23. Личность Христа: уничижение Христа

Следующие места Писания свидетельствуют о том, что Христос существовал еще до того, как стал Человеком: «И Слово стало плотию» (Ин. 1,44); «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены» (Гал.4,4; см. Рим.8,3); «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став, как человек» (фил.2,6 и далее); «а как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные» (Евр.2,14).

Повествования о рождении (Мф, 1,2; Лк. 1,2) предлагают историческую запись о воплощении и прослеживают ее вплоть до чудотворного дела Духа Святого. И то, что исторический Иисус сделался фактически вечным Сыном Божиим, пришествие Которого было предсказано в Ветхом Завете, явилось темой Апостольской проповеди (Д.Ап.17,3; 18,5 и 28). Даже светская история признает тот факт, что Иисус Христос жил на земле. Об этом упоминает римский историк Тацит (112 гг. по Р.Хр.) и еврейский историк первого века (Иосиф Гейслер, «Популярное обозрение Ветхого Завета», стр.11). Однако нам следует обратиться к Писаниям, чтобы определить причины и природу воплощения.

I. Причины воплощения

Существует целый ряд причин, почему Бог воплотился в человека.

А. Чтобы подтвердить обетования Божии

Он стал Человеком, чтобы подтвердить обетования, дарованные Отцом, и чтобы явить милосердие язычникам (Рим. 15,8-12). Начиная обетованием в Быт.3,15 и продолжая через весь Ветхий Завет, Бог в различные времена обещал послать Сына Своего в мир. Так, Исаия говорит: «Ибо младенец родился нам; Сын дан нам» (9,6); «Се, Дева во чреве примет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7,14). Михей говорит: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет МнеТот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение от начала, от дней вечных» (5,2). Тщательное исследование Ветхого Завета обнаруживает пред нами тот факт, что существуют две линии предсказаний касательно пришествия Христова: Ему надлежало прийти, как Спасителю от греха и как Царю на Свое Царство.

Первая цель Его пришествия представлена прообразно в жертвоприношениях Ветхого Завета (1 Коринф.5,7); о ней речь во многих Псалмах (16,8-10;21,1 и 7 и далее; 40,9-11) и у пророков (Ис.52,14; 53,4-6; Дан.9,26; 3ax.ll,12 и далее; 13,1 и 7). Вторая цель предсказана во многих местах Ветхого Завета (Быт.17,6 и 16; 49,9 и далее; Втор.17,14-20; 2 Цар.7,12-14; Пс.2,8; 23; 44; 71; 88; 109; Ис.11,1-10; Иер.23,5; 31,31-34; Иез.37,15-24; Зах. 14,9). Соответственно, когда Он пришел, Он явился в двойной роли Спасителя и Царя, как говорит Матфей, Он был Сыном Давидовым, также Сыном Авраама (Мф.1,1). Гавриил сказал Марии, что Господь Бог «даст Ему престол Давида, отца Его» (Лк.1,32), а Сам Он сказал: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15,24). Однако, свои не приняли Его (Ин.1,11), и хотя толпы провозгласили Его Сыном Давидовым, когда Он въезжал в Иерусалим на осле (Мф.21,8), через несколько дней вожди внушили толпам требовать, чтобы Его распяли. Таким образом, Он умер, как заместительная жертва и стал Спасителем мира и краеугольным камнем Церкви — Мф. 16,18 и 21; Д.Ап.20,28; Ефес.2,20; 5,25.

Б. Чтобы открыть Отца

В Ветхом Завете Бог открыт людям, как Творец и Управитель. Ветхий Завет открывает нам единство, святость, могущество и благодеяния Божий. Христос завершил это откровение, прибавив к нему идею Бога-Отца (Мф.6,9). Иоанн писал: «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, Сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1,48). Иисус учил, что видеть Его — значит видеть Отца (Ин.14,9), что Сам Отец любит нас (Ин.16,27), что Отец знает, в чем мы нуждаемся еще прежде нашего прошения (Мф.6,8; см. ст.32), что Он не удержит ничего доброго от Своих детей (Мф.5,45; Ин.3,3 и 5; 1 Ин.3,1 и далее). Отношения чада Божи-его к Небесному Отцу — это драгоценная весть Нового Завета.

