41. Второе пришествие Христа: цель Его пришествия на землю и период между восхищением и откровением

Как уже было отмечено, первой фазой Христова пришествия явится Его возвращение на воздухе, но совершенно очевидно, что Он придет также и на землю. Поразмыслим теперь о цели Его прихода на землю, а также о промежутке времени, который простирается между Его двумя явлениями.

I. Цель его пришествия на землю

Цель пришествия Христа на землю весьма отличается от цели Его пришествия на воздухе. По существу, это различие является доказательством того, что существуют обе эти именно фазы в Его возвращении. Весьма необходимо отметить, что они отличаются друг от друга по времени. Но какова же цель этого пришествия?

А. Открыть Себя избранным

Христос сокрыт от взгляда плотских очей вот уже свыше девятнадцати веков. Он был среди людей, и избранные Его приняли Его (Ин. 1,14; 1 Ин. 1,1-4), а ныне Он в небесном святилище, и как Первосвященник, совершает там служение в Святом-святых. Он придет опять (Евр. 9,24-28), в сопровождении сонмов небесных Ангелов и сонмов искупленных (Иоиль 3,11; Зах. 12,10). Писание заявляет, что все племена и народы земли «увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных, с силою и славой великой» (Мф. 24,30). Ноги Его станут на горе Елеонской (Зах. 14,4). Ангелы сказали ученикам: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1,11). И избранные Христовы явятся тоже в это же время (Кол. 3,4). Это будет славное откровение Христа и Его народа.

Б. Судить зверя, лжепророка и их воинства

Когда годы беспрецедентной скорби (Ис. 24,16-21; 26,20 и далее; Иер. 30,-4-7; Иез. 20,33-38; Мф. 24,31 и 29; Лк. 21,34-36) в период между двумя фазами Его пришествия приблизятся к завершению, тогда духи, исходящие от дракона, зверя и лжепророка пронесутся по земле и соберут на битву царей земли (Отк. 16,12-16). Очевидно, они соберутся для того, чтобы покорить Иерусалим и евреев в Палестине (Зах. 12,1-9; 13,8-14,2). Но именно в тот момент, когда они будут как бы уверены в победе, Христос сойдет с неба вместе со Своими воинствами (Отк. 19,11-16). Тогда эти полчища обратятся для борьбы с Сыном Божьим, только борьба окажется чрезвычайно короткой, а исход ее несомненным. Лидеры их будут брошены в озеро огненное (Пс.2,3-9; 2 Фес. 2,8; Отк. 19,19 и далее), воинства же их будут убиты мечом, исходящих из уст Христовых (2 Фес. 1,7-10; Отк. 19,21). Таким образом будет разрушена политическая оппозиция Христу и Его Царству. И тогда будет приготовлен путь для инаугурации нового режима.

В. Связать сатану

Когда зверь и лжепророк будут брошены в озеро огненное, тогда сатана будет связан на тысячу лет (Отк. 20,1-3). Амилленарии и постмилленарии полагают что связывание сатаны и Тысячелетнее царство — это символические образы. Некоторые учат даже, что это ограничение сатаны уже совершилось на кресте, когда Христос победил сатану. Тогда именно была ограничена деятельность сатаны (Евр. 2,14) и в этом именно смысле он оказался связанным. Так и Беттнер, представитель постмилленариев, пишет: «Обычное амилленаристское толкование Откровения 20,2 таково, что ограничения (связывания) сатаны, состоялось в первое пришествие Христа и завершилось, когда Христос восторжествовал над ним на кресте» (Беттнер, «Тысячелетнее царство», стр. 125). С другой стороны, некоторые толкуют, что связывание сатаны — это продолжающийся процесс, сопровождающий всю эту диспенсацию. По мере того, как Церковь растет, сила сатаны ограничивается. Однако, мы вынуждены возразить и сказать, что сатана еще не связан. И это очевидно из некоторых мест Писания: он является князем мира сего (Ин. 16,11), князем, действующим в воздухе (Еф. 2,2), и богом века сего (2 Кор.4,4). Петр сказал своим читателям: «Противник ваш диавол ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет. 5,8). Конечно, он еще не на цепи.

