Пятнадцатый камень

Япония всегда считалась страной загадок и чудес. В начале XX века английский путешественник Петри Ватсон писал: «Если вы пробыли в Японии шесть недель, вы все понимаете. Через шесть месяцев вы начинаете сомневаться. Через шесть лет вы ни в чем не уверены». Трудно сказать, изменится ли такое мнение о стране восходящего солнца в XXI веке. Как бы там ни было, сегодня мы приоткроем ларец «японских секретов» и рассмотрим один из них, размышляя над сокрытым в нем смысле.

Журналист Владимир Цветов в своей книге «Пятнадцатый камень сада Реандзи (018) » рассказывает о главной достопримечательности японского города Киото, носящей множество имен. «Сад камней», «Философский сад», «Сад Реандзи»… Здесь в древнем монастырском саду находятся пятнадцать черных необработанных и разных по величине камней, разбросанных по белому песку. Столетия назад мудрый монах Соами вложил в этот кажущийся беспорядок некий смысл. Это не только геометрическое чудо, но еще и философская загадка. Существуют десятки ее толкований и все еще продолжают появляться новые.

Мы сказали, что там пятнадцать камней, потому что именно эта цифра указана в путеводителе для туристов. Взгляду же открывается лишь четырнадцать. Пятнадцатый камень остается невидимым. Его загораживают соседние. С трех сторон сад ограничен каменными монастырскими стенами. Вдоль четвертой, по краю песчаного прямоугольника, устроена деревянная галерея. Делаешь шаг по ней и продолжаешь видеть только четырнадцать камней. Пятнадцатый — тот, что до сих пор прятался, теперь оказался в их числе, но исчез другой камень. Еще шаг по галерее, и гениально спланированный хаос предстает опять в иной композиции. Она состоит из неизменных пятнадцати камней, из которых один — всегда невидим.

Сад Реандзи представляет собой наглядную модель познания. Для нас в мире обязательно остается что-то неизвестное, несосчитанное, неучтенное. Мы уверены, что перед нами открыта вся реальность. И мы даже не представляем, что присутствует рядом что-то еще, недоступное нашему взору.

В свое время великий апостол христиан Павел сказал: «Ибо мы ходим верою, а не видением» (2 Кор. 5:7). Подразумевает ли вера отказ от познания, от исследования видимого? Конечно, нет. Между тем, христианская вера — это иной род познания. И единственным безошибочным путеводителем в этом познании была и остается Библия, Священное Писание, Слово Божье, Слово Христа.

Вот почему Христос призывал Своих последователей: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). Если провести аналогию с японским чудо-садом, то можно прийти к следующим выводам. Сын Божий, Иисус Христос, это тот самый «пятнадцатый камень», о присутствии которого можно так и не узнать, если не довериться Священному путеводителю, Библии и оставаться бесчувственно невнимательным к движению жизни вокруг себя.

Интересно отметить, что в Евангелии Христос неоднократно называется камнем. Чаще других мы можем услышать это из уст апостола Петра, который говорит о Своем Господе, что «Он камень живой», «драгоценный», «камень краеугольный», то есть важнейший в устройстве жизни. В книге Деяния апостолов, в главе 4, сообщается, что апостолам пришлось давать объяснения по поводу своей деятельности перед руководителями страны. Вот что заявил Петр о Христе, о Котором они проповедовали: «Он есть камень, отвергнутый вами, зиждущими (то есть строителями), но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения» (Деян. 4:11).

Напряженнейший драматизм евангельского повествования открывается в том, что этот драгоценный Камень остается многими не оцененным по достоинству, а Его спасительное присутствие — просто игнорируется. Более того, для многих, объявляющих себя верующими в Иисуса Христа, Он остается всего лишь просто «камнем»: правда, когда-то священным и в прошлом полезным. Его деятельностью вдохновлялись поэты, живописцы и музыканты. И за сотни лет, словно окаменевший, Иисус даже приобрел национальные черты того народа, который сохранял Его как свою священную реликвию. И пусть Он остается своего рода «музейно-церковным» экспонатом. Мы будем любоваться драгоценностью и не станем «трогать руками». Он — древнейший и священный камень, напоминающий нам о неких духовных ценностях и славных предках. И как частица былых традиций, Он лучше сохранится для грядущих поколений, если к Нему как можно реже прикасаться…

Какая печальная ирония, не правда ли?! И не ее ли предчувствовал Христос, когда рассказывал обступившим Его слушателям притчу о винограднике и неверных виноградарях. Она записана в Евангелии от Луки: «И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время; и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем. Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем. И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали. Тогда сказал господин виноградника: «что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся». Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: «это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше». И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника? Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!» (Лк. 20:9-16).

