43. Время Его пришествия до скорби

Уже показано было, что Писание предсказывает период скорби, предполагается также, что эта скорбь должна наступить в период между восхищением и откровением. Нам необходимо теперь доказать, что так именно будет. Иудейские учителя утверждали, что этот период должен наступить между нынешним веком и грядущим веком. Весткотт говорит, что единодушно согласны были, что переход от нынешнего века к грядущему совершится через период интенсивных скорбен и боли, через «родовые муки» нового рождения» (Весткотт, «Послание к Евреям», стр. 6). Показано было также, что этот период интенсивных скорбен и боли закончится пришествием Христа на землю. Но начнется ли этот период после Его пришествия на воздухе и восхищения святых, или же он начнется прежде Его пришествия, так что Церковь должна будет пройти через скорбь?

На этот вопрос отвечают по-разному. Некоторые утверждают, что Церковь должна пройти через скорбь и что за восхищением искупленных непосредственно следует их возвращение вместе со Христом. Учение это называют учением о пришествии Христа после скорби. Некоторые в свою очередь утверждают, что Церковь должна пройти через первую половину этой скорби и что восхищение совершится в середине его. Это учение о пришествии Христовом в середине скорби. Сторонники частичного восхищения учат, что недуховная часть Церкви пройдет через скорбь, а зрелая и исполненная Духом, восхищена будет до скорби. Это значит, что Церковь, как таковая, вообще не пройдет через скорби. Каковы же факты? Следовательно, необходимо изучать каждую из перечисленных ошибочных концепций; заметим, что исследование положительного учения Слова послужит установлению истины. Смысл всехимеющихся доказательств как будто таков, что Церковь вообще не пройдет через скорбь. Обратим хотя бы бегло свое внимание на некоторые ранние христианские учения, а затем исследуем учение Писания.

I. Ранние христианские учения

Принимая во внимание различные учения наших дней, серьезность времен, в котором мы живем, и более всего, отношение этого вопроса к вере в неизбежность пришествия Христа, необходимо исследовать этот предмет, хотя о нем можно рассуждать только кратко.

Как уже отмечено было раньше, первая Церковь ожидала пришествия Господа до Тысячелетнего царства. Учила ли она также, что Он придет до скорби? В свидетельстве первых отцов Церкви наблюдается едва ли не полное молчание относительно предмета скорби. Они часто говорят о необходимости проходить через скорби, но очень редко говорят о грядущем периоде, называемом скорбью. Весьма вероятно, так случилось потому, что в течение первых веков Церкви, она подвергалась многочисленным преследованиям, а потому ее, по существу, вообще не волновал вопрос будущей скорби. Однако существует несколько указаний, свидетельствующих о вере в пришествие Христа до скорби. Во-первых, существует весьма интересный отрывок в «Пастыре Гермы», который предлагает некоторую информацию по этому предмету. Герма пишет, что он проходил мимо дикого хищника, а затем его встретила девушка, которая приветствуя его сказала: «Приветствую тебя, о человек!» Он ответил на ее приветствие и сказал: «Женщина, приветствую тебя». Затем она спросила его: «Ничто не пересекало твой путь?» На это Герма ответил: «Я встретил дикого хищника, который мог погубить много людей, но силой Господней и по Его великому милосердию я избежал гибели». Тогда эта девушка сказала «Да, ты избежал ее, потому что возложил все свое упование на Бога и открыл свое сердце Господу, веруя, что ты не можешь спастись иначе, кроме Его великого и славного имени… Ты избежал великой скорби за свою веру, потому что не усомнился в присутствии такого зверя. А потому пойди и расскажи избранным Господним об Его могущественных делах и скажи им, что этот хищный зверь является образом грядущей великой скорби. Поэтому, если вы приготовите себя, раскаетесь всем своим сердцем и обратитесь к Господу, тогда вполне возможно, что вы избежите ее, если только сердце ваше будет свободно и непорочно и вы проведете остаток своих дней в непорочном служении Господу» («Пастырь Гермы», книга 1, видение 4, глава 2). Итак, сказанное свидетельствует о том, что уже тогда существовало учение относительно того, что Церковь избежит великой скорби. Однако, это положение является несколько сомнительным, потому что в другом месте он заявляет: «Счастливы переносящие великую скорбь, которая придет на землю» («Пастырь Гермы», книга I, видение II, гл. 2).

