33. Предопределение

Если правильно понимать, то это весьма утешающее учение, но им не следует злоупотреблять и его не следует толковать превратно. Писание учит, что все те, которые верою соединены со Христом, которые оправданы благодатию Божией и которые возрождены Его Духом, никогда всецело или окончательно не отпадут от состояния благодати, но непременно сохранены будут ею до конца. Это, однако, не означает, что всякий, кто утверждает, что он спасен, действительно спасен на веки. Это не значит также, что всякий, кто проявляет определенные дары в христианском служении, спасен на веки. Учение о вечной безопасности относится только к тем, которые живо переживают свое спасение. Касаясь таковых, это учение утверждает, что они никогда не поскользнутся, никогда не впадут в грех, никогда не потерпят поражения, возвещая «совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет». Но это просто означает, что они никогда не отпадут всецело от состояния благодати, в котором они оказались и что они потерпят поражение, возвращаясь в конце своих скользких путей.

I. Доказательство этого учения

Эта истина не является делом размышления или спекуляций, а откровением. Человеческие мнения не обладают никакой ценностью в этом отношении, за исключением того, что они погружаются в сферу заявлений и принципов Слова Божьего. Можно перечислить главные из доказательств этого учения, как они обнаружены в Писании.

А. Цель Божия

Исаия говорит: «С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится» (14,24; см. Иов 23,13). Писание учит, что Бог поставил Себе целью спасти тех, которые оправданы Им. Павел заявляет в своем ответе на вопрос: «Кто отлучит нас от любви Божией?» — следующее: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8,35 и 38-39). Несколько выше в этой главе он указал на цель Божию для спасенных, «Ибо, кого Он предузнал, тех и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями; а кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (8,29-30). Это значит, что в совете Божием произнесен непогрешимый приговор в отношении каждого, которого Он предузнал. Откровение этого факта привело Апостола к тому, что он высказался со всею определенностью, как мы уже отметили. Павел заявляет далее: «Ибо дары и призвание Божие непреложны» (Рим. 11,29). Иисус, по сути дела, высказал то же самое: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною, и Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей; Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего: Я и Отец — одно» (Ин. 10,27-30). Моррис говорит по этому поводу следующее: «Это одна из самых драгоценных вещей в нашей вере, что наше продолжающееся существование в вечной жизни зависит не от того, что мы слабо держимся за Него, а от того, что Он крепко держит нас» (Моррис, «Евангелие от Иоанна», стр. 52).

Б. Посредничество Христа

Это продолжающееся и эффективное посредничество. Действительно, можно постичь, что Бог определится к тому, чтобы сохранить человека навеки, но условия безопасности могут терпеть поражение. Мы спасены Кровию Христовой, и воскресение нашего Господа свидетельствует, что эта жертва была принята Отцом (Рим. 1,4; 4,2 5).Но остается ли Его дело всегда и постоянно полезным? Павел говорит: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему, тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасаемся Им от гнева. Ибо, если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью его» (Евр. 7,2 5). В главе 17 Ев. от Иоанна Иисус молился, между прочим, и о том, чтобы и Отец сохранил верующих и чтобы они могли наслаждаться благословениями вечного Отца с Ним. Конечно, молитва Христова не останется без ответа. Христос в настоящее время одесную Отца Своего и ходатайствует за нас (Рим. 8,34).

В. Божия способность хранить

Одно дело — желать сохранить в безопасности, а другое дело — обладать способностью хранить. Бог обладает способностями в этих двух отношениях. Павел утверждает: «…будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа» (Флп. 1,6). «Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» (2 Тим. 1,12) Писание говорит далее о верующих, как о «соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время» (1 Пет. 1,5; см. Рим. 16,25; Иуда 24). Таким образом в Писании определенным образом подтверждается желание и способность Господа облечь нас спасением и сохранить нас спасенными.

Г. Природа перемены в верующем

Писание говорит нам, что верующий рожден свыше и что в возрождении он становится новой тварью и приобретает новую жизнь. Павел говорит: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5,17). Уверовав в Господа Иисуса, мы взираем теперь на Бога, словно мы распяты со Христом (Рим. 6,6) и словно мы воскресли с Ним из мертвых в обновление жизни. Верующие не только приняли новую жизнь, но вечную жизнь. Иисус сказал: «Я даю им жизнь вечную» (Ин. 3,14-15; ст. ст. 16); и далее: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3,36).