Некоторые толкуют воскресение и следующее за ним Тысячелетнее царство как жизнь в промежуточном состоянии между смертью и воскресением, когда верующий, в лишенном тела, состоянии пребывает со Христом. Обратимся опять к Беттнеру: «Для ветхозаветных святых и для тех, которые умерли на заре христианской веры, это царствование продолжается гораздо более буквальной тысячи лет» (Беттнер, «Тысячелетнее царство:» стр.66), Некоторые толкуют, утверждая, что это духовное воскресение, которое совершилось в спасении. Фаинберг, премилленарий, пишет: «Таково обычное толкование амилленариев, что первое воскресение — это духовное воскресение, которое совершается в возрождении грешника; второе воскресение — это общее физическое воскресение».

Если образы Отк. 20,1-3 означают что-то, то непременно устранение сатаны из сферы его прежних действий, а также потерю благоприятной возможности и способности продолжить свое дело. Нет сомнений, что и бесы включены в это связывание ограничения. В Ев. Мф. 8,36 бесы упоминают о своей предстоящей судьбе и гибели, а также места, как Ис. 11,1-10 и 65,19-25 возвещают о переменах в природе, человеке и животных, которые последуют за возвращением Христа. Ограничение сатаны не заключает в себе устранение плотской природы тех, которые все еще будут пребывать в своих смертных телах. Наследственная испорченность последует за человеком и в Тысячелетнее царство и явится источником греха в этот период. Обратите внимание, что ограничение сатаны совершится только на определенный период в одну тысячу лет. Некоторые утверждают, что это длительный и неопределенный период, однако не наблюдается тех причин, почему Дух Святой не мог бы воспользоваться каким-то неопределенным выражением, если Он хотел Представить неопределенный промежуток времени.

Г. Чтобы спасти Израиля

Павел заявляет, что Бог не отверг Своего народа (Рим. 11,1); в настоящее время «по избранию благодати сохранился остаток» (ст. 5); когда же войдет полное число язычников, тогда весь Израиль спасется (ст. 25-2 6). Когда придет Христос, Он прежде всего освободит Израиля от его земных врагов (Иер. 30,7; Зах. 14,1-3). Но Он не остановится на этом избавлении, Он возвратит всего Израиля и воссоединит дом Израиля и дом Иуды (Ис. 11,11-14;62,4; Иер. 31,35-37; 33,14-22; Иез. 37,18-25) далее, Он спасет их и заключит с ними новый завет (Ис. 66,8; Иер. 31,31-34; Зах. 12,10-13). И ветхозаветные святые тоже воскреснут в это время, чтобы войти в Тысячелетнее царство (Дан. 12,2). Эти обетования не могут обозначать того, что весь Израиль постепенно соберется в Церковь, потому что обращение Израиля особым образом сочетается с тем, как он будет видеть Христа (Зах. 12,10; Отк. 1,7). Это очевидно хотя бы из того утверждения, что ожесточение Израиля будет продолжаться «до времени, пока войдет полное число язычников» (Рим. 11,25), т.е. до тех пор, пока не завершатся нынешние действия Божий по отношению к язычникам. Эти обетования не означают и того, что спасутся все, когда-либо жившие иудеи, потому что иудеи, умершие без спасительной веры, погибли столь же несомненно, как и язычники. Они просто прилагаются к тем израильтянам, которые остались после того, как из среды были удалены мятежники (Иез. 20,37 и далее). В тот день Израиль покается и обратится к Господу (Зах. 12,10-13,1).

