31. Союз со Христом и усыновление

Это последний момент в наших размышлениях о применении спасения в самых его началах. Необходимо рассмотреть вопрос союза верующего со Христом, а также то положение, которое он приобретает через усыновление.

I. Союз верующего со Христом

Возрожденная душа входит в живой союз со Христом, нельзя отрицать того, что это прежде всего федеральный или репрезентативный союз с Христом. Посредством этого союза Христос, второй Адам (1 Кор.15,22), принимает на Себя те нарушенные обязательства, которые не смог выполнить первый Адам, и выполняет их ради человечества. Результатом этого союза со Христом является вменение наших грехов Ему, а Его праведности — нам, а также всех судебных преимуществ, которые сочетаются с этим вменением. Однако, обратим свое пристальное внимание на живой союз верующих со Христом.

А. Природа этого союза

Писание представляет этот союз верующего со Христом различными путями. Прежде всего обратим внимание на аналогии, заимствованные из земных отношений. Таковыми являются союз строения и основания (Ефес.2,20-22; Колос.2,7; 1 Пет.2,4 и далее), союз между мужем и женой (Рим. 7,4; Ефес.5,31 и далее; Откр. 19,7-9), союз между лозой и ветвями (Ин.15,1-6), союз между главой и телом (1 Кор.6,15 и 19; 12,12; Ефес.1,22 и далее; 4,15 и далее) и союз между Адамом и его потомками (Рим.5,12 и 21; 1 Кор.15,22 и 49); см. также союз между пастырем и овцами (Ин.10,1-8; Евр.13,20; 1 Пет.2,25).

1. Указание в Писании. Существует также много и непосредственных подтверждений этого факта. Очень часто говорят, что верующий «пребывает во Христе». Иисус говорит о верующих, как о «пребывающих в Нем» (Ин. 14,20), а в своих посланиях Павел постоянно говорит о верующих, как о пребывающих во Христе (Рим.6,11; 8,1; 2 Кор.5,17; Ефес.2,13; Кол.2,11 и далее). В равной мере это же верно и в отношении посланий Иоанна (1 Ин.2,6; 4,13; см. 2 Ин.9). Очень часто говорят, что Христос пребывает в верующем (Ин, 14,20; Рим. 8,10; Гал.2,20; Колос.1,27). Действительно, Иисус заявляет, что и «Он и Отец пребывают в верующем» (Ин.14,23). Далее, о христианине говорится, как о. человеке, имеющем часть во Христе (Ин.6,53 и 56 и далее; 1 Кор. 10,16 и далее) и в Божественной природе (2 Пет. 1,4) и как о человеке, составляющем один дух с Господом (1 Кор.6,17). Семя Божие пребывает в нем (1 Ин.3,9).

2. Негативная сторона. Для того, чтобы понять, чем не является этот союз, необходимо отказаться от некоторых концепций. Во-первых, этот союз не является мистическим союзом пантеистов. Писание ничего не знает о союзе между Богом или Христом и невозрожденными. Это не просто нравственный союз любви и со чувствия между друзьями. Душа Ионафана прилепилась к душе Давида (1 Цар.18,1), а союз верующего со Христом превосходит все подобные союзы общих интересов и целей. Это, по существу, не такой союз, в котором разрушается человеческая личность и погло щается Христом или Богом. Такого взгляда придерживаются некоторые мистики, однако Писание представляет отношение между Христом и верующим, как отношения между «Мною» и «тобою», даже в том случае, когда верующие особенно далеко продвинулись в своей христианской жизни (Фил.3,7-14). Наконец, это не физический и не материальный союз, хотя таковым его провозглашают некоторые, благодаря участию в обрядах Церкви. По Писанию, однако эти обряды и таинства не обеспечивают этого союза, потому что они совершаются уже с учетом существующего союза.

