Новое зрение

Со школьной скамьи нам известно, что человек обладает пятью органами чувств. Иными словами, он обладает возможностью пятью разными способами познавать окружающий мир. Это, конечно, обоняние, осязание, вкусовые рецепторы, слух и зрение. Из этих пяти способностей зрение, пожалуй, можно отнести к самым важным. Мы же сегодня поговорим о шестом чувстве. И назовем его новым зрением.

Русский философ Лев Шестов рассказывает о любопытном эксперименте. Послушайте. «Какой-то естествоиспытатель произвел следующий опыт: в стеклянный сосуд, разделенный на две половины стеклянной же, совершенно прозрачной перегородкой, поместил по одну сторону щуку, а по другую разную мелкую рыбу, которая обыкновенно служит щуке добычей. Щука не заметила прозрачной перегородки и бросилась на добычу, но, разумеется, только зашибла пасть. Много раз проделывала она свой опыт — и все с теми же результатами. Под конец видя, что все ее попытки так печально кончаются, щука уже больше не пробовала охотиться, так что даже когда через несколько дней перегородку вынули, она продолжала спокойно плавать между мелкой рыбой и уже боялась нападать на нее… Не происходит ли то же и с людьми?» — задается вопросом философ.

Этот эксперимент невольно подталкивает нас на проведение жизненных параллелей. Библия говорит о том, что Бог, сотворив человека, вложил в него потребность общения со своим Создателем или необходимость духовного питания. Животные в таком питании не нуждаются. Человек же без него просто гибнет. Однако как часто окружающие нас люди, родители, друзья, коллеги говорят нам: «Бога нет». Человеку подчас приходится испытать и перенести множество неприятностей из-за попыток, жить в согласии с Господом. В результате нередко ищущий прекращает свои усилия и приучается жить без веры, без Бога. В сознание вселяется страх, ложный стыд и тягостная необходимость «жить как все». Правда, тягость эта может со временем пройти, серость же существования останется.

Теперь представьте, что жизненные обстоятельства резко изменяются. Все твое окружение вдруг объявляет: «Бог есть». Родители замечают: «Уж лучше бы ты верил». Друзья признаются: «В душе мы тоже верим». Коллеги дают понять: «Верить в Бога и ходить в церковь — престижно». И что же случается с нами? Не ведем ли мы себя тогда подобно той самой щуке из упомянутого эксперимента? Создатель близок к нам, а мы живем так, как будто Его нет. Господь пытается дать нам пищу, которая придаст нам сил среди невзгод. А мы делаем вид, что жить без Бога, то есть оставаться голодным, гораздо приятней. Страх, ложный стыд, подавленное чувство духовного голода, привычка жить как все умаляют наше достоинство и лишают радости жизни в общении с Творцом. К чему все это приводит? Душа лишается необходимой пищи, человек теряет ориентацию в своем предназначении. Отказываясь от Бога, мы, в конечном счете, теряем самих себя.

В Библии есть немало примеров, когда Бог обращается к людям со справедливым отеческим укором. Вот, например, слова пророка Исайи. «Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет», — говорит Господь (Ис.1:3).

Или еще пример из книги Псалтирь. «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога»» (Пс. 13:1).

Вот так нелицеприятно, «безумцем», называет Священное Писание того, кто отрицает Бога. Но почему все-таки в этих словах звучит не злой упрек, а именно отеческий укор?

Дело в том, что наш Небесный Отец никак не заинтересован в духовной слепоте человека. Творец всего сущего скорбит о нашей бесчувственности к Его присутствию. Господь ищет возможность научить нас видеть Его незримое плотским зрением участие в нашей жизни.

