24. Личность Христа: две природы Христа и Его характер

Изучение цели и природы воплощения легко приводит нас к анализу тех двух природ, которыми обладал Христос: человеческой природы и природы Божией. Какого рода Личностью был Иисус Христос из Назарета?

I. Человечность Христа

Человечность Христа редко подвергалась сомнениям. Правда, существовали ереси, как гностицизм, который отвергал действительность Его тела, и евтихианство, которое даже Тело Христово превращало в Божественное, однако, подавляющая часть первой Церкви утверждала как Человечность, так и Божественность Христа. Отклонение от Библейского учения совершалось скорее в направлении отрицания Божественности Христа, нежели Его Человечности. Так как Христос должен был быть истинным Человеком, если Ему надлежало искупить людей от грехов, то вопрос Его Человечности является не просто академическим, а в основном, практическим. Где же доказательства Его Человечности?

Л. Он родился, как человек

Иисус родился от Девы (Гал.4,4). Этот факт подтверждается повествованием Мф.1,18 — 2,11; Лк.1,30-38; 2,1-20. В силу этого Он назван «сыном Давидовым», «Сыном Лвраамовым» (Мф.1,1), и сказано также, что Он родился от семени Давидова по плоти (Рим. 1,3). По этой же причине Лука прослеживает родословную Его вплоть до Адама (Лк.3,23-33). Это было прямое исполнение обетования, дарованного Еве (Быт. 3,15) и Ахазу (Ис.7,14). В нескольких случаях Он назван также и «Сыном Иосифа», однако, в каждом из этих случаев это делают те, которые не были Его друзьями и которые не были хорошо знакомы с Ним (Лк.4,22; Ин.1,45; 6,42; см. Мф.13,5 5). Когда появляется опасность, что читатель сможет воспринимать подобные указания в качестве истинных намерений автора, присовокупляются некоторые дополнительные пояснения, чтобы показать, что этого не следует делать. Так, в Евангелии Луки 3,33 мы читаем, что Он был, «как думали», Сыном Иосифа, а в поел. Рим.9,5, что Христос произошел от Израиля только по «плоти».

В связи с этим возникает один важный вопрос: если Христос родился от Девы, то не унаследовал ли Он греховной плоти от Своей Матери? Однако Писание весьма определенно высказывается относительно Его обособленности от греха. Оно заявляет, что он «не знал греха» (2 Коринф.5,21), что Он «святый, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников» (Евр.7,26) и что «в Нем нет греха» (1 Ин.3,5). В день благовещения Гавриил сказал об Иисусе, что Он — «рождаемое святое» (Лук.1,35). Сатана не имел части во Христе (Ин.14,30); он не мог притязать на безгрешного Сына Божиего. «Только грех дает сатане право утверждать свою власть над людьми, но в Иисусе не было греха, как в других» (Моррис, «Евангелие от Иоанна» стр.660). Благодаря чудотворному покровительству Духа Святого, Иисус родился безгрешным.

Б. Он развивался, как человек

Иисус прошел путь обычного развития, какой проходят люди. Так, например, нам сказано, что Он «возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости» (Лк.2,40 и что Он «преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк.2,52). Физическое и интеллектуальное развитие Христа не следует объяснять прежде всего Его Божественностью, но результатами обычных законов человеческого роста. Однако, тот факт, что у Него не было плотской природы и что Он не совершил никакого греха, несомненно, материальным образом заключается в этом результате. Его интеллектуальное развитие нельзя приписывать исключительно Его обучению в школах того времени (Ин.7,15), в основном, его следует отнести к воспитанию Его в богобоязненном доме, Его регулярном посещении синагоги (Лк. 4,16), Его посещениям храма (Лк.2,41 и 46), Его изучению Писания (Лк.4,17), а также использованию Писания во время искушения и Его общению с Отцом (Мк.1,35; Ин.4,32-34).

В. Он обладал существенными элементами человеческой природы

Тот факт, что Он обладал человеческим телом совершенно очевиден из таких, например, высказываний: «Возливши миро сие на Тело Мое, она приготовила Меня к погребению» (Мф.26,12). «А Он говорил о храме Тела Своего» (Ин.2,28). Он «причастен был плоти и крови» (Евр.2,14). «Но тело уготовал Мне» (Евр. 10,5). «Освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» (Евр. 10,10). И даже после Своего воскресения Он сказал: «Ося-жите Меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк.24,39).