3. Положительная сторона. Что такое союз? (1) Мы можем высказаться положительно, утверждать, что это духовный союз. «А соединяющийся с Господом есть один дух (с Господом)» (1 Кор.6,17; см.12,13; Рим.8,9 и далее; Ефес.3,16 и далее). Дух Святой является автором этого союза. (2) Это живой союз. Павел пишет: «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия. возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2,20). «Ибо вы умерли со Христом в Боге, когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Колос.3,3-4). Жизнь Христова — это жизнь верующего. (3) Это совершенный союз. Павел пишет, что «и вы Тело Христова, а порознь — члены» (1 Кор. 12,27). «Потому что мы члены Тела Его» (Ефес.5,30; см. 1 Кор.6,15). Каждая часть этого тела является средством и целью. Руки существуют для глаз, а глаза — для рук. Каждый член тела существует для главы, а глава — для каждого члена. (4) Это нерасторжимый союз. Писание говорит: «Тайна сия велика: я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Ефес.5,32). «Которым благоволил Бог пока зать, какое славное богатство в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы» (Колос. 1,27). И то, что язычники принимаются и вочленяются в это тело, — это великая тайна. (5) Наконец, этот союз нерасторжимый. Иисус сказал: «И Я даю им вечную жизнь, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей» (Ин.10,28). Павел задается вопросом: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь или теснота, или гонения, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» А затем сам отвечает: «Но все сие преодолеваем силой возлюбившего нас» (Рим,8,35 и 37; см. ст. 38 и далее). Христос подает нам вечную жизнь, а это значит, что мы никогда не погибнем, в дополнение к сказанному заметим, что Он держит нас в Своей руке, и это утверждает нас, что уже никто не похитит нас из руки Его.

Б. Метод этого союза

Как установлен этот союз между Христом и христианами? Собственно, Писание мало говорит по этому поводу. Однако, на некоторые моменты следует обратить внимание. Этот союз своими корнями уходит в цели и в план Божий. Писание говорит: «Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира» (Ефес.1,4). «Так как Ты дал Ему власть над всякою плотию, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную» (Ин. 17,2). Этот союз начинается в христианах тогда, когда мы оживотворимся со Христом (Ефес.2,5). Павел говорит о том, то «мы соединены с Ним подобием смерти Его» (Рим.6,5). А в 1 Кор. 12,13 нам сказано, что мы крестились в одно Тело Духом Святым. В 1 Кор.6,17 содержится указание на тот факт, что мы соединены с Господом, однако там не сказано, каким образом мы соединились с Ним. Конечно, только Бог может взять человека и привить его ко Христу. Получается так, что только те, которые оживотворены, стали участниками в этом жизненном союзе со Христом.

В. Последствия этого союза

Их наблюдается четыре. (1) Союз со Христом означает вечную безопасность (Ин.10,28-30). Ничто не может отделить верующего от любви Божией, которая во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8,38 и далее). Когда Иисус говорит об отсечении ветви, которая не пребывает на Нем, Он должен иметь ввиду человека, который только номинально пребывает во Христе (Ин.15,6), потому что «если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены подобием воскресения» (Рим.6,5). (2) Союз со Христом означает плодоношение (Ин.15,5). Это плоды Духа (Гал. 5,22 и далее; см. Рим.6,22; 7,4; Ефес.5,9). Отсечение — это один из методов Господа для повышения плодоношения той ветви, которая пребывает на Нем (Ин.15,1 и далее). Союз со Христом означает наделение дарами для служения. Верующие являются Христовыми членами, это, естественно, влечет за собой сотрудничество среди членов. Он приводит к единству тела посреди различий. (4) Наконец, союз со Христом означает общение со Христом. Мы вовлечены в сферу Его доверия, а потому и ознакомлены с Его целями и планами (Ефес.1,8 и далее).

