Дискуссионные темы 56 сессии ГК 1995 год

Предисловие.

Свобода совести для Адвентистов Седьмого Дня и для церкви Адвентистов Седьмого Дня представляет собой наивысшую ценность, ибо свобода является сутью Евангелия искупления и спасения. (Иоанн. 8:32; Римл. 8:21). Так как истина, справедливость и свобода являются основными слагающими, на которых покоится Божья церковь, АСД от начала своего возникновения считают эти принципы неотъемлемой частью своей миссии. Поддерживая свободу религии, церковь осуществляет евангельское поручение (Матф. 28:19), потому что провозглашение истины и возвышение принципов справедливости, тесно переплетены со свободой поклонения Творцу, в контексте глава 14 книги Откровения. Елена Уайт говорит, что «знамя истины и религиозной свободы… передано в наши руки» (Служ. ев. стр. 389).

Бог — Творец приемлет от нас поклонение, когда оно воздастся Ему без принуждения. Поэтому любое принуждение, вмешательство или давление над свободой выбора религии, богопочитания или религиозных обрядов не может иметь места ни в религиозном, ни в секуляритивном обществе. Религиозная свобода исчезает при нарушении прав других людей. Это относится к правам и личности, и общества.

Важнейшая ответственность.

Елена Уайт определенным образом показала, что АСД исполняют волю Божью, когда встают на защиту религиозной свободы (Свид. т.5. стр. 114). Адвентисты поддерживают принципы религиозной свободы от начала истории своей церкви, которая датируется 1850 годом. Генеральная Конференция была организована в 1863 году в самый разгар Американской Гражданской войны, в то время, когда перед церковью встала двойная проблема в отношении религиозной свободы: участие членов церкви в военных действиях и соблюдение субботы. Понятие религиозной свободы у АСД сложилось более 100 лет тому назад (1889), изложенное в «Декларации Принципов» Национальной Ассоциации Религиозной Свободы и было подтверждено во многих последующих случаях. Эти принципы включают свободу исповедывать религию индивидуально или сообща с другими в соответствии со своей совестью; поддерживать и сотрудничать с гражданским правительством, но и выступать против, применяя законные и благородные методы в случаях издания законов, ограничивающих свободу исповедовать религию. Таким образом не может быть никакого сомнения, что религиозная свобода является наивысшей ценностью для церкви АСД. Сохранение и приумножение этой свободы требует особого служения, которое возложено на отдел внешних связей и религиозной свободы, являющийся неотъемлемой частью церковной структуры.

Пророческий сценарий.

Интерес со стороны церкви к свободе совести требует специального внимания. Этот интерес усиливается пророческим сценарием, представленный Адвентизмом 19 столетия по книге Е. Уайт «Великая Борьба», подтверждаемый несколькими событиями 20 столетия и переутвержденный сегодня вновь сопутствующими теологическими исследованиями. Для подтверждения пророческих событий необходимы события, свершающиеся на земле перед нашими глазами. В большем масштабе эти события будут совершатся на 2-х сценах борьбы церкви с государством и внутрицерковных конфликтах, проявляющихся в религиозном отступничестве. В обоих случаях результатом будут являться гонения, включая закон, запрещающий работать по воскресениям и нападки на Библейскую Субботу. Роль церкви и ее активная деятельность в области внешних связей является сильной защитой принципов религиозной свободы. Эти принципы являются «передовой линией» защиты церкви. Частично это достигается посредством следующих шагов:

— определение и объяснение, что такое религиозная свобода

— защита религиозной свободы личности, церковных учреждений и церкви в целом

— подготовка и обучение членов церкви и общества в целом, в отношении текущих и будущих событий в религиозном, политическом и экономическом мире, которые в настоящее время оказывают или в будущем окажут влияние на религиозную свободу

— выполнение роли часового, подготавливая и обучая членов церкви и общественность в отношении текущих событий в религиозном, политическом и экономическом мире, которые в настоящее время влияют или будут влиять отрицательно на религиозную свободу.

Темные облака на горизонте религиозной свободы.