Д. Чтобы судить народы

Мы уже видели, что Христос будет судить зверя, лжепророка и воинства их в пришествие Свое, но ведь цари, военачальники и армии не составляют всего народа. После того, как Христос поразит их в битве Армагеддон, Он соберет пред Собою все народы для суда. Этот суд не следует смешивать с судом из Откровения 20, 11-15 по следующим причинам: (1) на суде над народами (Иоиль 3,11-17;Мф. 25,31-46; см. Деян. 17,31; 2 Фес. 1,7-10) Христос представлен сидящим на Своем славном престоле, а во время суда в Отк. 20,11-15 Он будет восседать на великом белом престоле. (2) Первый суд совершится на земле (Иоиль 3,17); последний суд совершится в поднебесьи, потому что небеса и земля пройдут. (3) Первый суд совершится до Тысячелетнего царства, когда Он придет на землю, а последний суд — после Тысячелетнего царства. (4) На первый суд соберутся все народы, на последний — только умершие. (5)В связи с первым судом не упоминается воскресение; в связи с последним — речь о воскресении. (6) На первый суд явятся два класса людей, на последний — только один. (7) В связи с первым судом нет упоминания о книгах; на последнем же суде книги раскрыты были. (8) Исход первого суда двоякий: для овец вечной жизни — Царство, для козлов — вечное наказание; исход последнего суда — просто озеро огненное. (9) На первом суде будет решаться важный вопрос отношения к братьям Господним; единственный вопрос последнего суда — их общее поведение. Если некоторые из этих утверждений подсказываются аргументом умалчивания, то все же огромное число различий или упущений способно указать единственно на два различных суда. Поэтому ясно, что здесь народы будут судимы в порядке установления их привилегий для вхождения в Тысячелетнее царство.

Е. Чтобы освободить и благословить творение

Иисус говорил о будущем возрождении, во время которого Апостолы будут сидеть на двенадцати белых престолах и судить двенадцать колен Израиля (Мф. 19,28). Главный правитель в этом Царстве отождествляется с «рабом Моим Давидом» (Иез. 24,23; 37,24; см. Ис. 55,3 и далее). Фаинберг замечает по этому поводу: «Ссылку на раба Божиего Давида следует воспринимать в том смысле, что речь здесь о великом Сыне Давидовом, о Господе Иисусе Христе» (Фаинберг, «Пророчество Иезекииля», ст. 198). Исаия говорит, что это будет то время, когда «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком» (Ис. 11,1-9); это то время, когда пустыня расцветет, как нарцисс, и жгучие пески превратятся в источники вод (Ис. 35,1-10). Павел говорит об этом времени, как о времени освобождения всего творения от стенаний и уз (Рим. 8,19-22). Тогда на земле совершатся различные физические перемены (Ис. 2,2; Иез. 47,1-12; Зах. 14,4-8),тогда земля опять будет обильно плодоносить (Иез. 34,25 и далее). Следует обратить внимание, что это возрождение совершится тогда, «когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей» (Мф. 19,2 8). Вся глава 11 в книге пророка Исаии отождествляет это славное будущее с присутствием Сына Иесеева среди людей. Сказанное можно также относить и к обетованию о том, что «Христос во второй раз явится не для очищения грехов, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9,28). Земля была проклята ради человека, тернии и волчцы — это результат его греха (Быт. 3,17-19; Евр. 6,8); когда же явится Христос, Он устранит это проклятие и восстановит даже бессловесное творение до уровня его первоначального совершенства и славы.

