VIII. Эсхатология

У каждой системы богословия имеется своя эсхатология. Если существует начало, должен быть и конец, не в том абсолютном смысле, в котором вселенная не существовала до своего сотворения, а в смысле перемены и замены того, что является временным, тем, что является вечным. Именно под таким значением нам следует рассматривать и размышлять о Библейском учении о последних вещах. А это учение о втором пришествии Христа, о воскресении, о судах, о Тысячелетнем царстве и о завершающем состоянии.

39. Личная эсхатология и значение второго пришествия Христа

В эсхатологии можно выделить две обширные области: личную и общую эсхатологию. Общая эсхатология охватывает собой объем будущих событий, начиная вторым пришествием Господа Иисуса и кончая сотворением нового неба и новой земли. Личная же эсхатология касается в отдельности каждого от момента его физической смерти и до того момента, когда он облечется в тело воскресения. В этом исследовании мы бегло коснемся вопроса личной эсхатологии и приступим к более широким размышлениям над вопросом общей эсхатологии. Тем не менее, фокусом этой главы окажется вопрос личной эсхатологии и важность вопроса второго пришествия Христа.

I. Личная эсхатология

В этом вопросе выделим две темы: поразмыслим о физической смерти и о промежуточном состоянии.

А. Физическая смерть

Физическую смерть не следует смешивать с духовной, или вечной смертью. Духовной смертью является то духовное состояние, в котором находится человек до своего спасения. Сказано, что, находясь в этом состоянии, человек «мертв» по грехам и преступлениям (Еф. 6,1-5). Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут» (Ин. 5,25). Таким образом, человек считается духовно мертвым до того, как оживет во Христе в спасении. Вечная смерть является тем вечным осуждением, которое постигнет в смерти всех тех, которые никогда не оживали духовно. Это то вечное осуждение Божие, которое постигнет всех тех, которые никогда во время своей земной жизни «не переходили от смерти в жизнь» (Ин. 5,24; см. Отк. 20,10). Эта смерть — это «озеро огненное. Это смерть вторая» (Отк. 20,14).

Духовная смерть и вечная смерть касаются души, физическая смерть касается тела. Физическая смерть — это разделение души и тела, это конец физической жизни. В Писании она изображается несколькими способами: разделением тела и души (Еккл. 12,7; Деян. 7,59; Иак. 2,6), гибелью души или жизни (Мф. 2,20; Мк. 3,4; Ин. 12,37) и исходом (Лк. 9,31; 2 Пет. 1,13). Не следует однако учить, что смерть — это уничтожение, прекращение существования или не существования; скорее, это изменение в состоянии и в отношениях. Существует ведь разделение естественных отношений между душой и телом. Тело подвергается тлению в могиле и возвращается в прах (Быт. 3,19), душа продолжает свое существование.

Физическая смерть сопряжена со грехом. Адам ведь не подвергался физической смерти, пока не упал. Физическая смерть -это результат духовной смерти человека (Рим. 5,21; 6,23; 1 Кор. 15,56). Она не является чем-то существенным в существовании человека. Она является осуждением (Рим. 1,32; 5,16) и проклятием. Христос освободил верующего от власти смерти. Писание повествует, что Христос приобщился плоти и крови, «дабы смертию лишить силы имеющего державу смерти, т.е. диавола и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2,14-15).

Хотя смерть является общим врагом, верующему во Христе уже не нужно более отдаваться страху пред ней. Смерть для верующего является вхождением в присутствие Христово. Он лишается тела и оказывается в присутствии Господа (2 Кор. 5,8). Смерть для верующего является «разрешением», чтобы «быть во Христе» (Флп. 1,23). Жало смерти уже устранено (1 Кор. 15,55-57) и христианин умирает в Иисусе (1 Фес. 1,14). Резкий контраст с верующим составляет неверующий, у которого нет такой утешающей надежды. Он оказывается пред лицом осуждения и вечной смерти вне присутствия Господнего (Ин. 3,36; 2 Фес. 1,9; Отк. 20,10).

