44. Воскресения

Оказывается, возникает необходимость в значительном совпадении в подходе к учению об эсхатологии. Многое из того, что уже было сказано о воскресениях, необходимо повторить здесь еще раз, чтобы еще полнее изучить этот предмет. Кроме того, существует еще и серьезная причина для такого, более тщательного исследования Писания, потому что уже на заре истории люди задавались вопросом: «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?» (Иов. 14,14). Всегда существовали такие души, которые отрицали воскресение (Мф. 22,23; Деян. 23,8; 1 Кор. 15,12). Может быть, существовали и такие души, которые утверждали, что верят в воскресение, но которые отрицали телесное воскресение. Поэтому весьма важно исследовать Писание, чтобы установить то, чему оно учит в связи с этим предметом.

I. Несомненность воскресения

В силу ли надежды или страха и ужаса, но человек обычно всегда чувствовал, что существует жизнь после смерти. Другие эти люди, в частности, египтяне, обнаруживали свою веру в своих заботах о восхищении и воскресении в заботах об усопших; древние Халдеи — в своем страхе и ужасе пред печальным и скорбным существованием. Сократ утверждал, что жизнь продолжается и после смерти; американские индейцы ожидали будущих полей для охоты. Брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство и магометанство — все они утверждают, что человек продолжает существовать после смерти. Откуда все эти общие верования? Является ли ложью это фундаментальное предчувствие человеческой природы? Нет, душа не может успокоиться в перспективе угасания и непременно требует почвы для надежды, что подлинно существует и жизнь после смерти. Однако, в данный момент мы более озабочены другим вопросом, нежели простой факт существования после смерти; мы хотели бы знать, является ли это существование сознательным и существует ли воскресение тела.

А. Существование после смерти

Наука с ее верой в несокрушимость материи и сохранения энергии не может сказать, что христианская вера является неразумной, а философия с ее признанием бесконечности жизни не может уклониться от необходимости принять без доказательств факт существования жизни после смерти, когда зло этой жизни будет возмещено добром. Эта возможность и необходимость превращается в Писании в определенность и уверенность. Ветхий Завет учит, что все люди после смерти отправляются в шеол (гадес в Новом Завете). Грешники, конечно, отправляются туда (Пс.9,7; 30,17; 48,14; Ис. 5,14). Корей, Дафан и Авирон отправились, как сказано, для пребывания в шеоле (Чис. 16,33). Однако праведники отправляются туда же (Иов. 14,13; 17,16; Пс. 6,5; 15,10; 87,3). Иаков глядел в будущее и видел тот момент, когда сын его Иосиф сойдет в шеол (Быт. 37,35; см. 42,38; 44,29). Езекия рассматривал смерть, как прохождение через «врата преисподней» (шеола — Ис. 38,10). Идея нисхождения в шеол содержится, вероятно, в часто встречаемой фразе «и прилепился к народу своему» (Быт. 25,8 и 17; 35,29; 49,33; Чис. 20,24; 27,13; Втор. 32,50; Суд. 2,Ю).

И в Новом Завете содержится мысль, что и грешники, и праведники нисходили в преисподнюю (гадес) до воскресения Господа. Богач, как нам сказано, отправился в гадес, и Лазарь находился там и разговаривал с богачом, правда, находясь на большом от него расстоянии и в другой сфере (Лк. 16,19-31). И Сам Иисус нисходил в преисподнюю (Деян. 2,27 и 31), а теперь у Христа имеются ключи от ада и смерти (Отк. 1,18), и наступит день, когда смерть и ад отдадут своих заключенных (Отк. 20,13 и далее). Слово «преисподняя» (гадес) встречается десять раз в Новом Завете (Мф. 11,23; 18,18; Лк. 10,15; 16,23; Деян. 2,27 и 31; Отк. 1,18; 6,8; 20,13 и далее). Оба эти слова — шеол в Ветхом Завете и гадес в Новом Завете, по общему согласию, воспринимаются, как эквиваленты.