У Христа было не только физическое человеческое тело, но Он обладал также и необходимыми свойствами человеческой природы, такими как разумность и свободная воля. Он мог рассуждать и проявлять желания. Писание говорит о Нем, что Он обладал душой и (или) духом: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мф.26,38; см. Марк.8,И; Ин.12,27; 13,21). «Иисус тотчас узнав духом Своим» (Марк.2,8). «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лк.23,46). Утверждая, что Он принял нашу природу; Иисус обладал первой, но не второй.

Г. У Него были человеческие имена

Его называли человеческими именами. Имя «Иисус», что значит «Спаситель» (Мф. 1,21) является греческой формой ветхозаветного имени «Иешуа» (см. Д.Ап.7,45; Евр.4,8). Он назван «Сыном Авраама» (Мф.1,1) и «Сыном Давида» (Мф. 1,1) и это последнее имя часто встречается у Матфея (1,1; 9,27; 12,23; 16,22; 20,30 и далее; 21,9 и 15). Имя «Сын Человеческий» встречается в Новом Завете более 80 раз. Это имя неоднократно встречается у Иезеки-иля (2,1; 3,1; 4,1 и т.д.), однажды у Даниила (8,17). Оно пророчески относится ко Христу в Дан.7,13 (см. Мф. 16,28). То, что это имя Иудеи относили к Мессии очевидно из того факта, что первосвященник разодрал свои одежды, когда Христос отнес это пророчество у пророка Даниила к Самому Себе (Мф.26,64 и далее). Иудеи полагали, что это выражение определяет Мессию (Ин.12,34), а потому называет Христа Сыном Божиим (Лк. 22,69 и далее). Это выражение подразумевает не только то, что Он был истинным Человеком, но и то, что Он был представителем всего человечества (см. Евр.2,6-9).

Д. Он обладал безгрешными несовершенствами человеческой природы

Он уставал (Ин.4,6), Он испытывал голод (Мф.4,2; 21,18), жажду (Ин.19,28), Он спал (Мф.8,24; см. Пс.120,2), Он переносил искушения (Евр.2,18;4,15; см. Иак. 1,13), Он зависел от Своего Отца, Который подавал Ему силу (Марк 1,35; Ин.6,15; Евр.5,7), Он творил чудеса (Мф.12,28), учил (Д.Ап. 1,2) и принес Себя Богу в жертву Духом Святым (Д.Ап. 10,38; Евр.9,14). «У христиан имеется на небесах Первосвященник, обладающий несравненной способностью сострадать всем тем, которые находятся в опасностях, в скорбях, печалях, через которые проходит их жизненный путь, потому что и Сам Он в силу Своего подобия им, подвержен был всем этим переживаниям» (Брюс, «Послание к Евреям», стр.85). И опять нам следует помнить, что говорить о несовершенствах Христовой природы — это не значит говорить о грешных несовершенствах.

Е. Он неоднократно называется человеком Иисус относил это человеческое назначение к Самому Себе (Ин.8,46). Иоанн-Креститель, (Ин.1,30), Петр (Д.Ап.2,23) и Павел (1 Коринф. 15,21 и 47; Фил.2,8; см. Д.Ап.13,38) называли Его Человеком. Итак, все признавали Его, как Человека (Ин.7,27; 9,29; 10,33). Он известен был, как Иудей (Ин.4,9). Его считали даже старше по возрасту, нежели фактический Его возраст (Ин.8,57), Его обвиняли в богохульстве за то, что Он назвал Себя Кем-то более, нежели человеком (Ин. 10,33). Даже после Своего воскресения Он обладал внешностью человека (Ин.20,15; 21,4 и далее). Далее, Он и сегодня существует в небесах как Человек (1 Тим.2,4), Он придет опять (Мф.16,27 и далее; 25,31; 26,64 и далее), Он будет судить мир в праведности, как Человек (Д.Ап.17,31).

II. Божество Христа

Те места Писания и те доводы, которыми мы пользовались раньше в рассуждениях о Троице, чтобы доказать равенство Христа с Отцом, доказывают также действительность Его Божественной природы в состоянии воплощения.

