I. Теизм

Выражение «теизм» употребляется в четырех различных смыслах. Хотя только последний из них нас подлинно удовлетворяет, мы сделаем хорошо, если кратко остановимся на каждом из них.

1. Вера в сверхъестественную силу или в сверхъестественные силы, в духовный фактор или в духовные факторы, в одного или во множество богов. Этот взгляд заключает в себе все различные верования в одного или во множество богов, каков бы ни был их род и количество, и он противопоставляется только атеизму.

2. Вера в существование одного только Бога, в личного или неличного, действующего или не действующего в настоящее время во вселенной. Этот взгляд обобщает монотеизм, пантеизм и деизм и противопоставляется атеизму, политеизму и генотеизму.

3. Вера в личного Бога, Который является и трансцендентным, и имманентным и существует только в одной личности. Такова иудейская, магометанская и унитарианская концепция о Боге, и она противопоставляется атеизму, политеизму, пантеизму и деизму.

4. Вера в единого личного Бога, имманентного и трансцендентного, Который существует в трех личных индивидуальностях, которые известны в указанном порядке: Отец, Сын и Дух Святой. Такова позиция христианского теизма и противопоставляется всем другим перечисленным концепциям. Это определенная форма моно теизма, но не унитарного, а тринитарного типа. Христианин утверждает, что если все другие упомянутые верования обладают ложной концепцией Бога, то этот взгляд является единственно теистическим взглядом. Эта интерпретация этого выражения является единствен ной, которая принята в этой книге.

Мы уже показали в предыдущей главе, что Бог открыл Самого Себя и что человек способен понимать это откровение. Оба эти факта обеспечивают основание для богословской науки. В последующих двух главах содержится последующее уяснение и основание этого теистического взгляда на мир.

3. Определение и существование Бога

В этой главе мы попытаемся сформулировать определение Бога и оказать содействие значительным аргументам в пользу существования Бога. Оба эти предмета достойны исчерпывающих размышлений, потому что они являются фундаментальными для всех других аспектов богословской науки, но мы в состоянии только кратко коснуться более важных концепций о Боге и более значительных аспектов доказательств Его существования.

I. Определение Бога

У языка тоже имеются свои правила, и выражения, которыми уже давно пользовались для передачи определенного специфического значения, их нельзя уже вполне правильно применять для выражения совершенно другого значения. Тем не менее, это делают весьма часто в богословских дискуссиях. Выражением «Бог» до того злоупотребляли в недавнее время, что нам необходимо восстановить его первоначальное значение в христианской системе. Обратим внимание на несколько из этих злоупотреблений, перечислим Библейские имена Божий, а затем приступим к Библейской формулировке христианской концепции о Боге.

А. Ошибочное употребление этого выражения

И писатели-философы, и писатели-богословы повинны в этом отношении. Для Платона Бог — это вечный разум, это причина добра в природе. Аристотель представлял Его себе, как «первое основание всякого существования». Спиноза определял Бога как «абсолютную универсальную Субстанцию, как реальную причину общего и частного существования, и не только, как Причину общего существования, но по существу всякого существования, в котором каждое особое существование является только модификацией». Лейбниц говорит, что конечная причина всех вещей называется Богом. Кант определял Бога, как Существо, Которое по Своим пониманиям и по Своей воле является причиной природы, как существо, у Которого все права, но никаких обязанностей, Которое является нравственным автором мира. Для Фихте Бог был нравственным порядком вселенной, фактически действующим в жизни. Гегель считал Бога абсолютным Духом, Духом без сознания, пока Он не приобретет сознания в разуме и помышлениях человека.

Страусе отождествлял Бога со вселенной; Конт — с человечеством; Метью Арнольд — с «потоком стремлений, который производит праведность».

Обратим также свое внимание на несколько недавних извращений этого выражения. Киртян Ф. Метер, геолог говорит, что Бог — это духовная сила, имманентная вселенной, которая охвачена азартом своего творения. Генри Слоан Коффин говорит, что «Бог для меня та творческая сила, которая вне и во вселенной проявляет Себя, как энергия, как жизнь, как порядок, как красота, как мысль, как сознание, как совесть, как любовь». Он предпочитает утверждать, что у Бога личные отношения с нами, чтобы сказать, что Он является Личностью. Для Эдварда Амса — это идея персонифицированной и идеализированной в целом действительности. Он представляет себе Бога растущим и конечным. Вот столько небиблейских концепций о Боге; а теперь обратимся к истинной концепции Бога.

