2. Возможности и деления богословия

Установив необходимость богословия, мы предоставим теперь доказательства в пользу этого существования богословия, а затем укажем на обычные деления в богословии.

I. Возможности и деления богословия

Возможность существования богословия определяется двумя вещами: откровением Божиим и вкладом человека. Откровение Божие принимает две формы: общую и особую. И вклад человека тоже бывает двух родов — душевный и духовный.

Л. Откровение Божие

Паскаль говорил о Боге, как о «Деус Абскондитус» (как о сокровенном Боге), но он утверждал также, что этот сокровенный Бог открыл Самого Себя, а потому Его можно познать. Это верно, конечно, человек никогда не мог бы познать Бога, если бы Бог не явил Себя. Что же тогда следует подразумевать под «откровением»? Откровение — это такой акт Божий, посредством которого Он раскрывает Себя или сообщает душе истину, посредством которого Он являет Себя Своему творению, которое не могло бы познать Его другим путем. Откровение может совершаться с помощью единственного мгновенного акта или может простираться на более длительный период времени, и вот это сообщение Самого Себя и Своей истины воспринимается человеческим умом в различных степенях полноты.

формальные доказательства существования Бога будут предложены в следующей главе, но размышления об откровении Божием являются фундаментом для доказательств Его существования. Заметим, что для того, чтобы доказать возможность богословия откровения общего и частного, необходимо обратить внимание на первое.

1. Общее откровение Божие. Оно обнаруживается в природе, истории и совести. Оно сообщается с помощью естественных явлений, происходящих в природе или в ходе истории, оно обращено ко всей разумной твари и доступно всем; предметом его является удовлетворение естественной нужды человека и убеждение души, которое побуждает ее искать истинного Бога. Каждая из этих трех форм откровения заслуживает кратких размышлений. Во-первых, откровение Бога в природе. Все натуралисты, которые отвергают саму идею о Боге и которые утверждают, что природа независима, самостоятельна и самообъяснима, не видят откровения Бога в природе. Некоторые из них отождествляют Бога со «всем», «вселенной» (универсум) или «природой»; другие говорят о Нем, как о вечной силе энергии, производящей все перемены в явлениях мира; иные же еще говорят о Нем, как о причине, облекающейся в конкретную форму во вселенной. С тех пор, как все они стали придерживаться детерминистского взгляда на мир, они не находят никакого потустороннего Бога во вселенной. И нынешние богословы эпохи кризиса не говорят много об откровении Бога в природе. Барт, например, утверждает, что человек потерял первоначальный образ Божий и поэтому без сверхъестественного акта в каждом отдельном случае он не в состоянии приобресть какое-либо познание о Боге. Бог вынужден поэтому создать определенные положения для откровения, а также сообщить его человеку. Бруннер утверждает, что, человек потерял содержание этого образа, но все-таки не потерял формы его. Он поэтому полагает, что человек постигает что-то о Боге в природе.

С другой стороны, деисты утверждают, что природа является вполне достаточным откровением Бога. Они говорят, что природа предлагает нам простые и неизменные истины о Боге, добродетели, бессмертии, и, что будущее вознаградит нас столь ясным образом, что собственно, нет нужды в особом откровении. Однако скептическая и практическая философия доказала, что в природе никогда не было такого откровения, как утверждают деисты. Все то, что утверждали деисты, было ничем иным, как абстрактными истинами, извлекаемыми не из природы, а из других религий, в основном вытеснялся верой, что в природе нет никакого откровения Бога.

Однако люди в общем всегда усматривали в природе откровение Бога. Более одаренные из них часто выражали свои убеждения языком, похожим на язык псалмопевцев, пророков, Апостолов (Иов. 12,7-9; Пс. 8,1-13; 18,1 и далее. Ис. 40,12-14 и 26; Д. Ап. 14, 15-17; Рим. 1,19 и далее). Откровение Бога в природе открывает нам также, что существует Бог и что Он обладает такими атрибутами, как сила, слава, божественность и благость. Но существуют и пределы откровения Бога в природе. Не предлагая человеку прощения, одного этого откровения недостаточно для спасения. Оно стремится побудить человека к поискам более полного откровения Бога и Его плана спасения, оно же произносит тот, общий призыв Божий, обращенный к человеку, чтобы человек обратился к Нему. Далее, это откровение омрачено проблемой физического зла в мире.

В дополнение к откровению Бога в природе существует еще откровение Бога в истории. Псалмопевец смело заявляет, что царей и империй судьба находится в руке Божией, когда он писал: «Ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение; но Бог есть судия; одного унижает, а другого возносит» (Пс. 74,7-8; Рим. 13,1). И Павел заявляет, что Бог «от одной крови произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли» (Д.Ап. 17,26-27). В соответствии с этим заявлением христианская система обнаруживает в истории откровения силы и провидения Божиего.