Он обладает свойствами Божества. Ему принадлежат сан Бога и Его прерогативы; все, что сказано в Ветхом Завете об Иегове, сказано в Новом о Христе; Ему дарованы имена Бога; Он хранит определенные отношения с Богом, которые подтверждают Его Божественность; Ему оказывали поклонение, как Богу, и Он принимал это поклонение во время Своей земной жизни; Христос сознавал, что Он воплощенный Бог и представлял Себя таковым. Сказанное выше является итоговым утверждением того, о чем мы размышляли раньше, рассуждая о Троице.

III. Две природы во Христе

Это область глубокой тайны. Как же могут присутствовать две природы в одной Аичности? Хотя это и трудно понять, Писание, тем не менее, побуждает нас к размышлениям о тайне Божией, даже Христос (Колос.2,2 и далее) указывает, что истинное познание Его вполне возможно, благодаря откровению Божиему (Мф.11,27). Изучение Личности Христа является очень трудным, потому что в этом отношении Он является единственным в своем роде, нет другой такой же личности, как Он, а потому мы не можем рассуждать, переходя от известного к неизвестному.

А. Доказательство их единства

Во-первых, необходимо уяснить некоторые недоразумения. Союз этих двух природ нельзя сравнивать с брачными отношениями, потому что оба партнера в этом союзе остаются все-таки двумя различными личностями. Эти природы не соединяются и тем родом связи, которая объединяет верующих со Христом. Божественная природа не пребывает во Христе тем же путем, посредством которого Христос пребывает в верующем, потому что в таком случае Он был бы Человеком, исполненным Богом, не быв Богом. Предположение о двоякой личности во Христе не соответствует Писанию. И Логос не занимает места человеческого ума или духа во Христе, потому что в таком случае Христос соединился бы с несовершенной человечностью. Эти обе природы не сочетаются также друг с другом для того, чтобы образовать третью, потому что, тогда Христос не был бы истинным Человеком. Христос не облекается также постепенно в Божественную природу, потому что в таком случае действительность Его Божества зависела бы от сознательного усвоения Его человечностью Христовой и не была бы фактом, существующим вполне самостоятельно. Церковь, в основном, вполне определенно осудила эти различные взгляды, как несоответствующие Писанию, а потому и неприемлемые.

Если указанные выше недоразумения, являются заблуждением, то как мы сможем показать, что обе эти природы нерасторжимо сочетаются друг с другом, образуя одну личность, у которой имеется два сознания и две воли? И тем не менее, хотя это две природы, но это одна Личность. О Христе, собственно, нельзя говорить, как о Божестве, обладающем человечностью, нельзя также говорить о человечности, в которой обитает Божество. В первом случае человечности не было бы отведено положение это, а во втором случае это место не было бы отведено Божеству. Вторая Личность Троицы усвоила Себе человечность со всеми ее атрибутами. Следовательно, Личность Христа пребывает в Его Божественной природе, потому что Сын не сочетается с человеческой личностью, а только с человеческой природой. Человеческая природа Христа была неличной вне воплощения, этого, однако, нельзя сказать о Его Божественной природе. Этот союз был столь совершенным в одной Личности, что, как замечает Уолвурд, «Христос в один и тот же момент как будто обладает противоречивыми качествами. Он может быть немощным и всемогущим, Он может возрастать в познании и быть всеведущим, смертным и бесконечным» (Уолвурд, «Иисус Христос — наш Господь», стр. 116), а мы можем еще прибавить! Он может находиться на каком-то месте и быть всемогущим и вездесущим.

Иисус говорит о Себе, как об одной Личности, Он не проявляет доказательств разделения Личности. Далее, люди, которые соприкасались с Ним, представляли Его себе, как одного Человека, с единой и неразделенной Личностью. Что же мы можем сказать относительно Его самосознания? Иисус, вполне очевидно, всегда сознавал Свое Божество в Своем Божественном самосознании. Оно всегда являлось самым оперативным, даже в Его детстве. «Однако, существует доказательство того, что развивалась и Его человеческая природа, а вместе с нею и Его человеческое самосознание, в отличие от Его Божественного самосознания». Порою Он действовал из соображений человеческого самосознания, а в другой раз из соображений Божественного, но оба они никогда не противоречили друг другу.