В Евангелии от Иоанна, главе 9, рассказывается, как Иисус Христос повстречал человека, бывшего от рождения слепым. Иисус не прошел мимо и исцелил его. Господь прикоснулся к глазам слепого, а затем велел ему пойти и умыться в источнике Силоам. Прозревший был несказанно рад, хотя и не увидел своего Спасителя. Спустя некоторое время Христос нашел его и спросил: «Ты веруешь ли в Сына Божия? [Исцеленный] отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин. 9:35-38).

Вы обратили внимание? Христос был рядом с этим человеком, еще когда он был слепым, прикасался к нему, говорил с ним. Тот отвечал Ему и слышал голос Сына Божия. И вот теперь он прозрел. Но при личной встрече с Иисусом он все равно не узнает своего Спасителя. Ему мешает прошлая слепота. И теперь, для того чтобы узнать и принять Бога, мало быть зрячим. Необходимо обрести духовное зрение. А оно обретается верой, верой в великую реальность Бога, в Его таинственное участие, Его заинтересованность в нашей судьбе. Христос призвал исцеленного к такой вере, и тот, доверившись, тотчас увидел Бога и поклонился Ему. Иисус сказал слепому: «Я дал тебе зрение». И случилось еще одно чудо. Бывший слепой, а теперь зрячий, прозрел еще раз, прозрел и с радостью поклонился.

Вы скажете, что же удивительного в том, что он признал Христа и поклонился Ему? Ведь прежде он получил явное и столь желанное физическое исцеление. Отсюда и вера… Но это не совсем так. В Евангелии есть примеры, когда исцеленные Христом не благодарили Его и не возвращались к Нему с верой (см. Лк. 17:12-19). «Повторное» прозрение слепого не было чем-то неизбежным. Но он доверился словам своего Спасителя и обрел новое зрение.

В этом рассказе есть еще одна важная деталь. Не бывший слепой находит своего Целителя, а Господь ищет его, находит и открывается ему. В этом проявляется благодатная инициатива Бога. Он находит нас в этой жизни и наделяет духовным зрением, питающим наши души. Отказываясь от веры, мы становимся жертвами неверия, теряем духовное зрение, теряем себя, слепнем.

Года четыре тому назад в одном из вузов Ростова-на-Дону я встретился с группой студентов в возрасте от 19 до 25 лет. Их было около 20 человек. Каждому из них было предложено по возможности кратко письменно ответить на один вопрос: «Кто я?» Заранее было оговорено, что ответы типа: будущий инженер, студент, красивая девушка, любитель футбола и тому подобные — не принимаются. Все это было бы ответом на другие вопросы: «Кто я по профессии или социальному положению?», «Какова моя внешность?» или «Каковы мои увлечения?». Ответ: «Я — человек», также не засчитывался. Ибо было совершенно очевидно, что каждый студент является таковым. Вопрос же: «Кто я?» подразумевал: кто я по смыслу, значению своей личности? Или кто я по сути своей человеческой природы?

При всей кажущейся простоте вопроса ответить на него оказалось не так-то легко. В аудитории наступила тишина. Студенты думали, изредка делая пометки на бумаге. Наконец, отведенное время вышло, и надо было прочитать написанное. Ко всеобщему удивлению самих студентов все ответы, кроме одного, были такого рода: «Пока не решила», «Ответить не готов», «Думаю, что стану личностью» или просто «Не знаю»… Единственный ответ, который отличался от всех, был дан студентом-выпускником, иностранцем из африканской страны Танзании. Он жил в России уже более шести лет и хорошо изъяснялся по-русски. Выяснилось, что он был христианином и написал следующее: «Я — творение великого Бога. Я создан по Его образу и подобию. Я значим и очень любим».

Тогда я задал вопрос остальным студентам: «В каком же возрасте человек должен знать, кто он?» Группа молодых людей ответила дружным молчанием. Я бы сказал, драматическим молчанием.

Да разве только студенты из той группы выглядят как-то потерянно? Сколько сегодня живет на свете людей, не знающих своего Создателя и лишившихся знания о себе! Тех, кто что-то слышал о Боге, подобно тому слепому, и все же не узнающих Бога при встрече.