Библия подобным же образом говорит о действиях Божиих по отношению к Египту (Исх. 9,13-17; Иер. 46,14-26; Рим. 9,17), Ассирии (Ис. 10,5-19; Иез. 31,1-14; Наум. 3,1-7), Вавилону (Иер. 50,1-16; 51,1-4), Мидо-Персии (Ис. 44,24-45,7), Мидо-Персии и Греции вместе (Дан. 8,1-21), четырем царствам, которые образовались после крушения царства Александра (Дан. 11,5-35), Римской империи (Дан. 7,7 и далее; 7,23 и далее). Писание показывает нам, что «праведность возвышает народ, а беззаконие — бесчестие народов» (Притчи 14,34). Оно показывает нам также, что, хотя Бог и попускает в силу Своих мудрых и святых целей торжествовать более порочному народу над менее порочным, в конце же Он более сурово обойдется с более порочным народом, нежели с менее порочным (Аввак. 1,1-2,20).

Более детально Бог открыл Самого Себя в истории Израиля — в пониманиях Израиля о Боге и в обхождении Бога с Израилем. Подлинно примечательно, что в те времена, когда весь мир погрузился в уныние политеизма и пантеизма, Авраам, Исаак и Иаков, а также потомки их пришли к познанию Бога, как личного бесконечного святого и самооткрывающегося Бога, как Творца, Хранителя и Управителя вселенной (Ис. Нав. 24,2). И не только это, но они представляли себе человека так, что вначале его сотворил Бог по Своему образу, а затем человек упал с высоты этого положения, совершив грех, удостоившись осуждения, навлекши смерть на самого себя и на свое потомство и даже более, нежели это, они поняли цели Божий в искуплении посредством жертвы, цели Божий в избавлении посредством смерти Мессии, цели Божий в спасении всех народов и в окончательном господстве правды и мира.

Это поистине дивные понятия! Но всем этим они обязаны не религиозному гению Израиля, а откровению Божиему этому народу. Бог представлен, как Бог, лично являвшийся патриархам; как возвещавший Свою волю в снах, видениях и экстазах, как возвещавший Свою весть непосредственно людям, как открывавший Святой характер в Моисеевом законодательстве, в системе жертвоприношений и в служении в скинии и храме.

Откровение Бога обнаруживается также и в истории народа. Хотя Израиль был и малым народом и жил в неизвестной малой стране, хотя он поддерживал ничтожно малые торговые связи с остальным миром, он все же оказался зрелищем для всего мира (Втор. 28,10). Когда Бог угрожал погубить этот народ в пустыне за его прискорбный грех, Моисей воззвал к Нему и умолял Его, чтобы Он пощадил этот народ ради того, чтобы честь Его не пострадала (Исх. 32,12; Втор. 9,28). Когда же Израиль повиновался Богу, Он изгнал семь народов больших, нежели сам он, из земель их (Втор. 7,1; 9,1; И. Нав. 6,12), когда же этот народ пошел собственными путями, Бог подверг его порабощению другими народами и отправил его в плен в дальние страны. Когда же Израиль покаялся и возопил к Богу, Он послал ему избавителя и даровал ему победу над его врагами. Этот цикл греха, покаяния и избавления, множество раз повторяется в книге Судей. Давид торжествовал над всеми своими врагами, потому что он ходил путями Божиими (2 Цар. 7,9-11), да и все благочестивые цари испытывали успех дома и на войне, но как только этот народ уходил от Бога, он подвергался засухам, нашествиям саранчи и испытывал неудачи на войне. Можно поэтому по правде сказать, что Бог открывал Себя во всех переживаниях Израиля не только этому народу, но и через него всему миру.

Наконец, Бог открыл Себя и в совести человека. Более полное определение совести будет предложено в связи с изучением нравственной конституции человека (гл.16), здесь же будет достаточно сказать, что совесть не является изобретательной, а скорее проницательной и импульсивной. Она судит о том, является ли предполагаемый курс действий или предполагаемое отношение в гармони с нашим нравственным стандартом и побуждает нас делать лишь то, что находится в гармонии с Ним, и удерживаться от всего, что противно Ему. Итак, она является присутствием в человеке чувства добра и зла, того, что верно, и того, что ошибочно, присутствием этого дискримитивного и импульсивного нечто, которое восставляет откровение Божие. Она не является самообманом, как это очевидно часто из того факта, что человек часто хотел бы избавиться от мнений ее, если бы только мог; она является отражением Бога в душе. Точно так, как зеркало и ровная поверхность озера отражают солнце и отражают не только факт его существования, но и в некотором объеме его природу, так и совесть в человеке обнаруживает факт существования Бога и в каком-то объеме природу Божию. Следовательно, она открывает нам не только то, что Он существует, но и то, что Он резко различает добро от зла, верное от ошибочного (Рим. 2,14-16), что Он всегда делает то, что истинно и что Он поддерживает также разумную ответственность твари, побуждая ее делать то, что верно, и удерживаться от того, что ошибочно. Она утверждает также, что всякие преступления будут наказаны.

