7. Богодухновенность Писаний

Мы испытываем некоторое ободрение в своих поисках несомненности и уверенность, благодаря доказательствам того, что в Библии мы имеем воплощение Божественного откровения. Записи, которые предлагают нам это откровение, оказались истинными, достоверными и теми единственно, которые способны передавать это откровение. Но если бы нам пришлось остановиться здесь, мы все же бы имели пред собой простой и честный древний труд по религиозным предметам. Можем ли мы утверждать еще что-либо по отношению к Писаниям? Являются ли они богодухновенными и непогрешимыми во всем, что говорят? Мы верим, что они непогрешимы, а потому обратимся теперь к изучению вопроса о вдохновении.

I. Определение вдохновения

Чтобы предложить соответствующее и точное определение вдохновения, необходимо поразмыслить над некоторыми, относящимися к этому вопросу, концепциями и отвергнуть ложные теории.

А. Родственные выражения

Родственными выражениями являются: откровение, вдохновение, авторитет, непогрешимость и просвещенность.

1. Откровение. Мы уже замечали, что Бог открыл Себя в природе, в истории и совести. Он открыл также Себя и в Своем Сыне и в Своем Слове. Первоначально мы были озабочены в этом отношении прямым откровением, стремясь отличить его от посредственного. Цель откровения — сообщить ту истину, которая не может быть открыта другим путем; цель вдохновения — сообщить открываемую истину. Мы можем иметь откровение и без вдохновения, как это происходило с многими благочестивыми людьми в прошлом. Уяснить себе это мы можем и на основании того факта, что Иоанн слышал семь громов, подающих свои голоса, но ему не разрешено было записать то, что они говорили (Откр.10,3 и далее). С другой стороны, мы можем иметь вдохновение и без прямого откровения, как в тех случаях, когда авторы излагали то, что видели собственными глазами или что они обнаружили в своих поисках (Лук. 1,1-4; 1 Иоан. 1,1-4). Лука искал письменные сообщения и проверял устные предания, когда писал свое Евангелие; он был также очевидцем большинства событий из Деяний Апостолов; с другой стороны, Иоанн принял многое из Откровения посредством прямого откровения от Бога. Оба они испытали вдохновение, когда записывали свой материал, вот только материал этот был получен различными способами. Конечно, в более широком смысле мы говорим о цельности Писания, как самооткровения Божиего; некоторые откровения были получены непосредственно, иные же косвенно и посредством спасительных действий Божиих в человеческой истории.

2. Вдохновение.Вдохновение сочетается с записью истины. Дух Божий побудил людей написать шестьдесят шесть книг Библии (Д.Ап.1,16; Евр.10,15-17; 2 Петра1,21). Писание вполне и устно вдохновлено; оно вдохновлено Богом (2 Тим.3,16). Более полное определение вдохновения последует далее в этой главе.

3. Авторитет. Библия влечет за собой авторитет Божий. Она ограничивает человека, его душу, совесть, волю и сердце. Человек, его вероучение и Церковь — все это предметы, которые подчиняют ся авторитету Писания. Бог сказал — и мы должны подчиниться. Вечное слово: «Так сказал Господь», — является нашим стандар том.

4. Непогрешимость. Слово Божие, Писание не только вдохнов лено, оно не только является авторитетным, но оно еще безошибоч но и непогрешимо. Говоря это, мы имеем ввиду, что в оригинальных манускриптах нет ошибок. Оно непогрешимо во всем, что оно утверждает, несмотря на то, исторические ли это дела, научные ли, нравственные или доктринальные. Безошибочность и непогрешимость простираются на все Писание и не ограничиваются какими-то определенными учениями его.

5. Просвещение. Тот Один, Который вдохновил людей на созда ние Писания, просветил также и умы тех, которые читают его. В силу греха, а также омраченного понимания, которое опять-таки наступило вследствие греха, никто не может понимать правильным и верным образом Писание (Рим.1,21; Ефес.4,18). Но вот Дух способен просветить ум верующего для понимания Писаний. Вот это бремя, о котором речь в 1 Коринф.2,6-12 (Ефес.1,18), Иоанн говорит о нем также и в 1 Иоанна 2,20 и 32.

