28. Избрание и призвание

Рассматривая избрание и призвание, как применение Христова искупления, мы полагаем, что они в декретах Божиих являются логическим следствием декрета об искуплении.

Как уже было прежде замечено, супралапсарианство предполагает следующий порядок декретов: (1) декрет спасти некоторых и осудить других; (2) декрет создать и тех, и других; (3) декрет допустить падение и тех, и других; (4) декрет предусмотреть во Христе искупление для избранных и (5) декрет ниспослать Дух для облечения избранных в это искупление. Некоторые богословы объединяют пункты (4) и (5) в один декрет.

Мы отвергаем супралапсарианство, потому что, без сомнения, Бог не принял решения спасать и осуждать до того, как Он принял решение творить.

Потому, как было уже замечено раньше, гораздо лучше расположить эти декреты в следующем порядке: (1) декрет сотворить человека; (2) декрет допустить падение; (3) декрет избрать некоторых из среды падших для спасения; (4) декрет предусмотреть спасение для избранных и (5) декрет ниспослать Дух для облечения избранных в это искупление. А потому, лучше всего расширить пункт (4) и прочесть его таким образом: декрет предусмотреть искупление, достаточное для всех людей, а затем изменить порядок пунктов (3) и (4), чтобы декрет о предусмотрении спасения предшествовал декрету об избрании. А потому, ради наших целей, мы предложим следующий порядок: Бог решил (1) сотворить человека; (2) допустить падение; (3) предусмотреть во Христе искупление, достаточное для всех, (4) избрать некоторых для спасения и (5) ниспослать Дух, чтобы обеспечить принятие избранными этого искупления.

I. Учение об избрании

Учитывая выше изложенный порядок декретов, у нас все-таки имеются различные перспективы, касающиеся определения избрания. Является ли избрание суверенным актом Божиим, в силу которого Он избирает некоторых для спасения исключительно на основе суверенной благодати независимо от заслуг или действий личности или является ли оно суверенным актом Божиим, в силу которого Он избрал тех, которые, как Он прежде это знал, ответят на Его милостивое приглашение? Каково рабочее определение избрания?

А. Определение избрания

Рассматриваемое избрание — это избрание в его искупительном аспекте. Писание говорит об избрании, касающемся народа (Рим.6,4; 11,28), касающемся какого-то особого сана (Моисея и Аарона: Ис. 104,26, Давида: 1 Цар.16,12; 20,30; Соломона — 1 Пар.20,5; Апостолов — Лк.6,13-16; Ин.6,70; Деян.1,2 и 24; 9,15; 22,14),а также касающемся непадших Ангелов (1 Тим.5,21). В своем искупительном аспекте избрание означает тот суверенный акт Божий, благодаря которому Он милостиво избрал в Иисусе Христе для спасения всех тех, которых Он предузнал.

Избрание является суверенным актом Божиим: Он не обязан избирать кого-либо, так как все потеряли свое прежнее положение пред Богом. Даже после смерти Христовой Бог не обязан был применять это спасение, за исключением того, что Он обязан был Христу применить его, чтобы сохранить согласие с Ним в вопросе спасения человека. Таким образом, избрание является суверенным актом Божиим, потому что оно не сочетается с какими-то ограничениями, налагаемыми на Бога. Это акт благодати, в силу которого Он избрал тех, которые были крайне недостойны спасения. Человек заслужил как раз обратное, но Бог в Своей благодати предпочел спасти некоторых. Он избрал их «во Христе» (Ефес.1,4). Он не мог избрать их ради них самих, потому что они заслужили осуждение, потому Он избрал их ради заслуг другого. Он избрал тех, которых Он предузнал. Но как же предузнание и предопределение относятся к избранию?

В этом отношении мы погружаемся в одну из великих тайн нашей христианской веры.

