Пасхальная проповедь

Другой, содержащий информацию, документ о христианском соблюдении Пасхи «Проповедь о Пасхе» (датируемый около 165 г. по Р. Х.) Melito, епископа Сардиского. Высоким риторическим стилем, Melito объясняет как Пасха ветхого завета нашла свое исполнение во Христе. Значимо то, что библейским обращением все еще является повествование Книги Исход (Исх. 12:11—30), которое автор читает и как в еврейском пасхальном Haggadah (пересказ, ритуал). «Поэтому слушай, возлюбленный: таким образом тайна Пасхи нова и ветха, вечна и преходяща, портящаяся и неразлагающаяся, смертная и вечная. Она ветха согласно Закону (Моисееву), но новая согласно Слову; преходяща согласно миру, но вечна через милость; портящаяся, что касается пролития крови овцы, неразлагающаяся из-за Жизни Господа; смертна из-за похорон Господа, вечная из-за Воскресения из мертвых».

Эта проповедь делает неопровержимо ясным то, что христиане в Средней Азии соблюдали Пасху в то же самое время что и евреи. Разница состояла в том, что они не приносили в жертву агнца, потому что их пасхальный Агнец был уже заклан. Они праздновали не годовщину освобождения из Египта, но взамен их освобождение от рабства греха. Они не ожидали прихода Мессии в пасхальную ночь, но в эту ночь ожидали возвращение Христа. Читалось повествование о исходе, но ему придавалось новое христианское значение. «Так как веден был как агнец и заклан как овца, Он [Иисус] выкупил нас от рабства дьявола как от рук фараона и запечатлел наши души Духом Своим и члены тел наших Своей Собственной Кровью… Это Он, освободивший нас из рабства к свободе, из тьмы к свету, от смерти к жизни, от угнетения к вечному Царству и создал новое священничество и избранный народ. Он истинная Пасха, Он, от многих претерпевший много».

Пасхальная проповедь Melito ясно показывает, что первично христианская Пасха фокусировалась в основном на страдании и смерти Иисуса скорее, чем на Его воскресении. Хотя он сделал несколько беглых ссылок на воскресение, из контекста ясно, что они служили эпилогом драмы крестных страданий. Празднование в воскресение Пасхи Воскресения, повсеместно распространенное сегодня, представляется значительным отступлением от даты и значения первичной христианской Пасхи. Страдание и смерть Иисуса повторяющаяся тема в поучении Melito и то же самое определение он дает термину «Пасха»: «Что является Пасхой? В действительности ее название происходит от того события — праздновать Пасху [pascha] заимствовано от «страдать» [paschein]. Поэтому узнайте кто есть страдалец и кто он, страдающий вместе со страдальцем».