Следовательно, мы приходим к выводу, что в совести мы имеем другое откровение Бога. Ее запреты и повеления, ее решения и побуждения не имели бы никакой действительной власти над нами, если бы мы не чувствовали, что в совести мы обладаем какой-то действительностью и чем-то таким в нашей природе, что выше этой природы. Иначе, она открывает, что существует абсолютный закон добра и зла во вселенной и что существует высший Законодатель, Который воплощает этот закон в Своей собственной Личности и в Своем поведении.

2. Особое откровение Бога, Под особым откровением мы подразумеваем те действия Божий, с помощью которых Он возвещает Себя и Свои истины в особые времена и особым людям. Хотя это откровение даруется в особые времена и особым людям, оно не предназначается непременно только для этого времени и для этих людей. Действительно, люди призываются к тому, чтобы возвещать о действиях Божиих и о дивных делах среди всех народов земли (Пс. 104,1 и далее). Особое откровение, как таковое — это сокровище, которое необходимо разделить со всем миром (Мтф. 28,19 и далее, Лк. 2,10, Д. Ап. 1,8). Оно подается человеку различными путями: в форме чудес и пророчеств, в Личности и деле Иисуса Христа, в Писании, а также в личном опыте. Над каждым из этих путей поразмыслим кратко.

Во-первых, Бог открывает Себя в чудесах. Истинное чудо — это необычное событие, которое совершается некоторое время; весьма полезное дело и обнаруживает присутствие и силу Божию (Исх. 4,2-5; 3 Цар. 18,24; Ин. 5,36; 20,30 и далее; Д. Ап. 2,22). Поддельное чудо — это не просто обман, это уродливое проявление силы, совершенное для хвастовства, оно гораздо ниже истинного чуда. Оно может производиться также сатанинскими или бесовскими средствами (Исх. 7,11 и далее; 7,22; Матф. 24,24; Д. Ап. 8,9-11;13,6-8; 2 Фес. 2,9; Откр. 13,13). Истинное чудо является необычным событием, а потому и не просто продуктом так называемого естественного закона. По отношению к природе чудеса бывают двух родов: 1) в которых усиливаются или наращиваются естественные законы, как в потопе, или в некоторых египетских казнях или в силе Самсона и т.д.. И 2) те, в которых исключается участие природы, как в превращениях жезла Аарона, в извлечении воды из скалы, в умножении хлеба и рыбы, в исцелении больных, в воскрешении мертвых и т.д. Часто и выбор определенного времени по существу является чудом, как в случае разделения Чермного моря. Истинное чудо совершает некоторое практическое и благожелательное дело. Чудеса Христовы были направлены во благо тем, кому Он служил.

Истинные чудеса являются особым откровением присутствия и силы Божией. Они доказывают Его существование, присутствие, заботы и силу. Это те случаи, когда Бог выходит из Своего сокровенного места и показывает человеку, что Он — Живой Бог, что Он все еще на престоле Вселенной и что Он может удовлетворить все проблемы человека. Если чудо не вызывает этой уверенности в Боге, тогда это, вероятно, не истинное чудо.

Все натуралистические, пантеистические и деистические системы отвергают чудеса. Вселенная для них — это великая самосуществующая машина. Чудеса немыслимы потому, что они являются нарушением законов природы, а затем они еще не вызывают доверия, потому что противоречат человеческому опыту. На эту позицию можно ответить следующим образом. Первое утверждение ошибочно утверждает, что законы природы вполне независимы и не нуждаются во внешнем влиянии, в установлении направления и в поддержке. Но вот совершенно верно и истинно, что они не являются вполне независимыми, потому что простая сила не в состоянии поддерживать сама себя и не может действовать целенаправленно; для этого необходима неограниченная и разумная сила и эта сила проявляется во всех действиях в области материи и духа, не производя над ними никакого насилия. Со скверными действиями Бог соглашается только в том случае, если они являются естественными, а не потому что они являются скверными. И если Он допускает все это в обычных действиях законов природы, почему же тогда мы можем считать это насилием над ними, или в Своем необычном управлении Он усиливает или наращивает их, противодействует им, или действует независимо от них?

Второе предположение, будто чудеса потому именно недостойны доверия, что они противоречат человеческому опыту, ошибочно утверждает, что человек должен основывать все свои верования на нынешнем человеческом опыте. Геологи, например, говорят о великом ледниковом периоде в прошлом, а также о формировании морей и заливов. Благодаря этой деятельности, однако, мы не видим всего этого в нашем опыте, хотя и принимаем все это. Откровение Бога в природе, истории и совести, приводят нас к тому, что нам следует ожидать чудес в различное время. Чудеса не противоречат человеческому опыту, если они вообще не противоречат всему человеческому опыту, как в прошлом, так и в настоящем. Этот факт открывает широко дверь для хорошо подтверждаемого доказательства, касающегося того, что произошло.