Христианская Церковь разделяется в понимании этого вопроса, особенно в понимании того, как это учение относится к вопросу суверенности Божией и человеческой ответственности в сочетании с праведностью и святостью Божией и греховностью человека. Писание указывает, что избрание основывается на предузнании (1 Пет. 1,1 и далее; см. Рим.8,29), однако, действительное значение предузнания представляется спорным. Является ли оно просто предварительным знанием или предвидением, или же оно более тесно сочетается с фактическим избранием? Постиг ли Бог в Своем предведении, что совершит каждый человек в ответ на Его призыв, а затем изберет ли Он его для спасения в соответствии с этим предузнанием? Или же это предузнание обозначает, что Бог от минувшей вечности с благоволением взирал на некоторых, а затем избрал их для спасения? Рассмотрим оба этих положения, учитывая все аргументы за и против.

Б. Избрание, основанное на предузнании

В этом положении (а его придерживается автор этой книги) Бог в Своем предузнании предвидел всех тех, которые ответят на Его жертву спасения, а потому активно избрал их для спасения. Это значит, что избрание является тем суверенным актом, посредством которого Он избрал во Христе для спасения всех Тех, которые, как Он это заранее знал, примут его. Хотя нам нигде не сказано, что такое предузнание Божие, которое определяет Его выбор, однако неоднократные указания Писания, что человек несет ответственность за принятие или отвержение спасения, позволяют предполагать, что это ответ человека на откровение Самого Бога и что это основа Его избрания. Избранными являются все те, которые, как предвидит Бог, лично ответят на призыв Евангелия.

С избранием тесно сочетается предопределение. Это греческое слово несколько раз встречается в Новом Завете (Деян.4,28; Рим.8,29 и далее; 1 Коринф.2,7; Ефес. 1,5 и 11). В нем заключается идея отделения или заблаговременного назначения. Хотя избрание и предопределение похожи по значению, все же различие между ними, вероятно, можно установить следующим образом: в избрании Бог определил спасти всех тех, которые примут Его и предлагаемое спасение; в предопределении или предназначении Он решил эффективно завершить эту цель. Таким образом, Павел пишет: «Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Его (Сына Своего)» (Рим.8,29). И еще: «Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа» (Ефес. 1,5; см. ст. 11).

1. Аргументы в пользу взгляда об избрании. Это положение можно доказать несколькими способами, а) Писание учит, что спасение Божие, принося с собою благодать, явлено всем людям, а не просто избранным (Тит.2,11). Хотя человечество безнадежно мертво по своим грехам и преступлениям и не в состоянии что-либо сделать для того, чтобы приобрести спасение, Бог по Своей благодати восстановил всех, чтобы они могли совершить выбор в деле своего подчинения Богу. Эта благодать воздействует на волю человека прежде, чем он обратится к Богу. Бог, в предназначенной для всех, благодати подает человечеству обилие благословений: жизнь, здоровье, людей, плодоносное преуспевание, промедление судов, присутствие и влияние Библии, Духа Святого и Церкви. В дополнение к этому Бог восстановил в грешнике способность совершить благоприятный ответ Богу. Таким образом, Бог в Своей благодати предложил всем людям возможность спастись. В этом деле нет никаких заслуг, оно всецело принадлежит Богу.

б) Библия ясно и недвусмысленно учит, что Христос умер ради всех людей (1 Тим.2,6; 4,10; Евр.2,9; 2 Пет.2,1; 1 Ин.2,2;

4,14). Бог не желает, чтобы «кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет.3,9; см. Иез.18,32). Приглашение ко спасению обращено ко всем, ко «всякому» (Ин.3,15 также и далее; 11,26; 12,46; Деян.2,21; 10,43). Правда, трудно постичь это универсальное приглашение, на которое только некоторые обладают способностью ответить.

в) В Писании имеется множество увещеваний ответить Богу(Ис.31,6; Иоиль 2,13 и далее; Мф.18,3; Деян.3,19), покаяться (Мф.3,2; Лк.18,3 и 5; Деян.2,38; 1 Ин.3,23). Павел пишет: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Титу 2,11). Все это находит свой результат в проявлении свободной воли в деле спасения. Таким только образом человек способен совершитьсвой внутренний ответ Богу, в результате которого Бог может даровать ему покаяние и веру. Если человек обратится к Богу на основе благодати, тогда и Бог обратится к нему (Иер.31,18 и далее) и подаст ему покаяние (Деян.5,31; 11,18; 2 Тим.2,25) и веру (Рим.12,3; 2 Пет.1,1).