Б. Библейские имена Божии

Библейские имена личности и мест часто обладают огромным значением. Это верно прежде всего по отношению к именам Бога. Одним из самых широко употребляемых наименований Божества является Эл, а также производные его Элим, Элохим и Элоах. Это имя однородно греческому Теос, латинскому Деус и английскому Бог. Это общее слово для определения Божества и употребляется для обобщения всех членов класса божеств. Множественная форма Элохим регулярно употребляется авторами Ветхого Завета с глаголами или прилагательными в форме единственного числа, чтобы указать на единственную идею. Хотя обычно это имя употребляется для обозначения Бога, но его можно также использовать для определения языческих божеств или богов. Составное имя Эл — Элион определяет Его, как самого высокого, как Всевышнего ( Пс. 7 7,35), а Эл-Шаддай — как Всемогущего Бога (Быт. 17,1).

Иегова или Ягве — это личное имя Бога Израилева. Это выражение сочетается с еврейским глаголом «быть» и означает «Самосуществующий» или « тот, кто призван быть» (Исх.6,2 и далее; 3,13-16). Это имя часто переводится в английских переводах словом «Господь». Это имя встречается в большом количестве значительных сочетаний: Иегова-ире — Господь усмотрит (Быт.22,14); Иегова-рафа — Господь целитель твой (Исх.15,26); Иегова-несси — Господь знамя мое (Исх.17.15); Иегова-шалом — Господь мир (Суд.6,24); Иегова-раах — Господь — Пастырь мой (Пс.22,1); Иегова-цидкеню — Господь оправдание мое (Иер.23,6); и Иегова-шаммах — Господь там (Иез.4 8,25).

Адонаи — мой Господь — это звание, которое часто появляется у пророков, оно выражает зависимость и подчинение, как подчинение слуги своего или же своему мужу. Звание «Господь Саваоф» (Господь духов) появляется часто в пророческой литературе, но в эпоху после плена (Ис. 1,9;6,3). Некоторые определяли этим выражением присутствие Божие в воинствах Израиля в период царей (1 Цар.4,4;17,45; 2 Цар.6,2), однако, более вероятное значение, — это присутствие Бога в воинствах небесных духов, Ангелов (Пс.88,6-8;Иак.5,4).

В Новом Завете выражение «Теос» употребляется вместо Эл, Элохим и Элион, имена Шаддаи и Эл-Шаддаи переводятся словом «пантократор», Всемогущий. Иногда Господа называют также Альфа и Омега (Откр. 1,8), Тот, Который был, есть и будет Юткр. 1,4).Первый и Последний (Откр. 2,8), Начало и Конец (Откр. 21,6).

В. Богословская формулировка определения

Так как Бог бесконечен, то совершенно невозможно дать исчерпывающее определение и законченный образ Бога. Однако, мы в состоянии предложить некоторое определение Бога в той мере, как мы познали Его и что мы знаем о Нем. Мы, конечно, в состоянии говорить об атрибутах Божиих, как они открыты человеку. Далее, мы можем сказать, что Бог является существом, а затем указать на те пути, посредством которых Он отличается от других существ. Так каковы же некоторые из определений Бога?

Багуэлл пишет: «Лучшей суммой доктрины о Боге, которую предлагает нам Библия, является вопрос 4 в Кратком Вестминстерском Катехизисе: Кем является Бог? Бог есть Дух, вечный и неизменный в Своем Существе, Он является мудростью, силой, святостью, справедливостью, благостью и истиной». Гексема утверждает, что «Бог — единое, простое, абсолютное, духовное и личное Существо, обладающее бесконечным совершенством, всецело имманентное во всем мире и, по существу, трансцендентное по отношению ко всему».

Беркгоф определяет Его таким же образом: «Бог Единый, абсолютный, неизменный, бесконечный в Своем познании и мудрости, в Своей праведности и святости. Если необходимо краткое и исчерпывающее определение Бога, то, вероятно, определение Стронга окажется самым лучшим: «Бог — это бесконечный и совершенный Дух, в Котором все обретает свои источники, поддержку и свой конец».

