Книга нашего завета

Введение

Однажды у меня в руках оказалась Библия, изданная в Израиле. На обложке этой Библии значилось: «Книга Нашего Завета». Такими словами издатели, вероятно, намеревались поощрить чувство особой причастности своих читателей к данной книге.

Мы же, приобщившиеся к слову Священного Писания, к слову, преподанному Христом, знаем, что Господь Бог — не семит и не, тем более, антисемит, но Отец. Бог Священного Писания открывается нам как Создатель всего сущего, как Отец, ищущий своих «блудных детей». И потому каждый ищущий Бога человек может с радостью признать, что и он может стать участником завета с Небесным Отцом.

Как в прошлом, так и ныне библейское повествование о завете между Богом и человеком не перестает восхищать своих слушателей. Сегодня мы прикоснемся к нескольким страницам этой необыкновенной истории, истории завета.

Дорога домой

Обратим наши взоры на 15-ю главу книги Бытия. Но прежде небольшая историко-библейская справка. Господь вызывает Авраама из земли его предков. Откликнувшись на зов Божий, этот человек становится странником и пришельцем. Однако Господь вызвал Авраама не для того, чтобы лишить родины. Как раз наоборот, для того чтобы родину ему вернуть. Ту самую, которая была утеряна почти позабытым праотцем Адамом. И вот Авраам становится искателем этой горней отчизны.

К тому же Господь призывает и нас. Но путь домой — это не только счастье. Путь этот сопряжен еще и с опасностями. Увы, но на нем путников поджидают те, кто никак не заинтересован в нашем возвращении. Прежде всего, это дьявол. А также те, кто составляют его семью. Не случайно Иисус упоминает о том, что дьявол — отец своим детям, которых среди людей, к сожалению, наверняка немало.

Наставление Своих учеников, как должно молиться, Иисус начал словами: «Отче наш». Отец. Значит, есть и у Бога среди людей Свои дети. Откуда же берет начало история этих двух семей? И таких непохожих отцов этих семейств? Конечно, от грехопадения. Помните?

«И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15).

Земное человечество всегда будет разделено. Два вида семян дают свои всходы. Дьявол умножает, а порой и защищает своих детей. Но он их не любит, он пользуется ими. Господь наш и Бог тоже умножает и защищает Своих детей. Но Он при этом их еще и любит.

И вот в лице Авраама Создатель начинает созидание своей видимой семьи. И здесь сразу же появляется трудность: Бог — свят, а мы — грешны. Для Бога невыносим грех. Для нас непостижима Его святость. Как же жить нам вместе? И Господь находит выход: отношения в этой Богочеловеческой семье будут регулироваться так называемым заветом. В нем Господь открывает нам правду о Себе, о дьяволе и о нас самих.

Огонь завета

«.. .Было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика. Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение. Он сказал: Владыка Господи! По чему мне узнать, что я буду владеть ею? Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя. Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек. И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их. При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий. .. .Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными. В этот день заключил Господь завет с Аврамом» (Быт. 15:1-12, 17, 18).

Какая странная развертывается сцена! Происходит диалог человека с Богом. Рядом лежат свежие дымящиеся трупы только что убитых животных. Они рассечены пополам, и части их разложены в определенном порядке согласно какой-то неведомой логике. Появление хищных птиц и отгоняющий их одинокий человек. Все это продолжается до захода солнца, пока наконец сон не начинает валить его с ног. Но тут ужас овладевает его сознанием. Он совсем один посреди этих трупов. Кругом царит великий мрак… И вдруг пламя озаряет землю. В клубах дыма появляется огненный столп и величаво, медленно движется между рассеченными телами животных…

В этот день, как гласит Писание, Господь заключил завет с Аврамом…

Все происшедшее так и осталось бы непонятным для нас, если бы не открытия археологов. Оказывается, в те стародавние времена существовал свой особый язык заключения заветов.

Как это было

«Археологи обнаружили записи, относящиеся к 1400-1200 гг. до н. э., рассказывающие о заключении заветов, составленных хеттами (племена, обитавшие в центральной части Малой Азии). Договор обычно заключался вождем клана с членами другого клана: вождь предлагал им свое покровительство. Вначале инициатор договора представлялся и указывал, какие обязательства он сам будет нести по отношению ко второй стороне. Взамен он требовал выполнения определенных условий. Часто к договору прикладывался список благословений и проклятий на случай выполнения или невыполнения обязательств, список, подобный тому, который мы находим в главе 28 книги Второзаконие» (021) .

Аврам (позже Авраам) — сын своего времени. И Бог, заключая завет, говорит с этим человеком на понятном ему языке. Аврам выразил веру в слова Господа и, в свою очередь, попросил свидетельство верности Бога. Реакция последовала незамедлительно.

Господь сказал Авраму: «Возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя» (Быт. 15:9).

