34. Средства благодати

Бог пользуется различными средствами для того, чтобы привести людей в общение с Собою и ко спасению, а потому все они могут рассматриваться в более широком смысле средствами благодати. И мы согласны с Боркгофом, который в свое время писал:

«Падший человек получает все благословения спасения из вечного источника благодати Божией в силу заслуг Иисуса Христа и благодаря действиям Духа Святого. Хотя Дух Святой и может, и воздействует в некоторых отношениях непосредственно на душу грешника, Он все же почел более приемлемым сочетать Себя в основном с употреблением определенных средств, сообщающих благодать Божию. Выражение «средства благодати» не находим в Библии, но, тем не менее, оно является правильным определением тех средств, которые указаны в Библии» (Беркгоф, «Систематическое богословие», стр. 604).

Реформированное богословие в основном ограничивает выражение «средства благодати» Словом Божиим и таинствами (Гексема, «Реформированная догматика», стр. 631-726). Таинствами является в Реформированном смысле все то, что заключается в воспоминании Христа в Вечере, является источником духовных благословений и помощи, все же Вечерю Господню следует рассматривать скорее, как установление, нежели, как таинство. Сказанное верно и в отношении крещения. В нашем исследовании мы ограничим выражение «средства благодати» Словом Божиим и молитвой.

I. Слово Божие

Под Словом Божиим мы подразумеваем здесь Библию, состоящую из канонических книг Ветхого и Нового Завета. Эти, Богом вдохновленные, книги полезные «для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3,16). Это слово Божие представляется нам, как средство благодати, действующее различными способами, и действует оно под различными символами. Библия — это молот, разбивающий скалу (Иер. 23,29), это судия, судящий «помышления и намерения сердечные» (Евр. 4,12), это зеркало, которое обнаруживает истинное состояние человека (Иак. 1,25), это средство очищения и омовения от скверны (Ин. 15,3; Ефес. 5,26), это семя (Лук. 8,11; 1 Пет. 1,23), это пища для голодных (Иов 23,12), это светильник для путешествующих (Пс. 118,5) и это меч для воина (Ефес. 6,17; Евр. 4,12).

А. Оно является средством спасения

Каким образом Библия является средством спасения? Павел говорит, что Евангелие «есть сила Божия ко спасению» (Рим. 1,16) и Богу было благоугодно «посредством проповеди спасти верующих» (1 Кор. 1,21). Затем он уясняет, что проповедовать надлежит «Христа распятого» (ст. 23). Тимофею он говорит, что «ты из детства знаешь Священные Писания, которые могут утвердить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3,15). Петр говорит о верующих, родившихся от семени «нетленного, от Слова Божиего, живого и пребывающего вовек» (1 Пет. 1,23). И псаломопевец говорит: «Закон Господа совершен, укрепляет душу» (Пс. 18,8).

Евангелие является смертию, воскресением Христа по Писанию (1 Кор. 15,3 и далее), и проповедью Апостолов согласно с Писанием (Д. Ап. 2,16-21 и 25-28 и 34 и далее;3,12-16; 13,16-41; 17,2 и далее). Конечно, и опыт свидетельствует, что Библия является средством, привлекающим людей ко Христу. Бог почитает Свое Слово, и через Него люди приходят к спасительному познанию Христа.

Б. Оно является средством освящения

Слово Божие также является средством освящения. Эта идея выражена в Писании в таких словах, как зеркало, светильник. Библия раскрывает состояние сердца и его нужду в очищении (2 Кор. 3,18; Иак. 1,23-25), она является водой для омовения (Пс. 118, 9 и 11; Ин. 15,3; Ефес. 5,26), она является светильником для того, чтобы направлять ноги странника на путь праведности (Пс. 118, 105; Притч. 6,23; 2 Пет. 1,19), она является мечом для победы пред врагом (Ефес. 6,17; Евр. 1,12). Иисус молился Отцу: «Освяти их истиною Твоею: Слово Твое есть истина» (Ин. 17,17). Наблюдается весьма непосредственная связь между чтением и изучением Библии и возрастанием в благодати. Тщательное изучение биографий христиан обнаруживает, что великие мужи Божий постоянно читали Писание. Слово Божие, обращенное к Иисусу Навину, обладает пребывающим значением: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих, но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (И. Нав. 1,8; см. Втор. 17,18-20).