г) Писание основывает избрание на предведении (Рим.8,2 8-30; 1 Пет.1,1 и далее), но сказано, что Бог знал заранее все, а потому и произвольно определил все — значит отвергать различия между факторами Божиими и Его дозволяющими решениями. Бог предви дел, что грех войдет во вселенную, но Он действительно не разре шал войти ему во вселенную. Конечно, Он предвидел также, что люди будут действовать, не обладая действенным разрешением. Бог знает, как человек ответит на приглашение Евангелия, но Он не понуждает человека к этому приглашению.

д) В этой дискуссии следует также учитывать и справедливость Божию. Заметим, что Бог не обязан предусматривать спасение для кого-либо из людей, так как все люди несут ответственность за свое погибшее состояние. Далее, Бог не обязан спасать кого-либо даже в том случае, что Христос предусмотрел спасение, вполне достаточ ное для всех людей. Но не трудно ли видеть, как Бог может избрать некоторых из общей массы виновных и осужденных людей, как Он предусмотрел спасение для них и как действенно гарантирует им его, в то же время ничего не делая для других? Бог не может оставаться равнодушным, разрешая всем людям устремляться к своему заслуженному безумию, но как же Он может быть иным, нежели не равнодушным, если Он избирает некоторых из этого множества людей и совершает для них и в них великие дела, которых Он не совершает для других, если в этих двух классах людей нет чего-то такого, что способно производить различия между ними? Общая благодать простирается над всеми и в каждом человеке имеется, восстановленная в нем способность «творить волю Его» (Ин.17,17). Спасение, влекущее за собой благодать Божию, явилось для всех людей, однако некоторые тщетно приняли эту благодать. Но Бог подлинно является справедливым только тогда, когда всем людям предоставляет одни и те же условия и предлагает одни и те же жертвы.

е) Принятие этого взгляда об избрании логически устремляется к великим миссионерским стараниям. Христос послал Своих учеников по всему миру и повелел им проповедовать Евангелие всякой твари. Но если избрание обозначает, что все те, которых Бог произвольно избрал, будут непременно спасены, а все те, которых Он не избрал, не будут спасены, то как же тогда христиане могут быть крайне озабоченными проповедью Евангелия всякой твари? И только знание того, что спасение доступно всем людям, стимулирует и определяет миссионерскую деятельность.

2. Возражение ко взгляду об избрании. Однако возникают и некоторые возражения ко взгляду об избрании и такого понимания избрания. Необходимо упомянуть о них.

а) В Писании имеются утверждения, что Отец даровал некоторых Христу (Ин.6,37; 17,23 и 6 и 9) и можно думать, что это был произвольный акт Божий, посредством которого остальные обрекались на гибель. Однако, более вероятно, что Он поступил таким образом, потому что предвидел тех, которые примут спасение; Бог не просто проявлял Свою суверенную власть.

б) Иисус сказал: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет Его Отец» (Ин.6,44). Однако этот стих следует про честь в свете другого утверждения Христова: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин. 12,32). Итак, от Креста Христова вытекает сила, которая охватывает всех людей, хотя многие продолжают сопротивляться этой силе.

в) Павел пишет, что Бог производит в нас хотение и действие по Своему благоволению (Фил.2,13). Поэтому можно думать, что грешник не мог бы совершить самостоятельно, пока Бог не побудит его совершить какое-то дело. Но этот текст обращен не к неверующим, а к верующим. Иисус ясно сказал некоторым из Иудеев: «Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Ин.5,40), — а в словах явно заключается мысль, что они могли бы прийти к Нему, если бы хотели.

г) В поел. Рим. 9,10-16 сказано, что Бог предпочел Иакова Исаву еще до того, как они родились и не совершили ничего ни хорошего, ни плохого. Однако следует отметить два момента. Хотя и сказано, что они тогда еще не совершили ни хорошего, ни плохого, но не сказано, что Бог не знал, кто из них совершит доброе, а кто плохое. Исав настойчиво предпочитал осквернять дела жизни, а Иаков, хотя и далек был от этого, чтобы постоянно творить угодное Богу, предпочел все же духовную жизнь. Далее, предпочтение Иакова Исаву явилось прежде всего избранием для внешних и национальных привилегий, а не избранием непосредственно ко спасению. Писание прямо заявляет, что не все потомки Израиля (Иакова) являются израильтянами и не все дети Авраама являются сынами обетования. Главное, и потомки Исава могут быть спасены с той же готовностью, что и потомки Иакова.