Б. Промежуточное состояние

Физическая смерть касается физического тела; душа бессмертна, и как таковая, не умирает. Хотя Писание заявляет, что только один Бог обладает бессмертием (1 Тим. 6,16; см. 1,17), человек то же бессмертен в том смысле, что душа его никогда не умирает. И тот факт, что душа бессмертна даже после физической смерти, подтверждается Писанием. В ответ на вопрос саддукеев, касающихся воскресения, Иисус ответил, цитируя то, что Бог сказал Моисею в книге Исход 3,6: «Я Бог Авраама, и Бог Иакова» (Мф. 22,32). И далее Он Сам изъяснил: «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 2 2,32); суть сказанного состоит в том, что, если Бог был Богом Авраама во дни Моисея, тогда Моисей и ныне жив. История богача и Лазаря тоже свидетельствует о бессмертии души (Лк. 16,19-31), об этом свидетельствует также упоминание о душах, находящихся под жертвенником (Отк. 6,9 и далее).

Что же, однако, происходит с душами после смерти, но до воскресения? Обратим прежде всего внимание на доказательство Писания, а затем уже на четыре положения, не соответствующих Писанию.

1. Доказательство Писания. Хотя Библия не предлагает нам огромной информации по этому вопросу, все же она предлагает нам достаточно материала для того, чтобы прийти к определенным заключениям. Прежде всего, верующий пребывает со Христом. Павел сказал, что он желал бы «лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор. 5,8; см. ст. 6). Далее, у Павла было желание «разрешиться и быть со Христом» (Флп. 1,23). А вот то ободрение, которое Иисус предложил раскаивающемуся человеку, который висел рядом с Ним на кресте: «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23,43). Что рай — это небо, ясно из 2 Кор. 12,3 и далее. В небесах верующий не только с Господом, но и в общении с другими верующими. В послании к Евреям говорится о «торжествующем соборе», Церкви первенцев, написанных на небесах» (12,23). Верующие живые, обладают сознанием и счастливы (Лк. 16, 19-31; Отк. 14,13). Это состояние между смертью и воскресением является таковым, которое следовало бы предпочитать нынешнему состоянию. Павел говорит о нем, что оно «несравненно лучше» (Флп. 1,23). Он утверждает, что желает «лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор. 5,8). Тщательное изучение текста 2 Кор. 5,1-9 предлагает ту мысль, что верующий предпочел бы быть восхищенным, чтобы переселиться к Господу, нежели умереть и войти в промежуточное состояние. Он предпочитает облечься в тело воскресения, нежели оставаться необлеченным. Но необлеченное состояние следует предпочитать нынешнему физическому состоянию, потому что, если даже он не облечен, верующий все же пребывает с Господом. В истории богача и Лазаря очевидно следующее: Лазарь утешен был и находился на лоне Авраама, а богач пребывал в страданиях (Лк. 16,19-31). Из сказанного приходим к выводу, что и неспасенный пребывает в каком- то временном состоянии, испытывая мучительные угрызения совести, ожидая суда великого белого престола (Отк. 20,11-14).

2. Чистилище. В римо-католическом богословии душам, которые совершенно чисты в момент смерти, разрешается войти в небеса, войти в присутствие Божие, в сферу блаженного видения. Тем же душам, которые не вполне чисты и которые нуждаются еще в дополнительном очищении, необходимо войти в место очищения. Это место называется «чистилищем», оно предназначается для очищения от вины прощаемых грехов. Это не место испытания, но это место очищения. Верующие страдают там, потому что на какое- то время они потеряли радость неба и души их там подвергаются наказанию. В подтверждение этого учения пользуются некоторыми местами Писания (Зах. 9,И; Мф. 12,32; 1 Кор. 3,13-15). Однако, вопреки такому положению следует возразить, что нет достаточно солидной Библейской опоры для такого взгляда и что Христос вполне уплатил положенную цену за наше наказание. Мы ничего не можем прибавить к Христовым заслугам (Евр. 1,3). Совершенно верно, что в этой жизни имеется временное наказание за грех, однако Писание нигде не учит прямо или косвенно тому, что эти страдания продлятся и после смерти. Главное доказательство в пользу чистилища находят в неканонической книге Маккавеев (2 Мак. 12,42-45).