Беттнер говорит: «Природа перемены, которая совершается в возрождении, является достаточной гарантией того, что вмененная верующему жизнь, окажется постоянной. Возрождение окажется радикальной и сверхъестественной переменой во внутренней природе, посредством которой душа духовно жива, а насажденная новая жизнь — бессмертна. А так как эта перемена происходит во внутренней природе, то это та сфера, в которой человек не может осуществлять свой контроль. Ни одно творение не обладает необходимой свободой для того, чтобы изменить фундаментальные принципы своей природы, потому что это прерогативы Бога, как Творца. Поэтому никакой другой сверхъестественный акт Божий не в состоянии обратить эту перемену в прямую противоположность и явиться причиной того, чтобы эта новая жизнь погибла. Рожденный свыше христианин, не может потерять более своего сыновства по отношению к Отцу Небесному, как земной сын не может потерять своего сыновства по отношению к земному отцу» (Беттнер, «Реформированное учение о предопределении», стр. 184).

II. Возражения, выдвигаемые против этого учения

Следует обратить внимание на несколько возражений, выдвигаемых против этого положения.

А. Оно вызывает расслабленность и лень

Утверждают, что учение о вечной безопасности рождает расслабленность и лень в служении.

1. Расслабленность в поведении. Обычно возражают и говорят, что, если верующий спасен навеки, то зачем проводить святой образ жизни? Почему бы тогда не достигать, та К называемых, хороших времен в этом мире? Однако, выдвигающие такое возражение, лишь свидетельствуют о том, что они не смогли понять истинной природы возрождения и точного учения о предопределении. Возрождение — это перемена во внутренней природе, а новая жизнь является вечной жизнью. Таков истинный взгляд на возрождение. Далее, учение о вечной безопасности совсем не утверждает того, что человек не может ошибиться и остаться ненаказанным. Но оно утверждает, что родившийся свыше человек вновь попытается жить новой жизнью. Иоанн пишет: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1 Ин. 3,9). Это значит, что он не грешит по привычке, и несомненно верно, что опыт нового рождения представлен здесь, как результат побеждающей жизни. Если человек по привычке живет во грехе, мы можем прийти к выводу, что он никогда не был спасен (см. Рим. 6,1 и далее; 2 Тим. 2,19; 2 Пет. 1,10 и далее; 1 Ин. 2,3 и далее и 29; 3,14; 5,4).

2. Леность в служении. Уверенность в правильных отношениях с Богом производит радость, побуждает к хвале и ищет выражения в преданном служении. Если душа никогда не уверена в своей безопасности, она становится робкой и обладает половинчатым сердцем; верующий же, который хранит уверенность в вечной безопасности, потому что Бог хранит его, горит желанием делать что-то для других. В служении, как и в морали, важно следующее: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною» (Ин. 10,27). Это не напоминание, а утверждение факта. Глаголы в этом стихе употреблены в настоящем времени. Овцы Его по привычке слышат голос Его, Он постоянно, всегда знает их, и они по привычке следуют за Ним. Не по исповеданию человека, а по плодам его мы узнаем его (Мф. 7,16).

Б. Оно похищает у человека его свободу

Говорят, что учение о вечной безопасности превращает человека в автомат, что он уже не сознает более, что обладает свободой выбора. Однако, такой взгляд обнаруживает лишь ошибочное понимание свободы. Свобода — это не обязательно способность отличать правильное от ошибочного, но это всегда способность предпочитать истинное. Бог совершенно свободен, но Он не способен предпочесть или совершить что-то злое. Новая жизнь в верующем побуждает его избрать доброе и отвергнуть злое. Павел умоляет Филиппийцев совершать свое служение со страхом и трепетом, он основывает свое увещевание на факте, «что Бог производит вас хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2,13). Учение о предопределении и о сохранении не похищает у человека свободы. Наоборот, оно признает, что спасенный человек обладает свободой делать то, что он должен делать, а неспасенный человек не обладает этой свободой.