II. Существование Бога

Уже показано было, что Бог открыл людям Самого Себя и что человек обладает способностью усваивать это откровение. Обратим теперь свое внимание на доказательства существования Бога. Они распадаются на три большие группы.

А. Вера в существование Бога является интуитивной

Это первая истина, которая обоснована логически прежде веры в Библию. Вера является интуитивной, если она является универсальной и необходимой. Павел пишет: «Что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им» (Рим. 1,19). Затем он продолжает говорить: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы». Эта информация лишает неверующих всякого извинения (ст. 20). Даже самые извращенные знают, что те, которые живут во грехе, «достойны смерти» (Рим. 1,32) и что «у всех людей дело закона… написано в сердцах» (Рим. 2,15).

История свидетельствует, что религиозный элемент в нашей природе является столь же универсальным, сколь и рациональным или социальным. Религия или система верований принадлежит к категории одной из универсальных в культуре. Конечно, в верованиях человека повсюду существуют различные формы религиозных явлений и различное сознание сверхъестественного. Это может быть абстрактная форма сверхъестественной веры, называемая «мана», или истинная вера в истинного Бога. Очень часто религия человека вырождается в силу неверия. Павел пишет, что тогда, когда люди отвергли Бога, они «осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное сердце их; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» (Рим. 1,21-23).

Итак, весьма необходима вера в существование Бога. Она необходима нам в том смысле, что мы не можем отрицать Его существования, не совершая насилия над подлинными законами нашей природы. Если мы станем отрицать Его существование, то это отрицание совершится под насилием и может быть только временным. С нами получается так, как с маятником часов, который приводится в движение внутренней или внешней силой; так и человек может испытывать толчок, который увлечет его от нормальных верований в существование Бога. Однако, маятник возвращается в свое первоначальное положение, когда исчезает давление, так и человек возвращается к своим нормальным верованиям, когда не испытывает более сознательно влияния ложной философии. Ходж говорит:

«Под контролем методической теории человек может отрицать существование внешнего мира или обязанность соблюдать нравственный закон, и его неверие может быть искренним в течение какого-то времени, даже настойчивым, но в тот момент, когда из его разума исчезнут спекулятивные причины для его неверия, он опять возвратится от этой необходимости к своим первоначальным и нормальным убеждениям».

Эта универсальная и необходимая вера является интуитивной. Ее нельзя объяснить как необходимость выводов разума на основе того, что очевидность Его существования столь явна, что разум отказывается воспринимать ее; ведь только образованный человек способен на такой тип обобщения, а агностицизм и атеизм, чаще всего обнаруживаются среди, так называемых, образованных, нежели среди необразованных, у которых нет натренированности в такого рода размышлениях. Ее нельзя и объяснить как простую дань традиции. Мы уже заметили, что более ранние откровения Бога переходили из рук в руки, от поколения к поколению, но мы не верим, что это полное объяснение веры, потому что Библия заявляет, что закон Божий написан в сердце человека (Рим. 2,14-16). Мы чувствуем также, что и теория неспособна предложить нам объяснение силы веры в человеке.

Б. Существование Бога подтверждается Писанием

Мы уже указывали несколько раз, что Библия считает, что все люди верят в существование Бога. По этой причине она и не пытается доказывать Его существование. Во всей Библии существование Бога воспринимается как гарантированный факт. Библия начинается величественным утверждением: «В начале сотворил Бог…» (Быт. 1,1), — она продолжает в своем содержании воспринимать этот факт, как гарантию. Такие тексты, как Пс. 93,9 и далее, Ис. 12,40, 40,31 не являются доказательством существования Бога, а скорее, аналитической оценкой всего, что сопряжено с идеей Бога и увещеванием признавать Его в Его Божественном характере.

И не только это, но Писания не спорят и не доказывают, что Бог может быть познан, они и не спекулируют относительно того, как возникло это познание о Боге в сознании человека. Совесть человека сознает факт существования Бога, а авторы Писания обладали душой, исполненной и возбужденной помышлениями о Нем и познанием Его. Они писали с уверенностью о существовании Бога, обращаясь к читателям, которые равным образом уверены были в Его существовании.