Существует довольно странное мнение (это практика, а не теория), что вопрос религиозной свободы — это чисто американский вопрос, относящийся лишь к США, отделение церкви от государства и неизбежный национальный воскресный закон. Получается так, что «мы в нашей стране», не имеем настоящих проблем в области религиозной свободы, не то, что «они там в США», и поэтому нам нет необходимости что-либо делать! Конечно, это американский вопрос, но также и российский, французский, английский, болгарский, египетский, греческий, мексиканский, аргентинский, грузинский, монгольский, китайский, индийский, саудоаравский, фиджийский. Практически, это вопрос каждой страны. Вместо того, чтобы смотреть на кого-то, членам церкви в первую очередь необходимо в каждой стране увидеть и вплотную столкнутся с местной ситуацией в области религиозной свободы, и тогда, вероятно, узнать в более благоприятных ли обстоятельствах по сравнению с другими народами и государствами они находятся.

Несомненно, можно сказать, что никогда ранее нам так хорошо не жилось, как сейчас. Послевоенный период рассматривается как время увеличивающейся религиозной свободы, поддерживаемой Конституциями государств, международными учреждениями (на уровне ООН и региональными организациями), и международными пактами (включая Хельсинский процесс).

С падением тоталитарного коммунизма в Восточной Европе уменьшилось и основное бремя религиозной свободы. В 1965 году на Втором Ватиканском Соборе, Римо-Католическая Церковь повернула вспять века гонений на не католиков (самым лучшим было терпение при определенных обстоятельствах), провозгласила религиозную свободу для всех, чтобы это было требованием гражданского общества. Действительно, такие определенно католические страны, как Италия и Испания чрезвычайным образом исправили положение в отношении религиозной свободы для не католиков, в особом смысле это относится к церкви АСД.

Есть положительные предпосылки. Две большие силы, выступавшие против религиозной свободы были повержены, по крайней мере на какой-то период времени. Более того, в недавние годы маятник начал уклонятся от воскресных законов. Некоторые даже советуют, что теперь мы можем расслабиться и ослабить тетиву на луке религиозной свободы. Нет, мы не можем и не должны, потому что темные тучи собираются на горизонте религиозной свободы. Фактически, есть много нарушений религиозной свободы. Вот лишь несколько примеров того, что происходит сейчас:

Препятствия евангельским кампаниям, проводимым в различных городах России, включая угрозу смерти, а также конфискацию ранее выданных властями церкви АСД участков земли после протеста православных священников. В одном случае была подожжена церковь АСД.

Во Франции, начиная с 1989 года протекает мучительный процесс, связанный с требованием посещения школ адвентистскими детьми по субботам.

Ложная или заведомо искаженная информация, относящаяся к фанатичным, иногда и нехристианским организациям, бывшим Адвентистам или отколовшимся от Адвентистов, ошибочно или преднамеренно распространяется о церкви АСД.

Предостережение.

Вселенский обманщик перегруппировывает свои силы и воздвигает новый поход против «избранных Божьих». Перечисленные ниже (нет необходимости располагать их по порядку или по приоритетам) некоторые их этих опасных предсказаний для религиозной свободы и предостережения, с которыми мы обращаемся к церкви:

Влияние Папы Римского. Его растущий международный геополитический статус, его дипломатическая доблесть, и влияние папства (Ватикана и Римо-Каталической церкви).

Католико-Протестантские взаимоотношения. Растущее сближение между Римо-Католиками и консервативными Евангелическими церквями с тем, чтобы выполнить некоторые политические и моральные обязательства. В настоящее время одной из таких проблем на повестке дня — это запрет абортов, поднятие статуса семьи, молитва в школах, помощь правительства церковным школам, но по сути своей все это потенциально будет направлено в другую область религиозно — морального законодательства.

Государство — Церковь.

Возрождение государственно-церковного менталитета и статуса в Восточной Европе, угрожающего подменить «коммунистический тоталитаризм» не прямым «правительством священников».

Восточно — Православная религия.

Усиливающаяся оппозиция, особенно в греко — православных странах, к евангелистическо — прозелитским церковным меньшинствам, сектам или новым религиозным движениям, становится очевидной по тем фактам, что предпринимаются попытки провести законы, ограничивающие такой евангелизм и защитить православные территории от «охотников за душами».

Национализм.

Растущий национализм, включая национальные движения, отождествляющие себя с основной религией, что создает угрозу меньшинствам верующих таких, как церковь АСД. В некоторых Восточных православных странах осуществляются законодательные и исполнительные усилия для ограничения евангелизма, совершаемого иностранцами. Все это делается под предлогом сохранения национальной культуры и религии, как защита от проникновения всего извращенного, чужих обычаев и религий, но это противоречит международным соглашениям в области прав человека. Такие заявления уже звучали в странах Латинской Америки и Азии.

Ислам.