Далее геологи откровенно соглашаются с тем, что жизнь не существовала от вечности на этой планете. У них нет убедительных доказательств того, как эта жизнь произошла. Но, несомненно, эта жизнь не может произойти от неодушевленной субстанции; она может произойти только от жизни. А потому появление жизни на этой планете, оказывается по существу свидетельством реальности чудес.

А теперь, судя положительно, мы могли бы сказать, что доказательство совершающихся чудес покоится на свидетельстве. Вера основывается на том, что мы считали истинным свидетельством. Весьма мало знали бы мы из области истории, если бы мы верили только тем делам, которые мы наблюдаем и переживаем! Чудеса Библии покоятся на весьма обоснованном свидетельстве. У нас нет здесь возможности проверить очевидность и убедительность всех из них, да в этом, собственно и нет необходимости, если мы сможем испытать одно из самых важных библейских чудес, мы откроем себе путь и для принятия других.

Физическое воскресение Христа — это одно из лучше всего освидетельствованных фактов истории. Почти все сведения, которые говорят об этом событии, написаны были в промежутке между 20-30 годами после него, они заверяют нас, что Христос действительно умер и был погребен, что последователи Его не ожидали, что Он воскреснет, но и многие из них увидели Его живым через несколько дней после распятия, что они были так уверены в Его воскресении, что смело и публично заявили об этом факте в Иерусалиме через полтора месяца после этого события, что никогда, ни в то время, ни в любое другое, когда упоминается этот факт в эпоху Апостолов, он не вызывал никаких сомнений, что нас не достигли никакие опровержения этого факта, которые могли бы исходить из любых источников, что ученики жертвовали своим социальным положением, земным достоянием и даже жизнью ради свидетельства, что Павел не доказывал факта воскресения Христова, а воспользовался им, как доказательством того, что все верующие воскреснут подобным образом и что в Церкви в Новом завете и в дне Господнем мы имеем подтверждающее свидетельство историчности этого великого события. Но если воскресение Христово является историческим фактом, открыт путь для принятия других чудес.

Наконец, мы верим, что они продолжают совершаться. Они не противоречат даже современному опыту. Все истинные христиане свидетельствуют о том факте, что Бог отвечает на молитвы. Действительно, они даже убеждены, что Бог совершил чудеса ради них или ради кого-то из их друзей. Они уверены, что законы природы не в состоянии объяснить тех вещей, которые они видели собственными глазами и пережили в собственной жизни. И никакая оппозиция со стороны неверующих не заставит их думать иначе. В частности, мы наблюдаем постоянно повторяющееся чудо возрождения. Мы не в состоянии изменить цвета своей кожи и леопард не в состоянии изменить своих пятен, а вот Господь может и изменяет сердце человека и устраняет его пятна. Об этом чуде будет сказано более, когда будем говорить об откровении Бога в христианском опыте. Здесь достаточно сказать, что ответы на молитвы и опыт возрождения, доказывают, что чудеса постоянно совершаются.

Далее, Бог открыл Себя в пророчестве. Пророчество означает здесь предсказание событий, но не благодаря простому человеческому прозрению или предвидению, а благодаря непосредственным сообщениям Бога. Так как мы не в состоянии сказать, что какое-то выражение сообщено таким образом человеку до того времени, когда оно исполнится (Втор. 1,6 и далее), то непосредственная ценность пророчества, как доказательства присутствия и мудрости от Бога, зависит от вопроса, пребывает ли он, кто произносит эти слова в живом соприкосновении с Богом. Но об этом можно судить лишь на основе других его учений и благочестивой жизни (Втор. 13,1-3; Ис. 8,20; Иер. 23,13 и далее). В Ветхом Завете лжепророки были пьяницами (Ис. 28,7), блудниками (Иер.23,14), вероломными (Соф. 3,4), лжецами (Мих. 2,11) и взяточниками (Мих. 3,11). Об истинном пророке нельзя сказать этого.

Глядя на кажущиеся исполнения пророчеств, необходимо подвергнуть их проверке прежде, чем можно будет принять его в качестве истинного пророчества. Нам, необходимо, например, определить, как далеко отстояло пророчество от события, которое оно предсказывало, чтобы устранить возможность простого человеческого прозрения или предвидения. Евреи во времена Иисуса не могли различать знамений времени, а именно, того, что придут римляне и разрушат их город и народ, но вот многие государственные мужи могут предвидеть и предсказать будущее с большой точностью. Однако, такое предсказание нельзя считать истинным пророчеством. Нам следует также проверить язык предсказания, чтобы убедиться, не является ли он двусмысленным и не допускает ли он более одного объяснения. Всякое высказывание должно быть недвусмысленным, прежде чем мы сможем счесть его истинным пророчеством. Несомненное пророчество Исаии о Кире даровано было за 150 лет до того, как Кир достиг власти (Ис. 43,28-45; Ездр. 1,1-4). Янг пишет: «Конечно, сам Исаия не мог знать его имени, но, как истинный пророк, вдохновленный Духом Святым, он смог произнести имя Кира вот таким определенным образом».

