26. Дело Христово: воскресение, вознесение и возвеличивание

Целевой аспект нашего спасения заключает в себе более, нежели смерть Христову, он заключает в себе воскресение, вознесение и возвеличивание, каждый из них содействует плану искупления.

I. Воскресение Христово

Обратим теперь внимание на важность, природу, достоверность и результат воскресения Христова.

А. Важность воскресения Христова

Воскресение Христово обладает первостепенной важностью по нескольким причинам.

1. Оно является фундаментальным учением христианства. Многие допускают необходимость смерти Христовой, но отрицают важностью Его телесного воскресения. Однако тот факт, что физическое воскресение Христа жизненно важно, очевиден из фундаментальной взаимосвязи этого учения с христианством. В 1 Коринф. 15,12-19 Павел показывает, что все, что стоит или падает, сопряжено с телесным воскресением Христа. Если Христос не воскрес, то тщетна проповедь (ст. 14), тщетна вера Коринфян, тогда и Апостолы являются лжесвидетелями (ст. 15) и Коринфяне остаются в своих грехах (стЛ7) и почившие во Христе погибли (ст. 19). Вся книга Деяний Апостолов предлагает особый аспект на то, что проповедь Апостолов была посвящена Воскресению Христа (2,24 и 32; 3,15 и 26; 4,10; 13,30-37; 17,31). Эту мысль можно такжеотметить и в Павловых посланиях (Рим.4,24 и далее; 6,4 и 9; 7,4; 8,11; 10,9;1 Кор.6,14; 15,4; 2 Кор.4,14; Гал.1,1; Ефес.1,20;Колос.2,12; 1 Фесе. 1,10; 2 Тим.2,8) в других посланиях Нового Завета (1 Пет.1,21; 3,21; Откр. 1,5; 2,8). Итак, совершенно оче видно и ясно, что воскресения является существенной частью Еван гелия.

2. Оно обладает важной долей в применении спасения. Бог воскресил Его и вознес Его, посадив Его одесную Себя, чтобы Он был главою всего для Церкви (Ефес.1,20-22). Весьма необходимо для Него воскреснуть, прежде того, как Он сможет крестить веру ющих Духом Святым (Ин.1,33; Д.Ап.1,5; 2,32 и далее; 11,15-17; 1 Кор.12,13; см. Ин.14,16-19; 15,26; 16,7). Смерть Его, воскре сение и вознесение — это подготовка к излиянию даров на людей (Ефес.4,7-13). Он должен воскреснуть, чтобы быть Царем и Спасителем, чтобы даровать покаяние и отпущение грехов Израилю (Д.Ап.5,31). Павел обобщает все это, когда говорит, что, если смерть Христова примирила нас с Богом, то Его нынешняя жизнь усовершит наше спасение (Рим.5,8-10). Итак, воскресение является весьма существенным для применения спасения, которое предусмотрено в смерти Христовой.

3. Оно важно, как проявление силы Христовой. Нормой силы Божией, о которой часто говорится в Ветхом Завете, является та сила, с помощью которой Бог вывел Израиля из Египта. Ежегодный праздник Пасхи был напоминанием о могущественной руке Божией (Исх.12). В Новом Завете нормой силы является сила Божия, проявленная в воскресении Христовом. Невозможно было, чтобы сила смерти могла удержать Христа (Д.Ап.2,24). Но эта же сила, которая воскресила Христа из мертвых, доступна сегодня христианам. Павел молился о том, чтобы верующие могли познать «величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых, и посадив одесную Себя на небесах» (Ефес.1,19-20).

Б. Природа воскресения Христова

То, что это было телесное воскресение, неоднократно подчеркивается в этом исследовании, однако нам необходимо представить доказательства этого предположения.

1. Это было действительное воскресение. Теория о том, что Христос фактически не умирал, что Он просто впал в обморок, от которого Его оживил холодный воздух гроба, а также благовония, является грубым извращением ясного значения Библейских высказываний. Христос действительно умер и это видно из того факта, что сотник и воины заявили, что Он мертв (Мк. 15,4 5; Ин. 19,33), что жены пришли с надеждой помазать мертвое Тело (Мк.16,1), что из открытой раны в боку текла кровь, смешанная с водой (Ин.19,34), что ученики согласились с тем, что Он умер, а потому воскресение Его весьма удивило их (Мф.28,17; Лк.24,37 и далее; Ин.20,3-9), что Он не явился Своим ученикам в третий день в ослабленном состоянии, а как Могущественный Победитель над смертью и что Сам Христос заявил, что Он «был мертв, и се жив во веки веков» (Откр.1,18).

