II. Библиология

Показав, что Бог открыл Самого Себя и доказав существование Его с помощью многих доказательств, мы хотели бы теперь узнать, где мы могли бы еще более познать Его. Иными словами, мы ищем источники богословия, ищем точную и непогрешимую информацию о Нем и об Его отношениях ко вселенной. Существует четыре направления, в которых люди могли бы искать эти источники: разум, мистическое прозрение, Церковь и Писание. Мы уже указывали на подлинное место, а также на пределы разума и мистического прозрения. Теперь остается только задаться вопросом, даровал ли Бог подобную власть Церкви, или же Писания являются единственным и подлинным источником власти.

Римский католицизм уже давно заявлял, что Бог давно превратил Церковь в авторитетного и непогрешимого наставника. Он заявляет, что Бог сообщил ей все Свои писанные и неписанные откровения, что Церковь обладает постоянным присутствием и водительством Святого Духа, который хранит ее от всех заблуждений в наставлении. Эта непогрешимость простирается вплоть до вопросов веры и нравственности, а также ко всему,’ что Церковь провозглашает, как долю откровения Божиего. В силу этого взгляда римско-католическая церковь является единственно истинной церковью. Когда собираются епископы, они являются непогрешимыми в своих коллективных способностях; когда же папа, епископ Рима, вещает «миру и граду», он является органом Духа Святого и выражает непогрешимые суждения церкви.

Вот только Бог не сообщил такой власти ни одной из видимых организаций. Конечно, огромный смысл и значение заключаются в решении обсуждаемого момента учения, учитывая мнение истинного народа Божиего, потому что Церковь является «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3,15). Но сказанное относится к Невидимому Телу Христову, а не к внешней организации. Бог не присутствует в видимой организации, как таковой, а присутствует в сердцах Своих истинных последователей, и прогрессивное введение в истину, обещанное в Ев. Иоанна 16,12 и далее не простирается за пределы тех людей, которым оно было обещано, за исключением тех случаев, которые свободно дарованы им Богом (1 Кор. 2,12), т.е. вещи, о которых сообщает Писание. Каждое дитя Божие пользуется просвещающим служением Духа Святого, которое сообщает ему способность понимать Слово, но это не тот дар, который сообщается внешней организации (1 Ин. 2,20 и 27).

Итак, Библию следует воспринимать, как окончательный авторитет. Истинная Церковь веровала в течение всей своей истории, что Библия является воплощением Божественного откровения и повествования, которые содержат это откровение, являются истинными, достойными доверия, каноническими и сверхъестественно вдохновленными. Библиология исследует Писания, чтобы увидеть, является ли эта вера в Библию истинной.

5. Писания: воплощение Божественного откровения

Возможность существования богословия возникает из откровения Божиего и одаренности человека. Вторая из этих идей получила достаточное представительство в наше время, но вот первая из них требует того, чтобы заняться ею здесь более полным образом. Христианский взгляд всегда утверждал, что у откровения Божиего имеется письменное воплощение и что Писания являются таким воплощением. Поэтому Писание является главным источником христианского богословия. Каковы же доказательства в пользу такой веры?

I. Аргументы

Строго говоря, этот аргумент, происходящий от чего-то предшествующего к чему-то последующему. По отношению к настоящей дискуссии его можно выразить следующим образом — это существо, каким Он является: мы в состоянии ожидать откровения от Бога, а также воплощения тех частей этого откровения, которые необходимы для утверждения достоверного и непогрешимого источника богословской истины. Детали этого аргумента необходимо исследовать более подробно.

Человек является не только грешником, подверженным осуждению вечной смерти, но он ушел также от Бога, он не знает целей Божиих и методов спасения, он не способен также собственными силами возвратиться к Богу. Иначе говоря, он находится в самом отчаянном состоянии, которое он сознает только отчасти, потому он не знает, как он может быть спасен от него, но если он даже и знает это, он тем не менее, не может спастись. Неписанные общие и особые откровения Божий не предлагают ответов на этот вопрос. Совершенно ясно поэтому, что человек нуждается в непогрешимом наставлении относительно его самой важной проблемы в жизни — его вечного благополучия.