Следовало бы присовокупить еще несколько слов ради пояснения силы Слова. Хотя Слово Божие, как сказано, «живо и действенно» (Евр. 4,12), хотя оно является премудростью и силой Божией, хотя оно убеждает, обращает и освящает душу, оно все же производит духовные плоды только тогда, когда излагается Духом Божиим. Петр заявил, что пророки проповедовали «Духом Святым, посланным с небес» (1 Пет. 1,12). Павел молился, «чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости, и откровения и познания Его» (Ефес. 1,17). Очевидно, что, хотя Слово обладает необходимым воздействием, чтобы совершить свое дело, душа все же не обладает необходимой восприимчивостью, пока не будет облечена силой Духом Святым (1 Кор. 2,14-16).

II. Молитва

Никто из людей не может читать Библию, не оказавшись под впечатлением того, какое огромное место Библия предоставляет молитве на своих страницах. Начиная с беседы между Богом и Адамом, мы увидим во всем Ветхом Завете, а также в Новом примеры людей, которые молились. Однако, молитва в Писании не представляется, «как преимущество, а утверждается, как повеление (Быт. 18,22 и далее; 1 Цар. 2,23; 4 Цар. 19,15; Пс. 5,2; 31,6; Иер. 29,7; Мф. 5,44; 26,41; Лук. 18,1; 21,36; Еф. 6,18; 1 Фесе. 5,17 и 25; 1 Тим. 2,8; Иак. 5,13-16). Ездра считал, что молитва гораздо более важна, нежели отряд воинов и всадников (Ездр. 8,21-2 3); Христос считал, что она более необходима, нежели пища и сон (Мк. 1,35; Лук. 6,12), а Апостол поставили ее во главе проповеди (Деян. 6,4). Попытаемся теперь проникнуть в природу, проблемы и методы молитвы.

А. Природа молитвы

Молитву можно определить, как связь человека с Богом. Эта связь может принимать различные формы. Но прежде всего молитва отличается исповеданием. В Ветхом Завете существует множество примеров этому (3 Цар. 8,47; Ездр. 9,5-10,1; Неем. 1,2-11; 9,5-35; Дан. 3,19). Молитва является также прославлением (Пс. 44,1-8; Ис. 6,1-4; Мф. 15,33; 28,9; Откр. 4,11). Это первый момент в так называемой молитве Господней (Мф. 6,9). Подобным прославлением является общение. Молитва Авраама в Содоме и Гоморре является примером (Быт. 18,33). Бог согласился беседовать с первосвященником, находясь на небесах, на престоле благодати (Исх. 2 5,22) и Моисей представлен общающимся с Богом на Синае (Исх. 15,1-18). Другой формой молитвы является благодарение. Песни Моисея (Исх. 15,1-18), Деворы (Суд. 5) и Давида (2 Цар. 2 3, 1-7) являются по существу благодарением. Писание часто напоминает о необходимости благодарить (Пс. 94,2; 99,4; Ефес. 5,20;Филип. 4,6; Колос. 4,2).

Только прославив Бога в молитве, мы готовы подумать о себе. Прежде всего просим прощения, т.е. возвещаем Богу о своих нуждах. И в силу примера и наставления мы осмеливаемся просить о вещах Божиих (Дан. 2,17 и далее; 9,16-19; Мф.7,7-11; Ин. 14,13 и далее; 15,16; 16,23 и далее; Деян. 4,29 и далее; Филип. 4,6). Мольба -это настойчивое изложение наших нужд. Даниил просил и умолял Бога (Дан. 6,11); на Израиля изольется дух и умиления (мольбы) (Зах. 12,10); хананеянка настаивала на своей просьбе и была услышана (Мф. 15,22-28); избранные, вопиющие к Богу день и ночь, будут скоро услышаны (Лук. 18,1-8). Павел не только призывает к молитве, но и к постоянству в молитве (Еф. 6,18;1 Тим. 2,1). Наконец, молитва является ходатайством. Господь ожидает ходатаев (Ис. 59,16); Самуил считал для себя грехом перестать молиться о непокоряющемся Израиле (1 Цар. 12,23); Иову пришлось молиться о своих «утешителях» (Иов 42,8); Павел напоминает, что ходатайствовать необходимо о всех людях (1 Тим. 2,1),и ранняя Церковь собиралась для вполне определенного ходатайства (Деян. 12,5). В Писании особым образом упоминаются определенные классы, как предметы ходатайства: правители (1 Тим. 2,2), Израиль (Пс. 121,6), неспасенные (Лук. 23,34; Деян. 7,60), новообращенные (2 Фесе. 1,11), все святые (Ефес. 6,18; 1 Тим. 2,1; Иак. 5,16)’, оступившиеся (1 Ин. 5,16), христианские работники (Еф. 6,19 и далее; 1 Фесе. 5,25) и наши врачи (См. Мф. 5,44).