д) В Деяниях 13,48 читаем: «И уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни». Сказанное не может восприниматься в качестве абсолютного декрета, и очевидно это из того факта, о котором Павел говорит в стихе 46, заявляя, что Иудеи по своему собственному выбору отвергли благовествование. А потому Бог предопределил спасение для тех, которые, как Он предвидел, уверуют. Весьма возможно, что слово «предуставлены» следует понимать в каком-то среднем смысле и значении, скажем «все, которые предназначались к вечной жизни».

е) В поел. Ефес. 1,5-8 и 2,8-10 спасение представляется так, словно оно порождается выбором Божиим и словно оно состоит из благодати. Но все это не противоречит предлагаемому здесь взгляду. Бог вынужден принять на Себя инициативу, и Он принимает ее в Своей благодати, если бы Он не воздействовал Своей благодатью на сердца грешников, никто не мог бы спастись. Но не эта благо дать спасает человека, она просто делает человека способным со вершить выбор, кому он будет служить.

ж) Писание учит, что покаяние и вера являются дарами Божии- ми (Деян.5,31; 11,18; Рим.12,3; Ефес.2,8-10; 2 Тим.2,25). Но было бы весьма странно, если бы Бог рассчитывал на то, что все люди повсюду покаются (Деян. 17,30; 2 Пет.3,9) и уверуют (Мк. 1,14 и далее) тогда, как только некоторые смогут принять дар покаяния и веры.

з) Наконец, некоторые утверждают, что, если предопределение не является безусловным и абсолютным, тогда и весь план Божий является неопределенным и подверженным неудачам. Но Это было бы верно только в том случае, если бы Бог не предвидел исхода и не учел его в Своем плане. Бог предвидел все, что случится и учел все, все возможные случаи в Своей программе. План Его является определенным, хотя не все события в нем являются необходимыми.

В. Избрание, основанное на выборе

Это второй подход к вопросу избрания и состоит он в понимании предведения, которое действует активно, которое проявляет благоволение к некоторым и избирает их для спасения. Избрание является тем суверенным актом Божиим, в силу которого Он избрал из грешного человеческого рода тех некоторых, которые воспримут Его спасительную благодать. В этих избранных проявляется исключительно Его суверенное благоволение и даруется оно не в силу каких-то предвиденных заслуг. В этом подходе к вопросу предузнания обнаруживается не просто предварительное знание, а скорее, тесно соотносится с ним действительный выбор. Ведь предузнать для Бога — значит избрать. Его предведения являются Его выбором. Далее, выражение «знать» с его различными смысловыми оттенками и словом одного корня часто заключает в себе идею «глубоко знать», «знать с пониманием», «знать с любовью». Подобные примеры можно найти в Ветхом и Новом Завете. Бог заявляет: «Только вас признал Я из всех племен земли» (Ам.3,2). Кайль пишет: «Признание Богом — это не просто проявление внимания, а это акт энергичный, охватывающий человека в его внутреннем существе, охватывающий и проникающий с Божественной любовью». Он говорит далее, что в признании заключается «не только идея любви и попечения, как в Ос. 13,5, но оно выражает также и милостивое общение Господа с Израилем, как в Быт. 18,19 и практически эквивалентно избранию, которое обобщает и мотивы, и побуждения, и результаты избрания» (Кайль, «Двенадцать малых пророков», т. 1, стр.259). Сыновья Илия «не знали Господа и долга священников в отношении к народу» (1 Цар.2,12-13). Конечно, сказанное не обозначает, что они совершенно ничего не знали о Боге и Его постановлениях; скорее всего они не признавали или у них не было должного уважения и должной оценки Бога и Его постановлений. Глагол «знать» употребляется и в Новом Завете в подобном смысле. Павел пишет, что мы должны знать наших духовных представителей (1 фес,5,12). Иоанн пишет: «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди» (1 Иоан.2,3). Конечно, это нечто большее, нежели обладать известной осведомленностью о Боге, это скорее обладать отношениями любви с Богом и признавать Его. Имея это ввиду, не можем ли мы толковать предвидение Божие, как тот факт, что Бог в минувшей вечности взирал на некоторых с благоволением, а затем избрал их для спасения? Предведение предшествует избранию, но и то, и другое является определяющим актом Божиим, и первое является не пассивным знанием, а активным.