2. Это было телесное воскресение. Некоторые из тех, что заявляют, что верят в воскресение Христово, отказываются верить, что это было телесное воскресение. Они объясняют Его смерть и воскресение так, словно это две стороны одного и того же пережи вания; в Своей смерти Он вышел из Своей физической жизни, а Своим воскресением Он вошел в Свою духовную жизнь. Таким образом, Его смерть и воскресение являются одновременными событиями, а явление или же, что это были просто субъективные галлюцинации.

Целый ряд фактов доказывает, что Христос воскрес телесно.Иисус Сам заявил после Своего воскресения, что у Него имеется плоть и кости (Лк.24,39). Матфей говорит, что жены, которые встретили Христа в утро воскресения, ухватились за Его ноги (Мф.28,9). Давид пророчествовал Духом, что плоть Христова не подвергнется тлению (Пс. 15,10; Д.Ап.2,31). Гроб оказался пустым и пелены оставались на месте, когда ученики исследовали гроб (Мк. 16,6; Ин.20,5-7). Христос принимал пищу в присутствии Своих учеников после Своего воскресения (Лк.24,41-43). Иисус был опознан своими после воскресения, даже показав им следы от гвоздей (Лк.24,34-39; Ин,20,25-28). Иисус предсказал, что Он воскреснет телесно (Мф. 12,40; Ин.2,19-21). Ангелы во гробе заявили, что Он воскрес, как Сам Он об этом сказал (Лк.24,6-8). Наконец, многие места Писания так и остались бы для нас непонятными, если бы мы придерживались той теории, что воскресение Его было исключительно духовным (Ин.5,28 и далее; 1 Кор. 15,20; Ефес.1,19 и далее).

3. Это было единственное в своем роде воскресение. Сын вдовы из Сарепты (3 Цар.17,17-24), сын сонамитянки (4 Цар.4,18-37), дочь Иаира (Мк.5,22-43), молодой человек из Наина (Лк.7,11-17), Лазарь (Ин.1,11-44), Тавифа (Д.Ап.9,36-43) и Евтих (Д.Ап.20,7-12) — все они, несомненно, умерли во второй раз. Они, конечно, не облеклись в тело воскресения, как Христос. В связи с воскресением Тела Христова обратим внимание на несколько упомянутых моментов. (1) Это было реальное Тело. К Нему можно было прикоснуться и к Нему прикасались (Мф.28,9); оно обладало плотью и костями (Лк.24,39); (2) Его можно было узнать, это было то же Тело, а не другое. Сам Христос упомянул об Своем израненном боке (Ин.20,27). Можно думать, что эти признаки Его страданий будут видимы и в Его второе пришествие (Зах. 12,10; Откр. 1,7). В различные моменты, как сказано, избранные Его увидят Его после воскресения (Лк.24,41-43; Ин.20,16-20; 21,7). (3) Однако, в некоторых отношениях Тело Его оказалось иным после воскресения. Он проходил через закрытую дверь (Ин.20,19); несомненно, он не нуждался в пище и во сне после воскресения. (4) Теперь Он жив во веки веков (Рим.6,9 и далее; 1 Тим. 1,10; Откр. 1,18).

В. Достоверность Христова воскресения

Воскресение Христа было чудом и те очевидные доказательства, которые необходимы для доказательства этого факта, — это те же доказательства, которые необходимы для доказательства любого другого чуда. Поскольку во всех чудесах наблюдается уход в сторону от обычных действий естественных законов, то чудеса эти не следует доказывать со ссылкой на эти законы. Они обладают солидными доказательствами в своем проявлении, но это не такие доказательства, которые считаются необходимыми по понятиям натуралистов. Каковы же доказательства Христова воскресения?

1. Свидетельство. На основании того, что уже сказано, вполне очевидно, что необычные проявления силы Божией не вытекают из обычных. Они должны утверждаться на других основаниях, и свидетельство является одним из них. Три вещи необходимы для того, чтобы свидетельство можно было бы считать достоверным: свидетельство должно исходить от очевидцев, их должно быть достаточное число и они должны пользоваться хорошей славой.