Ж. Чтобы установить Свое Царство

Этот предмет будет рассмотрен полнее несколько дальше. Однако, в связи с ним и здесь необходимо сказать несколько слов. Некоторый человек высокого рода отправился «в далекую страну, чтобы получить себе царство, и возвратиться» (Лх. 19,12). Когда же он возвратился, он установил свое царство (ст. 15-19). Бог обещал Давиду, что Он установит и утвердит его царство навеки, позже Он подтвердил Свое обещание клятвою (2 Цар. 7,8-16; Пс. 8 8,3 и далее и 20-3 7). В этот именно момент, когда Вавилон покорил Иерусалим, Бог обновил это обетование Своему народу (Иер. 33,19-22). Ангел Гавриил заявил, что Иисус является наследником этого престола (Лх. 1,31-33). Он является тем камнем, который откололся от скалы и наполнил всю землю, после того, как он разрушил все царства земли (Дан. 2,44 и далее). Он примет Царство из рук Отца и установит это Царство в конце времен (Дан. 7,13 и далее). Тогда и только тогда царство этого мира станет Царством Бога нашего и Христа Его (Отк. 11,15). Город Иерусалим будет городом Царя, все народы поклонятся Ему во время празднования праздника кущей (Зах. 14,16-19). Мир и праведность будут отличать царствование Христа (Ис. 9,8 и далее).

II. Период между восхищением и откровением

Рассуждая над событиями, которые сопряжены с пришествием Христа на воздухе и с пришествием Его на землю, нам необходимо хотя бы коротко коснуться периода между этими двумя событиями. Это период скорби. Мы, конечно, знаем, что верующему «многими скорбями надлежит войти в Царствие Божие» (Деян. 14,22), но вот здесь, кроме общего опыта христиан, речь еще о будущем периоде скорби. В книге Даниила 12,1 речь о том, что «наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди», в Ев. Мф. 24,21 это время называется «великой скорбью»; в Ев. Лк. 21,34 это время названо словом «день тот»; в Отк. 3,10 речь о «године искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле, а в Отк. 7,14 речь о тех, «которыепришли от великой скорби». В Ветхом Завете имеются высказывания о «бедственном времени для Иакова» (Иер. 30,7) и о времени негодования Божиего на живущих на земле (Ис. 24,17-21; 26,20 и далее; 34,1-3). То, что период скорби последует в промежутке между двумя пришествиями Христа, вполне очевидно из всего изучения программы будущего. Он закончится возвращением Христа во славе (Мф. 24,29 и далее).

А. Продолжительность этого периода

Нам нигде не сказано, сколько времени будет продолжаться этот период, но нам сказано, что ради избранных сократятся те дни (Мф. 24,22). Однако, существуют некоторые вещи, которые указывают, что это время будет продолжаться семь лет. Каков бы ни был метод определения семидесяти седьмин в книге пророка Даниила 9,24-27, несомненно ясно, что они начались возвращением Неемии и восстановлением стен города Иерусалима (Неем. 2,1-8; Дан. 9,25). Ясно также и то, что шестьдесят девять седьмин закончились в момент распятии Мессии (Дан. 9,26), а затем наступил разрыв в течении этих седьмин. В промежуток между шестьдесят девятой и семидесятой седьминой совершилось разрушение Иерусалима и святилища в 70 году, а затем последовали войны и опустошения, которые будут продолжаться уже до конца. Для многих совершенно ясно, что эта семидесятая седьмина располагается еще в будущем и что она составит период скорби. Ясно также, что в хронологии Даниила седьмина равна семи годам. Если по этому семидесятая седьмина составляет период скорби, мы в состоянии предположить, что она будет продолжаться семь лет. В соответствии со сказанным вторая половина этого периода в некоторых местах Писания называется еще «временем, временами и полувременем» (Дан. 7,25; 12,7; Отк. 12,14), а также «сорока двумя» месяцами (Отк. 11,2; 13,5) и 1260 днями (Отк. 13,3; 12,6; см. Дан. 12,11 и далее). Все это может быть возможно, если говорить о продолжительности этого периода.

Б. Природа этого периода

Писание может многое сказать о природе этого периода, а потому и мы кратко обратим внимание на некоторые аспекты периода скорби.

