III. Теология

Признав за Писанием высший и непогрешимый авторитет в области богословия, мы переходим теперь к дальнейшему его исследованию. Ставя столь высоко Библию, мы не отрицаем значения рассудка, интуиции, символов веры, церковных конфессий и так далее, однако все они не являются истинными источниками богословия, а только помощниками в познании откровения Бога, и в первую очередь того, которое явлено в Писании. Рассматривая библейскую систему богословия, мы в первую очередь остановимся на личности и делах Бога. Для удобства изложения мы выделим четыре подраздела: природа Бога, единство и троичность Бога, декреты Бога и дела Бога.

8. Природа Бога: сущность и атрибуты

Многие из характеристик Бога нам уже известны в связи с предыдущим изучением Откровения Божиего и доказательствами Его существования. Но о них упоминалось скорее косвенно и несистематически, а о некоторых фактах сказано было вскользь. Этот предмет необходимо теперь исследовать более полно, а имеющиеся материалы расположить в упорядоченную систему. Эта глава посвящена изучению природы Божией с особой ссылкой на Его существование и атрибуты.

I. Сущность Бога

Выражения «сущность» и «субстанция» являются практически синонимами, когда мы относим их к Богу. О них можно сказать, как о чем-то, что подчиняется всем внешним проявлениям; это, по сути дела действительность, материальная или нематериальная, это основание или подпочва чего-то, это нечто, в чем заключаются или пребывают качества или атрибуты. Оба эти выражения касаются основных аспектов природы Божией; если бы не было сущности или субстанции, тогда не могло бы быть и никаких атрибутов. Говорить о Боге — это говорить о сущности, о субстанции, а не просто об идее или о персонификации идеи.

Но так как существуют различия между сущностью и атрибутами Бога, то возникает вопрос, как отличать одно от другого. Мы можем согласиться с тем, что, возможно, некоторые из так называемых атрибутов, строго говоря, вообще не являются атрибутами, а только различными аспектами Божественной субстанции. Духовность, самосуществование, необъятность и вечность, как таковые являются атрибутами.

А. Духовность

Бог — это субстанция. Но Он является не материальной субстанцией, а духовной субстанцией. Иисус сказал: «Бог есть дух» (Ин. 4,24). Не обладая артиклем в греческом языке, это утверждение определяет природу Бога, как духовную.

1. Он является нематериальным и бестелесным. Иисус сказал: «Дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лук. 24,39). Если Бог есть Дух, то Он нематериален и бестелесен. Вторая заповедь «Декалога» (Десяти заповедей), которая запрещает изготовление какого-то кумира, идола или подобие чего-то (Исх. 2 0,4), основана на бестелесной природе Бога. На этом же основаны бесчисленные заповеди, направленные против идолопоклонства (Лев.26,1; Втор.16,22).

А как же отнестись тогда к тем выражениям, которые представляют Бога так, словно у Него имеются определенные части тела: руки, (Ис.65,2; Евр.1,10), ноги (Быт.3,8; . Пс.8,6), глаза (3 Цар.8,29; 2 Пар.16,9), уши (Неем.1,6; Пс.33,15)? Они являются антропоморфическими и символическими образами, которые помогают представлять себе Бога действительным и выражать Его различные интересы, силы и деятельность.

Человек отличается в том отношении, что у него ограниченный дух, который способен обитать в материальном теле (1 Кор.2,11; 1 Фес.5,23). Бог же беспредельный Дух, а как таковой, Он бестелесен (Д.Ап.7,48 и далее).

2. Он невидим. Израильтяне не видели никакого образа, когда Господь явился им на Хориве, а потому им запрещалось изготавливать хотя бы какое-то изображение Его (Втор.4,15-19). Бог сказал Моисею, что никто из людей не может увидеть Его и остаться живым (Исх.33,20). Иоанн говорит: «Бога не видел никто никогда» (Иоан. 1,18). Павел называет Его «Богом невидимым» (Кол. 1,15; Рим. 1,20; 1 Тим. 1,17) и заявляет, что никто из людей не видел Его и не может видеть Его. Однако некоторые из Писаний утверждают, что искупленные увидят Его в свое время (Пс. 16,15; Матф.5,8; Евр.12,14; Откр.22,4).

А как же отнестись к тем местам Писания, которые говорят, что все же люди видели Бога, скажем, Быт.32,30; Исх.3,6; 24,9 и далее; Числ. 12,6-8; Втор.34,10 и Исх.6,1? Если человек видит в зеркале свое лицо, он в некотором смысле видит самого себя, в другом же смысле он буквально не видит самого себя. Так люди видели отражение славы Божией, но они не видели Его сущности (Евр.1,3). Собственно, и дух способен проявлять себя в видимом образе (Ин.1,32; Евр.1,7).

Когда Моисей увидел «сзади» Бога, это был ответ на его просьбу увидеть славу Господа (Исх.33,23) (ст.18). Вместо того, чтобы толковать это так, будто он буквально и видимым образом видел Бога, хотя в контексте сказано, что невозможно видеть Его (ст.2 0), гораздо лучше было бы усматривать в этом месте, так сказать, «последующий эффект» или, как говорит Драйвер, «вечернюю зарю Бога» (Драйвер, «Книга Исход», стр.363).