Б. Неадекватные теории вдохновения

В течение многих пеков предлагалось много теорий вдохновения, в которых часто содержалось мало истины, а потому они так и остались неадекватными определениями.

1. Естественное вдохновение или теория интуиции. Эта теория утверждает, что вдохновение является просто более высоким проникновением со стороны плотского человека. Оно является усилием и облагораживанием религиозных восприятий писателя. Этот взгляд возносили некоторые из церковных великих гимнов в один уровень с Библией. В действительности же, он приводит в смятение дело просвещения Духом и Его особым делом вдохновения. У просвещения нет ничего общего с передачей истины, а единственно с пониманием истины, уже явленной и открытой.

2. Период динамического или частичного вдохновения. Эта теория утверждает, что Бог поддерживает те способы, которые необходимы для достоверной передачи истины, которую поручено было авторам Писаний провозгласить. Вот это именно и сделало ихнепогрешимыми в делах веры, однако, не в тех делах, которые не носят непосредственно религиозный характер. Таким образом писатели могли ошибаться относительно вещей, которые сочетались с историей или наукой. Проблемы, которые сочетаются с этим взглядом, очевидны. Как же мы можем принять одно предложение Писаний, а другое отвергнуть? Кто может сказать нам, какая часть Писаний верна, а какая ошибочна? И далее, кто может сказать нам, как нам отличить вещи, которые являются существенными для вопросов веры и практики, от тех, которые не являются таковыми? Библия нигде не говорит нам, что вдохновение совпадает только с теми вещами, которые относятся к вере и практике. Она заявляет, что все Писание вдохновлено Богом (2 Тим.3,16).

3. Теория о том, что вдохновлены мысли, а не слова. В соответствии с этой теорией Бог подготавливает идеи, мысли, откровения, однако предоставляет человеку самому облекать откровения в сло ва. И все-таки Писание указывает, что и слова вдохновлены Богом. Павел сказал в свое время следующее: «Мы возвещаем не от человеческой мудрости, изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным» (1 Коринф.2,13). Далее он заявляет, что все Писание вдохновлено Богом (2 Тим.3,16), а это значит, что весьма трудно представлять себе мысль обособленно от слов. Пасис заявляет: «Идеи можно зачать и представить только при помощи слов» (Пасис «Вдохновение и авторитет Писаний», стр.5). Просто немыслимо обособлять одно от другого. Сауси приходит к выводу: «Не может быть вдохновения только мыслей, которые в то же время не были окружены словами, с помощью которых эти мысли находят свое выражение» (Сауси, «Библия: дыхание Божие», стр.48). Подлинно, и слова должны быть вдохновлены, а не только мысли и идеи.

4. Теория о том, что Библия содержит Слово Божие, По этой теории Библия является человеческой книгой, которую Бог может превратить в Свое Слово в момент личной встречи. Авторы Библии писали о своих встречах с Богом в выражениях, которые былисвойственны их эпохе. Эти авторы воплотили в свои Писания различные сверхъестественные мифы и чудесные рассказы, чтобы передавать духовные истины. Труд толкователя состоит в том, чтобы удалить все мифические украшения и попытаться приблизиться к той духовной истине, которую Бог предназначил для нас. Таким образом, Писание необходимо демифологизировать. Писание становится для нас Словом Божиим в тот существенный момент, когда Бог достигает нас и когда Он открывает Себя нам в Своем Слове. В противовес этому взгляду можно возразить многое. Прежде всего, это весьма субъективный подход к Писанию. В таком случае Библия могла сказать одно одному человеку и нечто другое — другому человеку. Но такая позиция устраняет объективный подход к толкованию Писания. Она фактически удаляет истину, которую необходимо предложить. Поэтому Паше задается вопросом: «Если многие страницы Библии не являются подлинными, а мифическими, то что же все-таки считается истинным?» (Паше, «Вдохновение и авторитет Писания», стр.65). Так как человек в ходе истории продемонстрировал соответственно свою погреши-мость и ненадежность в отношении к теории толкования, то не следует ли нам лучше принять Писание, как откровение Бога человеку, которое вдохновлено Духом Божиим и которое вполне достоверно и безошибочно в любом отношении?