Возражения на пророчества можно встретить точно таким же образом, как и возражения на чудеса. Христос является в весьма реальном смысле светом, который освещает всякого человека (Иоан. 1,9). Так как Бог является Творцом и хранителем человеческой души, то ничто в человеческом сознании не является независимым от Бога. Бог соглашается с помышлениями человека, как соглашаются с законами природы, не разрушая ни одного из них и не становясь участником в грехе. И если Он действует таким образом в обычном душевном процессе, то нам не следует считать странным, если Он случайно преступит эти законы и действует независимо от них. К этой возможности пророчества можно прибавить прямое доказательство исполнения пророчества. Нет нужды доказывать, что исполнились уже все Библейские пророчества; некоторые, действительно уже исполнились, но мы хотим выделить ту ясную линию пророчества, которая уже исполнилась. Если этот список мест можно счесть истинным пророчеством, тогда уже никто не сможет сказать, что такая прямая связь с Богом невозможна и не совершается.

Эта линия пророчества — это многочисленные предсказания относительно первого пришествия Христа. Если предполагать, что все они являются плодом простого человеческого предвидения или случайного совпадения, значит говорить о гораздо более значительной невероятности, нежели в том случае, если мы сочтем их плодом прямого откровения Божиего. Обратим внимание на некоторые предсказания относительно этого пришествия, которые уже исполнились. Христу надлежало 1) родиться от Девы (Ис. 7,14; Мтф. 1,23), 2) от семени Авраамова (Быт. 12,3; Гал. 3,8), 3) от колена И удина (Быт. 49,10; Евр. 7,14), 4) из дома Давидова (Пс. 109,1; Рим.1,3), 5) родиться в Вифлееме (Мих. 5,2; Матф. 2,6), 6) быть помазанным Духом (Ис. 61,1 и далее; Лук. 4,18 и далее), 7) Ему надлежало въехать в Иерусалим на осле (Зах. 9,9; Матф. 21,5), 8) быть преданным другом (Пс. 40,9; Иоан. 13,18), 9) быть преданным за 30 сребренников (Зах. 13,7; Матф. 26,31 и 56), 10) быть пригвожденным по рукам и ногам, но так, чтобы ни одна кость Его не была сокрушена (Пс.21,16; 33,20; Иоан. 19,36; 20,20 и 25),

11) быть забытыми Его учениками (Зах. 13,7; Матф. 26,31 и 56),

12) люди подали Ему желчь, смешанную с уксусом (Пс. 68,21; Матф. 27,34), 13) делили Его одежды и бросали жребий о них (Пс.21,18; Матф. 27,35), 14) Он был забыт Богом (Пс. 21,1; Матф. 27,46), 15) погребен у богатого (Ис. 53,9; Матф. 27,57- 60), 16) Ему надлежало воскреснуть из мертвых (Пс. 15,8-11), 17) вознестись на небеса (Пс. 67,18; Ефес. 4,8), 18) сесть одесную Отца (Пс. 109,1; Матф. 22,43-45). Разве в этих предсказаниях, которые уже исполнились, мы не находим сильного доказательства тому, что Бог открыл Себя в пророчестве? Но если Он поступил сообразно этим предсказаниям, то мы можем ожидать, что Он в равной мере поступит так и с другими.

В дополнение Бог открыл еще самого Себя в Своем Сыне Иисусе Христе. Общее откровение Бога не привело языческий мир к ясному пониманию существования Бога, природы Божией или воли Божией (Рим. 1,20); даже философия не предложила людям истинной концепции Бога. Павел пишет: «Когда мир своей мудростью не познал Бога в премудрости Божией» (Коринф. 1,21). Далее, он говорит, что истинную мудрость «никто из властей века сего не познал; ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (1 Кор. 2,8). Несмотря на общие откровения Бога в природе, истории и совести, языческий мир обратился к мифологии, политеизму и идолопоклонству. «Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца» (Рим. 1,25). Итак, весьма необходимо было более полное откровение Бога. Это не значит, что естественное откровение не предлагает человеку некоторого проникновения в величие и благость Божию, но вот человек в своем падшем состоянии не может ответить на него.