Теофании являются проявлениями Божества в видимой форме. Иаков сказал после того, как он боролся с человеком: «Я видел Бога лицом к лицу» (Быт.32,30). «Ангел Господень» был видимым проявлением Божества (Быт.16,7-14;18,13-33; 22,11-18;

Исх.3,2-5; Суд.6,П-23; 3 Цар.19,5-7; 4 Цар.19,35). Следует также заметить, что в некоторых из этих мет «Ангел Господень» отождествляется с Господом (ср. Быт.6,11 и ст.4; Суд.6,12 и ст. 16).

3, Он жив. Идея духа исключает не только идею материальной субстанции, но также и идею неодушевленной субстанции. Она намекает на то, что Бог жив. Вот поэтому Он и назван «живым» или «живущим» Богом (И.Нав.3,10; 1 Цар. 17,26; Пс.83,2; Матф. 16,16; 1 Тим.3,15; Откр.7,2). Жизнь заключает в себе чувства, силу, деятельность. И Бог обладает всем этим (Пс.114,3). Он является также источником и основой всякой жизни: раститель ной, животной, человеческой, духовной и вечной (Пс.35,9; Ин.5,26). Живой Бог часто противопоставляется мертвым идолам (Пс.114,3-9; Д.Ап.14,15; 1 Фесс.1,9). Наш Бог жив; Он видит, слышит и любит. Идолы язычников мертвы, они не способны видеть, слышать и любить.

4. Он является личностью. Гегель и философы-идеалисты были неправы, представляя Бога безличным духом, потому что одна только идея духа заключает в себе понятие личности. Единственный путь для определения того, чему подобен дух, конечно вне Писания, — это аналогия с человеческим духом. Так как человеческий дух является личностью, то и Дух должен быть личностью, потому что в противном случае Он окажется существом более низкого порядка, нежели человек. В человеке личность и телесность объединены в одну индивидуальность для периода этой жизни. В смерти эти отношения распадаются: тело предается тлению, а личность остается живой. В воскресении личность опять воплотится и тогда опять восстановится нормальная конституция человека. А вот в Боге существует личность без телесности. Какова же тогда сущность личности? Самосознание и самоопределение.

Самосознание — это больше, чем сознание. Как сознательное существо, человек временами проявляет чувства и аппетит, которые он не относит к себе. Он мыслит спонтанно, но он не думает о том, о чем он думает. У животных, вероятно, тоже имеются отдельные степени сознания. Однако, как самосознательное существо, человек относит свои чувства, аппетит и мысли к самому себе. Равным образом и самоопределение — это более, нежели определение. У хищника тоже имеется определение, но у него оно является механическим. У человека имеется чувство свободы, и он совершает свой выбор, определяясь изнутри, учитывая мотивы и конец. Авторы Писания приписывают Богу самосознание (Исх.3,14; Ис.45,5; 1 Коринф.2,10), и самоопределение (Ин.23,13; Рим.9,11; Ефес.1,9-11; Евр.6,17). Он является тем существом, которое способно сказать «Я» и «Мне» (Исх.20,2 и далее). Он в состоянии ответить, когда Ему говорят «Ты» (Пс.89,1 и далее).

Писание представляет также Бога, как Личность, которая обладает психологическими характеристиками, интеллектом (Быт.18,19; Исх.3,7; Д.Ап. 15,18), чувствительностью (Быт.6,6; Пс. 102,8-14; Ин.3,16) и волей (Быт.3,15; Пс.114,3; Ин.6,38). Далее, оно приписывает Богу качества и отношения личности. Он представляется говорящим (Быт. 1,3), видящим (Быт. 11,5), слышащим (Втор. 1,3 7), ревнующим (Исх. 20,5) и сострадательным (Пс.110,4). О Нем сказано, что Он Творец (Д.Ап. 14,15), Создатель (Неем.9,6). Правитель (Пс.74,7; Дан.4,32) и Хранитель всего (Пс.103,27,30; Матф.6,26 и 30).

Одно, однако, должно отличать личность от сущности и от совокупности назначений, которое составляют сущности: совершенно ясно, что сущность не в состоянии быть в одно и тоже время тремя личностями и все же одной личностью, если только выражение «личность» употребляется оба раза в одном и том же смысле, и все же сущность должна быть и являться тремя личностями и в то же время одним существом. Существование трех различных личностей в Божестве, это тот результат, который совершается в самоопределении единого Бога, однако, в то же время существует также согласование самосознания и самоопределения каждой из трех личностей.

Б. Самосуществование

Если основа существования человека находится вне его, то существование Бога не зависит от чего-либо, что находилось бы вне Его Самого. Фома Аквинский сказал: «Он является первопричиной, Сам же Он беспричинен». Самосуществование Бога заключается в Его утверждении: «Я есмь Сущий» (Исх. 3,14); обратим внимание на слова «Я есмь» в учении Христа о Себе Самом: Иоан.8,58; Ис. 41,4; Откр. 1,8, как обычно утверждают об имени Иегова (Исх. 6,3). Самосуществование Бога основывается на Его природе, а не на Его воле. Неправильно было бы также утверждать, что Бог является Своей собственной причиной, потому что Он никогда не будет обладать властью уничтожить Самого Себя.

В. Необъятность

Бог бесконечен по отношению к пространству. Он не ограничивается и не обуславливается пространством. Писание ясно говорит о необъятности Бога (3 Цар. 8,27; 2 Пар. 2,6; Пс. 112,4-6; 138,7 и далее; Ис. 66,1; Иер. 23,24; Д.Ап. 17,24-26). Сообразно духовности Его природы и нашей неспособности мыслить в беспространственных категориях, это трудная доктрина для восприятия.