По поводу этой глубокой нужды человека мы можем воспользоваться, единственными в своем роде, атрибутами и характером Божиим, что позволяет нам удовлетворить эту нужду. Христианский Бог всеведущий, любящий и нежный, всемогущий. Так как Он всемогущий, Ему известна всякая нужда человека; так как Он свят, Он не может извинить греха и принимать человека в его падшем состоянии в общении с Собой; так как Он любящий и нежный, Он может искать средства, чтобы осуществить план Своего спасения; так как Он всемогущ, Он может не только открывать Себя, но Он может и письменно излагать такие откровения о Себе, которые весьма необходимы для опыта спасения.

Мы соглашаемся, что этот аргумент не увлекает за пределы возможного или, по крайней мере, вероятного. Ведь, если Бог является любовью и проявляет этот атрибут в Своем Божестве, то, тем не менее, вне откровения мы не смогли бы сохранить уверенности, что Он подлинно любит грешника. Нам не следует превращать Его любовь в какое-то непременное отношение к грешнику, в противном случае, любовь не была бы более любовью, милосердие не было бы больше милосердием, а благодать не была бы больше благодатью. Во всем этом необходимо хранить элемент добровольности, так как человек потерял все притязания на любовь и милосердие и благодать. Но если это так, то этот аргумент обладает той ценностью, что он внушает нам надежду, что Бог все предусматривает для удовлетворения глубочайших нужд человека.

II. Аргумент по аналогии

Это тот аргумент, который позаимствован из соотношения между отношениями и вещами. Он подтверждает и укрепляет предшествующий аргумент в смысле вероятности воплощения Божественного откровения. Этот аргумент как бы распадается на две части. Во-первых, как только мы входим в регион нашего мира, где существует необходимость в контакте и связи между индивидуальностями, каким бы интеллектом они не обладали, мы встречаемся с непосредственным выражением или «откровением». Даже животные провозглашают своими голосами различные чувства. И повсюду в обществе произносятся речи соответствующего рода. Существует, например, непосредственная взаимосвязь между одним и другим человеком, постоянное и непосредственное откровение внутренних помышлений и чувств, которое совершается таким путем, чтобы быть правильно понятыми. Следовательно, здесь не может наблюдаться сопротивления факту ясного и правдивого откровения, извлекаемого из аналогии с природой. Хотя этот аргумент не может доказать нам, что откровение Божие может быть воплощено в книге, тем не менее, он содействует этому взгляду.

Во-вторых, в природе существуют признаки исправленной доброты, а в жизни отдельных личностей и народов — доказательства в воздержанности в предопределенных отношениях, которые предоставляют почву для надежды. Так, существует исцеление конечностей, исцеление от болезней, отсрочка от осуждения. Все это предлагает нам почву для рассуждений о том, что Бог природы — это Бог снисхождения и милосердия (Д.Ап. 14,15-17). Этот аргумент увлекает нас несколько далее, нежели предыдущий. Предыдущий просто утверждал надежду, что Бог может явиться, чтобы помочь падшему существу; последний же, указывая, что Бог все предусмотрел для исцеления от многих болезней в растительном и животном мирах и показав, что Он терпеливо и благожелательно поступает по отношению к роду человеческому в целом, доказывает, что Он является для того, чтобы помочь Своему нуждающемуся творению, И опять мы в состоянии только в общем извлечь из этого аргумента уверенность, что Он воплотит Свои планы и обетования в начертанное повествование.

III. Аргумент из области несокрушимой Библии

Если мы вспомним, что только небольшой процент книг живет более четверти столетия, что еще более незначительный процент живет более столетия, что только маленькое число книг живет более тысячи лет, тогда мы сразу же поймем, что Библия — это уникальная книга. Если же мы вспомним к тому же, в каких обстоятельствах Библия осталась живой, тогда факт этот для нас станет просто изумительным. Далее, «Библия не только приобрела благоговения и поклонения более, нежели другая любая книга, но она превратилась также в предмет большого преследования» (Банкрофт «Христианское богословие»).

Упомянем здесь только о некоторых попытках и усилиях, которые предпринимались для того, чтобы подавить или вообще истребить Библию, а когда они не достигли успеха, чтобы похитить у нее ее Божественный авторитет, римские императоры вскоре убедились, что христиане основывают свою веру на Писании. Следовательно, они пытались подавить его или вообще уничтожить. Диоклетиан царским указом от 303 года потребовал, чтобы предавать огню каждую копию Библии. Он предал смерти такое множество христиан и уничтожил столько Библий, что, когда христиане умолкли на какое-то время, находясь в своих укромных местах, он подумал, что он действительно положил конец Писанию. Он велел отчеканить медаль с надписью «Христианская религия погибла, а поклонение богам восстановлено». Но вот через несколько лет Константин взошел на престол и превратил христианство в государственную религию.

