32. Освящение

Важность этого учения обнаруживается в таком высказывании Писания, как: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр.12,14). Писание не столько подчеркивает реализацию абсолютной святости в жизни верующего, как стремление к ней.

Петр пишет: «Но, по примеру Призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках» (1 Пет.1,15). Различия в учениях нынешних дней указывают на особую необходимость того, чтобы мы тщательно соблюдали учение Писания в отношении этого предмета. Поразмыслим над определением, временем и средствами освящения.

I. Определение освящения

Существительное «освящение» встречается несколько раз в Новом Завете (Рим.6,19 и 22; 1 Кор. 1,30; 1 Фес.4,3 и далее и 7; 2 Фес.2,13; 1 Тим.2,15; Евр.12,14; 1 Пет.1,2).

Но существует еще и несколько других слов, которые тесно сопряжены с ним: святыня, святость (Рим. 1,4; 2 Кор.7,1; 1 Фес.3,13), святой (Д.Ап.7,33; 1 Кор.3,17; 2 Кор.12,13; 1 Кор.11,2; Ефес.1,1; Филип.4,21), святилище (Евр.8,2) и святить, освящать (Мф.6,9; Ин.17,17; Евр. 13,12).

Глагол «святить» и «освящать» обладает, по крайней мере, тремя значениями: указывать на святость или признавать святость (Лк.11,2; 1 Пет.3,15), отделять от вещей мирских, нечестивых и посвящать Богу (Мф.23,17; Ин.10,36; 17,19; 2 Тим.2,21) и очищать (Ефес.5,26; 1 Фес.5,23; Евр.9,13).

Прилагательное «святой» относят к вещам (к горе — 2 Пет.1,18; к целованию — 1 Кор.16,20), к Духу (Рим.5,5, к Отцу (Ин.17,11; 1 Пет.1,17), к закону (Рим.7,12; 2 Пет.2,21), к Ангелам (Мк.8,38), к верующим (Ефес.2,1; Евр.3,1), к пророкам Ветхого Завета (2 Пет.3,2) и т.д. Очень часто это прилагательное употребляется в качестве существительного. Таким образом, оно относится к Ангелам (Иуды 14), к верующим (Иуды 3; Откр.8,3) или к тем и другим (1 Фес.3,13).

Что значит быть святым и быть освященным? В широком смысле мы можем определить освящение, как отделение для Бога, как вменение Христа, как нашей святости, как очищение от всякого нравственного зла и как сообразование с образом Христа.

A. Отделение для Бога

Отделение для Бога предполагает обособление от всякой скверны. В частности, это касается и неодушевленных предметов. Поэтому Езекия отделил левитов для освящения Дома Господнего, повелев им устранить из святого места все оскверненное (2 Пар.9,5 и 15-19). Обычно мы имеем положительное представление об отделении или посвящении для Бога. В этом смысле освящены были скиния и храм, с принадлежащими им, предметами и сосудами (Исх.40,10 и далее; Числ.7,1; 2 Пар.7,16). Человек может освятить свой дом или часть своего поля (Лев.20,7; 14,16). Господь освятил Себе первенцев Израиля (Исх.13,2; Числ.3,13). Отец освятил Сына (Ин.10,36) и Сын освятил своих обращенных (1 Кор Л, 2; 1 ПетЛ,2; Евр.10,14). Иеремия был посвящен еще прежде своего рождения (Иер.1,4) и Павел говорит, что он был избран еще от утробы матери своей (Гал.1,15).

Б. Вменение Христа, как нашей святости

Вменение Христа, как нашей святости, сопровождается вменением Христа, как нашей праведности. Он стал для нас и нашей праведностью, и нашим освящением (1 КорЛ,30). Павел говорит верующим, что они «освящены во Христе Иисусе» (1 КорЛ,2). Святость воспринимается верой во Христа (Д.Ап.26,18). «Баня водная посредством Слова» предшествует этому освящению (Ефес.5,26). Верующий таким образом признается и святым, и праведным, потому что он облечен в святость Христа. В этом смысле все верующие называются «святыми», независимо от их духовной действительности и достижений (Рим Л, 7; Кор. 1,2;Ефес.1,1; ФилЛ,1; КолЛ,2). А в случае Коринфян их несвятой характер особенно очевиден (1 Кор.3,1-4; 5,1 и далее; 6,1; 11,17-22).Верующие евреи считались святыми, даже не достигши зрелости (Евр.2,11; 3,1; 5,11-14).