Однако, по крайней мере, ясно следующее: Бог является имманентным и трансцендентным, Он же присутствует всюду в Своей сущности, как в Своем познании и власти. Когда бы ни было и где бы ни было, но эта присутствующая духовная субстанция, которая, подобно душе, является завершающим целым в любом отношении.

Г. Вечность

Бог также бесконечен и по отношению к вечности и времени.

Он бесконечен и бесконечен. Он не зависит от всякой последовательности времени, но Он является причиной времени. Относительно того, что Он безначален и бесконечен, можно прийти к выводу на основании доктрины о Его самосуществовании; Тот, Кто существует единственно по причине Своей природы, а не Своей воли, должен существовать всегда и во веки продолжать Свое существование. Писание в изобилии учит тому, что Бог вечен. Он назван «Богом вечным» (Быт.21,33). Псалмопевец говорит: «От века и до века Ты — Бог» (Пс.89,2). «Но Ты — Тот же, и лета Твои не кончаются» (Пс. 101,27). Исаия представляет Бога, как «Высокого и Превознесенного, вечно Живущего» (Ис.57,15). Павел говорит, что Бог является «единым, имеющим бессмертие» (1 Тим.6.16; см. Аввак. 1,12).

Время, как его обычно понимают, является продолжением, изменяемой последовательностью, и вот Бог свободен от всякой последовательности времени. Бог, пишет Шедд, «обладает одновременным господством Своей тотальной последовательности… Совокупность Божественного познания и опыта всегда находились пред Его Божественным существом, так что не существует частей, сменяющихся последовательными частями» (Шедд, «Догматическое богословие», т.1, стр. 343). Вечность для Бога — это одно ныне, это вечное настоящее. «Он обладает всею совокупностью Своего существования в одном неделимом настоящем» (Беркгоф, «Систематическое богословие», стр.60). В Писании о вечности говорится, как о «дне вечном» (2 Пет. 3,18) и как о «ныне» (Пс.2,7; см. 2 Пет.3,8). Одного, однако, не следует предполагать и допускать, что время не обладает для Бога объективной действительностью. «Он рассматривает скорее прошлое и будущее столь же живо и осязаемо, как Он видит настоящее». Человек может рассматривать процессию с вершины высокой башни, откуда он, взглянув, может видеть всю процессию, но он может смотреть на эту процессию, находясь на углу улицы, откуда он будет видеть, в определенные моменты времени, только часть этой процессии. Бог рассматривает всю совокупность, как одну единицу, хотя Он и сознает наличие последовательности в процессии.

Он является также и причиной времени (Евр. 1,2; 11,3). Упоминание о Боге у Исаии 9,6 можно перевести, как «Отец Вечности» (Юне, «Книга Исаии», т. I, стр. 338). И время и пространство находятся в числе того, что «через Него начало быть» (Иоан. 1,3). Стронг говорит:

«И время, и пространство не являются субстанциями; они не являются и атрибутами (качествами субстанциями); они являются скорее отношениями ограниченного существования… Они призваны к бытию одновременно с этим ограниченным существованием; они не являются регулирующими концепциями нашего ума; они существуют объективно, независимо от того, воспринимаем ли мы их или не воспринимаем» (Стронг, «Систематическое богословие», стр. 275).

Время некогда погрузится в вечность (1 Кор. 15,28). Шедд, однако, полагает, что для творения вечность не окажется лишенным последовательности существованием, «потому что каждый ограниченный ум должен мыслить, чувствовать и действовать во времени» (Шедд, «Догматическое богословие», т. I, стр. 349).

II. Атрибуты Бога

Атрибутами Бога, в отличие от субстанции или сущности Бога, являются качества, которые пребывают в этой субстанции и составляют аналитическое и более подробное описание ее. О них следует мыслить, как об объективно реальных и не как об описании частных способов, с помощью которых существует и действует сущность Бога и не как обозначение различных частей Бога. Заметим, что уже существуют различные классификации этих атрибутов. Одной из самых известных является деление на естественные атрибуты, на атрибуты Божий, согласующиеся с природой и противящиеся ей, на нравственные атрибуты, т.е. на Его атрибуты, как нравственного Правителя. Другое определение определяет имманентные атрибуты, т.е. те, которые относятся к Богу, которые Он содержит в Самом Себе, и переходные, т.е. те, с помощью которых Он открывает Себя внешне в Своих отношениях к Своему творению. Третье деление устанавливает положительные атрибуты, с помощью которых выражаются определенные совершенства, и отрицательные, с помощью выражаются определенные совершенства, и отрицательные, с помощью которых отрицаются определенные ограничения. Четвертое деление извлекается из конституции нашей собственной природы. Подобно тому, что как в человеке существует субстанция его души, интеллекта и воли, так, говорят, можно разделить атрибуты Божий на три категории, на те, которые принадлежат к Его сущности, и те, которые приписываются Его интеллекту, и те,

которые относятся к Его воле. В данном исследовании речь пойдет об атрибутах Божиих под двумя заглавиями: ненравственные и нравственные атрибуты.

А. Ненравственные атрибуты

Ненравственные атрибуты являются теми необходимыми утверждениями Божественной сущности, которые не касаются нравственных качеств. Этими атрибутами являются вездесущность, всеведение, всемогущество и неизменность.