Всем нам известна привычная ситуация детских лет. Ребенок вдруг потерялся в толпе и плачет. Наконец, какой-нибудь добрый дядя, тетя или милиционер обращает на него внимание. Пытаясь успокоить малыша и помочь ему, они обязательно спрашивают: «Ты чей?» Ну и конечно: «Как тебя зовут? Где ты живешь?» и так далее. От ребенка трудно добиться вразумительного ответа на вопрос: «Кто ты?», если вы прежде не выяснили, «чей он». Если ребенок отдернет руку и дерзко ответит: «Ничей!», тогда взрослый с печалью подумает: «У, какой! Беспризорник. ..» И станет ясно, что узнать, кто этот маленький неудачник, будет нелегко. Если же ребенок охотно объясняет, чей он, то вскоре вы будете знать и кто он.

Эта врожденная психологическая черта человека с возрастом не проходит. Мы можем знать, кто мы, только при условии, что мы знаем, чьи мы. И чем раньше человек узнает, что он не беспризорник, что он принадлежит Богу, тем раньше он обретает подлинное самосознание. Без него вряд ли возможно выполнение в жизни высокого человеческого предназначения, которое коротко и ясно изложил Христос: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).

Младенец Иисус с самых ранних лет слышал от Своей матери о Небесном Отце. Он рос в атмосфере Богопознания. В тридцать лет Он оказался среди слушателей проповеди Иоанна Крестителя. Тогда же Он принимает в Иордане водное крещение. В момент выхода Иисуса из воды на Него низошел Дух Святой, как голубь. И вдруг раздался глас с неба, глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17).

Эти слова были произнесены Небесным Отцом. Их жизненную важность трудно переоценить. Они придали Христу такую силу духа, перед которой отступали любые враждебные силы.

Вскоре после этого Иисус оказывается в пустыне, и к Нему приступает дьявол, желающий искусить Его. Удивительно и вместе с тем совершенно закономерно звучат слова самого первого искушения Христа. Вот они: «И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф. 4:3).

Обратите внимание, в первых же словах видна попытка выбить знание, стереть память, лишить Иисуса веры в принадлежность Небесному Отцу! Дьявол прекрасно знает, что прежде всего, и это самое главное, нужно отнять у человека правду о его родстве с Богом. Если это удастся, то остальное в жизни человека будет разрушено вследствие этой главной потери, утраты веры и знания о своей принадлежности к Богу. Человеку, потерявшему память о том, «чей он», не требуется много времени для того, чтобы потерять способность ответить на вопрос: «Кто я?» Так человек без Бога становится беспризорником. Он начинает походить на ту обманутую и испуганную щуку, которая ведет себя так, словно не видит происходящего вокруг, боясь удара. Или, перефразируя Архимеда, скажем: такой человек теряет точку опоры. И уже не то чтобы землю сдвинуть, ему себя по земле «двигать» не хочется. И тогда нет сил противостоять давлению, натиску жизненных проблем. И человек превращается в слепого, который способен на что угодно, кроме одного: он не может видеть. Не может видеть Бога.

Великое же благословенное следствие признания Бога над собой есть обретение себя.

И это не последнее следствие. В восьмой главе Евангелия от Иоанна описана история, веками вдохновлявшая поэтов, писателей, художников. Вы, конечно, догадались, что речь идет о знаменитой встрече Христа и женщины, схваченной фарисеями. Пожалуй, наиболее выразительно из всех живописцев эту встречу передал русский художник В.Д. Поленов. Завершив работу над своей картиной в 1887 году (оригинал которой находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге), художник назвал ее «Христос и грешница» (первоначальное название «Кто из вас без греха?» было запрещено цензурой).