Параллели этой притчи настолько очевидны, что священники и старейшины сразу же уловили смысл сказанного. Господь Бог взрастил на земле виноградник. То есть взрастил людей, которым открылся как их Создатель. Он дал им жизнь, здоровье, Он питал их хлебом насущным и многими другими благами. Они же возомнили, будто все это им достается само собой, без помощи извне, благодаря исключительно их личным усилиям или слепым законам природы. Спустя время Господь ожидал найти плоды добра, которым щедро одаривал людей, названных виноградарями. Они же и не думали приносить какие-либо плоды добра. Напротив, неверные виноградари ожесточились в своей мнимой независимости. Они гордо посчитали себя исключительными хозяевами вверенного им виноградника. Что предпринимает Бог? Он посылал к ним вестников-пророков. Но их чаще всего постигала печальная участь. Тогда Отец Небесный решил послать Сына Своего в надежде, что люди не посмеют обойтись с Ним так же жестоко. Но виноградари поступили по отношению к Нему еще хуже, чем к другим вестникам. Они так часто упражнялись в злобном поведении, что оно превратилось для них в «священное» правило. Заметьте, что Христос обращается к этим профессиональным религиоведам с вопросом, что же может ожидать этих злых виноградарей? Каково их будущее? И Сам же дает ответ, говоря, что хозяин «придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим».

И после этого Иисус произнес великие слова о Себе, о Камне, на который они смотрели, но не видели: «Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла»? Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Лк. 20:17, 18).

Эта притча поразила всех своей ясностью и откровенностью, смелостью и правдивостью. Слушатели, безусловно, догадались, кого имел в виду в притче Иисус. У них была возможность избрать иной образ действий. Но жажда расправиться с Тем, Кто учил истине и любви, в них все же возобладала.

О том, как в дальнейшем разворачиваются события, евангелист Лука сообщает в следующем, 19-м стихе: «И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу».

Христос назвал Себя камнем, о который может, образно говоря, «разбиться» жизнь любого человека. То есть соприкоснуться с такой силой, от воздействия которой все становится иным, лучшим и обретает бессмертие. Противящийся же спасительной силе сам избирает гибель и обратится в прах.

Следует заметить, что, рассказывая эту притчу, Иисус вовсе не кажется похожим на безобидного агнца. Его категоричность здесь не призвана вызывать умиление, услаждать слух. Она требует решительности от каждого слушателя. И это может вызвать беспокойство, о котором захочется поскорее забыть, заняв свои мысли чем-то другим. А то и повторить «подвиг» виноградарей. Выбросить вон из сада «пятнадцатый камень», который раздражает своим невидимым присутствием.

Но Христос — не философская загадка и не бездушная геометрическая головоломка. Он — не средство для интеллектуальных упражнений и не исторический экспонат. Он — наша жизнь! Спаситель готов и будет бороться за жизнь каждого из нас, подобно воину, не жалеющему себя ради победы. Сын Божий откроется нам с разных сторон, желая быть замеченным и узнанным.

Неверные виноградари из притчи увидели в Сыне Господина угрозу своей привычной, хотя на самом деле столь зыбкой, стабильности. Они возмечтали завладеть наследством, принадлежащим Сыну. Их охватила безумная мысль: стать управляющими в винограднике, за которым были явно не способны ухаживать. Ведь их виноградник уже давно не приносил плоды, а они продолжали лелеять мечту быть его хозяевами.