1. Вездесущность. Эти три первые атрибута являются сложными словами. Вездесущий — это значит присутствующий в одно и то же время повсюду. Бог присутствует во всем Своем творении, но не ограничиваемым им способом. Принимая во внимание, что необъятность особенно подчеркивает трансцендентность Бога, в которой Он превышает всякое пространство и не является предметом ограничений этого пространства, следовательно, вездесущность обладает особой ссылкой на Его присутствие во вселенной (3 Цар.8,27; Пс.138,7; Ис.66,1; Мер.23,23; и далее; Д.Ап.7,48 и далее; Рим. 10,6-8). Следует помнить, что вездесущность Бога не является необходимой частью Его существа, не является свободным активом воли. Если бы Бог пожелал разрушить вселенную, тогда исчезла бы и Его вездесущность, но Сам Он не прекратил бы Свое существование. Пантеизм сочетает Бога со вселенной, но Бог превосходит ее и не подчиняется ей. Доктрина о вездесущности Божией является и утешающей, и смягчающей. Она является источником утешения для верующего, потому что Бог, как вездесущий, всегда доступен нам, мы можем достигать Его, чтобы Он помогал нам (Втор.4,7; Пс.45,1;144,18; Матф.28,20). Эта доктрина является источником предостережения и ограничения для верующего. Несмотря на то, что бы они не предпринимали, грешники не могут убежать от Бога. Ни расстояние, ни тьма не могут покрыть их от Бога (Пс.138,7- 10). «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его; Ему дадим отчет» (Евр.4,13). Совесть очень часто останавливает грешника на его злых путях и понуждает его взыскать Бога. «Ты Бог видящий меня» (Быт. 16,13) — это слово является предостережением и утешением для чада Божиего (Пс.138,17 и далее).

2. Всеведение. Бог бесконечен в Своем познании. Бог знает в совершенстве и от вечности Самого Себя, а также все остальные вещи, если только они действительны или просто возможны, совершались ли они в прошлом, совершаются ли в настоящем и будут совершаться в будущем. Он знает все вещи непосредственно, Он познает их в одно и то же время и исчерпывающим образом, а также истинно. Доказательства замыслов в творении и разумности в человеке подтверждают всеведение Бога. Эти доказательства можно найти в одушевленном мире, и в неодушевленном, а также в отношениях между этими двумя мирами. Они находят свое самое высокое выражение в разумности человека. Собственно, и вездесущность Бога доказывает и Его всеведение (Пс. 138,1-10;Притч.15,3; И ер. 23,23-25). Писание заявляет, что разум Бога и Его понимание бесконечны (Ис.40,10), что ничто не сокрыто от Него (Пс.146,5; Евр.4,13). Он считает даже волосы на голове нашей (Матф. 10,30).

Сфера познания Бога бесконечна, а) Он знает Себя в совершенстве. Ни у одного из сотворенных существ нет полного и совершенного познания о себе, б) Отец, Сын и Дух знают друг друга в совершенстве. Каждый из Них в отдельности обладает таким познанием о другом. Иисус сказал: «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто: кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Матф.11,27). Павел писал: «Так и Божиего никто не знает кроме Духа Божия» (1 Коринф.2,11; см.Рим.8,27). в) Бог знает вещи, которые фактически существуют. Сказанное заключает в себе неодушевленное творение (Пс. 144,4), животный мир (Матф.20,29), людей и все дела их (Пс.32,13-15; Притч.5,21), людей и помышления их сердец (Пс. 138,1-4; Притч. 15,13), людей и бремена их, желания (Исх.3,7; Матф.6,8 и 32). г) Он знает все возможные вещи, Он знал, что жители Кеиля предадут Давида Саулу, если Давид останется в окрестностях его (1 Цар.23,11 и далее). Иисус знал, что Тир и Сидон раскаются, что они увидят чудеса, которые совершены были в Вифсаиде и Хоразине (Матф. 11,21). Он знал также, что Содом и Гоморра были бы пощажены, если бы они видели дела, совершенные в Капернауме (Матф. 11,23 и далее; см. Ис. 48,18). Некоторые идеалисты отрицают различия, которые существуют между познанием и силой, утверждая, что познание и мысль всегда означают использование творческой силы. Сообразно со сказанным, Бог творит посредством мышления и знания. Однако, обладание какой-то способностью и упражнение в ней — это две различные вещи. Итак, Бог творит посредством мышления и знания. Всеведение не должно ограничиваться причинностью. Предведение и предпосвящение не являются непременно одним и тем же. д) Бог знает наше будущее. С точки зрения человека, знание Богом будущего является предведением, но с точки зрения Бога это не так, так как Он знает все, благодаря одновременной интуиции. Он предвидит будущее в целом (Ис.46,9 и далее; Дан.2,7; Матф.24,25; Д.Ап. 15,18), знает тот скверный курс, который примет Израиль (Втор.31,20 и далее), появление Кира (Ис.44,26-45,7), пришествие Христа (Мих.5,2), распятие Его руками порочных людей (Д.Ап.2,23; 3,18). В этом отношении необходимо обратить внимание на две вещи: 1) Познание будущего не является по существу причинным. Нельзя говорить о свободных действиях, потому что они были уже предусмотрены, но они были предусмотрены, потому что они непременно совершатся; 2) Именно потому, что предсказано было нечто нравственно скверное, это предсказание не устраняет человеческой ответственности от преступника (Матф. 18,7; И н. 13,27; Д.Ап.2,23; см. ожесточенное сердце фараона — Исх.4,21).

