45. Суды

Хотя оба воскресения указывают на будущее состояние человека, они не устраняют тех судов, которым подвергается человек. Его философия будущих судов основывается на суверенном праве Божием наказывать за непослушание и на личном праве человека излагать свое дело на суде. Хотя Бог обладает суверенностью, как Судия всей земли, Он, тем не менее, соблюдает закон (Быт. 18,25). Он поступает так не ради того, чтобы подчинить Себя какому то внешнему закону, а ради того, чтобы выразить Свой собственный характер. Каждому человеку будет предложена благоприятная возможность засвидетельствовать, почему он действовал так, как действовал и особенно узнать причины Его приговора. Таковы основные факторы в каждом справедливом управлении. Если человеческие правительства следуют этому порядку, то они подражают методам Божиего управления. Что же Библия говорит об этих судах?

I. Неизбежность судов

Итак, суд совершится над праведными и неправедными, как об этом свидетельствует совесть людей. Автор книги Екклесиаста, рассуждая с точки зрения плотского человека, призывает молодых людей жить по желаниям своего сердца, но добавляет в порядке предостережения, что Бог за все приведет их на суд (1,9). В следующей главе он пишет: «Ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо оно или худо» (12,14). И Павел говорит о совести человека, которая или оправдывает или обвинит его в «день, когда по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела людей через Иисуса Христа» (Рим. 2,6). И послание к Евреям 10,27 заявляет, что для произвольно грешащих предназначается «некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» (10,27). Трудно думать, что глубины порочности, в которые человек мог бы погрузиться, будут устранены от него из-за страха пред будущим осуждением. Иначе, совесть как будто говорит, что, если бы даже и не было осуждения, то, тем не менее, оно должно было бы быть.

Это спонтанное чувство человеческого сердца подтверждается Писанием. В книге Бытие Авраам усматривал в Боге Судию всей земли (18,25) и Анна говорит, что «Господь будет судить концы земли» (1 Цар. 6,33; см. Пс. 95,13; 97,9) он сказал также, что Господь приготовил для суда престол Свой (Пс. 9,8). В книге Иоиля Бог говорит: «Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду» (3,12; см. Ис. 2,4). Факт этот гораздо чаще утверждается в Новом Завете. Иисус сказал: «Ибо придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф. 16,27). Павел сказал в Афинах, что «Бог назначил день, в который праведно будет судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа» (Деян. 17,31; см. Рим. 2,16; 2 Фес. 1,7-9).Он заявляет: «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5,10; см. Рим. 14,10).Автор послания к Евреям говорит, что после смерти наступит суд. А Иоанн видел «мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом», которые «были судимы» (Отк. 20,12). Бог подал удостоверение тому факту, что подлинно состоится суд, воскресив Христа, Судью, из мертвых (Деян. 17,31).

II. Предмет судов

Почему Богу необходимо совершить эти суды? Стронг говорит: «Предметом последнего суда явится не удостоверение, а проявление характера и распределение внешних состояний сообразно ему» (Стронг, «Систематическое богословие», стр. 1025). Богу уже известно состояние нравственных тварей, а последний день только откроет праведный суд Божий. Наша память, совесть и характер являются подготовкой и окажутся очевидным доказательством на последнем разоблачении (Лк. 16,25; Рим. 2,15 и далее; Еф. 4,19; Евр. 3,8; 10,27). Суды Божий совершатся для того, чтобы обнаружить праведность Божию в обращении с людьми, как Он обращается с ними. Перед судейским престолом Божиим умолкнут всякие уста (см. Рим. 3,19). Нет необходимости предполагать, что каждый согласится с тем, что получает справедливое воздаяние за свои дела; одновременно следует помнить, что ни у кого из людей не окажется повода для сожалений, а потому никто не будет выражать своего недовольства.