3. Сон души. Те, которые придерживаются этого взгляда, утвер ждают, что после смерти душа впадает в состояние сна или какого- то несознательного отдыха. Правильность этого взгляда доказывают различными путями. Писание действительно часто представляет смерть, как сон (Мф. 9,24; Ин. 11,11; 1 Фес. 4,13). Далее, некоторые места учат тому, что мертвые лишены сознания (Пс. 145,4; Еккл. 9,5 и далее; Ис. 38,18). Наконец, никто из воскресших из мертвых, не сказал этого об этом временном состоянии. В ответ на эти возражения заметим, во-первых, что обычно говорят, что верующие спят после смерти. Это эвфемистическое выражение, которое заимствовано из внешнего подобия между мертвым телом и спящим человеком (см. Иак. 2,26). Писание свидетельствует о том, что верующие, которые умерли, наслаждаются спасительным обще нием со Христом. Стихи, которые предполагают несознательное состояние души, отражают взгляд, направленный из перспективы живых. Из преимущественной точки зрения живых, мертвые, конеч но, спят.

4. Уничтожение. Это учение касается прежде всего неспасенных. Согласно этому учению, вообще не существует сознательной жизни для грешников после смерти. Большинство из тех, которые придерживаются этого взгляда, учат, что после смерти неспасенный чело век просто перестает существовать. Такие Библейские выражения, как смерть, разрушение и погибель, толкуются в том смысле, будто они означают «лишенный существования» или «уничтоженный для несуществования» (Ин. 3,16; 8,51; Рим. 9,22). Однако, в ответ на этот взгляд скажем, что Бог не уничтожает того, что Он Сам сотворил. Жизнь является противоположностью смерти; если смерть является просто прекращением существования, то жизнь является продолженным существованием. Но вечная жизнь является еще и качеством жизни, а не просто количеством ее. Далее, смерть является еще погибелью и наказанием; трудно было бы понять, как уничтожение могло бы оказаться наказанием. А Писание ясно утверждает, что неспасенные будут существовать вовеки (Еккл. 12,7; Мф. 25,46; Рим. 2,5-10; Отк. 14,11). Кроме того, существуют еще и степени наказания, а вот уничтожение не учитывает этого (Лк. 12,47 и далее; Рим. 2,12; Отк. 20,12).

5. Условное бессмертие. Согласно этому учению, душа не сотворена или не родилась бессмертной, а приобретает его после исповедания веры в Христа Иисуса. Это бессмертие является даром Божиим. Поэтому тот, кто умирает без Христа, просто перестает существовать, потому что не получил дара бессмертия. Придерживающиеся такого взгляда, утверждают, что только один Бог обладает бессмертием (1 Тим.6,16) и Он дарует его тем, которые отвечают на Его призыв. Они утверждают далее, что Писание нигде не говорит о бессмертии души. Мы же отвечаем, что это учение смешивает бессмертие с вечной жизнью. Вечная жизнь, которая приобретается в спасении — это нечто значительно большее, нежели просто вечное существование; это, скорее, качество жизни, обилие жизни в присутствии Христа. Совершенно верно, что только один Бог обладает, присущим Ему, бессмертием, но тем не менее, и человек приобрел бессмертие, когда был сотворен. Он родился бессмертным существом.

Мы приходим к выводу, что, умирая, верующий входит в присутствие Христово. Он приобретает с Господом общение, пребывает в состоянии сознательного блаженства, ожидая времени воскресения, в котором он приобретает венец славы. Неверующий входит в состояние сознательных мучений, тоже ожидая воскресения, когда он будет ввержен в озеро огненное. Учений о чистилище, о сне души, об уничтожении, об условном бессмертии нельзя считать Библейскими.