Существует около 40 наций, где основной религией является мусульманство. недостаток в понимании религиозной свободы во многих исламских странах приводит к закрытости ума и очень ограниченным положениям в отношении религиозной свободы. В этих странах дозволяется очень немного или вообще ничего для общественного и личного евангелизма среди мусульман. Фактически запрещено обращение мусульман в Христианство. Правда, что в некоторых исламских странах такое обращение разрешено законом, реальность такова, что обращение мусульман в христианство социально не приемлемо для местной общины и поэтому практически невозможно.

Восточные религии.

Пробуждение или перерождение восточных религий часто подрывает религиозную свободу, особенно, когда Христианство, включая Адвентизм, воспринимается, как западный колониальный импорт или как проявление американской суперсилы империализма, угрожающей целостности национальной культуры и религиозными традициям.

Фундаментализм.

Нетерпимость религиозного фундаментализма и фанатизма внутри большинства религий, включая Христианство, Ислам, Иудаизм, Индуизм с недавних пор стала проявляться воинственной, появляется даже слепая отрицательная реакция на все современное, на падение морали, что в свою очередь открывает дорогу к атеизму.

Секуляризм.

Силы антирелигиозного секуляризма несомненно не исчезли с падением тоталитарного государственного коммунизма. Есть много сил, действующих во многих странах, которые не только идеологически противостоят религии, но которые желали бы видеть религию, выдавленную из общества и общественной жизни и направленную на ненужную литургическую деятельность только внутри, разрешаемых мест для богослужений. Частные церковные школы, принадлежащие церкви лечебные учреждения и другие церковные учреждения рассматриваются в лучшем случае, как нечто устаревшее — отжитое, а в худшем случае, как подрывающие государственную систему образования и разрушающие современные социальные установления.

Китай.

В Китае, чье население составляет пятую часть от всей человеческой расы, не взирая на некоторые послабления, все еще сохраняется трудная ситуация в отношении религиозной свободы, при которой существующая церковь АСД не может действовать свободно, не может существовать, как отдельная уникальная организация (она должна быть частью тройного союза), не может поддерживать нормальные связи со всемирной церковью (ГК) и не может формально и систематически давать образование своим служителям.

Правительство.

Вмешательство правительства в религиозную жизнь посредством законодательства или бюрократического регулирования, может иметь хорошие намерения (такие, как защита прав трудящихся), но может очень легко иметь охлаждающий или негативный эффект на миссию церкви в мире, когда такие вмешательства заходят слишком далеко. Есть примеры, когда антидискриминационные меры, программы по сохранению рабочих мест, угрозы на сексуальной почве, налоги, прием студентов, судебные процессы и т.д., являются вмешательством в сферу религиозной деятельности.

Аморальность.

Увеличивающий аморальный вакуум во многих частях земного шара не является исключением для США в сочетании с отклонением в стандартах поведения, жестоких преступлениях, развале семьи, привели к тому, что возникли движения за Христианские права и им подобные, включая мусульманский фундаментализм, побуждающие к изданию законов в области морали — такая мораль разрушает положение об отделении церкви от государства посредством навязывания своей религиополитической повестки дня.

Отдел внешних связей и религиозной свободы сегодня встречается с проблемами более сложными, чем прежде, но и возможности также почти безграничны, а проблемы многочисленны и сложны. Но не смотря на все это, теоретически и традиционно церковь АСД остается на прежнем месте. Много необходимо сделать, чтобы обучить и дать материал информационным службам, церкви, ученым, законодательным органам и политическим руководителям в отношении принципов, проблем и приоритетов в вопросах религиозной свободы и разделения церкви и государства.

Повестка дня отдела свободы совести АСД.

Встречаясь с текущими проблемами религиозной свободы (в малом масштабе), впредверии грядущей бури (в большом масштабе), повестка дня отдела религиозной свободы должна включить в себя следующие:

1. Укреплять религиозную свободу — провозглашать Евангелие, что даст возможность человеку ответить на призыв Святого Духа и свободно служить Богу.

2. Знакомить членов церкви «с признаками времени» и информировать их и общественность в отношении текущих и ожидаемых событий, разъясняя пророческие вести и убеждая, что весть церкви АСД всегда остается «истиной на сегодняшний день».

3. Провозглашать миссию церкви, поддерживая двери религиозной свободы открытыми, и побуждать открывать закрытые двери.

