29. Обращение

Каков же логический порядок в опыте спасения? В нем, конечно, не наблюдается хронологической последовательности; обращение, оправдание, возрождение, соединение с Христом и усыновление — все это происходит в одно и то же мгновение. А освящение является актом и процессом. И все-таки существует эта логическая последовательность, и мы последуем только что указанному порядку. Писание призывает человека обратиться к Богу (Притч. 1,23; Ис.31,6; 59,20; Иез.14,6; 18,32; 33,9-11; Иоиль 2,12 и далее; Мф. 18,3; Д.Ап.3,19; Евр.6,1). Обращение — это поворот к Богу, оно представляет собою ответ человека на призыв Божий. Оносостоит из двух элементов: покаяния и веры. Писание никогда не призывает человека оправдывать самого себя, возрождать самого себя, усыновлять самого себя. Все это может совершить один только Бог, но Бог сообщает человеку способность обратиться к Нему. Церковь в Иерусалиме признавала: «Видно и язычникам дал Бог покаяние и жизнь» (Д.Ап.11,18; см. 2 Тим.2,25). Совершенно очевидно, что покаяние и вера приводят к оправданию, а оправдание приводит к жизни, а не наоборот (Рим.5,17 и далее). Итак, обратим свое внимание на два элемента в обращении.

I. Элемент покаяния

Хотя покаяние и вера тесно сочетаются друг с другом, нам все-таки необходимо поразмышлять о них в отдельности.

А. Важность покаяния

Не всегда, к сожалению, признается важность покаяния, как бы ее следовало признавать. Некоторые призывают неспасенных принять Христа и уверовать, не указывая им вообще на тот факт, что они погибшие грешники и нуждаются в спасении. А вот Писание весьма подчеркивает значение проповеди покаяния. Покаяние составляло содержание благовествования ветхозаветных пророков(Втор.30,10; 4 Цар.17,13; Иер.8,6; Иез.14,6;18′,30). Это была ключевая весть и проповедь Иоанна-Крестителя (Мф.3,2; Мк.1,15), и в проповеди Христа (Мф.4,17; Лк.13,3-5), и в проповеди двенадцати (Мк.6,12), и, в частности, Петра в день Пятидесятницы (Д.Ап.2,38; см.3,19). Это была и фундаментальная весть и в проповеди Павла (Д.Ап.20,21; 26,20). Диспенсационная перемена не лишила покаяния необходимости в нынешнем веке; это вполне определенное повеление, предъявляемое всем людям (Д.Ап. 17,30). Об этом сказал Павел в Афинах, в тех кругах, которые более всего были удалены от Иудейского окружения. Покаяние — это нечто такое, к чему проявляют высший интерес небеса (Лк.15,7 и 10; 24,46 и далее). Оно является основанием всех оснований (Мф.21,32; Евр.6,1), потому что является абсолютным условием спасения (Лк.13,1-5).

Б. Значение покаяния

Покаяние, по существу, является переменой в состоянии души, если понимать это слово в широком смысле. В нем, однако, наблюдается три аспекта: интеллектуальный, эмоциональный и волевой. Рассмотрим каждый из них более подробно.

1. Интеллектуальный элемент. Он заключает в себе перемену взглядов по отношению ко греху, Богу и самому себе. Грех воспринимается в качестве личной вины, Бог — в качестве Того, Кто справедливо требует праведности, а человека — в качестве оскверненного и беспомощного. Писание говорит об этом аспекте покаяния, как о познании греха (Рим.3,20; см. Иов 42,6 и далее; Лк. 15,17 и далее; Рим. 1,32). Покаяние заключает в себе и перемену в отношении ко Христу. Петр призывал Иудеев смотреть на Христа не как на простого человека, самозванца или богохульника, а как на обещанного Мессию и Спасителя (Д.Ап.2,14-40).

2. Эмоциональный элемент. Он заключает в себе перемену чувств. Печаль о грехе и жажда прощения являются аспектами покаяния. В молитве Давида обнаруживаются интенсивные эмоции: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои» (Пс.50,3). Павел пишет: «Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2 Кор.7,9-10). И другие стихи свидетельствуют о том, что чувства участвуют в покаянии: Мф.21,3 2; 27,3 (см. Пс.37,18).