II. Важность второго пришествия Христа

Первая Церковь проявляла живой интерес к возвращению Христа. Апостолы считали, что Его возвращение может осуществиться и в их дни, а последующие поколения живо хранили эту блаженную надежду, как нечто такое, что весьма близко. Вплоть до третьего века не было никаких исключений из этого правила, однако, начиная с эпохи Константина и впредь стали постепенно отвергать эту истину, пока ее едва ли не всецело отклонили в сторону. И только в последние сто лет или около этого, это учение опять ожило в Церкви. Хотя и теперь наблюдается некоторое безразличие и даже оппозиция по отношению к ней, однако наблюдается постоянно растущий здоровый интерес к этой Библейской истине. В то время, как преданные христиане говорят: «Аминь! Ей, гряди Господи Иисусе» (Отк. 22,20) — неверующие и безбожники говорят: «Где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения все остается также» (2 Пет. 3,4). Но неверие безбожников не умаляет важности этого учения; наоборот, многое указывает на важность его.

А. Важность его учения в Писании

В Писании предложено выдающееся место учению о втором пришествии Христа. Хотя первое и второе пришествия Христа очень тесно сопряжены друг с другом в пророчествах в Ветхом Завете, так что очень трудно бывает выделить какое-то особое обетование, которое касалось бы только второго пришествия Христа, все же в Ветхом Завете имеются ясные указания относительно него (Иов 19,25 и далее; Зах. 14,4; Мал. 3,1; Дан. 7,13 и далее). В Новом Завете это учение упоминается более трехсот раз. Этому предмету посвящены целые главы (Мф. 24,25; Мк. 13; Лк. 21; см. 1 Кор. 15). Некоторые из книг Писания фактически посвящены этому предмету (1 Фессалоникийцам, 2 Фессалоникийцам, Откровение). По своему смыслу и значению это учение находится в одном ряду с главными учениями Писания.

Б. Оно является ключом к пониманию Писания

Мы говорим о молитве и о назидающем духе, как о ключах к пониманию Слова Божиего, однако, таким же ключом к Писанию является признание фундаментального характера учения о втором пришествии Христа. Многих Библейских учений, постановлений, обетовании и образов мы не смогли бы понять вполне, если бы у нас не было света учения о пришествии Господнем. Обратим свое внимание вот на такое учение Писания. Христос является пророком, первосвященником и царем, но никто, собственно, не может понять Его царского сана, не признав истины о Его втором пришествии. Спасение является делом прошлого, настоящего и будущего, однако, нельзя усвоить себе соответствующего взгляда на аспект спасения в будущем вне веры в пришествие Господа Иисуса Христа. Учение Иоанново о двух воскресениях (Отк. 20,4-15) представляло бы загадку вне этого учения. Завет Давидов (2 Цар. 7,12-16; Ис. 88,3 и далее) так и останется необъяснимым для того, кто отвергает истину о Христовом пришествии, и пророчество относительно восстановления природы и животного мира (Ис. 11,6-9; 65,25; Рим. 8,20-22), окажется абсурдным, если его толковать вне ссылки на второе пришествие Христа. Предсказание о поражении сатаны в голову (Быт. 3,15) теряет свою подлинную и главную сущность, если его не сочетать со вторым пришествием Господним.

И многие прообразы Писания теряют свои привлекательные черты, если их не рассматривать в свете пришествия Христова. Служение и переселение Еноха является одним из них (Быт. 5,22-24; Евр. 11,5; Иуды 14). История Ноя снижается до уровня простого исторического факта, если ее лишить прообразного значения, как и первосвященнического благословения народа в день искупления (Евр. 3,2).