В. Писание, якобы, учит обратному

Говорят, что Писание свидетельствует о том, что некоторые были спасены, а все-таки в итоге погибли. Саул, в Ветхом Завете, а Иуда Искариот в Новом Завете являются любимыми примерами. Но это просто подчеркивает, что человеку необходимо весьма осторожно судить видимую внешность. Каменистая почва в притче о сеятеле дала быстрые всходы, однако растение могло существовать только короткое время. Когда его постигли гонения и скорби, оно быстро засохло (Мк. 4,16 и далее). Сказанное верно и в отношении семени, упавшему между терниями; казалось, что в нем существует действительная жизнь, однако заботы века, обольщения богатством и похоти, вошедшие с другими вещами, подавили слово (ст. 18 и далее). Иисус сказал, что не все из говорящих «Господи!» войдут в Царство, если даже он мог бы похвастать, что в свое время пророчествовал во Имя Его, или изгонял бесов именем Его, или совершал великие дела во имя Его. Создается впечатление, что такие люди как будто обладают даром Божиим (Лук. 8,18). Только тот, кто располагает личным знакомством с Иисусом, войдет в Царство (Мф. 7,21-23). Иоанн пользуется аргументом постоянства по отношению к народу Божию, как доказательством возрождения, а отсутствием постоянства, как доказательством того, что люди в свое время отделились от мира и все же. не оказались возрожденными. «Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами» (1 Ин. 2,19; см. Ин. 6,66 и далее; 2 Пет. 2,2-2 2). Бесспорно, Иуда никогда не был спасенным. В связи с омовением ног Своим ученикам Иисус сказал: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все чисты» (Ин. 13,10-11). Омовение сделало учеников чистыми; все они были чистыми, за исключением Иуды. Поэтому очевидно, что Иуда не был омыт. Он оставался невозрожденным. Мы не могли бы спросить сейчас, почему Христос избрал его и терпел его в общении с Собою, хотя он не был спасенным, но Сам Христос сказал, что так именно было. В случае Саула Писание не предлагает нам достаточной информации для того, чтобы определить его отношения к Богу, но утверждать, что он потерял свое спасение — значит выходить за пределы того, что Писание открывает нам.

Г. Предостережение

Утверждают, что в Писании содержится обилие предостережений и увещеваний для спасенных. Но может ли быть действительно так, что обладающие вечной безопасностью, вечным спасением нуждаются в предостережениях? Какова же сила этих предостережений? Весьма известным из числа их являются места Евр. 6,4-6 и 10,26-31. Создается впечатление, что люди, о которых упоминается в этих стихах, увлечены обратным возвращением к иудаизму. Они потеряли свою веру и свое доверие обетованиям Евангелия, а потому они опять стали возвращаться к тому, что прежде оставили. Весьма опасно, если человек стал активным участником христианской жизни и в общении с христианами, но не совершил действительного поворота от тьмы к свету и не перешел от царства сатаны в Царство Христа. Если такой невозрожденный человек пожелает вернуться обратно, его возможности для возвращения окажутся маловероятными (см. 2 Пет. 2,22). В связи со сказанным, вспоминается другое место Писания — Мф. 24,13: «Претерпевший же до конца — спасется». Однако, мы можем просто ответить на сказанное, подчеркнув, что у него нет ничего общего с главным аргументом. Если человек спасен, он и останется спасенным; если же он не спасен, он и останется таковым. Если он устоит так до конца, он в итоге окажется спасенным. Иначе, это место Писания указывает на награду в терпении, оно не возбуждает вопроса относительно того, действительно ли спасен человек и устоит ли он до конца.

Другое место Писания, которое как будто указывает на возможность отпадения, содержится в книге Иез. 10,24: «И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив?» Совершенно очевидно из всего контекста этой главы, что пророк говорит здесь о праведности по закону и о внешней верности долгу (ст. 33,12-20). Если бы это утверждение воспринять в буквальном смысле, тогда спасение осуществлялось бы делами, а не благодатью. Но тогда ясно было бы, что та жизнь, о которой здесь речь, не является вечной, а земной, которая может продлеваться или укорачиваться в результате послушания или непослушания. Последним местом, которое следовало бы здесь упомянуть, является место Ин. 15,1-6, особенно стих 6, который говорит о том, что ветви, не приносящие плода, будут собраны и брошены в огонь. Но может ли это случиться с истинным верующим? Можно сказать, что в этих стихах Господь пытается предложить один из основных уроков, а потому человеку не следует проводить здесь другие аналогии с виноградной лозой и ее ветвями. Христос просто учит здесь, что истинная ветвь приносит плод; если же ветвь не приносит плода, тогда очевидно, что нет между нею и лозой жизненного союза. Это значит, что человек, представленный образно бесплодной ветвью, не состоит в живом союзе с лозой. Конечно, такую ветвь выбрасывают. Ее приводили в союз с Христом, но этот союз не оказался для нее жизненным, а потому она подвергнется отделению и в итоге осуждению.