В течение средних веков схоластики вознесли свое кредо над Библией. Хотя большинство из них пыталось подтверждать свое кредо через Писания, традиция становилась все более значительной.

Государственная власть присвоила себе власть толковать Библию, в то время ограничили изучение Писания мирянами, смотрели на это дело с подозрением, если даже не запрещали его вполне.

Во время Реформации, когда Библия была переведена на язык простого народа, официальная церковь предприняла целый ряд суровых ограничений, запрещавших чтение Библии на том основании, будто миряне не способны толковать ее. Читатель не должен был даже пытаться толковать ее себе. Вот тогда многие и положили свои жизни по той причине, что они были последователями Христа и возлагали свое упование на Писание. Были даже приняты соответствующие законы, запрещавшие распространение Библии.

Интересно отметить в связи с этим, что Вольтер, известный французский безбожник, который умер в 1778 году, предсказывал, что через 100 лёт, начиная от его эпохи, христианство окончательно исчезнет.

Но ни императорские указы, ни церковные ограничения не достигли успеха в деле ограничения и уничтожения Библии. Чем значительнее оказывались усилия для осуществления этого уничтожения, тем значительнее оказывалась и циркуляция Библии. Наконец, последняя попытка «похитить» у Библии ее авторитет — это усилие низвести ее к уровню всех древних книг. Но если Библия должна циркулировать, тогда необходимо показать, что она не обладает сверхъестественным авторитетом. Однако Библия продолжает обладать сверхъестественной силой, ее читают миллионы верующих по всему миру и ее перевели на сотни языков. И факт несокрушимости Библии строго и сильно напоминает о том, что она является воплощением Божественного откровения.

IV. Аргумент из сферы характера Библии

Когда мы размышляем о характере Библии, мы словно испытываем насилие прийти к следующему выводу: она является воплощением Божественного откровения. Поразмыслим прежде всего над содержанием Библии. Эта книга признает Личность, единство и триединство Бога; она возвеличивает святость и любовь Божию; она считает творение прямым делом творчества Бога, а человека — сотворенным по подобию Божиему; она представляет падение человека, как свободный и открытый мятеж против воли Божией; она изображает грех неизвинительным и находящимся под осуждением вечного наказания; она говорит о верховном господстве Божием во вселенной; она излагает в деталях, предусмотренное Богом, спасение и говорит об условиях, в которых можно пережить его; она очерчивает цели Божий по отношению к Израилю и к Церкви; она предсказывает развитие мира в социальном, экономическом, политическом и религиозном направлениях; она изображает кульминационный момент вещей во втором пришествии Христа, воскресении мертвых, судах, Тысячелетнем царстве и вечной жизни. Подлинно, эта книга исходит из рук вечного Бога.

Подумайте также, во-вторых и о единстве Библии. Хотя она написана приблизительно сороками различными авторами в период около 1600 лет, Библия все же является единой книгой. В ней содержится единая система вероучения, единый нравственный стандарт, один план спасения, одна программа веков. Неоднократное ее упоминание об одних и тех же событиях и учениях не противоречат друг другу, а дополняют друг друга. Например, надпись на кресте, без сомнения, была следующей: «Это Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Но Матфей говорит: «Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (27,37). Марк говорит: «Царь Иудейский» (15,26). Лука говорит: «Сей есть Царь Иудейский» (23,38), а Иоанн говорит: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (19,19). Итак, вполне очевидны закон и благодать, которые в гармонии друг с другом, когда человек начинает понимать точную природу каждого из них. Повествования о порочных людях и народах являются безобидными и даже полезными, если человек поймет, что о них рассказано только потому, чтобы осудить их.

Доктрина о Духе Святом обнаруживает свою гармонию в прогрессивном характере откровения этой истины. В противоположность магометанским, зороастрийским и буддистским писаниям, которые в подавляющем большинстве являются собраниями разнородного материала без начала, середины и конца, Библия является поразительным единым, целым.