В. Чтобы быть верным первосвященником

Он пришел для того, чтобы действовать, как верный первосвященник. Христос пришел для того, чтобы войти во все человеческие переживания, чтобы получить право быть первосвященником. Ветхозаветные первосвященники избирались из среды людей, чтобы верно представлять людей (Евр.5,1 и далее), и Христос подобным же образом был избран из среды людей по тем же причинам (Евр.5,4 и далее). «Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, Вождя спасения их, совершил через страдания» (Евр.2,10). Итак, вот то совершенство, которого Христос достиг через Свои переживания здесь, как человек. Обратим далее внимание: «Посему Он должен был во всем уподобиться братьям, для умилостивления за грех народа, ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр.2,17-18). «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха, — и на этом основании сказано, — посему, да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр.4,15). Тот факт, что Он испытал муки голода, недостаток сочувствия со со стороны других, что Он проводил бессонные ночи, когда Он уставал от тяжелого труда жизни, что Он испытал всякий род искушений, которые постигают человека, что Его не понимали, отвергали, преследовали и приговорили к смерти, был подготовкой к Его нынешнему священническому служению.

Г. Чтобы устранить грех

Он пришел для того, чтобы устранить грех, принеся Себя Самого в жертву (Евр.9,26). Эта истина уже упоминалась в связи с первой целью Его воплощения, но необходимо изложить ее более обстоятельно, как цель всех целей. Иисус сказал: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Марк 10,45). Итак, совершенно ясно сказанно, что Ему необходимо было стать человеком, чтобы умереть за грех рода человеческого. В послании к Евреям читаем: «Но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честию Христос, Который немного был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех»(2,9), а Иоанн писал: «И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха» (1 Ин.3,5).

В связи с этим следует обратить внимание на несколько вещей. Если Христос пришел для того, чтобы отдать Свою жизнь в выкуп за многих, тогда знаем, что Он пришел искупить людей смертию Своей от грехов их. Мы знаем также, что Его смерть была заместительной, и далее, что не все, но многие спасутся. Идея об устранении греха как будто напоминает нам козла отпущения из Ветхого Завета. Ежегодно, в день искупления одного козла приносили в жертву, а другого отправляли в пустыню, но уже после того, как над его главой были исповеданы грехи народа (Лев.16,20-22). Таким образом и Христос оказался Агнцем Божиим, Который взял на Себя грех мира (Ин.1,29; см. ст.З). Исаия говорит: «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас» (53,6). И если сказано, что Он вкусил смерть за каждого человека, то мысль здесь такова, что Он понес ее за каждого человека. Те, которые верят в эту истину, спасены от того, чтобы самим не вкусить смерти. Павел заявляет, что Тот, Кто не знал никакого греха, стал жертвою за грех ради нас, чтобы мы могли в Нем оправдаться пред Богом (2 Коринф. 5,21). Христос пришел для того, чтобы учить людей, чтобы помогать им в материальном и физическом отношении, чтобы дать им пример и т.д., но более всего этого, Он пришел для того, чтобы умереть за грех человека. Его смерть является фундаментальной основой всякого другого благословения, которым мы наслаждаемся.

Д. Чтобы разрушить дела диавола Вскоре после того, как Иоанн заявил, что Христос явился для того, чтобы устранить грех (1 Ин.33,5), Он сказал также, что Христос явился, чтобы разрушить дела диавола (1 Ин.3,8). Библия говорит: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертию лишить силы имеющего державу смерти» (Евр.2,14). Совершил Он это для того, чтобы «избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (ст. 15).

Пришествие Христово, в особенности Его дело на кресте, нанесло поражение сатане (Ин. 12,31; 14,30). Теперь он уже является побежденным врагом. Он потерял права на своих подчиненных, и наступит день когда он будет ввержен в озеро огненное (Откр.20,10). И тогда наступит конец всему тому, что он сделал, введя в мир грех, за исключением наказания тех, которые были его последователями. Стотт советует: «Если вся цель первого явления Христа заключалась в устранении греха и в уничтожении дела сатаны, тогда христианам не следует идти на компромисс ни с грехом, ни с сатаной, потому что сами они будут сражаться против Христа» (Стотт, «Послания Иоанна», стр.125).

Е. Чтобы предложить нам пример святой жизни

Хотя эта цель не излагалась многословно в каком-нибудь из мест Писания, тем не менее, она заключается во множестве ссылок. Например, «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11,29). «Ибо вы к тому призваны; потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» — 1 Пет.2,27. «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Ин.2,6). Авторы Священного Писания были безупречными учителями, но они не были безупречными людьми (характерами). Только Христос был безупречен в Своем учении и в Своем характере. Нам же необходимо иметь иллюстрацию того, какими Бог хочет нас видеть. Христианин является верующим в Спасителя, и Спаситель является примером для него. Неспасенным Библия говорит: веруйте и живите; спасенным она говорит: следуйте по стопам Его. Порядок этот никогда не превратится в обратный. Самым могучим побуждением к святости является не наставление, а пример, особенно пример того, с кем мы тесно сопряжены. Когда Моисей спустился вниз в стан, лицо его сияло. Подобным же образом и верующий преображается в тот же образ нашего Господа, «как в зеркале взирая на славу Господню» (2 Коринф.3,18).