Но, если Писание учит, что существует жизнь после смерти, то является ли она сознательной? Ветхий Завет не высказывается точно в этом отношении. Приложиться к народу своему, сойти к сыну своему — все это весьма похоже по смыслу выражения, которые подразумевают такое существование, которого они не определяют подробнее. Весьма возможно, что стихи Еккл. 9,5 и далее как будто отрицают сознательное существование, потому что там сказано: «Потому что, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости». Однако, нам следует помнить, что эта книга написана с точки зрения познания «под солнцем», т.е. с точки зрения плотского человека. Одно только откровение Божие способно рассказать нам об истинной природе жизни после смерти. Такие места, как Ис. 14,9-11 и 15-17, определенным образом говорят о сознательном существовании. Заметим, что обо всем, на что намекает Ветхий Завет, Новый Завет говорит вполне определенно и ясно. Иисус рассказал об этом в Ев. Мф. 22,31 и далее, а также в истории богача и Лазаря (Лк. 16,19-31). Богач и Лазарь могли разговаривать, думать, вспоминать, чувствовать и заботиться; это же заключается в обещании Иисуса, которое дано было раскаявшемуся грешнику, которому надлежало еще ныне быть со Христом в раю (Лк. 23,43). Случается, что Новый Завет как будто учит тому, что в преисподней существует два отделения — одно для грешников, а другое для праведников. То, которое предназначается для грешников, не имеет названия, но о нем сказано, что это место мучений. Но отсюда ясно, что слово «епят», если оно относится к нечестивым, касается только тела Мф. 27,52; Ин. 11,11-13; 1 Кор. 11,30; 15,20 и 51; 1 Фес. 4,14; 5,10).

Однако, после воскресения Христова наступили изменения. Именно с тех пор верующие, как сказано, уходят после смерти в присутствие Христово. Таким образом Павел говорит о своем воплощенном состоянии, в котором он устранен от Господа, а о своем, лишенном тела состоянии, как о таком состоянии, в котором он «водворен у Господа» (2 Кор. 5,6-9). Вот поэтому он и высказал свое желание «разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп. 1,23). Мы видим также «души убиенных», которые находятся под жертвенником и в сознательном состоянии (Отк. 6,9-11). Они уходят в рай, а рай ныне находится в вышнем мире (2 Кор. 12,2-4). Весьма возможно, что тогда именно, когда воскрес Христос, Он взял с собой не только первенцев из людей, которых Он воскресил телесно, но Он взял также и души всех праведников, которые находились в преисподней. Теперь все верующие после смерти отправляются в присутствие Христово, тогда как неверующие уходят в преисподнюю, как и в ветхозаветные времена.

Б. Учение Ветхого Завета о телесном воскресении

Начнем с того, что Ветхий Завет повествует о телесном воскресении, по крайней мере, трех лиц: сына вдовы (3 Цар. 17,21 и далее), сына сонамитянки (4,32-36) и человека, который ожил от соприкосновения с костями Елисея (4 Цар. 13,21). Начиная с этого времени, во всяком случае Израиль, обладал доказательством возможности телесного воскресения. Однако вера в воскресение уходит своими корнями гораздо глубже. Авраам ожидал, что Бог воскресит его сына из мертвых на горе Мориа (Быт. 22,5; Евр. 11,19). Псалмопевец был уверен, что он не останется в преисподней (Пс. 15, 10; см. 15,16). В сказанном слове заключается пророчество и о воскресении Христовом, но это не умаляет значения этого аргумента (Деян. 2,24-28). Далее, обратим свое внимание и на надежду Исаии, который ожидал телесного воскресения (Ис. 26,19), на обетование Господа, которое дано было Осии (13,14) и на обетование Божие Даниилу (12,1-3 и 13). Конечно, это не обильное количество сведений, но они восходят даже к эпохе Авраама и продолжают существовать даже во времена возвращения из Вавилона. Поэтому совершенно ясно и вполне достаточно имеющихся сведений для того, чтобы утверждать, что этой истине обучали и в нее веровали в течение этого периода.

В. Учение Нового Завета о телесном воскресении

Новый Завет повествует о воскресении пяти лиц: дочери Иаира (Мф. 9,24 и далее), молодого человека из Наина (Лк. 7,14 и далее), Лазаря (Ин. 11,43 и далее), Тавифы (Деян. 9,40 и далее) и Евтиха (Деян. 20,8-13). Кроме этого, мы читаем о воскресении многих святых после воскресения Христова (Мф. 27,52 и далее). Касательно будущего воскресения, Христос говорил о нем много (Ин. 5,28 и далее; 6,39 и далее; 44-54; Лк. 14,14; 20,35 и далее), о нем же говорили и Апостолы (Деян. 24,15; 1 Кор. 15; Флп. 3,11; 1 Фес. 4,14; Отк. 20, 4-6 и 12 и далее). Наконец, Христово воскресение является гарантией нашего собственного телесного воскресения (Рим. 8,11; 1 Кор. 6,14; 1 Кор. 15,20-22; 2 Кор. 4,15). Он «разрушил смерть и явил жизнь и нетление через благовестие» (2 Тим. 1,10). Поэтому в Новом Завете имеется обилие доказательств тому, что он говорит о телесном воскресении.

II. Природа воскресения

«Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?» (1 Кор. 15,35). Таков предмет наших нынешних исследований. Прежде всего заметим, что Писание говорит о трех родах воскресений: о воскресении для суда, в котором верующий воскреснет вместе со Христом (Рим. 6,4 и далее; Еф. 2,5 и далее; Кол. 2,12 и далее), о духовном воскресении, которое равносильно возрождению (Ин. 5,25 и далее) и о физическом воскресении (Ин. 5,28 и далее). Рассмотрим прежде всего факт физического воскресения.

