22. Личность Христа: исторический взгляд и состояние до воплощения

Божий метод искупления должен был осуществиться через семя жены (Быт.3,15). Искупителю надлежало родиться от жены и родиться под законом (Гал.4,4). Ему необходимо было быть и Человеком, и Богом, чтобы Он мог быть Посредником между человеками и Богом и примирить человека с Богом. Это примирение могло совершиться только через воплощение, когда Бог стал плотию. Эта глава коснется различных исторических взглядов на Личность Христа, а также кратко коснемся Его состояния до воплощения.

I. Исторические взгляды

Историческое обозрение взглядов, касающихся Личности Христа свидетельствует об огромном многообразии взглядов относительно Его Личности; мы упомянем здесь о самых известных.

А. Евиониты

Это группа, которая состояла из остатков крайне иудействующего христианства. Они учили, что Иисус, Сын Марии и Иосифа, так исполнял Моисеев закон, что Бог избрал Его для того, чтобы Он был Его Мессией. Сознание, что Бог избрал Его быть Мессией, проявилось в Его крещении, когда Он принял Духа Святого. Они отрицали Божество Христа и Его рождение от Девы. Вера в Божество Христово представлялась им несовместимой с монотеизмом.

Б. Гностики

Если евиониты демонстрировали еврейское извращение истины, то гностики представляли собой языческое извращение. В основу этой системы положен был дуализм: нечто более высокое и нечто более низкое, дух и плоть, добро и зло. Так как плоть считалась злом, то Бог, конечно, не мог быть плотию, а потому Бог и не мог стать плотию, по крайней мере, не в ортодоксальном воплощении. Таким образом, к Личности Христа следовало приближаться одним из двух путей. Керетианский гностицизм учил, что Божественность Христа появилась в человеческой природе Иисуса при Его крещении и покинула Его вскоре перед смертью. Докетистский гностицизм учил, что Иисус был своего рода призраком и обладал только видимостью плоти. На зарождающийся гностицизм можем найти намеки в послании Колоссянам, в первом и втором послании Фессалоникийцам, в 1-м Иоанна, в Иуды и в Откровении. Доктринальное заблуждение, касающееся Личности Христа, опровергается в таких метах, как Колос. 1,15-18; 2,9; Евр.2,14; 1 Ин.2,22 и далее; 4,2-6и 15; 5,1-6 и 2 Ин.7.

В. Последователи Ария

В начале четвертого века Арий из Александрии возглавлял сторонников того учения, которое утверждало, что, хотя Христа и можно назвать Богом, но Он не был истинным Богом и ни в коем случае не может быть равным Богу в смысле сущности или, самое главное, вечности. Христос был сотворен прежде времени. Он, Логос Божий, был первородным из всего творения и фактором в создании мира. В воплощении Логос вошел в человеческое тело, заняв место человеческого духа. Таким образом, Христос не был вполне Богом и не был вполне человеком. В поддержку этого взгляда пользовались такими местами, как Марк 13,32; Ин.5,19; 14,28; 1 Коринф.5,28). Никейский собор, состоявшийся в 325 году, отверг арианство как ересь, заявил, что Иисус Христос был единородным, несотворенным и единой субстанцией с Отцом Сыном.

Г. Сторонники Апполинария

Однако Никейский собор не закончил этой полемики и не уяснил до конца соотношения двух природ во Христе. Так возникла опасность двух крайностей; с одной стороны, Божественная природа могла до такой степени поглощать человеческую, что человеческая могла потерять свою индивидуальность; с другой стороны, индивидуальности этих природ могли быть столь обособленными друг от друга, что Христос мог фактически превратиться в две Личности. Аполлинарий, заняв первую позицию, доказывал, что Христос обладал истинным делом и живой душой, но не обладал рациональным духом или умом. Логос заполнил место человеческого ума. Этот взгляд почитал Божественность Христа, в результате, однако, Он отвергал Его полную человечность. Первый Константинопольский собор, состоявшийся в 381 году, осудил этот взгляд, как ересь.

