Проповедь к обряду крещения

Погребение и воскрешение

Со стороны это выглядит достаточно необычно. Два человека входят в воду, причем явно не для купания. Один из них поднимает руку и произносит несколько слов. Затем он погружает в воду другого. Погрузившись в лоно вод, тот вскоре снова показывается над их поверхностью. Потом оба выходят из воды. Вскоре они вновь выглядят, как обычные люди. Происходящее называется крещением. Так оно описано на страницах Нового Завета. Крещение может показаться чем-то очень странным, если не знать, почему и для чего его совершают. Христианство немыслимо без крещения, как оно не мыслится без Христа. Крещение было установлено непосредственно Самим Господом Иисусом и завещано всем, кто последует Ему в своей жизни. Становясь христианином, безусловно, необходимо пройти через воды крещения. Исповедуя Христа, принимая Его верой, нужно принять и крещение.

Русским словом «крещение» переводится греческое «баптисма». Именно так апостолы Иисуса Христа и называли то, что мы сегодня именуем крещением. Само по себе слово «баптисма» означает «погружение». В христианском понимании слово «крещение» означает погружение в воду во имя Отца, Сына и Святого Духа.

Сам Иисус Христос был крещен в свое время Иоанном Крестителем. В Евангелии от Марка мы читаем описание этого события: «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него» (Мк. 1:9, 10).

Нетрудно заметить, что для крещения Иисус входил в воду, а затем выходил из нее. Вскоре у Христа появились ученики. И вот другой отрывок из Писания. В нем один из учеников Господа, апостол Иоанн, описывает крещение, которое преподавали последовавшие за Христом ученики: «После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил (хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его (Ин. 4:2)). А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились» (Ин. 3:22, 23).

Из прочитанного видно, что выбор места для крещения определялся количеством воды. Подходящим для крещения считалось место, где было достаточно много воды. И это понятно, ведь для крещения необходимо погрузить в воду всего человека. Тем более, что крещение от апостолов принимали взрослые люди. В книге Деяний апостолов мы читаем об апостоле Филиппе: «Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины» (Деян. 8:12).

Водное крещение подтверждает собой духовное очищение. Именно к духовному очищению приходит ищущий Бога человек, когда приобщается к христианской вере. Сердце, ум и совесть крещенного отныне будут чисты. Вот как об этом писал апостол Петр: «.. .крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести…» или же «просьба к Богу о ниспослании доброй совести» (1 Петр. 3:21). Ниже мы еще вернемся к этим словам апостола Петра.

Когда Иисусу исполнилось почти тридцать лет, в Иудее начинает проповедь о покаянии безызвестный дотоле Иоанн, которого с Иисусом связывали родственные узы. Елисавета, мать Иоанна, приходилась родственницей Марии, матери Господа Иисуса (см. Лк. 1:36). Когда Иоанн вырос, то, будучи иудеем, он призвал к покаянию всех: и язычников, и иудеев. Он настаивал на всеобщем духовном очищении. И, значит, на необходимости крещения для всех, как язычников, так и иудеев. Вскоре в народе его стали называть Крестителем. И многие из числа язычников и иудеев, откликнувшись на его зов о покаянии, крестились от него.

«Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (Мф. 3:5, 6).

Единственный человек, не нуждавшийся в духовном очищении, — Богочеловек Иисус Христос. Он был от вечности Святым и рожден был Святым и остается таковым всегда. И все же тридцатилетний Иисус, рожденный от благочестивой иудейки, девы Марии, принимает крещение от Иоанна Крестителя. Невольно возникает вопрос. Для чего Он так поступает? Этот же вопрос обеспокоил и самого Иоанна. В Евангелии от Матфея об этом сказано так: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:13-17).

Из сказанного явствует, что Иисус Своим крещением дает нам пример «исполнения правды». Более того, сразу после крещения Господня звучит глас Божий, напоминая о Сыновстве Крещенного. И в этом открывается благодать Божия. Принимая крещение, мы слышим благословенное напоминание о том, что некогда были рождены в этот мир, как сыновья и дочери Бога Отца. А крестившись, должны жить в соответствии с этим высоким званием.

Здесь стоит также обратить внимание на один важный момент. Тех, кто желал креститься от Иоанна Крестителя, было очень много. Однако он крестил не всех желавших. Некоторым он просто отказал в крещении. Почему? Объяснение этому мы находим в Евангелии от Матфея: «Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк. 3:7-9).