3. Волевой элемент. Этот элемент заключает в себе перемену воли, расположения и цели. Это внутренний поворот от греха. В нем обнаруживается перемена расположений, которая жаждет про щения и очищения. Петр сказал: «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа» (Д.Ап.2,38). И Павел пишет: «Или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет к покаянию?» (Рим.2,4). W обеих этих стихах содержится волевой элемент покаяния.

Исповедание греха (Пс.31,5; 50,3 и далее; Лк.15,21; 18,13; 1 Ин.1,9) и возмещение за зло, причиненное людям (Лк.19,8) — это плоды покаяния, но они еще не составляют сущности покаяния. Мы не спасаемся для покаяния, но спасаемся, если раскаиваемся. Покаяние не является удовлетворением, воздаваемым Богу, а условием и состоянием сердца, которое необходимо для того, чтобы мы могли уверовать ко спасению. Далее, истинное покаяние никогда не совершается вне веры. Это значит, что мы не в состоянии отвернуться от греха, не обращаясь в то же время к Богу. И наоборот, мы можем смело сказать, что истинная вера не существует без покаяния. И покаяние, и вера нерасторжимо сопряжены друг с другом.

В. Средства покаяния

Необходимо также сказать и о средствах для покаяния. С Божией стороны — покаяние — это дар Божий. Павел пишет: «Не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» (2 Тим.2,25; см. Д.Ап.5,31; 11,18). С человеческой стороны, оно совершается с помощью различных вещей. Иисус учит, что чудес (Мф.11,20 и далее), даже появления кого-то из мертвых, недостаточно для осуществления покаяния. А Слово Божие (Лк. 16,30 и далее), проповедь Евангелия (Мф. 12,41; Лк.24,47; Д.Ап.2,37 и далее; 2 Тим.2,25), благость Божия по отношению к творению (Рим.2,4; 2 Пет.3,9), наказание Божие (Евр.12,10 и далее; Откр.3,19), вера в истину (Ин.3,5-10) и новое ведение Бога (Иов 42,5 и далее) — это те определенные средства, которыми пользуется Бог для осуществления покаяния.

II. Элемент веры

Как и в случае покаяния, так и в случае веры, это учение не привлекает того внимания, которого оно заслуживает. Жизнь человека управляется тем, во что он верит, во что хранит веру, а его религия — тем человеком, которому он доверяет. Эванс говорит: «Сирофиникиянка (Мф.15) обладала настойчивостью, сотник (Мф.8) — смирением, слепой (Мк.10) — серьезностью, ревностью. Но вот то, что Христос видел и вознаградил в каждом из этих случаев, было верой» (Эванс, «Великие доктрины Библии», стр.144). Совершенно верно, нам необходимо подумать о месте веры в нашей жизни. Попытаемся рассматривать ее, как элемент обращения.

А. Важность веры

Писание заявляет, что мы спасаемся верой (Д.Ап.16,31; Рим.5,1; 9,30-32; Ефес.2,8), обогащаемся Духом верою (Гал.3,5 и 14), освящаемся верою (Д.Ап.15,9; 26,18), хранимы верою (Рим.11,20; 2 Коринф.1,24; 1 Пет.1,5; 1 Ин.5,4), утверждаемся верою (Ис,7,9) и исцеляемся верою (Д.Ап. 14,9; Иак.5,15). Мы ходим верою (2 Кор.5,7) и преодолеваем трудности верою (Мк.9,23; Рим.4,18-21; Евр.Н,32-40). Бог заявляет, что вера необходима для того, чтобы угодить Ему (Евр.11,6) и считает неверие великим грехом (Ин.16,9; Рим. 14,23), а потому полагает пределы проявлениям его силы (Мк.6,5 и далее). Вера превращает нас в постоянное благословение для других (Ин.7,38), она побуждает нас проявлять усилия ради пользы других (Мк.2,3-5), она производит постоянство в служении (Мф. 15,28), она приобретает помощь для других (Д.Ап.27,24 и далее). Подлинно, эти благословения обнаруживают важность веры.