III. Судья

Бог является Судьей всех, но дело Свое осуществляет через Иисуса Христа. «Ибо Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин. 5,22), и поступил Он таким образом, «потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин. 5,27). В силу этого факта «Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа… воскресив Его из мертвых» (Деян. 17,31). Он будет судить верующих по делам их (2 Кор. 5,10; см. Рим. 14,10); Он будет судить зверя, лжепророка и воинства их (Отк. 19,19-21). Он будет судить, собравшиеся пред Ним, народы (Мф. 25,31 и далее); Он будет судить сатану (Отк. 20, 1-3 и 10; см. Быт. 3,15; Евр. 2,14); Он будет судить народы Тысячелетнего царства (Ис. 2,4; Иез. 37,24 и далее; Дан. 7,13 и далее; Отк. 11,15). Эта функция определена для Него в награду за Его смирение (Флп. 2,9-11) и еще потому, что Он один способен выполнить этот труд. Как Бог, Он обладает проникновением и властью для того, чтобы судить людей; как человек, он понимает человека и сострадает ему. В Личности Его встретились и суд, и милосердие, и как Судия всей земли, Он не поступит неправосудно (Быт. 18,25).

IV. Различные суды

В сравнительном обозрении этого предмета нам следует начать с рассмотрения уже миновавших судов. Во Христе наши грехи осуждены уже однажды и навсегда (Ис. 53, 4-6; Ин. 1,29; 1 Кор. 5,21; Гал. 3,13; Евр. 10,10-14; 1 Пет. 2,24; 1 Ин. 2,2). Сообразно этому, каждый верующий свободен от вины наказания за грех, потому что Христос принял на Себя вину и понес наказание за нее. Итак, никто из верующих не будет судим за свои грехи, так как он осужден был уже за них во Христе (Ин. 5,24). Однако, существует нынешнее осуждение для верующих. Это осуждение их за грех собственной жизни. Павел призывает верующих судить самих себя в своей частной жизни (1 Кор. 11,31 и далее) и в жизни Церкви (1 Кор. 5,5; 1 Тим. 1,20; 5,19 и далее). Господь наказывает Своих непослушных детей, чтобы побудить их осудить самих себя и чтобы устранить грех из их собственной жизни (2 Цар. 7,14 и далее; 12,13 и далее; Евр. 2,5-17). Однако в данном случае мы размышляем о грядущих судах, потому что нет общего суда, как и нет общего воскресения. Элемент времени, разногласия свидетельствуют, что существует, по крайней мере, семь судов.

А. Суд над верующими

Как мы уже видели, когда придет Господь, Он будет судить верующих по делам их (Рим. 14,10; 1 Кор. 3,11-15; 4,5; 2 Кор. 5,10). Тогда у каждого потребуют отчета в том, как он воспользовался доверенными ему талантами (Мф. 25,14-30), минами (Лк. 19,11-27) и благоприятными возможностями (Мф. 20,1-16), и тот день покажет, строил ли человек из дерева, сена, соломы или из золота, серебра и драгоценных камней (1 Кор. 3,12). Если мы строим из дерева, сена или соломы, дела наши сгорят, «впрочем, сам спасется, но как бы из огня (ст. 15); если же он строил из золота, серебра и драгоценных камней, он удостоится награды (ст. 14). Писание упоминает о нескольких венцах (1 Кор. 9,25); о нетленном венце (1 Кор. 9,25), о венце правды (2 Тим. 4,8), о венце жизни (Иак. 1,12; Отк. 2,10), о венце славы (1 Пет. 5,4) и о венце похвалы (1 Фес. 2,19; см. Флп. 4,1).