Апостолы вполне отвечают всем этим требованиям. Они неоднократно заявляли, что они были очевидцами этого факта (Лк.2 4,33-36; Ин.20,19 и 26; 21,24; Д.Ап.1,3 и 21 и далее). Это значит, что они не основывали своих поучений на свидетельстве других. С другой стороны, Писание утверждает, что существовало более пятисот очевидцев, которые видели воскресшего Господа (1 Кор. 15,3-8).Ветхий Завет требовал двух или трех свидетелей для установления какого-либо факта (Втор. 17,6; Мф.18,16); это требование считается истинным также и в Церкви (2 Кор. 13,1; 1 Тим.5,19). Что касается характера свидетелей, то вполне достаточно сказать, что ни Писание, ни любой другой оппонент никогда не сомневались в них из этических соображений. У Апостолов не могло быть каких-либо тайных побуждений для провозглашения факта, обладающего такой огромной важностью. Они провозглашали воскресение Христово с риском для собственной жизни, прежнее недоверие у учеников сменилось глубокой верой, когда они увидели воскресшего Христа, а потому они стали неутомимыми глашатаями воскресения. События, происшедшие в утро воскресения, а затем в течение сорока непосредственно последовавших дней, совершились как будто в следующем порядке: весьма рано в то утро три женщины пришли ко гробу и увидели Ангелов (Мф.28,1-8; Мк. 16,1-7; Лк.24,1-8); они расстались у гроба: Мария Магдалина отправилась сказать о случившемся Иоанну и Петру (Ин.20,1 и далее), а две другие женщины отправились сказать об этом ученикам, которые, вероятно, собрались в Вифании (Лк.24,9-П). Затем Петр и Иоанн побежали ко гробу, опередив Марию и возвратились, не увидев Господа (Ин.20,3-10).

У нас имеются свидетельства о двенадцати явлениях Христа,которые явно располагаются в следующем порядке: Христос явился Марии, которая пришла ко гробу уже после того, как Петр и Иоанн ушли оттуда (Мк. 16,9; Ин.20,11-18); Христос явился женам на пути (Мф.28,9 и далее); двум ученикам на пути в Еммаус (Мк.16,12 и далее; Лк.24,13-33), Симону-Петру (Лк.24,34; 1 Кор. 15,5); десяти Апостолам (Ин.20,19-24), одиннадцати ученикам (Ин.20,2 6-29), Апостолам у озера Тивериадского (Ин.21,1-14), Апостолам на горе в Галилее (Мф.28,16-20). Более нежели пятистам братьям в одно время (1 Кор.15,6), Иакову (1 Кор. 15,7); ученикам на горе вознесения (Мк. 16,9; Лк. 24,50 и далее; Д.Ап. 1,9) и Павлу (1 Кор. 15,8).

2. Аргумент, заимствованный из области причины и следствия. У каждого следствия имеется своя причина. Заметим, что существует целый ряд следствий в христианской истории, причиной которых, если проследим, окажется телесное воскресение Христа.(1)Пустой гроб. Писание говорит нам, что гроб оказался пуст. Несомненно, если бы это не было правдой, кто-то показал бы нам, что ученики оказались обманщиками, потому что гроб не был пуст. Та ложь, которую придумали в тот день главные священники и старейшины, утверждавшая, что ученики пришли и украли Тело, когда воины спали, принимается некоторыми нашими современниками, как истина, однако доказательство воскресения Христова устанавливается тем фактом, что пелены Господни обнаружены были на мете и в порядке; только плат, «который был на голове Его», был «особо свитый на другом месте» (Ин.20,5-7). Бесспорно, этого бы не произошло в том, случае, если бы ученики украли Тело.

(2) День Господень является другим следствием воскресения. Примечательно, что Апостолы, которые были Иудеями, отказались от соблюдения весьма почитаемого в их время субботнего дня, почитание которого установлено было еще в Едеме, как знамение их завета с Богом (Исх.31,13; Иез.20,12 и 20) и обратились ксоблюдению воскресения. Итак, происхождение дня Господнего следует отнести исключительно к тому, что Апостолы установили его в честь физического воскресения Христа и с одобрения Его.

(3) Христианская Церковь тоже является тем следствием, которое оказала на учеников жизнь Христа, пребывавшего среди них, однако все надежды их рушились тогда, когда Он был распят. Ничто не могло вдохновить этих смущенных учеников для того, чтобы им собраться вместе для размышлений и для поклонения Учителю, Которого они считали мертвым. Конечно, ничто не могло воспрепятствовать им провозглашать Его имя своим соплеменникам Иудеям, даже пред лицом преследований, потому что они хранили абсолютную уверенность в том, что Христос воскрес из мертвых. Собрания их являлись началами Христианской Церкви. Таким обра зом, христианская Церковь основана была исключительно на уверенности в физическом воскресении нашего Господа.