Ж. Чтобы приготовить Свое второе пришествие Писание говорит: «Так и Христос, однажды принес Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр.9,28). Итак, существуют две стороны спасения, а именно: обеспечение спасением и применение спасения, однако обеспечение спасением должно предшествовать применению его.

Теперь совершенно очевидно, что многое из того спасения, которое Христос предусмотрел для нас, применяется в настоящее время. Верующие спасаются от наказания и вины за грех в тот момент, когда принимают Христа; они спасаются от власти греха ходатайством Христовым, а также своими молитвами, возносимыми к Нему в течение всей своей жизни, но они не спасаются от присутствия греха, пока Он не возьмет их к Себе. Далее, существует еще и искупление тела. Когда Христос умер на кресте, Он умер за всего человека. Однако телесное исцеление не гарантировано сегодня каждому человеку, а телесное бессмертие — это дело исключительно будущего. Так же обстоит вопрос с искуплением всего творения. На кресте Христос искупил все творение, однако Он еще удерживает действительное освобождение всего творения до того дня, как откроются сыны Божий (Рим.8,18-25). Он «стал как бы Агнец закланный» (Откр.5,6), чтобы снять печати с книги, с документа, устанавливающего право собственности и обладания искупленными. Его первое пришествие необходимо было, как подготовка для Его второго пришествия.

II. Природа воплощения

Существует несколько классических мест, касающихся этого предмета. В послании Филиппийцам 2,6 отмечено, что уничижение началось в отношении разума Христова; Он почитал Себя равным Богу, но это не было то дело, которое Он захватил Себе насильственно. И то, что Он стал человеком, не составляло лишней угрозы для Него. Это было состояние уничижения, ведь гордые касаются не только того, чего не могут удержать, но хотят еще приобрести и то, чего не имеют. Итак, в воплощении Христовом заключается два момента: Христос уничижил Себя — это один момент, а второй — Он стал подобным человеку.

А. Он уничижил Себя

Прежде всего нам сказано, что Христос «уничижил Себя» (Фил.2,7). От греческого слова «кеноо» происходит и слово «кеносис». К несчастию, многие ошибочно истолковали тот факт, который оно открывает. Они утверждали, что Христос лишился присущих Ему свойств: Своего всеведения, всемогущества и вездесущности, — сохранив за Собой Свои постоянные качества: Свою святость, любовь и истину. Учат также, что Он обладал глубоким познанием, но несовершенным, что Он был могущественным, но не всемогущим.

Однако эти утверждения являются ошибочными. Христос неоднократно проявлял Свои Божественные познания. Мы читаем, что Он «знал всех» и что «Сам знал, что в человеке» (Ин.2,24-25). Он знал также все, что с Ним будет (Ин.18,4). А в отношении Его силы мы не только читаем, что Он усмирял ветер, чудотворным образом накормил голодных, исцелял больных, изгонял бесов и воскрешал мертвых, но Он часто призывал людей уверовать в Него ради Его дел, если они не хотят поверить Его словам (Ин.6,36; 10,25 и 37 и далее; 14,11; 15,24). Иоанн предложил несколько избранных чудес, которые заимствовал из служения Христова, чтобы читатели его могли уверовать, что Иисус есть Христос, Сын Божий и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин.20,31). Бесспорно, дела Илии и Елисея не указывали на то, что они являются воплощенными богами, потому что они совершали их силою Духа. Мы же призваны уверовать во Христа, как в Бога, в силу тех дел, которые Он совершал. Но мы можем уверовать в Него только в том случае, если Он совершал их, по крайней мере, многие из них, силою Своего собственного Божества. Христос совершал дела Своей собственной, присущей Ему, силой (Матф.9,28). Апостолы совершали дела во имя Христа, а христиане порою совершают чудеса силою Духа Святого, но не своей собственной (Мф. 12,28).