Б. Суд над Израилем

В особом смысле великая скорбь окажется днем скорби для Иакова, но нам сказано, что «он будет спасен от нее» (Иер. 30,7). Обратим также свое внимание на преследования Израиля в тот именно период в Откровении (12,6 и 13-17); только остаток, которому была положена печать на чело, был пощажен (Отк. 7,1-8). Однако, очевидно, что совершится еще один суд над Израилем, который сопряжен будет с собиранием рассеянного Израиля. Иезекииль, говоря об этом суде, описывает его, как устранение мятежников из среды Израиля, который возвращается в землю обетованную. Они выйдут из земли своего рассеяния, но они погиб-нут в пустыне и не войдут в землю Израилеву (Иез. 20,33-38). Малахия тоже имеет ввиду как будто этот же суд, когда представляет Господа, сидящим на престоле и ожидающим сынов Левия (Мал. 3,2-5). Эти суды совершаются на суде и сопряжены будут с пришествием Господа. Они решат вопрос о том, кто из Израиля войдет в землю обетованную и кто составит Израиль грядущего века.

В. Суд над Вавилоном

В образе жены Откровение рисует перед нами федеративную религиозную систему (17,1-19,4). Вначале эта жена восседала на звере. Факт этот свидетельствует о том, что какой-то промежуток церковная система будет господствовать над политической системой. Но вот десять рогов (царей) обратятся и возненавидят эту жену, и оставят ее, а затем и погубят ее. И вот тогда зверь выдвинет себя на место верховной религиозной власти. Думается, что тогда создана будет определенная коалиция между религиозными и коммерческими союзами. Когда погибнет Вавилон, как религиозная система, тогда она возвысит голову в системе великой всемирной организации. Однако, преуспевание ее окажется чрезвычайно коротким. Наступит час, когда Господь Бог в один день осудит и погубит ее. Купцы земли будут оплакивать гибель ее, а обитатели небес будут радоваться и петь «аллилуйя! Осуждение ее совершится еще до того, как Господь придет на землю (Отк. 19,1-4 и 11-21), и осуждение ее окажется вечным наказанием (Отк. 19,21).

Г. Осуждение зверя, лжепророка и воинств их

Злые духи, исходя от дракона, зверя и лжепророка, к концускорби отправятся собирать народы земли на великую битву великого дня Божиего (Отк. 16,12-16). Очевидно, они соберутся для того, чтобы покорить Иерусалим и евреев в Палестине (Зах. 12,1-9; 13,8-14,2), но в тот именно момент, когда они будут уверены в победе, Христос явится с небес со Своими воинствами (Отк. 19,11-16), ради Израиля Он вторгнется в это сражение. Тогда эти полчища станут сражаться с Сыном Божиим, но битва эта окажется короткой и решительной. Зверь и лжепророк будут взяты и будут ввержены живыми в озеро огненное (Отк. 19,19 и далее), а воинства их погибнут от меча, исходящего из уст Христовых (2 Фес. 1,7-10; 2,8; Отк. 19,21). Таким образом, нарушена будет политическая оппозиция; и тогда откроется путь для наступления царствия Христа. Следует отметить, что этот суд совершится в пришествие Христово на землю. Он коснется только воинств и вождей их, которые составят оппозицию для Христа. Исходом окажется озеро огненное и вечное осуждение.

Д. Суд над народами

Такие места, как Иоиль 3,11-17; Мф. 25,31-46; 2 Фес. 1,7-10, как будто относятся к этому суду. Этот суд следует все-таки отличать от суда пред великим белым престолом, потому что он будет предшествовать Тысячелетнему царству. Его следует также отличать от суда над зверем, лжепророком и воинствами их. Народы, правда, пошлют свои армии, но их все-таки следует отличать от этих армий. После того, как Христос уничтожит эти воинства, Он соберет народы на суд. Следует отметить, что овцы войдут в Царство, а козлы будут обречены на вечное наказание. Но следует также отметить, что, хотя в связи с этим судом упоминается об обращении с братиями Господними, вероятно, с Израилем, все же более глубокие причины для этого суда заключается в том факте, что овцы наследует жизнь вечную, а козлы не наследуют ее.