На огромном полотне, слева, можно видеть изображение внимательного и спокойного Христа. Справа яростно кричащие фарисеи. Они злобно выталкивают вперед перепуганную женщину, которая оказывается в центре событий, в центре картины. Наиболее предприимчивые «борцы» за справедливость уже вооружились камнями, приготовившись к кровопролитию. Иисус, склонив голову, поначалу как будто не замечает происходящего. Но вот Ему брошен вопрос: «Разве таких, как она, не следует побивать камнями? Учитель, — провоцируют Его книжники, — ты что скажешь?» Вдруг Иисус оборачивается и останавливает их всех одной властной репликой: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень».

Пройдет совсем немного времени, и эта шумная площадь вблизи Храма опустеет. На ней останутся лишь двое: Христос и грешница. Теперь Иисус обращается к ней: «Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи» (Ин. 8:10, 11).

И вот сейчас-то будут произнесены слова, от которых и поныне воскресают мертвые души: «Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8:11).

Как хочется верить в такого Бога! В Бога, Которого Христос открыл людям этими словами! И сколь немногие знают, верят, что Бог действительно таков! Не на картине, в жизни.

Откуда проистекает такое восхитительное отношение, такая милость к падшим людям? Благодать, которая из грешников делает праведников! Не называет грешников праведниками, а именно делает их праведными, созидает, воссоздает. Воистину, Господь наш — Восстановитель «развалин».

Обратим внимание на одну замечательную деталь. В самом Евангелии эту женщину грешницей так никто и не назвал. Иоанн, записавший эту историю, очевидно, лично переживший и осмысливший произнесенное Христом, как будто устыдился назвать эту женщину грешницей. Он, вероятно, не позволил себе этого, поскольку Сын Божий не назвал ее так. Она, конечно, была грешницей. Но Господь ее так не назвал.

Это удивительно, но, читая Евангелия, мы замечаем, что Спаситель никогда и никого не назвал грешником. Все, с кем Он встречался, были названы Им по-другому: потерянные, заблудшие, нездоровые. Он как будто стыдился сказать человеку в глаза: ты грешник. Фарисеи делали это чуть ли не ежедневно. Иисус же не мог, не получалось. Да и не было в этом нужды. В Его присутствии каждый, в ком не была окончательно утрачена чуткость, ощущал себя грешником. И это спасительное осознание еще больше влекло к Святому, ибо в святом нет осуждения.

Почему фарисеи, почему священники оказались неспособны на такое же отношение к человеку? Скорее всего, оттого, что они не знали, кто они. А чем слабее человек понимает состояние своей души, тем крепче ему верится, будто он разбирается в душах окружающих людей. Фарисеи опрометчиво полагали, что знают, сколь негодна эта женщина. Утратив верную самооценку, они утеряли способность верно оценивать окружающих. Между прочим, Господь и фарисеев не назвал грешниками. Но своим вопросом он вынудил их признать собственную греховность. Грех — это общая людская беда. Не понимая этого, фарисеи сделались, как выражались в советские времена, «служителями культа», а не служителями своих ближних, израненных грехом.

Обвинители той женщины не убили ее только потому, что вдруг осознали, кто они сами. А осознание это пришло благодаря простому рассуждению: если мы ее убьем, то тогда мы точно не Божьи люди. Страх, вызванный таким самораскрытием, подействовал, как стыд быть публично раздетым. И они разбежались. Точно так же паук забывает о пойманной мухе и спасается бегством, как только вы начинаете трясти паутину, на которой он сидит. Злоумышленники пребывали на зыбкой почве. Иисус же крепко стоял на истинном основании. И в результате они оставили несчастную жертву. Впрочем, ушли они и от Христа. Господь же, по обыкновению, остается с грешниками. Он не гонится за грешниками, Он именно остается с ними. С одной целью — наделить их Своей праведностью.

О, если бы те фарисеи знали, каков их Небесный Отец! Если бы они осознали, чьи они. Тогда бы и не возникло дьявольских, злых мыслей и поступков. Не случилось бы и провала в памяти, потери знания о том, кому они сами принадлежат.