В уничижении Христа произошло несколько событий и вещей. Каким-то образом оказалась за завесой, но ничему не подчинилась Его Божественная слава (Ин. 1,14; 2,11; 17,5). Он добровольно оставил сокровища небес и облекся в человеческую нищету (2 Коринф.8,9). Он принял бесславное человеческое тело, которое подвержено было слабостям, мучениям, искушениям и страданиям. Он добровольно предпочел не пользоваться преимуществами Своего Божества, такими как всемогущество, вездесущность и всеведение, чтобы облегчить Свой путь. Он бедствовал, переходил с места на место и возрастал в мудрости и познании. Таким образом, хотя Он и не подчинил Своих Божественных свойств чему-либо, Он добровольно отказался от проявления Своих Божественных свойств, чтобы отождествиться с человеком. Уолвурд пишет: «Акт кеносиса, если его правильно понимать, может означать, что Христос не подчинил чему-либо свойств Своего Божества, но Он сознательно и добровольно ограничил независимое пользование ими, чтобы вполне согласоваться со Своей целью — жить среди людей и в обстановке их ограничений» (Уолвурд, «Иисус Христос — наш Господь», стр. 144).

Впрочем очевидно, что Писания учат тому, что Христос просто ограничил независимое проявление некоторых Своих относительных и переходных свойств. Но Он ничему не подчинил Своих абсолютных и постоянных свойств, Он всегда был совершенно свят, справедлив, милостив, истинен и верен, и Он всегда любил со всею интенсивностью Своего существа. Но Он уничижил Себя, отказавшись от проявления Своих относительных свойств. Таким образом, Он оставался всеведущим, всемогущим и вездесущим, но лишь в той мере, в какой Отец Его гарантировал Ему проявление этих свойств. Это и повлекло за собой отказ от той славы, которой Он обладал у Отца. Это и помогло Ему принять образ раба (Фил.2,6). Тот факт, что это истинный взгляд, вполне очевидно хотя бы из того, что Иисус говорит о вещах, которые Отец показал Ему (Ин.5,20; 8,38), которым учил Его (Ин.8,28), и которые поручил Ему совершать (Ин.5,36), как из того, что Отец дал Ему определенную власть (Ин.10,38) и что Отец «Духом Святым и силою помазал Иисуса» (Д.Ап.10,38), чтобы Он хотя бы порою изгонял бесов силою Духа Святого (Мф.12,28), чтобы Он силою Духа Святого дал заповеди и повеления Апостолам (Д.Ап. 1,2) и чтобы Он Сам Себя принес в жертву Богу посредством вечного Духа. Мюллер замечает по этому поводу:

Приняв образ раба, Он уничижил Себя. Ничего не сказано о том, что Он лишился каким-то образом Своих Божественных свойств, Своей Божественной природы или образа Божиего; но здесь утверждается Божественный парадокс: Он уничижил Себя Самого, приняв что-то для Себя, а именно: образ существования, природу или образ слуги или раба. Он так и остался в «образе Божием», а как таковой, Он является Господом и Управителем всего, но Он принял природу и образ раба, как часть Своей человеческой природы» (Мюллер, «Послания Павла к Филиппийцам и Филимону», стр.82).

Б. Он принял образ раба

Хотя Он существовал в образе Бога, Он явился, чтобы облечься в подобие людям (Фил.2,7). Тот, кто был и является по природе Богом, стал человеком. Иоанн заявил, что «Слово стало плотию» (Ин.1,14; см. 1 Ин.4,2 и далее; 2 Ин.7). Итак, Христу дано было человеческое тело (Евр.10,3), чтобы Бог мог обитать среди нас (Ин.1,14). Во Христе «обитает вся полнота телесно» (Колос,2,9). Однако, тот факт, что Христос принял плоть, не означает того, что Он принял непременно греховную плоть. Павел утверждает, что «Бог послал Сына Своего в подобие плоти греховной» (Фил.3,3).

Относительно выражения «плоть греховная», Муррей уясняет следующее, говоря, что «Павел пользуется словом «подобие», но не с той целью, что бы намекнуть на какую-то нереальность в отношении природы нашего Господа. Это противоречило бы выразительному языку Павла повсюду в этом послании, а также в других его посланиях. Он вынужден здесь пользоваться этим словом, потому что он употребляет выражение «плоть греховная», но он все же не мог сказать, что Христос был послан в «плоти греховной». Это противоречило бы безгрешности Иисуса, которую Новый Завет ревниво защищает» (Муррей, «Послание к Римлянам», т. 1, стр.280).

И другие места Писания говорят о воплощении: Рим. 1,3; Гал.4,4; 1 Тим.3,16; Евр.2,14. Но Христос не только стал Человеком; сохраняя образ Бога, Он принял и образ раба (Фил.2,7). Хендриксен замечает по этому поводу: «Этот текст не означает того, что Он обменял образ Бога на образ раба, как достаточно часто утверждают. Он только принял образ раба, сохраняя в то же время образ Бога! Вот что делает наше спасение возможным и доступным!» (Хендриксен, «Изложение послания к Филиппийцам», стр.109).