И дополнительное, особое откровение Бога в чудесах, пророчестве и теофании не привело Израиля к истинному познанию природы и воли Божией. Израиль веровал в существование истинного и живого Бога, но у него было скорее несовершенное и даже извращенное представление о Нем. Израильтяне рассматривали Его, в основном, как великого Законодателя и Судию, Который требовал тщательного соблюдения буквы закона. Но в то же время мало заботился о внутреннем состоянии сердца и о практике справедливости, милосердия и веры (Мф. 23,23-28), как Того, Которого необходимо задабривать жертвами и склонять в свою пользу всесожжениями, но Который не нуждается в постоянной жертве и у Которого нет действительного отвращения ко греху (Ис. 1,11-15); (Мф. 9,13,12,7; 15,7-9), как Того, Который физически снизошел к Аврааму, который явился предметом Его благоволений и благословений, и Который смотрел на язычников, как на людей, подчиненных потомках Авраама (Мф. 3,8-12; 12,17-21; Мк. 11,17).Ветхий Завет полон любви, милосердия и верности Божией, но вот Израиль быстро обратился к легализму.

И Израиль нуждался в более полном откровении Бога. Но его мы получили в Личности и служении Иисуса Христа,

Христос является центром истории и откровения. Автор послания к Евреям говорит, что «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр. 1,1-2), и представляет Его, как «сияние славы и образ ипостаси Его» (ст. 3). Павел называет Его «образом Бога невидимого» (Кол. 1,15) и говорит, что «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2,9). Иоанн говорит, что «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1,18). А Сам Иисус сказал: «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мтф. 11,27). Иисус говорит еще: «Видевший Меня, видел Отца» (Ин. 14,9). Следовательно Церковь от начала усматривала во Христе высшее откровение Отца.

Во Христе мы имеем троякое откровение Бога; откровение Его существования, Его природы и Его воли. Он является самым лучшим доказательством существования Бога, потому что Он жил среди людей жизнью Божией. Он не просто в высшей степени сознавал присутствие Отца в Своей жизни и не просто находился в постоянной связи с Ним (Ин. 8,18 и 28 и далее; Ин. 11,41; 12,28), но доказал Своими притязаниями (Ин. 8,58; 17,5), безгрешной жизнью (Ин. 8,46), учением (Мтф. 7,28 и далее; Ин. 6,46), делами (Ин. 5,36; 10,37 и далее; 15,24), служением и привилегиями (Мтф. 9,2 и 6; Ин. 5,22 и 25 и 28), а также отношением к Отцу (Мтф. 28,19; Ин. 10,38), что и Сам Он был Богом. Он явил абсолютную святость Божию (Ин. 17,11 и 25), глубокую любовь Божию (Ин. 3,14-16), Отцовство Божие, но не всем фактически людям, а только истинным верующим (Мтф. 6,32; 7,11; Ин. 8,41-44; 16,27) и истинную духовную природу Божию (Ин. 4,19-26).

Он явил также и волю Божию относительно того, что всем надлежит покаяться (Лук. 13,1-5), уверовать в Него (Ин. 6,28 и далее), быть совершенными, как совершен Отец (Мтф. 5,48), а также относительно того, что всем верующим надлежит понести Евангелие по всему миру (Мтф. 28,19 и далее).

Откровения Бога во Христе являются самым глубоким фактом в истории и достойны самых серьезных размышлений. Поэтому, если мы посвятим несколько глав изучению Личности и дела Христа, то у нас уже не будет более необходимости продолжать размышления в этом направлении.

Существует также откровение Бога в Писаниях. Истинный верующий всегда утверждал, что в Библии мы имеем откровения Бога фактически самые ясные и самые безошибочные. Однако Библию никогда не рассматривали, как откровения, которые следовало бы координировать с уже упомянутыми, а скорее, как воплощение их. Она повествует, например, о познании Бога и о действии Его по отношению к творению, которые люди древности усматривали в природе, истории и совести, а также в чудесах, пророчестве, в Господе Иисусе Христе, во внутренних переживаниях и в наставлениях Божиих. Христианин поэтому обращается к Писаниям, как к высшему и непогрешимому источнику для построения своего богословия. Так как мы будем еще размышлять об этом предмете более полно, изучая природу Библии, то в данный момент не станем продвигаться далее.

Наконец, Бог открыл Себя и в личных переживаниях. Люди всех веков свидетельствовали о том, что имеют непосредственное общение с Богом. Они заявили, что знают Его, но не просто с помощью природы, истории и совести и не только посредством чудес и пророчеств, но также благодаря непосредственным личным переживаниям. Так было во времена Ветхого Завета. Енох и Ной ходили с Богом (Быт.5,24; 6,9; Бог говорил с Ноем (Быт.6,13; 7,1; 9,1; Авраамом (Быт. 12,1); Исааком (Быт.28,13; 35,1), Моисеем (Исх. 3,4), Иисусом Навином (И.Нав. 1,1), Гедеоном (Суд. 6,25), Самуилом (1 Цар. 3,4), Давидом (Щар. 23,9-12), Илией (3 Цар. 17,2-4) и Исаией (Ис. 6,8). Подобным же образом и в Новом Завете Бог говорил с Иисусом (Мф. 3,16 и дал.; Ин. 12,27 и дал.), Петром, Иаковом и Иоанном (Мк. 9,7), Филиппом (Д.Ап. 8,29), Павлом (Д.Ап. 9,4-6) и Ананией (Д.Ап. 9,10).