Аврам сразу понял, что стояло за этим повелением. Сейчас должно состояться заключение завета. И он не ошибся.

Господь объявляет Авраму, Кем Он для него является: «Я твой щит». А также напоминает, что Он для него сделал: «Я вывел тебя из Ура Халдейского». Аврам принимает условие завета: «Поверил Господу». И наконец звучат благословения завета: «Потомству твоему даю Я землю сию».

Церемония завета

Любопытно то, какое выражение использовали древние семиты для описания заключения завета. Это слова «разрезать завет». Иными словами, «заключать завет» означает «резать, разрезать или рассекать завет». Церемония заключалась в рассечении животного на части и прохождения между ними участников сторон, заключавших завет. Таким образом демонстрировался образ наказания для тех, кто нарушит завет*. Подобные сцены наказания можно найти и в месопотамских, и в греческих описаниях. Есть подобные упоминания и у библейских пророков.

Например, у пророка Иеремии мы находим следующее описание: «Посему так говорит Господь: вы не послушались Меня в том, чтобы каждый объявил свободу брату своему и ближнему своему; за то вот Я, говорит Господь, объявляю вам свободу подвергнуться мечу, моровой язве и голоду (Вы заметили? Господь как будто говорит: «Перестану быть для вас щитом и защитою».), и отдам вас на озлобление во все царства земли; и отдам преступивших завет Мой и не устоявших в словах завета, который они заключили пред лицом Моим, рассекши тельца надвое и пройдя между рассеченными частями его, князей Иудейских и князей Иерусалимских, евнухов и священников и весь народ земли, проходивший между рассеченными частями тельца, — отдам их в руки врагов их и в руки ищущих души их, и трупы их будут пищею птицам небесным и зверям земным» (Иер. 34:17-20).

Иными словами, стороны, заключавшие завет, говорили друг другу: «Если я нарушу условия завета, то пусть со мной случится то, что сейчас случилось с этими животными». Это была исключительная по своей ответственности клятва верности. Таков был завет.

Вдумайтесь, Бог, Вседержитель Вселенной, Творец всего сущего говорит смертному, грешному человеку: «Если Я не буду верен своим обещаниям, то пусть Меня постигнет та же участь, что и этих рассеченных животных». Что представляет из себя человек, чтобы Святой Бог клялся ему в такой верности! И не говорит ли это о великой ответственности тех, кто решается вступить в завет с Богом? Бог верен и ожидает ответной верности.

Заметим, что завет подразумевал договор двух сторон против общего врага. Стороне, сохранявшей верность, обещались блага усыновления или подобные таковым. А вот тому, кто покушался на союз завета, как и любой из двух сторон, нарушавшей условия завета, обещались проклятия и суровая участь рассеченных животных.

Христос напомнил людям: у человека есть враг. Отец чуждого агрессивного семейства. Но Господь обещает быть щитом и защитой для вступивших в завет. И чтобы мы сегодня лучше увидели, глубже усвоили истину о верности, силе и святости завета с Богом, в Библии, Книге Иисуса Навина, сохранена необыкновенная история.

Роковая ошибка

«Но жители Гаваона… употребили хитрость: пошли, запаслись хлебом на дорогу и положили ветхие мешки на ослов своих и ветхие, изорванные и заплатанные мехи вина; и обувь на ногах их была ветхая с заплатами, и одежда на них ветхая; и весь дорожный хлеб их был сухой и заплесневелый. Они пришли к Иисусу в стан Израильский в Галгал и сказали ему и всем Израильтянам: из весьма дальней земли пришли мы; итак, заключите с нами союз (то же самое слово, что «завет» в Быт. 15). Израильтяне же сказали Евеям: может быть, вы живете близ нас? как нам заключить с вами союз? Они сказали Иисусу: мы рабы твои. Иисус же сказал им: кто вы и откуда пришли? Они сказали ему: из весьма дальней земли пришли рабы твои во имя Господа, Бога твоего; ибо мы слышали славу Его… Слыша сие, старейшины наши и все жители нашей земли сказали нам: возьмите в руки ваши хлеба на дорогу и пойдите навстречу им и скажите им: «мы рабы ваши; итак, заключите с нами союз». Этот хлеб наш из домов наших мы взяли теплый в тот день, когда пошли к вам, а теперь вот, он сделался сухой и заплесневелый; и эти мехи с вином, которые мы налили новые, вот, изорвались; и эта одежда наша и обувь наша обветшала от весьма дальней дороги. Израильтяне взяли их хлеба, а Господа не вопросили. И заключил Иисус с ними мир и постановил с ними условие в том, что он сохранит им жизнь; и поклялись им начальники общества. А через три дня, как заключили они с ними союз, услышали, что они соседи их и живут близ них; ибо сыны Израилевы, отправившись в путь, пришли в города их на третий день… Сыны Израилевы не побили их, потому что начальники общества клялись им Господом, Богом Израилевым. За это все общество Израилево возроптало на начальников. Все начальники сказали всему обществу: мы клялись им Господом, Богом Израилевым, и потому не можем коснуться их; а вот что сделаем с ними: оставим их в живых, чтобы не постиг нас гнев за клятву, которою мы клялись им. И сказали им начальники: пусть они живут, но будут рубить дрова и черпать воду для всего общества. .. Иисус призвал их и сказал: для чего вы обманули нас, сказав: «мы весьма далеко от вас», тогда как вы живете близ нас? за это прокляты вы! без конца вы будете рабами, будете рубить дрова и черпать воду для дома Бога моего!.. И поступил с ними так: избавил их от руки сынов Израилевых, и они не умертвили их; и определил в тот день Иисус, чтобы они рубили дрова и черпали воду для общества и для жертвенника Господня; даже до сего дня…» (Иис. Н. 9:3-9, 11-23, 26, 27).