В. Вера в существование Бога подтверждается некоторыми аргументами

Приступая к изучению аргументов, которыми пользуются для подтверждения факта существования Бога, необходимо иметь ввиду следующее; 1) они не являются независимыми доказательствами существования Бога, а скорее, подтверждениями и изложением нашей внутренней уверенности в Его существовании; 2) так как Бог есть Дух, то мы не можем настаивать на том же типе доказательств, которых мы требуем для подтверждения существования материальных вещей, а только на такой очевидности, которая соответствует предмету доказательства; так как упомянутая очевидность является кумулятивной, а простой аргумент в пользу существования Бога оказывается недостаточным, следовательно, требуется определенное количество их, чтобы их было достаточно для того, чтобы связать совесть и вынудить веру… Поэтому мы обратимся теперь к краткому изучению этих аргументов.

1. Космологический аргумент: Этот аргумент можно сформулировать следующим образом: «Все, что начало быть, должно обладать соответствующей причиной. Вселенная начала свое существование, потому во вселенной должна быть соответствующая причина для своего происхождения. В поел. Евр. 3,4 предлагается следующее доказательство: «Ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все есть Бог». Этот аргумент может быть сформулирован таким же образом, как формулирует Басуэлл: «Если что-либо ныне существует, то (1) что-либо должно быть вечным, потому что (2) ни что не появляется из ничего».

Некоторые считают, что вселенная вечна или что она была сотворена от вечности. Но вот астрономия свидетельствует, что в небесах произошли большие перемены, а геология говорит о великих переменах на земле. Все это свидетельствует о том, что нынешний порядок не является вечным. Далее, существование мира оказалось возможным, но он в зависимом положении. Каждая часть его зависит от других вещей и находится в определенном отношении к ним. Но может ли быть целое, вся совокупность самосуществующей, когда многие части, составляющие это целое, зависят друг от друга? Существует также известная последовательность в следствиях и результатах. Причины производят следствия и результаты, но и сами причины являются следствиями и результатами чего-то иного. Вот поэтому необходимо, чтобы существовала первопричина или вечная серия причин. Только последнее немыслимо. Второй закон термодинамики или закон энтропии указывает, что вселенная разбегается. Энергия становится менее доступной, а порядок уступает место случайностям. Но если вселенная разбегается, тогда она не самосохраняется, не самоподдерживается, а потому у нее должно быть начало. Что же тогда доказывает этот аргумент? Не просто то, что существует необходимость в существовании личном или неличном, но Существо потусторонее, потому что все зависимое нуждается в причине своего существования, которая вне его, и это Существо должно быть разумным, потому что мы и приходим к выводу, что этот аргумент доказывает, что Вселенная была призвана к существованию соответствующей причиной. Однако в этом аргументе существует и своя слабая сторона: если у всего существующего должна быть соответствующая причина, то она должна быть и у Бога (Беркгоф «Систематическое богословие»). Таким образом, мы приступаем к бесконечной цепи. Однако, этот аргумент позволяет предполагать, что первопричина находилась вне вселенной и что она должна была быть разумной. Эти две идеи излагаются более ясно с помощью последующих предлагаемых аргументов.

2. Богословский аргумент. Богословский аргумент может быть изложен следующим образом: «Порядок и полезное расположение по принципу системы нуждаются в разумности или целесообразности организующей причины. Вселенная характеризуется порядком и полезной последовательностью; поэтому у вселенной разумная и свободная первопричина». Основная предпосылка подразумевается в нескольких псалмах: «Когда взираю я на небеса Твои,- дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс. 8,4-5). «Небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь и ночь ночи открывает знание» (Пс. 18,2-3). «Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?» (Пс. 93,9). Как же тогда фактически не возразить, что может существовать порядок и полезное расположение без цели, что вещи могут действовать по законам и случайностям. Но зависимый характер законов природы возвращает нас к первой идее. Конечно, эти законы не произошли сами собой и не поддерживают сами себя, они предполагают наличие Законодателя и Хранителя законов. Кто образовал снежинку или кто сотворил времена года? Бесспорно, все это говорит о разумном существе. Павел пользуется этим аргументом и этой концепцией, говоря о вине неверующих (Рим. 1,18-23).