Б. Важность веры

Попытаемся установить различия между выражениями, которые иногда смешивают друг с другом. Это следующие выражения: доверие, надежда и вера. Слово «доверие» очень часто употребляется в том же смысле, что и слово «вера», однако, очень часто оно служит лишь тому, чтобы определить один элемент веры — интеллектуальный. Нам следует остерегаться употребления этого выражения. Надежда касается исключительно будущего, тогда как вера касается прошлого, настоящего и будущего. Надежду определяют, как желание плюс ожидание, однако Библейская надежда заключает в себе элементы познания и уверенности. Она покоится на истине, явленной в Писании. Под верой мы подразумеваем сумму всего христианского учения, содержащегося в Писании (Лк. 18,8; Д.Ап.6,7; 1 Тим.4,1; 6,10; Иуды 3). Упование — это, характерное для Ветхого Завета, слово, а для Нового Завета характерными являются «доверие» или «вера».

Что же такое вера? Совсем не легко сформулировать простое и достаточное определение. В обращении вера — это поворот души к Богу, как в покаянии. Это отвращение души от греха. Однако нам необходимо точнее изучить этот поворот к Богу. Мы можем сказать, что Писание представляет веру, как определенный акт сердца. Поэтому оно заключает в себе перемену интеллектуального, эмоционального и волевого порядка. Однако люди сердцем веруют ко спасению (Рим. 10,9 и далее). Писание подчеркивает интеллектуальный аспект веры в таких местах, как Пс.9,10; Ин.2,23 и далее; Рим. 10,14. У Никодима была вера именно в этом смысле этого выражения, когда он пришел к Иисусу (Ин.3,2), и бесы, нам сказано, веруют, потому что знают факты, касающиеся Бога (Иак.2,19). Нет сомнения, что именно в этом смысле верил и Симон-волхв (Д.Ап.8,13), потому что нет никаких указаний, что он покаялся и принял Христа. Поэтому мы приходим к выводу, что вера должна быть чем-то более, нежели просто интеллектуальное согласие. Попытаемся обратить внимание на три аспекта, которые сопряжены с верой.

1. Интеллектуальный аспект. Этот элемент заключает в себе веру в откровение Бога в природе, в исторические факты Писания и в доктрины, касающиеся греховности человека, предусмотренного во Христе искупления, условий для спасения и для всех благосло вений, которые обещаны детям Божиим. Хотя этим элементом весьма пренебрегают в наши дни, он, тем не менее, является фундаментальным для других составных частей веры. Павел гово рит: «Итак, вера от слышания, а слышание от Слова Божия» (Рим. 10,17). Мы знаем, что имеется Бог, а потому и верим в Его существование (Рим. 1,19 и далее), нам необходимо знать Евангелие, чтобы уверовать во Христа (Рим. 10,14). Библейская вера потому не является принятием рабочей гипотезы в религии, но это доверие, основанное на самых лучших доказательствах. Псалмопевец писал: «И будут уповать на Тебя знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи» (Пс.9,11).

2. Эмоциональный элемент. Он особенно подчеркивается в таком стихе, как Псалом 105,12 и далее: «И поверили они словам Его, и воспели хвалу Ему». Но скоро забыли дела Его, не дождались Его изволения. Мф.13,20 и далее: «А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настает скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется». В Ев. Иоанна 8,30 и далее автор производит различие между теми многими, которые уверовали в Него, и теми, которые просто доверяли Ему. Сравните, например, согласие книжников с утверждением Иисуса относительно самой великой заповеди, но ведь они не приняли Его, как Спасителя (Мк.12,32-34). В Ев. Иоанна 5,34-35 сказано: «Он был светильник, горящий и светящий, а вы хотели малое время порадоваться при свете его». Все эти места указывают на частичное и временное принятие истины о Боге, которое отличается от полно го усвоения ее благовестил и ее Христа.

Мы можем определить эмоциональный элемент веры, как пробуждение души для понимания ее личных нужд и для личной применимости искупления, предусмотренного во Христе совместно с непосредственным согласием с этими истинами. На этом, однако, не следует останавливаться, потому что, если действительно осознан эмоциональный элемент, как составная часть веры, его же все же не следует рассматривать в качестве единственной характеристики веры.

3. Болевой элемент. Этот элемент веры является логическимрезультатом интеллектуального и эмоционального элементов. Если человек воспринимает откровение Бога и Его спасение в качестве истинных, если он готов согласиться с применимостью их к себе лично, он, естественно, логически продвинется дальше, чтобы усвоить его себе Каждое предшествующее выражение логически приводит в последующие; человек не является спасенным, если вера его не будет заключать в себе всех этих трех элементов. Однако волевой элемент является столь всеобъемлющим, что он предполагает наличие и двух других. Конечно, никто не получит ответа на молитву, если всем сердцем не усвоит себе обетовании Божиих.