Опыт общения с Богом обладал преобразующей силой в жизни тех, которые обладали им (Пс. 33,5; Исх. 34,2 9-35). Они становились все более подобными Господу с Которым они общались (Д. Ап. 6,15; 2 Кор. 3,18). Общение с Богом влечет за собой откровения более глубоких истин Божиих. Откровения Бога в личном опыте, из которого вдохновение извлекает свой материал (Ин. 16,13; 2 Тим. 3,16; 2 Пет. 1,21; 1 Кор. 10,13). Однако в более полном смысле мы могли бы сказать, что из различных откровений Божиих, постоянно переживаемых человеком, Дух Святой совершил словно «подборку» и непогрешимо изложил их посредством Божественного вдохновения в Св. Писании. Таким образом мы имеем в откровениях Бога, в частности, в тех, которые сообщены в Библии, материал для возможности существования богословия.

Б. Дары человека

Учитывая тот факт, что Бог открыл Себя, мы задаемся далее вопросом, как человек вошел в обладание этим откровением? Отвечая на этот вопрос, заметим, что не внешний и не внутренний мир не в состоянии раскрыть что-либо в Боге без единственных в своем роде даров человека. Эти дары человека двух родов: душевные и духовные.

1. Душевные дары. Человек, который отвергает идею откровения Божиего, а потому и Бога, обращается к разуму за решением всех своих проблем. В течение, всего хода истории появилось три типа рационализма: атеистический, пантеистический и теистический. Атеистический рационализм появился прежде всего у ранних греческих философов: Фалеса, Анаксимандра, Анапсимена, Эмпедокла,

Гераклита, Анаксагора и у стоиков, а теистический рационализм появился прежде всего в форме английского и немецкого деизма в 18-м веке. Но в то время, как все формы рационализма присваивают разуму незаконную власть в вопросах религии, истинный верующий склонен приписывать ему слишком ничтожное место. Под «разумом» мы подразумеваем здесь не просто логические силы человека или его способность воспринимать, постигать, сравнивать, судить и организовывать. Бог одарил человека разумом, и он, разум, не должен пользоваться тем, что скверно, что оскорбляет его. Здесь мы не имеем возможности рассуждать о всех оскорблениях разума, даже среди теистов, но здесь мы упомянем о четырех истинных назначениях разума, которыми Бог одарил человека. Во-первых, разум — это орган или способность познавать истину. Интуитивный разум предоставляет нам первоначальные идеи о космосе, времени, причинах, субстанции, назначении, правах и Боге, которые являются непременным условием для последующего познания. Познающий разум принимает факты, представляемые ему для познания и осознания. Однако следует помнить, что существует разница между познанием и пониманием вещей. Мы знаем, что растение растет, что воля контролирует мышцы от произвольных движений, что Иисус Христос — это Богочеловек, но мы очень многое не понимаем в сущности и существовании этих вещей.

Во-вторых, разум должен судить о вероятности, о правдоподобии всего, предоставляемого ему. Под «вероятным, заслуживающим доверия», мы подразумеваем достойное доверия. Существуют вещи, которые явно недостойны доверия, скажем, как корова, прыгающая через луну, или, подобные этой, сказки, а потом, дело разума — объявить, достойно ли доверия, кроме невозможного. Какая-то вещь может представляться нам странной, необъяснимой, неразумной, и все же она достойна доверия. Если человек не хочет поверить непонятному, непостижимому, он ничему не может поверить, невозможным является все то, что вызывает противоречие, что несовместимо с познанным характером Божиим, что противоречит законам веры, которой Бог одарил нас, и что противоречит и некоторым другим вполне достоверным истинам. Далее, разум должен судить об очевидности представляемого ему. Так как вера вызывает согласие, а согласие является уверенностью, производимой очевидностью, следовательно, вера без очевидности является иррациональной или невозможной. Таким образом, разум должен проверять достоверность получаемых сообщений, претендующих на существование и документов, претендующих на запись, таких, как откровение. Следует задаться вопросом, являются ли записи истинными или сомнительными, являются ли они чистыми или смешанными, являются ли они полными или незавершенными. Эта очевидность должна сочетаться с природой той истины, о которой размышляем. Историческая истина требует исторической очевидности; эмпирическая истина — математической очевидности, нравственная истина — нравственной очевидности, а дела Духа — проявлений Духа (1 Коринф. 2,14-16). Во многих случаях многие роды очевидности состязаются друг с другом в поддержке одной и той же истинны, как, скажем, вера в Божественность Христа. Далее, очевидность должна быть не только приемлемой, но еще и адекватной, т.е. как повеление, согласующееся с каждым, хорошо организованным умом, которому она представляется.

