«Спасен ли ты?»

Приходилось ли вам когда-либо слышать такой вопрос: «Спасен ли ты?» Если даже вам и не доводилось слышать этих слов, представьте, что я сейчас произношу их, обращаясь именно к вам. Какую реакцию вызывает у вас этот вопрос? Естественно, разные люди по-разному на него реагируют. Вот несколько вероятных ответов:

— Не понимаю, о чем вы говорите.

— Да, конечно.

— А вам какое дело?

— Ну, знаете, это слишком личное.

— Не знаю.

— Не уверен. Наверное, нет.

— А меня не интересует эта тема.

— Поживем — увидим.

Здесь возможен весь спектр эмоций. От недоумения до раздражения, от игнорирования до сарказма. Известная мудрость гласит: «Не бывает глупых вопросов. Бывают глупые ответы». Каким бы ни показался нам вышеупомянутый вопрос, давайте попытаемся найти разумный и логичный ответ.

В Первой книге Царств, главе 10, мы читаем о том, как Бог пообещал сделать из Саула иного, нового, духовного человека. Или, другими словами, даровать ему рождение свыше. Господь обращается к нему через пророка Самуила: «И найдет на тебя Дух Господень, и ты… сделаешься иным человеком… Как скоро Саул обратился, чтоб идти от Самуила, Бог дал ему иное сердце, и сбылись все те знамения в тот же день» (1 Цар. 10:6, 9).

Был ли Саул в тот самый день своей жизни спасен? Очевидно, да. Ведь он стал обладателем нового, преобразованного Богом сердца. А будет ли он спасен? В тот момент казалось, что будет. Но как он окончил свои дни? Спиритическим сеансом, обратившись к духу умершего человека, а проще говоря, к дьяволу. Что последовало вслед за этим? То, что часто и следует после обращения к дьяволу. Психологическая агония и ужасная смерть — суицид, самоубийство отчаяния (см. 1 Цар. 28 и 31). Теперь вопрос сегодняшнего дня: был ли Саул спасен? Да, однажды был. А будет ли он спасен? Пожалуй, нет. А вам не кажется, что подобный итог звучит очень странно? Тот, кто был однажды спасен, не будет спасен впоследствии.

А вот другой библейский царь, Манассия. Нам не хватит времени и места для перечисления всех тех беззаконий, которым он с патологическим удовольствием предавался. И все же нельзя не привести несколько цитат.

«И делал он неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых. И снова устроил высоты… и поставил жертвенники Ваалу, и сделал дубраву… и поклонялся всему воинству небесному [звездам], и служил ему. И провел сына своего через огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников… И поставил истукан Астарты… И совратил их [иудеев] Манассия до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых. .. Еще же пролил Манассия и весьма много невинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края до края…» (4 Цар. 21:2, 3, 6, 7, 9, 16).

Если задать вопрос о Манассии в те самые дни: спасен ли он? Ясно, что нет. Кажется неприличным сам вопрос о его спасении. А будет ли он спасен? В те дни было ясно, что он никогда и ни в коем случае не будет спасен.

Но вот прошло время, и Бог, наконец, предает Иерусалим в руки ассирийцев. Манассию в кандалах уводят в Вавилон. И что же дальше? Оказавшись в положении плененного раба, сидя на цепи, как собака, он раскаялся во всех своих злодеяниях!

«И в тесноте своей он стал умолять лицо Господа, Бога своего, и глубоко смирился пред Богом отцов своих. И помолился Ему, и Бог преклонился к нему, и услышал моление его, и возвратил его в Иерусалим на царство его. И узнал Манассия, что Господь есть Бог. И после того… низверг чужеземных богов и идола из дома Господня, и все капища, которые соорудил на горе дома Господня и в Иерусалиме, и выбросил их за город. И восстановил жертвенник Господень, и принес на нем жертвы мирные и хвалебные, и сказал Иудеям, чтобы они служили Господу, Богу Израилеву… Прочие дела Манассии, и молитва его к Богу… находятся в записях царей Израилевых. И молитва его, и то, что Бог преклонился к нему…» (2 Пар. 33:12-16, 18, 19).