Мудрость — это разум Божий, обнаруживающий себя в выборе самых высоких целей и в самых соответствующих средствах для достижения этих целей. Хотя Бог искренно ищет возможность содействовать счастью Своего творения, а также усовершить святых в святости, ни одну из этих самых высоких возможных целей нельзя считать конечной. Конечной целью является Его собственная слава. У всех дел в Его творении (Пс.18,1-6; Притч.6,19), в сохранении (Неем.9,6; Откр.4,11), в провидении (Пс.32,10 и далее; Дан.4,35; Ефес.1,11) и в искуплении (1 Коринф.2,7; Ефес.3,10 и далее) ввиду эта конечная цель.

3. Всемогугцество. Бог всемогущ и силен совершить, что бы Он ни пожелал. Так как Его воля ограничивается Его природой, Бог н состоянии совершить лишь то, что находится в гармонии с Его совершенствами. Заметим, что существуют вещи, которых Бог не всостоянии совершать, потому что они противны Его Божественной природе. Он не может смотреть с благоволением на беззаконие (Аввак.1,13), Он не может отрицать Себя (2 Тим.2,13), лгать (Тит.1,2; Евр.6,18) или искушать грехом или Самому искушаться грехом (Иак.1,13). Далее, Он не может совершать вещей абсурдных или самопротиворечивых, например, Он не превращает материю в дух, камень не делает чувствительным, квадрат не превращает в круг, а зло не превращает в добро. Все это не является предметами Его силы и не указывает на предмет всемогущества Божиего.

Обладание всемогуществом не требует проявления Его силы и, конечно, не требует проявления всех Его сил. Бог может делать, что Он хочет сделать, но у Него нет нужды хотеть что-либо совершить. Это значит, что Бог обладает властью над Своей властью; с другой стороны, Он действует по необходимости и перестает действовать, чтобы быть свободным. Всемогущество заключает в себя и силу самоограничения. Бог ограничивает Самого Себя до известных пределов, даровав свободную волю Своим разумным творениям. Вот почему Он не устранил грех из вселенной проявлениями Своей силы и власти и почему Он не спасает никого насильственным образом.

Различия можно действительно установить между абсолютной силой Божией и Его обычной силой. Абсолютная сила — это та, которой Бог может непосредственно творить, минуя вторичные причины. Творение, чудеса, непосредственное откровение, вдохновение и возрождение — все это проявления Его абсолютной силы. Дела провидения могут быть иллюстрацией Его обычной силы, когда Бог пользуется вторичными причинами. Однако, в каждом из случаев Бог проявляет Свою Божественную действенность.

Верующий неоднократно призывается к тому, чтобы довериться Богу в своем жизненном хождении на почве Его творческой, хранящей и провиденциальной силы (Ис.45,11-13; 46,4; Иер.32,16-44; Д.Ап.4,24-31). Для христиан всемогущество Божие является источником великого утешения и надежды, а для неверующего, если бы он был даже столь всемогущ, как Бог, предостережением и источником страха (1 Пет.4,17; 2 Пет.3,10 и далее; Откр.19,15). Даже бесы трепещут (Иак.2,19), потому что они знают, что у Бога власть и над ними (Матф.8,29). Наступит день, когда даже самый сильный и самый великий пожелают скрыться от Него (Откр.6,15-17; см. Ис.2,10-21), когда всякое колено преклонится пред именем Иисуса (Филип.2,10).

4. Неизменность. Бог не изменяется в Своей сущности, в Своих атрибутах, в Своем сознании и воле. Все изменения должны приводить к чему-то лучшему или худшему, а Бог не может измениться к лучшему, потому что Он абсолютно совершен; Он не может измениться к худшему, по все той же причине. Он не может быть более мудрым, более святым, более справедливым, более милосердным, более истинным, Он не может быть также и менее мудрым, святым, справедливым, милосердным и истинным. Не изменяются также Его планы и цели.

Неизменность Бога объясняется и простотой Его сущности. У человека имеется душа и тело, две субстанции, нематериальная и материальная. Бог один, Он не изменяется. Неизменность Божья сочетается с Его непременным существом и самосуществованием. То, что существует без причины, а лишь только по необходимости Своей природы должно существовать так, как существует. Существование Его также сочетается с Его абсолютным совершенством. Невозможно ни исправление, ни ухудшение. Всякое изменение в Его атрибутах превратило бы Его в существо ниже Бога; любое изменение в Его целях и планах превратило бы Его в менее мудрого, благого и святого.

Писание заявляет, что в Боге нет никаких изменений и перемен (Иак. 1,17). Он не может измениться, учитывая Свой характер (Пс.101,26 и далее; Малах.3,6; Евр.1,12), Свою силу (Рим.4,20 и далее), Свои планы и цели (Пс.32,11; Ис.46,10), Свои обетования (3 Цар.8,56; 2 Коринф. 1,20), Свою любовь и милосердие (Пс.102,17) или Свою справедливость (Быт.18,25; Ис.28,17). Неизменность не следует смешивать с неподвижностью. Бог действует активно и постоянно вступает в отношения между людьми, которые постоянно меняются. В этих отношениях весьма необходимо для неизменного Бога изменять образ Своего поведения с постоянно изменяющимися людьми, чтобы остаться неизменным в Своем характере и целях. Бог иначе действует в отношениях с людьми до момента их спасения, недели после него (Пр. 11,20; 12,12; 1 Пет.3,12). Бог, Который не может раскаиваться (Числ.23,19), все же раскаивается (т.е. изменяет Свое отношение к человеку и образ Своего поведения), когда человек отвращается ото зла и обращается к добру, или отвращается от добра и обращается ко злу (Быт.6,6; Исх.32,14; Иер.8,7-11; Иоиль 2,13; Ионы 3,10).