5. Теория диктовки. Теория диктовки утверждает, что авторы Писания были просто перьями, личными секретарями, а не теми существами, индивидуальности которых необходимо было хранить и каким-то образом втолкнуть в служение для участия в акте вдохновения.

По этому взгляду стиль Писания является стилем Духа Святого. Некоторые пытались доказать, что и грамматика в Писаниях повсюду должна быть совершенной, потому что это грамматика Духа Святого. К сожалению, эта теория игнорирует явные различия в стиле, например, Моисея, Давида, Петра, Иакова, Иоанна и Павла.

Некоторые пытались ответить на эту трудность предположением,что Дух Святой в каждом отдельном случае усваивал себе стиль автора, однако, у нас имеется лучший способ объяснить и защитить устное вдохновение. Нам необходимо признать двоякую природу Писания: с одной стороны, это вдохновленная Богом книга, а с другой стороны, она обладает человеческим характером.

Бог не отклонял в сторону человеческую личность, а пользовался этой личностью автора-человека для написания Своего откровения.

В. Библейская доктрина вдохновения

Дух Святой так направлял и так управлял авторами Священного текста, так пользовался единственными в своем роде их личностями, что они писали все, что Он хотел, чтобы они написали без ошибок и без лишних добавлений. Попутно обратим внимание на некоторые вещи. (1) Вдохновение необходимо и вдохновение необъяснимо. Это действие Духа Святого, но вот мы не можем знать точно, как действует эта сила Духа Святого. (2) Вдохновение в этом ограниченном смысле ограничивается авторами Писания. Другие книги не вдохновлены в этом же смысле. (3) Вдохновение по существу является водительством. Это значит, что Дух Святой наблюдает за подбором материалов, которыми следует воспользоваться, а также за словами, которые необходимо употребить в изложении этих материалов. (4) Дух Святой хранил авторов от всяких заблуждений и от всяких упущений. (5) Вдохновение простирается и на слова, а не просто на мысли и концепции. Так мы говорим о полном и устном вдохновении Писаний, потому что вдохновение является всецелым и вне всяких ограничений, т.е. вдохновение включает в себя все и каждое Писание (2 Тим.3,16); оно является устным, потому что в нем содержится каждое слово (1 Коринф.2,13). (6) Вдохновение подтверждается только автографами Писаний, а не какими-то из версий его, древними ли или современными, еврейскими или греческими существующими манускриптами, а также не какими-то известными критическими текстами. Все они, как известно, содержат ошибки в отдельных своих частях, и мы не знаем таких рукописей, в которых не содержалось бы никаких ошибок. Не смотря на то, что в нашем распоряжении не имеется никаких оригинальных автографов, количество слов, которое все еще вызывает сомнение, очень мало, и ни одна из доктрин не страдает от этого плохого положения.

Необходимо также еще сказать кое-что о различиях между вдохновением и авторитетом. Обычно они тождественны, потому что все то, что вдохновлено, является также авторитетным для наставления и поведения; однако, имеются и такие случаи, когда так не должно быть. Например, слова сатаны, обращенные к Еве, записаны по вдохновению, однако, по своей сущности, они не являются истинными (Быт.3,4 и далее). Это же можно сказать и об указании Петра, которое он предложил Христу (Матф.16,22), а также о заявлении Гамалиила верховному совету (Д.Ап.5,38 и далее). Так как ничто из вышесказанного не представляет сущности Божией, то все это нельзя признать авторитетным, хотя обо всем этом сказано в Библии. Это же самое можно сказать и о текстах, которые извлечены из своих контекстов и которым сообщаются различные значения, отличающиеся от того, которым они обладаютв своих контекстах. Слова вдохновлены, а вот новое значение их не является авторитетным. Нам следует считать всякое утверждение вдохновенным и авторитетным, если в контексте не имеется намека на последнее в предложенном примере.