Не бываем ли и мы похожи на этих странных тружеников? Увы, нам действительно порой не удается справляться с нашими семейными проблемами, болезнями общества, международными конфликтами. При этом мы не намерены подчиняться и Сыну Божьему. Нам хочется быть собственниками того, чем мы не умеем управлять. Если же Сын Божий явится в наш виноградник, Ему будет тесно и неуютно среди нас.

Мы читали: «И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу».

Настал день, и они все же совершили свое злодеяние. Христос был распят, затем погребен в могиле. Теперь Он больше не потревожит их. По обычаю того времени Иисус был похоронен в гробнице, высеченной в скале. К ее входу привалили огромный камень, дабы окончательно изолировать умершего. Но Господа жизни нельзя было заставить лежать там, где определили Ему место неверные садовники. Они сделали все, чтобы Его уже никто и никогда не увидел. Но бесконечное превосходство Иисуса вскоре стало опять явным для всех. Он воскрес! Могила не могла удержать, не могла скрыть Его от людей! Не случайно апостол Петр называет Иисуса «живым камнем». А живого не спрячешь среди мертвых.

Воскресший Христос вдохнул новую жизнь в Слова, сказанные Им прежде. И для нас они теперь не просто след на бумаге. Они, как выразился апостол Павел, «духовное питие», которое необходимо пить всегда. И питие это есть живой Христос, обитающий среди нас.

Посмотрите, как просто и благословенно звучат наставления Сына Божьего: «Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое. И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его…»(Мф. 7:24-28).

Обратите внимание, Иисус вовсе не ожидает, что Его слова непременно вызовут ответный восторг у слушателей. Для Него ценно, что эти слова будут исполнены. И не в среде таинственных монахов и святых седой древности, а в нашей сегодняшней жизни, в жизни наших современников. Если же мы противимся этому, восхищаясь лишь звучанием Иисусовых заповедей, то тем самым повторяем все ту же известную грустную историю. Христос каменеет и превращается в религиозный сувенир, домашний талисман. Его слова умирают от бездействия. Возвращается в могилу и их Произнесший. Безрассудство торжествует, и падение неизбежно.

Исполняющий слова Святого Писания уподобляется человеку благоразумному, который построил дом свой на камне, на живом камне, то есть на Христе. Бури и штормы ему уже не страшны. Они приходят и уходят, но не под силу им разрушить дом, в котором Сам Господь — краеугольный камень, надежда и опора.

Однако христианская вера — это не только славное и крепкое прошлое. Библейские пророчества помогают нам заглянуть и в будущее. Некоторые из них весьма доступны для понимания. Одно из таких пророчеств хотелось бы напомнить.

На календаре был VI век до нашей эры. Вавилонский монарх Навуходоносор увидел странный сон. Смысл сновидения неясен, и содержание его оказывается забытым в то же утро, и это тревожит царя. Он чувствует, что привидевшееся ему имело какой-то сокровенный смысл. В нем было нечто важное. Но что именно? Память отказывает ему. Как и всякий богатый правитель древности, Навуходоносор содержал при своем дворе целый штат своего рода специалистов по паранормальным явлениям и нетрадиционной «проблематике». Среди них были экстрасенсы, гадатели, колдуны, астрологи, телепаты, чревовещатели, уфологи, ауроведы и множество других им подобных. Собрав их всех, он потребовал вернуть из забытья свой сон, да еще и изъяснить его значение. Для пущей убедительности царь пригрозил всех их четвертовать, если его повеление не будет исполнено. Мудрецы оторопели. Такое требование выходило за рамки всего не только традиционного, но и нетрадиционного. В их лица пахнуло дыханием смерти. Пытаясь хоть как-то спасти себя, они неожиданно дают царю весьма разумный ответ: «Дело, которого царь требует, так трудно, что никто другой не может открыть его царю, кроме богов, которых обитание не с плотью» (Дан. 2:11).

Но царю нет дела до их гениальной искренности. Ему нужно одно — вернуть забытый сон. И пророк Даниил сообщает далее, что в гневе царь действительно издает указ, в котором все мудрецы вавилонские приговорены к смерти. И если бы не Божественное вмешательство, то вскоре он был бы приведен в исполнение.