Быть человеком — очень высокое звание, если при этом выше располагается Бог. И в то же время быть человеком может оказаться очень унизительно, если выше неба расположена лишь пустота. Если мир над человеком не заполнен Богом, то его заполняет пустота. Она распространяется и вокруг. И что самое ужасное, врывается внутрь, в душу.

Сегодня существует немало полурелигиозных или «околорелигиозных» людей. Но обладают ли они верой в реальную Личность? В Бога, красота характера Которого способна восхищать самые черствые сердца. Для многих в наше время Бог — увы! — лишь философская абстракция, ни к чему не обязывающее религиозное впечатление. Или традиция предков, которую надо бережно хранить, как хранят старые вещи. И многие живут так, будто Его рядом нет. Трагический парадокс: Бог близок к каждому человеку, а человек живет как сирота и остается духовно голодным и пустым. И порой даже не сознает, чего ему недостает.

Нам нет нужды жить, уподобляясь голодной и напуганной щуке из того самого эксперимента. Рядом есть пища: Библия — Слово Божие, а через нее нам открыт Сам Бог, Создатель и Отец. Из Его слова мы узнаем, чьи мы, кто мы и Кто силен дать нам зрение, избавить от слепоты.

Недаром в книге Псалтирь сказано: «Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!» (Пс. 33:9) Пророки Божий призывали как бы «вкушать» Бога. Тем самым они подчеркивали реальность потребности духовного питания, великую необходимость в удовлетворении этой потребности человеческой души. Может ли кого постичь более печальная участь, чем остаться слепым и голодным? Именно это происходит с теми, кто не замечает Бога, кто не узнает своего Целителя. Ибо душа страдает от слепоты и голода, когда она «обезбожена».

А Христос, оканчивая разговор с тем самым слепым, о котором повествует Евангелие от Иоанна, сказал: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели…» (Ин. 9:39).

Вот в чем суд. Вот для чего приходил Христос в этот мир. Дать зрение слепым. Если слепому нужен поводырь, то зрячий сам избирает нужный путь. И зрячие сами определят свою судьбу. Своим собственным выбором. И это будет суд Божий.

Вера в Бога, явленного Христом, принятие Его как Небесного Отца влечет за собой замечательные последствия. Она дает нам новое зрение. Иной взгляд буквально на все. Во-первых, мы обретаем, находим самих себя. Мы знаем, чьи мы и кто мы. Во-вторых, мы обретаем способность относиться к нашим ближним так, как Господь относится к нам.

Бог открывает нам глаза, дабы мы узрели своего Отца и Спасителя, узнали себя и поняли своих ближних. Это — новое зрение. Зрение, которое дарует нам Бог. И теперь, взывая к этому новому зрению, апостол Иоанн восклицает: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1Ин. 3:1).

Со школьной скамьи нам известно, что человек обладает пятью органами чувств. Он владеет пятью способами познавать окружающий мир. Это, конечно, обоняние, осязание, вкусовые рецепторы, слух и зрение. Однако ничто по своей важности не сравнится с новым зрением. Во всяком случае, так считают христиане.

31 мая 1999

***

Непостижимые красоты

Слепому скучно созерцать,

И тщетна света благодать,

Когда в его глазах — пустоты,

Слепому не грозит ослепнуть

От ослепительных светил,

И Ты, Господь, нам всем простил,

Что мы предпочитаем слепнуть.

Отгородившись слепотой

От ближних, от Тебя, Владыка,

Мы ограничены и дики,

И вечно заняты собой.

Поскольку зрячий уязвимей

И больше у него забот,

Не всякий к Богу вопиет:

«Всевышний, сделай правду зримой,

Во имя Сына Твоего…

Мне нужно в сущности так мало —

Коснись и исцели провалы

В глазницах духа моего!»

Н.И. Щеглова