Учитывая содержание и единство Библии, мы обязаны прийти к выводу, что она является воплощением Божественного откровения. Почему у людей мог возникнуть такой взгляд на жизнь и мир? Почему авторы могли излагать материал в такой гармоничности и в такой последовательной форме? Писание заявляет: «Только Господь, для которого время не имеет значения, может взглянуть на назначение всей вселенной. От вечности и до вечности Он Бог» (Пс. 89,2). Он видит и ту вечность, которая оказалась уже позади нас и ту, которая еще перед нами. Только Он Один является Тем, кто вдохновил все Писания и Кто способен сообщить им единство перспективы» («Вдохновение и авторитет Писания»).

V. Аргумент из области влияния Библии

Коран, книга мормонов, «Знание и здоровье» Зенд Авеста и классика Конфуция — все это обладает огромнейшим влиянием на мир. Но вот существует огромнейшее различие в роде того влияния, которое они производили в сравнении с тем, которое производит Библия. Первые приводили к скудному пониманию Бога и греха и даже к отрицанию их. Они производили стоическое безразличие к жизни и обрели свое окончательное выражение во взгляде на нравственность и поведение. Библия, напротив, достигает высших результатов в образе жизни, в хождении. Она привела к высшим образцам творчества в области искусства, архитектуры, литературы и музыки. Она оказывала свое влияние на основные законы народов на великие социальные реформы. Где еще в мире найти книгу, которую можно было бы, пусть и определенным образом, сравнить с нею в смысле благословенного влияния на все человечество? Конечно, и это доказательство ее существования, как Божиего откровения, отвечающего на нужды человечества. В дополнение к сказанному заметим, что в ней существует еще и влияние, производящее возрождающий эффект в жизни миллионов людей.

VI. Аргумент из области исполнившегося пророчества

Высказанная мысль принадлежит, как будто, к аргументу, касающегося характера Библии, но в силу своей исключительности он рассматривается здесь обособленно. Факт предсказывающего пророчества был установлен уже во главе 2, но здесь мы взглянем на него ради того, чтобы установить, что Библия является воплощением Божественного откровения. Только Бог может раскрывать будущее, а пророчество, относящееся к предсказаниям, является чудом познания. Исполнившееся пророчество указывает на то, что авторы пророчества обладали особым образом сверхъестественной информацией. Петр говорит об этом, когда высказывается о ветхозаветных пророках: «Но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петра 1,21). Если мы сможем показать, что ветхозаветные пророчества исполнились в своих частностях, тогда мы сможем и доказать и наличие Божественного откровения. Поразмыслим над некоторыми откровениями.

Исполнились все пророчества, касающиеся рассеяния Израиля(Втор.28,15-68; Иер. 15,4; 16,13; Ос. 3,4). Во исполнение этих пророчеств Самария была разрушена, а Иудея пощажена (3 Цар. 14,15; Ис. 7,6-8; Ос. 1,6 и далее). Но Иудея и Иерусалим хотя и были пощажены от рук Ассирии, они тем не менее, впали в руки Халдеев (Ис. 39,6; Иер. 25,9-13); разрушение Самарии оказалось окончательным (Мих.1,6-9), а Иерусалим был восстановлен (Иер. 29,10-14); подлинный восстановитель Иудеи был предсказан по имени (Ис. 44,28; 45,1); мидянам и персам суждено покорить Вавилон (Ис. 21,2; Дан. 5,28); город Иерусалим и храм надлежало восстановить (Ис.44,28).

Исполнились также и пророчества в отношении языческих народов. Исполнились пророчества относительно Вавилона, Тира, Египта, Аммонитян, Моавитян, Едома и Филистимлян (Ис. 13,23; Иер. 46,51). Исполнились, в частности, пророчества и относительно четырех великих держав, о которых речь в книге Даниила 2 и 7. Некоторые части пророчества, сопряженные с четвертым царством, исполнятся явно в будущем, и они приводят нас к пришествию Христа, но остальная часть уже исполнилась. Исполнилось также и пророчество о борьбе между Сирией и Египтом, которая последовала после крушения империи Александра Великого. Точным также оказалось и предсказание Даниила (Дан. 11) с фактами истории, так что антисупернатуралисты, оставаясь догматиками в своих утверждениях, заявили, что это история, а не предсказание. На основании таких предположений они относят создание книги Даниила к168-165 году до Р.Хр. Однако те, которые веруют в сверхъестественное откровение Божие, продолжают утверждать, что мы имеем дело в этой главе с одним из самых сильных доказательств того, что в Библии мы имеем воплощение откровения Божиего, а не повествование об уже совершившихся событиях, составленных с целью благочестивого обмана.