1. Аргумент 6 пользу взгляда об избрании. Основные причины избрания находятся вне сферы человеческого понимания. А потому, в конечном итоге, понимание его мы предоставляем мудрому и любящему Богу. Сами же мы можем остановиться на словах: «Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим до века, чтобы мы испытали все слова закона сего» (Втор.29,29). Однако мы все же в состоянии предложить несколько аргументов или доказательств в подтверждение этого учения.

а). Существуют ясные Библейские высказывания в подтверждение избрания. В Д.Ап. 13,48 сказано: «И уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» (см. Рим.8,27-30; Гал.4,9; Ефес.1,5 и 11; 1 Фесс.1,4; 1 Пет.1,1 и далее; 2,9).

б). Весь процесс спасения является даром Божиим (Рим. 12,3; Ефес,2,8-10). Явно, что человек должен ответить на призыв Евангелия, если даже его способность ответить является даром Божиим. Павел писал Филиппинцам: «Потому что Бог производит в нас и хотение, и действие по Своему благоволению» (2,13).

в). Существует ряд стихов, которые говорят о людях, которые дарованы были Христу (Ин.6,37; 17,2) и об Отце, привлекающем людей ко Христу (Ин.6,44).

г). В Писании имеются примеры суверенного призвания Богом таких людей, как Павел (Гал.1,15) и Иеремия (Иер.1,5; см. Пс.138,13-16).

д). Призыв к благочестивой жизни может совершаться на основании избрания (Кол.3,12; 2 Фес.2,13; 1 Пет.2,9).

е). Об избрании сказано, что оно совершено «от вечности… силою Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2 Тим. 1,9).

К сказанному следует еще присовокупить две темы, каждая из которых подсказывается человеческим опытом. Христиане обычно и повсеместно благодарят Бога, а не себя за свое спасение. Но для чего молиться Богу о спасении других, если мы не ожидаем, что Бог суверенным образом воздействует на их любовь, чтобы они ответили Евангелию? Таким образом, ходатайствуя о спасении других и благодаря за спасение, христиане повсеместно признают и исповедуют суверенность Бога в деле спасения. Во всем этом мы признаем тайну в суверенных действиях Божиих в сфере свободной воли человека.

2. Возражения ко взгляду об шбрании. Заметим, что возникает несколько возражений на этот взгляд об учении об избрании.

а). Он превращает предведение и избрание фактически в одно и тоже. Доказывают, что предведение — это просто заранее знать. Бог предвидел, что грех войдет в мир, но Он не превратил его в необходимость, а просто допустил его. Подобным же образом доказывают, когда он окажется пред лицом требований Божиих, и избрал тех, которые, как Он предвидел, ответят благосклонно. Доказано, что для Бога знать кого-то часто гораздо значительнее, чем обладать познанием о человеке. Знать — это находиться в личных отношениях с ним. А потому предведение обладает активным, а не пассивным характером. Далее, учение об избрании утверждает суверенность Божию. Он в состоянии определить того, кого Он хочет спасти. Лука сообщает об ответе на призыв Евангелия в Антиохии Писидийской: «И уверовали, которые были предуставлены к вечной жизни» (Д.Ап. 13,48).