Волевой элемент заключает в себе подчинение сердца Богу и принятие Христа, как Спасителя.

Первое выражено в таких местах Писания, как: «Сын мой! Отдай сердце твое мне и глаза твои да наблюдают пути Мои» (Притч.23,26). «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня» (Мф. 11,28-29). «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лх.14,26).

Греческое выражение «пистеио» (доверять или верить) употребляется в смысле подчинения и встречается в таких утверждениях, как: «Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех» (Ин.2,22). «Им вверено Слово Божие» (Рим.3,2). «Мне вверено благовестие для необрезанных» (Гал.2,7). Многие места Писания часто подчеркивают необходимость того, чтобы человек учел соответствующую цену того, прежде чем решит последовать за Христом (Мф.8,19-22; ЛкЛ4,26-33).

Мысль о подчинении заключается и в напоминании принять Иисуса, как Господа. Заповедь такова: «Веруй в Господа Иисуса Христа» (Д.Ап.16,31), и нам необходимо исповедать Иисуса Господом (Рим. 10,9), чтобы спастись. Уверовать в Него, как в Господа — это признать Его, как Господа, пока не отречемся от себя. Этот момент в вере часто упускают из вида или же сознательно относят к более позднему периоду -посвящения, а вот Писание сочетает его с начальными переживаниями спасения.

Писание неоднократно учит тому, что необходимо принять Христа, как Спасителя: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1,12). «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин.4,14). «Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни; ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6,53-54). «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к Нему и буду вечерять с ним, и он со Мной» (Откр.3,20).

В. Источник веры

Как и в покаянии, так и в вере, существует и Божия, и человеческая сторона.

1. Божия сторона. Автор послания к Евреям говорит об Иисусе, как о «Начальнике и совершителе веры» (Евр. 12,2). Ясно, что вера является даром Божиим (Рим. 12,3; 2 Пет.1,1), суверенно дарован ных Духом Божиим (1 Кор. 12,9; см. Гал.5,22). Павел говорит о полном аспекте спасения, как о даре Божием (Ефес.2,8), бесспор но, в нем заключается и вера.

2. Человеческая сторона. И произнесенное, и написанное Слово Божие производят веру… Библия говорит: «Итак, вера от слыша ния, а слышание от Слова Божиего» (Рим. 19,17). «Многие из слушавших Слово уверовали» (Д.Ап.4,4). Но не только Слово Божие является средством веры, им является также и молитва (Мк.9,24; Лк.2 2,32). Ученики в свое время просили Господа: «Умножь в нас веру» (Лк. 17,5). Далее, упражнения в вере прояв ляются в средствах, с помощью которых наша вера растет (Мф.25,29; см. Суд.6,14).

Г. Результаты веры

Результатов веры насчитывается несколько.

1. Спасение. Наше полное спасение зависит от веры. От начала и до конца мы спасаемся верою, которая окажется оправданием (Рим.5,1), усыновлением (Гал.3,5 и 14; 4,5 и далее) или освяще нием (Д.Ап.2 6,18). Петр говорит нам, что мы спасаемся «силою Божией через веру» (1 Пет. 1,5).

2. Уверенность. Верно, истинно, что уверенность появляется по свидетельству Духа Святого (Рим.8,16; 1 Ин.3,24; 4,13), но тем не менее, Бог направляет душу к обетованиям Слова Божиего и уверенность в нас появляется тогда, когда мы усваиваем их верою. С верою тесно сочетается и мир (Ис.26,3; Рим.5,1), покой (Евр.4,3) и радость (1 Пет.1,8).

3. Добрые дела. Вера непременно приводит к добрым делам. Мы спасены не по делам (Рим.3,20; Ефес.2,9), а для добрых дел (Ефес.2,10). Иисус сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего Небесного (Мф.5,16). Иаков настаивает на проявлении веры в добрых делах (Иак.2,17-26). Павел подчеркивает несовершенство дел закона (Гал.2,16;3,10), но он полагает акцент на делах, которые происходят по вере (Тит. 1,16; 2,14; 3,8). Эти добрые дела являются плодами Духа (Гал.5,22 и далее; Ефес.5,9).