Сегодня редко рассуждают о менее значительной предпосылке. Структура и адаптирование в мире растений и животных, включая и человека, указывают на порядок и целесообразность. Растения, животные и человек устроены так, что они могут усваивать необходимую пищу, расти и рождать по своему образу. Планеты, астероиды, сателлиты, кометы, метеориты, созвездия, — все они хранятся в своем движении на своих траекториях великими центробежными и центростремительными силами во Вселенной. Атом обнаруживает упорядоченную взаимосвязь протонов, нейтронов, электронов, дейтронов, мезотронов и т.д. Мы можем наблюдать взаимоотношения между одушевленным и неодушевленным мирами. Свет, воздух, тепло, вода и почва предусмотрены для поддержания жизни растений и животных. Мы можем также наблюдать и общее единообразие законов природы, которые позволяют человеку сеять и собирать урожай, а также пользоваться научными открытиями для содействия человеческому благополучию. Павел заявляет: «Он не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные, и исполняя пищею и веселием сердца наши» (Д.Ап. 14,17).

Что же доказывает этот аргумент? В свое время протестовали против того, что у людей и животных имеются бесполезные органы или остаточные структуры, а потому богословский аргумент лишен законной силы. Однако наука постоянно открывает и убеждается, что так называемые, бесполезные органы, совсем не являются бесполезными, и мы можем допустить, что те члены, полезность которых еще не установлена, тем не менее, употребляются и полезны. Богословский аргумент наводит на мысль не только о том, что первопричина разумна и свободна, но что она находится вне Вселенной, потому что замысел, как видим, исходит не просто изнутри, а преимущественно извне, осуществляясь посредством адаптации организмами внешних вещей и посредством расположения и упорядоченного движения огромнейших тел материи, удаленных друг от друга на миллионы и миллиарды миль. Поэтому приходим к выводу, что этот аргумент, доказывает, что первопричина разумна, свободна, потустороняя и непостижимо велика.

Но и у этого аргумента имеются свои пределы; он доказывает, что мир образовал и сформировал великий и разумный Архитектор, но он не доказывает, что этот архитектор — Бог. Далее, существование физического зла и беспорядка ограничивает ценность этого аргумента. В сочетании с другими аргументами, подтверждающими существование Бога, он обладает ценностью, сам же он обладает заниженным значением.

3. Онтологический аргумент. Как обычно утверждают, этот аргумент находит в подлинной идее Бога доказательство своего существования. Он утверждает, что все люди обладают интуитивной идеей Бога, а потому он пытается найти доказательство Его существования в этой идее. Или же, как пишет Гексема, этот аргумент «оспаривает тот факт, что мы обладаем идеей Бога. Но эта идея бесконечно значительнее самого человека. Вот отсюда она и не может обрести свое существование в человеке. Она может обрести свое происхождение только в Самом Боге» (Гексема «Реформированная догматика»).

Этим аргументом следует пользоваться весьма осторожно, потому что мы не в состоянии делать вывод о подлинном существовании из простой абстрактной мысли; идея Бога не обладает в своей сущности доказательством Его существования. Но если онтологический аргумент и не доказывает существования Бога, он все-таки показывает нам, кем должен быть Бог, если Он существует. Если космологический и богословский аргументы доказывали существование личной причины и конструктора, находящегося вне Вселенной, то предлагаемый аргумент доказывает, что это существо является непостижимым и совершенным. Но не потому, что эти качества проявляются в Нем, а потому, что наша душевная конституция не позволяет нам думать иначе. У идеи о Боге, несомненно, должна быть какая-то причина и этой причиной должен быть Сам Бог.

4. Нравственный аргумент, Кант подчеркивает, что теоретические доказательства не могут предложить нам никакого доказательства познания о Боге, как нравственном существе. В этом отношении мы зависим от практического разума. Кант утверждает, что этот факт налагаемых на нас обязанностей и долга, по крайней мере, столь же несомненен, как и факт существования. На основе сознания и совести он рассуждает о свободе, бессмертии и Боге. Это его категорический императив. Но и Библия также обращается к нравственному аргументу в доказательство существования Бога (Рим. 1,19-32; 2,14-16).