Этот безнравственный человек покаялся! И поскольку покаяние его было подлинным, Господь простил его, благословил свободой и преклонился к нему Своей благодатью. Теперь вопрос сегодняшнего дня. Манассия некогда спасен не был. А будет ли спасен Манассия? При таком добром отношении Бога к нему этот вопрос кажется неуместным. Конечно, он будет спасен. А вам не кажется, что данное заключение звучит странно? Тот, кто не был спасен, оказывается, будет спасен.

Откроем теперь Новый Завет, первое из четырех Евангелий, Евангелие от Матфея. И уже в первой главе мы найдем тексты, говорящие о спасении. Ангел Господень является Иосифу, с которым обручена дева Мария, и говорит ему: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог»» (Мф. 1:20-23).

Итак, в мир рождается таинственный Младенец, Которому предстоит удивительная миссия: спасти людей. В связи с этим ему предназначено имя Иисус, что значит: «Спасение Господне». Сына Божьего, по настоянию небесного вестника, следовало назвать Иисусом. Однако там же, как мы могли это заметить, евангелист Матфей упоминает древнее пророчество, приводя слова пророка Исайи: «.. .и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог».

Христос, придя в наш мир, получает данное свыше имя — Иисус. А люди, взглянув на Него, наблюдая за Ним, заметят нечто, вызывающее желание воскликнуть: «Еммануил», то есть «с нами Бог»!

Вы обратили внимание на то, что пророчество Исайи пришло из глубины веков? Это значит, что не вдруг и не случайно на первой странице Нового Завета встречаются все эти слова и имена: спасение, Иисус, с нами Бог. Возникающая уже в первой главе Евангелия от Матфея тема спасения не нова. Она есть нечто давно ожидаемое. И спасение ожидаемо давно потому, что снедает, жжет и терзает душу человека грех. Разобщенность с Господом лишает нас должной удовлетворенности жизнью. И потому восклицание «с нами Бог» подобно бальзаму на рану, нанесенную грехом. Спаситель Иисус приходит в наш мир врачевать, исцелять, освобождать, воскрешать.

«И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исайи; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное»» (Лк. 4:16-19).

Что нас, людей, сделало такими? «Нищими», «сокрушенными сердцем», «пленными», «слепыми», «измученными»? Библия отвечает, называя причину: грех. Грех есть болезнь духа человеческого, которая пустила метастазы в наше тело, в наше общество, в окружающую нас живую и неживую природу. И теперь все восстало против всего. Общество давит человека, человек мстит обществу, в свою очередь, природа «бьет» по обществу своими катаклизмами, а человек, как часть общества, душит в ответ природу. Действие греха подобно чудовищному агрегату, который вращает нас то в центробежном, то в центростремительном режиме. Он то разбрасывает участников игры под названием «жизнь» по углам, то сталкивает нас в смертельно опасных ударах. А потом опять всех по углам. До следующего удара…

Но вот Христос входит в нашу жизнь, и мы видим в Нем воплощение тех слов, того имени: «с нами Бог». С Ним приходит «лето Господне благоприятное», то есть благодатное время от Бога. Это доброе время. И это время спасения, то есть, иными словами, перед нами открывается время преодоления греха, освобождения, исцеления от него. Понятия спасения и выздоровления выражаются в греческом оригинале Нового Завета одним и тем же словом «содзо». Самый яркий тому пример — история из 11-й главы Евангелия от Иоанна. Там рассказывается о некоем Лазаре. Он заболел, и его сестры, Марфа и Мария, сообщили Иисусу, что брат их болен и просили навестить их. Об этой просьбе слышали и ученики Иисуса. Однако Господь задержался, а Лазарь тем временем умер. Ученики Христа не знали о его смерти. Иисус же, зная о кончине Лазаря, сказал ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. (Иначе говоря, ученики подумали, что раз захворавший Лазарь уснул, значит, ему стало легче, и он скоро «выздоровеет», то есть «будет спасен».) Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном» (Ин. 11:11-13). Они не знали, что Лазарь умер. Господь же знал и намеревался его «разбудить» от смерти, то есть сделать здравствующим, спасти. И вскоре Лазарь был воскрешен.