(4) Наконец, в самом Новом Завете содержится следствие Его воскресения. Как можно было бы написать эту книгу, если бы не было воскресения? Эванс говорит: «Если бы Иисус так и остался погребенным во гробе, то история Его жизни и смерти была бы погребена вместе с Ним (Эванс, «Великие доктрины Библии», стр.91). Итак, совершенно очевидно, что Новый Завет является следствием Христова воскресения.

Г. Результаты Христова воскресения

Каковы же результаты воскресения Христа?

1. Оно подтверждает Божественность Христа. Павел учит, что «Христос открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни через воскресение из мертвых» (Рим. 1,4). Христос указывал на Свое воскресение, как на знамение, которое дано будет Израильскому народу (Мф. 12,38-4 0; Ин.2,18-22) и Павел заявляет, что оно является знамением Его Божественности.

2. Оно заверяет, что дело Христово принято. Павел пишет, что «Христос был предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим.4,25). Вот поэтому у нас может храниться уверенность, что Бог принял жертву Христову, потому что Христос воск рес из мертвых.

3. Оно сделало Христа нашим первосвященником. Посредством Своего воскресения Он стал Ходатаем, руководителем и защитником Своего народа (Рим.5,9 и далее; 8,34; Ефес. 1,20-22; 1 Тим.2,5 и далее). Он не только освобождает от уз, но Он ходатай ствует также за Свой народ во времена нужды.

4. Оно предусмотрено для нас множество дополнительных благословений. В воскресении Христовом все предусмотрено для личной реализации спасения, в котором Он предусмотрел дары покаяния, прощения, возрождения и Духа Святого (Ин.16,7; Д.Ап.2,33; 3,26; 5,31; 1 Пет. 1,3). Опять-таки, воскресение Его создало ос нову для уверенности верующего, что в Нем доступна вся необходимая сила для жизни и служения. Если Бог мог воскресить Христа из мертвых, то Он способен удовлетворить все нужды верующих (Фил.3,10). Воскресение Христово также является гарантией того, что наши тела также воскреснут из мертвых (Ин.5,26 и далее; 6,40; Д.Ап.4,2; Рим.8,11; 1 Кор.15,20-23; 2 Кор.4,14; 1 Фесе.4,14). И опять, воскресение Христа является конкретным доказательством Божиим, что будет суд над благочестивыми и грешными (Д.Ап.10,4 2; 17,31; см.Ин.5,22). День суда уже назначен, и Судия уже существует. Основываясь на этих фактах, Бог подал уверенность всем людям, воскресив Христа из мертвых. На конец, воскресение Христа подготовило Ему путь для того, чтобы Он сел на престоле Давида в грядущем Царстве (Д.Ап.2,3 2-36; 3,19-25).

II. Вознесение Христа

Вознесение Христа и Его возвеличивание следует отличать друг от друга. Вознесение Христа касается вопроса Его возвращения на небеса в воскресшем теле, а возвеличивание Христа — это акт Отца, посредством которого Он предложил воскресшему и вознесшемуся Христу положение чести и силы одесную Себя.

А. Учение Нового Завета

Новый Завет в изобилии подтверждает тот факт, что Христос вознесся на небеса после Своего воскресения. Матфей и Иоанн не говорят о факте вознесения, Марк говорит о нем только в одном стихе и то в вызывающем размышления окончании Евангелия Марка (16,19). И только Лука в Своем Евангелии (24,50 и далее), а также в Деяниях Апостолов (1,-9) указывает на некоторые детали этого события. Хотя историческое повествование обладает формой наброска, тем не менее, мы не остаемся без учения о вознесении. Да и Иоанн, хотя и не рассказал нам о факте телесного возвращения Христа на небеса, говорит, что Христос ясно предсказал Свое вознесение (6,62; 20,17; см. 13,1; 15,26; 16,10 и 16 и далее; 16,28). О вознесении говорит и Павел (Ефес.4,8-10; Фил.2,9; 1 Тим.3,16), и Петр (1 Пет.3,22), и автор послания к Евреям (4,14).Поэтому очевидно, что ранняя Церковь рассматривала вознесение Христа, как исторический факт.