B. Очищение от нравственного зла

Очищение от нравственного зла является фактически другой формой отделения. От священников требовалось освящать себя, прежде, чем они будут приближаться к Богу (ИсхЛ9,22). А верующему сегодня предлагается отделять себя от всего нечестивого (2 Кор,6,17 и далее), от лжеучений (2 Тим.2,21; 2 Ин.9 и далее), а также от своей собственной скверной природы (Рим.6,И и далее; Ефес.4,25-32; Колос.3,5-9; 1 Фес.4,3 и 7). Павел пишет: «Возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор.7,1). Следует отметить, что в некоторых местах освящение рассматривается, как однократный акт, а в другом — как постоянный процесс;

в некоторых местах освящение является внешним актом, а в других, по существу, внутренним. Но во всех этих местах они рассматриваются, как акт человека, но не как акт Бога. Бог уже отделил для Себя всякого верующего, а теперь сам верующий должен отделить себя для Бога, чтобы Бог мог употребить его.

Г. Сообразование с образом Христа

Сообразование с образом Христа является положительным аспектом освящения, как очищение — отрицательным, а отделение и вменение Христовой праведности являются позиционными. В Писании имеется несколько мест, касающихся этой фазы освящения. Павел пишет: «Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Его, дабы он был первородным между многими братьями» (Рим.8,29). «Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его» (Филип.3,10). Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ, от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор.3,18; см. Гал.5,22 и далее; Филип.1,6). И Иоанн говорит: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божий, но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Иоан.3,2). Совершенно очевидно, что это процесс, который простирается на всю жизнь и который достигнет полного завершения только тогда, когда мы увидим Господа.

II. Время освящения

Освящение является и актом, и процессом. В этом отношении оно отличается от оправдания, которое является актом, совершающимся однажды, и не является процессом. Поразмыслим над тремя элементами в освящении.

А. Начальный акт в освящении

Это позиционное освящение. Писание учит, что в тот момент, когда человек уверует во Христа, он освящается. Это совершенно очевидно хотя бы из того факта, что верующие в Новом Завете называются святыми, независимо от их духовных достижений (1 Кор. 1,2; Ефес.1,1; Кол. 1,2; Евр. 10,10). О коринфянах Павел ясно говорит, что они все «плотские» (1 Кор.3,3). Во втором послании к Коринфянам он говорит уже, что они «совершают святыню в страхе Божием» (7,1). В послании к Ефесянам он говорит о «совершении святых» (4,12) и побуждает своих читателей ходить и жить, «как прилично святым» (5,3). В послании к Фессалоникийцам он утверждает, что его читатели уже освящены (2

Фес. 2,13), хотя он и молится об освящении их (1 Фес.5,23 и далее).

Согласно Евр. 10,10 освящение и жертва Христова совмещаются друг с другом. Страдания Христовы совершились вне врат, «дабы освятить людей Кровию Своей» (Евр. 13,12). Таким образом, смерть Христова была весьма необходима, чтобы освятить народ Его. Когда человек принимает Христа, он сокрылся со Христом в Боге (Кол.3,3). Христос сделался освящением для христиан (1 Кор. 1,30). Сказанного не следует понимать в смысле — Христос плюс освящение, но Христос является освящением верующего. А потому теперь верующий вполне пребывает во Христе (Кол.2,10). Он является наследником праведности и святости Христовой, которые вменяются ему в силу его отношений ко Христу: не в силу какого-то дела, которое он мог бы совершить и не в силу каких-то заслуг, которых он мог бы достичь. Он стоит пред Богом, подобный Христу (Рим.8,29; 1 Кор. 1,30). В позиционном освящении не наблюдается повторного дела благодати, не наблюдается прогресса и роста. В силу своих позиционных отношений со Христом, верующий включается в хождение и жизнь, «как прилично святым» (Ефес.5,3).