4. Провозглашать свободу совести и религии, включая право изменять свою религию; провозглашать, учить и распространять свою религию, исповедовать свою религию в одиночку и частно, или в союзе с другими, как организованное религиозное общество.

5. Защищать положение об отделении церкви от государства, как лучшую гарантию религиозной свободы.

6. Информировать правительство, руководителей церкви и общественность в отношении религиозной свободы, как одного из основных прав человека и знакомить их с любыми текущими или неотложными реальными угрозами для этой свободы.

7. Информировать членов церкви в отношении Христианской ответственности, как граждан государства и политических прав, включая право на нестроевую службу.

8. Рассматривать случаи религиозной нетерпимости или дискриминации.

9. Установить связи с правительственными служащими и руководителями государства через Международную Ассоциацию Религиозной Свободы или через Международную Ассоциацию Защиты Религиозной Свободы.

10. Использовать религиозную свободу, как одну из возможностей для свидетельства, чтобы познакомить отдельных личностей и организации в положительном свете с Адвентизмом (уничтожая ложную информацию и предрассудки в отношении церкви), используя это, как подходящий момент для изложения истины в отношении знамения времени, значения Субботы и других пунктов Адвентистской Евангельской вести.

11. Защищать права свободного соблюдения Субботы дома, в церкви, на работе, в школе, на военной службе, но избегать истолкования религиозной свободы, как озабоченных только Воскресными законами.

12. Провозглашать и защищать свободное использование Адвентистами Седьмого Дня образовательных, оздоровительных, и издательских учреждений.

13. Следить за растущим религиополитическим влиянием Римско — Католической церкви и ее сближением с Протестантами в общем и особенно с консервативным евангелизмом.

14. Трудится, чтобы в Исламских странах была религиозная свобода.

15. Противостоять незаконному вмешательству правительства в жизнь церкви.

16. Поддерживать религиозную свободу в Китае, где проживает 1/5 населения, включая более 150000 АСД.

Двери возможностей.

Есть неограниченные возможности для контактов с ООН. Мы должны применять большое количество документов, принятых ООН в отношении религиозной свободы, наблюдая, чтобы некоторые из этих документов не были неправильно истолкованы и неправильно поняты. Существует по крайней мере 20 организаций под эгидой ООН, с которыми церкви (включая некоторые из субсидируемых организаций, таких, как АДРА) полезно сотрудничать. Таким образом, это лишь царапина на поверхности возможностей. Мы ограничены персоналом, временем, и финансовыми возможностями. Абсолютно необходимы контакты с экономическими и социальными советами, комиссиями по правам человека, подкомитетами по правам человека, с комитетом по нравам человека, с журналистами, сообщающих о нарушении религиозной свободы, с комитетом неправительственных организаций по религиозной свободе в Нью — Йорке, всемирной организацией здравоохранения, организации по продовольствию и сельскому хозяйству, международными агентствами развития.

Существует широчайшая сеть правительственных миссий (посольских миссий и т.д.) при ООН (около 180 членов государств). Контактируйте со многими из этих миссий, преимущественно находящихся в Нью — Йорке и Женеве, они могут быть чрезвычайно полезны, особенно во время кризиса.

Рекомендации.

1. Установите стратегию для связи с руководителями в следующем:

— издавая журнал о религиозной свободе, который ставит целью информировать духовные, законодательные, правительственные, научные и иные средства информации.

— публикуйте материалы для руководителей, разверните всемирное освещение событий в отношении принципов религиозной свободы.

2. В должном свете представляйте церковь АСД перед руководителями других всемирных церквей и поддерживайте контакт с другими группами для совместного выступления на арене религиозной свободы.

3. Увеличивайте контакты с мусульманскими интеллектуалами в исламских странах.

4. Развивайте стратегию для использования рядовых членов и другие источники церкви для защиты религиозной свободы.

5. Назначьте квалифицированных личностей (пасторов, юристов, преподавателей, это могут быть пенсионеры), чтобы они могли представлять церковь во время важных событий в национальных столицах для принятия законов, положений и административных действий.

6. Организуйте семинары по религиозной свободе в каждом Юнионе с тем, чтобы познакомить администраторов и церковных служителей с принципами религиозной свободы.

РУКОВОДСТВО ЦЕРКВИ АДВЕНТИСТОВ СЕДЬМОГО ДНЯ В ЕВРОПЕЙСКО-АЗИАТСКОМ ОТДЕЛЕНИИ (ДИВИЗИОНЕ) ПЕРЕСМОТРЕЛО И ПРИЗНАЛО НЕВЕРНЫМ РЕШЕНИЕ VI ВСЕСОЮЗНОГО СЪЕЗДА ЭТОЙ ЦЕРКВИ ОТНОСИТЕЛЬНО ЧЛЕНСКОЙ СЛУЖБЫ.