Наконец, разум должен также организовать факты, представляемые ему, в определенную систему. Точно так, как куча кирпича еще не составляет практической системы. Разум должен обнаружить объединяющий фактор и собрать вокруг него все, что имеет отношение к этому факту, предназначая каждой части его положенное ему место в координированной системе. Вот такова систематизирующая способность разума, которая является его инстинктным толчком. Таким образом, совершенно ясно, что разум занимает наиболее значительное место в богословии.

2. Духовные дары. Мы отвергаем тот взгляд философских мистиков, которые утверждают, что все люди могут посредством суровой, дисциплины и размышлений войти в непосредственный контакт с последней действительностью, которая является их наименованием Бога, независимо от покаяния и веры в Иисуса Христа. Это языческое верование и часть крайне пантеистического взгляда на мир. Какими бы ни были религиозные переживания, скажем, такие, как у мистиков, они не являются христианским опытом общения с истинным Богом, благодаря посредничеству Иисуса Христа и Духа Святого. Необходимо также отвергнуть и крайние формы пиетизма, как квакеризм и квиетизм, которые возникли в Европе в конце 17-го века. Крайние типы пиетизма хранили уверенность в возможности абсолютного союза с Богом, в сродство с Ним, которое достигается вне учения Писания. Крайние формы квакеризма утверждали, что все люди обладают внутренним светом, который независимо от Библии, способен привести их к святой и благословенной жизни. Крайние формы квиетизма утверждали, что нам необходимо искать такого общения с Богом и такого состояния совершенного покоя, в котором приостанавливаются все помышления и вся деятельность, и душа растворяется в Боге. К несчастью, то, что является драгоценной привилегией верующего, во многих случаях выродилось в крайности, и даже, как в некоторых типах квакеризма, как утверждали, в достояние неспасенных.

Приняв в расчет небиблейские взгляды, которые мы только что упомянули, мы вынуждены еще сказать, что у человека имеется еще и интуитивное познание Бога. Писание учит нас тому, «что можно знать о Боге явно для них, потому что Бог явил им; ибо невидимое Его Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1,19-20).

В частности, существует такая духовная одаренность верующего, посредством которой он входит в подлинно действительное и в подлинно драгоценное общение с Богом (Рим. 8,15 и далее; 1 Кор. 1,9; Гал. 4,6; 1 Ин. 1,3). Существует так называемый христианский мистицизм, непосредственное общение души с Богом, которого никто из тех, кто обогатился этим живым христианским опытом, не станет отрицать. Однако, в добавление к сказанному, существует еще свет Духа Святого, которого достоин каждый верующий. Иисус сказал: «Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя будет говорить, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 16,12-13). И Павел писал: «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1 Кор. 2,12). Таким образом, Дух сделает нас способными понять то откровение Бога, которое Он уже совершил, особенно откровение Самого Себя в Писании. Следовательно, оно доступно для ищущего истину, и не только своим собственным разумом, но еще и с помощью Духа Святого. Последний, конечно, достижим для истинного чада Божиего. Иоанн пишет: «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него; в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Ин. 2,27; 2,20).

II. Деление богословия

Широкое поле богословия обычно разделяют на четыре части:: экзегетическое, историческое, систематическое и практическое богословие.

А. Экзегетическое богословие

Экзегетическое богословие занимается непосредственно изучением библейского текста и таких сопряженных предметов, как помощь в восстановлении, ориентации, иллюстрации и интерпретации этого текста. Оно посвящается изучению библейских языков, библейской археологии, введению в Библию, библейской герменевтике и библейскому богословию.

Б. Историческое богословие

Историческое богословие прослеживает в Библии историю народа Божиего и Церкви, начиная от Христа. Оно посвящено изучению происхождения, развития и распространения истинной религии, а также изучению ее доктрин, организации и практике. Оно охватывает библейскую историю, историю Церкви, историю миссионерского дела, историю доктрин и историю вероучений и исповеданий.

В. Систематическое богословие

Систематическое богословие приступает к материалам, предлагаемым экзегетическим и историческим богословием и располагает их в логическом порядке под великими лозунгами богословской науки.

Однако необходимо тщательно отличать содействие экзегетического богословия от исторического. Первое является единственно реальным и безошибочным источником познания; второе же в своем проявлении прогрессивного понимания Церковью великих доктрин веры часто содействует пониманию библейского откровения. Догматическое богословие является, строго говоря, систематизацией и защитой доктрин, выраженных в символах Церкви. Хотя догматическое богословие часто синонимным образом сочетается с систематическим богословием. К систематическому богословию относят апологетику, полемику и библейскую этику.

Г. Практическое богословие

Эта область богословия проявляется в применении богословия к делу возрождения, освящения, назидания, обучения и служения людей. Оно пытается отнести к практической жизни те вещи, которые сопряжены с тремя другими областями богословия. Практическое богословие охватывает такие области, как гомилетика, церковная организация, церковное управление, богослужение, христианское обучение и миссионерское дело.