Б. Процесс освящения

Как процесс, освящение совершается в течение всей жизни. На основании того, что верующий совершил в обращении, ему напоминается о том, что ему надлежит совершать фактически то же в своих собственных переживаниях. Так как он «совлекся и облекся», то теперь ему надобно «совлечься и облечься» (Кол.3,8-13). Там, где первоначальное подчинение не было по-настоящему утверждено, там необходимо прежде всего самым определенным образом предоставить эту жизнь Богу, прежде чем возможной окажется практическая святость (Рим.6,13; 12,1 и далее); однако, если верующий всецело посвящен Богу, тогда уже вполне обеспечен прогресс в освящении. Тогда Дух Святой предаст смерти дела плоти (Рим.8,13), тогда Он произведет в верующем послушание Слову (1 Пет. 1,22), плоды Духа (Гал.5,22 и далее) и употребит его в служении Богу. И тогда верующий будет возрастать в «благодати и истине», «в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет.3,18), «тогда Он исполнится и преисполнится любовию друг ко Другу и ко всем» (1 Фес.3,12), тогда верующий очистит себя «от всякой скверны плоти и духа» и будет совершать «святыню в страхе Божием» (2 Кор.7,1), и тогда он преобразится в образ Христа (2 Кор.3,18; Ефес.4,11 и 16). Павел говорит: «Но я стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус» (Филип.3,12).

Сказанное не определяет какой-то тип безгрешного совершенства. Определения «совершенный» или «непорочный» относятся только к некоторым лицам в Писании, хотя и эти лица не были вполне безгрешными. Таким был Ной (Быт.6,9), хотя Ной и не был безгрешно совершенным и это видно хотя бы из того, что он постыдно опьянел (Быт.9,20-27). Равным образом и Иов называется непорочным (Иов 1,1), но ведь и он во многих отношениях не был совершенным. Когда он достиг более полного понимания Бога, он отрекся от себя и раскаялся в прахе и пепле (Иов 42,6). Бог повелел Аврааму ходить пред Ним и быть непорочным (Быт. 17,1). Иисус повелел: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5,48). Если сказанное относится к абсолютной безгрешности и абсолютного подобия Богу» то никто из христиан не мог бы выполнить этой заповеди. Но из контекста ясно следует, что Иисус напоминает Своим последователям быть подобными Отцу в распространении любви и на доброго, и на злого. Павел, например, то отказывается, что он непорочен, то опять заявляет, что одни верующий находится в состоянии позиционного совершенства, а другой — эмпирического совершенства. Позиционное совершенство обозначает, что он непорочен с того дня, как уверовал во Христа; эмпирическое совершенство — это непорочность, но лишь в ограниченной степени. В обеих’ указанных стихах употребляется одно и то же греческое слово, только в первом стихе оно является глаголом, а во втором — прилагательным. Стихи Колос. 1,28; 4,12 и Евр. 12,23 утверждают, что совершенство, как цель, достижимо только в конце, а не в этой жизни. Поэтому совершенно очевидно из этих и других мест Писания, что абсолютного совершенства не стоит ожидать в этой жизни.

К такому же выводу мы приходим, если пойдем и другим путем рассуждений. Некоторые ссылаются на стих Иоанна 3,9 и далее, отстаивая позиции безгрешного совершенства. Но вот что здесь пишет Иоанн: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала дна вол согрешил… всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем, и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Если обратить внимание на время, в котором употреблены греческие глаголы, то факт этот устраняет возможность утверждать, что это состояние безгрешного совершенства, так как все глаголы употреблены в настоящем времени. А потому значение этого стиха таково: тот, кто грешит по привычке, тот от диавола; тот же, кто от Бога, не грешит повторно. Если не таково значение этого стиха, тогда Иоанн противоречит самому себе в этом же послании, потому что он говорит верующему, что надлежит сделать в том случае, если он согрешит. «Дети мои! Сие пишу я вам, чтобы вы не согрешали, а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника! Он есть умилостивление за грехи наши!» (1 Ин.2,1-2). Итак, верующий не обязан грешить, но если он все-таки согрешит, у него имеется исцеление от греха. Далее Иоанн говорит, что, если мы ходим во свете, то «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от в сякого греха» (1 Ин. 1,7); и еще: «Если мы говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1,8). Итак, мы должны прийти к выводу, что Иоанн не говорит о безгрешном совершенстве.

То же самое следует сказать и относительно учения о том, что мы умерли для греха (Рим.6,1-8). Безусловно, что это целевое переживание, в котором верующий отождествляется со Христом. Если бы это была абсолютно экспериментальная смерть, то как же тогда Павел настаивал бы, что нам необходима «почитать» себя мертвыми для греха и живыми для Бога» (ст. 11)? Тот, кто абсолютно мертв, не испытывает необходимости почитать себя мертвым, он просто мертв, он не нуждается в подобном признании.