А. Факт телесного воскресения

Писание, по крайней мере, четырьмя способами свидетельствует о воскресении тела. (1) Оно вполне определенно и ясно говорит об этом событии (Пс. 15,9 и далее; Дан. 12,2; Ин. 5,28 и далее). Павел также пишет о воскресении и погребении тела: «Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» (1 Кор. 15,44). Душевное тело — это то тело, которое состоит из плоти и крови; оно нуждается в пище, воздухе и отдыхе, оно подвержено тлению и страданиям. Это то тело, которое приспособилось к существованию на этой планете. Духовное же тело — это то тело, которое приспособлено к небесному существованию, это могущественное и славное тело. Это тело подобно воскресшему Телу нашего Господа. Павел утверждает далее, что Христос «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп. 3,21). (2) Факт воскресения тела засвидетельствован и в заявлении о том, что тело наше вовлечено в сферу нашего искупления (Рим. 8,23; 1 Кор. 6,13-15 и 19 и далее). Когда Христос умирал за нас, Он умирал за всего человека. Полнота благословений Его искупления не завершится до тех пор, пока тело наше не станет бессмертным, а это событие осуществится в воскресении. (3) Факт воскресения нашего тела засвидетельствован и в образе воскресения Самого Христа. Он воскрес в физическом теле (Лк. 24,39; Ин. 20,27). Отрицать физическое воскресение — значит отрицать физическое воскресение Христа (1 Кор. 13,15). (4) Факт воскресения засвидетельствован в буквальности пришествия Господа и Его судов. Человек Христос Иисус возвратится не для того, чтобы судить бесплотные духи, а находящихся в теле, людей (1 Фес. 4,16 и далее; Отк. 2 0,11-13).

Б. Природа тела воскресения

В общем, можно сказать, что тело воскресения не будет всецело новым телом. Если бы это было так, тогда это не было бы наше нынешнее тело, а другое тело. Но тело, которое сеется, воскреснет (1 Кор. 15,43 и далее и 53 и далее). С другой стороны, это воскресшее тело не обязательно должно состоять из всех деталей, которые тождественны всем частицам, содержащимся в этом теле (1 Кор. 15,37 и далее). Все, что гарантирует нам Писание, можно выразить словами, утверждающими, что тело воскресения окажется в подобном отношении к нынешнему телу, как и пшеница в стеблях пшенице, которая находится в почве, из которой она выросла. Взрослый человек обладает тем же телом, в котором он родился, хотя он и подвергался постоянным изменениям, и в нем нет уже тех клеток, с которыми он родился. Так и тело воскресения окажется тем же телом, хотя изменится его структура и состав.

1. Тела верующих. Некоторые места Писания утверждают, что тело воскресения верующих будет подобно славному Телу воскресения Христа (1 Кор. 15,49; Флп. 3,21; 1 Ин. 3,2). О некоторых деталях того тела упомянуто в 1 Кор. 15. (1) Оно не будет состоять из плоти и крови (ст. 50 и далее). Христос облекся в плоть и в кровь (Евр. 2,14) после Своего воскресения. Он сказал о Своем теле, что Оно состоит из плоти и костей (Лк. 24,3 9). Таким образом, Он не был исключительно духом, а потому и мы не будем одним только духом после воскресения. (2) Это будет нетленное тело (ст. 42 и 53 и далее). Поэтому оно не будет подвержено болезням, смерти или разложению. Это будет вечное тело. (3) Это будет славное тело (ст. 43). К этой же идее мы приходим, размышляя о преображении Христовом (Мф. 17,2) и об описании прославленного Христа в небесах (Отк. 1,13-16). (4) Это будет могущественное тело (ст. 43). Это значит, что оно не будет уставать, но способно будет осуществлять могущественные подвиги в служении Христу (Отк. 22,3-5). (5) Это будет духовное тело (ст. 44). Вероятно это значит, что жизнь его будет подобна жизни духа. Наконец, (6) это будет небесное тело (ст. 47-49). В 2 Кор. 5,1 и далее Павел говорит о «жилище от Бога, о небесном нашем жилище». Это небесное жилище составит контраст с нашим нынешним земным жилищем. Эти детали, конечно, не вполне удовлетворяют любопытство христианина относительно природы тела воскресения, но, тем не менее, они говорят нам намного больше об этом теле, нежели могут сказать нам прогнозы человека, достойного доверия.