В Библии не сохранены все подробности этого диалога. Однако даже из одной лишь реплики Иоанна видно, что были люди, хотевшие принять крещение, но при этом не пережившие подлинного покаяния. Они не сожалели о своих грехах и не оставили их. Иоанн же обратил внимание этих людей, что без покаяния их крещение превратится в бесполезное купание, и отказал им. В его ответе присутствует еще один очень важный момент. Иоанн говорит: «И не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»». Ясно, что некоторые иудеи считали себя достойными крещения только потому, что их предки были славными людьми. Иоанн же, будучи иудеем, разочаровал многих, заявив, что добрая вера прошлых поколений ничуть не прибавляет потомкам достоинств и заслуг перед Богом. Без опыта личного покаянного обращения в истинную веру крещение бесплодно и даже было бы вредным делом.

Именно по этим причинам как сам Иоанн Креститель, так и его современники называли крещение «крещением покаяния». И только кающимся позволялось креститься, и только они могут обрести прощение своих грехов.

«При первосвященниках Анне и Каиафе был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Лк. 3:2, 3).

Иисус Христос, Его апостолы и первые ученики приняли крещение от Иоанна Крестителя. Прошло время, и настал день, когда Иисус был предан Иудой. Господа распяли римские солдаты с одобрения и при участии иерусалимского священноначалия. Но в третий день Сын Божий воскрес и вновь, в воскресшей плоти, явил Себя ученикам. Вскоре, при вознесении, Господь завещал Своим последователям: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:19, 20).

Обратите внимание на последовательность действий, заповеданную Иисусом Христом. Вначале человек должен быть научен христианской жизни. Затем ему следует принять крещение. После чего человеку надлежит и далее учиться жизни по заповедям христианской веры. Пренебрегать такой последовательностью действий никак нельзя. Невнимательность к словам Божьим и упорное пренебрежение ими не бывает безнаказанным.

Читая книгу Деяний апостолов, которая следует сразу за четырьмя Евангелиями, мы многократно убеждаемся, что апостолы неизменно следовали духу и форме крещения по повелению Христа.

Выше мы уже говорили о том, что слово «крещение», — по-гречески это «баптисма», — дословно означает «погружение» в воду. Именно погружение, а не кропление, обливание или частичное омовение тела. Почему так? Потому что крещение является образом и подобием смерти и воскресения Иисуса Христа. Апостол Павел дает следующее разъяснение: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим. 6:3-5).

Очевидно, что только при полном погружении в воду соблюдается подобие смерти и воскресения. Человек, оказавшийся на мгновение под водой, на время ничего не слышит, не видит, не дышит, как бы теряет всякую связь с этим миром, то есть как бы умирает. А потом «умерший» воскресает из этого состояния к обновленной жизни и покидает «водную могилу». Отсюда ясно, что смысл крещения и его форма взаимосвязаны. Пренебрежение чем-то одним приводит к ущербности всего крещения, которое может стать просто недействительным. Для соблюдения же упомянутого истинного подобия необходимо держаться и формы, и смысла крещения так, как это открыто в Евангелии.

Невнимательного читателя Священного Писания могут смутить некоторые библейские выражения. Апостол Петр говорит: «.. .Крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести (или же «просьба к Богу о ниспослании доброй совести»), спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Петр. 3:21). Спасает ли крещение как обряд или таинственное действо само по себе? На эти слова должен быть дан отрицательный ответ, поскольку «крещение спасает» благодаря благодати воскресшего Христа, а не само по себе.

«Хорошо, — скажет кто-то, — значит, крещение по благодати воскресшего Христа все-таки спасает любого человека, будь он новорожденный или старик?!» Прежде чем ответить на это вопрос, давайте еще раз прочитаем слова апостола Петра. Заметьте, что нет христианского крещения без личного обещания или личной покаянной просьбы к Богу. Крещение не спасает никого даже благодатью воскресшего Христа, если крещаемый не обращается к Богу с обещанием верности или просьбой к Богу о посвящении всей своей жизни воле Бога. Некоторые иудеи тоже искренне верили, что спасутся, совершая обряд обрезания, и просчитались. Не автоматическое участие в правильном обряде или таинстве спасает человека. Личный выбор определяет его участь. Если же в крещении есть личное «обещание» или «просьба» к Богу о том, чтобы жить по слову Божию, то тогда и крещение спасает благодатью воскресшего Христа.