Иными словами, из жителей Гаваона были организованы бригады по типу «леспромхоза» и «водоканала», и жилось им под проклятием Иисуса Навина очень даже неплохо. Была работа, был хлеб на столе, имелось местное самоуправление, и, что особенно важно в то злое время, существовала безопасность и уверенность в завтрашнем дне. Никто и пальцем не смел их тронуть. Их оберегал завет. А гарантом их безопасности была верность Израиля этому завету.

Долг чести

Прошло некоторое время, и вдруг… Мы читаем: «Когда Адониседек, царь Иерусалимский, услышал, что… жители Гаваона заключили мир с Израилем и остались среди них, тогда он весьма испугался, потому что Гаваон был город большой, как один из царских городов, и больше Гая, и все жители его — люди храбрые. Посему Адониседек, царь Иерусалимский, послал к Гогаму, царю Хевронскому, и к Фираму, царю Иармуфскому, и к Яфию, царю Лахисскому, и к Деви-ру, царю Еглонскому, чтобы сказать: придите ко мне и помогите мне поразить Гаваон за то, что он заключил мир с Иисусом и сынами Израилевыми. Они собрались, и пошли пять царей Аморрейских… они и все ополчение их, и расположились станом подле Гаваона, чтобы воевать против него. Жители Гаваона послали к Иисусу в стан Израильский, в Галгал, сказать: не отними руки твоей от рабов твоих; приди к нам скорее, спаси нас и подай нам помощь (то есть будь нам щитом и защитой, как обещано было в завете); ибо собрались против нас все цари Аморрейские, живущие на горах. Иисус пошел из Галгала сам, и с ним весь народ, способный к войне, и все мужи храбрые. И сказал Господь Иисусу: не бойся их, ибо Я предал их в руки твои: никто из них не устоит пред лицом твоим. И пришел на них Иисус внезапно, потому что всю ночь шел он из Галгала» (Иис. Н. 10:1-9).

Друг семьи, в которой я вырос, бывший фронтовик, вся грудь в орденах, не любил рассказывать о войне. Но как-то в майские праздничные дни в разговоре с моим отцом он заметил: «Знаешь, Саша, что самое страшное на войне? — Иван Васильевич сделал паузу и сам же ответил: — Рукопашный бой. Прошли десятки лет, а все вижу те лица и штыки. Пехота, линия на линию, один на один, и выживает из двоих только один. Я до сих пор верю, что тогда я не убивал людей. Я убивал свою смерть. Мне в мои 19 лет отчаянно хотелось жить. И было очень страшно…»

Всю ночь шли «мужи храбрые». Куда? Зачем? Шли рисковать своей жизнью, защищать обманщиков. В завете они, чужие, сделались близкими. Наверное, не успев толком попрощаться с женами и детьми, шли, зная, что их ждет жестокое сражение. Чем были движимы эти люди? Любовью к своим обманщикам? Вряд ли. Скорее, ими руководил долг верности завету. Уж лучше смерть, чем позор неверности завету и данным обещаниям. Это был вопрос чести народа, носившего имя Бога Живого. Возбужденные яростным предчувствием близящейся битвы, молча и почти бегом боевая дружина Иисуса приближалась к Гаваону. Расстояние, на которое обычным маршем требовалось два-три дня, было покрыто за одну ночь. Наконец в предрассветной мгле показались городские окраины. А вот и первые шатры вражеского стана, первые лица врагов, первый вопль, первая горячая кровь… Началось сражение.

«Господь привел их (Аморреев) в смятение при виде Израильтян, и они поразили их в Гаваоне сильным поражением, и преследовали их по дороге к возвышенности Вефорона, и поражали их до Азека и до Македа. Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом. Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю… и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»? И не было такого дня ни прежде, ни после того, в который Господь так слышал бы глас человеческий. Ибо Господь сражался за Израиля» (Иис. Н. 10:10-14).