Неизменность Божия состоит в постоянном творении добра и в адаптации обращения к Своим творениям, учитывая всевозможные вариации в их характере и поведении. Его угрозы обусловлены иногда природой, например, когда Он угрожал погубить Израиля (Исх.32,9-14) и Ниневию (Ионы 1,2; 3,4 и 10).

Б. Нравственные атрибуты

Нравственные атрибуты — это непременно те, которые утверждают Божественную сущность, которая охватывает нравственные качества.

1. Святость. Бог абсолютно обособлен и превозносится выше всех своих творений, в равной мере Он обособлен от всякого нравственного зла и греха. В первом смысле святость Его не является фактически атрибутом, который координируется с другими атрибутами; скорее всего, он сосуществует с ними. Он указывает на совершенство Бога во всем, кем и чем Он является. Во втором смысле Его следует рассматривать, как вечное соответствие с Его существом и Его волей. В Боге чистота существа предшествует чистоте воли и действий. Бог не потому желает делать добро, что Он добр и благ, и не потому добро является добром, что Бог хочет этого; если бы так было, тогда существовало бы добро во вне и выше Бога или же добро стало бы произвольным и изменяемым. А вместо этого воля Божия является выражением Его природы, которая свята.

Святость занимает преимущественное место среди атрибутов Божиих. Это тот атрибут, с помощью которого Бог хотел бы быть известным в ветхозаветные времена (Лев. 11,44 и далее; И.Нав. 24,19; 1 Цар.6,20; Пс.22,3; Ис.40,25; Иез.39,7; Аввак.1,12). Эта святость особенно подчеркивалась теми пределами, которые означены были вокруг Синая, когда Бог нисходил на эту гору (Исх. 19,12-25), разделением скинии и храма на святилище и Святое святых (Исх.26,33; 3 Цар.6,16 и 19), предписанными жертвоприношениями, которые необходимо было приносить, если Израильтянин хотел приближаться к Богу (Лев.1-7), особым священством, которому надлежало быть посредником между Богом и народом (Лев.11-15), праздниками Израиля (Лев.23), и особым положением Израиля в Палестине (Числ.23,9); (Втор.33,28 и далее). Господь называется «святым» приблизительно только тридцать раз у Исаии (см. употребление слова «святой» в отношении к Сыну: Д.Ап.3,14 и в отношении к Духу: Ефес.4,30).

В Новом Завете святость приписывается Богу, но реже нежели в Ветхом (Ин.17,П; Евр.12,10; 1 Пет. 1,15 и далее). Иоанн заявляет: «Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин.1,5). Ангелы вокруг престола восклицают антифонно: «Свят, свят, свят» (Ис.6,3; Откр.4,8). В силу фундаментального характера этого атрибута святости Божией необходимо представить первое место скорее, нежели любви, силе и воле Божией. Святость является регулирующим принципом из всех трех из них, потому что престол Его устроен на основе Его святости.

На основе того факта, что Бог свят, следует постичь три важные вещи.

а) Между Богом и грешником существует глубокая пропасть (Ис.59,1 и далее; Аввак.1,13). И не только грешник удален от Бога, но и Бог удален от грешника. До того, как появился грех, человек и Бог общались друг с другом; теперь это общение наруше но и невозможно.

б) Человек должен приближаться к Богу в силу заслуг другого, если он вообще должен приближаться к Нему. Человек не обладает безгрешностью и не может притязать на нее, а безгрешность — это непременное условие доступа к Богу. Но вот Христос сделал воз можным этот доступ (Рим.5,2; Ефес.2,18; Евр. 10,19 и далее). В святости Божией заключается основание для искупления; то, что требует святость Его, предусмотрела уже любовь Его (Рим.5,6-8; Еф.2,1-9; 1 Пет.3,18).

в) Мы должны приближаться к Богу «с благоговением и стра хом» (Евр. 12,28). Правильный взгляд на святость Божию приводит к правильному пониманию греховного «я» (Пс.65,18; 1 Иоан.1,5- 7). Иов (40,3-5), Исаия (6,5-7) и Петр (Лук.5,8) являются поразительными примерами отношений между двумя. Смирение, раскаяние и исповедание вытекают из Библейского взгляда на свя тость Божию.

2. Праведность и справедливость. Праведность и истина Божия шляются тем самым аспектом святости Божией, которая обнаруживается в Его отношении к творению. Эти качества неоднократно приписываются Богу (Пар.12,6; Езд.9,15; Неем.9,33; Ис.45,21; Дан.9,14; Иоан.17,25; 2 Тим.4,8; Откр. 16,5). Авраам размышляет: «Судия всей земли поступит ли неправосудно» (Быт.18,2 5). Псалмопевец заявляет, что «правосудие и правота — основание престола Твоего» (Пс.88,15; 96,2). Господь установил нравственное управление в мире, творение подчинил справедливым законам и подверг его санкциям. В силу последних Он осуществляет Свои законы посредством наград и наказаний. Распределение наград называется вознаграждающей справедливостью (Втор.7,9-13; 2 Пар.6,15; Пс.57,11; Мтф.25,21; Рим.2,17; Евр.11,26). Вознаграждающая справедливость основана на Божественной любви, а не строго на заслугах. Положение наказания называется карающей справедливостью. Она является выражением гнева Божиего (Быт.2,17; Исх.34,7; Иез.18,4; Рим.1,32; 2,8 и далее; 2 Фесе. 1,8). Бог не в состоянии соблюдать закон, определять наказание, а затем не следовать закону, если закону не оказывается повиновение. Когда закон нарушается, необходимо подвергнуть наказанию или лично человека, или заместительным образом. Иными словами: справедливость требует наказания грешника, но она может удовлетвориться и заместительной жертвой другого, как в случае со Христом (Ис.53,6; Марк.10,45; Рим.5,8; 1 Пет.2,24). Праведность Божия обнаруживается в наказании грешников (Отк.16,5-7). В защите Своего народа от злодеев (Пс. 128,1 и далее), в прощении раскаивающихся в своих грехах (1 Иоан.1,9), в соблюдении обетовании, дарованных детям Божиим (Неем.9,7 и далее), в награждении верных (Евр.6,10).