Сказанное верно и в отношении Его воли. Несомненно, человеческая воля желала избежать креста (Мф.26,39), а Божественная — желала избежать осквернения грехом (2 Коринф. 5,21). В жизни Иисуса воля Его состояла в том, чтобы творить волю Отца (Евр. 10,7 и 9). Он и исполнял ее вполне.

Б. Природа их союза

Итак, если две природы Христовы нерасторжимо соединялись в одной Личности, то какова уже, во-вторых, природа их союза? Ответ на этот вопрос в огромной мере уже рассматривался в предыдущих параграфах. Нельзя предложить никакого точного психологического анализа уникальной Личности Христа, хотя Писание предлагает несколько указаний.

1. Этот союз не является теантропическим. Личность Христа является теантропической, но не Его природа. Это значит, что человек может говорит о Богочеловеке, когда он желает коснуться личности; однако, этот же человек не может говорить о Божествен ности, а вынужден говорить о Божественной и человеческой приро де во Христе. Это очевидно хотя бы из того факта, что Христос обладал и бесконечным разумом и волей, и конечным разумом и волей; Он обладал Божественным сознанием и человеческим созна нием. Его Божественный интеллект был бесконечным, а человеческий — постоянно возрастал. Его Божественная воля была всемо гущей, а Его человеческая воля обладала только силой непорочной человечности. В Своем Божественном сознании Он сказал: «Я и Отец — одно» (Ин.10,30). В Своем человеческом сознании Он сказал: «Жажду» (Ин.19,28). Необходимо, однако, подчеркнуть, что Он все еще является Богочеловеком.

2. Этот союз является лычным. Союз двух природ во Христе называется ипостатическим союзом. Это значит, что две природы или две субстанции образуют одно личное средство к существованию. Так как Христос не соединился с человеческой личности Христовой покоится в Его Божественной природе.

3. Этот союз заключает в себе Божественные и человеческие качества и действия. Богочеловеку можно приписывать и Божественные и человеческие качества и действия под одним из двух имен. Так, мы приписываем Христу человеческие качества и характери стики под Божественными званиями: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего» (Лк.1,32); «ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа» (1 Коринф.2,8); «Дух Святой поставил… пасти Церковь… которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Д.Ап.20,28). Отсюда мы видим, что Бог родился и что Бог умер. Существуют, однако, и Божественные качества и Божественные характеристики, которые приписываются Христу под Его человече скими именами: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий» (Ин.3,13); «что ж, если увидите Сына Человеческого, восходящего туда, где был прежде?» (Ин.6,62); «и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог» (Рим.9,5); «Христос, Который умер», тот Христос, Который исполняет «все во всем» (Ефес.1,23; см.Мф.28,20); «И Тот Один, посредством Которого Бог будет судить мир, является Человеком (Д.Ап.17,31; Мф.25,31 и далее).

4. Этот союз обнаруживает постоянное присутствие человеч ности и Божества. Человечность Христа сосуществует с Его Боже ственностью на каждом месте. Этот факт сообщает драгоценность той мысли, что Христос пребывает в Своем народе. Он присутствует в нем в Своей Божественности, а благодаря союзу Его Человечности с Его Божественностью, и в Своей человечности.

IV. Характер Христа

Как уже было замечено, одна из целей воплощения состояла в том, чтобы представить нам Христа примером (Мф.11,29; 1 Пет.2,21; 1 Ин.2,6). Поэтому весьма важно изучить Его характер, чтобы постичь стандарт, идеал христианского хождения. Обратить свой взор на эту удивительную Личность — значит сказать вместе с Исаией: «Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис.6,5). Иоанн говорит: «Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил с Ним» (ин.12,41). Петр ответил подобным же образом, как Исаия, когда он сказал: «Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный!» (Лк.5,8). Что же было столь своеобразным во Христе, что побудило таких людей, как Исаия и Петр, ответить таким образом, как они ответили?

А. Он был абсолютно свят

Он был «Святым рождаемым» (Лк.1,35), «Святым и Праведным» (Д.Ап.3,14), «Святым Сыном Твоим Иисусом» (Д.Ап.4,27). Он был святым по природе, а потому князь мира сего не имел в нем части (Ин. 14,30), в Нем не было греха (Евр.4,15). Он был свят в Своем поведении, потому что Он всегда обособлялся от грешников (Евр.7,26). Он всегда делал то, что благоугодно было Его Отцу (Ин.8,29). «Он не делал никакого греха, и не было лести в устах Его; будучи злословим. Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Пет.2,22-23 и далее). Никто не принял вызова Его, когда Он повелевал Своим врагам: «Кто из вас обличит Меня в неправде!» (Ин.8,46), и Он, заметим, был «искушен во всем» (Евр.4,15).