В Библии имеется и много других предсказаний, которые можно было бы упомянуть в доказательство уже сказанного выше. Вот некоторые из них: умножение знаний (ведения), в последние дни развитие туризма (Дан. 12,4), войны и военные слухи (Матф. 24,6 и далее), умножение порочности (2 Тим. 3,1-13), сохранение остатка Израиля (Рим. 1,11-15 и 25-32), движение сухих костей и возвращение их к национальной и духовной жизни (Иез. 37,21-28). Что мог бы человек предвидеть и сказать о подобных вещах?! Все это снова доказывает, что в Библии мы имеем воплощение Божественного откровения.

VII. Притязания самого Писания

Библия притязает на то, что она является не только откровением Божиим, но что она еще является непогрешимым повествованием об этом откровении. О непогрешимости Писания мы будем размышлять позже. Здесь мы только сталкиваемся с его притязанием на откровение Божие. Под этим натиском мы встречаемся с вопросом к свидетельству Писания, чтобы приобресть доказательство того, что оно является Божественным откровением. Но не оказывается ли это свидетельство под подозрением? Вспомним, что если мы сможем доказать истинность книги Библии и достоверность вещей, о которых она сообщает, по другим предметам, то мы будем также оправданы в принятии свидетельства их в их же собственных интересах. Если мы проверили верительные грамоты посланника и приобрели удовлетворение относительно их достоверности в отношении его полномочий, тогда мы сможем принять и его личные утверждения в отношении природы его силы и источника его информации.

Мы сталкиваемся часто с такими утверждениями, как в Пятикнижии: «И сказал Господь Моисею, говоря» (Исх. 14,1; Лев. 4,1; Числ.4,1; Откр. 32,48). Ему было повелено записывать в книгу все то, что сказал ему Господь (Исх. 17,14; 34,27), и он сделал это (Исх. 24,4; 34,28; Числ. 34,22; Втор. 31,9 и 22 и 24).Равным образом говорят и пророки: «Потому что Господь говорит» (Ис.43,1), «Слово, которое было к Иеремии от Господа (Иер. 11,1), «И было слово Господне к Иезекиилю» (Ис.7,3), «Так говорит Господь» (Ис.43,1), «Слово, которое было к Иеремии от Господа (Иер. 11,1), «И было слово Господне к Иезекиилю» (Иез.1,3), «Слово Господне, которое было к Осии (Ос. 1,1), «Слово Господне, которое было к Иоилю» (Иоиль1,1). Установлено, что заявлений, подобных этим, в Ветхом Завете более 3800. Таким образом, Ветхий Завет притязает на то, что он является откровением от Бога.

И авторы Нового Завета подобным же образом заявляют, что и они провозглашают власть от Бога. Павел заявлял,что те вещи, о которых он писал, были повелениями Божиими (1 Коринф. 14,27), что все то, что он проповедовал людям, надлежит воспринять, как подлинное откровение Божие (1 Фес.2,13), что спасение людей зависит от веры в те доктрины, о которых он учил (Гал.1,8). Иоанн учит, что его свидетельство — это свидетельство Бога (1 Ин.5,10). Петр хотел, чтобы его читатели помнили «слова, прежде реченные святыми пророками и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими» (2 Петра 3,2). А автор послания к Евреям предсказывает суровое наказание для тех, которые отвергают то благочестие, которое подтверждено было ему слышавшими Христа; а потому отпавшие являются нарушителями закона Моисея (Евр.2,1-4).

Сила доказательства является кумулятивной. Если мы взвесим в отдельности каждый из аргументов, который представлен в этой главе, мы не сможем прийти к выводу, что каждый из них является завершающим. Но если мы разрешим каждому из аргументов содействовать своему небольшому запасу истины, тогда мы вынуждены будем прийти к выводу, что Библия является воплощением откровения Божиего. Приняв эту идею, как установленную, мы приобретаем почву для изучения других предметов библиологии.