Сказанное верно и в отношении многих обетовании Писания. Пришествие Господне является ключом к пониманию многих псалмов (Пс. 2; 21; 44; 71; 88; 109). Петр заявляет, что все святые пророки говорили о времени восстановления и пришествия Христова (Деян. 3,19-24). Кроме этого, в Новом Завете имеется ряд определенных обетовании касательно Его второго пришествия (Мф. 16,27; Ин. 14,3; 1 фес. 4,13-18; Евр. 10,37; Иак. 5,8; Отк. 17; 22,12 и 20). Эти обетования призывают христианина приготовиться к Его возвращению, утешают фактом Его пришествия, побуждают утешать сокрушенных и обремененных истиной о Его втором пришествии, умоляют переносить скорби в свете Его пришествия, напоминают хранить доверие, потому что Он скоро придет и заверяют, что Его пришествие будет сопровождаться благословениями и наградами для всех, ныне ожидающих Его. Бесспорно, некоторые из самых драгоценных побуждений к благословению утеряны, благодаря отвержению истины о пришествии Христовом.

Сказанное верно и в отношении установлений, они теряют свое полное значение для того, кто отвергает истину о втором пришествии Господнем. Крещение заключает в себе идею воскресения для обновления жизни, и эта новая жизнь во Христе Иисусе обнаруживается тогда, когда Он, являющийся нашей жизнью, явится во славе (Кол. 3,1-4). Так и Вечеря Господня свидетельствует нам о втором пришествии. Павел говорит, что «ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор. 11,26). А Иисус сказал: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26,29).

В. Оно является надеждой Церкви

Пришествие Господне представляется нам великой надеждой Церкви. Ни смерть, ни обращение мира не являются надеждой верующего; этой надеждой, по Писанию, является пришествие Господне. Павел сказал: «За чаяние воскресения мертвых меня судят» (Деян. 23,6; см. 26,6-8; Рим. 8,23-25; 1 Кор. 15,9; Гал. 5,5).

«Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2,13). Петр писал: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1 Пет. 1,3; см. 2 Пет. 3,9-13). И Иоанн сказал: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божий, но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя» так как Он чист» (1 Ин. 3,2-3).

Г. Оно является побуждением для библейского христианства

Пришествие Христово является великим побуждением для библейского христианства. Искренняя вера в это учение имеет очень много общего с ортодоксальностью, потому что, сохранившие эту надежду, самым сердечным и разумным образом никогда не отрицали Божества Иисуса Христа, не сомневались в авторитете Библии, никогда не уклонялись от веры, которая некогда была дарована святым. Но и это еще не все. Принятие этой веры производит самоочищение (Мф. 25,6 и далее; 2 Пет. 3,11; 1 Ин. 3,3). Оно побуждает к бодрствованию и постоянству (Мф. 24,44; Мк. 13,35 и далее; 1 Фес. 5,6; 1 Ин. 2,28); оно призывает отпавших возвратиться (Рим. 13,11 и далее); оно является предостережением для нечестивых (2 Фес. 1,7-10) и оно является опорой в бедствиях и в тяжелых потерях (1 Фес. 4,13-18; 5,11; 2 Тим. 2,12; Евр. 10,35-39; Иак. 5,7). Совершенно очевидно, что эта блаженная надежда была побуждением для Апостольского христианства. Люди, которые слышали, как Иисус говорил, что Он опять придет, не могли более уступать обольщению этого мира. Они жаждали Его пришествия, они жили для Него, пытались привести других к Нему и к надежде Его пришествия.

Д. Оно обладает значительным воздействием на христианское служение

Писание предлагает в обетованиях и перспективах Его пришествия величайший стимул для служения (Мф. 24,45-51; Лк. 19,13; 1 Кор. 3,11-15; 2 Кор. 5,10 и далее). В нем раскрывается для нас Божественная цель и программа служения (Деян. 1,8; 15,13-18;Рим. 11,22-32). И далее, эта истина, по существу, составляет основание самых эффективных призывов для принятия Христа и для посвящения жизни Богу. Павел, бесспорно, так и пользовался им (Рим. 13,11 и далее; 2 Фес. 1,7-10). Таким образом, мы приходим к выводу, что второе пришествие Христа является самым важным учением.