Гексема излагает этот аргумент следующим образом: «У каждого человека имеется чувство долга и обязанностей: чувство того, что хорошо и что плохо в сочетании с неотразимым чувством ответственности делать то, что хорошо, и чувством самоосуждения, когда он делает то, что скверно». Далее он говорит: «В нем существует также, как и существовал, голос, который не умолкает, который постоянно говорит в его внутренней совести: «Ты должен». Все это предполагает, что должен быть и говорящий, и более того, что этот говорящий — Господь и Повелитель (Гексема «Реформированная догматика»). Познание добра и зла у человека от Бога и является его чувством обязанности и долга. Герсковиц замечает, что «концепция добра и зла обнаруживается в системах верований всех групп» (Герсковиц «Культурная антропология»). Таким образом, мы приходим к выводу, что существует постоянный нравственный закон и что он сохранит над нами высшую и постоянную власть. Эволюционисты не хотят согласиться с этим. Они предпочитают утверждать, что все постоянно изменяется. Однако, вполне очевидно, что наша совесть не обманывает самое себя и не развилась из наших примитивных инстинктов посредством жизни в обществе и это очевидно из того факта, что чувство долга не считается с нашими склонностями, с нашими удовольствиями, а также с практикой нашего общества; наоборот, оно часто в конфликте со всем этим. Правда, наша совесть не говорит нам, что нам надлежит делать, она просто утверждает, что существует фундаментальный нравственный закон во вселенной и мы обязаны наблюдать за ним. Далее, известные насилия над этим нравственным законом следуют из чувства оставленности и страха перед осуждением. Давид в Библии является хорошим примером этому (Пс. 31,3и далее; 37,1-4).

Нам необходимо также придти к тому выводу, что, если этот нравственный закон не обманывает нас и если страх перед осуждением не производит над нами казни, то непременно существует святая воля, которая налагает на нас этот закон и подвергает нас карающей силе, которая и осуществит над нами угрозы нашей нравственной природы. Наша совесть способна восклицать: «О, человек! Сказано тебе, что добро и чего требует от тебя Господь» (Мих.6,8). И еще: «Ибо всякое дело Господь приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно или худо» (Еккл. 12,14). Иначе, совесть признает существование великого Законодателя, а также несомненность наказания за все нарушения Его закона.

5. Аргумент согласованности. Этот аргумент основан на вере, что постулат, который лучше всего объясняет взаимосвязанные факты, вероятно, истинен. Находясь во взаимосвязи с предлагаемой дискуссией, он утверждает следующее: вера в существование Бога лучше всего объясняет факты нашей нравственной и религиозной природы, как и факты материальной вселенной; вот потому Бог и существует. Он утверждает, что без этого постулата взаимосвязанные факты фактически необъяснимы. Этот принцип приобретает соответствующую иллюстрацию в микроскопических и телескопических исследованиях. Те частицы, которые образуют атом, нельзя обнаружить непосредственным наблюдением, но в существовании их мы уверены, благодаря тем эффектам, которые они производят, и тем сочетаниям, в которые они вступают. Таким образом, в науке мы утверждаем, что постулат, который объясняет и приводит в гармонию взаимосвязанные факты, истинен. Не следует ли нам на основе этого же принципа, прийти к выводу, что существует Бог, потому что теистический постулат находится в гармонии со всеми фактами нашей душевной, нравственной и религиозной природы, как и со всеми фактами материальной вселенной?

Вера в личного независимого и открывшего Самого Себя Бога находится в гармонии с нашей нравственной и душевной природой; у истории и естественного закона имеется объяснение; следует также учесть и универсальную веру в высшее существо, с сопровождающими ее, религиозными переживаниями. Атеизм, пантеизм и агностицизм не предусматривают соответствующего ответа, который мог бы удовлетворить человека и его сердце. Итак, мы можем прийти к выводу на основании этих аргументов, что имеется личный потусторонний самосуществующий, этический и самооткрывающийся Бог. Он непостижим (Иов. 11,7; Ис. 40,18; Рим. 11,33), но Он познаваем (Иоан. 17,3; 1Иоан. 5,20).