II. Доказательство вдохновения

Существуют две фундаментальные вещи, на которых мы можем основать теорию устного и полного вдохновения: характер Божий и характер заявлений Библии.

А. Характер Божий

Существование Бога очевидно хотя бы из того факта, что Он открыл Самого Себя, и этот факт подтверждается с помощью различных доказательств Его существования. В исследовании откровения и этих доказательств мы уже убедились в некоторых отличительных характеристиках Его. Теперь же нам необходимо исследовать различные явления, касающиеся Его природы, хотя мы уже видели, что Он является личным всемогущим святым и любящим Богом.

Если Бог является таковым, мы можем ожидать, что Он проявляет любвеобильные заботы о Своих созданиях и что Он поторопится помочь им. То, что у Него такие именно заботы и что Он приходит на помощь человеку, очевидно, например, хотя бы из того, что Он заботится о материальных и временных нуждах человека. Он накопил в земле минералы и топливо; Он устроил ту атмосферу, в которой человек может жить; Он сообщил почве плодородие, Он посылает солнечное сияние и дождь, холод и снег; Он даровал человеку понимание того, каким образом все эти вещи могут удовлетворять его нуждам. Но у человека имеются также духовные и вечные нужды. У него имеется проблема греха. Ничто в природе или совести не может сказать ему, что является для него истинным, отличным стандартом жизни, ничто не может указать ему, как он может оказаться правым пред Богом. Человек чувствует, что он бессмертен и удивляется, как ему приготовиться к вечности. Разве не пожелает Бог, который в таком изобилии приготовил необходимое для удовлетворения более низких нужд человека, предусмотреть также необходимое для удовлетворения его более высоких чувств? Вполне очевидно, что ответ должен оказаться выразительным «да». Бог, будучи таким Богом, каким Он является, и человек, имея такие нужды, какие он имеет, могут войти в контакт, и можно ожидать, что Бог, возвестит Своистандарты и Свой план спасения. Если же Он возвестит их, то сохранит ли Он их в каких-то непосредственных и подверженных ошибкам, выражениях? Совершенно верно, что Бог употребляет искупленных, но подверженных ошибкам людей как служителей примирения (2 Коринф.5,18-22). Но мы, спасенные, хотя и грешные люди, нуждаемся в непогрешимом слове для того, чтобы провозглашать его. И Бог всякой истины даровал нам это авторитетное и безошибочное Слово, чтобы мы веровали в Него и провозглашали Его. Шеуд пишет:

«Невероятно, что Бог откроет какой-то факт или какую-то доктрину человеческому уму и не сделает ничего, чтобы сохранить точное изложение его. Такой случай, в частности, встречаем тогда, когда доктрина относится к одной и той же религии. Такие глубокие истины, как троичность, воплощение и искупление чужой вины и.т.д., требуют надзора и водительства непогрешимого Духа, чтобы сохранить благовестие, которое не будет вводить в заблуждение. Следовательно, более естественно, если предположим, что пророк или Апостол, который получил непосредственно от Бога глубокую и таинственную истину, которая недоступна человеческому интеллекту, не будет предоставлен своим собственным беспомощным силам в передаче того, что он получил. В особенности невероятно то, что весть, полученная от Бога, будет облечена в какой-то экстравагантный и легендарный костюм» (Шеуд, 1 Догматическое богословие», т.1, стр.76).