Ириней (около 240-302) тоже как будто утверждает, что Церковь восхищена будет во время скорби, потому что говорит:

«А потому в конце, когда Церковь будет внезапно восхищена от этой земли, сказано, что наступит такая скорбь, какой и от начала не будет». Поэтому и это последнее испытание праведных, в котором, если они устоят, они будут увенчаны нетленным венцом» (Ириней, «Против ересей», кн. V, гл. 29).

Однако, в другом месте он тоже учит, что Церковь на земле будет во времена антихриста (Ириней «Против ересей», кн. 5, гл. 26 и 30). Таким образом, так как взгляды относительно скорби не ясны, следовательно, существует некоторая путаница в этом вопросе, по крайней мере, имеется намек на нее. Однако совершенно ясно, что Отцы считали пришествие Господа неизбежным. Господь же учил, что Церковь может ожидать пришествия Его в любой момент, и Церковь ожидает пришествия Его и учит тому, что личное пришествие Его является неизбежным. Исключением являлись Александрийские отцы, которые заявляли другое и отвергали и другие фундаментальные учения. Мы можем предполагать, что первая Церковь жила в состоянии постоянного ожидания Господа, а потому не особенно озабочена была возможностью наступления скорбей в будущем. Такова может быть причина умалчивания отцами, касающегося скорбей, учения.

Далее, не представляется странным и тот факт, что лидеры средних веков тоже молчат относительно того, что касается восхищения, предшествующего скорбям. С появлением Константина и государственной Церкви, Церковь обратилась к аллегоризации тех мест Писания, которые говорят о пришествии Господа. Одновременно с отрицанием буквального Тысячелетнего царства, начали отвергать и скорбь, или представлять ее в аллегорических образах.

Реформаторы обратились к учению о втором пришествии, однако, свой основной акцент они положили на учение о спасении, а не на развитие деталей о восхищении. Следовательно, если даже и развивалось это учение в ходе истории христианской Церкви, то развивалось в ничтожной степени. Однако христианское учение покоится на основе Писания, а не на основе развития учения или на отсутствии этого развития в период минувших поколений. Библия должна быть нашим единственным авторитетом в делах учения, и к ней нам следует обращаться для установления Библейской истины.

II. Учение писания

В Писании можно найти различные доказательства, которые подтверждают учение о пришествии Господнем за Церковью еще до скорби.

А. Природа семидесятой седьмины Даниила

Об этой семидесятой седмине упоминается в книге Даниила 9,27. Мы уже указали, что по истечении 69 седьмин Мессия был предан смерти. Начало этим сединам положили возвращение и труд Неемии (Неем. 2,4-6; Дан. 9,25 и далее); Хотя мы в состоянии узнавать время, нам все же необходимо сознать и то, земная жизнь Иисуса совпала с последними четырьмя или пятью из этих 69 седьмин. Тогда еще Церковь не существовала, но Иисус заявил, что Он создает ее (Мф. 16,18). А так как Церковь сформирована была крещением Духа (Деян.1,4 и далее; 11,16 и далее; 1 Кор 12,13), то начало ее мы относим к Пятидесятнице. Следовательно, она не является частью этих шестидесяти седьмин, она не окажется также и частью семидесятой седьмины. Даниилу сказано было, что все семьдесят седьмин «определены для народа твоего и святого города твоего»; этому народу и городу предназначались не только 69 седьмин. Если эта последняя седьмина принадлежит еще будущему, то, конечно, она определяет будущий период скорби. Заметим также, что не существует более никакого правдоподобия, в силу которого можно было бы утверждать, что Церковь окажется на земле в период этой седьмины; у нас нет также доказательств того, что она существовала в период последней части 69 седьмин. Короче, Церковь наполняет собой весь период между шестьдесят девятой седьминой и семидесятой седьминой и не является лишь частью этого периода. Именно это положение вполне опровергает оба других положения о пришествии Господнем после скорби или в середине скорби. Оба этих последних положения непременно утверждают какое-то определенное частичное совпадение между Израилем и Церковью в период последней седьмины.