6). Доказывают, что, если избрание ограничивается Богом, то, и искупление, равным образом, должно ограничиваться. Сказанное, однако, противоречит многим местам Писания, которые свидетельствуют об неограниченном искуплении (Ин.1,29; 3,16; 1 Тим.2,6; Евр.2,9; 1 Ин.2,2). Человек так и несет ответственность за отвержение искупления. Оно доступно для всех, а человек сознательно отворачивается от него. Бесспорно то, что некоторые отвергают его, ограничивают его эффективность, но не доступность его. Некоторой иллюстрацией может послужить распятие нашего Господа. Бог решил и определил, что Христос должен быть распят, однако люди, которые совершили это распятие, несут за него ответственность (Д.Ап.2,23; 4,27 и далее). Иисус сказал: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.18,7). Рири предлагает следующий совет:

«Равновесие — это великая необходимость в размышлениях об этом учении. В то время, как человек не должен терять из поля зрения действительность ответственности, ответственность не должна омрачать полного значения благодати. Благодать касается начал, ответственность касается реакции. Бог положил начало Своему плану спасения и основал его всецело на благодати (потому что грешный человек не может заслужить Его расположения), а человек всецело ответствен за принятие или отвержение благодати Божией» (Рири, «Благодать Божия», стр.85). Спасение доступно для всех, оно не ограничено. Оно ограничивается, и эффективно, отвержением человека.

в). Бог не несет ответственности за осуждение. Почему Бог не избрал некоторых для спасения — это глубокая тайна. Будем, однако, помнить, что избрание касается не невинных людей, а грешных, виновных, порочных и осуждаемых. Тот факт, что некоторые будут спасены — это дело одной только благодати (Ефес.2,8). Те же, которые не включены в сферу избрания, потерпят лишь должное возмездие. Нам следует скорее прославлять Бога за спасение некоторых, нежели обвинять Его за то, что Он несправедлив, призвав к спасению столь немногих. Бог не находит удовлетворения в смерти грешников (Иез.38,11) и не хочет, чтобы погибли многие (2 Пет.3,9), но беззакония человека произвели разделение между ним и Богом (Ис.59,2). Декрет об осуждении, если только действительно можно выражаться таким образом, — это декрет о ничего неделании, о предоставлении грешника самому себе, его собственному самоожесточению и собственной самопогибели. Ошибочно утверждать, что Бог избрал некоторых для ада. Когда Петр пишет: «…камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены» (1 Пет.2,8) — он фактически утверждает, что они обречены были непослушанию. Так подобным образом и Павел приходит к выводу: «Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» (Рим.9,18), — это следует понимать, Бог оставляет человека на его собственных пагубных и самоожесточающих путях, и в этом именно смысле Он ожесточает сердце человека.

г). Далее, избрание смущает дело Евангелизации. Возникает вопрос, если спасены души избранных, то для чего благовествовать? Те, что избранные для спасения, будут спасены; те же, которые не предназначены ко спасению, не будут спасены; тогда для чего же евангелизировать? Обратим свое внимание на несколько моментов. (1) Последняя заповедь Христа требует провозглашать Евангелие всему миру (Д.Ап.1,8). Эта заповедь — это наш наказ. Бог избрал дело евангелизации, как метод, посредством которого Его избрание обретает свое исполнение (Д.Ап. 13,48; 18,10). (2) Это учение сообщает христианину бодрость, когда он свидетельствует о своей вере. Павел пишет: «Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою» (2 Тим.2,10). (3) Чадо Божие, которое начинает сознавать великую любовь Божию, которая выразилась в его избрании ко спасению, обновляет свои побуждения свидетельствовать другим о великой истине спасения. Павел заявляет: «Любовь Христова объемлет нас» (2 Кор.5,14), — продолжая свою мысль несколькими стихами ниже: «Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (ст.20).

д). Бог представляется неравнодушным и действующим произвольно. Может быть, глядя поверхностно, это возражение представляется имеющим силу, однако необходимо обратить внимание на два момента. Во-первых, у него нет ничего общего с пристрастием, потому что в человеке нет ничего, что могло бы рекомендовать человека Богу. Во-вторых, если говорить об избрании, как о произвольном деле, это значит, косвенно обвинять Бога в том, что Он не является мудрым, свободным и любящим. Избрание совершается мудрым и любящим Богом.

е). Наконец, этот взгляд на избрание вселяет гордость в избранных. Но ведь фактически это не так. Вот человеческие дела и успехи производят гордость (Лк.18,11 и далее;/ Рим. 4,2; Ефес.2,9), суверенная же благодать Божия побуждает к поклонению.