И нам следует быть святыми, потому что Он свят (1 Пет. 1,16).К сожалению, мы можем быть очень далеки от подобия Христу, но нам нет извинения, если мы избираем более низкий идеал, нежели тот, который предлагает нам Писание. Если мы открытым лицом, как в зеркале, взираем на славу Господню, то мы преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2 Ко-ринф.3,18; Пс.83,5). Христос является нашим примером безгрешного совершенства. Он образец абсолютного совершенства. Он показал нам, как быть святым.

Б. Он обладал истинной любовью

Павел говорит, что любовь Христова превосходит наше разумение (Ефес.3,19). Любовь Христова прежде всего устремляется к Его Отцу (Ин.14,31). Любовь Христова направлялась также к Писанию, в данном случае, к Ветхому Завету. Он воспринимал Писание, как истинное свидетельство о событиях и учениях, о которых оно повествует (Мф.5,17 и далее). Он пользовался Писанием во время искушения (Мф.4,4 и 7 и 10); Он толковал некоторые пророчества в нем, которые касались Его Самого (Лк.4,16-21; 24,44 и далее). Он заявил, что Писаний нельзя нарушать (Ин.10,35).

Любовь Христова направляется к людям, к людям в общем. Когда Иисус взглянул на молодого законника, Он полюбил его (Мк.10,1). Он любил грешников и мытарей (Мф.11,19). Он так возлюбил погибших, что положил Свою жизнь за них (Ин.10,11; 15,13; Рим. 5,8).В особенности Он возлюбил избранных Своих. Иоанн говорит о Нем, как о «Возлюбившем нас и Омывшем нас от грехов наших Кровию Своей» (Откр.1,5). Он возлюбил учеников Своих до конца (Ин.13,1). Он возлюбил их так же, как и Отец возлюбил Его (Ин.15,9); Он возлюбил избранных Своих так, что отдал за них жизнь Свою (Ефес.5,2 и 25). Он любит их так, что никто не может отделить их от Его любви (Рим.8,37-39).

В. Он был подлинно смиренным

Это прежде всего видно в Его уничижении. Будучи равным Богу, Он уничижил Себя, Он принял образ раба, Он по виду стал, как человек, Он смирил Себя и смирил до позорной смерти на кресте (Фил.2,5-8). Его смирение очевидно в Его поведении, когда Он был на земле. Он, будучи богат, обнищал ради нас (2 Коринф.8,9). Он родился в яслях, потому что для Него не оказалось места в гостинице (Лк.2,7); у Него не было места, где Он мог бы преклонить голову, когда ходил, учил и исцелял многих (Лк.9,5 8), так что одна женщина, которую Он освободил от нечистых духов и исцелил ее от ее болезни, послужила Ему своим имением (Лк.8,2 и далее); Он повелел Петру поймать рыбу, чтобы приобрести деньги, необходимые Ему и Петру для уплаты храмового налога (Мф.17,27). Он был похоронен в чужом гроое (Мф.27,59 и далее). Далее, Он общался с простыми людьми, которые низко стояли на общественной лестнице. Его называли «Другом мытарям и грешникам» (Мф. 11,19; см. Лк. 15,2). Он приветствовал то помазание, которое совершила грешница (Лк.7,37 и далее). Он простил ее грехи (ст. 47 и далее). Фактически, ученики Его были людьми низкого происхождения, но Он им открыл великие тайны Царствия (Мф. 13,11 и 16 и далее). Заметим, что Он совершал самое низкое служение. Он не для того «пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить многим и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20,28). Фактически, Он омыл ноги ученикам, хотя Он был Учителем Своих учеников (Мф. 23,10; Ин. 13,14). В действительности же Он хотел, чтобы Его считали их другом (Ин.15,13-15).