Д. Последователи Нестора

Нестор отрицал действительное единство двух природ Христа в одной Личности и подразумевал двоякую Личность. В Человеке Иисусе пребывал Логос, так что единство этих двух природ в какой-то мере аналогично пребыванию Духа. Но таким образом в опасности оказывается истинная Божественность Христа, так как Он отличался от других людей, в которых пребывал Бог, только полнотой Его присутствия и абсолютным контролем, который Божественность во Христе осуществляла над человечностью. Ефесский синод, состоявшийся в 4 31 году, осудил это учение.

Е. Сторонники Евтихия

Евтихий и его сторонники впали в противоположную крайность, нежели Нестор. Они утверждали, что Христос не обладал двумя природами, а только одной. Во Христе было все Божественным, даже Его тело. Божественное и человеческое во Христе смешалось в одно, что составило третью природе. Сторонников Евтихия называли часто монофизитами, потому что они фактически свели две Христовы природы в одну. Халкидонский собор, состоявшийся в 451 году, осудил это учение. Тогда монофизитская полемика приняла новый поворот. Некоторые из последователей этого взгляда начали учить, что у Христа была только одна воля. Однако Третий Константинопольский собор осудил это учение, заявив, что во Христе существовали две различные природы, человеческая и Божественная, а потому существовала необходимость в наличии двух интеллектов и двух воль.

Ж. Ортодоксальный взгляд

Халкидонский собор, состоявшийся в 451 году, вполне определил позицию Христианской Церкви. Он установил, что существует один только Иисус Христос, Который обладает двумя природами, человеческой и Божественной. Он является истинным Богом и истинным Человеком, состоявшим из тела и рациональной души. Он сореален Отцу в Его Божестве, но Он же сореален и человеку в его человечности, кроме греха. В Своем Божестве Он рожден был Отцом прежде времени, а как Человек, родился от Девы Марии. Различие между этими природами не убывает от их союза, а сохраняется специфический характер каждой из них, и обе они соединены в одной Личности. Иисус не раскалывается и не раздваивается на две Личности. Он является одной Личностью, Сыном Божиим.

II. Состояние до воплощения

Мы приступаем к изучению Личности Христа в историческом плане, но в другом смысле, а потому прежде всего обратим внимание на некоторые вещи, которые свидетельствуют об Его истинном существовании в Его состоянии, предшествующем воплощению. О некоторых из этих вещей уже упоминалось, когда изучался вопрос Троицы, но теперь их следует повторить и прибавить к ним еще и некоторые другие. В минувшей вечности Христос был с Богом и действительно «был Бог» (Ин.1,1). Это было до прежнего бытия мира (Ин.17,5). Он назван «Словом» (Ин.1,1 и 14; Откр.19,13). Слово является посредником проявления, средством связи и методом Откровения. В соответствии с этим толкованием мы читаем в послании Евр. 1,2, что Бог «в последние дни сии говорил в Сыне». Иоанн говорит о Логосе, как о Личности, и это очевидно из структуры его предложения. Он говорит: «Теос, ен хо Логос», — что значит, что Логос есть Бог, но это не означает, что Он является полным Божеством. Если бы он сказал: «Хо Теос ен хо Логом», — он превратил бы выражение Бог и Логос в обратимое выражение, но так учит савеллианство. Павел называет Его «рожденным прежде всякой твари» (Колос. 1,15, см. мессианское употребление этого выражения в Пс.88,28). Это звание не означает, что Сам Христос был сотворен прежде остального творения; «это звание означает, что Христос существуя, как Он существовал, прежде всякого творения, пользуется привилегией первородства, как Господь всего творения, что Он назначен быть наследником всего» (Евр.1,2). Итак, Он существовал когда началось творение, и все совершено для Него, как и через Него (Симпсон и Брюс, «Комментарий к посланиям Ефесянам и Колоссянам,» стр. 194), мы очень мало знаем о деле Христовом в этот период, за исключением того, что Отец сотворил мир через Него (Евр.1,2) и что Он избрал верующих в Нем прежде создания мира (Ефес.1,4).