29 декабря 1991 г. на заседании Совета Европейско-азиатского дивизиона Генеральной Конференции АСД в Москве, был рассмотрен вопрос об отношении нашей Церкви к постановлению VI Всесоюзного Съезда АСД 12-19 мая 1928 г. относительно воинской службы членов этой Церкви. Участники заседания признали необходимым пересмотреть это принесшее много горя нашей Церкви решение. Мы, конечно не могли не вспомнить о тех обстоятельствах, в которых был принят этот ошибочный документ. Мы знаем, как тогдашнее руководство Церкви остро чувствовало нависшую над Церковью опасностью. Как оно пыталось маневрировать в желании сохранить для Церкви возможность совершать свое служение в атеистическом государстве. Сегодня мы понимаем, что это маневр был проявлением человеческих слабостей и недоверия Богу. Не наше дело судить своих духовных предшественников. Тем более, что нам известно, как глубоко и искренно многие из них раскаивались в содеянном, когда убедились, что тщетными оказались их попытки сохранить себя и Церковь ценою уступок властям и компромиссов со своей совестью. В начале тридцатых годов все церковное руководство было арестовано. Жизнь всех их закончилась в сталинских лагерях и тюрьмах. Для тех из наших читателей, кто не знаком с протоколами VI Съезда, проходившего с 12 по 19 мая 1928 г., в Москве, мы можем сказать, что в выше упомянутом решении Адвентисты призывались нести государственную и военную службу во всех ее видах на общих для всех граждан законных основаниях. При этом подчеркивалось, что «всякого, поступающего вопреки такому решению, Съезд рассматривает, как лжеучителя, идущего в учения Священного Писания, отделяющегося от единства Церкви Божией и ставящего себя вне организации Церкви АСД». Ясно, что такое «разъяснение и постановление» съезда противоречило позиции Всемирной Церкви АСД по этому вопросу.

Адвентисты Седьмого Дня с самого возникновения твердо стояли на позициях неучастия в актах насилия и кровопролития. В своих заявлениях по этому поводу на протяжении всей истории адвентисты утверждали, что они смотрят на государственные органы власти как на божественное установление. Они признают, что власти поставляются Богом для обеспечения благополучия людей, для сохранения общественного порядка, справедливости и спокойствия. Адвентисты считают своим долгом преданно поддерживать конституционные правительства, оказывая им должное уважение, как тому учит Новый Завет.

В тоже время мы почитаем Закон Божий, выраженный в десяти заповедях, как он изложен в учении Иисуса Христа и воплощен в Его жизни. По этой причине мы соблюдаем 7-й день субботу, как святое время; мы воздерживаемся от будничных дел и обычной работы в этот день, но охотно совершаем дела необходимости и милосердия для облегчения страданий и для возвышения человечества. В мирное и военное время мы отказываемся от участия в актах насилия и кровопролития. Мы представляем каждому члену нашей Церкви абсолютную свободу в служении своей стране во всякое время и на всяком месте в соответствии с его личным голосом совести и убеждением.

Такая позиция полностью библейски обоснована. Церковь стоит на том, что ее члены не принимают непосредственного участия в кровопролитии. При этом Церковь также уважает свободу совести своих членов, следуя примеру Христа и памятуя слова апостола Павла (2 Кор. 1:24). Никто не имеет права властвовать над совестью людей. Поступать так — означало бы узурпировать власть Бога. Никто из нас не может становится между совестью наших ближних и Богом. Каждый человек ответственен непосредственно перед Богом за свою совесть и свои поступки.

Участники последнего заседания дивизионного Совета сочли нужным довести до сведения всех наших членов, что фактически Церковь давно уже отмежевалась от неверного решения VI съезда АСД, на котором под давлением извне было принято постановление, не отражающее учение и практику нашей Церкви. Наши верные братья как в прошлом, так и теперь, действительно с полным уважением относятся к гражданским властям, считают своим долгом заботиться о благополучии своей земной родины и с радостью исполняют святые Заповеди Божии. Когда же возникает конфликт между человеческими и божественными повелениями, тогда вместе с апостолом Петром они говорят: «Должно повиноваться больше Богу нежели человекам».