более значительные грехи, сопротивляться определенным формам искушений, совершать определенные внешние дела, хотя и по ложным духовным побуждениям и даже искать Бога по исключительно эгоистическим мотивам. Свобода выбора в этих пределах не является несовместимой с полнейшим порабощением воли в духовных вещах. Эта неспособность не состоит в потере каких-то способностей души и не в потере свободы действий, потому что грешник постоянно определяет свои собственные действия, она состоит в нежелании делать то, что хорошо, в отсутствии духовного различения, а потому и истинной любви. Он не может по своей свободной воле возродить себя, покаяться, упражняться в спасительной вере (Ин.1,12 и далее). Но вот благодать Духа Божиего готова сообщить ему способность покаяться и уверовать ко спасению.

II. Вина

Тот факт, что о вине мы размышляем после испорченности или греховности, не означает того, что она наступает позже. Оба эти последствия постигают человека одновременно в результате падения. Однако в размышлениях о виновности необходимо учитывать ее значение и степени.

А. Значение вины

Вина означает отсутствие наказания или обязанностей удовлетворить Бога. Святость Божия, как свидетельствует Писание, реагирует на грех так, что появляется «гнев Божий» (Рим. 1,18). Однако вина навлекается на человека лишь посредством им самим избранных проступков как в отношении всего человеческого рода в Адаме, так и в отношении отдельной личности. Виновность происходит от греха, который мы совершили. Грех, как осквернение, является несоответствием характеру Божиему, а как вина — антагонизмом к Его святой воле. Оба эти элемента всегда присутствуют в совести грешника. Итак, вина является объективным результатом греха, потому что всякий грех, какова бы ни была его природа, является оскорблением Бога и предметом Его гнева. Сказанного не следует смешивать с субъективным сознанием его. Прежде всего необходимо иметь ввиду отношение к Богу, а затем уже отношение к совести. В совести осуждение Божие проявляется только частично и пророчески (1 Ин.3,20). Настойчивость и прогресс во грехе отличаются убыванием чувствительности нравственного различия и нравственных ощущений.

Б. Степень вины

Писание признает различные степени вины, которые определяются различными родами греха. Этот принцип признается в Ветхом Завете во многообразии жертвоприношений, которых требовал закон Моисеев за различные преступления (Лев.4,7). Указание на это различие находим и в многообразии судов в Новом Завете (Лк.12,47 и далее; Ин.19,11; Евр.2,2 и далее; 10,28 и далее). Но Римско-католическая Церковь создала себе ошибочное представление о различиях между простительными и смертельными грехами, простительный грех это тот, который может быть прощен, а смертельный грех это тот, который совершен добровольно и сознательно, а потому навлекает смерть на душу. Вопреки этому, нам следует обратить внимание на истинные различия в виновности, которые являются следствием различий в грехе. Существуют, по крайней мере, четыре рода различных грехов.

1. Грехи плоти и личные преступления. Человек является грешником по природе и по действиям. Существует вина врожденного греха, но существует также и более значительная вина, когда грешная природа побуждает человека совершать акты личных преступлений. Слова Христа: «Ибо таковых есть Царство Небесное»(Мф.19,14), — говорят об относительной невиновности детства, тогда как Его слова, обращенные к книжникам и к фарисеям: «Дополните же меру отцов ваших» (Мф.23,32), — касаются личных преступлений, присовокупляемых к унаследованной греховно сти.

2. Грехи неведения и грехи познания. В данном случае вина определяется объемом информации, которым обладает человек. Чем больше степень познания, тем больше и вина (Мф.10,15; Лк. 12,47 и далее; 23,34; Рим.1,32; 2,12; 1 Тим.1,13-16).

3. Грехи слабости и грехи самонадеянности. Объем силы воли указывает на степень виновности. Псалмопевец молился о том, чтобы Бог удержал его от умышленных грехов (Пс.18,13), а Исаия говорит о тех, «которые влекут на себя беззаконие ветвями суетности и грех — как бы ремнями колесничными» (Ис.5,18). Мы встречаем тех, которые сознательно и определенно предаются греху. С другой стороны, Петр в своем отречении от Христа предлагает иллюстрацию грехов немощи. Он оказался побежденным, несмотря на свое решение устоять (Лк.22,31-34 и 5 4,62). Весьма интересно отметить, что не существует жертв за сознательный грех (Числ.15,30; см. Евр.10,26).