2. Тела неверующих. Хотя Писание говорит нам гораздо меньше о воскресении неспасенных, нежели о воскресении спасенных, однако, предлагаемые им сведения, не являются ни слабыми ни неудовлетворительными. Иисус сказал, что приближается час, когда все, находящиеся в гробах, воскреснут — одни для воскресения жизни, а другие для воскресения осуждения (Ин. 5,28 и далее). Он предупреждал Своих учеников, сказав им: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может тело и душу погубить в геенне» (Мф. 10,28). Павел сказал Феликсу, что Израиль имеет надежду на Бога, утверждая, «что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных» (Деян. 24,15). В книге Дан. 12,2 сказано, что «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление», а в Откровении 20,12 и далее ясно сказано, что неспасенные воскреснут и будут судимы, и будут ввержены в озеро огненное. Таким образом, совершенно ясно, что и неспасенные тоже воскреснут телесно. Любопытство действительно хотело бы заглянуть в природу этого тела воскресения, однако молчание Писания по этому поводу свидетельствует о том, что нам необходимо довольствоваться тем, что нам открыто, оставляя неотвеченными те вопросы, на которые Писание не дает ответа.

III. Время воскресений

Уже многое было сказано относительно того, чтобы доказать, что не будет общего воскресения, в котором все люди воскреснут в одно и то же время, теперь же следует обобщить сказанное, чтобы раскрыть полную силу его. В 1 Фес. 4,16 сказано, что тогда, когда Христос явится на воздухе, воскреснут только почившие во Христе. Употребленное здесь выражение «во Христе» не обладает каким-то другим значением кроме того, которое присуще ему повсюду. Оно описывает тот фундаментальный мистический союз между верующим и Христом, а здесь между умершими во Христе и Христом. Павел ограничивает первое воскресение только верующими, когда говорит: «Потом Христовы в пришествие Его» (1 Кор. 15,23). Павел верил, что они воскреснут в одно и то же время. Сказанное в Ев. Ин. 5,28 и далее, не касается просто каких-то двух вопросов, вытекающих из воскресения, а двух различных воскресений — одного для жизни, а другого для осуждения. И в книге Дан. 12,2 подобным же образом речь о двух воскресениях, а не просто о двух вопросах, вытекающих из одного воскресения. Может быть, самое ясное указание на два воскресения мы находим в Отк. 20,4-6. Заметим к тому же, что в Евр. 11,35 речь о тех, которые не приняли освобождения «дабы получить лучшее воскресение». Итак, и здесь указание на то же ожидание.

Однако, по отношению к этому вопросу возникают некоторые возражения на почве определенных выражений. Одним из часто повторяемых выражений является «последний день» (Ин. 6,39 и далее; 6,44 и 54; см. 12,48). Но совершенно очевидно, что выражение «день» употребляется иногда в смысле длительного периода. Авраам радовался, желая увидеть «день Христов» (Ин. 8,5 6).О периоде исхода говорится, как о дне, когда «Господь взял их на руку, чтобы вывести их из земли Египетской» (Евр. 8,9). О длительности периода непослушания Израиля Павел говорит следующее: «Целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному» (Рим. 10,21) Иисус скорбел об Иерусалиме, потому что он не узнал «дня», который послужит к его миру (Лк. 19,4 2). Павел говорит также и о целом веке, как о «дне спасения» (2 Пет. 6,2). И Петр подтверждает, что Бог совершенно иначе определял время, нежели это делаем мы, и потому пишет: «У Господа один день как тысяча лет и тысяча лет как один день» (2 Пет. 3,8). То время (Ин. 5,35), в которое духовно мертвые услышат глас Христа и оживут продолжается уже девятнадцать веков. Поэтому нам представляется вполне разумным полагать, что то время, в которое все, находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия и оживут, составляет отдельный период, вполне достаточный для того, чтобы охватить собой два различных особых воскресения.

Совершенно ясно, что первое воскресение состоится тогда, когда Христос придет на воздухе (1 Кор. 15,23; 1 Фес. 4,16). Тогда воскреснут все спасенные, жившие в нынешнем веке. Ветхозаветные же святые и святые великой скорби воскреснут во время явления Христа на землю (Дан. 12,1 и далее; Отк. 20,4). Таким образом, первое воскресение окажется вполне завершенным. Второе воскресение совершится через тысячу лет (Отк. 20,5 и 11-13). Кажется, что Бог долготерпит, как может, в отношении усопших неспасенных. Они, конечно, пребывают в мучениях, но в промежуточном состоянии, но они еще не достигли завершающего места своего наказания. Таким образом, благость Божия перенесет день завершения наказания на тысячу лет позже. Однако, хотя Бог и медлит, этот день непременно наступит. Неспасенные желали бы остаться бесплотными духами, однако, у желаний их нет ничего общего с фактами. Они тоже приобретут свои тела и подвергнутся вечному наказанию Божиему в своих телах.