Б. Природа и цель скорби

Очень часто говорят, что так как Церковь не избежала преследований в период всей своей истории, то ей не избежать и тех преследований, которые постигнут ее в период грядущей скорби. Однако, подобные утверждения обнаруживают лишь непонимание природы и цели скорби, «година искушения» наступит для того, чтобы испытать живущих на земле» (Отк. 3,10). Выражение «живущие на земле» встречается в Откровении более двенадцати раз и относится оно всегда к обитателям земли. Маунс пишет, что всякий раз, когда встречается это выражение… оно подразумевает врагов Церкви» (Маунс, «Книга Откровения», стр. 120). Эти люди, которые отождествили себя с этим миром, это неспасенные. Этот период является также «бедственным временем для Иакова» (Иер. 30,7). В книге Ис. 26,20 и далее Господь говорит об этом же периоде и разоблачает его истинную природу: «Пойди, народ Мой, войди в покой твой и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев; ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет, поглощенную ею, кровь, и уже не скроет убитых своих». Итак, это тот период скорби, в который Бог накажет отвергающий Бога и отвергающий Христа мир.

Преследования в этот период окажутся случайными. Толкователи-футуристы, толкующие Откровение, обычно утверждают, что главы 6-19 это печати, трубы и чаши, и каждое из этих событий является судом, нисходящим с небес. Это посещение гнева Божиего, который изливается на этот, проклятый грехом, мир.

Когда Бог готов был уже наказать Содом и Гоморру, Он прежде всего извлек Лота и его семью из этого города. Авраам вынудил Бога дать обещание, что Он спасет этот город, если Он найдет в нем хотя бы десять праведников; кажется, что у Него не было необходимости особо доказывать, что Бог непременно извлечет из этого рода Лота, если не обнаружит в нем и десяти праведников. Ведь Бог не погубит праведного с нечестивым (Быт. 18,23), а потому Господь вывел Лота прежде, чем пролил огонь и серу на эти города (Быт. 19,12-25). Петр поэтому и пользуется этим случаем, чтобы доказать, что «знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения» (буквально «скорби» — Отк. 3,10), а беззаконников «соблюдать ко дню суда, для наказания» (Второе Петра 2,9). Так случилось и с Ноем, когда Бог готов был уже погубить мир потопом, Он избавил Ноя и его семью от гибели.

В. Различия между Израилем и Церковью

Не приступая к изучению этого аспекта Библейского откровения, заметим однако, что у Церкви и Израиля совершенно различные сущности. Факт этот обнаруживается несколькими путями. (1) В прошлом Бог, главным образом, имел дело с Израилем, ныне же Он преимущественно имеет дело с Церковью. В будущем же Он опять приступит к Израилю. В Рим. 11 сказано, что Израиль, как народ, отсечен был от маслины, чтобы можно было привить к ней язычников. В будущем же Израиль опять будет привит к маслине (см. Деян. 15,16-18; Рим. 15,8-12). (2) Израиль является народом; Церковь, наоборот, является телом, состоящим из отдельных личностей, которые призваны из всех народов. (3) Семидесятая седь-мина Даниила предназначается Израилю (Дан. 9,24; Церкви же дарован весь период между 69 и 70 седьминами. (4) Христос возвратится к Израилю, чтобы установить Царство; к Церкви же Он придет для того, чтобы взять ее, чтобы она была с Ним. (5) Наконец, великие ветхозаветные заветы заключены были с Авраамом и семенем его Израилем (Быт. 12,1-3; 2 Цар. 7,11-16; Иер. 31,31-34);Церковь же имеет часть в духовных благословениях этих заветов, а не в физических (Рим. 4,11; 1 Кор. 11,25; 2 Кор. 3,6;Евр. 10,16 и далее). Буквальное физическое исполнение этих заветов осуществится лишь в грядущем веке. Эти и некоторые другие различия между Церковью и Израилем свидетельствуют о том, что у Бога различные программы для Церкви и Израиля. Программа Божия для Церкви Божией на земле завершится тогда, когда Церковь восхищена будет на облаках, чтобы всегда быть с Господом. Но восхищение окажется одновременно сигналом для возобновления действий Божиих по отношению к Израилю; собственно, и отвержение Израиля в новозаветные времена оказалось сигналом, который возвестил начало нового народа Божиего, называемого также Церковью, Телом Христовым.