Б. Характер заявлений Библии

Библия по своему содержанию выше всех других религиозных книг. Она устанавливает самые высокие этические стандарты, она наслаждается самым абсолютным послушанием, она осуждает всякую форму греха, и в то же время информирует грешника, как он может оказаться правым пред Богом. Как могли оы люди, лишенные вдохновения, написать такую книгу, как эта? Библия обнаруживает удивительное единство. Хотя потребовалось около сорока человек и приблизительно около 1600 лет для написания 66 книг, которые составляют Библию, Библия, в действительности, одна книга. У нас имеется одна доктринальная точка зрения, один нравственный стандарт, один план спасения, одна программа веков, один взгляд на мир. Частности и особенности в Моисеевой системе совершенно ясны в свете прогрессивного откровения. Закон и благодать, а также и учение о Духе Святом связаны с диспенсационной (разрешающей, освобождающей) целью Божией. Договоренности о тесном союзе политических и религиозных элементов в Иудейском государстве должны были быть временными и не предназначались для настоящего. Но во всем этом имеется план и цель. Никакие другие священные книги не обнаруживают такого органического единства, какое обнаруживается в Писании.

Оно заявляет, что оно является Словом Божиим. Если человек или книга говорят обо всем верно, то не разрешим ли мы им говорить о себе же? Библия верно говорит обо всем. Она же определенным образом высказывается и о себе. Эти высказывания появляются различными способами (1). Более 3800 раз авторы Ветхого Завета пользуются словами «так говорит Господь» и «Слово Господне» было даровано такому-то и такому-то человеку, а также — «Господь сказал». Авторы Нового Завета пользуются такими выражениями» как «истинно, истинно говорю вам» и другими. (3) Различные авторы притязают на абсолютное совершенство закона и свидетельства (Втор.27,26; 4 Цар.17,16; Пс.18,7; 32,4; 118,89; Ис.8,20; Гал.3,10; 1 Пет.2,23). (4) Одна книга признает другую, говоря о ней с абсолютной законченностью (И.Нав.1,7 и далее; 8,31 и далее; Ездр.3,2; Неем.8,1; Дан.9,2 и 11; Зах.7,12; Мал.4,4; Д.Ап.1,16; 28,25; 1 Петра 2,10 и далее). (5) Петр воспринимает Павловы послания наравне с прочими Писаниями (2 Петра 3,15 и далее). (6) Павел заявляет, что весь Ветхий Завет вдохновлен Богом (2 Тим.3,16). Петр пишет: «Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо, никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1,20-21).

Обратите также внимание на взгляд Самого Господа на вдохновение. Он сказал, что «не может нарушиться Писание» (Ин.10,35). Во всех трех частях Ветхого Завета, в «Законе Моисеевом, и в пророках, и в Псалмах», Он находил учения, которые касались Его Самого (Лук.24,44 и 27). Он указал также, на Свою концепцию вдохновения, сказав, что «доколе не пройдет небо и земля, ни одна йота или черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матф.5,18; Лук. 16,17). Итак, Он верил в устное вдохновение закона. А закон, в этом понимании, без сомнения, включал весь Ветхий Завет.

Далее, Иисус предложил несколько значительных предсказаний относительно сохранения и толкования тех фактов, которые были сопряжены с Ним и Его миссией. Прежде, чем Он вознесся, Он сказал Своим ученикам, что Дух Святой превратит их в сведущих наставников истины. Это, сказал Иисус, совершит Дух, когда снизойдет на них, когда научит их всему, когда напомнит им все, что Он сказал им, когда наставит их на всякую истину, показав им грядущее (Ин. 14,26; 16,13). Эти обетования охватывают факты земной жизни Христа, переживания первых учеников, доктрины, которые были изложены в посланиях, и предсказания Откровения. Апостолы утверждали, что они приняли этот Дух (Д.Ап. 2,4; 9,17; 1 Кор. 2,10-12; 7,40; Иак. 4,5; 1 Иоан. 3,24; Иуды 19) и что они говорят под Его влиянием и в силу Его авторитета (Д.Ап. 2,4; 48 и 31; 13,9; 1 Кор. 2,13; 14,37; Гал. 1,1 и 12; 1 Фесе. 2,13; 4,2 и 8; 1 Пет. 1,12; 1 Иоан. 5,10 и далее; Откр. 21,5; 22,6 и 18 и далее). Таким образом, нашего Господа можно понимать так, что Он гарантирует также и вдохновение Нового Завета.