Е. Суд над сатаной и ангелами его

Во время скорби сатана низвержен будет на землю (Отк. 12,7-9 и 12). Когда Христос явится на землю, сатану свяжут и бросят в преисподнюю на тысячу лет (Отк. 20,1-3). По истечении этой тысячи лет, сатана будет отпущен на малое время. В этот короткий период он опять попытается обольстить народы земли, и достигнет успеха, собрав великое множество на войну против стана святых и возлюбленного города (Отк. 20,7-9; см. Иез. 38,39). Но огонь снизойдет с небес и пожрет их. Нет сомнения, они явятся на суд пред великим белым престолом несколько позже и будут ввержены в озеро огненное с остальной частью неспасенных. После этого и сам сатана подвергнется осуждению и будет ввержен в озеро огненное (Отк. 20,9 и далее). Вероятно, в это же время подвергнутся осуждению и падшие ангелы (2 Пет. 2,4; Иуды 6). Нам сказано, что вечный огонь «уготован диаволу и ангелам его» (Мф. 25,41), и это, возможно, будет то время, когда они будут преданы своему безумию (Мф. 8,29; Лк. 8,31).

Ж. Суд над неспасенными умершими

Этот суд состоится после Тысячелетнего царства (Отк. 20,11-15; 21,8).В конце Тысячелетнего царства совершится второе воскресение (Отк. 20,5) и произнесено будет великое благословение над теми, которые имеют часть в воскресении первом, но не над теми, которые воскреснут в момент второго воскресения. Жребий их не окажется блаженным. Это неспасенные всей минувшей истории. Они воскреснут и предстанут пред великим белым престолом. К этой группе людей будут принадлежать богатые и нищие; рабы и свободные; цари и подчиненные; образованные и неграмотные; работодатели и рабочие — все окажутся равно виновными пред Судьей.

1. Основание для этого суда. Две вещи следует упомянуть в качестве основания для этого великого осуждения. (1) Эти люди судимы были по написанному в книгах (Отк. 20,12). Это, очевидно, книги, в которых записаны имена неверующих. Но кроме этих книг была и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни (Отк. 20, 17). Это книга благодати Божией, в которой написаны имена наследников благодати (Лк. 10,20; Отк. 3,5; 13,8; 17,8; 20,12 и 15; 21,27).(2) они судимы были по делам их. «Суд совершается на основании доказательств, предлагаемых записью о делах и книгой жизни» (Mayне, «Книга Откровения», стр. 366). Верующий удостоился награды сообразно своим делам, и неверующий осужден будет тоже сообразно своим делам (см. Рим. 2,5-11). Незнание воли Божией никому не послужит оправданием, оно только усилит наказание (Лк. 12,47 и далее).

2. Продолжительность наказания. Все те, имена которых не будут записаны в книгу жизни, будут брошены в озеро огненное (Отк. 20,15). Озеро огненное называется также и второй смертью (Отк. 21,9). В связи с этим возникает вопрос: окажется ли будущее наказание вечным? Оно окажется именно таковым в силу явного и внушающего страх, откровения Слова Божиего. Между богачом и Лазарем устроена была великая пропасть, так что нельзя было перейти из одной сферы в другую (Лк. 16,26). В «геенне червь не умирает и огонь не угасает» (Мк. 9,48). Эти слова являются как будто цитатой, заимствованной из Ис. 66,24, они напоминают о том, что всегда существует что-то, чтобы питать червя и что может пожирать огонь. Дым мучений поклонников зверя, как сказано, будет восходить во веки веков» (Отк. 14,11). Конечно, они не отобраны из числа других грешников земли, чтобы подвергнуть их более суровому наказанию, нежели других таких же грешников. Зверь и лжепророк как будто оживут после Тысячелетнего Царства и после наказания в озере огненном (Отк. 19,20; 20,10). А грешники ввержены будут в то же озеро огненное (Отк. 20,12-15; 21,8). Хорошо было бы Иуде, если бы он не родился (Мф. 26,24). Но это едва ли можно было бы сказать о человеке, который после столетий и тысячелетий восстановлен был бы для блаженной жизни.