Некоторые могут полагать, что наложение наказания совершается прежде всего для исправления или для реабилитации, однако главная цель наказания заключается в утверждении справедливости. Наказание уже во вторую очередь может служить исправлению или устрашению (1 Тим.5,20).

Праведность Божия является ободрением для верующего, так как он знает, что Бог судит праведно (Д.Ап. 17,31), потому что он уверен в справедливости Христовой (Иоан.17,24; 1 Коринф. 1,30; 2 Коринф. 5,21), а также потому, что те праведные дела, которые он совершил, не останутся незамеченными (Пр. 19,17; Евр.6,10; Откр.19.8).

3. Благость.В более широком смысле этого слова благость Божия заключает в себе качества, которые отвечают на представления человека об идеальной личности, т.е. она заключает в себе такие качества Божий, как святость Божия, праведность и истина, а также Его любовь, благоволение, милосердие и благодать. Вероятно, в этом более широком смысле Иисус и сказал молодому законнику «что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только Один Бог» (Марк 10,18). А в более узком смысле это слово ограничивается четырьмя последними перечисленными качествами.

а) Любовь Божия. Любовь Божия — это то совершенство при роды Божией, которое вечно побуждает Бога вступать в связь с человеком. Это не просто эмоциональный импульс, а скорее рациональная и сознательная добровольная привязанность, приобретаю щая свою почву в истине и святости и свое выражение в своем выборе. Это не значит, что она отрицает чувства, потому что истинная любовь непременно пользуется чувствами. Если бы у Бога не было бы никаких чувств, тогда в Боге не было никакой любви. Тот факт, что Бог огорчается из-за грехов Своего народа, подтвер ждает ту истину, что Он любит Свой народ (Ис.63,9 и далее; Кфес.4,30). Любовь Божия находит свои первичные объекты в нескольких лицах Троицы. Таким образом, вселенная и человек не являются необходимыми предметами для проявления любви Божией.

Писание часто свидетельствует о любви Божией. Оно говорит о Боге, как о Боге любви (2 Коринф. 13,11), оно провозглашает Его, как «любовь» (1 Ин.4,8 и 16). Любовь — это Его природа. Он является инициатором любви (1 Ин.4,10). Он не похож на богов язычников, которые ненавидят и злобствуют, а также на богов философов, которые холодны и безразличны. Отец любит Сына (Матф.3,17), и Сын любит Отца (Ин.14,3). Бог любит мир (Ин.3,16; Ефес.2,4), Он любит Свой древний народ Израиль (Втор.7,6-8 и 13; Иер.31,3) и Своих истинных детей (Ин.14,23). Он любит праведность (Пс. 10,7) и справедливость (Ис.61,8). Уверенность в любви Божией является источником утешения для верующего (Рим.8,35-39). Любящий Бог не остается бесчувственным по отношению к избранным Своим.

б) Благоволение Божие. В силу Своей благости Бог поступает щедро, нежно и ласково по отношению ко всем Своим творениям. «Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его… Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в Свое время. Открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению» (Пс. 14 4,9 и 15-16). Творение является делом рук Божиих, и оно объявленно весьма хорошим (Быт. 1,31). Бог не может ненавидеть то, что Он сотворил (Иов. 10,3; 14,15). Благоволение Бо жие является в Его заботах о благополучии твари и соответствует нуждам и способностям твари (Иов.38,41; Пс. 103,21; 144,15; Матф.6,26). Благоволение Его не ограничивается только верующими, потому что «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф.5,45; см. Д.Ап.14,17).

в) Милосердие Божие. Милосердие Божие — это Его благость, проявляемая по отношению к тем, которые находятся в страданиях или в несчастии. Сострадание, жалость и любящая нежность — это только другие названия в Писании, которые практически определяют одно и то же дело. Милосердие является вечным и необходимым качеством Бога, как всесовершенного существа, но вот проявления его в каком-то определенном случае не является обязательным. Отрицать свободу милосердия — это уничтожать его, потому что если оно превращается в дело долга, оно перестает быть милосердием. Бог, «богатый милостью» (Ефес. 2,4), «весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5,11), Он обладает «великой Своей милостью» (1 Пет, 1,3). Сказано, что Он милостив к Израилю (Пс. 103,13), язычникам (Рим. 1,30 и далее), а также ко всем, боящимся Его (Пс. 103,17; Лук. 1,50) и ищущим Его спасения (Ис. 55,7). Это выражение часто употребляется в приветствиях и благословениях (Гал. 6,16; 1 Тим. 1,2; 2 Тим. 1,2; 2 Иоан. 3; Иуды 2).