Г. Миссия Духа Святого, как удерживающего

Павел писал, что уже в его дни тайна беззакония была в действии, однако «удерживающий» не допускает открыться беззаконнику, человеку греха, сыну погибели (2 Фес. 2,3-7). Павел, однако, говорит о том, что будет «взят из среды удерживающий теперь», и «тогда откроется беззаконник» (ст. 7 и далее). Подобно тому, как Дух Святой удерживал людей в допотопный период (Быт. 6,3), так он препятствует и ныне полному развитию беззакония. Но и в допотопный период он перестал удерживать их, так Он перестанет удерживать их и в будущем, и перестанет он удерживать их тогда, когда будет взят от земли. У Духа Святого имеется вполне определенная миссия — формировать Церковь Христову и пребывать в ней. Для этой цели Он излился в день Пятидесятницы, и будет совершать это дело, доколе Церковь не наполнится. И вот тогда Дух Святой в определенном смысле будет взят вместе с Церковью. Так как Дух Святой является вездесущим, то это взятие будет означать изъятие Его служения от земли, а не Его Личности, легко видеть, что, когда будет изъято Его вмешательство в дела земли, зло начнет стремительно развиваться и в среде людей откроется беззаконник. Церковь является тем инструментом, которым Дух Святой пользуется для ограничения зла. После восхищения уже не останется ни одного из верующих на земле, а потому прекратится и служение Духа, состоящее в ограничении зла.

Д. Необходимость в промежутке между восхищением и откровением

Сторонники того взгляда, который утверждает, что восхищение совершится после скорби, обычно полагают, что спасенные будут восхищены для того, чтобы встретить Господа, но сразу же вместе с Ним возвратятся на землю. Они отрицают существование какого-либо промежутка между этими событиями. Однако серьезные исследования Писания раскрывают пред нами факт существования такого промежутка между пришествием Христовым и Его пришествием на землю. Это существование обнаруживает пред нами существование, по крайней мере, двух событий, которые должны совершиться между двумя этими великими событиями: суд над верующими и брачная вечеря АГНЦА. Павел пишет: «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5,10; см. Ин. 5,22; Рим. 14,10). Итак, каждый верующий будет судим, чтобы установить тот факт, достоин ли он награды, и если он действительно достоин ее, то как велика она (1 Кор. 3,12-15). Совершенно ясно, что Господь призовет к Себе Своих слуг для частного суда над делами их (Лк. 19,15; 2 Кор. 5,10).Это необходимо и обусловлено хотя бы тем фактом, что тогда, когда они явятся вместе с ним, они сразу же приступили к своей доле управления в земном Царстве (Отк. 2,26; 19,14; 20,4). Сказанное представляется совершенно ясным. Однако, кроме судилища Христова, существует еще и брачная вечеря Агнца. В Отк. 19,1-10 предлагается видение этого события, которое совершится на небесах; в ст. 11 мы видим раскрытые небеса и Христа, сходящего вместе со Своими святыми на землю. Брачная вечеря изображена в ст. 7-9, а потому она совершится на небесах. Когда Господь Иисус возвратится на землю вместе со Своей Невестой, без сомнения, на земле совершится определенное празднование, в котором примут участие искупленные всех веков. Итак, оба эти события — судилище Христово и брачная вечеря Агнца — должны совершиться перед пришествием Христа для установления Его Царства. Очевидно, что эти события не потребуют в полном порядке всех семи лет, однако, и для них потребуется определенная мера времени.

Кроме этих событий на небесах, и на земле совершатся некоторые события в порядке подготовки для этого Царства. Бог приготовит определенное общество искупленных для вхождения в Тысячелетнее Царство. Эта подготовка охватит собой как верующих иудеев, так и язычников. В пришествие Христово верующие войдут в Царство, а неверующие подвергнутся осуждению (Мф. 13,37-43 и 47-50; 24,40 и далее; 25,1-12). Подобно тому, как наш Господь трудился более трех лет над теми, которым надлежало составить ядро будущей Церкви, так представляется верным и то, что спасенные в период скорби окажутся именно теми, с помощью которых Господь установит Свое Царство, когда придет на землю. Но вот для этого собирания остатка Израиля и спасенных из язычников потребуется определенная мера времени, В момент возвращения Христа во славе совершится весьма значительное обращение к Господу (Зах. 12,10-14), как и в день Пятидесятницы посредством излияния Духа и проповеди Петра (Деян. 2,14-41; см. Иоиль 2,28-33; Рим. 11,25-27).