Г. Он был кроток

Он сказал о Себе: «Ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11,29), а Павел напоминает Коринфянам о «кротости и снисхождении Христовом» (2 Коринф. 10,1). Кротость Его очевидна и том, что Он «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» (Мф.12,20; см. Ис.42,3). Примером может служить Его нежное обращение с раскаивающимися грешниками (Лк.7,37-39; 7,48-50), Его приспособление к сомневающемуся Фоме (Ин.20,29), Его нежность, которую Он являл Петру, особенно после того, как Петр отрекся от Него (Лк.22,61; Ин.21,15-23). Может быть, еще более обнаруживается Его кротость и Его нежное обращение с И удой-предателем (Мф. 26,50; Ин. 13,21), а также с теми, которые распинали Его (Лк.23,3 4). Он не негодовал, не кричал, и никто не слышал голоса Его волнений (Мф. 12,19; см. Ис.42,2). Подобным же образом и рабу Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым (2 Тим.2,24).

Д. Он был совершенно уравновешенным

Он был печален, но без меланхолии. Он радовался, но без привольности. Он воспринимал жизнь серьезно. Исаия говорит следующее о Его жизни: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом» (Ис.53,3-4; см. Пс.68,9; Рим. 15,13; Евр. 2,10). В дополнение к тому Он скорбел и печалился, но Он также и радовался. Он сказал: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15,11). «И сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную» (Ин.17,13). Мы нигде не читаем, что Иисус смеялся, хотя в Своем учении Он иногда пользовался элементами юмора (Мф. 19,24; 23; 24; Лк.7,31-35). Он плакал, и это совершенно ясно (Лк.9,41; Ин.11,35). Он скорбел о тех, которые добровольно отвергли Его свободное спасение (Мф.23,37; Ин.5,40). Он понес наши печали и наши скорби, а потому казался старше Своего фактического возраста (Ин.8,57). Радость Его была в основном радостью принятия (Евр.12,2; см. И с. 53,11), это радость от созерцания многих душ, спасенных и пребывающих с Ним во веки во славе.

Е. Он проводил молитвенную жизнь

Иисус молился часто. Лука упоминает 11 случаев, когда Иисус молился. Он часто молился пред Своими учениками, но нигде не сказано, что Он молился вместе с ними. Он проводил длительное время в молитве, иногда целые ночи (Мф. 14,23; Лк.6,12). Иногда Он вставал очень рано и искал уединения для молитвы (Мк. 1,3 5). Он молился, приступая к великому труду; Он молился пред тем, как приступить к миссионерскому служению в Галилее (Мк.1,35-38), перед избранием двенадцати Апостолов (Лк.6,12 и далее), перед тем, как отправиться на Голгофу (Мф.26,38-46). Он молился и после Своих больших успехов (Ин.6,15). Когда Он молился о Себе, Он никогда не забывал помолиться и об избранных Своих (Лк.22,32; Ин.17). Он молился серьезно (Лк.22,44; Евр.5,7), настойчиво (Мф.26,44), с верою (Ин.11,41 и далее) и смиренно (Мф.26,39). Автор послания к Евреям говорит: «Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Свое благоволение» (Евр.5,7). Но если Сыну Божиему необходимо было молиться, то не гораздо ли более нам необходимо уповать на Бога?

Ж. Он непрестанно трудился

Иисус сказал: «Отец Мой доныне делает и Я делаю» (Ин.5,17). «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» (Ин.9,4). Начиная ранним утром (Мк. 1,35; Ин.8,2), Он продолжал трудиться до поздней ночи (Мф.8,16; Лк.6,12; Ин.3,2). Интересно было быпоследовать за Ним через Его обычный трудовой день (Мф. 12,22; 13,53; Мк.3,20 — 4,41). Он забывал о пище (Ин.4,31-34), об отдыхе (Мк.6,31), о муках Своей собственной смерти (Лк.2 3,41-43), когда у Него появлялась благоприятная возможность помочь нуждающейся душе. Дело Его состояло из наставления (Мф.5-7),проповеди (Мк.1,38 и далее), изгнания бесов (Мк.5,12 и далее), исцеления больных (Мф.8,9), спасения погибших (Лк.7,48 19,9), воскрешения мертвых (Мф.9,25; Лк.7,14; Ин. 11,43) и призвания и обучения Его тружеников (Мф.10; Лк. 10). Как труженик, Он отличался смелостью (Ин.2,14; 3,3; 19,10 и далее), доскональностью (Мф. 14,36; Ин,7,23), целостностью (Мф. 11,19) и тактичностью (Мк.12,34; Ин.4,7-30).