1. Политические аспекты. Политические аспекты особенно указаны в книгах Даниила и Откровения. В Дан. 2,31-43 изображены «времена язычников» (Лк. 21,24), а в следующих двух стихах (ст. 44-45) изображено Тысячелетнее Царство. После Вавилонского, Мидо-Персидского, Греческого и Римского периодов завершающая форма Римской империи предстанет в образе десяти сотрудничающих царей. В Дан. 7,1-28 это же предсказание предлагается в образе четырех зверей. Последний из них, у которого десять рогов, представляет собой завершающую форму Римской империи с ее десятью царями. В Отк. 13,1-10 пред нами то же пророчество, за исключением того, что рога увенчаны ныне венцами, предполагая, что наступило время их царствования. В Отк.17,1-18 этот же зверь оказался в подчинении у блудницы — явно некоторой религиозной системы. В Отк. 19,17-21 описан конец этой империи. На основании всего сказанного мы можем прийти к выводу, что во время скорби мир приобретает федеральный политический образ, который разовьется, главным образом, из древней Римской империи и в пределах которого окажет ся десять сотрудничающих царей. Управление миром окажется автократическим и богохульным. Вначале религиозная система того времени окажется преобладающей формой управления, однако, после того, как десять царей погубят ее, наступит великое преследование, которое будет направлено против верующих того времени. Но в пришествие Христа погибнут император и его союзники, и царство их освободит путь для того Царства, которое установит Христос.

2. Религиозный аспект, О религиозном аспекте этого периода свидетельствуют такие места Писания, как Дан. 11,36-39; Ин. 5,43; 2 Фес. 2,6-12; Отк. 13,11-18 и 17, 1-17. В свое время Иисус предсказал, что придет другой во имя свое, и что евреи примут его. Это один из зверей в Отк. 13,1-18. Слово «антихрист» встречается пять раз в Новом Завете (1 Ин. 2,18; 2,22; 4,3; 2 Ин. 7), а так как это выражение употребляется в отношении личности антихриста только однажды или дважды, то лучше пользоваться чаще употребляемым выражением в отношении главного действующего лица конца времени. Мы уже указали, что в Откровении 17,1-6 ложная религиозная система восседает на звере. Это может быть федерация всех отступников, которые войдут в скорбь. Как уже раньше было отмечено, в начале этого периода, эта лжесистема, блудница, будет определять управление миром. Когда в среде ее император нарушит завет с евреями и «прекратится жертва и приношение» (Дан. 9,27), тогда десять царей возненавидят блудницу, свергнут ее и погубят ее (Отк. 17,16 и далее). Начиная с этого момента, от всех потребуют поклоняться зверю (Отк. 13,4-8), а второй зверь поставлен будет для того, чтобы понуждать к этому поклонению (Отк. 13,11-17). Он будет пользоваться обольщением и чудесами ложными (2 Фес. 2,9-12; Отк. 13,23) и силой (Отк. 13,7 и 15; см. 6,9-11; 20,4), преследуя тех, которые не будут поклоняться зверю и не примут имени его (Отк. 13,16 и далее). Он потребует, чтобы все приняли начертание зверя, и не разрешит ни продавать, ни покупать, если не будет этого начертания. Ясно, что в те дни многие будут убиты за Слово Божие за свидетельство, которое они будут произносить. Однако, с пришествием Христа и гибелью вождей и их воинств погибнет и вся религиозная система конца времени.