Какой бы из этих двух подходов к учению об избрании ни казался нам более приемлемым или библейским, наш ответ должен быть таким же, как и ответ Апостола: «О бездна богатства премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследи-мы пути Его!» (Рим.11,33). А потому и нам необходимо прийти к тому же выводу, что и Павел: «Ему слава во веки. Аминь», (ст.36; см. Ис.55,8 и далее).

II. Учение о призвании

Это учение о том, что призывает Бог. Благодать Божия многоразлична и не только в деле предусмотрения спасения, но и в деле предложения этого спасения тем, которые не заслуживают его. Итак, мы можем определить призыв Божий, как акт благодати, с помощью которого Он призывает людей принять верою спасение, которое предусмотрел для них Христос.

А. Призываемые

Писание утверждает, что спасение предлагается всем людям. Оно предлагается «предопределенным» (Рим.8,30) и всем «труждающимся и обремененным» (Мф.11,28), «верующим в Него (Ин.3,10; см.3,15; 4,14; 11,26; Откр.22,17), всем концам земли [Ис.45,22; см. Иез.33,11; Мф.28,19; Мк.16,15; Ин.12,32; 1 Тим.2,4; 2 Пет.3,9) и «всем, кого найдете» (Мф.22,9).

В связи с изложенным возникает два вопроса: (1) если некоторые избраны, а другие не избраны, то является ли призыв Божий искренним,, для всех? Если призыв Божий искренен для всех, то совместим ли он с учением о том, что грешник по природе не способен повиноваться? Следует заметить, что эта неспособность — это нравственная, а не физическая неспособность. Эта неспособность человека определяется его собственной злой волей, за которую сам человек несет ответственность. Далее, задаются вопросом, как же этот призыв совмещается с избранием. Трудность, собственно, одна и та же, говорим ли мы о разрешении Божием людям отвергнуть этот призыв или о предузнании Божием, в силу которого некоторые отвергнут его. (2) Второй же вопрос относится к действительности этого призыва. Является ли этот призыв непреодолимым? Это выражение может производить скверное впечатление о Боге, производящем внешнее давление на душу человека. Бесспорно, мы признаем, что Бог трудится в человеке, чтобы побудить их к личному ответу собственной волей на призыв Божий ко спасению. Сочетание суверенности и свободной воли, как они относятся к призыву Божию, показано изумительным путем Апостолом Иоанном: «Пришел к Своим и Свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1,11-13).

Б. Предмет призыва

Говоря коротко, Бог не призывает людей к исправлению жизни, ни к добрым делам, ни к крещению, ни к вступлению в Церковь и т.д. По сути дела, все это верные и истинные вещи, но они являются просто тем истинным плодом того, к чему Бог призывает людей. А Бог призывает людей к покаянию (Мф.3,2; 4,17; Мк.1,14 и далее; Д.Ап.2,38; 17,30; 2 Пет.3,9) и вере (Мк.1,15; Ин.6,29; 20,30 и далее; Д.Ап.16,31; 19,4; Рим.10,9; 1 Ин.3,23).

В. Средства призыва

У Бога имеется разнообразие средств, с помощью которых Онпризывает людей, (1) Он призывает людей через Слово Божие (Рим.10,16 и далее; 1 Фес.2,13; 2 Фес.2,15). (2) Он призывает также людей Своим Духом (Ин.16,8; Евр.3,7 и далее; см. Быт.6,3). Дух Святой побуждает грешника прийти и принять Христа. (3) Бог пользуется Своими слугами, чтобы призывать людей (2 Пар.36,15; Иер.25,4; Мф.22,2-9; Рим.10,14 и далее). И она является прекрасным примером того, как Бог употребляет человека для того, чтобы привести город к покаянию. Слово Божие обязаны доносить неспасенным люди возрожденные, люди, которые могут свидетельствовать о силе Слова и Духа в их собственной жизни (1 Фес. 1,5). (4) Бог призывает также людей Своими благоприятными для людей действиями. Благость Его намеревается привести людей к покаянию (Иер.31,3; Рим.2,4), но если она не достигнет успеха, тогда это сделают суды Божий (Пс. 106,6 и 13; Исх.26,9).