Из последнего стиха видно, что израильтяне явно не успевают справиться с врагом и тем самым выполнить все обязательства союза с гаваонитянами. Господь помогает им. Они должны успеть. Невероятным образом Господь помогает людям быть верными завету! Христианская эра открывает нам Ходатая Нового Завета: «И потому Он (Христос) есть ходатай нового завета…» (Евр. 9:15).

Отсюда следует: Господь Бог, Христос Иисус, есть Ходатай завета. Это значит, что Господь, заключая завет с человеком, Сам же выступает Ходатаем завета и помогает христианам соблюсти условия веры, заключенного с ними завета.

Жители Гаваона пошли на обман, чтобы заключить завет с Иисусом Навином. Но он верен своим обещаниям. Мы сегодня тоже не всегда честны перед Богом в завете, но Господь верен всегда. Не все из нас, принимая крещение, вполне сознавали, что делают, сколь великую ответственность в отношениях со Святым Богом принимают на себя. Или, более того, не были искренни, заключая завет при крещении. А после крещения далеко не все из нас оставались чисты, как должно перед Святым Богом.

Но Господь скорее остановит солнце и луну, нежели окажется неверным завету. Господь скорее остановит светило, чем откажется помочь вступившему в завет с Ним человеку сохранить верность. Разумеется, если человек просит о помощи. И великая слава Божия состоит еще и в том, что Господь не просто следует долгу своей чести. Он действительно любит Своих некогда искупленных обманщиков, то есть нас с вами. Теократический Древний Израиль, вступая в союз с жителями Гаваона, скрепил завет именем Господа Бога. Тем самым Бог разделил ответственность перед гаваонитянами за выполнение условий завета. С помощью Божьей Иисус Навин исполнил обещанное. Имя Божье было прославлено. Клятвы исполнены.

Ангелам Божьим не требуются дни и ночи, чтобы прийти на зов, когда мы молимся о помощи свыше. Ибо Господь — скорый помощник в бедах. Но есть ли в нас вера, которая воззовет к небесам? Пребываем ли мы в завете с нашим Творцом?

«Скрежет зубов»

Завет — это великое благословение, великая верность и еще страшная ответственность. Да, именно страшная, если только кто-то проявляет злонамеренную неверность обещаниям завета. Но что ждет неверного, вступающего в завет, а затем лукаво пренебрегающего его условиями?

В Евангелии от Матфея 24:45-51 переданы слова Христа, Который говорит: «Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу вовремя? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: «не скоро придет господин мой», и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, — то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов».

Из широкого контекста становится ясно, что подобная участь постигнет не только тех, кто пренебрегает людьми, ближними, но и дарами, возможностями, данными для служения ближним.

«Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, Иисус возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 25:28-30).

Из библейских пророчеств мы узнаем, что такая же печальная участь ожидает и дьявола с его «дружной семьей». Они погибнут, и впредь их никогда не будет.

Но если столь серьезны последствия для всех вступающих в завет с Богом, если столь грозны последствия нарушения условий завета, то на что же нам надеяться, нам, немощным людям? На свою чистоту, верность, силу?

Двойник

В описании судилища над Христом есть такой момент: «Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву или Иисуса, называемого Христом?.. Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят» (Мф. 27:16, 17, 20-23).

В день безумного судилища над Христом людям был дан выбор: в честь праздника освобождения из Египта и рабства греха дать свободу либо Иисусу, Сыну Небесного Отца, либо известному разбойнику, а теперь узнику, ожидавшему приговора в тюрьме Пилата. По трагической иронии того человека звали Варавва. В переводе на русский язык имя это означало «сын отца». И вот перед толпой предстали двое сыновей своих отцов: Сын Небесного Отца и сын другого отца. Чернь, ведомая религиозными вожаками, усыновила заклятого разбойника. А истинный Сын был предан смерти как неверный завету, как чужой. Всю жизнь Иисус ждал этой минуты. Задолго до этого дня Он предрекал: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? нет, говорю вам, но разделение» (Лк. 12:49-51).

Разделение, о котором говорит здесь Сын Божий, постигло не только людей, которые окончательно распались на две семьи. Оно коснулось и Самого Христа.

Он, не знавший греха, подвергается участи неверного. Он теряет «сыновство», чтобы обрели усыновление и жизнь мы — многочисленные «вараввы». На кресте Он был оставлен всеми, чтобы мы были приняты Богом. Он был разделен с Отцом завесой тьмы, чтобы мы воссоединились со Светом Истинным.

Заключение

Светлое утро воскресения доказало всем, что Иисус был и есть истинный Сын Божий, неправедно пострадавший, единственный верный завету во всем. Но и мы по Его смерти получили усыновление и теперь имеем право, власть и счастье называться и быть «чадами Божиими» (Ин. 1:12). И, как следствие, составлять одну семью, объединенную общей кровью, кровью Христа.