Б. Отношение молитвы к провидению

Мы утверждаем, что молитва изменяет ход вещей и событий, но как же тогда это утверждение согласуется с суверенным правом и целью Божией? Производит ли молитва изменения в сознании Божием, и если да, то не считает ли Бог Свой план обязательным для человека? Как может Бог отвечать на молитвы, учитывая неизменность естественного закона? Размышляя над этими вопросами с негативной точки зрения, следует обратить внимание на несколько моментов. (1) Отражение влияния на человека, который молится — это не единственное воздействие молитвы. Некоторые утверждают, что молитва обладает лишь субъективной ценностью: человек, у которого бремя на сердце, испытывает облегчение, когда он облекает в слова это бремя и обращается к Богу. Однако молитва обладает этой ценностью лишь в том случае, когда молящийся верит, что Бог слышит его молитву и ответит ему. (2) Нам не следует также предполагать, что молитва способна приостановить действие законов природы. Бог не приостанавливает более законов природы, когда отвечает на молитвы, как и не делает того самолет, когда подымается в небо. (3) Далее, нам не следует полагать, что молитва воздействует непосредственно на природу, словно молитва является физической силой. Молитва оказывает влияние на Бога, Который воздействует на природу; в противном случае мы не могли бы установить никаких различий в ответах на молитву. Ни один из этих негативных взглядов не раскрывает правильного понимания соотношений между молитвой и ответом. Положительный ответ на этот вопрос заключает в себе правильный взгляд на предведение Божие и на предопределение Божие. Напомним еще раз, что Бог установил определенные общие пределы, в сфере которых Он действует в Своей вселенной. В этих пределах Он предоставил человеку свободу действовать. Например, верующий обладает силой Духа в своей жизни и может сотрудничать в подавляющей или в только незначительной степени с Духом в исполнении дела Божиего. Бог заранее знал, что совершит каждый человек в отношении молитвы и заключил все это в Свое предопределение. Поэтому, когда человек молится, он выполняет только то, что Бог знал в Своем предведении, что он будет совершать и что Он определил ему совершать. Если человек отказывается сотрудничать с Богом в тех пределах, которые предопределила Его воля, тогда Бог воздействует на человека по праву Свой суверенности, независимо от молитвы. Поступая так, однако, Он не устраняет ни одного из законов природы, скорее Он противодействует им. С помощью более высокого и сильного закона Он действует. Его воля является законом природы, и когда изменяется Его воля в каком-то частном случае, то закон природы побеждается Его законом.

В. Метод и способ молитвы

Совершенно ясно, что не все, что люди называют молитвой, является истинной молитвой. Даже ученики сознавали свое несовершенство в этом отношении, а поэтому и просили Иисуса научить их молиться (Лук. 11,1). И согласие нашего Господа, ответившего на эту просьбу, подтверждает убежденность учеников. Павел выразил те же чувства, когда заявил, что «мы не знаем, о чем молиться, как должно,» а затем добавил: «Но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8,26). Каков же Библейский метод и способ молитвы?

1. Адресат в молитве. Писание учит, что нам должно молиться Отцу (Неем. 4,9; Ин. 16,23; Деян. 12,5; 1 Фесе. 5,23) и Сыну (Деян. 7,59; 1 Кор. 1,2; 2 Кор. 12,8 и далее; 2 Тим. 2,22), однако в Писании не содержится ясных указаний относительно того, должно ли молиться Духу Святому. Хотя и нет в Писании повеления молиться Духу Святому, но оно и не запрещает этого. Так как Дух является Божеством, то, конечно, Ему и следует поклоняться, как Божеству, а молитва — это одна из форм поклонения. Библия говорит об «общении Святого Духа» (2 Кор. 13,14), а в Нем и может заключаться молитва. Заметим прежде всего, что доля Духа в наших молитвах — молиться в нас (Рим. 8,26; Иуды 20), а не воспринимать наши молитвы. А потому нормальный способ молиться представляется следующим: мы молимся Отцу в силу заслуг Сына или через Духа Святого.