г) Благодать Божия. Благодать Божия — это благость Божия,

проявляемая по отношению к заслуживающим наказания. Благодать снисходит к грешному человеку, как к виновному, тогда как милосердие снисходит к нему, как к несчастному и достойному сожаления. Писание говорит о «славе благодати» Божией (Ефес. 1,6), о «преизобильном богатстве благодати» (Ефес. 2,7; см. 1,7), о «многоразличной благодати» (1 Пет. 5,12).

Проявление благодати, как и проявление милосердия, не является обязательным у Бога. Но Он должен быть свят во всех Своих действиях. Он может проявлять, а может и не проявлять благодати по отношению к виновному грешнику. Писание свидетельствует, что благодать Божия проявляется по отношению к плотскому человеку в Его снисходительности, в долготерпении, медля называть его за грех (Исх. 34,6; Рим.2,4; 3,25; 9,22; 1 Пет. 3,20; 2 Пет. 3,9 и 15), в распределении даров и талантов среди людей, в ниспослании для людей благословений вместо немедленного наказания (Евр. 6,7), в даровании ему спасения (1 Иоан. 2,2), в даровании ему Слова Божиего (Ос. 8,12), в убеждающем деле Духа (Иоан. 16,8-11), во влиянии на народ Божий (Мф. 5,13 и далее) и в общей благодати (Тит. 2,11). Писание свидетельствует также, что благодать Его уникальным образом проявляется по отношению к тем, которые являются избранными Его в своем избрании и предопределении (Ефес. 1,4-6), искуплении (Ефес. 1,7 и далее), спасении (Д.Ап. 18,27; Ефес. 2,7 и далее), освящении (Рим. 5,21; Тит. 2,11 и далее), стойкости (2 Кор. 12,9), служении (Рим.12,6; 1 Пет. 4,10 и далее) и прославлении (1 Пет. 1,13). Это особая благодать Божия. Подобно милосердию (милости) это слово часто употребляется в приветствиях и благословениях (1 Кор. 1,3; 16,2-3; Ефес. 1,2; Филим. 25; Откр. 1,4; 22,21).

4. Истина. Бог есть истина. Его знания, заявления и представления вечно согласуются с действительностью. Истина Божия является не только основанием всех религий, но и всякого познания. Бог является истинным Богом, а потому Он является настоящим Богом, как и исполненным истины Богом. Он является источником всякой истины. Уверенность, что чувства не обманывают, что совесть достойна доверия, что вещи являются тем, чем они и должны быть, что существование — это не просто мечта, — покоится в конечном итоге на истине Божией. Короче, мы живем в мире, который является истинным. Многие могут спросить вместе с Пилатом: «Что есть истина?» (Иоан. 18,33). Окончательной истиной или действительностью является Бог.

И природа человека, и Писание учат, что Бог истинен. Человека понуждают верить, что у естественного закона имеется личный законодатель. И регулярность законов природы, и их очевидная целесообразность свидетельствуют о разумном авторе. Иисус утверждал, что Бог является единым истинным Богом (Иоан. 17,3). Иоанн написал: «И да будем в истинном Сыне Его» (1 Иоан. 5,20; см. Иер. 10,10; Иоан. 3,33; Рим. 3,4; 1 Фесе. 1,9; Откр. 3,7;6,10). В своих отношениях к природе истина Божия известна, как Его правда и верность. Правда Его относится ко всему, что Он открывает о Себе и к тому, что Он говорит. Его откровения Своей сущности в природе, совести и в Писании истинны и достойны доверия (Пс. 3 0,5; Евр. 6,17 и далее). Его верность приводит Его к выполнению всех Его обетовании, несмотря на то, выражены ли они словами или заключены в той конституции, которую Он даровал нам (Втор. 7,9; Ис.25,1). Тот факт, что Бог верен Самому Себе (2 Тим. 2,13), Своему Слову (Евр. 11,11) и Своему народу (1 Кор. 1,9; 10,13; 1 Фесе. 5,24; 2 Фесе, 3,3) является постоянным источником ободрения и силы для верующего. В книге Иисуса Навина мы читаем эти изумительные слова: «Не осталось неисполнившимся ни одно слово из тех добрых слов, которые Господь говорил дому Израилеву; все сбылось» (21,45).

Но как все-таки примирить правду Божию с явным невыполнением некоторых из Его угроз? Обетования и угрозы Божий выполнялись всегда буквально, если они были абсолютными, если же они были условными, то выполнение их зависело от послушания или непослушания соответствующих лиц. Условие может быть выражено или даже подразумеваться, а в верности Божией не может быть пролома, если Бог не выполняет Своих обещаний в силу непослушания или нераскаянности или в силу непослушания или послушания и раскаянности (Ион.3,4). Далее, являются ли приглашения или увещевания, предлагаемые грешнику, который непременно погибнет, искренними? Так как приглашения совершаются на почве практических условий и так как нет никаких обстоятельств, препятствующих принятию их, кроме нежелания человека, то человек не может сомневаться в искренности Бога, Который предлагает их ему. Бог заранее знал, что Израиль откажется войти в Ханаан со стороны Кадес-Варни, однако это не препятствовало Ему искренно настаивать, чтобы народ Его поступил таким именно образом (Втор.1,19-33).

Таким образом, правда и верность Божия остаются безупречными.

Поистине наш Бог является непостижимым! Павел восклицает: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия? Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!.. Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава вовеки. Аминь!» (Рим. 11,33-36). В присутствии Божества чадо Божие падает и поклоняется. Всеведение не является невежественным: Бог знает все. Любовь не является безразличной: Он заботится. Всемогущество не является бессильным: Он действует!