Иногда светским людям кажется, что христиане принимают крещение исключительно с целью спастись и попасть в рай. Но это неправда. В книге Деяний апостолов есть замечательный пример, поясняющий взаимосвязь крещения и спасения. Апостол Павел и его сподвижник Сила попали в тюрьму за проповедь о воскресшем Христе. Это случилось в македонском городе Филиппы. Но Господь вознамерился вызволить из темницы Своих верных вестников. События стали разворачиваться следующим образом: «Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели. Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его. И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога» (Деян. 16:25-34).

Из этой истории видно, что вера в Господа Иисуса Христа выступает единственным условием для спасения. Ведь апостол Павел не воскликнул, обращаясь к стражнику: «Крестись и спасешься!» Ибо это было бы неправдой. Уверовавший во Христа человек принимает крещение не для того, чтобы спастись. Христианин принимает крещение потому, что, уверовав, принимает спасение по благодати, исходящей от Бога. Человек принимает крещение потому, что уверовал в обретаемое спасение, потому, что жаждет подобия Христу.

Поэтому на вопрос: «Что делать, чтобы спастись?» Павел и Сила не ответили: «Крестись». Они сказали: «Веруй». И только после того, как слушавшие проповедь слова Господня уверовали, они крестились. А после крещения опять продолжили учиться жизни по Слову Божию.

Павел и Сила соблюли ту последовательность действий, о которой говорил Христос: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19,20).

В Евангелии от Марка находим еще одно важное пояснение, сделанное Самим Господом: «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:15, 16).

Кто будет осужден? Тот, кто не был крещен? Отнюдь нет. Но тот, «кто не будет веровать». Из этих слов видно, что решающим условием спасения является вера, которая проявит себя в крещении. Тем, кто не будет веровать, не поможет никакое крещение. Об этом проповедовал еще Иоанн Креститель. А уверовавшему следует и креститься, ибо это угодно Богу. Кроме того, Господь вновь обращает наше внимание на правильную последовательность действий: сначала веровать, а потом креститься. И это — ко спасению. Уверовав, мы каемся, исповедуемся, получаем прощение и уверенность в спасении, и только потом христианское крещение обретает смысл.

Итак, Библия свидетельствует, что крещение есть дело веры, в котором мы уподобляемся Христу. В этом деле человек должен сам проявить свой свободный духовный выбор и волю, обращаясь к Богу с прошениями и обещаниями. Крещение является необходимой частью христианской жизни. В водах крещения мы умираем для старой жизни и воскресаем для новой. Само по себе «автоматическое» погружение в воду не несет благословений, но «рождение от воды и Духа» открывает вход в Царство Божие. Крещение должно утверждать духовную чистоту, без которой никто не увидит Господа. Крещением мы не «добиваемся» спасения, ибо спасаемся благодатью. Крещение наделено благодатью, но не спасительно само по себе. Ибо не крещение «притягивает» (или «стяжает») благодать, но благодать продолжается в крещении. Все люди, и взрослые, и дети, спасаются, как сказано в Писании, лишь благодатью по вере. Крещением мы погребаем во Христе себя и воскресаем с Ним для новой доброй христианской жизни.

Крещение спасает нас благодаря Воскресению Иисуса Христа, если и форма, и содержание крещения соблюдены так, как сказано в Слове Божьем.

Со стороны это смотрится очень необычно. Два человека входят в воду. Один из них поднимает руку и произносит слова: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа…» Затем он погружает в воду другого. Погрузившись, второй снова показывается над поверхностью воды. Потом оба выходят из воды.

Христианство немыслимо без крещения…

1997

Крещение

И вот купель…

Я мягко погружаюсь,

Забыв о всех печалях и скорбях,

И, умерев, тотчас же возрождаюсь

Уже с иным сиянием в глазах.

Я понимаю: в символе высоком

Спасение мое заключено

И единенье с всемогущим Богом,

Которым все вокруг сотворено.

А сестры — рядом. В каждом поздравленье

Живая радость, светлые слова,

И подступает новое волненье,

И словно в ореоле голова.

Отныне все не так, как раньше было:

Я Богова отныне навсегда,

Могила водяная поглотила

Отчаянье потерь, грехов, стыда.

Я — с Богом! И завет мой неостуден,

И все пути и мысли только с Ним —

Мудрейшим, справедливейшим, благим,

Отдавшим Сына во спасенье людям!

И.А. Яворовская