«Рассвирепел царь и сильно разгневался на это, и приказал истребить всех мудрецов Вавилонских» (Дан. 2:12).

Действия разгневанного властителя непредсказуемы. Но разве есть на земле такой монарх, помыслы и деяния которого неведомы Господу Богу? И разве не долготерпелив Господь как к злым, так и к добрым людям? Ведь не напрасно Иисус сказал, что Небесный Отец «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45).

Вот и здесь Господь являет милость и вмешивается в историю. Неожиданное для всех спасение приходит от Даниила. Это иудейский пленник, живущий при дворе. Он не сидит на цепи подобно рабу, а благодаря своему уму взят на государственную службу. Живость и глубина ума Даниила неслучайны. Он глубоко предан Богу Живому и Истинному. Он не кудесник, он — глубоко верующий человек. И, полагаясь на Творца неба и земли, он заявляет царю, что нет нужды в кровопролитии. Бог, перед Которым благоговеет Даниил, силен открыть любую тайну. Царь, жаждущий разгадки своего таинственного сна, ухватился за слова Даниила. Горе-мудрецы спасены, а Даниил, просвещенный свыше, делает вещий сон царя достоянием всех и каждого, и нас в том числе. Мы можем прочитать о нем во 2-й главе Книги пророка Даниила. Сейчас мы лишь коснемся некоторых деталей.

Изложенное Даниилом воскрешает в памяти изумленного царя один за другим забытые прежде символы. Тут же он узнал и их значение. В образе истукана, состоящего из разных металлов, ему было представлено будущее мира. Как в панораме, пред ним предстали сменяющие друг друга самые великие мировые системы: вавилонская империя, мидо-персидская, древнегреческая и римская, преобразовавшаяся позже в сообщество европейских государств, существующих и поныне. Каков же следующий исторический этап? Заключительные слова из речи Даниила гласят: «И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его! Тогда царь Навуходоносор пал на лицо свое и поклонился Даниилу, и велел принести ему дары и благовонные курения. И сказал царь Даниилу: истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны!..» (Дан. 2:44-47).

Итак, завершение человеческой истории представлено вторжением извне таинственного Камня. Это происходит не по человеческой инициативе, но по непостижимой воле Всевышнего, Который и подводит итог суетной истории мира. Он дает начало новому миру, царству, которое будет стоять вечно, свободное от смерти и зла. Царство это столь же реально, как и царства прошлого и настоящего. Это и будет Царство Христа, которое вскоре и неожиданно для многих зримо утвердится на всей земле. И гражданами его станут все те, кто строил свою жизнь на самом важном Камне бытия: на Господе Иисусе Христе.

По деревянной галерее монастырского сада Реандзи бесконечной вереницей идут туристы: вечно спешащие экскурсионные группы и задумчивые одиночки. Все они видят лишь четырнадцать камней. Но каждый знает — их пятнадцать. Ведь так утверждает путеводитель. И именно этот невидимый пятнадцатый камень делает сад Реандзи одним из самых прекрасных на земле.

По хрупкой галерее жизни делает свои шаги и каждый из нас. Наша жизнь не ограничивается видимым. Если мы движемся с верой в Бога, то с каждым шагом мы сознаем присутствие невидимого главного Камня. Иисус, Сын Божий, есть важнейший камень как для всей человеческой истории, так и для скоротечной истории каждого из нас. И именно этот Камень делает христианскую жизнь самым прекрасным садом на свете.

«Живой Христос есть камень преткновения и камень соблазна для неверующих», — с сожалением замечает апостол Павел. И тут же радостно добавляет, что «всякий, верующий в Него, не постыдится» (Рим. 9:33). И да будет так!

5 марта 2001

***

Бог на земле — не только в небесах:

В густой траве и в луговой гвоздике,

В струях воды и в лиственных лесах,

В тропинке нежной и в девичьем лике…

У многих в душах Божья благодать.

Здесь, на земле, Он ходит между нами:

Идти за Ним или Его предать —

Должны решать мы ежедневно сами.

Г. Иванов

(018) Цветов В. Пятнадцатый камень сада Рёандзи. М.: Изд. полит, лит., 1991. С. 1.