III. Возражения на этот взгляд о вдохновении

В свете изложенных выше фактов, людям надлежит веровать в устное вдохновение Писаний, но вот возникают еще проблемы с этим взглядом, на которые необходимо обратить внимание.

А. Цитаты, свидетельствующие о незнании и ошибках

Павел сказал перед Ананией, «Я не знал, братия, что он первосвященник» {Д. А п. 23,5). Здесь Павел просто упоминает о своем неведении и не занимается вопросом вдохновения. И все-таки запись об этом состоянии полностью вдохновлена. В речах утешителей Иова содержалась ошибка. Вдохновение, со своей стороны, гарантирует точную запись этих речей, но не достоверность содержания. Существует различие между тем, что рассказывается, и тем, что утверждается, между фактом и что было сказано. Что бы не утверждало Писание «в качестве истинного и свободного от ошибок, все это необходимо принимать, как таковое» (Пиннок, «Библейское откровение», стр. 79).

А что же могут означать следующие слова: «Прочим же я говорю, а не Господь»? (1 Кор. 7,12). Господь даровал заповеди относительно развода (Мф. 5,31 и далее; 19,3-9); ныне же Павел говорит об авторитете, который был ему дан. Он не протягивает разделяющей линии между авторитетными повелениями Христа и его собственными. Скорее всего он сам притязает на вдохновение и авторитет, чтобы излагать доктрины и говорить о практическом применении их (1 Кор. 7,12 и 25). И он имеет, думается «Духа Божия». (1 Кор. 7,40).

Б. В науке и истории

Библия не является учебником ни науки, ни истории; но если же она устно вдохновлена, тогда мы можем ожидать, что она будет говорить верно и истинно, как только она коснется хотя бы одного из этих предметов. Но как ученые иногда говорят о восхождении и захождении солнца, о четырех углах земли и.т.д., так и Библия часто пользуется языком видимости. Кажущиеся несовершенства, ошибки и противоречия обычно исчезают, как только мы начинаем учитывать нетехнический стиль авторов, фрагментарный характер многих повествований, вспомогательную природу многих вещей, о которых рассказывают многие авторы, историческое положение, которое положило начало определенной линии поведения, а также подверженность ошибкам книжников.

Археологические открытия сделали многое для подтверждения исторической точности Ветхого Завета. Хаммурапи, Саргон II, хет-теи, Валтасар не представляют более проблем для историков. Это же в равной мере верно и в отношении Нового Завета. Квириний (Лук. 2,2), Лисаний (Лук. 3,1), Павел (Д.Ап. 13,7) и Галлион (Д.Ап. 18,12) — все они отождествлены и таким образом доказывают историчность повествований.

Различия в количестве погибших от поражения (Числ. 2 5,9 и 1 Кор.10,8), исчезают при тщательном прочтении этих двух текстов, «Ровным местом» была, вероятно, равнина на горе (Мф. 5,1). Существовал другой Иерихон, древний и новый, и слепые были, вероятно исцелены между этими двумя Иерихонами (Мф. 20,29; Мк. 10,4 6; Лук. 18,35). Марк и Лука намеревались, вероятно упомянуть более знаменитый, более бросающийся в глаза, как в случае исцеления в Десятиградии (Мф. 8,28; Мк. 5,2; Лук. 8,27).

В. В чудесах и пророчестве

Доказательство чудес и пророчества было уже предложено, мы же можем только дополнить, заметив, что повествования о чудесах Христовых столь органически переплетаются с повествованием об остальной части Его жизни, что просто невозможно выделить первое повествование, не разрушив в то же время второго. Если человек верит в физическое воскресение Христа, тогда не останется непреодолимого препятствия для принятия и всех других чудес, о которых говорит Писание. Или же, как замечает Сауси: «Когда принят факт существования Бога, тогда уже не может быть законных причин для отрицания Его сверхъестественного вмешательства, где и когда Он этого хочет» (Сауси, «Библия: дыхание жизни», стр. 76).