Слово «выздоровеет» в этом отрывке используется во всем Новом Завете всякий раз, когда говорится о спасении. Из этого фрагмента также видно, что наше спасение, «выздоровление» от пагубных действий греха, может осуществиться только благодаря могущественным действиям Бога. «Разбудить» нас, воскресить может только Господь. А спасенный отличается от неспасенных, как живой отличается от мертвых. При этом спасенный образно представлен «разбуженным», «выздоровевшим», «воскрешенным».

Однако здесь возникает своего рода напряжение и сомнение. Спаситель, как известно, пришел давно, а спасение в нашем мире, насколько можно заметить, так и не возобладало.

Действительно, в библейской вести о спасении есть своего рода напряжение. Оно неизбежно между началом и завершением спасения. Спаситель пришел в мир не губить, а спасать. И спасение людей от греха открывается нам в Библии не как глобальный сиюсекундный взрыв, при котором должны уцелеть чудом спасенные. Нет, вовсе не так. Спасение открывается нам как отрезок времени, период, когда происходит преображение человека. Это значит, что в данном преображении есть не только начало и завершение, но и свой путь или шаги на этом пути*. И это преображение, эти шаги вновь и вновь начинаются прежде всего для тех, кто узнает в Иисусе Христе Бога Спасающего.

Христианское учение о спасении начинается с вопроса об отношении к Спасителю. Кто есть Иисус? Если Ты признал в Нем Спасителя, тогда с тобой Бог. Если же Ты не признал в Нем Спасителя, тогда и спасение может остаться просто лишь чьим-то учением, так и не превратившись в личный жизненный опыт. Сделаем на этом особый акцент. Христианское учение о спасении начинается с вопроса об отношении к Спасителю.

Не случайно известная книга Елены Уайт «Путь ко Христу» в оригинале называется «Steps to Christ», то есть «Шаги ко Христу».

Заметьте, важно не столько мнение, впечатление или осведомленность о Спасителе, а именно нынешнее личное живое отношение к Живому Спасителю Богу.

Наша сегодняшняя жизнь — это время нашего спасения. И это единственное время, которое у нас есть. Апостол Павел, ссылаясь на пророка Исайю, повторяет слова Бога о спасении как о времени.

«Ибо сказано: «во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе». Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6:2).

Не стоит заниматься арифметикой и высчитывать продолжительность этого дня. И не стоит мучиться вопросом, о каком дне из прошлого идет речь. Этот день — сегодня, это время — сейчас. Для нас важно и достаточно заметить то, что спасение — это время. И притом время, в котором есть свое прошлое, настоящее и будущее. Прошлое в Евангелии сохранено для того, чтобы наше будущее оказалось славным. А славное будущее созидается ныне, сегодня, сейчас.

Время спасения отдельно взятого человека бывает разной продолжительности. Разбойник, висевший на кресте рядом с распятым Христом, пробыл в общении с Мессией всего лишь несколько часов. Царь Давид, со всеми своими взлетами и падениями, неоднократно обращался к Богу своего спасения, ибо порой отходил от Него. Иуда, предавший Христа, провел рядом со Спасителем два или даже три с лишним года. И все же его отношение к Спасителю так и не сложилось. А гонителю церкви Савлу хватило нескольких мгновений или минут, чтобы непоколебимо встать на путь спасения. Этих примеров достаточно, чтобы увидеть, что «количество времени для спасения» у каждого свое. Любой день может оказаться главным, любой день может стать первым, любой день может превратиться в последний.

Итак, Библия определяет спасение как благоприятное время. А время, как известно, бывает прошедшим, настоящим или будущим. У каждого из нас есть что вспомнить, каждый из нас думает о будущем, хотя бы о завтрашнем дне или о сегодняшнем вечере. Это ведь тоже будущее, которое еще не наступило. И у каждого из нас есть настоящее. И настоящее есть у нас все время, пока мы существуем. Об этом триединстве времени люди размышляли, говорили, шутили, спорили и писали всегда.

Например, некоторые древние философы считали, что настоящего просто нет. Стоит о нем подумать, как оно уже становится прошлым. Прошлого, кстати, тоже не существует. Это уже потерявшие реальность образы, зафиксированные в нашей памяти. Будущее также нереально, оно отсутствует, поскольку является лишь плодом нашего воображения. Вывод напрашивается простой: времени как такового не существует вовсе. Были из числа древних мыслителей и такие, кто с философской иронией или с философским лукавством рассуждал так: смерти бояться неразумно. Когда ты есть, ее нет. А когда она пришла, тебя уже нет. Неразумно бояться того, с чем ты никогда не встретишься. Так что бери от жизни все. Ибо есть только настоящий момент. Пользуйся им.