Писание заявляет неоднократно, что Христос участвовал в творении. Иоанн пишет, что «все через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть» (Ин.1,3, см. ст. 10). Павел говорит, что все из Него и мы из Него (1 Коринф.8,6); он говорит, что «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Колос. 1,16-17). Это место Писания представляет Христа Творцом, Хранителем и целью Творения. Особое внимание следует обратить на тот факт, что тогда, когда Бог намеревался сотворить человека, состоялся первый совет Божества. Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1,26). В книге Притч.8,30 сказано: «И Тогда я была при Нем художницей».

Хотя вторая Личность Троицы часто появляется в Ветхом Завете, ее никогда не относят ко Христу. Вместо этого мы встречаем такие имена, как Сын, Иегова и Ангел Господень. В Псалме 2,7 Иегова называет Его Своим Сыном. Гораздо чаще Он называется Иеговой. Обратим внимание на сказанное в Быт. 19,4: «И пролил Господь (Иегова) на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа (Иеговы)». Несомненно, это Тот же, Который назван Господом (Иеговой) в Быт. 18,13 и далее; Быт. 18,17-22 и 33. Бог сказал: «А дом И удин помилую и спасу их в Господе (Иегове), Боге их» (Ос. 1,7). В Пс.44,6 Иегова называет Его Богом. Но чаще всего Он появляется, как Ангел Господень (Ангел Иеговы). Его появление в Ветхом Завете в качестве Ангела Господнего является значительным. Как Ангел Господень, Он явился Агари и сказал ей, чтобы она возвратилась и подчинилась Сарре, прибавив, что Он умножит потомство ее (Быт. 17,7-14). Как Ангел Господень, Он явился Аврааму и удержал его руку, когда Авраам намеревался заколоть своего сына Исаака (Быт.22,11-18). Как Ангел Божий, Он явился Иакову и сказал ему, что подаст ему успех пред лицом недостойного поведения Лавана с ним (Быт.31,11-13). И Моисею явился Ангел Господень в пламени огня из куста и попросил его не приближаться, потому что земля была свята (Исх.3,2-5). Обратим внимание, что Он назван Богом в ст. 4. Затем мы читаем, что Ангел Господень пошел впереди Израиля, когда Израиль покидал Египет (Исх.14,19; см. 23,20; 32,34). Павел говорит, что та скала, которая следовала за ними, это был Христос (1 Коринф. 10,4). Когда Валаам пришел, чтобы проклясть Израиля, Ангел Господень остановил его и велел ему говорить лишь то, что Сам Он скажет ему (Числ.22,22-25). Далее, Ангел Господень прибыл к Гедеону,когда тот в тайне молотил пшеницу, чтобы скрыть ее от мадианитян и сказал ему, что ему следует освободить Израиля (Суд.6,11-24). И Маною явился этот Ангел и обещал, что у него (Маноя) родится сын, которого жена его назвала Самсоном (Суд.13,2-24). Когда Давид согрешил, исчислив народ, Бог послал Ангела с язвой (1 Пар.21,1-27). Когда Илия бежал от Иезавели, Ангел Господень явился ему, чтобы ободрить его, когда он лежал под можжевеловым кустом (3 Цар.19,5-7). Нет сомнений, что это была та же Личность, Которая говорила с ним на Хориве (ст. 9-18). В те дни, когда Сеннахирим вторгся в Иудею, явился Ангел Господень, чтобы спасти, оказавшихся в несчастии Иудеев и погубить в одну ночь 185 тысяч ассирийцев (4 Цар.19,35). А у Зах.1,11 Ангел Господень стоит среди миртовых деревьев и принимает отчеты от различных посланников. А в главе 3,1 Иисус — первосвященник представлен стоящим перед тем же Ангелом. Все эти места Писания свидетельствуют о том, что Христос обладал Своим обособленным существованием в период Ветхого Завета и что Он вступал в определенное и неоднократное общение с Израильтянами.