Давайте спросим себя: что принесет лично мне мой завет с Богом, когда вскоре явится Господь? Участь лицемера, злого раба, который знал волю Господина, но, пренебрегши ей, подвергнется рассечению? Или жизнь сына, дочери в доме Отца? Велика ответственность завета! Не случайно известный немецкий богослов XX века Карл Барт, восхищаясь заветом, написал следующее: «…завет между Богом и человеком является смыслом и честью, основой и целью неба и земли, а тем самым и всего сотворенного» (022) .

Будем же благодарить нашего Создателя за Его верность завету и просить у Него сил для своей ответной верности. А условие остается прежним: доверие Богу, ибо с доверием в нашу жизнь входят заповеди Божьи, суть которых любовь к Богу и ближним. И жизнь, новая жизнь во Христе Иисусе.

А Библия пусть всегда и прежде всего останется для нас «Книгой нашего Завета»!

27 февраля 1998

Новый завет

Измученный жизнью суровой,

Не раз я себе находил

В глаголах Предвечного Слова

Источник покоя и сил.

Как дышат святые их звуки

Божественным чувством любви,

И сердца тревожного муки

Как скоро смиряют они!..

Здесь все в чудно-сжатой картине

Представлено Духом Святым:

И мир, существующий ныне,

И Бог, управляющий им.

И сущего в мире значенье,

Причина, и цель, и конец,

И вечного Сына рожденье,

И крест, и терновый венец.

Как сладко читать эти строки,

Читая, молиться в тиши,

И плакать, и черпать уроки

Из них для ума и души!

И.С. Никитин (1824-1861)

Ветер перемен

С детства ему прочили великое будущее. Родители и окружающие отмечали в нем одаренность и трудолюбие. Его цепкий ум всегда был жаден до знаний. Вскоре стало ясно, что сверстникам за ним не угнаться. Блестящее образование соединилось с благородством происхождения и изысканностью воспитания. Такой союз требовал все большего жизненного пространства для этой незаурядной личности. Страстность натуры, бескомпромиссность характера и почти сверхъестественная эрудиция победоносно повергали в безмолвие многих оппонентов. Верность своим убеждениям, неутолимое стремление к успеху заражали окружающих и влекли за этим необыкновенным молодым человеком. Учителя могли им гордиться, а враги трепетали перед ним. При таком начале жизненного пути нетрудно догадаться, какое ожидалось будущее. Престижная работа, пожизненная денежная обеспеченность, почет и уважение, удачная личная жизнь, безмятежная старость, грандиозные похороны, инкрустированный из дорогих пород дерева красивый и просторный гроб, ну, а затем, как водится, вечная память о славном гражданине…

Неизвестно, думал ли об этом Савл, собираясь в очередную командировку. На этот раз ему и сопровождавшей его группе вооруженных людей предстояло отправиться в Дамаск. И в тот день он не мог не думать о вероятных происшествиях, ожидавших его впереди. Вид первой, пролитой с его участием крови пугал и манил, возбуждая неизведанные дотоле мысли и чувства.

Книга Деяний апостолов, глава 9: «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? И Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руку, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» (Деян. 9:1-9).

Ветер!!! В эту ясную, размеренную, хорошо спланированную жизнь, врывается свежий ветер перемен.

— Кто Ты, Господи?

— Живой Христос!

И теперь навсегда, безвозвратно остаются в прошлом престижная работа, обеспеченность, почет и уважение, счастливая личная жизнь, безмятежная старость, грандиозные похороны, инкрустированный из дорогих пород дерева красивый и просторный гроб… Да к чему теперь все это?

Живой Христос, вот в Ком так нуждается сегодня мир, который, подобно Савлу в те дни, об этом и не думает. Живой Христос, вот в Ком так отчаянно нуждается сегодня каждый из нас.

Свет, осиявший Савла, озаряет сегодня и нас с вами. Нет сомнения, что здесь и сейчас среди нас есть немало тех, кто в своей жизни однажды пережил слепоту неверия и прозрение веры. Как же продолжается рассказ о путешествии Савла? Продолжим чтение все той же девятой главы.

«В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел. Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое. Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое. Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске» (Деян. 9:10-19).

Посмотрите, каким контрастом звучат эти два диалога человека с Богом. Савл слетает с лошади (верблюда или ишака), судорожно скребет придорожную пыль, пустыми глазами ищет небо, пытается встать и, когда ему это не удается, восклицает: «Кто Ты, Господин?»

Он повержен Сильнейшим. У современного человека подобная сцена может ассоциироваться со встречей двух заклятых врагов из какого-нибудь голливудского боевика. Вот-вот начнется расправа.