Е. Призыв к постоянству бодрствованию и ожиданию пришествия

Евангелие постоянно напоминает нам о бодрствовании: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете в который час Господь ваш придет» (Мф. 24,42). «Итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» (Мф. 25,13). «Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома, вечером или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, пришед внезапно, не нашел вас спящими» (Мк. 13,35-36; см. 1 Фес. 5,5; Отк. 3,3). Итак, мы призываемся к ожиданию этой славной надежды (Тит. 2,13; см. Евр. 9,29). Но как мы можем бодрствовать и ожидать Его возвращения, если имеется только единственное событие, которое предсказано и которое предшествует пришествию Христову? Если скорбь предшествует второму пришествию, тогда мы обязаны рассматривать ее в качестве первого дела в программе. Но в таком случае мы не могли бы ожидать пришествия Христова в любой момент, тогда и истина пришествия Господня не могла бы быть для нас толчком к святости, служению и бодрствованию, хотя Писание побуждает нас к этому. А Писание говорит нам о приближении пришествия Господня.

Те, которые придерживаются другого взгляда на этот предмет, признают силу этого аргумента. Вот поэтому они и пытаются показать нам, что Апостолы не верили в ту истину, что Христос может прийти в любой момент, вот поэтому они ссылаются нацелый ряд вещей, чтобы доказать свою точку зрения. Однако большинство из них является ничем иным, как планами определенных людей, озабоченных будущим, и планы эти зависят от того, как Господь откроет путь для будущего; в таком же состоянии находился и Павел, когда возвестил о своем намерении возвратиться в Рим и Испанию (Рим. 15,22-25 и 30-32). Обычно утверждают, что Павел не мог ожидать пришествия Христова в любой момент, если он составлял такие именно планы. Однако, не следует забывать о том, что в этом же послании Павел заявляет, что путь его зависит от воли Божией (1,10). Это же, без сомнения, можно сказать и о всех его планах (1 Кор. 4,19; 16,5-8), как и о планах всех остальных авторов Нового Завета (Иак. 4,13-16; см. Ин. 21,18-23). Далее утверждают, что притча о купце явно произнесена для того, что бы последователи Христовы «думали, что скоро должно открыться Царство Божие» (Ак. 19,11), а притча о талантах утверждает, что «по долгом времени приходит господин рабов тех и требует у них отчета» (Мф. 25,19).

Однако представляется совершенно невероятным то обстоятельство, будто и ученики придерживались того взгляда, что действительно необходимо длительное время для осуществления притч в Ев. Мф. 13.

Бог, конечно, знал, что наступит длительный интервал, однако ничто не свидетельствует о том, что это известно было и ученикам Христовым. В притчах просто подчеркивается та мысль, что Христос установит Свое Царство ныне, приближаясь к Иерусалиму. А Христос сказал им, что Ему необходимо возвратиться на небеса, чтобы принять Царство, только в словах Его нет намека на то, что для этого потребуется длительное время. Длительный промежуток времени, о котором речь в Ев. Мф. 25,19 не обязательно должен обозначать интервал, длительность которого превзошла бы продолжительность жизни одного поколения, которое существовало тогда, когда господин отправился в другую страну. Итак, ученики ожидали скорого пришествия Христа, помня о том, что наш Господь предупреждал их не оставлять всех своих дел в свете Своего пришествия. В полнейшей гармонии со сказанным состоит увещевание Церкви: «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня» (5,7). И Павел просил Фессалоникийцев опять приступить к своим ежедневным обязанностям, хотя в то же время он говорил и о себе, и о современном ему поколении верующих, как о людях, которые достигнут пришествия Господа (1 Фес. 4,11 и далее; 4,15 и далее; 2 Фес. 3,10-12).

Ж. Обетование, дарованное Филадельфийской Церкви

Обетование, записанное в Отк. 3,10, указывает на предшествующие скорби, восхищение. «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (Отк. 3,3). В этом стихе следует обратить внимание на четыре момента.

1. Слово «година». Оно употреблено для обозначения времени наступления скорби и указывает на определенный период времени. Эта «година» — это особое время. Уолвурд утверждает, что «акцент положен здесь не на тот факт, что Церковь избежит гнева Божиего, а лишь на тот факт, что она избежит периода гнева Божиего, (Уолвурд, «Блаженная надежда и скорбь», стр. 54).

2. Объем скорби. Совершенно ясно, что это не какая-то местная скорбь, потому что эта «година» «придет на всю вселенную».Таким образом, она охватит собой весь мир. Маунс замечает по этому поводу: «Эта година искушения» — это тот период испытания и скорби, который предшествует установлению вечного Царства». О нем упоминание в таких местах, как Дан. 12,2; Мк. 13,14; 2 Фес. 2,1-12; (Маунс, «Книга Откровения», стр. 119).