4. Грехи неполноты и грехи полнейшей ожесточенности сердца. Степень, до которой может ожесточиться по существу душа и стать невосприимчивой к многократным предложениям благодати Божией, определяет степень виновности. Душа может отвратиться от любви истины и стать совершенно бесчувственной к напоминаниям даже Духа (1 Тим.4,2; Евр.6,4-6; 10,26; 2 Пет.2,20-22; 1 Ин.2,19; 5,16 и далее).

III. Наказание

Если в какой-то мере и верно, что естественные последствия греха являются какой-то долей наказания за грех, то все же нам следует помнить, что полное наказание обладает совершенно другой природой. Испорченность и вина, как последствия греха, тяготеют в настоящее время над всем человечеством, а вот наказание в своей полноте ожидает еще будущего дня.

А. Значение наказания

Наказание — это получение или та потеря, которая непосредственно причиняется законодателем в воздаяние его справедливости, которая была грубо нарушена или грубо оскорблена нарушением закона. Сказанное заключает в себе естественные последствия греха, но они ни в коем случае не исчерпывают наказания. В наказании присутствует и личный элемент, т.е. святой гнев законодателя, но он только отчасти исчерпывается естественными последствиями. В свете сказанного легко видеть, что наказание по существу не предназначается для исправления оскорбителя. Существует серьезное различие между дисциплиной и наказанием. Дисциплина исходит из любви и стремится к тому, чтобы исправлять (Иер. 10,24; 2 Коринф. 2,6-8; 1 Тим. 1,20; Евр.12,6), а наказание исходит из справедливости и не стремится к исправлению оскорбителя (Иез.28,22; 36,21 и далее; Откр.16,5; 19,2). Наказание не стремится к тому, чтобы устрашать, сдерживать и предостерегать, хотя такая цель иногда и достигается, потому что неправильно не наказывать человека просто из соображений блага общества, да и наказание не достигает ничего хорошего, если не наказывать человека, который заслуживает наказания. Налагаемое законом наказание не является ни воспитанием, ни возмещением ущерба, а только воздаянием. Оно не является средством, целью. Убийца не исправляется, когда его приговаривают к смерти, он лишь получает справедливое возмездие за свой поступок. Основное наказание — это мандат Бога (Быт.9,5 и далее).

Б. Характер наказания

Требуется только одно слово, чтобы определить наказание за грех, и это слово предлагается нам в Писании: смерть. Но существует троякая смерть: физическая, духовная и вечная.

1. Физическая смерть. Физическая смерть — это разделение души и тела. В Писании она представляется лишь частью наказания за грех. Это самое естественное значение сказанного в Быт.2,17; 3,19; Числ.16,29;27,3). Молитва Моисея (Пс.89,7-11) и молитва Езекии (Ис. 38,17 и далее) признают карательный характер смерти. Эта же самая мысль наблюдается и в Новом Завете (Ин.8,44; Рим.4,24 и далее; 5,12-17; 6,8 и далее;8,3 и 10 и далее; Гал.3,13; 1 Пет.4,6). Для христианина смерть, однако, уже не является больше наказанием, так как Христос понес смерть в наказание за грех (Пс.16,15; 2 Коринф.5,9; Филип.1,21-23; 1Фесе.4,13 и далее). Для верующих тело его спит, ожидая славы воскресения, а душа, отделившись от тела, сознательно вступает в присутствие Господа Иисуса.

2. Духовная смерть. Духовная смерть — это отделение души отБога. То наказание, которое было провозглашено в Едеме, которое постигло весь человеческий род, главным образом касалось этой смерти души (Быт.2,17; Рим.5,21; Ефес.2,1 и 5). В этой смерти человек терял присутствие и благоволение Бога, а также познание Бога и стремление к Нему. В силу этого он нуждается в оживлении от этой смерти (Лк.15,32; Ин.5,24; 8,51; Ефес.2,5).

3. Вечная смерть. Вечная смерть — это кульминация и заверше ние духовной смерти. Это вечное отделение души от Бога с сопро вождающими ее угрызениями совести и внешним наказанием (Мф.10,28; 25,41; 2 Фесс.1,9; Евр.10,31; Откр.11,14). Этот предмет будет полнее изучен в нашем исследовании в вещах буду щего.