А вот другой диалог из той же главы. Анания, спокойно вытянувшись на циновке, наслаждается покоем после трудового дня. Он видит светлые сны о новом небе и новой земле, как вдруг слышит хорошо знакомый голос:

— Анания!

— Я, Господи.

— Мне нужна твоя помощь. Пойди к человеку по имени Савл. Вот его подробный адрес. (Бог знает наши адреса!) И сделай для Меня следующее: помолись с ним и за него.

— Господи, но Ты, наверное, еще не слышал о нем то, что стало известно мне вчера…

— Слышал, Анания, слышал. Иди.

— Хорошо. Если Ты со мной, я иду.

Такое впечатление, что разговаривают двое старых добрых друзей, а вовсе не Бог с человеком.

Как вы думаете, в каком состоянии пребывал Савл те три дня, будучи поражен слепотой? Он мог бы думать: «А вдруг я так и останусь слепцом в самом расцвете сил? Не слишком ли большую плату берет Бог за встречу с Собой? А вдруг слепота, случившаяся со мной, является страшным наказанием за мои прошлые грехи? И теперь я буду медленно и мучительно умирать, оставленный всеми. А может быть, стоит наложить на себя руки и разом со всем покончить? Уже третьи сутки я погружен во мрак. Чего еще ждать?»

Так ли мыслит человек, который подлинно повстречался с Иисусом? Конечно, нет! Господь говорит Анании о Савле: «Он теперь молится». Иными словами, если человек действительно повстречался с Господом, то уныние для него, хотя и возможно, но все же противоестественно. Гораздо естественнее говорить с Богом в молитве.

Теперь же, когда двое доверяющих Богу молятся вместе, Дух Святой совершает духовное крещение Савла. Анания же преподает ему водное крещение. Это именно то, что происходит с человеком, который встречается с Богом: желание к молитве, исполнение Духом Святым, водное крещение.

«И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий. И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам. А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос» (Деян. 9:20-22).

Свидетельство словом об Иисусе является делом совершенно естественным для обращенных христиан. При этом безостановочно шел очень конструктивный и важный процесс. Савл «более и более укреплялся…»

Делясь с кем-либо своей верой, мы сами благодаря этому укрепляемся. Практически у каждого из нас есть родственники, друзья, знакомые, которым мы можем помочь найти Бога. Нам следует усердней молиться об этом, и Господь укажет мудрый путь, как это лучше сделать. Часто в этом нас обходит успех только потому, что нашим попыткам не предшествует усердная молитва. Вулканической силы желания «сделать» своего собеседника верующим недостаточно. Необходимо действие Духа Святого, проникающего в душу. Нам же не дана способность проникать в мысли и чувства даже самых близких людей. И потому так важно со-трудничество, со-участие Духа Святого в наших человеческих немощных, но значимых усилиях.

Кроме того, рассказывая окружающим о Христе, мы и сами укрепляемся. Чувствуете, что слабеет ваша вера? Тревожит ощущение духовного «застоя»? При этом очень полезной может оказаться простая самопроверка. Спросите себя, давно ли в последний раз вы делились своей верой? Как известно, стоячая вода скоро теряет свежесть. Слово же о Христе есть вода живая. Дайте возможность своей вере течь через вас, и вскоре почувствуете прилив свежих сил.

«Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его (Савла)» (Деян. 9:23). Более того, теперь и язычники «покушались убить его» (Деян. 9:29).

Безверие и безбожие имеют дьявольское свойство: ослабляя человека, подталкивают его к самоутверждению, уничтожая ищущих Бога и знающих Его. Речь идет, прежде всего, об уничтожении моральном, но случается и даже физическое. Савл был слабым человеком, поэтому «дышал злобой и убийством». Эта религиозная злость служила самым ярким свидетельством ошибочности его веры. Сильные люди дышат любовью. А наиболее сильные из них обретают, уподобляясь Христу, способность любить даже врагов. Заметьте, как только сам Савл стал сильным в Боге человеком, сразу же у его былых «друзей» появляется желание убить его. Но жизнь каждого из нас не во власти людей. Никакие силы этого мира не в силах повредить верующей душе, если Господь решил, что еще не время прерваться земному пути.

«Ибо так говорит Господь: .. .касающийся вас касается зеницы ока Его» (Зах. 2:8).

У Господа всегда есть ученики, друзья, ангелы, в нужный момент готовые прийти на помощь.