3. Цель этой годины искушения. Она предназначается для живущих на земле. Весьма важно отметить то обстоятельство, что слово «живущие» — это не обычное слово «оикео», но это усиленная форма слова «катоикео», которое означает всех, обитающих на земле и отождествившихся с нею. Это выражение употреблено в Откровении более двенадцати раз и касается оно всех, обитающих на земле. Аль форд утверждает, что в этом месте «это выражение относится лишь к тем, которые не принадлежат к Церкви Христовой» (Альфорд, «Греческий Новый Завет», т. IV, стр. 586). Итак, скорбь не предназначается для Церкви, а потому Церковь избавлена будет от нее.

4. Кто же избавлен будет от годины искушения? Сказано, что верующие будут избавлены от этой годины. Моффат говорит: »Совершенно невозможно со стороны грамматики и весьма трудно со стороны смысла решить, означает ли «тереин ек» побеждающее терпение (исполненное того же смысла, что и в Ев. Ин. 17,15) или абсолютное освобождение (см. 2 Пет. 2,9), означает ли оно безопасный выход из скорби или полнейшее избавление от нее (благодаря своевременному пришествию Христа».

Обетование, содержащееся в Отк. 3,10, свидетельствует не просто о том, что Господь сохранит верных Своих от искушения, защитив их Своим щитом, оно означает, что Он сохранит их от годины искушения, т.е. от всего периода в целом. Итак, в этом слове, как будто находим указание на то, что верующие взяты будут еще до того, как начнется скорбь.

3. Некоторые другие соображения

Существует еще и три других аргумента, которыми часто пользуются в поддержку взгляда о, предшествующей скорби, восхищении Церкви. (1) В Новом Завете содержатся в разных местах стихи, которые указывают на то, что Церковь не подвергается гневу Божиему. Павел утешает Фессалоникийцев: «Потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5,9). И еще: «…и ожидать с небес Сына Его, которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева» (1 Фес. 1,10). Конечно, Церкви обещаны преследования и скорби (Ин. 16,13; Деян. 5,41; 14,22; .2 Кор. 1,7; Флп. 1,29; 2 Тим. 3,12; 1 Пет. 4,13), но эти преследования не являются гневом Божиим (Отк. 6,16 и далее; 14,7). Верующий ожидает блаженной надежды (Тит. 2,13; см. 1 Фес. 1,10; 4,18; 5,11; 1 Ин. 2,28). (2) В главах 4-19 книги Откровения нет упоминания о Церкви. Это выражение никогда не встречается в этом отрывке. Следует заметить, что, наоборот, это слово часто встречается в первых главах, а затем опять в главе 22,16. Если бы Церковь была в это время на земле, мы могли бы ожидать, что о ней будет упоминаться чаще. (3) Многие чувствуют, что двадцать четыре старца в Отк. 4,4 и 10; 5,5 и т.д. представляют Церковь на небесах. У нас, однако, нет достаточных доказательств для несомненного такого отождествления. Вероятно, правильно было бы рассматривать их» как некоторый образ небесных существ, как серафимы (Ис. 6,2) или херувимы (Иез. 10,8), или как живые личности (Отк. 4,6), или как какой-то другой образ ангельских существ, окружающих престол Божий.

В заключение обратим внимание на ту трудность, которая сопряжена с этим взглядом. Павел пишет: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор. 15,51-52). По общему согласию, считают, эта последняя труба в 1 Кор. 15 и труба в Фес. 4,16 — это одна и та же труба. Некоторые пытаются отождествить эту трубу с седьмой трубой в Отк. 11,15. Этого взгляда придерживаются сторонники восхищения в середине великой скорби. Однако эти две трубы не следует отождествлять друг с другом. Слово «последняя» может означать нечто последнее в серии событий, оно может означать и также нечто последнее в смысле кончины века. В Ветхом Завете трубы употреблялись для нескольких целей и в различные времена (Лев. 23,24; Чис 10,1-10), а потому может существовать какое-то число «последних труб». Так и здесь нет нужды считать обе эти трубы одной и той же трубой. Далее, трубу из 1 Кор. 15,52 и 1 Фес. 4,16 нельзя считать седьмой трубой из Откровения, если мы в состоянии учесть весь объем учения касательно пришествия Христова.