Б. Возражения, которые отрицают вознесение Христа Современные критики отвергают действительное вознесение Христа главным образом по двум причинам. Во-первых, потому что оно заявляет, что наше знание вселенной исключает веру в то, что небеса являются определенным местом выше и вне звезд. Однако, Писание не говорит о том, где находятся небеса; оно представляет небеса, как место и как состояние. Небеса там, где обитает Бог, где находятся Ангелы и духи оправданных людей, где пребывает Христос в истинном Теле. Но такое Тело должно занимать определенное пространство. Ангелы, которые не являются бесконечными, не могут быть вездесущими; они должны находиться в каком-то определенном месте. Равным образом и Христос сказал: «Иду приготовить вам место» (Ин.14,2). Во-вторых, современная критика утверждает, что материальное или осязаемое Тело не приспособлено к внеземному существованию. Но это уже игнорирование того факта, что звезды и планеты являются внеземными, но они материальны. Павел говорит: «Есть тела небесные и тела земные» (1Кор. 15,40). Если учесть телесное воскресение Христа, то вопрос телесного ухода Иисуса с земли не представляется трудным. Фактически, телесное воскресение Христа является необходимой исторической предпосылкой для веры в Его телесное возвращение, так как Ему надлежит возвратиться на землю точно так же, как Он ушел с нее, а также для веры в наше собственное воскресение, так как мы будем подобны Ему.

III. Возвеличивание Христа

Писание равным образом говорит о возвеличивании Христа. Лука упоминает о нем несколько раз (Деян.2,33; 5,31). Павел учит этому (Рим.8,34; Ефес.1,20; Фил.2,9; Колос.3,1), автор послания к Евреям упоминает о нем (10,12), да и Сам Иисус намекает на него (Мф.22,41-45; Откр.3,21; Пс.109,1).

А. Вещи, которые сочетаются с возвеличиванием Христа

Оказывается, что целый ряд вещей сопряжен с возвеличиванием Христа. Христос был «увенчан славою и честью» (Евр.2,9). Эта слава обнаруживается в Его нынешнем «славном Теле» (Фил.3,21). Иоанн видел Его в этом Теле на острове Патмос (Откр. 1,12-18). И слава, и честь проявляются в принятии имени, которое превыше всякого имени (Фил.2,9). Сам Господь говорит о Своем новом имени (Откр.3,12; 19,12 и далее и 16). С этим новым именем сочетается и то, что Он воссел одесную Отца (Мф.28,18; Евр.10,12). Стефан увидел Его сидящим там (Деян.7,55 и далее). Однажды Христос сядет на Своем собственном престоле (Мф.25,31). В этом факте, без сомнения, заключается Его назначение быть главою Своего Тела Церкви (Ефес. 1,22). Ныне Он управляет делами Своей Церкви, Он служит, как Первосвященник (Евр.4,14; 5,5-10; 6,20; 7,21; 8,1-6; 9,24), жертвуя Своей собственной Кровью (1 Ии.2,1 и далее), молясь о сохранении и объединении избранных Своих (Лк.22,32; Ин. 17). Сегодня Ангелы, Начальства и Власти — все подчиняются Ему (1 Пет.3,22). Фактически, все положено под ноги Его (Ефес.1,22). В этом смысле Он уже сегодня является Царем в Царстве (Колос. 1,13; Откр.1,9).

Б. Результат вознесения и возвеличивания Христа

Результаты Его вознесения и возвеличивания можно рассматривать совместно. (1) Теперь Он не просто в небесах, но духовно присутствует повсюду. Он все наполняет (Ефес.4,10). Таким именно образом Он является идеальным предметом для всего человечества (1 Коринф. 1,2). (2) Он «пленил плен» (Ефес.4,8). Это может означать, что верующие Ветхого Завета не находятся более в Гадесе, а перенесены уже на небеса. Совершенно ясно, что верующие Нового Завета возносятся прямо и непосредственно в присутствие Христово, когда умирают (2 Коринф.5,6-8; Фил.1,23). (3) Он приступил к Своему священническому служению в небесах (Евр.4,14; 5,5-10; 6,20; 7,21; 8,1-6; 9,24). (4) Он излил духовные дары на избранных Своих (Ефес.8,4-11). Это и личные дары для отдельных лиц (1 Кор.12,4-11) и дары для Его Церкви (Ефес.4,8-13). (5) Он излил Свой Дух на Свой народ (Ин.4,16; 16,7; Деян.2,33), даруя людям покаяние и веру (Деян.5,31; 11,18; Рим.12,3; 2 Тим.2,25; 2 Пет.1,1). Он крестит верующих, приобщая их к Церкви (Ин. 1,33; 1 Коринф. 12,13). Вот таковы результаты Его вознесения и возвеличивания, следовательно, вполне очевидно, что нельзя остановиться на факте смерти Христовой, какой-бы значительной она не была, если нам необходимо завершить спасение, потому что и физическое воскресение, и вознесение, и возвеличивание Христа должны быть историческими фактами.