Среди язычников, современников апостола Павла, было немало таких, кто рассуждал примерно в таком, упомянутом выше тоне. Апостол Павел стремился донести весть о христианском спасении именно до язычников. И именно через этого апостола Бог открывает в Своем слове удивительные временные грани христианского спасения. Мы рассмотрим три библейских отрывка, повествующих о спасении. В них охватывается вся полнота времени: прошлое, настоящее и будущее.

Вот первый: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар… Итак, помните, что вы, некогда язычники… вы были в то время без Христа. .. не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою» (Еф. 2:8, 11-13).

Обратите внимание, язычники, безбожники, не имеющие надежды, были спасены! Когда это произошло? После того как они стали примерными христианами? Вовсе нет. После того как исполнили какие-то предварительные условия? Также нет. Это случилось, когда они узнали о Христе, тогда же с удивлением узнали и то, что уже спасены, и уверовали, и покаялись, и, приняв дар спасения, обрели радость и спасительное исцеление душ. Невероятно? Да, подобное кажется невероятным, но таково чудо благодати.

«Благодатью вы спасены», — утверждает апостол. Между прочим, «спасены» — это глагол, стоящий в прошедшем времени. Это означает, что действие спасения совершилось в прошлом. Хорошо эту мысль пояснил тот же Павел в другом своем послании, к Римлянам: «.. .Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8).

Когда произошло наше спасение? В прошлом. Благодатью. На кресте. Бесповоротно. Так же бесповоротно, как невозвратно само прошлое. Неизменно. Никто не может отнять у нас это прошлое. Никто не может его изменить. Разве только мы сами о нем позабудем…

Как радостно сознавать неизменность совершенного спасения! Спасения, совершенного Спасителем на кресте в прошлом. Спасения от разобщенности. Иисус -Бог спасает, Еммануил — с нами Бог! Эта радостная весть озаряет наши души светом. И все же не все ваши лица отражают ликованье. Отчего? Кажется, я вас понимаю.

Позавчера, возвращаясь домой с работы и приближаясь к дому, я заметил под ногами еловые веточки. Свежесрезанные. Их было много, они были разбросаны по асфальту, образовывая зеленую дорожку у подъезда дома, в котором я живу. Она вела к соседнему подъезду, у которого я на мгновенье задержался. У дверей ни души. Но все было и так понятно. Днем раньше в одной из квартир не стало человека. Впрочем, кому до этого есть дело? Ведь нас так много…

«Благодатью вы спасены». Тогда почему умирают те, кто должен жить? Почему мы теряем близких? Почему бывают времена, когда наше спасение нас не радует? Разве кому-то есть до этого дело?

Апостол Павел, не раз терявший дорогих ему людей, продолжает тему христианского спасения. Спасение — это не только великое прошлое, ведь, оказывается, нам его мало, но это еще и славное будущее.

И вот второй отрывок, открывающий следующую грань спасения: «Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона. Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали» (Рим. 13:10, 11).

Как неожиданно это звучит. Спасение — все еще дело будущего. И сегодня оно стало лишь чуть ближе, чем когда мы уверовали. «Разбуженные» от смертного сна, мы стали ближе к спасению. Наша земная жизнь не вечнозеленое дерево, когда-то она может и увянуть. Ведь спасение все еще в будущем. И наши лучшие надежды направлены тоже на будущее. Богу есть дело до наших скорбей и печалей. И поэтому в будущем нас ожидает спасение. И поэтому будущее хотя и волнует, но уже не страшит. В будущем наше спасение. Там наши лица будут исполнены ликования. Там — радость, которую никто не сможет омрачить и никто не сможет сдержать.

«Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою». «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15:54, 55, 57).

Далеко не все из того, о чем говорили древние философы, было нелепым. Прошлое действительно нам недоступно, разве что нашей памяти да вере. И будущее, пожалуй, доступно лишь надежде да вере. Что же нам остается? Наверное, только настоящее. Единственное время, которым мы обладаем по факту собственного бытия — это настоящее время.

«Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения». Произнесший это по вдохновению свыше апостол Павел дает и разъяснение.

Третий отрывок: «Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,— сила Божия»(1 Кор. 1:17, 18).

Что означает слово «спасаемые»? Это отглагольная форма, причастие настоящего времени. А проще можно сказать так: спасение происходит сейчас. Оно происходит не вчера и не завтра. Спасение — это сейчас. «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения». И сила Божия, крест Христов предназначены для спасаемых также сейчас.

Вернемся к вопросу, с которого мы начинали наш разговор. Брат, спасен ли ты? А ты, сестра, спасена ли ты? Брат, сестра, окажетесь ли вы среди спасенных?

Как вы думаете, какое главное отличие каждого из нас от Саула и Манассии? В том, что они страшные грешники, а мы люди мирные и добрые? Нет. Главное наше отличие от Саула и Манассии в том, что они давно успокоились во прахе, а мы все еще живы. На наш исходный вопрос: «Спасен ли ты?» — нелегко отвечать, когда он адресован усопшим. Еще труднее отвечать, если подобный вопрос задают живым.

А теперь представьте такую сцену. Вы дома сидите и смотрите какой-то всемирно известный фильм. Назовем его «Последний шанс». Тринадцать «Оскаров»! (Я уверен, что на самом деле вы этого не делаете.) Вот на экране возникает захватывающий момент. По времени это как раз середина фильма. Вдруг в комнату входит ваш сосед. Он увлеченно поигрывает в руках видеокассетой с «Последним шансом», смеется и что-то жует. Не заметив ни вашей сосредоточенности, ни того, что вы смотрите, он говорит: «Слушай, а ты смотрел «Последний шанс»?» Не отрываясь от экрана, вы тихо отвечаете: «Не мешай». Не понимая вашей реакции, сосед спрашивает еще громче: «Ну, так ты будешь смотреть «Последний шанс» или нет?» Вы тихо повторяете: «Не мешай». Тогда сосед, хлопнув кассетой по ладони, еще громче говорит: «Слушай, там как раз в середине есть такой момент!..» На этот раз вы не выдерживаете, нажимаете на «паузу», поворачиваете голову, смотрите на соседа такими глазами, что он перестает и говорить, и жевать, и так спокойно, по слогам, ему объясняете: «Я как раз сейчас слежу за этим моментом. Понял? Не мешай».

Господь Бог, спасая нас, дарует нам исцеленное, здоровое прошлое. Оглядываясь в прошлое, христианин видит не свои неудачи и падения, а славу Воскресшего Спасителя. И с Ним нас ожидает новое будущее, будущее приближающегося спасения. Грядущий Спаситель, будущее спасение — вот цель, которая видится из прошлого каждого христианина. При этом действенность прошлого и реальность будущего каждый из нас или отрицает, или утверждает сегодня.

И поэтому СЕЙЧАС день спасения. Библейская весть о спасении — это не одна и не две трети времен, а полнота: и прошлое, и будущее, и настоящее. Станет ли эта полнота нашим достоянием? Из жизни Саула и Манассии мы видим, что спасение не случайное везение. Спасение — это сегодняшнее, в настоящем времени происходящее преображение ума нашего, мыслей, чувств и действий в подобие Христу Спасителю.

Если когда-нибудь кто-нибудь вас спросит: «Ты спасен? Ты спасена?» — тогда вспомните о том, что христианское спасение начинается с личного отношения к Спасителю. А затем смело отвечайте: «Я — спасаемый. Мое спасение происходит прямо сейчас. И между прочим ваше — тоже».

Помните, что если распятый и воскресший Иисус — ваш Спаситель, то с вами Бог. И тогда вы, и я, и каждый из нас, и все мы вместе — спасаемые. И да исполнится о нас благая воля Божья.

«Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Евр. 3:14). «Поэтому, как говорит Дух Святой, «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших…»» (Евр. 3:7, 8).

1996

***

Не говори, что нет спасенья,

Что ты в печалях изнемог:

Чем ночь темней, тем ярче звезды,

Чем глубже скорбь, тем ближе Бог…

А.Н. Майков (1821-1897)