Однако, нам следует остерегаться и считать, что терпящая поражение и несовершенная жизнь — это нормальная жизнь. Если безгрешное совершенство не является учением Писания, то каково же является и грешное несовершенство? Писание, хотя оно и прощает грех в жизни верующего, вполне определенным образом запрещает грешить и требует, чтобы мы жили жизнью победы. Ответ на вопрос Павла: «Оставаться ли нам во грехе?» (Рим.6,1),звучит со всей определенностью: «Никак. Мы умерли для греха, как же нам жить в нем?» (ст.2). Апостол предупреждает Коринфян и говорит, что те, которые живут во грехе, «Царства Божия не наследуют» (1 Кор.6,10).

В. Полное и завершающее освящение

Полное и завершающее освящение ожидает христианина в перспективе. Несмотря на то, какого успеха и прогресса мы могли достичь в жизни освящения, полное сообразование со Христом осуществляется тогда, когда «настанет совершенное», потому что, тогда то, что отчасти, прекратится (1 Кор. 13,10). Мы спасены от вины и наказания за грех, мы спасены от власти греха, и главное, мы спасены от присутствия греха. Но наше спасение от присутствия греха совершится, когда мы увидим Господа или через смерть (Евр. 12,23), или в пришествие Его (1 Фес.3,13; Евр.9,28; 1 Ин.3,2; Иуды 21). Тогда уже не будет возможности грешить (Откр.22,11). Тело верующего окажется тогда прославленным (Рим.8,23; Филип.3,20 и далее), оно окажется совершенным инструментом послушания Богу. И перспектива этого полного уподобления образу Христа должна побуждать нас устранять ныне все порочное из нашей жизни (1 Ин.3,2 и далее).

III. Средства освящения

Вопрос этот более полно будет рассмотрен позднее, но здесь необходимо посвятить ему предварительные размышления. Существует две стороны в деле освящения человека: сторона Божия и сторона человеческая. Заметим, что не только Бог-Отец, но и Триединый Бог участвуют в этом деле. Бог-Отец освящает верующего, признавая в нем святость Христову (1 Кор. 1,30). Он производит в нем все, что угодно в Его очах (Евр. 13,21). Он же воспитывает его (Евр. 12,9 и далее; 1 Пет.4,17 и далее; 5,10). Христос освящает верующего, положив за него жизнь Свою (Евр. 10,10; 13,12); Он производит в нем святость посредством Духа (Рим.3,13; Евр.2,11). Дух Святой освящает верующего, освобождая его от плотской природы (Рим.8,2), борясь против проявления ее (Гал.5,17), Он предает смерти ветхую природу, если только верующий согласен вручить ее Ему, чтобы Он распял ее (Рим.8,13), Он производит в нем плоды Духа (Гал.5,22 и далее). Таким образом, в деле нашего освящения имеется вполне определенная функция у каждой Личности Троицы.

Сам человек ничего не может достичь, в деле освящения. Даже в верующем Бог вынужден принять на Себя инициативу. Павел говорит: «Потому что Бог производит в-вас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Филип.2,13). Однако, существуют определенные средства, которыми человек может воспользоваться для своего освящения. В этом отношении, как и повсюду, вера во Христа является тем первым шагом, который надлежит совершить (Д.Ап.26,18). Тот, кто верует во Христа, освящается позиционно, потому что Христос в тот же момент превращается для него восвящение (1 Кор. 1,30). Далее следует святость. Тот, кто не будет ходить в освящении, не увидит Бога (2 Кор.7,1; Евр. 12,14). Все это должно приводить верующего к изучению Писаний, потому что они раскрывают пред ним состояние его сердца и указывают ему на средство исцеления от поражений (Ин.17,17 и 19; Ефес.5,26; 1 Тим.4,5; Иак.1,25). И Богом установленное служение, таким образом, обладает своей частью в указании на необходимость в святости. Оно же побуждает достигать ее (Ефес.4,11-13; 1 Фес.3,10). Вполне определенное подчинение жизни Богу составляет главное условие практического освящения (Рим.6,13 и 19-21; 12,1 и далее; 2 Тим.2,21). Так как Богу необходимо превратить человека в святого, если ему надлежит всегда быть святым, то человеку необходимо вручить себя Богу, чтобы Бог мог совершить в нем это дело.