II. Усыновление верующего

Учение об усыновлении — это, бесспорно, Павлово учение, и мы предоставляем ему последнее место. Авторы Нового Завета сочетают благословения, которые Павел относит к усыновлению, с учением о возрождении и оправдании. Греческое слово, обозначающее «усыновление», встречающееся пять раз в Писании и исключительно в Павловых посланиях (Рим.8,15 и 23; 9,4; Гал.4,5; Ефес.1,5). Однажды Павел относит это выражение к Израилю, как к народу (Рим.8,4); однажды он говорит о полном осуществлении усыновления в грядущем пришествии Христа (Рим.8,23) и трижды утверждает его, как существующий факт, факт в жизни христианина.

А. Определение усыновления

Как указывает на это смысл греческого слова, усыновление буквально является «принятием, как сына». Эванс обобщает духовные переживания следующим образом: «Возрождение касается перемен в нашей природе, оправдание — перемен в нашем стоянии пред Богом, освящение — перемен в нашем характере, усыновление — перемен в нашем положении» (Эванс, «Великие доктрины Библии», стр.161). Этим словом верующие пользуются тогда, когда вопрос касается прав, положения и привилегий. Иоанн полагает свой акцент в данном случае на отношения верующих, как детей Божиих; мы родились от Бога и стремимся к зрелости (Ин.1,12 и далее; 1 Ин.3,1). Павел же полагает свой акцент скорее на положении; мы являемся сынами Божиими и приняты в семью Божию.

Может казаться, что Павел считал ветхозаветных верующих тоже «детьми Божиими», однако меньшими, а вот новозаветных верующих он считает и детьми Божиими и, достигшими зрелости, сынами. Главным преимуществом усыновления, как считает Павел, является освобождение от требований закона (Гал. 4,3-5) и обладание Духом Святым, Духом усыновления (Гал.4,6; см. Рим.8,15 и далее). Попытаемся подвести итог: в возрождении мы приобретаем новую жизнь, в оправдании — новое состояние, а в усыновлении -новое положение.

Б. Время усыновления

Усыновление обладает троякими временными отношениями. (1) В совете Божием оно является актом минувшей вечности (Ефес. 1,5). Еще до того, как Он избрал еврейский народ, еще до творения, Он предназначил нас к этому положению. (2) В личных переживаниях верующего оно становится для него подлинным в тот момент, когда он принимает Христа. Писание говорит: «Ибо все вы сыны Божий по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3,26). «А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего» (Гал.4,6). До приобретения спасения язычник был рабом, а Иудей — меньшим; посредством усыновления и тот, и другой приобрели законное стояние, как сыны Божий (Гал.4,1-7). (3) Однако полное осуществление усыновления совершится в пришествии Христовом. Это то время, когда усыновление уже вполне завершится (Рим.8,23). Тогда тела наши будут вполне освобождены от тления и смертности и уподобятся Его прославленному Телу (Филип.3,20 и далее).

В. Результаты усыновления

Может быть, первым из них является освобождение от требований закона (Рим.8,15; Гал.4,4 и далее). Верующий уже не находится более под стражею, под началом, но он совершенно свободен от подобных уз. Далее, можно было бы упомянуть о залоге наследия. Это Сам Дух Святой (Гал.4,6 и далее; см. Ефес. 1,11-14). Отец начинает с того, что облекает Своих сынов Духом. Это первое вознаграждение полного наследия, которое они примут, когда придет Христос. И об этом свидетельствует Дух (Рим.8,15 и далее; Гал.4,6). Если верующий весьма дорожит этим высоким даром, он сразу же войдет в общение с Отцом. Это значит, что Он проявит сыновний дух в отношениях с Отцом (Рим.8,15; Гал. 4,6). Далее, разумеется, последует хождение в Духе, потому что Дух будет водить верующего (Рим.8,14; см. Гал.5,18). Тогда результатом явится все большее и большее сообразование с образом Сына Божиего (Рим.8,29). А в будущем у верующего имеется та перспектива, когда однажды он явится сыном (Рим.8,19). Таковы главные результаты спасения.