Может быть, самой важной темой является значение греческих слов «зон» и «эониос». Первое встречается в Новом Завете свыше 120 раз и переводится такими словами, как «век» (2 Кор. 4,4), «мир» (1 Кор. 1,20), «вовек» (Ин. 4,14; 6,51). Вместе с предлогом «еис» оно всегда означает бесконечную продолжительность. Прилагательное «эониос» встречается в Новом Завете около 7 0 раз. Оно употребляется по отношению к Богу (Рим. 16,26), Христу (2 Тим. 1,9), Духу Святому (Евр. 9,14), благословениям для верующих (2 Фес. 2,16; Евр. 9,12), наказанию грешников (2 Фес. 1,9) и т.д. Иногда это выражение встречается дважды в предложении «в век века» (Евр. 1,8), часто употребляется оно в множественном числе «во веки веков» (Гал. 1,5). Обратим также внимание и на другой тип выражений: Пс. 51,5; Мф. 12,31 и далее; Мк. 3,29; Евр. 6,4-6; 10,26-29; 1 Пет. 2,17; Иуды 13. Может быть, самой сильной и единственной в своем роде является ссылка Мф. 25,46, где вечность наказания грешников противопоставляется вечности блаженства спасенных. Если верующий вечно будет жить в присутствии Бога и в Его благоволении, то неверующий будет вечно существовать, но уже вдали от благословенного присутствия Бога.

3. Возражения, Выдвигаемые против этого учения. Вопреки этому учению, выдвигаются различные возражения. (1) Утверждают, что грешники погибнут (Пс. 9,5; 91,7; 2 Фес. 1,8 и далее). На это возражение мы ответим так, что поколение Ноя действительно погибло (Лк. 17,27), что действительно погибли города Содом и Гоморра (Лк. 17,29), но, тем не менее, они явятся на суд (Мф. 11,24). Погибель не означает уничтожения; скорее, погибший не может более служить той цели, для которой он был предназначен. (2)Утверждают, что грешники умирают Пс. 36,20; Прит. 10,28; Лк. 13,1-3). Но умирать — не значит просто перестать существовать. Ученики в свое время воскликнули, «Господи! Спаси нас! Погибаем!» (Мф. 8,25) — но они совсем не думали, что они подвержены опасности уничтожения. Кайфа сказал: «…нежели, чтобы весь народ погиб» (Ин. 11,50); он просто пытался выразить свои опасения из-за того, что придут римляне и займут их место и место народа. Павел пользуется тем же словом для определения физического ослабления тела. Он говорит: «Но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4,16). (3) Для грешников наступит день, который «не оставит у них ни корня, ни ветвей» (Мал. 4,1). Однако это указание (см. также Прит. 1,22). (4) О грешниках сказано, что они умрут в своих грехах (Иез. 18,4; Ин. 8,21; Рим. 6,23). Но смерть является разделением, а не угасанием. Обратим свое внимание на свидетельство богача и Лазаря (Лк. 16,19-31) и душ под жертвенником (Отк.6,9-11). Если первая смерть не означает угасания, то как мы можем утверждать, что вторая означает именно это (Отк. 2 0,15; 21,8; см.19,20; 20,10)? (5) Все будет восстановлено: Таково частичное заявление Деян. 3,21; полное утверждение ограничивается словами: «Что говорил Бог устами святых Своих пророков от века?» Это заявление говорит о грядущем Царстве Божием на земле. (6) Полагают, что самым сильным выражением является мысль о том, что Бог любви не может вечно наказывать Свои создания. Однако возражение это упускает из вида то обстоятельство, что в смерти изменяется характер и что закон соответствия требует того, чтобы живые были отделены от мертвых. Это не совсем вопрос любви Божией, а единственно вопрос жизни души. Сказав все это, мы повторяем, что существует справедливость Божия.