В свете исполнения пророчеств, касающихся Вавилона, Мидо-Персии, Греции и Рима, касающихся Христа и касающихся характера нынешнего века, нам не следует оставаться скептиками и относительно возможности предсказывающего пророчества.

Все то, что мы могли считать ошибкой в пророчестве, оказывается обычно, ошибочным толкованием его. Некоторые части пророчеств в Дан. 2,7 и 9 и 11-12, некоторые части пророчеств у Захарии 12-24 и подавляющая часть Откровения все еще ожидают своего исполнения.

Г. В цитировании и толковании Ветхого Завета

Большинство из наших трудностей в этом отношении сразу же исчезнет, если мы рассмотрим несколько пунктов. (1) Иногда авторы Нового Завета просто выражали свои идеи в словах, заимствованных из ветхозаветных мест, не намериваясь вообще толковать эти места (Рим. 10,6-8; см. Втор. 30,12-14). (2) Иногда они указывают на какой-то типичный элемент в каком-то месте, который в общем-то, не принято считать типичным (Мф. 2,15, см. Осии 11,1). (3) Иногда они высказывают свое доверие какому-то более раннему пророчеству, хотя фактически цитируют более позднюю форму его (Мф. 27,9; см. Зах. 11,13). (4) Иногда они цитируют явно ошибочный перевод в Септуагинте на том основании, что ошибочный перевод непременно выразит, по крайней мере одно из значений еврейского текста (Ефес. 4,26; Пс. 4,4 в Септуагинте). (5) Порою они соединяют обе цитаты в одну и приписывают ее более выдающемуся автору (Мк. 1,2 и далее, см. Ис. 40,3 и Мал. 3,1.).

Далее, если только мы верим в сверхъестественное дело Духа Святого в сердце человека, нам не должно быть трудно поверить в возможность сверхъестественных действий Духа в создании Писаний. И если мы признаем Духа истинным автором Писаний, тогда мы уже не сможем отрицать и того, что Он правильно пользуется Ветхим Заветом в любом из указанных выше случаев.

Д. В морали и религии

Практически, все из так называемых ошибок в морали и религии находятся в Ветхом Завете. Однако все эти трудности в этом именно отношении сразу же исчезнут, если мы учтем следующие факты. (1) Действительно могут быть записаны грешные действия людей, но они нигде не освящаются, например, тот факт, что Ной был пьян (Быт. 9,20-27), кровосмешение Лота (Быт. 19,30-38), обман Иакова (Быт 27,18-24), прелюбодеяние Давида (2 Цар. 11,1-3, см. Втор. 17,17), жестокость Есфири (Есф. 9,12-14) и отречение Петра (Мф. 26,69-75). (2) Некоторые скверные действия представляются нам как бы освященными, фактически же признаются добрые намерения и сопровождающие это дело добродетели, а не сам скверный факт, например, признается вера Раав, а не ее двуличность (И.Нав.2,11-21; Евр. 11,31; Иоан. 2,25; патриотизм Иаили, а не ее предательство (Суд.4,17-22; см. 5,24) и вера Самсона, а не его бродяжничество (Суд. 14-16; см. Евр. 11,32). (3) Некоторые вещи разрешаются потому, что они относительно правы, а не абсолютно правы, например, развод (Втор. 24,1; см. Мф. 5,38 и далее; Рим. 12,19-31). (4) Некоторые молитвы и повеления Божий выражают только цели суверенного Бога, Который часто пользуется людьми для осуществления Своих намерений, например, проклинающие Псалмы (34,68; 108; 138) и повеления истребить Хананеев.

Некоторые утверждают, что определенные книги не достойны места в Священном каноне. Книги Есфири, Иова, Песни Песней Соломона, Екклесиаста, Иона, Иакова, Откровения исключались в силу подобного критицизма. В ответ мы сказали бы, что такое мнение покоится на недопонимании цели и метода этих книг иигнорирует свидетельство многих об их ценности. Если только понять истинную цель этих книг, их уже не нужно будет оправдывать, утверждая, что они просто полезны, и что они необходимы для округления схемы доктрины.