2. Положение в молитве. Писание не предписывает нам особого положения в молитве, а говорит и напоминает о различных. Молят ся стоя (Марк. 11,25; Лук. 18,13; Ин. 17,1), преклонив колени (3 Цар. 8,54; Лук. 22,41; Деян. 20,36; Еф. 3,4), лежа, простершись на земле (Мф. 26,39), лежа в постели (Пс. 62,6), ходя по воде (Мф. 14,30), сидя (3 Цар. 18,42) и вися на кресте (Лук. 23,43). Все это указывает, что не положение тела является значительным в молитве, а отношение сердца. Однако имеются и указания относи тельно того, что люди стояли либо преклонили колени, когда молились, т.е. они приближались к Богу в определенном положении тела.

3. Время молитвы. Писание учит, что нам следует молиться всегда (Лук. 18,1; Ефес. 6,18), но оно говорит о том, что у нас должны быть установленные времена молитвы (Пс. 54,17; Дан. 6,10; Деян. 3,1). Хотя все это примеры практики других людей и не являются предписаниями, но они, по крайней мере, указывают на желательность регулярности в молитве. Кроме того, они учат нас молиться перед принятием пищи (Мф. 14,19; Деян. 27,35; 1 Тим. 4,4 и далее), они учат нас молиться в особых случаях, и побужда ют нас к особым молитвам (Лук. 6,12 и далее; 22,39-46; Ин. 6,15). Писание напоминает нам: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4,16). Таким обра зом, к Господу можно прийти в любое время дня и ночи, и Он услышит молитвы Своих детей.

4. С временем молитвы тесно сочетается и место молитвы. Писание очень поощряет тайные молитвы, совершаемые в одиночестве, вдали от всех волнующихся вокруг нас стихий (Дан. 6,10; Мф. t6). Иисус Своим примером учит нас избирать Себе одинокие места, пустынные места (Мк. 1,35) или вершины гор (Мф. 14,23). Писание поощряет нас также к совместным молитвам, к молитвам в общении с теми, которые согласны молиться вместе с нами (Мф. 18,19 и далее; Деян. 1,14; 12,5; 20,36). В Писании имеются также примеры молитв и пред лицом неспасенных. Павел и Варнава молились пред лицом остальных узников (Деян. 16,25), Павел молился также пред лицом пассажиров во время рокового путеше ствия в Рим (Деян. 27,35). Фактически, не существует такого места, где не следовало бы молиться, а потому Павел призывает нас молиться на всяком месте.

5. Этикет в молитве. Предмет этикета в молитве часто упускается из вида, а вот Иисус упоминает о нем. Он учил, что людям не следует хранить печальный или мрачный вид, когда они постятся, но им следует помазать свои головы и омыть свои лица (Мф. 6,16-18). Это значит, что Он отвергает всякую претенциозность, которая не подкрепляется необходимой действительностью. Равным образом Он просит о следующем: «Не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услыша ны; не уподобляйтесь им» (Мф. 6,7-8). Этикет требует также порядка и в публичных собраниях. Павел напоминает: «Только все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14,40). Сказанное относится к говорению языками. О порядке в молитве сообщается в Деяниях Апостолов (Деян. 1,24-26; 4,24-31;12,6 и 12; 13,1- 3).

6. Состояние сердца. Самым важным вопросом в способе мо литься является состояние сердца молящегося. «Если пребудете во Мне и слова Мои пребудут в вас» (Ин, 15,7), — это всеобъемлю щее условие для того, чтобы молитва удостоилась ответа. Что же это обозначает? Пребывать в Нем — значит освободиться от вся кого осознанного греха (Пс. 6 5,18; Притч. 28,9; Ис. 59,1 и далее), освободиться от самолюбия в наших просьбах (Иак. 4,2 и далее), просить по воле Его (1 Ин. 5,14), прощать тех, которые причинили нам зло (Мф. 6,12; Марк.11,2 5), просить во имя Христово (Ин. 14,13 и далее; 15,16; 16,23 и далее), молиться в Духе (Ефес. 6,18; Иуды 20), просить с верою (Мф. 21,22; Иак. 1,6 и далее), с ревностью и постоянством в наших молитвах (Лук. 18,1-8; Колос. 4,12; Иак. 5,16).