3. Израильский аспект. Бог не отверг Своего народа даже до настоящего времени, сохранился остаток его согласно избранию благодати (Рим. 11,1-5). Однако, более этого, Бог опять примет Израиля в качестве Своего народа, «ибо дары и призвание Божие непреложны» (Рим. 11,29). У нас нет возможности войти в этот самый интересный и важный предмет, мы в состоянии отметить только факты, касающиеся контуров его. Израилю надлежит возвратиться в Палестину, но ясно, что он возвратится туда в неверии. Только после Своего возвращения Израиль обратиться (Иез. 37,1-14). В минувшие годы многие евреи приложили все старания для того, чтобы возвратиться в Палестину. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока император восстановленной Римской империи заключит с ними завет на семь лет, разрешая им восстановить жертвоприношения в восстановленном храме в Иерусалиме. Однако, этот князь нарушит свой завет и отменит жертвоприношения (Дан. 9,19-27) в середине седьмины. В какой-то момент этого периода, может быть, непосредственно перед тем, как начнется вторая половина его, Бог запечатлит 144 000 израильтян на челах их (Отк. 7,1-8). Факт этот, без сомнения, укажет, что они приняли Христа, как своего Мессию. Но это остаток Израиля и запечатление его совершится, чтобы защитить его во время скорби от грядущих судов. Сатана будет низвержен с небес и будет преследовать Израиля. Но земля поможет израильтянам и поглотит те воинства, которые сатана пошлет вслед за ними (Иер. 30,7; Дан. 12,1; Отк. 12). После отмены жертвы зверь поставит в храме то изображение, которое названо «мерзостью запустения» (Дан. 12,11; Мф. 24,15; Отк. 13,14 и далее; см. 2 Фес. 2,4). Далее последуют новые гонения на иудеев. Вероятно, эти гонения сопряжены с преследованием обратившихся от служения двух свидетелей (Отк. 11,1-7;12,17). Наконец наступит преследование всего Израиля во всей Палестине (Зах. 12,1-9;13,8 и далее; 14,1-5). Следует отметить, что освобождение и спасение Израиля совершится в его самый мрачный час. Христос придет и евреи увидят Его. Вот тогда они восскорбят о Нем, тогда они извлечены будут из сферы греха и нечистоты и станут новым народом (Зах. 12,10; 13,2). Бог спасет всего Израиля, который переживает эти суды. (Рим. 11,25-27).

4. Экономический аспект. Экономический аспект этого периода изложен в Отк. 13,16-18 и 18,1-24. Купля и продажа будут регулироваться на основе поклонения императору. Коммерция будет прославляться более всего остального, и для этой цели будет воздвигнут великий город — торговый центр. Этот город будет назван Вавилоном. Это будет величайший торговый город мира. Однако Бог обратит внимание на все притеснения Своего народа и осудит великий город в один час. Небеса будут радоваться, когда Бог осудит эту блудницу и этот развратный город (Отк. 19,1-5).

В. Главное действующее лицо этого периода

Личность и дело сатаны, в общем, уже рассмотрены; теперь наступил черед обратить внимание на его роль в программе будущего. Он имеет некоторое отношение к возрождению Римской империи. В книге Даниила 7,2 и далее сказано, что «ветры небесные боролись на великом море», а потом «четыре больших зверя вышли из моря» В Отк. 13,1 отмечается, что на песке морском стоял Дракон и видел, выходящего из моря, зверя. Он-то и находился в основе всех движений мировой федерации,в основе непровозглашенного стремления уничтожить всякую веру на земле. Именно он предоставляет свою власть, престол и свою великую силу зверю (Отк. 13,2-4). Таким образом этот монарх будет вдохновляться сатаной, будет укрепляться сатаной, и никто не сможет вступить в войну с ним. Вначале он будет управлять делами с Неба, но в свое время будет низвержен на землю (Отк. 12,7-13; см. Лк.10,18). Зная, что время его коротко, он возненавидит Израиля и будет преследовать его с величайшей силой (Отк. 12,13-17). Методами действий его будет обольщение, ложь, знамения и огонь с неба (Еф. 2,9-11; Отк. 13,13-15). Он установит поклонение диаволу и бесам (Отк. 9,20; 13,4). Весьма возможно, что это поклонение примет образ идолопоклонства. Наконец, сатана будет возбуждать царей всей земли для того, чтобы собраться на битву Армагеддон (Отк. 16,12-16; -19,11-21). Таким образом, мы видим, что скорбь окажется в истинном смысле временем и властью тьмы.