В 1942 году из села Тарасовка Ростовской области в соседнее село Колодезное по повестке в военкомат отправились Яков Павлович Дмитриенко, Евгений Георгиевич Титков, Павел Иванович Кулаков и еще двое братьев по вере, служивших Церкви. В ту пятницу они бодрым шагом приближались к Колодезному, вслух рассуждая о том, что их ждет впереди. Увлекшись разговором, они не заметили, как рядом появился незнакомый молодой, скромно одетый человек. Он замедлил шаг и дружелюбно поинтересовался, о чем они так оживленно беседуют. Путники остановились и объяснили, что идут по повестке в военкомат. Он удивился и сказал, что этого делать не стоит. «Сегодня пятница, к началу субботнего дня вы не успеете возвратиться домой. Не лучше ли сейчас вернуться в Тарасовку, а уже после субботы пойти по повестке?» «И в самом деле, — отозвались на предложение его собеседники, — и как это мы сразу об этом не подумали? Стоп! А откуда этот незнакомец знает о субботе? И куда же он вдруг подевался?» Они оглянулись по сторонам. Их недавнего собеседника нигде не было. Место открытое, кругом степь да поодаль лесополосы, спрятаться некуда. Тут-то они и поняли: с ними говорил Божий вестник. Тогда все спешили обратно домой. А в все-таки пошли в Колодезное. Стали расспрашивать, в какой хате разместился военкомат. А люди им и говорят: «Да какой там военкомат! Здесь трибунал был. Кого вызывали — того и расстреливали. А вчера свернулись и сгинули».

Стало ясно: там происходило то, что описал в стихах Даниил Андреев:

За околицы пыльные «тройки»

Уводили невинных людей.

Уводили. И без погребенья

Оставляли в карьерах. Лежи

На задворках родного селенья,

У запаханной чьей-то межи. Но вернемся к Деяниям апостолов. «Братия, узнав о сем, отправили его (Савла) в Кесарию и препроводили в Таре» (Деян. 9:30). А что значил город Таре для Савла? Это был его родной город. Там он родился и вырос. Это означало, что Савлу следовало позаботиться о домашних. Он встретил Иисуса Христа. Теперь ему следовало поведать об этом своим родственникам и друзьям, с которыми он провел детство и юность. И только потом настанет черед великих миссионерских походов.

«Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святого Духа, умножались» (Деян. 9:31). У нас происходит подобное? И мы умножаемся? Если мы, как церковь, живем, стремясь к встрече с Христом, молимся, исполняясь Духом Христовым, свидетельствуем о вере, обогащаемся опытом Божьего участия в нашей жизни, тогда будем и умножаться. Вначале качество, а потом уж и количеством.

Оставив нам в пример Свою жизнь, Господь оставил и образы жизни тех, кто нашел в Нем свое прозрение. Вехи Савла, позже ставшего Павлом, — это не вехи фантастического героя. Это обычная жизнь христианина. Смерть Павла не описана в Новом Завете. В этом нет необходимости. В его жизни не было вечера. Свет Христов разрушает мрак, проходит сквозь холод могилы и, подобно маяку, указывает путь к новой земле. В жизни христианина случаются скорби, но в ней нет места вечеру. Человек может пострадать, вернуться в свое естественное состояние — прах. Но сокрытая со Христом жизнь в Боге — остается. «Имеющий Сына [Божия] имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1 Ин. 5:12).

Апостол говорил: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп. 1:21). «За смертью последует воскрешение и встреча с Христом. Если же я живу, значит, принесу пользу для вас. Нет таких сил во вселенной, которые могут похитить мою жизнь, если она передана в руки Христа», — примерно так, судя по его высказываниям, рассуждал бывший Савл.

Слава Павла, почившего в Боге, превзошла славу Павла живого. Нет более известного на земле иудея-еврея-христианина, чем Павел. Но не слава была мотивом его трудов ради Христа, обильно политых потом и кровью. Встретившись с Иисусом, Павел, кажется, потерял все. Даже имя, Савл, осталось в прошлом. И мы помним не апостола Савла, но Савла-гонителя, а апостола Павла. Но сам он не считал, будто что-то потерял после той самой встречи с Иисусом.

«Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Флп. 3:8).

Сор. То, из-за чего Савл гнал своих соплеменников, ставших христианами, теперь стало для него сором. А те иудеи, которые так и не приняли Иисуса как Христа, то есть Мессию, ополчились на Савла. Они считали, что он сошел с ума, стал бесноватым. Настала пора убить его. Он не имел права топтать святую землю. Землю Авраама, Исаака, Иакова. И за Павлом была объявлена настоящая охота.

«В следующую ночь Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме. С наступлением дня некоторые Иудеи сделали умысел и заклялись не есть и не пить, доколе не убьют Павла. Было же более сорока сделавших такое заклятие. Они, придя к первосвященникам и старейшинам, сказали: мы клятвою заклялись не есть ничего, пока не убьем Павла. Итак, ныне же вы с синедрионом дайте знать тысяченачальнику, чтобы он завтра вывел его к вам, как будто вы хотите точнее рассмотреть дело о нем; мы же, прежде нежели он приблизится, готовы убить его» (Деян. 23:11-15).

Они искали убить его. «Ну и пусть ищут, — думал Павел,-такова их работа», — и, подобно Анании, спокойно и безмятежно засыпал.

От своей мамы я узнал о замечательной странице из биографии ее отца, Константина Ефимовича Титаренко. После войны он с женой и четырьмя дочерьми жил в уже упоминавшемся выше селе Тарасовке Ростовской области. И был он служителем Церкви, которых тогда катастрофически не хватало. Кого-то унесла война, а кого-то — репрессии. Он и сам со дня на день ожидал ареста, что позже и произошло. Так вот, ему часто приходилось уезжать на далекие расстояния с пасторскими посещениями.

Однажды он отправился навестить одну из таких сельских общин, где много проповедовал. Там несколько человек обратились и приняли крещение. Позже он неоднократно бывал в той церкви, духовно подкрепляя новообращенных. Среди них была женщина, муж которой был яростно настроен против ее веры и объявил жене: «Я этого мужика убью». Женщина предупредила Константина Ефимовича о нешуточной угрозе: «Если он сказал, значит, сделает». Но как быть? Посещать эту небольшую церковь все равно было необходимо. Добираться туда было нелегко. Поздней электричкой, а потом до самого села пешком через лес. Кстати, «электричкой» в те годы и в тех местах служили товарные поезда (их называли «телячьи вагоны»), в которые запрыгивали на ходу кто как может и так же спрыгивали кому где понадобится. Всякий раз случалось так, что до села Константину Ефимовичу приходилось идти в одиночку. Но он верил, что, если надо, Бог его сохранит.

Время его служения в тех местах закончилось благополучно, и он вернулся в Тарасовку. В ту церковь, где ему угрожал муж новообращенной женщины, он попал только через год. Перед богослужением к нему подошел мужчина и сказал: «Брат, я тебя несколько раз в лесу сторожил, все хотел убить. А теперь вот, сам крещение принял». Константин Ефимович порадовался за него, а затем спросил: «А что ж не убил?» «Да с тобой всегда еще кто-то шел, еще один или даже несколько человек. Ты никогда не ходил один. А я все не мог решиться напасть сразу на нескольких». Но Константин Ефимович возразил: «Брат, я всегда ходил один». «Нет, неправда, — усмехнулся тот, — я сам видел. С тобой всегда кто-то шел рядом». Тогда стало ясно, что это ангелы сохранили жизнь моего деда, а Бог спас еще одного грешника.

В конце своего земного поприща Павел произнес великие слова: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4:7, 8).

Это почти самые последние слова апостола, дошедшие до нас. И потому они особенно важны. «Явление» — кажется, речь здесь идет о пришествии Первом или Втором. Но, скорее всего, это не так. Похоже, что в данном случае апостол говорит о чем-то другом. Греческое слово «эпифанейа» означает здесь именно явление. Не о дороге ли в Дамаск вспоминает Павел в конце земного поприща? Не о той ли встрече со светом на своем жизненном пути говорит апостол? Не ветер ли славных перемен вспоминает он? «Эпифанейа» для любящих Бога — это встреча с Христом, Его светом, Словом Жизни. Только во свете явления Господа случается истинное прозрение, за которым следует обычная для христианина жизнь: молитва и исполнение Духом Христа, крещение и свидетельство о своем прозрении, деятельное участие в жизни Церкви и радость за ее рост.

Явление Христа, встреча с Ним у каждого из нас своя. И только с этой встречей в жизнь врывается свежий ветер перемен, от которого у нас вырастают крылья. И тогда мы обретаем способность узреть «венец правды, который даст Господь… всем возлюбившим явление Его». Узреть не только венец, но и длани Спасителя, на которых останутся следы от встречи с человеком. И эти следы от гвоздей будут Его венцом навсегда. Это память о встрече, прозрении и переменах, ради которых стоит жить.

1 ноября 1996

Крылья

Живем, скользя по осыпям идей,

Питаясь прахом горьких заблуждений,

И с каждым поколеньем все сложней

Понять реальность вечных откровений.

И с каждым поколеньем все трудней

Подняться до небесных категорий,

Нам тлен земной привычней и родней,

Пропитанный насквозь нуждой и горем.

Мы веру обратили в пустоту,

Не верим ни Всевышнему, ни людям,

И сердце потеряло высоту,

Легло в болотный мох суетных буден.

Но верит небо, что, устав от тьмы,

Однажды, пусть ничтожно малой мерой,

Наперекор неверью примем мы

Зерно горчичное — утраченную веру.

Наследник мглы и нравственных разрух,

Одетый ложью, как дорожной пылью,

Рожденный ползать наш убогий дух

Посредством веры обретает крылья.

Н.И. Щеглова

(021) Батчелор М. Открывая Библию. М: Российское Библейское Общество, 1998. С. 24.

(022) Барт К. Очерки догматики. СПб.: Алетейя, 1997. С. 106.